Научная статья на тему 'Методика и принципы проведения самостоятельной физической тренировки как формы физического воспитания курсантов и слушателей вузов МВД России'

Методика и принципы проведения самостоятельной физической тренировки как формы физического воспитания курсантов и слушателей вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ / ФИЗИЧЕСКОЕ САМОВОСПИТАНИЕ / ПРОВЕДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ / PHYSICAL TRAINING / USE OF EXERCISE MACHINES / PHYSICAL SELF-EDUCATION / CARRYING OUT INDEPENDENT OCCUPATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Домрачёва Екатерина Юрьевна, Покатилова Виктория Владимировна

В статье проведен анализ проведения самостоятельной физической тренировки с точки зрения ряда исследователей. Единого мнения по данному вопросу не выработано, но существует ряд методик, которые просты и доступны по своему содержанию и не требуют специального оборудования и инвентаря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Домрачёва Екатерина Юрьевна, Покатилова Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE AND PRINCIPLES OF CARRYING OUT INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING AS FORMS OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In article the analysis of carrying out independent physical training from the point of view of a number of researchers is carried out. A consensus on the matter it isn't developed, but there is a number of techniques which are simple and available according to the contents and don't demand the special equipment and stock.

Текст научной работы на тему «Методика и принципы проведения самостоятельной физической тренировки как формы физического воспитания курсантов и слушателей вузов МВД России»

14.01.45 Преподавание педагогики, обучение, повышение квалификации

УДК 37:372.8

ВАК 13.00.01, 13.00.02

МЕТОДИКА И ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ КАК ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗов МВД РОССИИ

Домрачёва Екатерина Юрьевна

преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина

Россия, г. Белгород Покатилова Виктория Владимировна курсант 3 курса 234 взвода факультета правоохранительной деятельности Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина

Россия, г. Белгород [email protected]

Аннотация. В статье проведен анализ проведения самостоятельной физической тренировки с точки зрения ряда исследователей. Единого мнения по данному вопросу не выработано, но существует ряд методик, которые просты и доступны по своему содержанию и не требуют специального оборудования и инвентаря.

Ключевые слова: физическая тренировка, использование тренажеров, физическое самовоспитание, проведение самостоятельных занятий.

TECHNIQUE AND PRINCIPLES OF CARRYING OUT INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING AS FORMS OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND STUDENTS OF

HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Domracheva Ekaterina Yurevna

teacher of department of fire preparation Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina Russia, Belgorod

Pokatilova Viktoriya Vladimirovna cadet 3 courses 234 platoons faculty of law-enforcement activity Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina, Russia, Belgorod [email protected]

Abstract: In article the analysis of carrying out independent physical training from the point of view of a number of researchers is carried out. A consensus on the matter it isn't developed, but there is a number of techniques which are simple and available according to the contents and don't demand the special equipment and stock.

Keywords: physical training, use of exercise machines, physical self-education, carrying out independent occupations.

Вопросы самостоятельной физической тренировки нашли свое отражение в работах ряда исследователей. Наиболее полное обоснование необходимости организации и проведения данной специфичной формы изложено в методическом пособии Ю.К. Демьяненко, где автором рассматривается индивидуальная физическая тренировка, под которой понимается самостоятельное выполнение физических упражнений [3, 6].

Индивидуальная физическая тренировка может рассматриваться как одна из форм физической подготовки, являясь в определенной степени эквивалентом плановых учебных занятий, а следовательно, должна иметь четкое организованное оформление. Организация индивидуальной физической тренировки предлагает решение следующих вопросов: определение контингента занимающихся; выявление наличия условий у курсантов и слушателей для занятий; установление постоянного методического контроля за проведением занятий и периодические проверки физической подготовки; обоснование времени проведения индивидуальной физической тренировки [8].

Анализ литературы по вопросам организации и содержания самостоятельной физической тренировки показывает, что единого мнения о ее содержании и времени проведения не выработано. Она может проводиться как в служебное, так и неслужебное время, а содержание может быть различным.

