Научная статья на тему 'Особенности процесса формирования профессионально важных двигательных умений и навыков у курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России'

Особенности процесса формирования профессионально важных двигательных умений и навыков у курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДВИЖЕНИЯ / СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ / PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING / TRAINING SYSTEM / TRAINING PROCESS / COMBAT TECHNIQUES / MOVEMENT ABILITIES AND SKILLS / STAGES OF LEARNING / TECHNICAL BASIS OF MOVEMENT / ABILITY TO LEARN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витютнев Евгений Евгеньевич

В статье рассматривается взаимосвязь различных видов физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. Проводится анализ отдельных этапов и механизмов формирования и совершенствования профессионально важных умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Витютнев Евгений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of the process of formation of professionally important skills and abilities of cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia

This article discusses the relationship of different types of physical training of cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia. An analysis of the separate steps and mechanisms of formation and development of professionally important skills is carried out.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса формирования профессионально важных двигательных умений и навыков у курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России»

Витютнев Евгений Евгеньевич

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612584216)

Особенности процесса формирования профессионально важных двигательных умений и навыков у курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России

В статье рассматривается взаимосвязь различных видов физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. Проводится анализ отдельных этапов и механизмов формирования и совершенствования профессионально важных умений и навыков.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, система подготовки, процесс обучения, боевые приемы, двигательные умения и навыки, этапы обучения, техническая основа движения, способность к обучению.

Е.Е. Vityutnev, Master of Pedagogics, Senior Lecturer of the Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584216.

The features of the process of formation of professionally important skills and abilities of cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia

This article discusses the relationship of different types of physical training of cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia. An analysis of the separate steps and mechanisms of formation and development of professionally important skills is carried out.

Key words: professionally-applied physical training, training system, training process, combat techniques, movement abilities and skills, stages of learning, technical basis of movement, ability to learn.

Непосредственное физическое противодействие правонарушителям является неотъемлемой частью профессионально-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, где вопрос физической подготовленности полицейских занимает одно из центральных мест. В настоящее время можно говорить о недостаточно высоком уровне физической подготовленности сотрудников ОВД, что подтверждается статистикой боевых потерь и полученных сотрудниками полиции ранений при исполнении служебных обязанностей. Достижение необходимого уровня профессионально-прикладной физической подготовленности сотрудниками полиции, несомненно, сопряжено с овладением ими совершенной техникой выполнения приемов специального раздела рукопашного боя и приобретением высокого уровня развития специальных физических качеств [1; 2; 3].

Совершенствование техники выполнения приемов специального раздела рукопашного

боя осуществляется на протяжении всей профессиональной деятельности, и ошибочным является мнение, что, достигнув более или менее сносной техники, можно уверенно вступать в противоборство с правонарушителями, не думая о дальнейшем ее совершенствовании. Достижение успеха в схватке с противником возможно только тогда, когда процесс технико-тактической подготовки сотрудников органов внутренних дел является непрерывным на протяжении всей профессионально-служебной деятельности [4]. Как показывает практика, еще нередки случаи, когда преподаватель (инструктор) в погоне за высокими показателями своих учеников берет за основу два или три параметра, например результаты в челночном беге 10х10 м, подтягивании на перекладине или толчке (жиме) гири, которые являются обязательными для курсантов образовательных организаций системы МВД России. Успеха в этом случае добиться довольно сложно, поскольку из системы подготовки, представляющей собой

212

единый всесторонний педагогический процесс, включающий в себя прикладную физическую, двигательную и психологическую подготовку, «выхватывается» одно звено, на котором пытаются построить фундамент физической подготовки будущего сотрудника органов внутренних дел [5]. В многочисленных исследованиях говорится о том, что специальные физические качества составляют основу двигательных навыков и способствуют эффективному овладению техникой изучаемых движений. Низкий же уровень этих качеств (скоростно-силовых, координационных) приводит к изменению техники выполнения боевых приемов и является причиной большинства технических ошибок. Многие преподаватели, опираясь на практический опыт, выделяют определенные группы мышц и акцентированно, при помощи имеющихся в их распоряжении средств, воздействуют на них.

