Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД
России, г. Нальчик, Россия
Для связи с автором: [email protected]
Аннотация:
В представленной статье рассматривается проблема психологического сопровождения обеспечения профессиональной деятельности женщин-полицейских, исходя из специфики их оперативно-служебной деятельности. Особое внимание при этом уделяется эффективному использованию человеческих ресурсов в системе правоохранительных органов, управлению ими с учётом индивидуальных особенностей личности женщины-полицейского; процессу психологического сопровождения и обеспечения в решении проблем женщин-полицейских в период их адаптации к условиям профессиональной деятельности и в процессе последующей оперативно-служебной деятельности. Проблема профессиональной подготовки женщин с учётом особенностей адаптации их организма к большим физическим нагрузкам является важнейшим аспектом подготовки женщин-полицейских в настоящее время. Профессиональная деятельность женщин-полицейских напрямую связана с их физической подготовкой к служебной деятельности, вне зависимости от содержания будущей деятельности, и занимает одно из ведущих мест наряду с огневой, правовой и тактической подготовкой.
Ключевые слова: женщина-полицейский, профессиональная подготовка, физическая подготовка, адаптация, навыки борьбы.
CERTAIN ASPECTS OF ADAPTATION OF FEMALE POLICE OFFICERS TO PROFESSIONAL ACTIVITY A.Kh. Kodzokov
North Caucasian Institute of Advanced Education (branch), Krasnodar University of Ministry of Internal
Affairs of the Russian Federation, Nalchik, Russia
Abstract:
"tte submitted article investigates the issue of psychological maintenance of carrying out professional activity by female police officers, proceeding from specifics of their operative-service activity. In this context, particular attention is paid to effective exploitation of human resources in the system of law enforcement agencies, and to management of those resources considering personal features of a female police officer, as well as to the process of psychological maintenance and support of female police officers dealing with problems during their adaptation to conditions of professional activity and in the course of subsequent operative-service activity. Currently the problem of vocational training of women considering particularities of adaptation of their organism to major physical efforts is the most significant aspect of female police officers training. Professional activity of female police officers is directly connected with their physical fitness for official activity regardless of the content of future activity, and it plays one of the leading roles along with firearms, legal and tactical training.
Keywords: female police officers, vocational training, physical training, adaptation, combat skills.
ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ УДК 378.6
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ЖЕНЩИН-ПОЛИЦЕЙСКИХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.Х. Кодзоков
В современных реалиях профессия «полицейский» приобрела былую славу и вновь стала престижной. Вместе с тем произошло повсеместное увеличение числа женщин в традиционно мужских профессиях. Исключением не стала и служба в полиции. Жен-
щины в системе ОВД сегодня назначаются на должности полицейских патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных, оперативных уполномоченных уголовного розыска. В настоящее время в ОВД служит более 170 тысяч женщин-сотрудников, что состав-
ляет более 15% от всего личного состава. Этот процент неуклонно растёт. На современном этапе женщины-полицейские успешно несут службу наравне с мужчинами в оперативных подразделениях, занимают руководящие должности, принимают участие в боевых действиях, т.е. всё больше адаптируются к мужской субкультуре оперативных подразделений в частности и правоохранительной системе в целом. Эффективная деятельность органов внутренних дел связана не только со степенью укомплектованности специалистами в данной сфере, но и с эффективной организованностью педагогического процесса совершенствования профессиональной подготовки личного состава, а также зависит от того, насколько быстро женщины-полицейские адаптируются к условиям службы в ОВД [5]. Профессиональная адаптация является неотъемлемым этапом в формировании специалиста полиции, так как именно на этом этапе происходит процесс становления основного направления дальнейшей профессиональной деятельности женщин-полицейских. Интерес к данной теме обусловлен наличием гендерных стереотипов в отношении профессиональной деятельности, разделением профессий на мужские и женские и увеличением стремления женщин к преодолению данных стереотипов.
Как и к любому сотруднику, к женщинам-полицейским предъявляются такие профессиональные требования, как добросовестное выполнение своего профессионального долга, полная личная ответственность за правомерность своих действий, навыки оперативно решать поставленные задачи, качественно и эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. Конечно же, в приоритетном большинстве своём они добросовестно относятся к выполнению своих профессиональных обязанностей. Однако, несмотря на возрастающую роль женщин в комплектовании полицейских кадров, практически отсутствуют исследования по данному вопросу, недостаточно изучены психологические особенности женщин-полицейских, проблемы их адаптации к служебной и профессиональной деятельности.
