Научная статья на тему 'Занятие по огневой подготовке методом огневого урока'

Занятие по огневой подготовке методом огневого урока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1725
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
METHOD OF A FIRE LESSON / EDUCATIONAL PLACE / PERFORMANCE OF EXERCISES OF FIRING PRACTICE / REPEATED REPETITION OF ACTIONS / МЕТОД ОГНЕВОГО УРОКА / УЧЕБНОЕ МЕСТО / ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ СТРЕЛЬБ / МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцев Роман Анатольевич, Тимошенко Леонид Иванович

В статье рассматриваются различные варианты проведения занятия по огневой подготовке методом огневого урока. В процессе обучения преподавателем достигаются наиболее важные цели, необходимые для успешной дальнейшей служебной деятельности сотрудников полиции. Авторами проведен анализ результатов огневой подготовки, а также психологической и моральной подготовки сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрявцев Роман Анатольевич, Тимошенко Леонид Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CLASS OF FIRE TRAINING BY THE METHOD OF FIRING LESSON

In article various options of carrying out class in fire preparation are considered by method of a fire lesson. In the course of training by the teacher the most important objectives necessary for successful further office activity of police officers are achieved. The authors analyzed of results of fire preparation, and also psychological and moral training of police officers.

Текст научной работы на тему «Занятие по огневой подготовке методом огневого урока»

териалов VI межвуз. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2013.

14. Тимошенко Л. И. Безопасность жизнедеятельности: курс лекций. Ставрополь, 2014. Ч. 2.

15. Черноусов М. В., Мартусенко С. Н. Актуальные вопросы применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2014.

enforcement bodies // The Collection of materials VI of interuniversity scientific and practical conference. Stavropol, 2013.

14. Timoshenko L. I. Health and safety: a course of lectures. Stavropol, 2014. Part 2.

15. Chernousov M. V., Martusenko S. N. Topical issues of application by police officers of firearms // Topical issues of improvement of special training of cadets and listeners of educational institutions of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: materials of the All-Russian scientific and practical conference. Krasnodar, 2014.

УДК 354.31 ББК 67.2

© 2015 г. P. А. Кудрявцев, А. И. Тимошенко

ЗАНЯТИЕ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕТОДОМ ОГНЕВОГО УРОКА

В статье рассматриваются различные варианты проведения занятия по огневой подготовке методом огневого урока. В процессе обучения преподавателем достигаются наиболее важные цели, необходимые для успешной дальнейшей служебной деятельности сотрудников полиции. Авторами проведен анализ результатов огневой подготовки, а также психологической и моральной подготовки сотрудников полиции.

Ключевые слова: метод огневого урока, учебное место, выполнение упражнений стрельб, многократное повторение действий.

THE CLASS OF FIRE TRAINING BY THE METHOD OF FIRING LESSON

In article various options of carrying out class in fire preparation are considered by method of a fire lesson. In the course of training by the teacher the most important objectives necessary for successful further office activity ofpolice officers are achieved. The authors analyzed of results of fire preparation, and also psychological and moral training of police officers.

Key words: method of a fire lesson, educational place, performance of exercises offiring practice, repeated repetition of actions.

Особую роль в служебно-боевой деятельности сотрудников полиции играет огневая подготовка. Главная ее цель заключается в обеспечении готовности сотрудников к эффективному использованию стрелкового оружия при выполнении оперативно-служебных задач. Достижение этой цели осуществляется посредством профессионального обучения, высшего профессионального образования и профессиональной, служебной и физической подготовки [1].

Занятия по огневой подготовке с практическим выполнением упражнений стрельб проводятся для последовательного обучения сотрудников полиции ведению огня по различным целям днем и ночью, в любых условиях обстановки. Одним из наиболее эффективных методов проведения занятия по огневой подготовке является метод огневого урока. Суть данного метода заключается в

проведении занятия одновременно с каждым обучающимся по всем изучаемым вопросам на нескольких учебных местах, что повышает эффективность занятия, позволяя изучать (повторять) теоретический материал и отрабатывать практические навыки. Это дает возможность экономить время самостоятельной работы, если говорить о профессиональном обучении, высшем профессиональном образовании, и предоставляет время для повторения теоретического материала и отработки практических навыков в рамках профессиональной, служебной и физической подготовки [6].

