Витютнев Евгений Евгеньевич
Проблемы профессиональной подготовки преподавателей физической подготовки образовательных организаций МВД России
В статье рассматриваются вопросы профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел в лице профессорско-преподавательского состава по физической подготовке. Исследуются пути решения проблемы организации их обучения на различных этапах профессиональной подготовки.
Ключевые слова: педагогические кадры, образовательные организации, высшее профессиональное образование, система подготовки, профессиональная компетентность, процесс обучения, преподаватель по физической подготовке, качество педагогической деятельности.
Problems of professional training of teachers of physical training of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia
In the article questions of professional competence of employees of law-enforcement bodies in the person of the teaching staff on physical training are considered. The ways of solving the problem of organizing their training at various stages of vocational training are explored.
Key words: teaching staff, educational institutions, higher professional education, system of training, professional competence, learning process, teacher on physical training, quality of pedagogical activities.
Ни одно из важных изменений в системе высшего профессионального образования сотрудников ОВД неосуществимо до тех пор, пока не повысится качество педагогической деятельности. Лишь квалифицированный педагог, обладающий общностным гуманистическим мировоззрением, в полной мере использующий свои профессиональные данные в выполняемой учебно-педагогической деятельности, способен разрешать задачи по подготовке сотрудников полиции, готовых обеспечивать правопорядок [1; 2].
Одним из главных условий, определяющих успешность учебно-воспитательного процесса курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, является высокий уровень профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава [3, с. 39-41]. Наравне с профессиональными знаниями, умениями и навыками эти специалисты обязаны обладать эрудицией, высокой степенью юридической грамотности, быть коммуникабельным [4; 5].
Функционирующая система подготовки педагогических кадров подвергается серьезным изменениям и, по мнению В.А. Огульчанского и В.С. Зашихина, не дает возможность будущим специалистам в процессе обучения обрести педагогическое мастерство, соответствующее требованиям профессиональной деятельности [6; 7], не готовит их к разрешению всех проб-
лем и задач, возникающих в педагогической деятельности. Таким образом, молодые педагоги, начинающие работать в образовательных организациях МВД России, довольно часто встречаются с трудностями профессионального характера [7; 8, с. 31-36]. Исследования процесса формирования педагогического мастерства специалистов по физической культуре говорят о том, что необходимый его уровень обретается в течение 7-8 лет непрерывной профессиональной деятельности [9; 10].
Процесс профессиональной подготовки преподавателей является объектом многих научных изысканий. Подготовка педагогических кадров в них изучается не только как процесс и итог деятельности преподавателя, но и как важнейшее условие плодотворной реализации собственного потенциала, системной взаимосвязи личностных качеств и педагогического опыта, формирующихся с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Преподаватели образовательных организаций МВД России должны обладать дополнительными профессиональными знаниями [5; 11, с. 28-31].
На сегодняшний день в системе МВД России нет ни одной образовательной организации, выпускающей специалистов по физической подготовке для ОВД. Это приводит к тому, что на работу с сотрудниками полиции в качестве преподавателей (инструкторов) приглашаются
83
бывшие спортсмены, не имеющие специального образования [5; 12]. В связи с этим актуален вопрос о необходимости создания факультетов для подготовки таких специалистов в образовательных организациях по физической культуре и спорту, а для действующих специалистов в этой области - организации курсов повышения квалификации при кафедрах физической подготовки головных образовательных организаций системы МВД России [7; 13, с. 104-135].
Один из результативных способов повышения педагогической компетенции преподавателей по физической подготовке - это стажировка в практических органах с целью ознакомления с опытом применения физической силы, специальных средств и дальнейшее использование этого опыта в образовательном процессе курсантов (слушателей) вузов МВД России [14].
В настоящее время в Краснодарском университете МВД России повышение профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава кафедры физической подготовки и спорта совершается в следующих основных формах.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка сотрудников в образовательных организациях высшего профессионального, дополнительного профессионального образования системы МВД России, а также в специализированных организациях МВД России по профессиональной переподготовке и повышению квалификации сотрудников.
