3. Бун, М. З., Стрельченко, В. И. Переходное общество: узловые точки транзита // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 1 (65). - С. 217-223.
4. Кокорина, Е. Г. Переходный период и кризис: соотношение понятий // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. - Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». - 2010. - Т. 16 (55). - № 1. - С. 170-175.
5.Маюров, Н. П., Миронов, И. Л. К вопросу о профессионально-нравственном воспитании курсантов и слушателей вузов МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. -№ 4 (56). - С. 202-205.
6. Миронов, И. Л. Архетип в педагогике нравственного воспитания воина // Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях : материалы международной научно-практической конференции 5-6 марта 2011 г. - Пенза-Прага: Научно-издательский ценр «Социосфера», 2011. - С. 122-124.
7. Миронов, И. Л. О принципах профессионально-нравственного воспитания курсантов вузов МВД России в условиях постсекуляризма // Деятельность полиции и права человека : материалы всероссийской научно-практической конференции 30 марта 2012 г. - В 2 ч. - Ч. 2. - СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2012. - С. 25-27.
8. Осипов, А. И. Путь разума в поисках истины. - М.: Даниловский благовестник, 1997. - 336 с.
9. Пономарёв, Н. А. Образование и духовность // Судьба Российского образования - судьба России : сб. статей / под ред. А.И. Субетто. - СПб: Петровская Академия наук и искусств, ВИФК, 1995. - С. 239-242.
10. Потапов, Ю. А., Маюров, Н. П., Миронов, И. Л. Религиоведение в вузах МВД России в условиях постсекуляризма // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - № 4 (56). - С. 214-217.
11. Реалистическая философия : учебник / В.Л. Обухов, В.П. Сальников, З.С. Алябьев и др. / Под ред. В.Л. Обухова, В.П. Сальникова. - СПб.: Химиздат, 1999. - 544 с.
12. Свт. ИгнатийБрянчанинов. Слово о человеке. - СПб.: [б. и.], 2011. - 720 с.
13. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский и Крымский. Дух, душа и тело : избранные поучения / 4-е изд. - М.: Даръ, 2014. - 320 с.
14. Степин, В. С. Научное познание ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - № 10. - С. 3-18.
15. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983.
16. Черепащук, А. М. Пришли к торжеству Средневековья: что дальше? // В защиту науки. - Бюллетень № 16.. - М.: Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, 2015. - С. 3-6.
17. Швырёв, В. С. Рациональность как ценность культуры// Вопросы философии. - 1992. - № 6. - С. 91-94.
УДК 796.07
С.В. Науменко*, В.А. Кононов**, Н.Н. Силкин***
Особенности физической тренировки сотрудников полиции старших возрастных групп
В статье рассматриваются особенности физической тренировки сотрудников МВД России старших возрастных групп к предстоящей служебной и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: физическая тренировка, профессиональная обстановка, физическая и профессиональная готовность, состояние здоровья, врачебный контроль.
S.V. Naumenko*, V.A. Kononov**, N.N. Silkin***. Features of physical training of police officers of older age groups. The article deals with the peculiarities of physical training of the personnel of police officers who belong to groups of old and middle age to prepare them for the upcoming service and professional activities.
Keywords: physical exercise, occupational environment, physical and professional readiness, state of health, medical control.
* Науменко, Станислав Васильевич, начальник кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, дом 1. Тел.: 8-911-100-33-99. E-mail: [email protected].
** Кононов, Владимир Александрович, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, дом 1. Тел.: 8-911-983-33-19. E-mail: [email protected].
*** Силкин, Николай Николаевич, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, дом 1. Тел.: 8-911-954-62-80. E-mail: [email protected].
* Naumenko, Stanislav Vasilyevich, head of Department of physical training and of applied arts of Saint-Petersburg University of MIA of Russia, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor. Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel,: 8-911100-33-99. E-mail: [email protected].
** Kononov, Vladimir Alexandrovich, Professor of the Department of physical training and applied martial arts of Saint-Petersburg University of MIA of Russia, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor. Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel: 8-911-983-33-19. E-mail: [email protected].
*** Silkin, Nikolay Nikolaevich, Professor of the Department of physical training and applied martial arts of Saint-Petersburg University of MIA of Russia, doctor of pedagogical Sciences, Professor. Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel: 8-911954-62-80. E-mail: [email protected].
© Науменко С.В., Кононов В.А., Силкин Н.Н., 2017
Педагогика
Известно, что служебная деятельность сотрудников МВД России целиком зависит от их морально-психологического состояния, физической подготовленности, технического и культурного уровня. При этом для выполнения ими своих служебных обязанностей необходим достаточно высокий уровень физической подготовленности и хорошее здоровье.
Во многих случаях сотрудникам приходится выполнять свои служебные обязанности в условиях нарушения суточного режима работы, сна, отдыха и питания и др. Для сотрудников аппарата управления и образовательных организаций МВД России весьма характерной является гиподинамия. Противостоять отрицательным влияниям может только физически крепкий и закалённый организм.
