УДК 37.08 © Д. В. Литвин, В. Г. Лупырь, 2019 DOI 10. 24411/1999-6241-2019-11014
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Компетентность педагогических кадров в области специальной профессиональной подготовки как стратегическая задача системы кадрового обеспечения ОВД
Литвин Дмитрий Владимирович \
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры организации огневой и физической подготовки.
Е-mail: [email protected]
Лупырь Валерий Григорьевич 2,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания. Е-mail: [email protected]
1 Академия управления МВД России, Москва, 125171, Россия 2 Омская юридическая академия, Омск, 644010, Россия
Аннотация
Введение. Система кадрового обеспечения в области специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, находится в настоящее время в методологическом поиске. В педагогической теории и практике остро проявляются противоречия между модернизацией отечественной системы образования, обусловленной динамично меняющимися социальными запросами, и императивным характером системы и процесса подготовки сотрудников к применению мер непосредственного принуждения.
Материалы и методы. Диагностический инструментарий в виде двух анкет. Первая играла вспомогательную роль, фиксируя анкетные данные и ряд ответов на открытые вопросы. Вторая (основная) состояла из утверждений, к которым респонденту необходимо выразить свое отношение. Приняли участие 107 представителей кафедр образовательных организаций МВД России с различным уровнем научной квалификации, опытом службы в органах внутренних дел и педагогическим стажем.
Результаты и обсуждения. Рассматривается профессиональная компетентность профессорско-преподавательского состава кафедр огневой и физической подготовки образовательных организаций с позиций готовности к выполнению поставленных задач в условиях перехода к компетентностной модели формирования специалистов для органов внутренних дел. Разработанный диагностический инструментарий учитывает требования профессионального стандарта педагога высшего образования в преломлении ведомственной специфики. Исследованию подвергаются компоненты профессионально-педагогической компетентности — мотивационно-ценностный, когнитивный, технологический. Проводится обоснование шкалы оценки компетентности, при этом границы уровней компетентности основываются не на теоретически возможном арифметическом размахе значений, а на реальной групповой вариации исследуемых признаков.
Выводы. Интеграция правовой, огневой и физической, тактико-специальной подготовки представляется неотъемлемым процессом, сопровождающим переход ведомственной системы кадрового обеспечения на компетентностную модель подготовки сотрудников полиции.
Ключевые слова: система подготовки кадров для органов внутренних дел; специальная подготовка; условия, связанные с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; профессионально-педагогическая компетентность; квалификация профессорско-преподавательского состава кафедр огневой и физической подготовки.
Для цитирования: Литвин Д. В., Лупырь В. Г. Компетентность педагогических кадров в области специальной профессиональной подготовки как стратегическая задача системы кадрового обеспечения ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 1(76). С. 94-103. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-11014
Основные положения:
1. Повышение требований к педагогическим кадрам обусловлено усложнением образовательной среды, формированием новых социальных запросов. Реализация профессиональных стандартов педагога в сфере профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел предполагает учет особых методологических предпосылок, специфики содержания и формы педагогического процесса, направленного на формирование специальных профессиональных компетенций сотрудников.
2. Системный подход к повышению квалификации педагогических кадров кафедр огневой и физической подготовки предполагает поиск противоречий профессионально-педагогической компетентности преподавателей в специфике ведомственной парадигмы профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел.
3. Инструментарий, позволяющий диагностировать профессионализм профессорско-преподавательского состава в области интеграции огневой и физической подготовки, предполагает выявление личностной готовности и профессиональной состоятельности активно применять знания, умения, навыки в целенаправленной профессионально-преобразующей деятельности в трех измерениях — мотивационно-ценностном, когнитивном и технологическом.
4. Профессорско-преподавательский состав кафедр огневой и физической подготовки имеет различный уровень выраженности компонентов профессионально-педагогической компетентности. Заложенная в период становления профессиональной идентичности активно-деятельностная позиция преподавательского состава играет важнейшую стратегическую роль в становлении педагогического звена.
Введение. Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, предусматривается повышение требований к компетентности педагогических кадров в связи с принятием профессионального стандарта педагога и усложнением образовательной среды '. Обращение пристального внимания на качество подготовки педагогов объяснимо, поскольку в современных условиях закономерно меняется содержание их профессиональной деятельности. С 1 января 2017 г. требования к профессиональной квалификации педагогов получили новый статус, поскольку вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвердивший профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» 2. Несмотря на нормативное обеспечение требований к квалификации педагогов, частные вопросы профессионально-педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава остаются вне обзора профессионального стандарта педагога.