В традиционном обществе мужские и женские роли резко отличаются. Они чаще всего абсолютно противоположны. От женщины прежде всего ожидается, что в системе её ценностей роли матери, жены, хозяйки, хранительницы домашнего очага, т.е. семейные роли, будут занимать приоритетное место. Все остальные роли второстепенные и не должны мешать исполнению главных социальных женских ролей. По этим причинам иногда можно наблюдать случаи, когда руководство вопреки российским законам ставит свои ограничения и принимает на службу исключительно мужчин. Этому способствует распространённый миф про «слабый пол». Начальник-мужчина несправедливо думает, что девушка физически не справится с рабочими обязанностями. В реальности физическое состояние от гендера совсем не зависит. В настоящее время достаточно женщин с достойной спортивной подготовкой. Женщины-полицейские на практике также сталкиваются с рядом трудностей: с завышенными требованиями, дискриминацией при приёме на службу и при служебном продвижении. Эти моменты становятся преградой для реализации женщиной себя как личности. Основной причиной, по которой женщины не могут равноправно конкурировать с мужчинами, является то, что чаще всего они ограничены в продвижении по карьерной лестнице и понимают, что отсутствует всякая перспектива роста по службе [2]. В конечном итоге это вызывает подавленность, неудовлетворённость профессией и, как следствие, возникает равнодушие к выполняемым задачам и функциям, что, безусловно, отражается на качестве и эффективности работы. Не следует также забывать ещё одну причину, которая, как нам кажется, является первоисточником и основным условием для возникновения всех остальных. Женщины-полицейские практически никогда не получают назначения на руководящие должности, поскольку начальствующий состав не рассматривает женщину как лидера. И здесь преобладает такое понимание, что это исключительно мужская должность и женщине не свойственны качества, при которых она может эффективно руководить преимуще-
ственно мужскими подразделениями, да и женщине-руководителю очень тяжело заслужить признание и уважение коллег-мужчин. Подготовка женщин к полицейской службе происходит по аналогии с подготовкой мужчин — в подразделениях органов внутренних дел и в образовательных организациях Министерства внутренних дел России [4]. Здесь большое внимание уделяется общей и специальной физической подготовке женщин-полицейских и проблемам их адаптации к профессиональной деятельности. Всё это указывает на необходимость всестороннего научного обоснования физического воспитания и спортивной тренировки женщин-полицейских ввиду физиологических особенностей женского организма, которые определяют отличия в умственной и физической работоспособности и выносливости. Исследования, проведённые в этой области в разное время, свидетельствуют о том, что с общебиологической точки зрения женщины обладают лучшими адаптационными показателями, чем мужчины. Вдобавок у женщин наблюдается лучшая приспособляемость к изменениям внешней среды, меньшая смертность и большая продолжительность жизни. Отметим также, что большая часть современных женщин занимаются спортом. Он выступает одним из основных и эффективных путей укрепления здоровья, достижения физического совершенства, подготовки к будущей профессиональной деятельности и воспитания подрастающего поколения [3]. Проблема профессиональной подготовки женщин с учётом особенностей адаптации их организма к большим физическим нагрузкам является важнейшим аспектом подготовки женщин-полицейских в настоящее время. И здесь, конечно, во главу угла ставится важнейшая биологическая функция их организма — функция материнства. Очевидно, что здесь необходимы специальные обследования женщин различного возраста, спортивной и профессиональной подготовленности к полицейской службе, так как их тренировка сопряжена с решением специфичных проблем, не свойственных процессу тренировки мужчин-полицейских.
Для того чтобы успешно преодолеть возникающие трудности и оперативно решать поставленные задачи, женщина-полицейский должна обладать определёнными качествами. Так, личностными особенностями успешных в карьере женщин являются общительность, социальная смелость и активность, рассудительность, эмоциональная сдержанность, высокий уровень интеллекта, хороший самоконтроль.
В настоящее время проблема профессиональной подготовки женщин-полицейских в основном включает три взаимосвязанных направления: социально-психологическое, медико-биологическое и педагогическое. Социально-педагогическое направление раскрывает вопросы социальной психологии, особенности женщин-полицейских в психологическом плане.
