Научная статья на тему 'Теория физической культуры'

Теория физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕОРИЯ / ОБЩЕСТВО / СОСТОЯНИЕ / ФАКТОРЫ / PHYSICAL CULTURE / THEORY / SOCIETY / STATE / FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздняков Александр Петрович, Баландюк Руслан Орестович, Дубровский Владислав Юрьевич, Кадуцкий Павел Анатольевич, Михеев Игорь Анатольевич

В данной статье рассматривается физическая культура как часть общей культуры общества и присущие признаки физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поздняков Александр Петрович, Баландюк Руслан Орестович, Дубровский Владислав Юрьевич, Кадуцкий Павел Анатольевич, Михеев Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF PHYSICAL CULTURE

In this article the physical culture as part of the general culture of society and inherent signs of physical culture is considered

Текст научной работы на тему «Теория физической культуры»

14.01.45 Преподавание педагогики, обучение, повышение квалификации

УДК 37:372.8

ВАК 13.00.01, 13.00.02

ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Поздняков Александр Петрович

преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина

Россия, г. Белгород Баландюк Руслан Орестович преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина

Россия, г. Белгород Дубровский Владислав Юрьевич преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина

Россия, г. Белгород Кадуцкий Павел Анатольевич преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина

Россия, г. Белгород Михеев Игорь Анатольевич преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина

Россия, г. Белгород katya260688@mail.ru

Аннотация: в данной статье рассматривается физическая культура как часть общей культуры общества и присущие признаки физической культуры.

Ключевые слова: физическая культура, теория, общество, состояние, факторы.

THEORY OF PHYSICAL CULTURE

Pozdnyakov Alexander Petrovich

teacher of department of fire preparation Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina Russia, Belgorod

Balandyuk Ruslan Orestovic

teacher of department of fire preparation Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina Russia, Belgorod Dubrovsky Vladislav Yuryevich teacher of department of fire preparation Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina Russia, Belgorod Kadutsky Pavel Anatolyevich teacher of department of fire preparation

Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina Russia, Belgorod Mikheyev Igor Anatolyevich

teacher of department of fire preparation Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina Russia, Belgorod katya260688@mail.ru

Abstract: in this article the physical culture as part of the general culture of society and inherent signs of physical culture is considered.

Keywords: physical culture, theory, society, state, factors.

Для того чтобы разобраться в теории физической культуры необходимо понимать, что из себя представляет самый широкий, собирательный и многогранный термин «физическая культура». Ведь данный термин очень известный, но мало кто представляет его научное обоснование.

Физическая культура - часть общей культуры общества, объединение различных мероприятий, направленных на достижение человеком физического совершенствования (укрепление здоровья, развитие физических качеств, достижение спортивных результатов, поддержание физического состояния всех групп мышц и т.д.).

Прежде всего уровень физической культуры общества (любого общества) находится в зависимости от значения физиологической культуры его членов - физической культуры личности - степени самостоятельного использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, обстановке, при организации свободного времени, досуга.

Необходимо отметить, что сферу физической культуры характеризует ряд присущих только ей признаков, которые как правило необходимо выделить в 3 группах:

1 группа - активная двигательная деятельность человека. Необходимо отметить то, что к данной группе относится не любая двигательная деятельность, а прежде всего только та которая организованна таким образом, чтобы формировались жизненно важные двигательные умения и навыки, укрепился уровень здоровья в целом каждого члена общества, обеспечивалось совершенствование природных свойств организма, повышались показатели физической работоспособности. Для того чтобы достичь осуществления данных задач необходимо усовершенствовать физические упражнения, навыки, умения, которые являются главным средством для достижения высоких показателей в физической культуре.

2 группа - положительные изменения в физическом состоянии человека, прежде всего, к ним относятся: улучшение и повышения показателей здоровья, увеличение его работоспособности, уровня развития морфофункциональных свойств организма, количества и качества освоенных жизненно важных умений и навыков выполнения упражнений, а также усовершенствование навыков при выполнении различного рода упражнений. При полноценном использовании физической культуры будут достигнуты высокие результаты в физическом совершенствований.

3 группа - сочетание материальных и духовных ценностей, созданных в современном обществе для удовлетворения потребности в эффективном совершенствовании физических возможностей человека. Как правило к таким ценностям относят научные знания, умения, навыки, различные комплексы упражнений,

многообразные виды гимнастики, методику выполнения упражнений, спортивные игры, материально-технические условия и др.

Главную роль в проникновении физической культуры в учебные планы учреждений общего образования сыграло, во-первых, зарождение капиталистической общественной системы, во-вторых, наиболее заинтересованной в физическом развитии человека.

Необходимо отметить что выделяют и другие важные факторы которые повлияли, во-первых, на развитие педагогической мысли (физическое воспитание считалось неотъемлемым элементом воспитания детей и подростков); во-вторых, на формирование в странах Западной и Центральной Европы национальных (немецкая, шведская, французская) и индивидуальных гимнастических систем; в-третьих, произошло возникновение сопутствующих педагогических реформаторских тенденций, или движений, - филантропизма и так называемого нового воспитания, которые придали идеям физического воспитания системный характер, сделали их реальными.

