Подготовка кадров в системе МВД России
УДК 378.147 ББК 67.2
© 2016 г. В. А. Тарасов, В. В. Белевцев, А. В. Рыжов, Л. И. Тимошенко
ОСОБЕННОСТИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ
В статье излагаются основные аспекты применения пейнтбольного и стайкбольного оборудования для подготовки сотрудников спецподразделений МВД России, выполняющих боевые задачи по освобождению заложников, захвату и зачистке зданий, ведению боя в городских условиях, задержанию преступников. Отмечается, что зачастую стрелок, выполняющий нормативы по огневой подготовке в тире и на полигоне, оказавшись в сложной обстановке, может совершать серьезные ошибки. Для исправления таких ошибок авторы предлагают применять различные приемы и методики при обучении сотрудников спецподразделений.
Ключевые слова: сотрудники спецподразделений полиции, огнестрельное оружие, боевая ситуация, штурмовая группа.
FEATURES OF FIRE TRAINING FOR SPECIAL UNITS OF THE RUSSIAN
INTERIOR MINISTRY
The article covers the main aspects of the use ofpaintball and straicball equipment for training of special units of the interior Ministry of Russia, performing combat tasks for the liberation of the hostages, capture and cleaning of buildings, fighting in an urban environment, the arrest of criminals. It is noted that often the shooter who is carrying out standards for fire preparation in a dash and on the ground, having appeared in a difficult situation, can make serious mistakes. Authors suggest to apply various receptions and techniques when training staff of special forces to correction of such mistakes.
Key words: officers special police, fire arms, combat situation, the assault force.
Обучение сотрудников полиции по огневой подготовке занимает значительное время из общего количества часов. Практическая стрельба получается не у всех одинаково хорошо, что может послужить причиной отказа кандидату в принятии на службу в органы внутренних дел. В период реформирования и реструктуризации системы МВД России к сотрудникам полиции предъявляются все более высокие и жесткие требования в отношении профессиональной подготовки, особо остро стоит проблема их психологической готовности к применению огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях. Служба сотрудников полиции связана с высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья, осознанной высокой ответственностью за результаты выполнения служебных задач и безопасности граждан. Только подготовленность сотрудни-
ков, раскрытие их потенциальных возможностей могут обеспечить успешность деятельности в экстремальных ситуациях.
Как показывает практика, внезапно попав в ситуацию, требующую немедленного применения табельного оружия в условиях повседневной оперативно-служебной деятельности, сотрудники полиции, как правило, теряются, действуют крайне непрофессионально, недостаточно квалифицированно применяют табельное оружие, что приводит к гибели непричастных гражданских лиц и самих сотрудников. Это подтверждают и данные многолетнего изучения материалов входного контроля готовности сотрудников органов внутренних дел прибывающих на курсы повышения квалификации специалистов по огневой подготовке к действиям по обеспечению личной безопасности в смоделированных си-
туациях. После прохождения указанной категорией сотрудников краткосрочного курса специальной подготовки, реализованной в рамках междисциплинарных тренингов, эти показатели были улучшены в несколько раз.
В отечественной и зарубежной научной литературе достаточно широко освещается тема формирования готовности к действиям в экстремальных условиях. Значительное внимание уделялось и профессионально-психологической подготовке сотрудников полиции. Но вопрос психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к действиям по применению огнестрельного оружия на поражение остается до сих пор не вполне изученным. Рассматривая психологическую готовность сотрудников к применению огнестрельного оружия, можно сделать вывод о том, что она является комплексным образованием, содержащим совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, определенных мотивов, а также особенностей личности, обусловливающих способность применения оружия в соответствии с законом. Изучение литературы по данной проблематике позволяет с уверенностью утверждать, что психологическая готовность к применению огнестрельного оружия сотрудниками главным образом зависит от психологических особенностей (свойств и качеств) личности и, соответственно, может меняться при их изменении. Знание этих особенностей, обусловливающих рассматриваемую психологическую готовность, позволяет более успешно разрабатывать стратегии и индивидуально-ориентированные подходы в формировании профессионально значимых качеств и психологической готовности сотрудника к применению огнестрельного оружия. Оказать воздействие на соответствующие свойства и качества личности можно путем проведения тренингов в разделе специальной психологической подготовки.
