14.01.45 Преподавание педагогики, обучение, повышение квалификации
УДК 37:372.8
ВАК 13.00.01, 13.00.02
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОВД
Иляхина Оксана Юрьевна
преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина
Россия, г. Белгород Белорыбкин Андрей Олегович курсант 3 курса 234 взвода факультета правоохранительной деятельности Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина
Россия, г. Белгород [email protected]
Аннотация: Тренировочные занятия по физической подготовке это организованный процесс физических упражнений и распределение нагрузки на организм, который рассчитан на тренировку всего организма, выработку силы и выносливости, но только в случае регулярных занятий.
Ключевые слова: теория, методика, тренировка, занятие, физическая подготовка, сотрудник, ОВД.
THEORY AND TECHNIQUE OF TRAINING CLASSES IN PHYSICAL TRAINING OF STAFF OF DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS
Ilyakhina Oksana Yurevna
teacher of department of fire preparation Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina Russia, Belgorod Belorybkin Andrey Olegovich cadet 3 courses 234 platoons faculty of law-enforcement activity Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina, Russia, Belgorod [email protected]
Abstract: training classes in physical training it is organized process of physical exercises and distribution of load of an organism which is calculated on training of all organism, development of force and endurance, but only in case of regular trainings.
Keywords: theory, technique, training, occupation, physical training, employee, Department of Internal Affairs.
В настоящее время в России противодействие преступности осуществляется эффективно и оперативно, но всё же противоправное поведение и нарушение законности
не редко встречаются. Сотрудник может в любой момент, как в служебное, так и в свободное от работы время встретиться с преступностью и ему будет необходимо показать своё умение владеть боевыми приемами и приемами самообороны. Именно поэтому сотрудник полиции должен постоянно поддерживать себе в спортивной форме, регулярно заниматься физической подготовкой.
Придерживаться определенной методики при планировании данных тренировочных занятий очень важно, так как нужно равномерно и правильно распределить нагрузку на все группы мышц, рассчитать нагрузку, которую может вынести организм и которая будет для него полезна и будет способствовать физическому развитию сотрудника.
В процессе физической подготовки применяются различные методические приемы, которые являются самостоятельными составляющими методов физического развития сотрудников ОВД.
Основными методами, применяющимися в процессе физической подготовки, являются методы обучения, развития и воспитания. Методы обучения направлены на формирование боевых и тактико-специальных навыков, приобретение специальных знаний.
Обучение технике выполнения физических упражнений и формирование боевых навыков состоит из следующих компонентов: ознакомление, разучивание и тренировку (совершенствование).
Совершенствование выполнения физических упражнений является является важным и даже можно сказать главным компонентом подготовки. Так как применить свои боевые навыки сотруднику может понадобиться совершенно неожиданно и техника выполнения приема должна быть отработана до автоматизма, чтобы в экстренной ситуации сотрудник не замешкался, а технично выполнил прием.
Ознакомление нацелено на отложение в памяти у обучаемых правильного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, образцово его показать; объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение; при необходимости показать упражнение еще раз по частям или по разделениям с попутным объяснением техники выполнения; указать на детали выполнения упражнения; ещё раз акцентировать внимание на расположении ног и рук при выполнении приема, на правильности захвата. Для большего усвоения можно показать типичные ошибки, допускаемые при выполнении данного упражнения.
Разучивание нацелено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков, достижение синхронности действий. Обучаемые могут быть по-разному физически развиты или по-разному усваивать показываемые и рассказываемые действия, кто-то быстро улавливает, а кто-то медленнее. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности физических упражнений применяются следующие способы разучивания:
в целом - если физическое упражнение несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам (частям) нецелесообразно;
по частям - если физическое упражнение сложное и его есть возможность разбить на отдельные элементы;
по разделениям - если физическое упражнение сложное и его можно выполнить с остановками;
с помощью подготовительных физических упражнений - если в целом из-за трудности его выполнить нельзя, а разделить на части невозможно.
После разучивания упражнение выполняется целиком.
Тренировка нацелена на формирование и усвоение у обучаемых двигательных навыков, совершенствование физических и специальных качеств. Тренировка заключается
в многократном повторении упражнения с постепенным усложнением условий его выполнения и повышением физической нагрузки.
Основными методами развития физических качеств являются: равномерный, повторный, переменный, интервальный, контрольный и соревновательный.
Способами организации сотрудников ОВД при выполнении физических упражнений могут быть индивидуальный, групповой, фронтальный, круговой, поточный.
Сотрудники, проводящие занятия по физической мере должно в обязательном порядке применять меры по предупреждению травматизма при проведении тренировок. Необходимо проводить инструктажи перед проведением занятий и требовать информировать их незамедлительно в случае получения травмы. Предупреждение травматизма обеспечивается:
четкой организацией занятий и соблюдением методики их проведения; высокой дисциплинированностью обучающихся, хорошим знанием ими приемов страховки и самостраховки, правил предупреждения травматизма; своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря;
систематическим контролем за соблюдением установленных норм и требований безопасности при проведении занятий.
Методы развития направлены на совершенствование физических и специальных качеств, укрепление здоровья и улучшение антропометрических показателей.
Тренировочные занятия по физической подготовке это организованный процесс физических упражнений и распределение нагрузки на организм, который рассчитан на тренировку всего организма, выработку силы и выносливости, но только в случае регулярных занятий.
Основными показателями объема физической нагрузки являются: время, затраченное на выполнение физического упражнения; метраж или километраж преодолений дистанции (в циклических и комбинированных физических упражнениях); общий вес отягощений (в физических упражнениях с тяжестями); суммарная прибавка частоты сердечных сокращений относительно исходного уровня.
