14.01.45 Преподавание педагогики, обучение, повышение квалификации
УДК 37:372.8
ВАК 13.00.01, 13.00.02
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО НОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРАЙКБОЛЬ
Иляхина Оксана Юрьевна
преподаватель кафедры огневой подготовки Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина
Россия, г. Белгород Чернов Алексей Владимирович курсант 3 курса 234 взвода факультета правоохранительной деятельности Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина,
Россия, г. Белгород [email protected]
Аннотация: статья посвящена проблеме совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел МВД России. Технический прогресс не стоит на месте, с каждым годом появляются новые технологии, усовершенствуется оружие, и всё это используется не только в мирных целях. И так как сегодняшний курсант и слушатель - это завтрашний практический работник органов внутренних дел, проблема совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД во все времена была, есть и будет актуальна.
Ключевые слова: методика, занятие, страйкбольное оборудование, огневая подготовка, МВД России
TECHNIQUE OF CARRYING OUT CLASSES IN FIRE PREPARATION WITH USE OF THE AIRSOFT EQUIPMENT IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Ilyakhina Oksana Yurevna
teacher of department of fire preparation Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina Russia, Belgorod Chernov Alexey Vladimirovich
cadet 3 courses 234 platoons faculty of law-enforcement activity Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina, Russia, Belgorod
Abstract: article is devoted to a problem of improvement of vocational training of staff of law-enforcement bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Technical progress doesn't stand still, every year there are new technologies, the weapon will be improved, and all this is used not only in the peace purposes. And as today's cadet and the listener is a tomorrow's
practical employee of law-enforcement bodies, the problem of improvement of vocational training of staff of Department of Internal Affairs was at all times, is and will be actual.
Keywords: technique, occupation, airsoft equipment, fire preparation, Ministry of Internal Affairs of Russia
В системе подготовки сотрудника полиции большое значение уделяется теоретическим знаниям в области огневой подготовки и внедрению в образовательный процесс технических средств обучения. Вместе с тем с развитием современных технологий в наше время происходит активное оснащение образовательных организаций МВД России последними инновационными технологиями, которые дают возможность моделировать в образовательном процессе реальные ситуации служебной деятельности сотрудников, и как следствие, повышать качество подготовки специалистов в целом. Внедрение в учебный процесс, а именно в существующую педагогическую практику огневой подготовки, методики применения страйкбольного оборудования позволяет имитировать реальный огневой контакт с правонарушителем. Занятия по стрельбе, в каких бы условиях они ни проводились, не могут дать курсантам и слушателям полной картины того, к чему их готовят в учебных заведениях, к тому же многие моменты оперативно-служебной деятельности невозможно отработать с боевыми патронами, а работая «вхолостую», теряешь ощущение опасности и реальности ситуации. В действительном огневом контакте с правонарушителем на сотрудника полиции воздействует ряд сильных психологических стрессовых факторов: осознание возможной гибели или получения увечья, повышенная ответственность за принятие решений, которые к тому же надо принимать быстро, психологический барьер стрельбы по человеку. Сотрудник не может четко реализовывать действия, отработанные в тире или на полигоне, если у него нет боевого опыта или привычки к работе в таком состоянии. Таким образом, внедрение методики применения страйкбольного оборудования в образовательном процессе является одним из эффективных средств совершенствования огневой и тактической подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел, что позволяет им отрабатывать поставленные задачи в реальных огневых контактах на ближних расстояниях. Представление о целесообразности применения страйкбольного оборудования дает возможность будущему сотруднику самому моделировать любые ситуации, которые зависят от характера поставленных задач в условиях, когда на него действуют те же психологические раздражители.
Для индивидуальной подготовки обучаемых чрезвычайно полезно внедрение и применение страйкбольного оборудования в учебно-тренировочном процессе, крайне эффективно для отработки взаимодействия огневых контактов в составе группы, что позволяет выполнять поставленные задачи наиболее результативным способом. Благодаря методике обучения стрельбе с применением страйкбольного оружия, в сознание обучаемого закладывается алгоритм наилучшего решения поставленной боевой задачи, он приобретает ряд умений и навыков для поворота экстремальной ситуации в свою пользу. К индивидуальным навыкам можно отнести правильную изготовку при стрельбе, удержание оружия в руке, тактическое перезаряжение оружия, использование вспомогательного оружия, осмотр пространства (единое движение глаз и оружия), быстрое извлечение оружия из кобуры, отработку интуитивной стрельбы, тактических действий разного характера до освобождения заложников. Методику применения страйкбольного оружия в комплексном обучении огневой подготовке целесообразно применять между тренировками «вхолостую» и боевыми стрельбами.