Система кадрового обеспечения в области специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, находится в методологическом поиске [1; 2; 3]. Складывающееся противоречие между происходящими в отечественной системе образования объективными процессами модернизации, направленными на обеспечение гибкого образовательного результата, соответствующего динамично меняющимся запросам практики, и императивным характером подготовки сотрудников к применению мер непосредственного принуждения делает традиционные подходы несостоятельными, утрачивающими свою актуальность и практическое значение [4]. В перспективе реформа отечественного образования выйдет на очередной этап, которому свойственна еще большая свобода в решении поставленных задач, а также ответственность образовательных организаций за результат своей деятельности [5]. Широкое внедрение наряду с образовательными стандартами профессиональных стандартов предполагает их конвергенцию во ФГОС в виде стандартов четвертого поколения, благодаря чему будет решена задача исключения формального участия работодателя в формулировании компетенций 3 [6]. Учитывая, что п. 4 ст. 96 Федерального закона «Об образовании в РФ» 4
устанавливает профессионально-общественный характер аккредитации профессиональных образовательных программ, в правоохранительной сфере функции объективизации качества и уровня подготовки выпускников совместно с заинтересованными государственными структурами успешно будут выполнять и общественные организации. Уже сейчас они значительно опережают ведомство в выработке профессиональных стандартов, выражая ожидания общества от деятельности полиции, в том числе соблюдения прав человека при применении ограничительных и административных мер 5.
Противоречие между ведомственными потребностями в высококвалифицированных педагогических работниках, способных решать задачи эффективного обучения и специальной подготовки сотрудников на всех уровнях образования, и реальной возможностью привлечения педагогического состава кафедр огневой и физической подготовки к инновационной педагогической деятельности по формированию профессионально важных качеств сотрудников органов внутренних дел в соответствии с социальными запросами лежит в основе проблемы настоящей статьи.
Целью статьи выступает анализ профессионально-педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава кафедр огневой и физической подготовки образовательных организаций МВД России в рамках реализации инновационных подходов к специальной подготовке сотрудников органов внутренних дел.
Под специальной профессионально-педагогической компетентностью профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России мы понимаем область компетентности, связанную со специальной подготовкой сотрудников органов внутренних дел — к действиям в условиях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия 6. Несмотря на то что профессиональная компетентность педагога выступает целостным условно структурированным личностным образованием [7], в этой структуре можно выделить составляющие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный и технологический.
Материалы и методы исследования. В процессе реализации поставленных в исследовании задач нами был разработан диагностический инструментарий в виде двух анкет. Первая играла вспомогательную роль, фиксируя анкетные данные и ряд ответов на открытые вопросы, вторая (основная) состояла из утверждений, к кото-
1 О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы : постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. URL:https://минобрнауки.рф/документы/5930/файл/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody. pdf (дата обращения: 11.05.2018).
2 Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» : приказ Минтруда и соцзащиты России от 8 сентября 2015 г. № 608н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2017 год и задачах на 2018 год : мат-лы заседания Коллегии Минобрнауки России от 14 марта 2018 г. // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL : http://fgosvo.ru/support/44/5/9 (дата обращения: 11.05.2018).
4 Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018 № 56-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 Профессиональные стандарты работы полиции : исследовательская программа. М., 2015. 62 с.
6 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Таблица 1. Характеристики выборки профессорско-преподавательского состава, участвовавшего в анкетировании (Table. 1. Sampling characteristics of the teaching staff having taken part in the questionnaire)
Образовательная организация Всего ППС Специализация С редний стаж*
ОП ФП t сл
1. Московский университет МВД России 6 6 0 27,5 15,0 15,0
2. Краснодарский университет МВД России 6 0 6 9,7 11,2 9,3
3. Нижегородская академия МВД России 10 9 1 19,5 10,7 9,4
4. Омская академия МВД России 20 10 10 18,7 13,3 12,1
5. Дальневосточный ЮИ МВД России 13 9 4 19,9 16,6 16,3
6. Сибирский ЮИ МВД России 19 10 9 15,4 12,8 8,9
7. Барнаульский ЮИ МВД России 13 13 0 14,8 11,9 8,6
8. Тюменский ИПК МВД России 3 2 1 20,7 23,7 16,0
9. Казанский ЮИ МВД России 9 5 4 13,2 12,6 10,8
10. Уральский ЮИ МВД России 5 4 1 15,0 6,0 6,0
11. Академия управления МВД России 4 0 4 22,5 14,5 12,0
Итого по выборке: 107 68 39 17,9 13,5 11,3
* Средние показатели стажа (лет): — службы в ОВД, ^ — педагогический, ^ — педагогический стаж специальной профессионально-педагогической деятельности (огневая или физическая подготовка).
рым респонденту необходимо выразить свое отношение. В основу количественной оценки отношения закладывалась самооценочная трехградусная односторонняя шкала [8], соответствующая отметкам о согласии или несогласии с утверждением (отметкам присваивались значения, исходя из проектируемой положительной или отрицательной направленности утверждения).
Ключевым элементом проектирования анкеты являлось включение в нее утверждений, соответствующих избранным для исследования компонентам профессионально-педагогической компетентности — мотивационно-ценностному, когнитивному, технологическому. Конструирование предъявляемых респондентам утверждений осуществлялось посредством отражения в них ключевых позиций компонента компетенции в преломлении специфики профессионально-педагогической деятельности преподавателей огневой и физической подготовки.
