Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты подготовки сотрудников ОВД к профессиональным действиям с применением огнестрельного оружия'

Психолого-педагогические аспекты подготовки сотрудников ОВД к профессиональным действиям с применением огнестрельного оружия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
976
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка курсантов / действия в экстремальных ситуациях / применение огнестрельного оружия / cadets' training / activities in extreme conditions / use of firearms

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибирко Михаил Анатольевич, Панферкина Ирина Сергеевна

Подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях, требующих грамотного, обоснованного и эффективного применения огнестрельного оружия, и сегодня остается одним из важных направлений деятельности образовательных организаций системы МВД России. Исследование психолого-педагогических аспектов такой подготовки в компетентностной парадигме образования приводит к выводу о том, что она способствует формированию и установленных компетенций на необходимом уровне, и готовности будущих специалистов эффективно решать актуальные задачи, которые поставлены обществом, государством перед правоохранительными органами. Для достижения максимального эффекта в подготовке будущих специалистов к возможным предстоящим действиям в экстремальных ситуациях, требующих применения огнестрельного оружия, важно использовать преимущества, создаваемые межпредметной интеграцией. В связи с этим мы представляем методику проведения комплексных занятий по огневой подготовке на основе применения метода моделирования профессиональной правоприменительной деятельности сотрудников ОВД с использованием в экстремальных ситуациях огнестрельного оружия, а также необходимые для ее эффективного использования педагогические условия и психологическое сопровождение. Разработка методики, обоснование педагогических условий и психологического сопровождения строятся на многолетней научно-исследовательской и опытноэкспериментальной деятельности преподавателей кафедры огневой подготовки Воронежского института МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сибирко Михаил Анатольевич, Панферкина Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Aspects of Training Cadets to Use Firearms

Law enforcement officers' preparation for activities in extreme conditions requiring knowledgeable, reasonable and effective usage of firearms remains today one of the important activities of the educational organization in the system of the Russian MIA. The study of psychologically-pedagogical aspects of such training within competency-based educational approach proves that it facilitates formation of both the established competencies up to the necessary level and future specialists' readiness to tackle effectively relevant tasks set for law enforcement agencies by the society and the state. To achieve maximum effect in preparing future specialists for possible oncoming activities in extreme conditions which require use of firearms it is significant to take advantages caused by inter-subject integration. Thereby, the authors provide a method of conducting complex firearms lessons based on the method of modelling law enforcement officers' activity using firearms in extreme conditions as well as pedagogical conditions and psychological maintenance necessary for effective employment of this method. Development of the method, explanation of pedagogical conditions and psychological maintenance are based on the long-term scientific research and practical experiments conducted by the teaching staff of the Firearms training department of the Voronezh Institute of the Russian MIA.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты подготовки сотрудников ОВД к профессиональным действиям с применением огнестрельного оружия»

УДК 378.1 © М. А. Сибирко, И. С. Панферкина, 2018

Психолого-педагогические аспекты подготовки сотрудников ОВД к профессиональным действиям с применением огнестрельного оружия

Сибирко Михаил Анатольевич,

кандидат педагогических наук, начальник кафедры огневой подготовки

Воронежского института МВД России Воронеж, Россия. е-mail: [email protected]

Панферкина Ирина Сергеевна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры административного права Воронежского института МВД России Воронеж, Россия. е-mail: [email protected]

Подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях, требующих грамотного, обоснованного и эффективного применения огнестрельного оружия, и сегодня остается одним из важных направлений деятельности образовательных организаций системы МВД России. Исследование психолого-педагогических аспектов такой подготовки в компетентностной парадигме образования приводит к выводу о том, что она способствует формированию и установленных компетенций на необходимом уровне, и готовности будущих специалистов эффективно решать актуальные задачи, которые поставлены обществом, государством перед правоохранительными органами. Для достижения максимального эффекта в подготовке будущих специалистов к возможным предстоящим действиям в экстремальных ситуациях, требующих применения огнестрельного оружия, важно использовать преимущества, создаваемые межпредметной интеграцией. В связи с этим мы представляем методику проведения комплексных занятий по огневой подготовке на основе применения метода моделирования профессиональной правоприменительной деятельности сотрудников ОВД с использованием в экстремальных ситуациях огнестрельного оружия, а также необходимые для ее эффективного использования педагогические условия и психологическое сопровождение. Разработка методики, обоснование педагогических условий и психологического сопровождения строятся на многолетней научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности преподавателей кафедры огневой подготовки Воронежского института МВД России.