Огневой урок - это занятие по огневой подготовке, включающее в себя все элементы огневого обучения - от изучения порядка и правил стрельбы, материальной части стрелкового оружия и ручных гранат, мер безопасности при обращении с ними до практического выпол-

нения упражнений стрельб и метания боевых ручных гранат. Целью огневого урока является обучение правильной и меткой стрельбе из вооружения (оружия), состоящего на вооружении в органах внутренних дел, с минимальным расходом боеприпасов.

При организации огневого урока количество учебных мест зависит главным образом от предназначения подразделения органов внутренних дел и возможностей учебно-материальной базы. Общим требованием является оборудование единых учебных мест, позволяющих изучать вооружение (оружие), отрабатывать нормативы по огневой подготовке, выполнять упражнения по метанию ручных гранат, а также проводить стрельбу из всех видов вооружения (оружия) в дневное и ночное время.

К занятию привлекается подразделение органов внутренних дел, как правило, в полном составе. Для проведения огневого урока оборудуется необходимое количество учебных мест. Например:

- учебное место № 1. Инструктаж и проведение разбора стрельбы. Проверка знаний условий выполнения упражнений и мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Образцовый показ порядка выполнения упражнения стрельб;

- учебное место № 2. Порядок обучения личного состава изготовке к стрельбе из различных положений и выполнение нормативов;

- учебное место № 2а. Тренировка в действиях при вооружении боевых машин и выполнение нормативов;

- учебное место № 3. Обучение разведке целей наблюдением, определению дальности и целеуказанию;

- учебное место № 4. Обучение меткости стрельбы на тренажерах. Изучение основ и правил стрельбы;

- учебное место № 5. Выполнение упражнений подготовительных стрельб из малокалиберной винтовки, автомата (ручного пулемета) одиночными выстрелами;

- учебное место № 6. Выполнение упражнений стрельб из стрелкового оружия и вооружения боевых машин:

- на участке для стрельбы из автомата, пулемета, снайперской винтовки;

- на участке для стрельбы из пистолета, пистолета-пулемета;

- на участке стрельбы из гранатомета;

- на участке для стрельбы из вооружения боевых машин;

- учебное место № 7. Изучение материальной части вооружения (оружия). Выполнение нормативов по его разборке и сборке;

- учебное место № 8. Изучение материальной части ручных осколочных гранат. Подго-

товка ручных гранат к метанию. Метание ручных учебно-имитационных гранат в пешем порядке;

- учебное место № 9. Метание боевых ручных гранат в пешем порядке;

- учебное место № 10. Проверка боя оружия (выверка прицелов). Приведение оружия к нормальному бою;

- учебное место № 11. Чистка и смазка стрелкового оружия.

Все учебные места оборудуются наглядными материалами (стендами), содержащими информацию, изучаемую на данном учебном месте.

Содержание огневого урока заключается в том, что к практическому выполнению упражнений стрельб обучающиеся допускаются только после обучения и получения положительных оценок на учебных местах, оборудованных в тылу стрельбища [11].

Количество учебных мест и содержание вопросов, отрабатываемых на них, порядок смены и продолжительность занятий определяет руководитель стрельб. Особое внимание на учебных местах уделяется привитию обучающимся практических навыков, точных действий при занятии укрытий и изготовке к стрельбе, правильному и однообразному прицеливанию. Такие навыки достигаются отработкой нормативов, многократным повторением действий. Учет подготовки обучающегося на каждом учебном месте ведется руководителем занятия на учебном месте.

К выполнению упражнений стрельб допускаются обучающиеся, изучившие материальную часть оружия (вооружения) и боеприпасов, установленные меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, основы и правила стрельбы, условия выполняемого упражнения. На обучающихся, не выполнивших упражнение стрельб с положительной оценкой, обращается особое внимание [10]. При этом основное внимание уделяется выявлению индивидуальных ошибок, допускаемых при стрельбе и проведении тренировок в прицеливании, производстве выстрела с использованием стрелковых приборов, тренажеров и учебных патронов [8].