Первичная обработка полученных данных включает определение количественного и качественного состава выборки, поскольку основными критериями обоснованности последующих выводов являются не только статистическая достоверность эмпирических результатов, но и репрезентативность выборки. В исследовании приняли участие представители соответствующих кафедр образовательных организаций МВД России с различным уровнем научной квалификации, опытом службы в органах внутренних дел и педагогическим стажем (табл. 1).
Средние значения показателей выступают обобщающими количественными характеристиками как всей совокупности, так и дифференцированной части выборки — образовательной организации, специализации и т. д. При этом, если задачи исследования предполагают дифференцированный анализ, например по образовательной организации, необходимо учитывать репрезентативность той части выборки, относительно которой планируется провести статистическое исследование. Вычисление средних значений выполняет в нашей работе вспомогательную функцию, поскольку средний
показатель, обобщая характеристики для всех единиц совокупности, в то же время игнорирует различия отдельных групповых образований. В частности, средний стаж службы в органах внутренних дел всей выборки несет недостаточно информации о качестве педагогического состава, в свою очередь интервальное распределение значений возраста выборки (по периодам стажа, допустим, с интервалом 5 лет) уже дает вполне определенную возрастную характеристику. Иными словами, практическое значение дифференцированного построения данных заключается не в вычислении средних величин, а в выявлении дифференцированного различия выраженности признаков.
Результаты исследования и обсуждения. Анализ гистограмм распределения выборки по видам стажа практической деятельности показывает различное расположение частотных максимумов (рис. 1, 2, 3).
Так, если по стажу службы в органах внутренних дел на период активной преобразующей деятельности (ориентировочно 10-20 лет) приходится около половины
30
28
26
24
22
20
18
Ё 16
| 14 г
12 10 8 6 4 2 0
Гистограмма для Стаж службы в ОВД Таблица данных2 10v*1Q7c
20 25 Стаж, лет
Рис. 1. Гистограмма распределения выборки по стажу службы в ОВД (Fig. 1. Histogram of the Sample Distribution according to the Length of Law Enforcement Service)
Гистограмма для Педагогический стаж Таблица дэнных2 10v*1Q7c
20 25
Стаж, лет
Рис. 2. Гистограмма распределения выборки по общему педагогическому стажу (Fig. 2. Histogram of the Sample Distribution according to the Length of Total Teaching Experience)
всей выборки, то на общий и специальный педагогический стаж в 10-20 лет — чуть более 30% профессорско-преподавательского состава.
Вместе с тем среди педагогического состава кафедр огневой и физической подготовки велика доля «молодых» специалистов, имеющих опыт преподавания соответствующих дисциплин до 5 лет (35,5%) и от 5 до 10 лет (17,8%).
Гистограмма для Специальный пен стаж Таблица данный 10v'107c
iC
-| и,'J'
службы, превышающий на 5-7 лет педагогический стаж. Нельзя также игнорировать практику перевода на кафедры огневой и физической подготовки сотрудников из других служб и подразделений органов внутренних дел. Особенно часто таким образом решается проблема кадрового комплектования кафедр, где коллектив своевременно не ставит в приоритет задачу подготовки кадрового резерва из числа перспективных выпускников-спортсменов, гражданских специалистов. Наконец, следует отметить наличие части преподавателей с малым педагогическим стажем, но со значительным опытом преподавания огневой и физической подготовки, попавших в педагогические коллективы в результате организационно-штатных мероприятий в системе кадрового обеспечения МВД России, будучи специалистами специальных профессиональных циклов учебных центров, центров профессиональной подготовки.
С помощью математических функций Excel, реализованных в подготовленной форме для массива данных, можно получить предварительный анализ компонентов специ-
Рис. 4. Профильное образование ППС кафедр огневой
и физической подготовки (n=107) (Fig. 4. Specialized Education of the Academic Staff at Fire and Physical Training Departments(n = 107))
Стаж, лет
Рис. 3. Гистограмма распределения выборки по специальному педагогическому стажу
(Fig. 3. Histogram of the Sample Distribution according to Special Teaching Experience)
Разнонаправленность частотных пиков по видам стажа отражает особенности сложившейся практики комплектования кадрами профессорско-преподавательского состава кафедр огневой и физической подготовки. Более половины преподавателей имеет опыт педагогической деятельности до 10 лет, хотя являются «зрелыми» сотрудниками.
Учитывая, что более трети респондентов получили базовое юридическое образование (рис. 4, 5), можно предположить, что некоторая часть выпускников образовательных организаций МВД становится педагогами кафедр, вследствие чего преподаватель накопил стаж
Рис. 5. Характеристика образования ППС кафедр огневой и физической подготовки с двумя и более видами образования (n=24) (Fig. 5. Characteristics of Education of the Academic Staff having two and more types of learning at Fire and Physical Training Departments (n = 24))
альной профессионально-педагогической компетентности выборки в виде отдельных элементов описательной статистики: среднее арифметическое значение показателей, размах как отражение меры изменчивости признака (табл. 2). Данные показатели имеют важное значение в определении шкалы оценки выявляемых признаков.