Ключевые слова: подготовка курсантов; действия в экстремальных ситуациях; применение огнестрельного оружия.

Для цитирования: Сибирко М. А., Панферкина И. С. Психолого-педагогические аспекты подготовки сотрудников ОВД к профессиональным действиям с применением огнестрельного оружия // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3(74). С. 61-67. DOI 10. 24411/1999-6241-2018-13011

Подготовка курсантов — будущих специалистов органов внутренних дел (ОВД) к профессиональным действиям с применением огнестрельного оружия и сегодня остается одним из важных направлений деятельности образовательных организаций системы МВД России. С экстремальными ситуациями, когда необходимы грамотные профессиональные действия с применением оружия в строгом соответствии с действующим законодательством, сотрудники ОВД сталкиваются постоянно: в ходе преследования и задержания преступников, осуществления следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий, пресечения нарушений общественного порядка и др .По мнению министра внутренних дел В . А. Ко-локольцева, «одним из основных вопросов повестки дня в современных условиях является эффективное противодействие экстремизму и терроризму» ', в отношении которых Президент Российской Федерации В. В. Путин призывает «действовать жестко и абсолютно бескомпромиссно» 2. Действия в экстремальных ситуациях, связанные с применением огнестрельного оружия в условиях противодействия экстремизму и терроризму, также требуют формирования морально-психологической готовности к их осуществлению.

Согласно компетентностной парадигме современного высшего образования, выдвинувшей перед образовательной практикой ряд принципиальных проблем практического плана, целью подготовки специалистов выступает формирование их готовности к грамотному решению комплексных профессиональных задач, к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с развитыми способностями, а также формирование умений и желания учиться и совершенствоваться в процессе такой деятельности. Однако и сегодня многие аспекты указанных проблем остаются недостаточно изученными, нуждаются в исследовании, проведении опытно-экспериментальной работы и обосновании предложений, позволяющих образовательным организациям проводить подготовку квалифицированных специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с потребностями общества, государства, личности, на что обращают внимание ведущие ученые (А. А. Вербицкий [1, с. 32], И. А. Зимняя [2, с. 7], В . В. Сериков [3, с. 348], А. В. Хуторской [4, с. 7] и др . ). Одним из таких аспектов является организация эффективной подготовки курсантов ведомственных образовательных организаций к действиям в экстремаль-

1 Текст официального выступления Министра внутренних дел Российской Федерации В . А . Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 9 марта 2017 года . URL: http://www.kremlin . ru/events/president/news/54014 (дата обращения: 15.09.2017).

2 Выступление Президента Российской Федерации В . В . Путина на расширенном заседании коллегии МВД России 9 марта 2017 года. URL: http://www.kremlin .ru/events/president/news/54014 (дата обращения: 15.09.2017).

ных ситуациях, требующих применения огнестрельного оружия, с использованием инновационных методик проведения занятий по огневой подготовке, а также психологического сопровождения занятий.

В связи с этим целью настоящей публикации стало представление методики проведения комплексных занятий по огневой подготовке на основе применения метода моделирования профессиональной правоприменительной деятельности сотрудников ОВД с использованием в экстремальных ситуациях огнестрельного оружия, а также необходимых для этого педагогических условий и психологического сопровождения. Разработка методики, педагогические условия и психологическое сопровождение строятся на многолетней научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе преподавателей кафедры огневой подготовки Воронежского института МВД России.

