14.01.45 Преподавание педагогики, обучение, повышение квалификации
УДК 37:372.8
ВАК 13.00.01, 13.00.02
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К СТРЕЛЬБЕ СОТРУДНИКОВ МВД
РОССИИ
Медведев Алексей Владимирович
доцент кафедры огневой подготовки Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина
Россия, г. Белгород Ботвиньева Регина Юрьевна курсант 1 курса 311 взвода факультета обеспечения безопасности на транспорте Белгородский Юридический институт имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород katya260688@mail.ru
Аннотация: для сотрудников ОВД огневая подготовка является важнейшей дисциплиной. Она формирует у сотрудников правоохранительных органов высокий уровень морально-психологической устойчивости, которые необходимы для выполнения оперативно-служебных задач. Сотрудники и курсанты МВД России должны уметь не только устойчиво, четко и быстро направлять оружие на преступников в условиях недостаточной видимости, но и быть морально-психологически подготовленным к чрезвычайным ситуациям.
Ключевые слова: психологическая подготовка, сотрудник, ОВД, Россия, стрельба, оружие, первоначальная подготовка, МВД, РФ.
PSYCHOLOGICAL PREPARATION FOR FIRING POLICE OFFICERS OF RUSSIA
Medvedev Alexey Vladimirovich
associate professor of fire preparation Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina Russia, Belgorod Botvinyeva Regina Yurevna cadet of 1 course 311 of a platoon faculty of safety on transport Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina, Russia, Belgorod katya260688@mail.ru
Abstract: for the staff of Department of Internal Affairs fire preparation is the major discipline. She forms the high level of moral and psychological stability who are necessary for performance of quick and office tasks at law enforcement officers. Employees and cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia have to be able not only steadily, accurately and quickly to direct the weapon to criminals in the conditions of insufficient visibility, but also to be moral and
psychologically prepared for emergency situations.
Keywords: psychological preparation, employee, Department of Internal Affairs, Russia, firing, weapon, initial preparation, Ministry of Internal Affairs, Russian Federation.
На первоначальной подготовке стали ужесточать требования к использованию табельного оружия, ведь по статистике в России погибает в 2,5 раза больше сотрудников при выполнении своих служебных обязанностей, чем во Франции или СШЛ[ 1 ].
Как утверждал В.В. Петушин, за последние годы на индивидуальных тренировках с огнестрельным оружием курсанты стали качественнее выполнять свои обязанности, так как профессорско-преподавательский состав начал усиленно наблюдать и повышать требования к психическим и физическим качествам[2].
Важно отметить, что о морально-психологических составляющих при использовании огнестрельного оружия для курсантов был создан приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»[3], который регламентирует задачи при формировании процесса обучения и воспитания в образовательных учреждениях МВД России. Именно об это в своих работах писала С.Н. Мамонтова. Она говорила, что формирование морально-психологической устойчивости у курсантов происходит на занятиях, где им предлагаются заранее подготовленные ситуации, характеризующие наличием морально аспекта, которые уже произошли или могут произойти в будущем[4]. Ситуация, вопросы и ответы обсуждаются сообща, курсанты должны коллегиально прийти к решениям поставленных задач. Цель этого метода определяется тем, что с его использованием появляются определенные психофизтческие установки, знания, умения целомудренного поведения и практическое воплощение.
Так же необходимо учесть тот фактор, который раскрывает нам М.А. Сибирко. Он утверждал, что через познание индивидуальных качеств (взгляды, убеждения, мотивы, черты характера и др.) можно определить его морально-психологические составляющие. Морально-психологическая устойчивость определяется через морально-психологическое состояние личности - его нравственных качеств, психологических свойств, отражающие его отношения к окружающему миру, к его готовности действовать в чрезвычайных ситуациях, к его уровню выполнения поставленных перед ним задач[5].
С 2007 года юристы стали рассматривать морально-психологическую подготовку сотрудников как «новый вид профессиональной подготовки, специфичный в условиях правовой системы и отвечающий требованиям современности, проблемам и задачам, стоящим перед российским обществом и юридическими органами»[6]. Для них морально-психологическая подготовка курсантов состоит не только в разработки системных элементов - целей, задач, программ, направлений, условий, организаций, форм, методики, но и в применении трех главных факторов - точности, мощности и скорости. Согласно этому сотрудники должны уметь попадать в цель в любых экстремальных ситуациях и делать это быстрее, чем правонарушитель.
И.В. Воробьева и В.А. Тарасова при использовании огнестрельного оружия сотрудниками внутренних дел определяют два основных элемента: процесс наведения оружия на цель и сам выстрел[7]. Эти два элемента основаны на морально-психологическом состоянии сотрудника. Разработчики этой методики и мастера спорта по стрельбе уделили особое внимание психологическому прицеливанию для выявления наиболее чаще возникающих ошибок и создания лучших действий для их устранения.
Исходя из сказанного можно сказать, что психологическая подготовка сотрудников -процесс, направленный на усовершенствование психологического состояния, воспитание
внутренних и душевных качеств для совершенствования наиболее четкой адаптации в экстремальных ситуациях и для достижения высокого результата при стрельбе.
В процессе морально-психологической подготовке профессорско-преподавательский состав может помочь развить в курсантах следующие качества:
1. Уметь не обращать внимание на посторонние шумы (соседний выстрел, разговоры за спиной).
2. Уметь сосредотачивать свое внимание на мишени и совладать своими действиями.
3. Уметь не расстраиваться при плохом выстреле и помнить, что он может служить предупреждающим выстрелом о нарушении правильных действий.
4. Уметь тренировать свои психофизиологические качества при воздействии неблагоприятных факторов.
5. Уметь воспитывать смелость, решительность, находчивость, уверенность в своих
силах.
Процесс морально-психологической подготовки должен быть направлен на развитие своих внутренних качеств и нахождение оптимально выхода из стрессовых ситуаций. Эта подготовка поможет в дальнейшем реализовывать ту технику стрельбы, которая была несколько раз переиграна на тренировках.
Литература:
1. Криминология — XX век / под. ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сыльникова. Спб., 2000. 304 с.
2. Петушин В.В. особенности практической направленности обучения курсантов огневой подготовке в учебных заведениях системы МВД. Воронеж, 2011. С. 1.
3. Мамонтова С.Н. Прикладная юридическая психология. Спб., 2001. 509 с.
4. О морально-психическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80. // Рос. газ. Федер. вып. 2011. № 5405.
5. Сибирко М.А. Формирование морально-психологической устойчивости курсантов в образовательном процессе вуза МВД // Вестн. ВИ МВД России. 2011. С. 2.
6. Юридическая педагогика: учеб. Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.А. Баличева, Л.И. Беляева, А.В. Буданова, [и др.]; под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2007. С. 56.
7. Воробьева И.В., Тарасова В.А. Психологические особенности подготовки сотрудников ОВД и методика обучения техники стрельбы из пистолета. Ставрополь, 2012. С 56.