Таблица 2. Показатели предварительного анализа компонентов специальной профессионально-педагогической компетенции (СППК) по выборке, n=107 (Table 2. Indices of the preliminary analysis of the special professional pedagogical competence according to the sample, n=107)
Показатели Компоненты СППК СППКобщ
МЦК КК ТК
1. Максимальное 30 29 28 85
значение
2. Минимальное 16 13 16 52
значение
3. Диапазон варьирования признака (размах) 14 16 12 33
4. Среднее значение 23,3 20,8 21,6 67,5
Диапазон возможных количественных значений выраженности уровня развития отдельных компонентов компетентности — мотивационно-ценностного (МЦК), когнитивного (КК), технологического (ТК) — составляет 20 единиц, от возможного минимального уровня (10) до максимального (30). Соответственно, для специальной профессионально-педагогической компетентности в целом (СППКобщ) — от 30 до 90 с размахом в 60 единиц (рис. 6). При этом определение пороговых границ значений, отделяющих компетентность педагога от некомпетентности, вызывает объективные затруднения в силу особенностей предмета диагностики. В отличие от принятой процедуры педагогической аттестации работников, полученные эмпирические результаты не отражают объективных трудовых умений и навыков, составляющих искомую компетентность (например, способности проектировать междисциплинарный курс с элементами огневой и физической подготовки, выраженной в выполненном задании с установленными критериями оценки, и т. п.). При наличии заранее установленных и регламентированных стандартов возможно аттестовать ППС и распределить всю выборку испытуемых, исходя из установленных критериев выраженности профессиональных способностей, умений и навыков. В таком случае даже если 90% педагогов покажут низкий уровень компетентности, мы приняли бы это за состоявшийся факт.
Результаты анкетирования фиксируют уровень выраженности компонентов рассматриваемой компетенции и являются косвенными признаками изучаемой компетентности, тем более что объект-предметная область затрагивает недостаточно разработанную тематику междисциплинарной интеграции в огневой и физической подготовке. В формулировках утверждений спроецированы требования профессионального стандарта педагога высшего образования в преломлении ведомственной специфики, с учетом должных качеств педагога относительно специальной профессионально-педагогической компетентности. Среди них, например, способность преподавателя разрабатывать систему оценки сформированности компетенции путем определения порогового и повышенных уровней, выделения соответствующих критериев оценки, формировать контрольно-измерительные материалы. При этом педагог должен не просто быть пассивным исполнителем соответствующих наставлений, а обладать способностью разрешать противоречия между системами классических оценок, компетентностной балльно-рейтинговой системой и ведомственной системой оценки огневой и физической подготовки, поскольку такие противоречия объективно существуют.
В связи с этим минимальное и рядом расположенные значения компетентности, выступающие проявлением абсолютного неприятия инновационных подходов, радикального консерватизма, отказа от профессионально-педагогического развития, в целом неприемлемы для профессионального облика педагога. Поскольку компетентность — личностно-интегрированная, полидисциплинарная характеристика, готовность педагогов к овладению инновационным инструментарием, к совершенствованию и учению, к расширению границ своей дисциплины является основой формирования любой компетентности. Выраженность соответствующих личностных качеств на минимальных значениях можно отнести к допороговым показателям, к некомпетентности не только в отношении рассматриваемой проблемы междисциплинарной интеграции в огневой и физической подготовке, но и ко всей педагогической деятельности.
Максимальные значения компетентности и ее компонентов проектировались как нормальная творческая деятельность, соответствующая актуальным требованиям современной образовательной среды. Смысл предъявляемых утверждений заключался не только в выявлении отношения педагога к возможности постоянного эксперимента и поиска новых средств и методов, к кото-
Рис. 6. Арифметическая оценочная шкала выраженности СППКо6щ (верхняя шкала) и отдельных компонентов компетенции (нижняя шкала) (Fig. 6. Arithmetic Assessment Scale of Special Professional and Pedagogical Competency Degree (Upper Scale) and Separate Constituent Elements of the Competency (Lower Scale))
Рис. 7. Эмпирическая оценочная шкала выраженности СППКобщ по выборке (Fig. 7. Empirical Assessment Scale of the Degree of Special Professional and Pedagogical Competency (total) according to the Sample)
рым принадлежит междисциплинарная и межотраслевая интеграция в огневой и физической подготовке, но и отношение к своим непосредственным функциям в связи с новыми требованиями и качественной реформой педагогической деятельности.
Исходя из этого, при обосновании шкалы оценки компетентности необходимо принять во внимание, что среднее арифметическое значение возможных показателей (середина арифметической шкалы между возможными минимальным и максимальным значениями) не является нормой.
