Научная статья на тему 'Методика физической культуры'

Методика физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ДИСЦИПЛИНА / ПРОЦЕСС / ВЫПОЛНЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / TECHNIQUE / PHYSICAL CULTURE / SPORT / DISCIPLINE / PROCESS / PERFORMANCE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздняков Александр Петрович, Баландюк, Дубровский Владислав Юрьевич, Кадуцкий Павел Анатольевич, Михеев Игорь Анатольевич

В данной статье рассматриваем создание методики физической культуры которое проходило в условиях, когда еще не были разработаны основные системообразующие компоненты научно-методических основ самой дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поздняков Александр Петрович, Баландюк, Дубровский Владислав Юрьевич, Кадуцкий Павел Анатольевич, Михеев Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF PHYSICAL CULTURE

In this article we consider creation of a technique of physical culture which took place in conditions when the main backbone components of scientific and methodical bases of the discipline haven't been developed yet.

Текст научной работы на тему «Методика физической культуры»

14.01.45 Преподавание педагогики, обучение, повышение квалификации

УДК 37:372.8

ВАК 13.00.01, 13.00.02

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Поздняков Александр Петрович

преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина

Россия, г. Белгород Баландюк Руслан Орестович преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина

Россия, г. Белгород Дубровский Владислав Юрьевич преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина

Россия, г. Белгород Кадуцкий Павел Анатольевич преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина

Россия, г. Белгород Михеев Игорь Анатольевич преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина

Россия, г. Белгород katya260688@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваем создание методики физической культуры которое проходило в условиях, когда еще не были разработаны основные системообразующие компоненты научно-методических основ самой дисциплины.

Ключевые слова: методика, физическая культура, спорт, дисциплина, методика, процесс, выполнение, воспитание.

TECHNIQUE OF PHYSICAL CULTURE

Pozdnyakov Alexander Petrovich

teacher of department of fire preparation Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina Russia, Belgorod

Balandyuk Ruslan Orestovic

teacher of department of fire preparation Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina Russia, Belgorod Dubrovsky Vladislav Yuryevich teacher of department of fire preparation Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina Russia, Belgorod

Kadutsky Pavel Anatolyevich

teacher of department of fire preparation Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina Russia, Belgorod

Mikheyev Igor Anatolyevich teacher of department of fire preparation Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina Russia, Belgorod

Abstract: In this article we consider creation of a technique of physical culture which took place in conditions when the main backbone components of scientific and methodical bases of the discipline haven't been developed yet.

Keywords: technique, physical culture, sport, discipline, technique, process, performance, education.

Школьная физическая культура никогда не имела и не имеет в настоящем конкретно сформулированной главное цели. На разных исторических этапах становления нашего государства данная дисциплина была ориентирована на разные цели (национальные системы физического воспитания, коммунистического воспитания, формирования нового человека, физкультурного комплекса ГТО и т. д.). Отсутствие единой цели лишило физическую культуру стабильного содержания обучения, так как последнее закономерно обусловливается целью преподавания. В результате этого часто менялась учебная программа. Известно, что преподавателю физической культуры в 19201990-е гг. не удавалось учить детей с первого по выпускной класс по одной неизменной программе.

Таким образом, все это привело к тому, что учебно-воспитательный процесс по физической культуре обслуживается в основном дидактическими процессами, не в полной мере отражающими особенности самой дисциплины[1]. Данные обстоятельства в комплексе с другими существенно затрудняют выполнение заказа государства и общества в области физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждениях - их физического совершенствования.

В настоящее время политика нашей страны нацелена на повышения максимального уровня развития физической культуры у общества. Президент В.В. Путин да одном из заседаний Совета по развитию физической культуры и спорта отметил, что в настоящее время главное задачей является подготовка спортивного резерва. Этот вопрос тесно связан с общей физической подготовкой граждан нашей страны, для решения данной задачи в стране выросла численность стадионов, бассейнов, десятков спортивных площадок, кружков.