Сама методика обучения должна строиться следующим образом: подробное разъяснение порядка действий каждому обучаемому с разъяснением причин тех или иных действий, поочередное выполнение задания каждым обучаемым. Только после чёткой
отработки всеми обучаемыми поставленных задач можно усложнять условия, включать отвлекающие факторы: мебель в квартире, ширма, дым, слезоточивый газ, светошумовые устройства, подход к зданию по улице или по пересечённой местности, неожиданная подброска гранат, отвлекающая стрельба (выработка отсутствия реакции обучаемых) и т.д. При передвижениях в составе групп назначается свой сектор огня или сектор наблюдения, обеспечивающий контроль во всех направлениях. В это время преподаватель опрашивает обучающихся во время медленного поэтапного перемещения о том, какие секторы на данный момент являются наиболее опасными и какие секторы будут представлять опасность при следующем перемещении. Значительная часть огневых контактов, возникающих в оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, происходит на расстоянии около 3 метров, 80% - 85 % - на расстоянии до 8 метров, поражение одной из сторон происходит приблизительно за 3 секунды. При моделировании соответствующей ситуации становится понятным, что для совершения неожиданного нападения «злоумышленник», как правило, подходит на 2-3 метра, чтобы обеспечить себе гарантированное попадание с первого выстрела. Так же было выявлено и то, что стрелок, устойчиво попадающий на такой дистанции в ростовую мишень за 2 секунды (с извлечением оружия из кобуры), на страйкбольных тренировках начинает повторять этот результат с живым «противником» только после 2-3 занятий. Для дальнейшего моделирования системы специальных упражнений страйкбольное оборудование дает возможность отработать базовые упражнения.
Курсантам и слушателям, уже в какой-то мере имеющим базовые навыки, а иногда и значительный опыт, эта техника помогает набрать или восстановить соответствующие навыки и умения в реальной ситуации. Возможна отработка групповой слаженности подразделений, выявление реальных лидеров, закрепление правильных решений через моторную память.
Существуют ли особенности использования методики страйкбольного оборудования на занятиях по огневой подготовке? На занятиях присутствует такой момент, что курсант может выполнять учебное задание бесконечное число раз, и он самостоятельно додумывается либо просто встречает правильное решение задачи. При этом преподаватель постоянно наблюдает за его действиями, определяя его ролевой статус и готовность к самоконтролю. В процессе обучения все курсанты играют разную роль. Это помогает взглянуть на ситуацию с разных сторон, иногда прямо противоположных. Повышается психологическая устойчивость к практическому применению оружия. Самая главная особенность занятий с использованием страйкбольного оборудования в том, что она дает возможность моделировать безвыходные задачи и через их решение искать приемы работы в тех или иных условиях. Это не всегда возможно при других технологиях обучения.
Литература:
1. Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в ОВД РФ : Приказ МВД России № 663 от 3 июля 2012 года.
2. Методика огневой подготовки сотрудников ГИБДД к действиям при выполнении оперативно-служебных задач в экстремальных условиях : Учебно-методические рекомендации. Орел. Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, 2011.
3. Правовые основы применения огнестрельного оружия в соответствии с федеральным законом «О полиции» : Реферат. В. В. Николаев, А. Г. Соболев. Екатеринбург. Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2013г
4. Астафьев Н. В. Изготовки к стрельбе из пистолета и обращение с ним при выполнении оперативно-служебных задач сотрудниками правоохранительных органов: Учебное пособие. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России. 2003.
5. Типовые действия и приемы личной безопасности сотрудников ОВД в составе служебных нарядов и групп боевого порядка при проведении специальных операций: Учебное пособие. - М: ЦОКР МВД России 2007 г.