Данные выводы подтверждаются проверкой функциональности анкеты, своеобразной калибровкой шкалы — анализом значений компетентности при крайних вариациях поведения респондентов. Типы поведения «Абсолютное согласие» (все ответы «Полностью согласен»), «Сомневающийся» (все ответы «Согласен отчасти») и «Абсолютное отрицание» (все ответы «Абсолютно не согласен») не являются нормой, при этом показывают арифметически средний уровень выраженности компетентности — 60 (для СППКобщ) и 20 (для отдельных компонентов). Обработка эмпирического материала показала отсутствие такого рода ответов, что доказывает реальную значимость выраженного отношения к сформулированным утверждениям. Кроме того, статистическая медиана по выборке значений СППКобщ — срединная характеристика фактического уровня выраженности компетенции (Ме СППКобщ= 65) выше арифметически возможного среднего уровня (60).
Таким образом, целесообразность использования арифметической шкалы в оценивании компетентности педагогов вызывает обоснованные сомнения. Рассматривая качественный уровень выраженности специальной профессионально-педагогической компетенции, необходимо сместить границы уровней компетентности, основываясь не на теоретически возможном арифметическом размахе значений, а на реальной групповой вариации признака. Так, для СППКо6щ размах значения составил 33 (от минимального 52 до максимального 85). Таким образом, группировку признака по уровням можно представить с интервалом в 11 единиц (рис. 7). Это уже эмпирически накопленный материал, характеризующий взаимное расположение внутригрупповых значений компетентности. Указанную шкалу целесообразно использовать как точку отсчета при проведении дополнительных исследований по аналогичной методике.
Анализ значений специальной профессионально-педагогической компетентности с использованием данных описательной статистики и графика распределения частот значений СППКобщ позволяет сделать определен-
ные выводы относительно выраженности рассматриваемого показателя в группе респондентов.
График распределения частот имеет одну явную вершину (рис. 8), такое унимодальное распределение говорит о достоверном совпадении сходной позиции относительно выявляемой компетентности педагогов, наличии некой профессионально-педагогической установки. Косвенно это подтверждает однородность выборки и корректность проектирования утверждений в анкете, поскольку наличие двух или более пиков показывало бы существование нескольких выраженных мнений либо некорректность выборки, наличие в ней респондентов разных групп (социальных, профессиональных и т. д.). Анализ меры центральной тенденции значений СППК позволяет заключить, что наиболее
общ
часто встречающееся значение СППКобщ (мода) — 68. Медиана (центральное значение — 65) смещена относительно моды несколько влево, что также может свидетельствовать об отсутствии явных радикальных всплесков частоты значений высокого или низкого уровня, создающих асимметрию распределения и показывающих наличие значимых полярных мнений и проблем с однородностью выборки. Параллельно определен коэффициент вариации выборки, составивший 10% (высокая степень однородности). Само по себе среднее значение выборки (65,7) малоинформативно, потому что на его величину влияет каждое отдельное значение, как следствие, среднее значение чувствительно к случайным экстремально малым или большим значениям переменной.
Гистограмма.: СПГПСГи К-С ¿=0,09381, р>0=20; Лиллиефорса р<0:05 Шапиро-Уилка \У=0.9б43б, р=0,00572
Группировка значений СППК^Ц
Рис. 8. Гистограмма распределения выборки по значениям СППК ,
общ
(Fig. 8. Histogram of the Sample Distribution according to Values of Special Professional and Pedagogical Competency (total))
Гистограмма: Г.ППК--Табпица 10v*107c
47,7%
42,1%
10,3%
S3 74 85
Значения СПП^щ
Рис. 9. Гистограмма распределения выборки по уровням выраженности значений специальной профессионально-педагогической компетенции: СППКобщ<63 — низкий; 63<=СППК , <74 — средний; СППК , >74 — высокий
общ Е ^ ' общ
(Fig. 9. Histogram of the Sample Distribution according to the Degree of Values of Special Professional and Pedagogical Competency: Special Professional and Pedagogical Competency (total)< 63 — low; 63< = SPPC (total) < 74 — medium;
SPPC (total)> 74 — high)
Группировка частоты по принятой нами шкале уровней компетентности показывает выраженность СППК ,
т общ
на высоком уровне у 10,3% опрошенного профессорско-преподавательского состава кафедр огневой и физической подготовки, на среднем — у 47,7% и на низком уровне — у 42,1% (рис. 9). Центральная тенденция распределения значений говорит о недостаточной фактической готовности большой части преподавателей к реализации своих функциональных обязанностей в соответствии с компе-тентностной моделью подготовки выпускника. Конечно, это не то распределение компетентности по уровням, которое хотелось бы наблюдать, но оно закономерно обусловлено социально-педагогическими факторами. Противоречия в организации кадрового обеспечения, недостаточная системность в деятельности по формированию резерва кандидатов на должности ППС кафедр огневой и физической подготовки показывает даже частотная асимметрия максимальных значений по видам стажа.