Исследованием было установлено, что проблемы, связанные с такой подготовкой, сохраняются в течение длительного времени и не находят своего разрешения. Так, еще в 1995 г. в диссертационном исследовании А. А. Хвастунова подчеркивалась «настоятельная и широкая потребность разработки и научного обоснования новых, специфических средств и методов оптимизации педагогического процесса по формированию навыков результативной стрельбы из табельного оружия» [5, с. 3]. В 2000 г. В. Н . Витольник отмечал, что существующая «система подготовки курсантов в ВУЗах МВД РФ неадекватно реагирует на события, происходящие в изменении объема и сложности выполнения служебно-боевых задач», «сложившиеся стереотипы преподавания огневой подготовки преодолеваются с трудом» и «практика преподавания курса „Огневая подготовка" в высших учебных заведениях МВД России должна активно меняться» [6, с. 5]. Но и по прошествии десятилетий В. Г. Лупырь и О . О . Осипов справедливо указывают на «некорректное понимание педагогической действительности, нерешенность и даже непризнание комплекса проблем, связанных с педагогическим проектированием междисциплинарного подхода к процессу формирования у курсантов и слушателей профессиональных компетенций правомерного и эффективного применения огнестрельного оружия» [7, с. 52].

В своем исследовании мы используем не только компетентностный, но и интегративный подход, что придает его результатам определенную научную новизну. Согласно компетентностному подходу мы конкретизируем цели подготовки будущих специалистов в обеспечении их способностей и готовности к применению огнестрельного оружия в экстремальных ситуа-

циях в соответствии с установленными компетенциями Действующими федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования и по специальности 40. 05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (ПОНБ) 3, и по специальности 40.00.02 Правоохранительная деятельность (ПД) 4 установлены профессиональные компетенции, непосредственно определяющие способности сотрудников ОВД действовать в экстремальных ситуациях: для специальности ПОНБ это ПК-17, для специальности ПД — ПК-23 (способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях) Способность осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства установлена для специальности ПОНБ в ПК-14 Для специальности ПД в ПК-18 аналогичный текст содержит уточнение: правомерно и эффективно применять табельное оружие

Для осознанного, правомерного и эффективного применения огнестрельного оружия особенно важно действовать в соответствии с правами сотрудников полиции по его применению, установленными Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» 5 (ст. ст. 23-24). Целенаправленное формирование компетенций на занятиях по огневой подготовке регламентируется Наставлением по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации и приказом МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» 6 и др . Однако подготовка курсантов к действиям в экстремальных ситуациях с применением огнестрельного оружия не может ограничиваться исключительно занятиями по огневой подготовке, она должна включать комплекс психолого-педагогических процедур, результатом которых и становится формирование необходимых компетенций Ведь любая компетенция «в отличие от предметных знаний и умений, имеет интегративную природу, она несводима к механической сумме знаний и способов действий, полученных в процессе изучения предметов» [8, с. 8], а потому «организацию эффективного обучения стрельбе из личного оружия необходимо строить на междисциплинарных взаимосвязях психологических, психофизиологических, педагогических закономерностей формирования умений и навыков стрельбы» [9, с 4] Развивая это положение, мы рассматриваем не только междисциплинарные связи, но и целостный интегративный процесс формирования установленных компетенций .

3 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05. 01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета) : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1614. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

4 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1424. Доступ из справ .-правовой системы «КонсультантПлюс» .

5 Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс».

6 Там же .

В усвоении будущими специалистами компетенций, необходимых для профессионального применения боевого огнестрельного оружия, в обеспечении их готовности к правоприменительной оперативно-служебной деятельности мы видим ведущую цель огневой подготовки курсантов . Учеными предлагаются различные подходы к оценке сформированности компетенций. Например, И В Ураков обосновывает возможность использования показателя «огневой подготовленности каждого слушателя (курсанта), выпускника» [10, с. 7]. Однако этот показатель, скорее всего, будет полезен для проведения научных исследований и опытно-экспериментальной работы . Что касается Воронежского института МВД России, то здесь компетенции, которые должны быть сформированы в процессе изучения дисциплины «Огневая подготовка» и характеризовать результаты подготовки, определены матрицей компетенций, а для оценки результативности формирования компетенций используются показатели, включенные в Фонд оценочных средств для проведения промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся и отраженные в рабочей программе изучения дисциплины на 2-5 курсах.