Представители данных направлений поддерживали обновление содержания образования, максимальное усиление внимания к физическому воспитанию, укрепление связи с природой и окружающей общественной жизнью.

Из курса истории всем известно, что потребовался значительный период жизни человечества для зарождения, становления и развития национальных систем физического воспитания. В них в качестве основной формы организации занятий физическими упражнениями исторически сложился урок по дисциплине физкультурной ориентации (физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, спорт, рекреация, гимнастика и т. д.).

В России была создана и внедрена научно обоснованная система физического образования П. Ф. Лесгафта. В образовательное пространство России проникли и «прижились» немецкая, шведская и сокольская гимнастические системы, подвижные игры, по Фребелю. На окраинах России, в Сибири, на Кавказе, Крайнем Севере, Дальнем Востоке, физическое воспитание осуществлялось с использованием элементов народной физической культуры.

Становление теории и методики физической культуры преподавания данной учебной дисциплины, прежде всего нацеленной на физическое воспитание учащихся, в России происходило в условиях острой конкурентной борьбы между сторонниками зарубежных, индивидуальных и народно-национальных систем физического воспитания. Все это и послужило одной из причин, затруднявших внедрение физической культуры в учреждения общего образования и формирование основ методики его преподавания. Радикальные перемены в положении физической культуры в школах и других учебных заведениях связаны с созданием социалистической системы народного образования в стране.

Немало важную роль сыграла марксистская концепция, которая направлена на все сторонне развитой личности получила дальнейшее развитие и практическое воплощение в теории, практике педагогической мысли в послеоктябрьской России. Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс изучали законы общественного развития. С позиций своего времени они определяли капиталистические общественные отношения, знали условия жизни, быта трудящихся масс. Им были знакомы утопические концепции всестороннего становления личности Т. Кампанеллы и Ш. Фурье, в следствии этого они понимали смысл и значение физического воспитания. Разрабатывая основы научного коммунизма, К. Маркс и Ф. Энгельс доказывали несостоятельность гармонического развития личности в условиях классового антагонизма и ориентировали пролетариат на создание бесклассового общества. Обосновывая конечную цель воспитания в будущем, К.

Маркс выдвинул формулу слаженного становления личности как целостного интеллектуального, физического воспитания и технического обучения.

Принципиально важное значение в обосновании места и роли физической культуры в образовании и воспитании в социалистическом государстве имело отношение В. И. Ленина к вопросам физического воспитания подрастающего поколения. Физическое воспитание превратилось в инвариантный компонент процесса формирования социалистического типа личности: всесторонне развитой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство[1].

В качестве учебной дисциплины, через которую реализовался процесс физического воспитания, в содержание общего образования был включен предмет «Физическая культура», которые продолжает функционировать и до сегодняшнего периода времени. Ведь проблема развитие физической культуры для граждан нашей страны является далеко не последней.

За сравнительно короткий исторический период времени в нашей стране сложилась совокупность форм реализации школьного звена национальной системы физического воспитания, основа общего образования детей, подготовки молодежи. Системообразующая роль в совокупности форм организации физического воспитания отводилась учебному предмету «Физическая культура».

Физическая культура, формируясь как предмет обучения в различных образовательных учреждениях, приобрела соответствующие функции -цель, методы, формы организации учебного процесса и методы его реализации ,содержание образования, дидактические процессы, которые в совокупности с другими составили бы частную дидактику или методику преподавания. К настоящему времени дисциплина «Физическая культура» все еще не располагает итоговыми направлениями так как: нет ни частной дидактики как теории обучения, ни методики как науки о закономерностях преподавания данной дисциплины. Ни одна из них не составляет предмета изучения в центрах подготовки (институтах, университетах, академиях) и повышения квалификации специалистов в области физической культуры. Учебники или учебные пособия по теории и методике физического воспитания или физической культуре освещают лишь отдельные вопросы (урок как основная форма учебно-воспитательного процесса, программы, планирование, контроль, оценка, учет и т. д.), что является лишь крупицей в такой довольно большое области [2].

Мы можем сделать вывод то, что данная проблема во многом зависит от того что методики учебных дисциплин, создавались за очень большой исторический промежуток времени, то есть не одновременно, в следствии этого данная дисциплина находится на различных стадиях формирования.

Литература:

1) Н.М. Добрынин универсальный энциклопедический словарь для всех и каждого,

2012г.

2) Приказ МВД РФ От 29.07.1996 N 412 Об утверждении наставления по физической подготовке сотрудников Органов Внутренних Дел.

Literature:

1) N. M. Dobrynin the universal encyclopedic dictionary for all and everyone, 2012.

2) The order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Of 29.07.1996 N 412 About the adoption of manual on physical training of staff of Law-enforcement bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.