Данный подход к учебно-тренировочному процессу имеет, конечно, положительные стороны, но не всегда приводит к желаемому результату. Общеизвестно, что развивать физические качества можно с использованием как общеразвивающих и подготовительных упражнений, так и с применением специальных упражнений, направленных на повышение конкретной двигательной деятельности. Применение первых двух групп упражнений на учебных занятиях по физической подготовке с курсантами образовательных организаций МВД России, к сожалению, занимает ведущее место, тогда как очевидным становится факт необходимости использования упражнений, схожих по биомеханическим параметрам внешней и внутренней структуры с двигательными действиями, воспроизводящимися при выполнении приемов специального раздела рукопашного боя и специализированных комплексных действий (например: для развития специальных скоростно-силовых способностей рук используются имитации различных ударов руками с гантелями различного веса, стоя перед зеркалом) [6].

Формирование у курсантов и слушателей умений анализировать движения, запоминать ощущения, сопровождающие правильное их выполнение, умение дать словесный отчет о выполнении - необходимые условия для успешного овладения техническими навыками. Рассмотрим технику выполнения приемов специального раздела рукопашного боя как предмет обучения. В практике физического

воспитания (физической подготовки) сотрудников органов внутренних дел обучение профессионально важным двигательным действиям выступает как одна из приоритетных задач. От качества решения этой задачи зависит успешность достижения общих целей: всестороннего развития, специальной подготовленности, повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности [7]. Предметом обучения является техника выполнения боевых приемов, которая, по принятому определению, есть «способ выполнения двигательного действия, с помощью которого двигательная задача решается целесообразно и с относительно большей эффективностью» [8].

Проблема переноса способности овладевать профессионально важными двигательными навыками представляет безусловный интерес для теории и методики физического воспитания будущих сотрудников органов внутренних дел - вопрос об интегративности и специфичности отдельных проявлений этой способности. К разработке данной проблемы имеют прямое отношение исследования, связанные с изучением взаимодействия различных двигательных навыков. Однако этот путь, являясь по существу индуктивным подходом к проблеме, весьма ограничивает возможности для каких-либо обобщений в связи с многообразием мира движений и трудностью подбора реальных «общих знаменателей». Отдельные попытки дедуктивного подхода также пока не были обнадеживающими. На взгляд В.Н. Филипповича [9], Л.П. Матвеева [10] и др., основные причины неудач при следовании этим путем были связаны с тем, что слишком обобщенно рассматривалась «способность обучаться». Результативность обучения различным двигательным действиям оценивалась интегративно, без учета специфики отдельных этапов этого процесса. И скорее всего именно поэтому общие закономерности и основные тенденции были трудноуловимы. В то же время есть достаточно оснований подойти к интегральному понятию «способность обучаться» как к понятию аддитивному, представляющему собой сумму ряда достаточно конкретных проявлений рассматриваемой способности.

По мнению многих авторов, в структуре процесса обучения двигательным действиям

213

целесообразно выделить три основных этапа. Этот процесс начинается с поиска необходимых ведущих координаций (основных мышечных синергий), далее следует этап (второй) совершенствования двигательного навыка в стандартных условиях, на определенной стадии достижений сменяющийся третьим этапом, связанным с формированием умения рационально использовать приобретенный двигательный навык в различных условиях.

На взгляд В.Н. Филипповича [9] и Л.П. Матвеева [10], нередко процесс обучения может состоять лишь из двух этапов. Это в тех случаях, когда техническая основа исполнения двигательного действия в принципе обучаемым знакома (например, формирование двигательных навыков, связанных с различными ручными действиями или основанных на использовании естественных видов движений). Такие боевые приемы, например сбивы, подставки, блоки, удары, по сути дела, не разучиваются, а сразу совершенствуются, т.к. поиск новых ведущих координаций (первый этап обучения) в них фактически отсутствует. Процесс обучения может ограничиваться вторым этапом, если освоенное двигательное действие в дальнейшем предполагается использовать всегда в стандартных условиях.