Представляя методику проведения комплексных занятий по огневой подготовке на основе применения метода моделирования профессиональной правоприменительной деятельности сотрудников ОВД с применением огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях, важно отметить:

1) методика основана на межпредметной интеграции, так как именно это приводит к практическому применению курсантами знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения следующих дисциплин: «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка», «Административное право и административная деятельность», «Психология» и др . ;

2) при разработке методики учитывалось, что в организации и проведении занятий по огневой подготовке применяемые методы обусловлены используемыми средствами обучения, в качестве которых выступают специально оборудованные стационарные тиры, полигоны, интерактивные и оптико-электронные тренажеры; учебное оружие — пистолеты, автоматы, боеприпасы к ним; средства звукоизоляции и др Методы обучения будут зависеть от того, где и с применением какого оружия осуществляется обучение стрельбе Из возможных для использования методов обучения мы считаем наиболее эффективным для разработки и апробации методики метод моделирования профессиональной правоприменительной деятельности сотрудников ОВД с применением огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях

Использование разработанной методики в организации и проведении занятий по огневой подготовке позволяет задействовать те преимущества, которые создаются межпредметной интеграцией . Это приводит к тому, что у преподавателей появляются новые возможности в постановке и решении задач, обеспечивающих формирование целостной личности изучающего определенную дисциплину, и в повышении эффективности

ее изучения за счет использования возникающего контура обратной связи и направления процесса изучения в русло предстоящей профессиональной деятельности будущих специалистов [11, с 171]

Так, межпредметная интеграция в моделировании профессиональной правоприменительной деятельности сотрудников ОВД с использованием огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях на занятиях по огневой подготовке позволяет приобрести и закрепить знания правомерности применения огнестрельного оружия в экстремальных условиях (интеграция дисциплин «Административное право и административная деятельность», «Тактико-специальная подготовка», «Огневая подготовка» и др ) Кроме того, на комплексных занятиях формируются и закрепляются умения обоснованного применения полученных знаний при решении служебных задач, связанных с применением в экстремальных ситуациях огнестрельного оружия, навыки эффективного и целесообразного применения оружия в экстремальных ситуациях (интеграция дисциплин «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка», «Психология» и др )

Для проведения комплексных занятий по огневой подготовке на основе моделирования профессиональной правоприменительной деятельности сотрудников ОВД с использованием в экстремальных ситуациях огнестрельного оружия разработанная нами методика включает следующие поэтапно используемые приемы:

1 этап: подготовительные упражнения к производству выстрела при ведении в экстремальных условиях скоростной стрельбы, в процессе которых отрабатываются навыки извлечения оружия из кобуры, способы удержания (хваты) оружия, осуществляется обучение прицеливанию в сложных условиях, управлению дыханием, спуску курка с боевого взвода

2 этап: обучение принятию изготовок с одной и двух рук из положений стоя, лежа и др , а также обучение принятию изготовок с использованием естественных укрытий

3 этап: обучение стрельбе в процессе движения и при наличии мешающих факторов

4 этап: выполнение упражнений с включением экстремальных (психотравмирующих) факторов, требующих особых действий и влияющих на результативность стрельбы (звуковых, световых, создающих помехи при движении и стрельбе, комплексных и т п )

5 этап: выполнение специальных упражнений, включающих ведение стрельбы после перезаряжания оружия, имитации ранения, задержек при стрельбе, производство выстрела на опережение и уход с линии огня и др

6 этап: комплексные упражнения скоростной стрельбы, выполняемые при повышенной физической и психологической нагрузке в моделируемых экстремальных ситуациях

Успешность проведения комплексных занятий по огневой подготовке на основе моделирования профессиональной правоприменительной деятельности с использованием в экстремальных ситуациях огнестрельного

оружия во многом определяется тем, насколько эффективны занятия по психологическому сопровождению подготовки курсантов к указанным действиям.

О значимой роли психологического сопровождения подготовки курсантов к применению огнестрельного оружия свидетельствует не только отечественный, но и зарубежный опыт подготовки полицейских [12]. Так, в англоязычных странах итогом подготовки полицейских должна стать готовность к deadly force, т. е . ведение огня на поражение, применение силы со смертельным исходом. Для достижения этого результата действуют психологические службы в Соединенных Штатах Америки [13], Великобритании [14], Канаде [15], Новой Зеландии [16] и др . Перед нами стояла задача обеспечить готовность курсантов к deadly force, но особое значение имела интеграция психологического обеспечения проведения занятий по огневой подготовке

В основу организации и проведения занятий по формированию устойчивой психологической готовности к грамотным действиям с огнестрельным оружием на занятиях по огневой подготовке были положены результаты совместных с сотрудниками отделения психологической работы исследований проблем, связанных с применением огнестрельного оружия сотрудниками ОВД в экстремальных ситуациях и требующих психологического сопровождения . Проблематику психологического обеспечения занятий по огневой подготовке определяли:

1) с учетом формирования психологической готовности будущих специалистов к обеспечению личной безопасности и выживанию в экстремальных ситуациях, требующих применения огнестрельного оружия;

2) с учетом обеспечения бдительности и высокого профессионально-боевого настроя в условиях необходимости применения огнестрельного оружия;

3) с учетом обеспечения психической саморегуляции, само- и взаимопомощи курсантов-сотрудников ОВД и будущих специалистов в ситуациях, требующих применения в экстремальных условиях огнестрельного оружия;

4) с учетом диагностики, профилактики и коррекции тех негативных психических состояний, которые могут возникнуть на занятиях по огневой подготовке при моделировании указанных экстремальных условий

Наибольшую эффективность в формировании психологической готовности к выполнению рассматриваемых упражнений на внеаудиторных занятиях, проводившихся сотрудниками отделения психологической работы Воронежского института МВД России, показали тренинги развития познавательных и эмоционально-волевых процессов [17, с. 159-160]. Такие тренинги были адаптированы к проблематике психологического обеспечения подготовки будущих специалистов к действиям в экстремальных ситуациях в Омской академии МВД России [18].

В качестве основных задач занятий психологического сопровождения были определены и доведены до курсантов следующие: получение и глубокое усвоение необходимых знаний об особенностях влияния экстремальных ситуаций на психику человека (в том числе

психофизиологических механизмов влияния); приобретение навыков совершенствования индивидуальных способностей к ощущению, восприятию, а также развитие внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать экстремальную ситуацию и предвидеть ее развитие и др ; тренировка восприятия экстремальных условий и преодоления психологических трудностей, характерных для них (страха, скованности, нарушений памяти и концентрации внимания, притупления эмоций или агрессивности и др ); выработка умений и навыков управлять собой в профессионально и психологически сложных условиях, мобилизовывать свои силы и возможности, чтобы устоять перед трудностями и опасностями, не совершать импульсивных непродуманных поступков, способных нанести вред и самому себе, и разрешению той экстремальной ситуации, в которой потребовалось применение огнестрельного оружия; приобретение навыков эмоционально-волевой регуляции, которая, по мнению исследователей, «является одной из ведущих в системе компетенций, определяющих профессиональную надежность сотрудников ОВД, представляет собой совокупность способностей к переработке эмоциоген-ных воздействий, характерных для правоохранительной деятельности» [19, с. 11].

Эффективность разработанной методики проведения комплексных занятий по огневой подготовке на основе моделирования профессиональной деятельности сотрудников ОВД с применением огнестрельного оружия в сочетании с психологическим сопровождением проведения занятий находит в результатах опытно-экспериментальной работы, проводившейся в Воронежском институте МВД России в 2012-2017 гг.

В опытно-экспериментальной работе участвовали 7 преподавателей кафедры огневой подготовки, которые не только использовали методику в организации и проведении занятий, но и обрабатывали получаемые результаты, анализировали их, предлагали пути совершенствования методики и повышения ее эффективности Психологическое сопровождение осуществлялось сотрудниками отделения психологической работы (2 человека) В опытно-экспериментальную работу были вовлечены курсанты экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп В ЭГ и КГ было включено по два взвода (по одному из обучающихся по специальностям ПОНБ и ПД, 47 человек в ЭГ и 48 человек в КГ) Занятия в ЭГ проводились по разработанной методике с психологическим сопровождением, а в КГ занятия строились на основе иных традиционных и инновационных методов Результаты опытно-экспериментальной работы оценивались с помощью фондов оценочных средств, включенных в рабочую программу дисциплины «Огневая подготовка», а также с задействованием метода экспертных оценок для оценки морально-психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях с применением огнестрельного оружия после сдачи курсантами зачетов в четвертом — восьмом семестрах и экзамена в десятом семестре (см табл )

Таблица. Количественные характеристики уровня сформированности компетенций и морально-психологической готовности курсантов ЭГ и КГ к применению огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях по этапам изучения дисциплины «Огневая подготовка» (Table. Quantative Characteristics of the Level of Cadets' Competences and Moral and Psychological Readiness in Experimental and Control Groups for using Firearms in Extreme Situations according to Stages of Studying Firearms Training )