Основными показателями интенсивности физической нагрузки являются: скорость движения; скорость преодоления дистанции; разовый вес отягощения (в расчете на отдельное движение); пульсовая интенсивность физического упражнения.
При оценке интенсивности физической нагрузки по частоте сердечных сокращений используется следующая градация: низкая - до 130 уд./мин.; средняя - 130-150 уд./мин.; высокая - 150-170 уд./мин.; максимальная - свыше 170 уд./мин.
Сочетание объема и интенсивности физической нагрузки при выполнении физических упражнений может быть следующим: чем больше объем физической нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, - чем больше интенсивность физической нагрузки, тем меньше ее объем.
Суммарный объем физической нагрузки оценивается по сумме времени, затраченного на все физические упражнения в течение отдельного занятия или ряда занятий.
Суммарная интенсивность физической нагрузки (моторная плотность занятия) характеризуется отношением времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, к общему времени занятия (в процентах).
Повышение объема и интенсивности физической нагрузки на отдельном занятии достигается: сокращением времени на перестроения; краткостью и ясностью объяснений; увеличением количества повторений, быстроты выполнения, массы отягощений;
регулированием продолжительности отдыха; выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком; применением круговой тренировки и соревновательного метода; использованием тренажеров, а также другого оборудования и инвентаря.
Объем и интенсивность физической нагрузки на занятиях по физической подготовке должны соответствовать задачам и этапам обучения, уровню подготовленности и возрасту военнослужащих. Существуют штатные тренировки, проводимые в ровном темпе, без интенсивной нагрузки на организм, они направлены на поддержание организма в форме. Так же имеют место и усиленные тренировки, проводимые редко, но с определенной периодичностью, они направлены на совершенствование организма в целом и увеличение переносимых им нагрузок.
Величина физической нагрузки может определяться характером ее воздействия на организм занимающихся. Для каждого человека переносимость нагрузки индивидуальна, как и темп физического развития и совершенствования организма. На занятии руководитель должен обращать внимание на обучающихся, на им физическое состояние после выполнения упражнений, чтобы предотвратить изнеможение организма.
Методы воспитания направлены на формирование морально-психологических качеств у сотрудников ОВД и повышение сплоченности коллективов.
Решение воспитательных задач обеспечивается:
применением методов убеждения, примера, соревнования, поощрения, принуждения и воздействия коллектива;
подбором физических упражнений, в которых психические свойства личности проявляются в наибольшей мере.
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности проводится в целях поддержания профессиональной работоспособности сотрудников.
Физические упражнения на дежурствах (боевых дежурствах) организуются и проводятся с учетом выполняемых задач и особенностей военно-профессиональной деятельности. Комплексы физических упражнений для выполнения на дежурствах (боевых дежурствах) разрабатываются начальником физической подготовки.
Попутная физическая тренировка направлена на повышение уровня физической подготовленности, совершенствование военно-прикладных навыков и полевой выучки сотрудников ОВД. Она организуется и проводится при передвижениях подразделений к местам занятий, а также в ходе практических занятий по другим предметам обучения.
В организацию попутной физической тренировки входят: выбор маршрута, его подготовка, определение методов тренировки и физической нагрузки; отражение в плане-конспекте краткого содержания тренировки и инструктаж соответствующих должностных лиц.
В содержание попутной физической тренировки включаются: марш-броски и передвижение на лыжах с попутным преодолением искусственных и естественных препятствий; тренировка в посадке и высадке из боевой техники; буксирование на лыжах за боевой техникой и другие приемы и действия, входящие в содержание боевой подготовки.
Средствами физической тренировки могут быть специальные приемы и действия, предусмотренные темой проводимого занятия по боевой подготовке.
В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что сотрудник может в любой момент, как в служебное, так и в свободное от работы время встретиться с преступностью и ему будет необходимо показать своё умение владеть боевыми приемами и приемами самообороны. Именно поэтому сотрудник полиции должен постоянно поддерживать себе в спортивной форме, регулярно заниматься физической подготовкой.
Придерживаться определенной методики при планировании данных тренировочных занятий очень важно, так как нужно равномерно и правильно распределить нагрузку на все группы мышц, рассчитать нагрузку, которую может вынести организм и которая будет для него полезна и будет способствовать физическому развитию сотрудника.
Если не придерживаться методики проведения тренировок по физической подготовке, то тренировочный процесс может пойти во вред сотруднику, организм можно довести до изнурения, неравномерное распределение нагрузки также пагубно влияет на организм. Исходя из всего вышесказанного, нужно придерживаться рекомендаций руководителя занятий по физической подготовке.
Литература:
1. Демьяненко, Ю.К. Физическая подготовка и боеспособность военнослужащих / Ю.К. Демьяненко. - М. : Воениздат, 1981. - 112 с.
2. Земляной, А.И. Становление и развитие системы военно-профессиональной подготовки в дореволюционной школе интернатного типа : дис. ... канд. пед. наук / А.И. Земляной. - Ставрополь, 2007.
3. Иващенко, Л.Я. Самостоятельные занятия физическими упражнениями / Л.Я. Иващенко, Н.П. Страпко. - К. : Здоровье, 1988. - 160 с.
4. Кобызская, Е.С. Традиционные и инновационные методы обучения / Е.С. Кобызская, А.И. Земляной // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел : сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. - Ставрополь, 2013. - С. 204-207.
5. Щеголев, В.А. Педагогика управления физической культурой и спортом / В.А. Щеголев // Сб. науч.-метод. работ. - СПб. : СПГУ - ВИФК, 2000. - 119 с.