Имевшийся на момент проведения исследования в распоряжении вышеуказанных авторов фактический материал был подвержен математическому анализу для определения степени связи между показателями, характеризующими: а) быстроту поиска технической основы разучиваемого двигательного действия; б) быстроту и качество последующего совершенствования техники его исполнения; в) эффективность приспособительной изменчивости освоенного двигательного навыка, которая оценивалась по изменению качества выполнения упражнения в новых условиях (величине отклонений) и по быстроте устранения отклонений, если они возникали. Корреляционный анализ выявил определенные взаимосвязи между этими проявлениями способности обучаться. Причем интересующие нас коэффициенты корреляции оказались достаточно близкими во всех рассмотренных случаях, независимо от характера и специфики разучиваемых двигательных действий. Следует заметить, что речь идет об обучающихся, не имеющих специальной двигательной подготовки. Это весьма важно, т.к. специальная подготовка может, по всей вероятности, существенно влиять на рассма-

триваемые взаимосвязи (но это особый вопрос, который не рассматривался).

Таким образом, согласно теории В.Н. Филипповича и Л.П. Матвеева у курсантов образовательных организаций МВД России, прошедших ранее достаточно специальных воздействий для развития двигательных функций, в каждом конкретном упражнении быстрота поиска технической основы исполнения, как правило, будет существенно коррелировать с быстротой и качеством последующего совершенствования деталей (элементов) осваиваемого боевого приема. В свою очередь, от уровня достижений на втором этапе формирования двигательного навыка будет зависеть успешность адаптации этого навыка к новым условиям его применения. В то же время не удалось обнаружить ни в одном из случаев достоверной связи между быстротой поиска технической основы упражнения и показателями эффективности приспособительной изменчивости освоенных двигательных действий.

Иначе будет выглядеть картина взаимоотношений между рассматриваемыми проявлениями способности обучаться при сопоставлении показателей успешности освоения разных боевых приемов. В этом случае некоторая взаимосвязь обнаруживается лишь между показателями результативности второго этапа обучения (совершенствование техники исполнения осваиваемых боевых приемов). В связи с обсуждаемым вопросом представляют интерес данные многофакторного корреляционного анализа, свидетельствующего о том, что продуктивность процесса обучения на разных стадиях формирования двигательного навыка обусловливается, как правило, различными факторами. В большинстве случаев успех на стадиях поиска технической основы выполнения боевого приема и приспособления освоенного навыка к новым условиям его применения оказался зависимым: от показателей функционального состояния нервно-мышечного аппарата, уровня сенсомоторики и особенностей физического развития. В то же время уровень развития специальных физических качеств проявляет себя как ведущий фактор на стадии совершенствования двигательного навыка.

Результаты исследований В.Н. Филипповича и Л.П. Матвеева о взаимосвязи между рассмотренными проявлениями способности овладевать новыми двигательными навыками и данные о роли отдельных факторов на разных этапах обучения, безусловно, нуждаются

214

в тщательном разборе и обсуждении. Подходы к объяснению обнаруженных зависимостей могут быть разными. Авторы коснулись лишь одного из них. Им представлялось, что весьма интересным и перспективным может оказаться рассмотрение выявленных особенностей и взаимосвязей отдельных проявлений способности обучаться новым двигательным действиям с позиции теории И.М. Гельфанда, B.C. Гурфинкеля и М.Л. Цетлина [11] о тактике управления сложными системами.

По всей вероятности, на каждом этапе обучения имеет место поиск, но организация (тактика) различна. Можно предположить, что на первоначальной стадии процесса обучения и на стадии, связанной с адаптацией навыка к изменяющимся внешним условиям его применения, ведущая роль принадлежит тактике нелокального («шагового») поиска, а на стадии совершенствования двигательного действия (второй этап обучения) эта роль переходит локальному поиску. Не исключено, что при первых пробных попытках выполнить совершенно новый боевой прием поиск в ряде случаев может носить и случайный характер. Отсутствие связи между показателями быстроты нахождения технической основы двигательного действия в разных боевых приемах, а также независимость показателей быстроты поиска на первом и третьем этапах обучения в каждом конкретном приеме, возможно, свидетельствуют о большой специфичности способности к нелокальному поиску. Если продолжить эту мысль, то логично думать, что способность

1. Сафонов Д.Е. О некоторых путях повышения эффективности обучения боевым приемам борьбы в образовательных учреждениях МВД России // Общество и право. 2010. № 4. С. 299-301.