Участие в научно-практических мероприятиях международного, всероссийского, регионального, вузовского и кафедрального уровня (по профилю кафедры не менее трех мероприятий в год).
Участие в учебно-методических сборах профессорско-преподавательского состава образовательной организации (два раза в год).
Участие в занятиях по служебно-боевой и физической подготовке с постоянным личным составом образовательной организации (согласно расписанию: четыре практических занятия в месяц по физической подготовке, два практических занятия в месяц по огневой подготовке; четыре теоретических занятия по профессионально-правовой подготовке; одно теоретическое занятие в месяц по морально-психологической подготовке).
Подготовка, самоподготовка и сдача постоянным личным составом образовательной организации зачетов по служебно-боевой и физической подготовке (два раза в год по всем основным видам служебно-боевой подготовки).
Участие в заседаниях кафедры физической подготовки и спорта (два заседания в месяц).
Самоподготовка преподавателей кафедры физической подготовки и спорта по всем видам профессионально-служебной деятельности (регулярно, не менее 6 часов в неделю).
Участие в учебно-методических сборах профессорско-преподавательского состава кафедр физической подготовки образовательной организации и филиалов (по всем темам преподаваемых на кафедре дисциплин не реже одного раза в год).
Участие в заседаниях предметно-методической секции кафедры физической подготовки и спорта (по всем темам преподаваемых на кафедре дисциплин - два раза в месяц), которое осуществляется по следующим тематическим направлениям:
современные подходы к организации и планированию специальной физической подготовки (физической подготовки) курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России;
содержание и формы процесса профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России, обучающихся по различным специальностям и специализациям, с учетом специфики предстоящей профессиональной деятельности;
оценка уровня физической подготовленности курсантов (слушателей) образовательных организаций системы МВД России;
профессионально - ориентированные технологии совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России;
профессиональная компетентность профессорско-преподавательского состава кафедр физической культуры (физической подготовки) образовательных организаций системы МВД России [15].
Представленные формы повышения профессиональной компетентности преподавателей физической подготовки вузов МВД России, несомненно, являются эффективными. Тем не менее, по мнению Н.В. Астафьева, передовым путем разрешения данного вопроса может быть организация процесса профессиональной подготовки специалистов данного профиля в форме высшего профессионального образования [16, с. 28-32]. К примеру, в Краснодарском университете МВД России подготовку преподавателей по физической подготовке можно предпринять в рамках специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», а узкая
84
специализация могла бы называться «Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел». Уровень профессиональной подготовленности специалистов, прошедших обучение по этой узкой специализации, был бы идентичен уровню профессиональной компетентности, необходимому профессорско-преподавательскому составу кафедр физической подготовки вузов МВД России и инструкторам по физической подготовке практических ОВД.
Безусловно, вопросы профессиональной подготовки специалистов по физической подготовке для образовательных организаций МВД России остаются актуальными в научной среде. Появление компетентных преподавателей данного профиля затруднено из-за повышающихся требований к результативности деятельности образовательных организаций системы МВД и отсутствия образовательной среды, обеспечивающей их профессиональную подготовку.
1. Авдрианов М.М. Совершенствование процесса подготовки профессиональных кадров для органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2002.
2. Абзалов И.А. Совершенствование профессионально-педагогической культуры преподавателей военных вузов Республики Таджикистан: дис. ... канд. пед. наук. Душанбе, 2012.
3. Амельчаков И. Ф. Совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации // Профессионал. М., 2007. № 6.
4. Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика / науч. ред. А.А. Реан. М.; Ижевск, 2002.
5. Решетников ЕВ. Дополнительная профессиональная подготовка преподавателей вузов МВД России: автореф. дис.... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2006.
6. Огульчанский В.А. Формирование профессионально-педагогического мастерства специалистов физической культуры и спорта на этапе вузовского образования: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2004.
7. Зашихин В. С. Профессиональная подготовка преподавателей специализированных образовательных учреждений к преодолению затруднений в педагогической деятельности: дис. . канд. пед. наук. Ижевск, 2011.