Особое значение для сохранения крепкого здоровья и физической закалки придаётся сотрудникам старших возрастных групп. Они в большей мере, нежели остальные сотрудники, нуждаются в регулярных физических упражнениях, сочетающихся с рациональным режимом дня, личной гигиеной и оптимальным использованием оздоровительных сил природы.
Научно-технический прогресс позволил обеспечить все структурные подразделения МВД России современными техническими средствами, что способствует высокому нервно-эмоциональному напряжению организма сотрудников, особенно старших возрастных групп. Поэтому задачи физической подготовки данной категории сотрудников требуют определённой модернизации. В частности, необходимо повысить роль самостоятельной физической тренировки сотрудников с оздоровительной направленностью, усилить индивидуализацию их занятий физическими упражнениями.
Именно регулярные занятия физической подготовкой с оздоровительной направленностью позволят сотрудникам полиции старших возрастных групп обеспечить качественное выполнение своих профессиональных обязанностей. Занятия на местности. Хорошим средством активного отдыха являются практические занятия на местности, проводимые в виде прогулок с выполнением различных упражнений. Содержанием таких занятий являются ходьба, бег, общеразвивающие и специальные упражнения без предметов и с предметами (снарядами). Передвижение к месту занятий необходимо начинать с ходьбы в умеренном темпе. Примерно с половины пути темп передвижения увеличивается. Занятия на местности проводятся в течение 30-40 минут. Сначала выполняются общеразвивающие упражнения без предметов, затем по возможности проделываются упражнения с предметами, специальные или легкоатлетические упражнения, заканчиваются занятия упражнениями на расслабление в глубоком дыхании, или равномерным бегом. В качестве завершения занятий используется передвижение равномерным шагом в медленном темпе.
Специфика труда сотрудников характеризуется как длительным, так и кратковременным высоким нервно-эмоциональным напряжением, которое зависит от темпа и сменности режима работы, а также неравномерности профессиональной нагрузки. Ориентировочно величину средней психологической напряженности в процессе выполнения служебных обязанностей можно оценить по ЧСС: до 80 уд/мин - мало напряжённый труд; 80-85 уд/мин - умерено напряжённый труд; 85-95 уд/мин - напряжённый труд; более 95 уд/мин - очень напряжённый труд. Нервно-эмоциональное напряжение усиливается гиподинамией. Для снятия его рекомендуются динамичные нагрузочные напряжения, включающие в активную деятельность весь опорно-двигательный аппарат, функциональные системы.
Самостоятельная физическая тренировка - ценное средство поддержания высокой работоспособности организма, эмоциональной разрядки и активного отдыха. Она проводится в виде утренней физической зарядки или самостоятельных занятий в служебное и нерабочее время.
Самостоятельная физическая тренировка сотрудников полиции старших возрастных групп может стать одной из ведущих форм физической подготовки, если будет проводиться регулярно и носить целенаправленный характер. Обычно для самостоятельных занятий составляются специальные комплексы, содержанием которых являются общеразвивающие и специальные упражнения.
Для самостоятельных занятий сотрудников можно рекомендовать ряд комплексов физических упражнений, которые составлены с учетом методических требований. В начале выполняются упражнения для мышц плечевого пояса, рук и дыхания, затем - для туловища, ног и рук в различных сочетаниях, а в заключение - упражнения на внимание, дыхание и расслабление мышц.
В зависимости от назначения комплексы имеют некоторые особенности. Например, в первом и во втором комплексах используются только общеразвивающие упражнения. Они предназначены для утренней физической зарядки, самостоятельных занятий в служебное и нерабочее время, для учебных занятий. Третий, четвертый и пятый комплексы содержат упражнения с предметами и снарядами, а шестой и седьмой разработаны с учётом специальной направленности. В этих комплексах упражнения общеразвивающего характера сочетаются со специальными упражнениями для повышения эмоциональной устойчивости или с упражнениями, направленными на повышение устойчивости к укачиванию.
При использовании комплексов в часы утренней физической зарядки упражнения необходимо начинать через 5-10 минут после подъёма. В это время открывается форточка (окно) для проветривания помещения, готовятся место и необходимый инвентарь для выполнения упражнений.
Выполнение упражнений на зарядке и в процессе самостоятельных занятий начинается или с плавных потягиваний с широкой амплитудой движений, или с ходьбы и медленного бега. Затем в работу поочередно вовлекаются различные группы мышц. Упражнения с предметами и специальными снарядами выполняются после разминки. После выполнения трёх-четырёх упражнений проделываются упражнения на расслабление мышц и глубокое дыхание. В практике индивидуальной физической тренировки сотрудников старшего возраста пытаются полностью исключить упражнения, связанные с наклонами вниз головой, резкими поворотами туловища и требующие проявления скорости и выносливости.