Профессионально-психологическая подготовка полицейских в направлении формирования психологической готовности к применению огнестрельного оружия имеет ряд особенностей, соответствующих содержанию их деятельности и развитию у сотрудников необходимых психических качеств, умения учитывать психологические аспекты при выполнении профессиональных действий, психологической устойчивости в экстремальных ситуациях. Исходя из того, что применение оружия сотрудниками полиции является экстремальным видом деятельности, тренинго-вые программы подготовки к деятельности в
экстремальных условиях (с учетом специфики деятельности) можно взять за основу при составлении программы занятий по профессиональной подготовке.
Также задачу формирования поведения сотрудника в ситуации применения оружия можно решить путем репетиции поведения, состоящей из ролевого проигрывания сложных ситуаций, имеющих место в служебной деятельности. Так, члены группы, знающие друг друга на протяжении нескольких лет, принимая участие в разрешении заданной ситуации, показывают свои способы и модели поведения в экстремальных ситуациях, а затем обсуждают, насколько они схожи с реальным поведением сотрудников в процессе несения службы и какие при этом были допущены ошибки. В ходе ролевой игры ее участники демонстрируют, как правило, имеющиеся знания и поведенческие навыки. Помимо этого, существует возможность опробовать новые варианты поведения и отследить их эффективность, получить обратную связь, проанализировать эффективность своего поведения, изменить его и проверить новый способ на практике. Целесообразно также проведение практических занятий при помощи вводных, составленных с учетом специфики службы и реальных ситуаций, возникающих в процессе работы. При отработке на практике модели действий в наиболее типичных ситуациях применения оружия достигается максимальный эффект от занятия. Во время тренинга, как правило, рассматриваются несколько вариантов поведения, выбирается наиболее оптимальный, который проигрывается в ролях для закрепления нового опыта. Подобные упражнения способствуют выработке положительного и адаптивного поведения, адекватному реагированию в ситуациях, где необходима быстрая реакция в выборе стратегии своего поведения, а также повышение уровня коммуникативных способностей, нервно-психической устойчивости, правильной самооценке и реальному восприятию действительности. Соответственно, можно сделать вывод о том, что изменение особенностей личности в ходе тренинга создает возможность повышения психологической готовности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия.
При выполнении профессиональных задач сотрудниками спецподразделений органов внутренних дел также имеет существенное значение соблюдение правил личной и групповой безопасности. Профессионально-пси-
хологическая подготовленность к деятельности и мастерство невозможны без соблюдения правил безопасности жизнедеятельности. Это особенно важно в экстремальных условиях, когда от безопасности одного члена группы может зависеть безопасность всей группы и выполнение задачи подразделением в целом.
В учебных программах по огневой подготовке выделено определенное количество часов на проведение практических стрельб, но этого не всегда достаточно отдельным слушателям для получения необходимых навыков стрельбы.
Тренировки по стрельбе необходимо проводить с учетом требований и особенностей той специфики деятельности, которую будут выполнять сотрудники спецподразделений. Она отличается от обычных занятий своей целенаправленностью, концентрацией внимания на важнейших специфических элементах подготовки. Однако занятия не решают всех вопросов подготовки. Необходимы ежедневные тренировки с оружием, систематические учебно-тренировочные стрельбы в тире, участие в контрольных стрельбах, а главное - регулярная общефизическая подготовка, которая может включать в себя применение пейнтбольного и страйкбольного оборудования, кроссы и спортивные игры.
Нельзя забывать о том, что из года в год усложняются условия боевой стрельбы: сокращается количество времени, отводимого на выполнение упражнения, вводятся тактические элементы стрельбы, физическая нагрузка перед стрельбой и т. д. Это требует от сотрудников спецподразделений серьезной дополнительной работы по технике стрельбы.
Сотрудники спецподразделений МВД России, чья профессиональная деятельность связана с выполнением боевых спецопераций, не имеют возможности отрабатывать свои действия в условиях, максимально приближенных к боевым, по причине безопасности [11]. Такую возможность создает применение для тренировок пейнтбольного и стайкболь-ного оборудования.
Пейнтбол - это командная игра с применением маркеров, стреляющих шариками с краской, разбивающимися при ударе о препятствие и окрашивающими его. Маркер (оружие) состоит из собственно маркера, баллона с газом и емкости для шаров. Игрок, находящийся на пейнтбольной площадке, обязан носить маску, специально изготовленную именно для пейнтбола.