8. Никольская О.Л. Психолого-дидактические затруднения учителей при освоении инновационных технологий // Педагогика. 2005. № 6.
9. Врачинский В. П. Педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2007.
10. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. М., 2008.
11. Федюков Ю.Ф. К вопросу о профессионально-педагогической подготовке инструкторского состава специальных подразделе-
1. Adrianov M.M. Perfection of the process of training professional personnel for the internal affairs bodies: auth. abstr. ... Candidate of Pedagogics. Kirov, 2002.
2. Abzalov I.A. Perfection of professional and pedagogical culture of teachers of military universities of the Republic of Tajikistan: diss. ... Candidate of Pedagogics. Dushanbe, 2012.
3. Amelchakov I.F. Perfection of the system of vocational training, retraining and advanced training // Professional. Moscow, 2007. № 6.
4. BaranovA.A. Stress tolerance teacher: theory and practice / sci. ed. by A.A. Rean. Moscow; Izhevsk, 2002.
5. Reshetnikov E.V. Additional professional training of teachers of high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia: auth. abstr.... Candidate of Pedagogics. Nizhny Novgorod, 2006.
6. Ogulchanskiy V.A. Formation of professional and pedagogical skills of specialists in physical culture and sports at the stage of university education: diss. ... Candidate of Pedagogics. Volgograd, 2004.
7. Zashikhin VS. Professional training of teachers of specialized educational institutions to overcome difficulties in pedagogical activity: diss. ... Candidate of Pedagogics. Izhevsk, 2011.
8. Nikolskaya O.L. Psychological and didactic difficulties of teachers in the development of innovative technologies // Pedagogy. 2005. № 6.
9. Vrachinsky V.P. Pedagogical conditions for the improvement of psychological and pedagogical training of beginning teachers of a military high school: diss. ... Candidate of Pedagogics. Kaliningrad, 2007.
10. Pryazhnikov N.S. Professional self-determination: theory and practice: textbook. Moscow, 2008.
11. Fedyukov Yu.F. On the issue of professional and pedagogical training of instructors of special units of the Ministry of the Interior of Russia // Bull. of sports science. 2010. № 2.
12. Belyaeva T.A. Formation of the quality management system of the teacher's work in
85
ний МВД России // Вестн. спортивной науки. 2010. № 2.
12. Беляева Т.А. Формирование системы управления качеством труда преподавателя в сфере высшего образования: дис. ... канд. эконом. наук. Краснодар, 2007.
13. Чернилевский Д. В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы XXI века: учеб. пособие. М., 2004.
14. Золотенко В.А. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2011.
15. Витютнев Е.Е. Прикладная физическая и двигательная подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции, на специализированном этапе профессионального обучения: дис. . канд. пед. наук. Краснодар, 2015.
16. Астафьев Н.В. Обучение в вузах МВД России специалистов по служебно-боевой подготовке // Профессионал. М., 2004. № 5.
higher education: diss. ... Candidate of Economics. Krasnodar, 2007.
13. Chernilievsky D.V. Psychology-pedagogical preparation of the teacher of the higher school of the XXI-st century: study aid. Moscow, 2004.
14. Zolotenko V.A. Perfection of professionally applied physical training of cadets in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: diss. ... Candidate of Pedagogics. St. Petersburg, 2011.
15. Vitutnev E.E. Applied physical and motor preparation of cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia - future employees of special police units, at a specialized stage of professional training: diss. ... Candidate of Pedagogics. Krasnodar, 2015.
16. Astafiev N.V. Training in the universities of the Ministry of the Interior of Russia specialists in combat training // Professional. Moscow, 2004. № 5.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Витютнев Евгений Евгеньевич, кандидат педагогических наук, начальник кафедры тактико-специальной подготовки Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612584216.
INFORMATION ABOUT AUTHOR
E.E. Vityutnev, Candidate of Pedagogics, Head of the Chair of Tactics and Special Training of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584216.
86