УДК 796/799
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ
Э.Б. Настуев
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия
Для связи с авторами: е-mail: [email protected] Аннотация:
Деятельность сотрудников правоохранительных органов никогда не бывает безопасной и лёгкой. Ежегодно большое количество сотрудников правопорядка гибнет или получает увечья от преступников. Правонарушители - это, как правило, сильные, молодые, наглые и жестокие люди, многие из них обладают навыками ведения боевых действий в различных условиях, в том числе и рукопашных схваток. Необученный, слабый телом и духом сотрудник правопорядка в условиях противостояния с такими преступниками не только не сможет выполнить свой долг по пресечению или предотвращению преступления, но и рискует лишиться жизни или здоровья. Он может быть унижен, оскорблён, что не столь опасно для самого сотрудника, но может привести к чувству безнаказанности, увеличит наглость, дерзость правонарушений. Обучение противодействию преступникам в органах внутренних дел осуществляется на занятиях по огневой, физической и психологической подготовке. В рамках данных дисциплин рассматриваются и изучаются приёмы отражения нападения, задержания или психологического воздействия на преступников. В данной статье мы рассмотрели основные направления физического воспитания сотрудников правоохранительных органов при подготовке к профессиональной деятельности. Ключевые слова: сотрудники правоохранительных органов, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, профессиональная деятельность, учебно-тренировочный процесс.
INTERCONNECTION BETWEEN PHYSICAL EDUCATION AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA E. B. Nastuyev
North Caucasian Institute of Professional Development (branch), Krasnodar university of Ministry of
Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia
Abstract:
The activity of law enforcement officers never turns to be secure and easy. Annually large number of law enforcement officers are injured by criminals or perish. Traditionally offenders are strong, young, impudent and cruel individuals, many of them have combat skills applicable in diverse situations including close-in fights. Being untrained, weak of spirit and flesh, a law enforcement officer will not be able to shoulder his responsibilities and to suppress or prevent the crime, but he also risks losing life or health while struggling against such criminals. He can be humiliated, offended that is not so dangerous for the officer, but it can foster the sense of impunity of offenders, audacity and insolence of violations. Internal Affairs agencies carry out training on countering criminals at firearms, physical and psychological training classes. These courses include studying methods of blocking attacks, apprehension or psychological impact on criminals. In this paper we have considered the main directions of physical education for law enforcement officers being prepared for professional activity. Keywords: law enforcement officers, general physical training, special physical training, professional activity, educational and training process.
Осуществлять защиту жизни, здоровья, прав и свобод населения Российской Федерации, противодействие преступности, охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности призваны силовые
ведомства МВД России. Сотрудники силовых ведомств незамедлительно приходят на помощь каждому, кто нуждается в защите от противоправных и преступных посягательств. Здесь неминуемо возникает вопрос
физической подготовленности сотрудников правопорядка [6].
Физическая подготовка в структуре МВД, в том числе и в образовательных организациях, представляет собой процесс, направленный на решение конкретных образовательно-воспитательных задач, нацеленных на формирование и развитие физических качеств занимающихся с целью достижения ими высокой выносливости и работоспособности. Структурно физическая подготовка состоит из двух элементов: обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств [1]. Развитие двигательных качеств достигается с помощью комплекса упражнений, которые позволяют сотрудникам рационально использовать свои двигательные возможности в профессиональной деятельности [1]. Физические качества представляют собой те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности занимающегося [8]. К физическим качествам относятся сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость. Одним из основных компонентов профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов является их физическая подготовка, т.к. современные реалии требуют от них быть всегда готовым к различным экстремальным ситуациям по противодействию преступному миру, обладающему не только современным вооружением, средствами связи, передвижения, но и имеющему эффективную систему юридической и специальной подготовки бойцов [7]. Именно профессиональная подготовленность сотрудников к выполнению оперативно-служебных задач требует комплексного подхода, а также поэтапного, непрерывного осуществления и совершенствования.
При организации учебно-тренировочного процесса по физической подготовке ставится задача — воспитать высококвалифицированных специалистов с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими полученных знаний и умений в практической работе. И здесь главный вопрос состоит в том, как наиболее
эффективно организовать педагогический процесс подготовки будущих кадров, профессиональная деятельность которых связана с предупреждением и раскрытием преступлений [3]. Ответ на этот вопрос требует тщательного изучения и осмысления условий совершенствования системы физической подготовки как важной составляющей профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Профессиональная подготовка в системе МВД идёт согласованно с физическим воспитанием, являющимся неотъемлемой частью обучения и воспитания, наряду с развитием физических качеств, совершенствованием необходимых двигательных навыков, укреплением здоровья и поддержанием работоспособности сотрудников, а также располагающим широкими возможностями и огромным арсеналом средств совершенствования навыков и умений действовать в различных экстремальных ситуациях. Отметим, что формирование сотрудника правопорядка как профессионала начинается с освоения им определённого багажа знаний для практической деятельности в учебных заведениях МВД России [2]. Именно на долю молодых сотрудников, только что окончивших образовательные учреждения МВД России, выпадает больше всего трудностей по борьбе с преступностью, так как они ещё не имеют практического опыта задержания правонарушителей, и результат дела зависит от уровня их физической подготовленности. На практике принято различать общую и специальную физическую подготовку [1]. Целями общей физической подготовки выступают развитие выносливости, скорости и силы занимающихся. Также в результате общефизической подготовки улучшается и укрепляется работа сердца, кровеносной и дыхательной систем. Общефизическая подготовка способствует улучшению всех функциональных характеристик занимающихся, повышает общую работоспособность и является базой для специальной физической подготовки и достижения высоких результатов в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов [1].