Решение вопросов медико-биологического направления принадлежит тренеру, который должен правильно понимать и осознавать, а также внедрять полученную научную информацию в учебно-тренировочный процесс женщин-полицейских [5]. Так, принимая во внимание особенности адаптации женщин-полицейских к физическим нагрузкам, представляется необходимым построение тренировочного процесса с учётом специфических биологических особенностей их организма. Теория и практика полицейской педагогики обусловлена спецификой законодательства, политикой правительства и переживаемых периодов развития.
Профессиональная деятельность женщин-полицейских напрямую связана с их физической подготовкой к служебной деятельности, вне зависимости от содержания будущей деятельности, и занимает одно из ведущих мест наряду с огневой, правовой и тактической подготовкой. Вместе с тем физическая подготовка сотрудников-женщин к служебной деятельности в рамках профессионального обучения вызывает ряд затруднений психологического характера, в том числе связанных с гендерными особенностями. Так, женщины сильнее подвержены стрессу, когда они вступают в физическое противоборство [3]. Бывают случаи, когда женщина в составе наряда
не только не готова подстраховать своих коллег в ситуации проявления агрессии со стороны правонарушителей, но и сама нуждается в их помощи и поддержке. Полицейский-мужчина вынужден в этой ситуации рассчитывать только на себя, хотя официально гендерные различия не влияют на объем и характер возложенных на сотрудника обязанностей. Также процесс задержания преступника усложняется тем, что мужчины в ситуациях физического противоборства испытывают дополнительный стресс, так как хотят скрыть от напарницы собственный страх [2]. Что касается тренировочных занятий, то первоначально женщины могут столкнуться с пренебрежительным отношением вплоть до осуждения и насмешек со стороны мужчин, не говоря уже о нежелании тренеров заниматься с ними. В этой связи женщины начинают стесняться и предпочитают отрабатывать боевые приёмы борьбы на коллегах-женщинах, хотя в реальности им приходится чаще сталкиваться с правонарушителями мужского рода. Поэтому для успешного овладения техническими навыками борьбы сотрудникам необходимо осуществлять постоянную работу по общему укреплению различных групп мышц [5]. Однако мы хотим обратить внимание на то, что нормативы для мужчин предъявляют серьёзные требования к их физической подготовленности, а нормативы для женщин на порядок занижены, что способствует их успешной сдаче при подготовке, переподготовке и повышении квалификации. Так, возможность успешной сдачи существующих нормативов без дополнительной работы над собой отрицательно сказывается на мотивации женщин-полицейских по совершенствованию своих физических показателей. А ведь известно, что без комплексной работы над собой будет довольно сложно овладеть боевыми приёмами борьбы [6]. Женщины-полицейские, целенаправленно работающие над повышением личных общефизических показателей, постепенно приобретают уверенность в своих силах, что позитивно сказывается и на способности оказывать силовое воздействие на противника. Приведём такой пример. В составе патруля
мужчина и женщина несут службу вместе и должны слаженно взаимодействовать, особенно в ситуации силового противоборства с подозреваемым. Поэтому для достижения максимально эффективного результата работы необходимо проводить соответствующую подготовку и для женщин, и для мужчин. В частности, учебная ситуация взаимодействия при отработке боевых приёмов борьбы женщин-полицейских с лицами противоположного пола предельно приблизит тренировку к реальной ситуации силового противоборства и позволит женщине приобрести исключительный опыт физического противостояния лицам другого пола. В этом случае смешанные тренировки и спарринг с мужчинами очень полезны для становления «женщины-бойца» [2]. Тренируясь вместе с мужчинами, женщины-полицейские могут многому у них научиться: технике, скорости, ловкости, смелости и т. д.