В содержание самостоятельной тренировки большинство авторов включают упражнения, которые просты и доступны по своему содержанию, эмоциональны, позволяют каждому занимающемуся дозировать физическую нагрузку, не требуют специального оборудования и инвентаря. В то же время содержание самостоятельных занятий зависит в значительной мере от склонности и увлечений занимающихся. Следует отметить, что при проведении самостоятельной физической тренировки нельзя полностью исключать использование тренажеров, так как за одно занятие на нем можно выполнить объем нагрузки в 8-10 раз больше, чем в обычных условиях.

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе накоплен большой материал по вопросам оздоровительной физической тренировки, при этом под «оздоровительной тренировкой» понимается тренировка, предусматривающая улучшение физического состояния до должного уровня.

Большинство авторов считают, что наибольшей эффективностью в целях укрепления здоровья и улучшения физического состояния обладают аэробные упражнения [2]. Тренировка в аэробном режиме способствует увеличению функциональных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, выражающемуся в более высоких величинах максимального ударного и минутного объемов сердца и МПК. Аэробная тренировка заключается в выполнении физических упражнений циклического характера, например, ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание [1, 7].

Содержание самостоятельной физической тренировки во многом должно определяться характером профессиональной деятельности специалистов. Рекомендуется включать в тренировку циклические упражнения, спортивные игры и различные сложно-координационные упражнения, упражнения с эспандером, резиновым жгутом, гимнастической палкой, гантелями, а также бег трусцой, поездки на велосипеде, пешие походы [13].

Установлено, что состояние здоровья и уровень работоспособности человека зависят также от его силовых возможностей и подвижности в суставах. Умеренная силовая тренировка снижает негативные возрастные изменения в организме. Для слушателей младших возрастных групп, профессиональная деятельность которых

определяется высоким уровнем физической работоспособности, силовая тренировка крайне необходима [6].

Результатом усилий педагогических воздействий можно считать приобретенную сотрудниками устойчивую потребность в физическом самовоспитании, их умение воздействовать на себя, управлять собой и контролировать свое физическое состояние. Взаимосвязь физического воспитания и самовоспитания присутствует на всех этапах физического совершенствования слушателей на протяжении всего периода обучения. При этом формирование у них готовности к физическому самовоспитанию может быть успешным при определенном уровне самосознания, когда в результате воспитания личность осознает значимость собственных усилий в своем физическом развитии и совершенствовании. Предпосылкой такой готовности является наличие: знаний в области теории физической культуры, физической подготовки и теории самовоспитания; психологических факторов - наличие мотива физического самовоспитания, убежденность в выборе направленности, средств и методов работы над собой, развитие эмоционально-волевых качеств, а также способность на практике применять все разнообразие приемов самовоздействия и самоуправления. Вместе с тем состояние готовности еще не включает в себя самого действия, это состояние личности, служащее началом активной работы над собой. Только организация самой деятельности по физическому самовоспитанию, ставшая для курсантов и слушателей привычной, может стать достойным «багажом» личности в последующие после учебы периоды служебной деятельности [10].

Самостоятельная физическая тренировка как вид деятельности предполагает пролонгированное проявление и развитие значимых личностных качеств. Более того, осуществление этого вида деятельности индивидом невозможно без определенного уровня развития у него самостоятельности, исполнительности, ответственности, организованности. Для развития качеств ответственности необходимо активно формировать обучаемых как субъектов ответственных действий в процессе проведения самостоятельных занятий. Проявление исполнительности и ответственности происходит в результате формирования внутренней установки личности на выполнение конкретных указаний руководителя (преподавателя, тренера, капитана команды), взятых обязательств по достижению определенных результатов в сфере физкультурно-спортивной деятельности [9, 11]. При этом последовательное увеличение числа самостоятельно занимающихся усиливает воздействие на сомневающихся в целесообразности занятий, способствует созданию в учебном подразделении атмосферы «культа» здорового и красивого тела, пропаганды здорового образа жизни.

В вузах Министерства внутренних дел России существует еще один очень весомый аргумент в пользу индивидуализации тренировочного процесса. Даже относительно высокая общая оценка уровня физической подготовленности подразделения не может оправдать наличие в учебной группе слабо обученных курсантов и слушателей -сотрудников, которые не способны повышать или поддерживать свой уровень физической тренированности.

Данная необходимость продиктована персональной ответственностью каждого сотрудника за уровень своей физической подготовленности, обусловлена личными организационными и методическими трудностями, которые каждый из них должен уметь преодолевать в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой.