Форма контроля Семестр Уровень ЭГ КГ

чел. % чел. %

Зачет Четвертый низкий 17 36,2 15 31,25

средний 22 46,8 23 47,90

высокий 8 17,0 10 20,85

Шестой низкий 9 19,1 9 18,75

средний 13 27,7 23 47,90

высокий 25 53,2 16 33,35

Восьмой низкий 3 6,4 4 8,33

средний 12 25,5 24 50,00

высокий 32 68,1 20 41,67

Экзамен Десятый низкий - - - -

средний 7 14,9 18 37,50

высокий 40 85,1 30 62,50

В таблице представлены количественные характеристики достигнутого уровня сформированности компетенций и морально-психологической готовности курсантов ЭГ и КГ по этапам изучения дисциплины, которые распределены по трем уровням (низкий, средний и высокий)

Результаты опытно-экспериментальной и аналитической работы показывают, что для эффективного формирования установленных компетенций в процессе подготовки будущих специалистов к действиям в экстремальных ситуациях с применением огнестрельного оружия должны быть созданы необходимые педагогические условия В качестве первого условия мы определяем целенаправленное использование возможностей, которые создаются:

1) приобретением теоретических знаний в области морали, нравственности, психологии, социологии и др . (морально-психологическая подготовка);

2) формированием умений и навыков, необходимых для обеспечения физической готовности к эффективному решению задач профессиональной правоприменительной деятельности с применением огнестрельного оружия (физическая подготовка);

3) приобретением специальных знаний, умений, навыков, определяющих готовность к применению специальных средств (тактико-специальная подготовка);

4) приобретением знаний, формированием умений и навыков применения сотрудником полиции табельного оружия в законодательно определенных ситуациях (огневая подготовка)

Вторым педагогическим условием является поэтапное формирование установленных компетенций, обеспечение преемственности в ходе огневой и морально-психологической подготовки курсантов к действиям в экстремальных ситуациях с применением огнестрельного оружия, что объясняется сложностями, возникающими в процессе адаптации курсантов к осуществлению действий, связанных с применением огнестрельного оружия

Третье педагогическое условие — обоснованное и эффективное применение форм, методов и средств как психологической, так и огневой подготовки, стимулирование мотивации каждого курсанта к целеустремленному формированию готовности к действиям в экстремальных ситуациях с применением огнестрельного оружия Мотивация, по справедливому утверждению Т. А. Басиной, выступает не только «как совокупность факторов, определяющих и детерминирующих поведение, но и как процесс, поддерживающий психическую активность» [20, с. 18].

Исследование психолого-педагогических аспектов подготовки сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях с применением огнестрельного оружия в компетентностной парадигме образования позволило сформулировать выводы

1 Подготовка будущих специалистов к грамотному, эффективному и обоснованному применению огнестрельного оружия должна включать комплекс психолого-педагогических процедур, результатом которых служит формирование установленных компетенций на необходимом уровне

2 Максимальный эффект в подготовке курсантов к возможным предстоящим действиям, требующим применения огнестрельного оружия, достигается в созданных для этого педагогических условиях с использованием преимуществ межпредметной интеграции

3 Такие преимущества (закрепление знаний правомерности применения огнестрельного оружия, умений и навыков обоснованного применения полученных знаний при решении служебных задач, связанных с применением в экстремальных ситуациях огнестрельного оружия, тренировка восприятия экстремальных условий и преодоления психологических трудностей, характерных для них) успешно реализуются в Воронежском институте МВД России в процессе организации и проведения комплексных

занятий по огневой подготовке на основе моделирования профессиональной деятельности сотрудников ОВД с применением огнестрельного оружия Об этом свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы Успешное проведение комплексных занятий обеспечивается и их психологическим сопровождением

Перспективы исследования проблемы подготовки будущих специалистов к действиям в экстремальных ситуациях с применением огнестрельного оружия мы видим в опытно-экспериментальной и аналитической работе, связанной с гендерными особенностями формирования компетенций, установленных государственными образовательными стандартами, на занятиях по дисциплине «Огневая подготовка»

Список литературы

1. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010 . № 5 . С. 32-37.