Страйкбол представляет собой командную игру, в которой стрельба ведется из маломощного пневматического оружия. В качестве игрового снаряжения используется «мягкая пневматика», приводимая в действие электродвигателем, газовой смесью, углекислотой
____и и __т»
или мускульной силой игрока. В снаряжение игрока обязательно входит защитная амуниция, в том числе защитные очки.
Сегодня пейнтбол и страйкбол используются для дополнительной профессиональной подготовки телохранителей и служб специального назначения во многих развитых странах мира. В России первые тренировки начали проводиться с бойцами спецподразделений ОМСН «Рысь», группы «Альфа» и «Вымпел» ЦСН ФСБ в 1996 году.
Несмотря на драматические события освобождения заложников отечественными и зарубежными спецподразделениями, прямо указывающие на очевидную необходимость отработки навыков проведения боевых операций в условиях ближнего боя в замкнутых помещениях, где стрельба с использованием прицела отходит на второй план перед «неприцельной» и «интуитивной» стрельбой, поскольку в условиях быстрых огневых контактов нет времени на прицеливание, а стрелять нужно точно, так как на коротких дистанциях не действует фактор мгновенности смерти противника от попадания в корпус, и полноценная нейтрализация противника обеспечивается только точным выстрелом [8]. Практическая стрельба в корне изменила все представления о возможностях индивидуального стрелкового оружия и изменила взгляды на огневую подготовку в целом. Как все прогрессивное практическая стрельба достаточно быстро была взята за основу огневой подготовки подразделениями специального назначения различных силовых ведомств России, что привело к количественному и качественному изменению действующих курсов стрельб. Но фактически они представляют собой сборники контрольных упражнений, при этом нормативы, в которые должен укладываться сотрудник подразделения при отработке данных упражнений, являются достаточно жесткими. Опыт войн и локальных конфликтов последних десятилетий показывает, что каким бы суперсовременным вооружением ни начинались боевые действия, продолжаются и заканчиваются они бойцом с обычным стрелковым оружием [10, с. 182185]. На его долю, по разным оценкам, приходится до 70 % поражаемых живых целей
противника. Причем по большей части боевые действия ведутся в условиях городского боя на близких дистанциях при высокой динамике боестолкновений. Подобные условия требуют совершенно другого качества огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников. Навыков стрельбы по мишени при этом явно недостаточно. Применение пейн-тбольного и маркерного оборудования позволяет поднять тактико-специальную подготовку на совершенно другой уровень и учиться не на потерях лучших представителей силовых структур - бойцах спецподразделений, а всего лишь шариков с краской [3, с. 163-167].
При отработке действий с использованием штурмового пулестойкого бронещита сотрудники, назначенные так называемыми «щитовыми» и не имевшие достаточного опыта в обращении с ним, приобретают практический опыт в тактике действий в составе штурмовой группы. При отработке задачи «зачистка здания» на первых этапах срабатывал инстинкт самосохранения, «щитовой» при первых «выстрелах» старался выйти с линии огня, тем самым открывая группу, следующую за ним, которая, естественно, попадала под огонь «преступников». Проведение занятия с использованием пейн-тбольного оборудования выявило страх «щитовых» перед выстрелами, которые производили сотрудники группы, идущие за ними. После нескольких повторений выполнения задачи у сотрудников, экипированных бронещитом, появлялась уверенность в себе и своих товарищах, отработаны сигналы взаимодействия и управления группой. Это положительно сказалось на результатах стрельбы с применением боевого оружия в составе штурмовой группы. «Щитовой» уверенно действовал по командам командира группы, не боялся выстрелов [11].
С использованием страйкбольного оборудования проводились занятия с категорией сотрудников спецподразделений, привлекаемых для ведения спецопераций в горной местности. Для таких сотрудников отрабатываются вопросы разведки помещения, проникновения в здание через окно (балкон), зачистки здания, освобождения заложника с использованием альпинистского оборудования.
Литература
1. Барнаш Л. В., Гуц С. И., Тимошенко Л. И. Последствия неповиновения сотрудникам правоохранительных органов при охране общественного порядка // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 1.