Идеально представленный вариант с равномерным вливанием в состав ППС кафедр молодых специалистов, безусловно, недостижим в практике образовательной деятельности в силу несуществующей на сегодняшний день в органах внутренних дел специализированной системы обучения педагогических кадров для сферы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников. С одной стороны, наличие молодых по опыту педагогов представляется положительным посылом, подразумевающим свежие идеи и энергию, реализуемые в инновационных подходах. С другой стороны, «молодые» педагоги имеют выраженный стаж службы, а значит, сложившееся мнение и отношение к специальной подготовке. Как правило, оно определено условиями формирования профессиональной составляющей сотрудника, обращено к опыту прошлого, традиций.
Как известно, психическому развитию человека присуща гетерохронность. Согласно Б. Г. Ананьеву, личность всегда моложе индивида [9], соответственно, выражаясь образно, в структуре личности сотрудник-профессионал всегда моложе личности, а педагог как субъект активной профессионально-педагогической деятельности всегда моложе сотрудника-профессионала. Для того чтобы стать активным проводником опыта и зрелым педагогом, выпускнику образовательной организации МВД России, не являющейся кузницей педагогических кадров, необходим адаптационный период для перехода в другой статус и освоения абсолютно новой для него профессиональной системы координат.
Сотрудники-профессионалы со стажем педагогической деятельности до 5 лет, как правило, проходят стадию формирования профессионально-педагогической идентичности, усвоения парадигмальных педагогических установок. Причем относительно специальной профессиональной подготовки эти установки являются узкопара-дигмальными, обусловленными традициями классических или инновационных подходов, принятых в служебных педагогических коллективах. Этические соображения и недостаточная репрезентативность выборки не позволяют заявить различие в уровне профессионально-педагогической компетентности ППС кафедр в области инновационной реализации компетентностного подхода по отдельным образовательным организациям. Но оно явно присутствует, и в процессе обработки эмпирических материалов это различие было очевидно и без привлечения доказательной базы статистического инструментария. Тем важнее понимание исключительной важности первых лет адаптации и формирования профессионально-педагогической идентичности, будь то вчерашний гражданский специалист, слушатель вуза МВД или действующий сотрудник, так как здесь закладываются основы эффективного функционирования всей системы специальной профессиональной подготовки в будущем.
Для гражданских специалистов, поступающих на службу в органы внутренних дел, а таких среди ППС кафедр около 50% с учетом числа преподавателей, имеющих несколько вузовских образований, сложности педагогической адаптации обусловлены ведомственной спецификой, служебными принципами взаимоотношений и строгим регламентом поведения. Хотя при успешной служебной адаптации профессионально подготовленные педагоги несут с собой значимый потенциал развития системы, выходящий за рамки сложившихся ведомственных традиций. Конечно, тезис отдельных специалистов о необходимости у преподавателей опыта служебной деятельности для реализации подготовки к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а еще лучше опыта применения мер принуждения объясним. Однако в условиях отсутствия ведомственного института подготовки инструкторов профессиональной служебной и физической подготовки такой опыт не может подменить собой педагогически обоснованную систему профессионального обучения и подготовки, поскольку успешным педагогом этот опыт не сделает, а принцип обучения «делай,
как я» не имеет ничего общего с эффективной моделью подготовки сотрудника к служебной деятельности в экстремальных условиях.
В качестве примера эффективной системы кадрового обеспечения направления служебной подготовки можно привести военное ведомство, где с функциями подготовки кадров военно-физкультурного профиля успешно справляется единственный в стране Военный институт физической культуры Министерства обороны Российской Федерации. Образовательная организация позиционирует себя как синтез увлечения спортом и стремления к военной службе, возможности реализации себя на организационном или научном поприще, что не может не привлекать перспективную молодежь. Но основное — решается проблема кадрового обеспечения системы боевой подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации 7.
Педагогический состав со стажем деятельности от 10 до 20 лет, как правило, занимается активной реализацией избранной профессиональной стратегии. Согласно анализу выборки доля таких преподавателей составляет около 30%, что, безусловно, недостаточно для организации эффективного наставничества и обеспечения профессиональной идентичности в специальной подготовке сотрудников более молодого поколения. «В процессе... формирования людей данного поколения. складываются „типичные характеры эпохи", социально ценные свойства поведения и интеллекта, основы специальной готовности к труду» [9]. Возможным следствием такого положения может стать резкая смена педагогических курсов, потеря преемственности и традиций в специальной профессиональной подготовке сотрудников, что всегда нежелательно в социальных и педагогических системах. Консервативность последних известна как неотъемлемая системная характеристика педагогики, в то же время опытные преподаватели со стажем специальной педагогической деятельности более 20 лет если и не являются активными реформаторами, то создают системный баланс, обеспечивая ее стабильность и работоспособность.