Такой подход неверен. Посильные упражнения с наклонами туловища и изменением положения тела в пространстве не оказывают вредного влияния на организм сотрудников старшего возраста.
Специальные упражнения в начальном периоде тренировки будут вызывать неприятные ощущения, выражающиеся в незначительном головокружении, дрожании конечностей и некотором учащении пульса. В ходе дальнейших систематических занятий указанные явления исчезают.
Обязательным условием при выполнении комплексов физических упражнении должен быть постоянный самоконтроль. Простейшими приемами самоконтроля являются наблюдение за частотой дыхания; определение пульсовой стоимости и самочувствия. Если после проведения физической тренировки появляются слабость, повышенное потоотделение, учащенное дыхание и сердцебиение, необходимо снизить физическую нагрузку, или временно прекратить занятия. Плановые занятия по физической подготовке в составе учебно-возрастных групп сотрудников доказали свою эффективность. Однако общей характерной чертой этих форм занятий является то, что они рассчитаны на однообразную для всех занимающихся величину задаваемой нагрузки с учётом среднего уровня физической подготовленности занимающихся. Однако не все сотрудники могут заниматься в составе возрастных учебных групп, и на это находятся «оправдательные причины». Сотрудники отделов и служб различных подразделений имеют разный уровень физической подготовленности. С личным составом, имеющим отклонения в состоянии здоровья, учебно-тренировочные занятия не проводятся. Как правило, это сотрудники с низкий уровень физической подготовленности или возрастными ограничениями.
В этих случаях наиболее рациональным путем организаций и проведения физической подготовки сотрудников является придание ей характера индивидуальной тренировки, как с оздоровительной, так и с профилактической направленностью. В этом варианте физическая подготовка проводится с учётом индивидуальных особенностей состояния организма сотрудника органов внутренних дел.
При такой форме организации занятий достаточно легко учитывать индивидуальный уровень физической подготовленности занимающихся, правильно регулировать физическую нагрузку, определять время занятий в соответствии с распорядком и характером служебной деятельности сотрудника. Индивидуальная физическая тренировка с оздоровительной и кондиционной направленностью решает задачи не только поддержания физического состояния организма, но и для качественного выполнения ими профессиональных обязанностей.
Итак, когда же заниматься оздоровительной физической тренировкой, и какие упражнения включать в ее содержание? По всей видимости, в организационном плане лучше всего планировать занятия в утренние часы. Интенсивность нагрузки во время выполнения упражнений корректируется при помощи анатомо-физических критериев оценки - носового дыхания. Исследования показали, что до тех пор, пока носовое дыхание полностью обеспечивает поступление в организм кислорода, частота сердечных сокращений находится в пределах 130 уд/мин. Момент, когда тренирующийся пытается сделать вынужденный вдох через рот, будет соответствовать увеличению пульса в границах 140-150 уд/ мин, т.е. в пределах аэробной зоны. В случаях, когда в процессе тренировки (в первый месяц занятий) чувствуется «нехватка» воздуха и появляется непреодолимое желание дышать ртом, физическая нагрузка снижается. После дозированного (по объёму) выполнения каждого упражнения измеряется пульс (на шейной артерии) в положение сидя. Через два микроцикла тренировочных занятий (2 недели) уровень физической нагрузки постепенно повышается. При этом в первый месяц ЧСС варьирует в пределах 120-130 уд/мин, во второй - 130-140 уд/мин. Известно, что тренировка есть изменение состояние организма человека посредством физических упражнений и их целенаправленного применения. Данное определение двигательной деятельности отражает свойства человека и всего живого изменяться и развиваться. По мнению учёных, это свойство дано человеку изначально и не исчезает в течение всей жизни. Естественно, что целенаправленная тренировка существенно влияет на этот процесс, но она не может изменить основных жизненных закономерностей.
Список литературы
1. Кононов, В. А., Ушенин А. И. Значение оздоровительной физической культуры в системе здорового образа жизни // Физическая культура в профессиональном образовании учащихся высшей школы : сб. материалов II Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. С.Н. Кашина, А.В. Шульженко. - 2015. - С. 71-74.
2. Кононов, В. А., Науменко С. В. Проблема педагогического обеспечения физического закаливания сотрудников полиции МВД России // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел : сб. материалов VI межвузовской научно-практической конференции / под общ. ред. Л.И. Тимошенко, С.Н. Кашина. - 2013. - С. 110-113.
3. Кононов, В. А., Науменко, С. В. Основные положения организации и методики самостоятельной физической тренировки сотрудниками полиции // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел : сб. материалов VI межвузовской научно-практической конференции / под общ. ред. Л.И. Тимошенко, С.Н. Кашина. - 2013. - С. 113-117.
4. Кононов, В. А., Науменко С. В. Оздоровительная физическая тренировка (ОФТ) с сотрудниками полиции // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел : сб. материалов VI межвузовской научно-практической конференции / под общ. ред. Л.И. Тимошенко, С.Н. Кашина. - 2013. - С. 154-155.