На занятиях по общефизической подготовке достигается общая выносливость, развивается мускулатура и сила мышц, повышается скорость выполнения упражнений, растёт подвижность и эластичность суставов, снимается излишнее напряжение и приобретается умение расслабляться. В целом общая физическая подготовка направлена на достижение физического совершенства. К средствам общефизической подготовки можно отнести ходьбу (в том числе на лыжах), бег, плавание, прыжки, подтягивания, отжимания, приседания, акробатические комплексы и т.д. [1]. Что касается специальной физической подготовки в системе МВД, то она представляет собой процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретного вида трудовой деятельности. Специальная физическая подготовка структурно состоит из спортивной подготовки и профессионально-прикладной физической подготовки [1]. К основным видам специальной физической подготовки относятся соревновательные упражнения в избранном виде спорта. Формирование физических качеств необходимо в процессе профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, и требуется, чтобы этот процесс был непрерывным и целенаправленным [7]. Особая роль при этом отводится физической подготовке сотрудников. В соответствии с требованиями Наставления по организации физической подготовки в ОВД РФ целью физической подготовки является физическая готовность сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приёмов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в профессиональной деятельности [4]. От сотрудников правоохранительных органов требуется умение самостоятельно поддерживать должный уровень общей физической подготовленности, необходимый для профессиональной деятельности, а также применять навыки профессионально-прикладной физической подготовки в про-
фессиональной деятельности, применять правомерные действия по пресечению правонарушений, обезоруживанию, обезвреживанию, задержанию, проведению личного осмотра, связыванию (сковыванию наручниками) и сопровождению правонарушителей. Эффективность физической подготовки сотрудников обеспечивается совокупностью полезных результатов, приобретённых в процессе деятельного использования сформированных умений и навыков, к которым можно отнести развитие и совершенствование [1,5]:
- двигательных умений и навыков;
- психологической устойчивости и работоспособности;
- смелости и решительности в процессе противодействия вооружённым и невооружённым правонарушителям;
- новых двигательных действий.
С помощью физических упражнений также успешно решается задача повышения психологической готовности сотрудников к действиям в сложных условиях повседневной профессиональной деятельности. Психологическая подготовка сотрудников должна обеспечивать воспитание мужества, готовности к подвигу, вплоть до самопожертвования, вырабатывать способность к умелым действиям в самые сложные моменты при экстремальных ситуациях, стабильность психических реакций в опасных ситуациях.
Главным аспектом психологической подготовки является ознакомление сотрудников с необходимыми действиями на занятиях по физической подготовке. Одним из таких путей является специальная организация физической подготовки с целью осуществить перенос навыков, умений с одного вида деятельности на другой. Здесь важен даже не конкретный навык, более существенным является навык преодоления страха при действиях в условиях опасности [4]. Чем больше диапазон таких действий, тем легче осуществляется и процесс перехода на действия сотрудника в реальной обстановке. Следовательно, для физической подготовки важен не сам выбор физических упражнений, приёмов и действий, а методика тренировок рассматриваемых действий.
Физические упражнения могут применяться для общей и специальной психологической подготовки сотрудников, при совершенствовании навыков и умений специальной физической подготовки сотрудников в процессе прохождения первоначальной подготовки
[5,8].
Специальная психолого-педагогическая подготовка на занятиях по физической подготовке заключается в целенаправленной активации способностей, умений и навыков для успешного выполнения конкретных задач, связанных с ограничением свободы передвижения правонарушителей (ассистентов); формировании чувства уверенности в достижении поставленной цели, достаточного запаса физических сил [2,6]. Эта подготовка должна быть различной в ходе прохождения профессиональной подготовки, а именно на этапах совершенствования (тренировки) изученных приёмов и действий.