Нельзя не отметить должный вклад в успешность функционирования педагогической системы специальной подготовки сотрудников-ветеранов огневой и физической подготовки с опытом преподавательской деятельности более 25 лет. Если педагоги со стажем до 25 лет все еще активно находятся в строю, то преподают огневую и физическую подготовку более 25 лет немногочисленные ветераны. Казалось бы, генеральная линия профессиональной деятельности старшего поколения педагогов должна быть направлена на сохранение существующего постоянства системы подготовки. Однако анализ эмпирического материала показывает, что их уровень профессионально-педагогической компетентности часто значительно выше, чем у более молодых коллег. Кроме того, многие известные школы специальной подготовки сотрудников успешно функционируют благодаря именно
их активной реформаторской деятельности. Несмотря на небольшую долю таких педагогов, оставшиеся работать в ведомстве несут своей деятельностью мощнейший воспитательный и методический потенциал.
Выводы
1. Используемые в повседневной педагогической деятельности большинства преподавателей кафедр огневой и физической подготовки методики и технологии отражают общий уровень компетентности профессионально-педагогического сообщества отечественной системы образования, а также действующую на данный момент ведомственную парадигму профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел. В этой диалектической взаимосвязи кроется как один из источников существующей проблемы недостаточной профессионально-педагогической компетентности педагогов, так и способ ее разрешения. Ведь если со стороны заказчика образовательной продукции транслируется потребность в качественном изменении свойств продукта педагогической деятельности, сигнал о необходимости подготовки практикоориентированных и конкурентоспособных выпускников, возникает проблема, рассматривать которую возможно и необходимо лишь с системных позиций, определяя и квалификацию педагогических кадров, и педагогический инструментарий как взаимосвязанные системообразующие элементы. Решение проблем подобного уровня должно носить системный характер.
2. Характер организации огневой и физической подготовки медленно, но неизбежно меняется под давлением социальных факторов в виде общественного контроля за деятельностью полиции и все более четкого осознания недостаточной актуальности системы соответствующей подготовки при сопоставлении возможностей использовать на практике результаты специального обучения. Интеграция правовой, огневой и физической, тактико-специальной подготовки представляется неотъемлемым процессом, сопровождающим переход ведомственной системы кадрового обеспечения на компетентностную модель подготовки сотрудников полиции.
3. Различный уровень профессионально-педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава в рассматриваемой сфере является следствием сложившейся кадровой политики комплектования специальных профессиональных кафедр, а также отсутствием единой системы подготовки специализированных педагогических кадров для профессиональной служебной и физической подготовки, недостаточно разработанной научной основы специальной профессиональной подготовки, актуальной современному этапу социального развития.
4. Профессиональная активность и развитие педагога, помимо прочих факторов, определяется и индивидуальным возрастным этапом, и связанной с этим продолжительностью служебной деятельности в органах внутренних дел, общим педагогическим стажем и стажем педагогиче-
7 Военный институт физической культуры Министерства обороны Российской Федерации. URL : http://vifk.mil.ru (дата обращения: 06.05.2018).
ской деятельности в области огневой и физической под- ставляется возможным. В то же время заложенная в период
готовки. Учитывая, что система специального профес- становления профессиональной идентичности активно-
сионального обучения и профессиональной подготовки деятельностная позиция преподавательского состава имеет
находится сегодня в стадии поиска современной и актуаль- важнейшее стратегическое значение в становлении педаго-
ной специально-профессиональной парадигмы, качествен- гического звена как ключевого компонента системы кадро-
ное единство педагогического звена обеспечить не пред- вого обеспечения эффективной деятельности МВД.
Список литературы
1. Баранов А. М., Чичин С. В., Огородников М. А., Блудова И. Н. Внедрение борцовских и рукопашных поединков в систему физической подготовки сотрудников ОВД, обучающихся по программам профессионального обучения (профессиональной подготовки) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 2(73). С. 67-73.
2. Лупырь В. Г. Разработка технологии обучения курсантов МВД России правовым основам применения огнестрельного оружия // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4(71). С. 82-88.
3. Лупырь В. Г., Осипов О. О. Становление и инновационное развитие кафедры огневой подготовки Омской академии МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3(66). С. 50-55.
4. Юдин В. В. Технологическое проектирование педагогического процесса : монография. М., 2008. 300 с.
5. Sacha Kiffer. La construction des compétences d'enseignement des enseignants-chercheurs novices de l'université en France. Université de Strasbourg, 2016. Pp. 32-33.
6. Бавсун И. Г. Перспективы формирования профессионального стандарта сотрудника органов внутренних дел // Вестник Омской юридической академии. 2016. № 2(31). С. 74-78.
7. Никифорова Е. И. Формирование технологической компетентности учителя в системе повышения квалификации : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2007. 23 с.
8. Пазухина С. В. Самооценочная деятельность студентов педагогического вуза. Тула, 2015. 153 с.
9. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 105 с.