При отработке задачи разведки помещения в составе штурмовой двойки, вооруженной страйкбольным пистолетом и автоматом, сотрудники отрабатывают элементы осмотра помещения, при обнаружении преступников открывают огонь на поражение. После проникновения в здание через окно двойка приступает к решению следующей задачи - зачистки здания. Мишени, изготовленные из упаковочного картона, с помощью показчиков появляются в самый неожиданный момент в любом помещении здания, что вносит в процесс проведения занятия элементы внезапности и реализма. Показчики, экипированные надлежащим образом, могут находиться на линии огня, обеспечивая мишенную обстановку и, что немаловажно, отвечать огнем из пейнтбольных маркеров.
Применение страйкбольного и пейнтболь-ного оборудования позволяет сотрудникам спецподразделений в процессе игры получать знания по тактике боя, навыкам индивидуальной и групповой работы. Проводя тренировки по огневой подготовке только в тире или на стрельбище, побеждать в огневом контакте научиться нельзя. Маркер дает такую возможность. Практика показывает, что многочисленные навыки, приобретенные в тирах и на стрельбищах, в реальных боевых условиях в силу мощнейшего стресса и высокой динамики боестолкновений «работают» не всегда. Часто подготовленные спецназовцы не могут попасть в цель на расстоянии 5-7 метров. Для этого нужно максимально приблизить тренировку к реальной боевой ситуации, то есть сделать занятие максимально стрессовым, использовать боль от попадания шаров с краской, дым, пиротехнику и пр. [1, с. 78-80].
В результате правильного применения пейнтбольное и страйкбольное оборудование позволяет моделировать реальные боевые ситуации, отрабатывать вопросы и задачи вне оборудованных мест, где нельзя применять боевое оружие [8]. Оно может применяться на любых фазах обучения действиям различных групп специальных подразделений МВД России при подготовке к проведению специальных операций и выполнению служебно-боевых задач.
Bibliography
1. Barnash L.V., Guts S. I., Timoshenko L. I. Disobedience consequences to law enforcement officers at protection of a public order // Yurist-Pra-voved. 2014. № 1.
2. Krasnokutsky D. N., Timoshenko L. I. Use
2. Краснокутский Д. Н., Тимошенко Л. И. Использование пейнтбольного и страйкбольно-го оборудования в обучении сотрудников спецподразделений МВД России // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сб. матер. VI межвуз. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Л. И. Тимошенко, С. Н. Кашина. Ставрополь, 2013.
3. Кудрявцев Р. А. Формирование психологической готовности курсантов вузов МВД России к правомерному применению огнестрельного оружия // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сб. матер. VI межвуз. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2013.
4. Кудрявцев Р. А., Тимошенко Л. И., Тарасов В. А. Самосознание студента высшего учебного заведения // Философия права. 2014. № 2.
5. Находкин Е. Н., Головинский И. В., Ку-щев П. М. Основания и порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции: учеб. пособие. Ставрополь, 2014.
6. Тарасов В. А., Тимошенко Л. И. О необходимости проведения совместных практических занятий по тактико-специальной, огневой и специальной физической подготовке // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сб. матер. VI межвуз. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2013.
7. Тимошенко Л. И. Безопасность передвижения группы спецподразделения МВД России в горно-лесистой местности с использованием спутниковой навигации // Научно-методические проблемы подготовки инст-рукторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сб. матер. VIII межвуз. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2015.
8. Тимошенко Л. И., Гуц С. И. Социальные и психологические основы профессионального отбора сотрудников полиции // Семья. Общество. Государство: история и современность: матер. III Всерос. науч.-практ. конф. (с между-нар. уч.) / под ред. Р. Ф. Гударенко, Н. А. Ряс-нянской, М. В. Автомоновой. 2014.
9. Тимошенко Л. И., Кудрявцев Р. А. и др. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Философия права. 2015. № 2.
10. Тарасов В. А., Тимошенко Л. И. Некоторые особенности соблюдения мер безопасно-
of the paintball and straykbolny equipment in training of staff of special forces of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Scientific and methodical problems of preparation of instructor and pedagogical shots on combat and physical training for law-enforcement bodies: the collection of materials VI of interuniversity scientific and practical conference / ed. by L. I. Timoshenko, S. N. Kashin. Stavropol, 2013.
3. Kudryavtsev R. A. Formation of psychological readiness of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for lawful application of firearms // Scientific and methodical problems of preparation of instructor and pedagogical shots on combat and physical training for law-enforcement bodies: the collection of materials VI of interuniversity scientific and practical conference. Stavropol, 2013.