Вместе с тем даже в учебной ситуации большинство женщин-полицейских при смешанной тренировке в первую очередь переживают чувство страха перед возможными болевыми ощущениями, а также неуверенность в собственных силах. Это может оказать влияние на возможность подобрать подходящего партнёра, так как не каждый готов преодолеть психологические барьеры [1]. Возвращаясь к вышесказанному, отметим, что профессиональная деятельность сотрудников полиции предполагает значительный уровень физических нагрузок, что учитывается при отборе кандидатов на службу в виде высоких требований к состоянию здоровья, физической подготовленности, к способности переносить длительные нагрузки. Вместе с тем, адаптируясь к условиям службы и приобретая опыт решения оперативно-служебных задач с минимальными энергозатратами, женщины-полицейские стремятся к снижению физической активности, что негативно сказывается не только на уровне физической подготовленности, но и в целом на состоянии здоровья. Ограничивая физическую активность служебным временем, сотрудник-женщина начинает вести малоподвижный образ жизни, оправдывая его отсутствием свободного вре-
мени, усталостью, домашними делами, что неминуемо приводит к гиподинамии и постепенному снижению способности выдерживать без болевых ощущений или дискомфорта некоторые виды физической нагрузки, такие как ходьба, бег, подъем по лестнице. Поэтому при поступлении на работу в полицию женщинам следует учитывать, что они будут испытывать значительные адаптационные трудности, от уровня которых зависит, каким образом она будет реагировать на все предъявляемые к ней требования, сколько энергии затратит на преодоление стрессовых ситуаций в трудовой деятельности. Женщина-полицейский должна помнить, что при поступлении на службу в процессе адаптации столкнётся с рядом проблем: необходимость выбора между семьёй и карьерой порождает личностный конфликт, приводит к стрессу и эмоциональному выгоранию; у неё более низкая самооценка профессиональной деятельности и ориентация на положительную оценку деятельности, страх успеха и др. [6].
Таким образом, поступить на работу в органы внутренних дел для девушек — очень ответственный шаг. Необходимо подвергнуть тщательному анализу свои возможности перед принятием решения. Ведь помимо трудностей поступления в госструктуру, обучения полицейские-женщины на самой работе сталкиваются со многими проблемами, в числе которых, как мы выше указывали, постоянное эмоциональное напряжение, необходимость постоянного подчинения распоряжениям и приказам вышестоящего руководства, постоянная занятость на работе, снисходительное отношение со стороны коллег-мужчин и начальствующего состава. Вместе с тем женщин, работающих в полиции, становится все больше. Несмотря на явные трудности, сопутствующие службе в полиции, девушек привлекает возможность сделать карьеру, состояться как гражданину и довольно высокая зарплата. Прежде чем браться за такую серьёзную и ответственную работу, необходимо трезво оценить свои качества и точно определиться со специализацией [3].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
2. Гончарова, Н. А. Эмоционально-волевая регуляция как условие обеспечения надёжности деятельности сотрудников ОВД / Н. А. Гончарова, О. А. Жидкова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2017. - № 3 (70). - С. 11-15.
3. Карданов, А. К. Особенности физической подготовки женщин-полицейских / А. К. Карданов // Историческая и социально-образовательная мысль. -2016. - Т. 8. - № 3-2. - С. 158-161.
4. Кодзоков, А. Х. Модель деятельности сотрудников
LIST OF REFERENCES
1. Order of Ministry of Internal Affairs of Russia dated 1 July 2017 № 450 «About adoption of Regulations on organization of physical training in Internal Affairs bodies of the Russian Federation».
2. Goncharova, N. A. Emotions and strong will regulation as a prerequisite for ensuring credibility of Internal Affairs officers / N. A. Goncharova, O. A. Zhidkova // Psychopedagogy in law enforcement agencies. - 2017. - № 3 (70). P. 11-15.
3. Kardanov, A. K. Peculiarities of physical training of female police officers / A. K. Kardanov // Historical, social and educational thought. - 2016. - Vol. 8. - № 3-2. - P. 158-161.
полиции по применению средств физического воздействия на правонарушителей / А. Х. Кодзоков // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - № 6-1. - С. 144-148.
5. Малыгина, О. В. Индивидуально-психологические особенности женщин-курсанток ОВД и гражданских лиц в период профессионального становления / О. В. Малыгина // Вестник Интегративной психологии. - Ярославль-Москва, 2008. - С. 114115.
6. Черкесов, Р. М. Использование принципов сознательности и активности в процессе подготовки сотрудников органов внутренних дел / Р. М. Черкесов // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 5. - С. 166-168.
4. Kodzokov, A. Kh. Model of police officers' activity on use of means of physical coercion towards offenders / A. Kh. Kodzokov // Historical, social and educational thought. - 2015. - Vol. 7. № 6-1. - P. 144-148.
5. Malygina, O. V. Individual and psychological features of Internal Affairs female cadets and civilians in the period of professional career development / O. V. Malygina // Bulletin of integrative psychology. -Jaroslavl-Moscow, 2008. - P. 114-115.
6. Cherkesov, R. M. Application of consciousness and activity principles in training process of internal affairs officers / R. M. Cherkesov // Community: sociology, psychology, pedagogics. - 2016. - № 5. - P. 166168.