Поступила 22.05.2018
UDC 37.08 © D. V. Litvin, V. G. Lupyr, 2019
DOI 10. 24411/1999-6241-2019-11014
13.00.08 Theory and methodology of professional education
Competence of Pedagogical Staff in the Sphere of Special Professional Training as a Strategic Task of the Human Resourcing System of the Internal Affairs Bodies
Dmitry V. Litvin \
Candidate of Sciences (Pedagogy), Deputy Chief of the Department of the Organization of Firearms and Physical Training.
E-mail: [email protected]
Valery G. Lupyr 2,
Candidate of Sciences (Pedagogy), Chief of the Department Of Physical Training. E-mail: [email protected]
1 the Academy of Management of the Russian Ministry of Internal Affairs, Moscow, 125993, Russia
2 Omsk Law Academy, Omsk, 644010, Russia
Annotation
Introduction. The system of human resourcing in the sphere of special preparation of police officers of Internal Affairs Bodies for the actions in the context connected with the use of force, special means and firearms is in the methodological search now. Inconsistencies between upgrading of the modern educational system due to dynamically changing social demands and the imperative character of the system and that of the process of training of the officers for the use of direct coercive measures manifest themselves acutely in the pedagogical theory and practice.
Materials and Methodical Toolkit. Diagnostic tools take the form of two questionnaires. The first one played the secondary role recording personal information and a number of answers to open questions. The second questionnaire (the main one) consisted of statements to which the respondent had to express his attitude. The number of participants was 107. They were representatives of departments of the educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs with different level of scientific qualification, experience of service at the Internal Affairs Bodies and pedagogical employment term.
Results of the Survey and Discussions. Professional competence of the teaching staff of the departments of weapons and physical training from the perspective of readiness to operational commitment in the context of the move towards the competence-based model of formation of specialists for the Internal Affairs Bodies is considered. The developed diagnostic tools cater for the needs of the professional standard of a high school teacher with respect to departmental characteristic aspects taking into consideration necessary qualities of a teacher regarding special professional pedagogical competence. Elements of professional pedagogical competence - motivating and value-based, cognitive and technological ones - are investigated. Grading scale of competence is established, furthermore the boundaries of the levels of the competence are based not on the theoretically possible arithmetical scope of data values but on the real group variation of attributes being investigated.
Conclusions. Integration of legal, firearms and physical, tactical and special training seems to be an integral process accompanied by the move of the departmental human resourcing system toward the competence-based model of police officers' training.
HumeuH ff. B., Hynbpb B. L. KoMneTeHTHoeTb negaroraqecKMX KagpoB.
Keywords: a system of personnel preparation for the Internal Affairs Bodies; special training; the context connected with the use of force, special means and firearms; professional pedagogical competence; qualification of the teaching staff of the firearms and physical training departments.
Citation: Litvin D. V., Lupyr V. G. Competence of Pedagogical Staff in the Sphere of Special Professional Training as a Strategic Task of the Human Resourcing System of the Internal Affairs Bodies. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 24, No. 1(76). 2019. Pp. 94-103. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-11014
References
1. Baranov A. M., Chichin S. V, Ogorodnikiv M. A., Bludova I. N. Introduction of Wrestling and Hand-to-Hand Combat into the System of Physical Training of Police Officers for the Internal Affairs Bodies Studying according to the Programs of Professional Training (Professional Preparation). Psychopedagogy in Law Enforcement. 2018. No. 2(73). Pp. 67-73. DOI: 10.24411/1999-6241-2018-12011. (In Russ.)
2. Lupyr V. G. Development of the Technology of Teaching the Cadets of Internal Affairs Bodies the Basics of Firearms Use. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2017. No. 4(71). Pp. 82-88. DOI: 10.24411/1999-6241-2017-00067. (In Russ.)
3. Lupyr V. G., Osipov O. O. Establishment and Innovative Development of the Department of Firearms Training of the Omsk Academy of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Ministry of Internal Affairs. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2016. No. 3(66). Pp. 50-55. (In Russ.)
4. Yudin V. V. Process Designing of the Pedagogical Process: Monograph. Moscow, 2008. 30 p. (In Russ.)
5. Sacha Kiffer. La construction des compétences d'enseignement des enseignants-chercheurs novices de l'université en France. Université de Strasbourg, 2016. Pp. 32-33.
6. Bavsun I. G. Prospects of Professional Standard Formation of the Internal Affairs Bodies police officer. Bulletin of the Omsk Law Academy.2016. No. 2(31). Pp. 74-78. (In Russ.)
7. Nikiforova Ye. I. Formation of Technological Competence of a Teacher in the System of Advanced Training. Extended abstract of Candidate of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Chita, 2007. 23 p. (In Russ.)
8. Pazukhina S. V. Self-Evaluation Activities of Students of a Pedagogical Higher Educational Institution. Tula, 2015. 153 p. (In Russ.)
9. Ananyev B. G. Human being as an Object of Cognition. Leningrad, 1968. 105 p. (In Russ.)
Submitted 22.05.2018