Особое место в ходе проведения занятия должно отводиться психологической подготовке обучающихся к применению оружия. Для обучения стрелков необходимому психологическому состоянию для стрельбы обстановка на занятиях должна располагать к творческой, последовательной и результативной работе. Руководители занятия на учебном месте не должны проявлять излишнюю требовательность, а объяснять, какие последствия произойдут в случае тех или иных недоработок

обучающихся на занятии. Диалог с ними должен строиться на доверии. Это позволит лучше воспринимать материал, быстрее усваивать, анализировать его, обсуждать то, что неясно, и приобретать необходимые навыки. Подобная обстановка на занятии необходима для достижения такого психологического состояния, когда стрелок при косвенном участии руководителя занятия сам контролирует свои действия, зная, какой он должен получить результат [9]. При этом обучающийся знает о возможных ошибках, выясняет их причины и устраняет данные недостатки. Такая методика воспитывает у обучающегося постоянное чувство контроля над своими действиями, которое постепенно перейдет в подсознательное действие. Вместе с этим формируется правильное психологическое состояние для стрельбы [2, 3].

На этапе непосредственной подготовки накануне стрельб руководитель подразделения (руководитель стрельб) по результатам предыдущих занятий делит подразделение на две учебных группы:

- 1-я (сотрудники, выполнившие упражнение стрельб на предыдущих занятиях с положительной оценкой);

- 2-я (сотрудники, выполнившие упражнение стрельб на предыдущем занятии с оценкой «неудовлетворительно»).

Для рационального использования учебных мест в ходе занятия на стрельбище, выделенного учебного времени и оптимальной нагрузки руководителей занятия на учебном месте первая учебная группа делится на четыре учебных потока:

- 1-й (сотрудники, уверенно владеющие оружием);

- 2, 4 и 5-й (сотрудники, получившие положительные оценки по результатам предыдущих стрельб). Количество сотрудников во 2, 4 и 5-м учебных потоках должно быть примерно одинаковым.

Литература

1. Барнаш Л. В., Гуц С. И., Тимошенко Л. И. Последствия неповиновения сотрудникам правоохранительных органов при охране общественного порядка // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 1.

2. Белевцев В. В., Кудрявцев Р. А. Психологическая подготовка стрелка // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2014.

3. Тимошенко Л. И., Гуц С. И. Социальные и психологические основы профессионального

Вторая учебная группа в полном составе включается в 3-й учебный поток (сотрудники, получившие оценку «неудовлетворительно» по результатам предыдущих стрельб).

Из числа сотрудников, выполняющих упражнения практических стрельб на «отлично», руководитель подразделения (руководитель стрельб) подбирает два-три лучших стрелка для участия в образцовом показе порядка выполнения упражнения. Накануне с ними проводится занятие по образцовому выполнению упражнения стрельб, которое запланировано для отработки в ходе огневого урока [7].

В заключительной части занятия каждому сотруднику и подразделению в целом доводятся оценки, отмечаются положительные стороны в личной подготовке сотрудников и недостатки. При этом особое внимание обращается на те недостатки, которые привели к неудовлетворительному результату. На начальном этапе оценивать обучающихся за неудовлетворительные результаты стрельбы нельзя, так как это может оказывать негативное влияние на их психологическое состояние. Основная задача занятия по огневой подготовке состоит не в оценке обучающихся, а в уверенности и правильных действиях с оружием и точном поражении целей в любых условиях. Достижение этой цели напрямую зависит не только от обучаемых, но, в первую очередь, от руководителей занятия на учебном месте [4, 5].

Использование метода огневого урока при проведении занятий по огневой подготовке приемлемо для профессионального обучения, высшего профессионального образования, а также занятий в системе профессиональной, служебной и физической подготовки. При подготовке сотрудников специальных подразделений применение данного метода требует от руководителей тщательной подготовки к занятию с учетом его специфики.

Bibliography

1. Bamash L.V., Guts S. I., Timoshenko L.I. Disobedience consequences to law enforcement officers at protection of a public order // Yurist-Pravoved. 2014. № 1.

2. Belevtsev V. V., Kudryavtsev R. A. Psikho-logicheskaya training of the shooter // Topical issues of improvement of special training of cadets and listeners of educational institutions of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference. Krasnodar, 2014.