Очень важно, чтобы каждый курсант и слушатель приобрел этот багаж не под нажимом преподавателей и угрозой неполучения зачета, а осознанно, осмыслив необходимость хорошей физической тренированности как функциональной базы последующей профессиональной работоспособности и долголетия, а запас теоретических знаний и методических навыков - как средства для дальнейшего физического

совершенствования. Только при выполнении данного условия может быть обеспечена постоянная физическая готовность сотрудника.

Учебная деятельность курсантов и слушателей состоит из отдельных действий, поступков, ориентированных отдельной целью. Сознательная цель определяет способ и характер их действий по ее достижению. Под целью необходимо понимать объекты и ситуации, которые человек достигает для удовлетворения потребностей. Человек, особенно если он носит статус сотрудника, живет и действует в сложном многообразном мире физических, социальных, политических, идеологических и других явлений и событий. Не на все явления и события он реагирует одинаково, не все они представляют для него профессиональный либо какой-то другой интерес [5, 12].

Потребности являются основным источником активности в познавательной и практической, в том числе и служебной деятельности. Для их удовлетворения человек должен найти определенные пути и средства реализации поставленных в связи с этим задач. Нуждается в изменении и функция преподавателя кафедры физической подготовки, который должен стать не столько носителем и передатчиком научной информации, сколько организатором познавательной активности и деятельности по физическому самосовершенствованию.

В результате можно сделать вывод о том, что самостоятельная физическая тренировка как вид самостоятельной работы курсанта и слушателя является неотъемлемым условием становления специалиста, улучшения его физического состояния, имеет важное значение для формирования профессионально важных качеств сотрудников органов внутренних дел России.

Литература:

1. Беляева, В.А. Педагогические основы физического самовоспитания студентов : дис. ... канд. пед. наук / В.А. Беляева. - Рязань, 1978. - 151 с.

2. Гуц, С.И. Последствия неповиновения сотрудникам правоохранительных органов при охране общественного порядка / С.И. Гуц, Л.В. Барнаш, Л.И. Тимошенко // Юристъ - Правоведъ. - 2014. - №1 (62). - С. 78-80.

3. Демьяненко, Ю.К. Физическая подготовка и боеспособность военнослужащих / Ю.К. Демьяненко. - М. : Воениздат, 1981. - 112 с.

4. Земляной, А.И. Становление и развитие системы военно-профессиональной подготовки в дореволюционной школе интернатного типа : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.И. Земляной. - Ставрополь, 2007.

5. Земляной, А.И. Становление и развитие системы военно-профессиональной подготовки в дореволюционной школе интернатного типа : дис. ... канд. пед. наук / А.И. Земляной. - Ставрополь, 2007.

6. Земляной, А.И. Проблемные вопросы организации физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России / А.И. Земляной // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2014. - С. 60-65.

7. Иващенко, Л.Я. Самостоятельные занятия физическими упражнениями / Л.Я. Иващенко, Н.П. Страпко. - К. : Здоровье, 1988. - 160 с.

8. Кашин, С.Н. Теоретико-прикладные аспекты применения физических упражнений в профессиональном отборе сотрудников органов внутренних дел / С.Н. Кашин, А.И. Земляной // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №6. - С. 115-117.

9. Кобызская, Е.С. Традиционные и инновационные методы обучения / Е.С. Кобызская, А.И. Земляной // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел :

сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. - Ставрополь, 2013. - С. 204-207.

10. Пестов, М.Ю. Самостоятельная физическая тренировка офицеров-слушателей в процессе обучения в вузе / М.Ю. Пестов. - СПб. : ВИФК, 2004. - 145 с.

11. Привалов, Е.Е. Современные технологии в образовании / Е.Е. Привалов, И.К. Шарипов, В.А. Кобозев и др. // Развитие системы образования -обеспечение будущего. - Одесса, 2013. - С. 60-97.

12. Щеголев, В.А. Педагогика управления физической культурой и спортом / В.А. Щеголев // Сб. науч.-метод. работ. - СПб. : СПГУ - ВИФК, 2000. - 119 с.

13. Хагай, В.С. Проблемные вопросы организации физической подготовки курсантов и слушателей ВУЗов МВД России / В.С. Хагай, А.И. Земляной // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел : сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. - Ставрополь, 2013. - С. 194-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.