В ходе проведения занятий по физической подготовке, используя физические упражнения, необходимо решать следующие задачи:
- развитие важных психических качеств;
- воспитание и совершенствование психофизических качеств и прикладных навыков;
- создание готовности функциональных систем организма сотрудников к воздействию факторов внешней среды и реальных условий повседневной деятельности;
- повышение физических возможностей организма за счёт высокой физической тренированности, но при этом необходимо обращать внимание на возрастные, гендерные особенности сотрудников, а также начальный уровень физической подготовленности, вы-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
2. Карданов, А. К. Особенности физической подготовки женщин-полицейских / А. К. Карданов // Историческая и социально-образовательная мысль. -2016. - Т. 8. - № 3-2. - С. 158-161.
3. Карданов А.К. Некоторые аспекты совершенствования физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России / А. К. Карданов В. А. Ха-жироков // Инновации и традиции в современном образовании, психологии и педагогике : сборник
явленный при проведении входного контроля;
- воспитание волевых качеств (смелости, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах и т.д.);
- выработка способности управлять своим эмоциональным состоянием, снимать излишнее мышечное напряжение;
- формирование уверенности в своих силах [4]. Таким образом, физическая подготовка затрагивает многие аспекты профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов в ходе решения оперативно-служебных задач. Также она формирует профессиональную направленность и готовность решать оперативные задачи служебной деятельности в обычных и экстремальных условиях.
Так, физическая подготовка обеспечивает улучшение физического развития, укрепление здоровья и повышение уровня разносторонней физической подготовленности сотрудников, т.е. является основным средством их физического совершенствования. Физическое совершенствование сотрудников оказывает значительное влияние на их профессиональную работоспособность. Практика служебно-боевой деятельности и результаты научных исследований свидетельствуют о том, что роль физической подготовки как эффективного средства повышения профессионализма сотрудников заключается:
- в повышении служебно-боевого мастерства сотрудников ОВД;
- в совершенствовании морально-волевых и психологических качеств личного состава;
- в повышении устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов.
статей Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 94-97.
4. Кодзоков, А. Х. Модель деятельности сотрудников полиции по применению средств физического воздействия на правонарушителей / А. Х. Кодзо-ков // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - № 6-1. - С. 144-148.
5. Силкин, Н. Н. Профессиональная подготовка и психологическая готовность сотрудников полиции для служебной деятельности в условиях повышенного риска / Н. Н. Силкин, В. И. Хальзов // Вестник санкт-петербургского университета МВД России. - 2015. - № 2 (66). - С. 188-191.
6. Силкин, Н. Н. Взаимосвязь физического воспитания
и профессиональной подготовленности сотрудников правоохранительных органов / Н. Н. Силкин, М.А. Шелепова // Правовое поле современной экономики. - 2015. - № 8. - С. 188-194.
7. Хажироков, В. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников полиции и пути её совершенствования / В. А. Хажироков // Физическое воспитание и спорт: актуальные во-
LIST OF REFERENCES
1. Order of Ministry of Internal Affairs of Russia dated 1 July 2017 № 450 «About adoption of Regulations on organization of physical training in Internal Affairs bodies of the Russian Federation».
2. Kardanov, A. K. Peculiarities of physical training of female police officers / A. K. Kardanov // Historical, social and educational thought. - 2016. - Vol. 8. - № 3-2. - P. 158-161.
3. Kardanov A. K. Some aspects of physical training development in educational institutions of Ministry of Internal Affairs of Russia / A.K. Kardanov, V.A. Khazhirokov // Innovations and traditions in modern education, psychology and pedagogics : conference book of International conference on science and practice. - 2017. - P. 94-97.
4. Kodzokov, A. Kh. Model of police officers' activity on use of means of physical coercion towards offenders / A. Kh. Kodzokov // Historical, social and educational thought. - 2015. - Vol.7.№ 6-1. - P. 144-148.
5. Silkin, N. N. Professional and psychological compe-
просы теории и практики : сборник научных трудов участников Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 174-181.
8. Черкесов, Р. М. Использование принципов сознательности и активности в процессе подготовки сотрудников органов внутренних дел / Р. М. Черкесов // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 5. - С. 166-168.
tence of police officers for carrying out official duties in higher risk situations / N.N. Silkin, V.I. Khalzov // Bulletin of Saint- Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2015. - № 2 (66). - P. 188191.
6. Silkin, N. N. Interconnection between physical education and professional competence of law enforcement officers / N.N. Silkin, M.A. Shelepova // Legal area of modern economy. - 2015. - № 8. - P. 188-194.
7. Khazhirokov, V. A. Professionally applicable physical training of police officers and ways of its improvement / V.A. Khazhirokov // Physical education and sports: actual issues of theory and practice : compilation of research papers of participants of All-Russian conference on science and practice. - 2017. - P. 174-181.
8. Cherkesov, R. M. Application of consciousness and activity principles in training process of internal affairs officers / R. M. Cherkesov // Community: sociology, psychology, pedagogics. - 2016. - № 5. - P. 166168.