4. Kudryavtsev R. A., Timoshenko L. I., Taras-ov V. A. Samosoznaniye of the student of a higher educational institution // Philosophy of Law. 2014. № 2.
5. Nakhodkin E. N., Golovinsky I. V., Kush-chev P. M. Bases and order of application of firearms by police officers: manual. Stavropol, 2014.
6. Tarasov V. A., Timoshenko L. I. About need of carrying out a joint practical training on tactical and special, fire and special physical preparation // Scientific and methodical problems of preparation of instructor and pedagogical shots on combat and physical training for law-enforcement bodies: the collection of materials VI of interuniversity scientific and practical conference. Stavropol, 2013.
7. Timoshenko L. I. Bezopasnost of movement of group of special forces of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the mountain and woody district with use of satellite navigation // Scientific and methodical problems of preparation of instruktorsko-pedagogical shots on combat and physical training for law-enforcement bodies: the collection of materials VIII of interuniversity scientific and practical conference. Stavropol, 2015.
8. Timoshenko L. I., Guts S. I. Social and psychological bases of professional selection of police officers // Family. Society. State: history and the present: the collection of materials III of the All-Russian scientific and practical conference (with the international participation) / ed. by R. F. Gudaren-ko, N. A. Ryasnyanskoy, M. V. Avtomonova. Stavropol, 2014.
9. Timoshenko L. I., Kudryavtsev R. A. and etc. Low-fairies. Interactive methods of training at the higher school // Philosophy of Law. 2015. № 2.
10. Tarasov V. A., Timoshenko L. I. Some features of observance of security measures when car-
сти при проведении стрельб с сотрудниками полиции подразделений специального назначения // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сб. матер. VIII межвуз. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2015.
11. Тимошенко Л. И. Организационные формы обучения в высшей школе // Физическая культура в профессиональном образовании учащихся высшей школы: сб. матер. II Всерос. науч.-практ. конф. // под общ. ред. С. Н. Кашина, А. В. Шульженко. Ставрополь, 2015.
12. Тимошенко Л. И. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие. Ставрополь, 2014. Ч. 2.
1 3. Кудрявцев Р. А. Профессиональное воспитание курсантов в вузах МВД России на современном этапе развития общества // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сб. матер. VI межвуз. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2013.
14. Белевцев В. В., Кудрявцев Р. А. Психологическая подготовка стрелка // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2014.
rying out firing practice with police officers of divisions of a special purpose // Scientific and methodical problems of preparation of instructor and pedagogical shots on combat and physical training for law-enforcement bodies: the collection of materials VIII of interuniversity scientific and practical conference. Stavropol, 2015.
11. Timoshenko L. I. Organizational forms of education at the higher school // Physical culture in professional education of pupils of the higher school: the collection of materials II of the All-Russian scientific and practical conference / ed. by S. N. Kashin, A.V. Shulzhenko. Stavropol, 2015.
12. Timoshenko L. I. Health and safety: manual. Stavropol, 2014. P. 2.
13. Kudryavtsev R. A. Professional education of cadets in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present stage of development of society // Scientific and methodical problems of preparation of instructor and pedagogical shots on combat and physical training for law-enforcement bodies: the collection of materials VI of interuniversity scientific and practical conference. Stavropol, 2013.
14. Belevtsev V. V., Kudryavtsev R. A. Psikho-logicheskaya training of the shooter // Topical issues of improvement of special training of cadets and listeners of educational institutions of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: materials of the All-Russian scientific and practical conference. Krasnodar, 2014.
УДК 378.147 ББК 67.2
© 2016 г. И. В. Головинский, П. М. Кущев, Е. Н. Находкин
ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ МОБИЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ
В статье рассматриваются вопросы подготовки инспекторов - операторов технических средств досмотра при осуществлении допуска посетителей и персонала на объекты транспорта и массовых мероприятий, а также для выявления фактов перевозки взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов.
Ключевые слова: радиационная безопасность, ионизирующее излучение, система рентгеновского контроля.
POLICE TRAINING IN THE USE OF MOBILE INSPECTION-SEARCHING SYSTEM
In article questions of training of inspectors - operators of technical means of examination at implementation of the admission of visitors and the personnel on objects of transport and mass