14.01.45 Преподавание педагогики, обучение, повышение квалификации
УДК 37:372.8
ВАК 13.00.01, 13.00.02
МЕТОДИКА ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ
Домрачёва Екатерина Юрьевна
преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина
Россия, г. Белгород Богатырь Дарья Константиновна курсант 2 курса 224 взвода факультета правоохранительной деятельности Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина
Россия, г. Белгород katya260688@mail.ru
Аннотация: Более качественного уровня подготовки сотрудников можно добиться на основе достижений передовых знаний в области науки и практики, направленные на совершенствование средств и методов обучения специалистов для Министерства внутренних дел. Выход на качественно новый уровень работы невозможен без повышения профессиональной подготовки и её составной части - огневой подготовки.
Ключевые слова: стрельба, огневая подготовка, курсант, слушатель, уровень, сотрудник, совершенствование.
TECHNIQUE OF FIRE TRAINING OF CADETS (LISTENERS) OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Domracheva Ekaterina Yurevna
teacher of department of fire preparation Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina Russia, Belgorod
Bogatir Darya Konstantinovna
cadet 2 courses 224 platoons faculty of law-enforcement activity Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina, Russia, Belgorod katya260688@mail.ru
Abstract: Better level of training of employees can achieve on the basis of achievements of the advanced knowledge in the field of science and the practicians directed to improvement of means and methods of training of experts for the Ministry of Internal Affairs. The exit to qualitatively new level of work is impossible without increase of vocational training and its component - fire preparation.
Keywords: firing, fire preparation, cadet, listener, level, employee, improvement.
В настоящее время существует тенденция к росту преступности в стране. Это требует нового подхода к профессиональной подготовке кадров [1] органов внутренних дел.
На процесс обучения курсантов (слушателей) огневой подготовке в полной мере действуют педагогические закономерности, общие для обучения и воспитания. Специфической познавательной деятельностью является овладение умениями, знаниями и навыками. Из этого следует, что в процессе обучения огневой подготовке имеют место все существующие ступени познания: чувственное восприятие, абстрактное мышление и практика, но в любом случае важно, чтобы воспринимаемый материал подвергался логической обработке, а теоретические знания воплощались в практическое выполнение, которое в свою очередь освещалось теорией.
Процесс обучения курсантов (слушателей) имеет свои специфические законы, среди которых:
1) соответствие воздействий преподавателя познавательным возможностям обучающихся и характеру их деятельности;
2) воссоздание деятельности преподавателя и обучающихся в соответствии с требованиями служебных задач.
Всё это в процессе обучения огневой подготовке реализуется через определенные методы и организационные формы занятий.
Методы обучения - это пути и способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование умений и навыков, выработку высоких морально-боевых качеств. К основным методам обучения огневой подготовке относятся: рассказ, показ, объяснение в сочетании с показом выполнения упражнений и нормативов, беседа.
Что касается организационных форм проведения занятий по огневой подготовке, они выражаются в группировке обучающихся, режиме занятия, а также в характере связи между преподавателями и обучающимися, в соответствии между коллективной и индивидуальной познавательной деятельностью курсантов (слушателей).
В учебном процессе по дисциплине «Огневая подготовка» используются различные виды занятий, среди которых: практические занятия, факультативные занятия, консультация, самостоятельная подготовка и др.
С целью изучения и закрепления теоретических знаний, выработки умений и приобретения навыков, необходимых сотруднику ОВД проводятся практические занятия, для проведения которых используются аудитория огневой подготовки, интерактивный лазерный тир и стрелковый тир.
Факультативные занятия проводятся для закрепления и совершенствования техники стрельбы из боевого оружия на различных стрелковых тренажерах, отработки практических умений и навыков при выполнении нормативов.
Одной из форм руководства самостоятельной работы курсантов (слушателей) является консультация, в ходе которой происходит оказание помощи в изучении учебного материала. При проведении консультаций важно обращать внимание на необходимость индивидуального подхода к каждому обучающемуся. При необходимости на консультацию приглашаются отстающие курсанты (слушатели) для беседы с ними и выявления причин, влекущих низкие результаты в ходе обучения, а также для выработки форм оказания методической помощи для ликвидации наметившихся негативных тенденций.
Одним из главных виды занятий, который используются в учебном процессе по дисциплине «Огневая подготовка» - самостоятельная работа курсантов (слушателей). Она проводится для углубления и закрепления знаний, полученных на практических
занятиях[2], с целью выработки навыков самостоятельного активного поиска новых знаний, подготовки к предстоящим практическим занятиям, зачетам и экзаменам.
Также следует кратко остановиться на ряде практических рекомендаций:
1. На первом этапе обучения (начальная подготовка) необходимо основное внимание уделять отработке элементов техники стрельбы (изготовке, хватке, прицеливанию, спуску курка с боевого взвода). Освоение элементов должно проводиться с применением технических средств (тренажеров), способствующих отработке элементов техники производства правильного выстрела, а также специальных упражнений, направленных на формирование основ техники стрельбы из боевого оружия.
2. На втором этапе обучения (базовая подготовка) необходимо применять различные средства и методы, направленные на моделирование более приближенных к реальным условиям, например, разнообразные мишени (слайды, фильмы, специальные мишени), разная форма одежда (летняя, зимняя, гражданская), стрельба в ограниченной видимости (мишени освещаются проблесковым маячком), звуковые помехи (сирена, звуки выстрелов, крики) и др. Все эти средства и методы стоит применять на фоне физической нагрузки, а также с применением упражнений рукопашного боя: обезоруживание противника при проверке документов, защита при попытке отбора оружия при подходе спереди и сзади и др.
3. На третьем этапе обучения (тактико-техническая подготовка) учебный процесс проводится с использованием полосы препятствий.
Расширению педагогический арсенал средств и методов обучения и на его основе добиться более эффективного и всестороннего уровня развития огневой подготовленности курсантов (слушателей) служит использование всех этих рекомендаций в практике проведения учебного процесса в вузах МВД РФ.
Огневая подготовленность курсантов (слушателей) - это не просто сумма компонентов, а целостное образование. Для завершения формирования огневой подготовленности необходимо интегрирование занятий, которое в свою очередь должно найти воплощение в программе модульного построения учебной дисциплины «Огневая подготовка».
Литература:
1. Горбенков, С.В., автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Методика огневой подготовки слушателей учебных заведений МВД России. / - Москва. / - 1997г.
2. Купавцев, Т.С., автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическое обеспечение самостоятельной работы курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России. / - Москва. / - 2004г.