Для того чтобы понять почему же все-таки свертывались процессы, нацеленные на формирование теории и методики физической культуры? Существует множества разнообразных причин послуживших этому, но необходимо выделить несколько основных.К ним относятся:

1. Расхождение между декларациями о равенстве (или даже превалировании) роли и значения данной дисциплины среди других в директивных документах государства и партии и ее фактической недооценкой теми, кому предстояло на практике реализовать эти установки (руководители органов образования, администрации школ, местная партийно-государственная номенклатура и др.). Такое несоответствие лишало дисциплину «Физическая культура» реальной поддержки со стороны государства, а научно-исследовательская работа по созданию методики распылялась, не доходя до цели. Даже в

наше времени данную дисциплину мы ставим далеко не на первое место по отношению к другим.

2. Перенос акцента общественных интересов с проблем развития массовой культуры на спортивно-подготовительную направленность физического воспитания со всеми вытекающими отсюда последствиями (повышение приоритета научных поисков в области спортивной тренировки перед исследованиями по методике физической культуры и соответствующее перераспределение финансирования, материального и морального стимулирования научных и практических работников, сравнительная простота внедрения, публикации и др.).

3. Создание видимости того, что научно-теоретические и методические разработки, подготовленные для спортивной тренировки (процессы обучения двигательным действиям, развития двигательных способностей), или их упрощенные варианты (структура урока, формы организации деятельности занимающихся на уроках, методы обучения и развития двигательных способностей и др.) можно перенести в практику преподавания физической культуры в школе. Это обусловило подмену реальных компонентов, которые в совокупности и во взаимосвязи составляли бы методику предмета, чужеродными, не в полной мере соответствующими особенностям его функционирования в школе.

4. На определенном этапе (1940-1950-е гг.) была разработана методика преподавания дисциплины физической культуры. Будучи одним из основных компонентов, он впоследствии превратился в доминирующий, основной, процесс. В результате этого в 1960-1980-е гг. методика урока была представлена как целостная методика преподавания физической культуры в образовательных учреждениях. Это обстоятельство в совокупности с другими приостановило процесс создания методики физической культуры. Вместо методики как научной дисциплины теория и практика преподавания физической культуры приобрели методику как совокупность методических предписаний для педагога по подготовке и проведению дисциплины физической культуры.

5. Не сразу установились философские, педагогические, психологические, биологические и даже теоретические основы физического воспитания, на которые могла бы опираться формирующая методика предмета «Физическая культура». Таким образом, аналогичные научно-теоретические разработки не могли быть созданы без соответствующего развития базовых и смежных наук.

6. В педагогической науке долгий период времени действовал негласный запрет на создание предметных дидактик. Считалось, что как отрасль педагогики существует лишь общая дидактика.

Необходимо отметить, что дидактические исследования и их результаты, отражающие специфику учебно-воспитательного процесса по конкретным дисциплинам, могут быть представлены лишь как методики преподавания.

Большинство российских тренеров - психологов считают, что успешная спортивная деятельность человека определяется проявлением не какого-то одного свойства личности, а целого ряда специфических особенностей.

Физическая культура в высших учебных заведениях представлена, прежде всего, как учебная дисциплина, являющаяся важным элементом в программе целостного развития личности студента, его нравственно-духовных начал. Но она выступает необходимым элементом общей культуры и профессиональной подготовки студенческой молодежи в течение всего периода обучения. Она является обязательным разделом в составе гуманитарного компонента образования [2]. Такое положение дисциплины «физическая культура» определяется ее значимостью в гармонизации духовных и

физических сил, в формировании таких общечеловеческих ценностей, как активная жизнь, здоровье, физическая и психическая гармония, физическое развитие.

В заключении хотелось бы отметить то, что необходимо модернизация научно-теоретических основ дисциплины «Физическая культура» как носителя системообразующего начала в структуре организации физического развития и воспитания, каждого человека нашей большой страны, не терпит отсрочки создание дидактики, методики преподавания данной дисциплины.

Литература:

1) Н.М. Добрынин универсальный энциклопедический словарь для всех и каждого,

2012г.

2) Приказ МВД РФ От 29.07.1996 N 412 Об утверждении наставления по физической подготовке сотрудников Органов Внутренних Дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.