3. Timoshenko L. I., Guts S. I. Social and psychological bases of professional selection of police

отбора сотрудников полиции // Семья. Общество. Государство: история и современность: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием) / под ред. Р. Ф. Гуда-ренко, Н. А. Ряснянской, М. В. Автомоновой. 2014.

4. Краснокутский Д. Н., Тимошенко Л. И. Использование пейнтбольного и страйкболь-ного оборудования в обучении сотрудников спецподразделений МВД России // Научно-методические проблемы подготовки инст-рукторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сб. материалов VI межвуз. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2013.

5. Кудрявцев Р. А. Формирование психологической готовности курсантов вузов МВД России к правомерному применению огнестрельного оружия // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педаго-гических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел России: сб. материалов VI межвуз. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2013.

6. Кудрявцев Р. А. Структура личностного самосознания студента // Семья. Общество. Государство: история и современность: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием). Ставрополь, 2014.

7. Тарасов В. А., Кудрявцев Р. А., Тимошенко Л. И., Малофей А. О. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Философия права. 2015. № 2.

8. Тарасов В. А., Тимошенко Л. И. О необходимости проведения совместных практических занятий по тактико-специальной, огневой и специальной физической подготовке: сб. материалов VI межвуз. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2013.

9. Тарасов В. А., Тимошенко Л. И. Некоторые особенности соблюдения мер безопасности при проведении стрельб с сотрудниками полиции подразделений специального назначения // Научно-методические проблемы подготовки инст-рукторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для ОВД: сб. материалов VIII межвуз. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2015.

10. Тимошенко Л. И. Организационные формы обучения в высшей школе // Физическая культура в профессиональном образовании учащихся высшей школы: сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. Н. Кашина, А. В. Шульженко. Ставрополь, 2015.

11. Находкин Е. Н., Головинский И. В., Ку-щев П. М. Основания и порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции: учеб. пособие. Ставрополь, 2014.

officers // Family. Society. State: history and the present: the materials III of the All-Russian scientific and practical conference (with the international participation) / ed. by R. F. Gudarenko, N. A. Ryasn-yanskoy, M. In. Avtomonova. Stavropol, 2014.

4. Krasnokutsky D. N., Timoshenko L. I. Use of the paintball and straykbolny equipment in training of staff of special forces of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Scientific and methodical problems of preparation of instructor and pedagogical shots on combat and physical training for law-enforcement bodies: collection of materials VI of in-teruniversity scientific and practical conference. Stavropol, 2013.

5. Kudryavtsev R. A. Formation of psychological readiness of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for lawful application of firearms // Scientific and methodical problems of preparation of instructor and pedagogical shots on combat and physical training for law-enforcement bodies of Russia: collection of materials of the sixth interuniversity scientific and practical conference: Stavropol, 2013.

6. Kudryavtsev R. A. Struktur of personal consciousness of the student // Family. Society. State: history and present: materials III All-Russian scientifically-practical conference (with the international participation). Stavropol, 2014.

7. Tarasov V. A., Kudryavtsev R. A., Timoshenko L. I., Malofey A. O. Interactive methods of training at the higher school // Philosophy of Law. 2015. № 2.

8. Tarasov V. A., Timoshenko L. I. About need of carrying out a joint practical training on tactical and special, fire and special physical preparation: collection of materials VI of interuniversity scientific and practical conference. Stavropol, 2013.

9. Tarasov V. A., Timoshenko L. I. Some features of observance of security measures when carrying out firing practice with police officers of divisions of a special purpose // Scientific and methodical problems of preparation of instructor and pedagogical shots on combat and physical training for law-enforcement bodies: the collection of materials VIII of interuniversity scientific and practical conference. Stavropol, 2015.

10. Timoshenko L. I. Organizational forms of education at the higher school // Physical culture in professional education of pupils of the higher school: the collection of materials II of the All-Russian scientific and practical conference / ed. by S. N. Kash-in, A.V. Shulzhenko. Stavropol, 2015.

11. Nakhodkin E. N., Golovinsky I. V., Kush-chev P. M. Bases and order of application of firearms by police officers: manual. Stavropol, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.