2 . Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М. , 2004. 42 с.

3 . Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе : монография . М. , 2012. 448 с .

4. Хуторской А. В. Дидактика : учебник для вузов . Стандарт третьего поколения. СПб . , 2017. 720 с.

5 . Хвастунов А. А. Методика огневой подготовки в системе первоначального обучения сотрудников ОВД : автореф. дис. ... канд. пед . наук. М. , 1995. 23 с .

6 . Витольник В. Н. Огневая подготовка курсантов вузов МВД России на основе современных технических средств обучения : дис . канд пед наук СПб , 2000 226 с

7 . Лупырь В. Г., Осипов О. О. Становление и инновационное развитие кафедры огневой подготовки Омской академии МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах 2016 № 3(66) С 52-55

8 . Ибрагимов И. Г. Методологические и прикладные проблемы развития дидактики профессиональной школы // Педагогика . 2014. № 8 . С. 3-12 .

9 . Торопов В. А. Теория и практика эффективного обучения сотрудников ОВД стрельбе из личного оружия : дис . ... д-ра пед. наук. СПб . , 2001. 341 с.

10 . Ураков И. В. Совершенствование огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России : автореф . дис. ... канд. пед . наук. М. , 2003. 24 с .

11. Мещерякова Е. И., Панферкина И. С. Интегративный подход к профессиональной подготовке специалистов подразделений по делам несовершеннолетних : монография . Воронеж, 2015. 198 с.

12 . Салпагарова С. Р. Организация психологического обеспечения полиций англоязычных стран : дис . канд пси-хол. наук. М. , 2006. 219 с.

13 . Milton C. H., Helleck J. W., Sardner J., Abrecht G. L. Police Use of deadly force . USA: Police Foundation, 1977. 217 p .

14. Gudjonsson G. H., Adlam K. R. C. Occupational stressors among British police officers // Police Journal. 1985. Vol. 62 . P 17-23 .

15 . Schuller R. A. Introduction to psychology and law: Canadian perspectives: UTP 100, 1901-2001. Toronto, 2001. 178 p.

16 . Stephens С., Long N., Miller I. The impact of trauma and social support on post-traumatic stress disorder in New Zealand police officers. Journal of Criminal Justice. 1997. Vol 25 P 36-45

17. Сибирко М. А. Формирование морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений МВД России в экстремальных ситуациях : дис . канд пед наук. Елец, 2012. 196 с.

18 . Скиданов Е. А., Михайлова В. К., Белоусова Е. А., Юрченко Г. А. Использование кабинета психологической регуляции в практической деятельности психологов органов внутренних дел : метод, пособие . Омск, 2005. 48 с .

19 . Гончарова Н. А., Жидкова О. А. Эмоционально-волевая регуляция как условие обеспечения надежности деятельности сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3(70). С. 11-15 .

20 Басина Т. А. Особенности учебной мотивации курсантов ведомственной образовательной организации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68) . С. 18-20 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 25.09.2017

UDC 378.1

Psychological and Pedagogical Aspects of Training Cadets to Use Firearms

Mikhail A. Sibirko,

Candidate of Sciences (Pedagogy), Chief of Fire Training Department of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Voronezh, Russia. е-mail: [email protected]

Irina S. Panferkina,

Candidate of Sciences (Pedagogy), senior lecturer of the Department of Administrative Law of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Voronezh, Russia. е-mail: [email protected]

Law enforcement officers' preparation for activities in extreme conditions requiring knowledgeable, reasonable and effective usage of firearms remains today one of the important activities of the educational organization in the system of the Russian MIA. The study of psychologically-pedagogical aspects of such training within competency-based educational approach proves that it facilitates formation of both the established competencies up to the necessary level and future specialists' readiness to tackle effectively relevant tasks set for law enforcement agencies by the society and the state. To achieve maximum effect in preparing future specialists for possible oncoming activities in extreme conditions which require use of firearms it is significant to take advantages caused by inter-subject integration. Thereby, the authors provide a method of conducting complex firearms lessons based on the

method of modelling law enforcement officers' activity using firearms in extreme conditions as well as pedagogical conditions and psychological maintenance necessary for effective employment of this method. Development of the method, explanation of pedagogical conditions and psychological maintenance are based on the long-term scientific research and practical experiments conducted by the teaching staff of the Firearms training department of the Voronezh Institute of the Russian MIA.

Keywords: cadets' training; activities in extreme conditions; use of firearms.

Citation: Sibirko M. A., Panferkina I. S. Psychological and Pedagogical Aspects of Training Cadets to Use Firearms. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(74), 2018. P. C. 61-67. DOI10.24411/1999-6241-2018-13011

References

I. Verbitsky A . A . Context-competence Approach to the Modernization of Education . Higher Education in Russia. No . 5, 2010 . Pp. 32-37. (In Russ . )

2 . Zimnyaa I . A . Key Competences as the Effective-target basis of Competence-based Approach in Education . Moscow, 2004. 42 p. (In Russ )

3 . Serikov V. V. Personal Development in the Education . Moscow, 2012. 448 p. (In Russ. )

4. Khutorskoy A. V Didactics . Standard of the Third Generation . St Petersburg, 2017. 720 p . (In Russ . )

5 . Khvastunov A . A . Technique of Fire Training in the Initial Training of Law Enforcement Officers. Extended Abstract of Candidate of Sciences Dissertation (Pedagogy). Moscow, 1995. 23 p . (In Russ . )

6. Vitolnik V. N. Fire Training of Cadets of High Schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the basis of Modern Technical Means of Training. Candidate of Sciences Dissertation (Pedagogy). St Petersburg, 2000. 226 p . (In Russ . )

7 . Lupyr V. G . , Osipov O . O . Formation and Innovative Development of the Department of Fire Training of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(66), 2016. Pp. 52-55. (In Russ. )

8 . Ibrahimov I . G . Methodological and Applied Problems of Development of the Didactics of the Vocational School. Pedagogy. No . 8, 2014. Pp. 3-12 . (In Russ . )

9 . Toropov V. A . Theory and Practice of Effective Training of Law Enforcement Officers' in Using Firearms. Doctor of Sciences Dissertation (Pedagogy). 2001. 341 p. (In Russ. )

10 . Urakov I . V. Improvement of Cadets' and Trainees' Fire Training at Educational Institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia . Extended Abstract of Candidate of Sciences Dissertation (Pedagogy). Moscow, 2003. 24 p . (In Russ . )

II. Meshcheryakova E . I . , Panferkina I . S . Integrated Approach to Juvenile Crime Department Officers' Professional Training. Voronezh, 2015. 198 p. (In Russ. )

12 . Salpagarova S . R . The Organization of Psychological Support of Police in English-speaking Countries. Candidate of Sciences Dissertation (Psychology). Moscow, 2006. 219 p. (In Russ. )

13 . Milton C H, Helleck J. W. , Sardner J. , Abrecht G . L Police Use of Deadly force . USA: Police Foundation . 1977. 217 p .

14. Gudjonsson G . H . , Adlam K. R . C Occupational stressors among British police officers . Police Journal. 1985. Vol. 62 . Pp. 17-23 .

15 . Schuller Regina A. Introduction to Psychology and Law: Canadian Perspectives: UTP 100, 1901-2001. Toronto, 2001. 178 p.

16 . Stephens C , Long N . , Miller I . The Impact of Trauma and Social Support on Post-Traumatic Stress Disorder in New Zealand Police Officers. Journal of Criminal Justice. 1997. Vol. 25 . Pp. 36-45.

17 Sibirko M A Formation of Moral and Psychological Stability of Cadets of Educational Institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Extreme Situations . Candidate of Sciences Dissertation (Pedagogy). Yelets, 2012. 196 p . (In Russ . )

18 . Skidanov E. A. , Mikhaylova V. K. , Belousova E. A. , Yurchenko G . A. Use of Psychological Regulation Office in the Practical Activity of Psychologists of Law Enforcement Bodies . Omsk, 2005. 48 p . (In Russ . )

19 . Goncharova N. A. , Zhidkova O. A. Emotional-volitional Regulation as a Condition for Ensuring Law Enforcement Officers' Reliability. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(70), 2017. Pp. 11-15 . (In Russ.)

20 . Basina T. A . Characteristics of Educational Motivation of Cadets of Departmental Educational Organization . Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 1(68), 2017. Pp . 18-20 . (In Russ . )

Submitted 25.09.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.