2. Золотенко В. А. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2011.

3. Слепов В.Я. Формирование профессионально-профилированной физической культуры у курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012.

4. Ахметов Р. С. Информативность показателей профессионально-прикладной физиче-

к локальному поиску менее специфична. Основанием для такого умозаключения может служить определение связи между показателями, характеризующими успешность совершенствования деталей техники в разных боевых приемах на втором этапе обучения. Для объяснения особенностей, свойственных для второго этапа формирования навыка выполнения боевого приема, который связан главным образом с решением относительно частных задач, целесообразно, по-видимому, применение «принципа наименьшего взаимодействия», выдвинутого И.М. Гельфандом, B.C. Гурфинке-лем и М.Л. Цетлиным [11]. Однако необходимо помнить, что минимизация взаимодействия является одним из этапов в существовании системы - оптимальность, достигнутая только для конкретных условий. С изменениями условия с целью достижения нового требуемого показателя «принцип минимального взаимодействия» станет препятствовать адаптации к изменившейся среде.

В заключение следует сказать, что повышение взаимодействия внутри системы происходит в связи с наращиванием нагрузок, возникновением новых двигательных действий, с корректировкой старых, а снижение, в свою очередь, сопряжено с адаптацией функциональных систем организма обучающихся к применяющимся нагрузкам, со стабилизацией техники применения боевых приемов, с приобретением состояния тренированности на конкретном этапе пятилетнего цикла физической подготовки специалистов для органов внутренних дел.

1. Safonov D.E. On some ways of improving the effectiveness of teaching combat fighting techniques in educational institutions of the MIA of Russia // Society and law. 2010. № 4. P. 299-301.

2. Zolotenko V.A. Improvement of professionalapplied physical preparation of cadets of educational institutions of the MIA of Russia: diss. ... Master of Pedagogics. St. Petersburg, 2011.

3. Slepov V.Ya. Formation of professionally-profiled physical training of cadets of educational institutions of the MIA of Russia: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. St. Petersburg, 2012.

4. Akhmetov R.S. The information content of indicators of professional-applied physical culture of students of universities of the Ministry of Internal

215

ской культуры курсантов вузов МВД России // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2012. № 4. С. 14-17.

5. Славко А.Л., Клименко Б. А., Лопатин И.И. Методико-теоретические основы многоуровневой боксерской подготовки курсантов вузов МВД России // Вестн. Белгород. юрид. ин-та МВД России. 2014. № 1. С. 38-41.

6. Витютнев Е.Е. Прикладная физическая и двигательная подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции на специализированном этапе профессионального обучения: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2015.

7. Физическая подготовка: рабочая учебная программа цикла ГСЭ ГОС ВПО, ФТД ГОС ВПО 030505.65 Правоохранительная деятельность / сост. Е.Е. Витютнев, А.И. Кузнецов. Краснодар, 2010.

8. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. М., 1976. Т. 1.

9. Филиппович В.Н. Теория и методика гимнастики. М., 1975.

10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культуры. М., 1991.

11. Гельфанд И.М., Гурфинкель В.С., Це-тлин М.Л. О тактиках управления сложными системами в связи с физиологией // Биологические аспекты кибернетики. М., 1962. С. 66-73.

Affairs of Russia // Physical culture, sport - science and practice. 2012. № 4. P. 14-17.

5. Slavko A.L., Klimenko B.A., Lopatin I.I. Methodical-theoretical foundations multilevel boxing training of students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bull. of the Belgorod law institute of the MIA of Russia. 2014. № 1. P. 38-41.

6. Vityutnev E.E. Applied physical and motor training of cadets and listeners of educational organization of the MIA of Russia - future staff of special divisions of police on the specialized stage of vocational training: diss. ... Master of Pedagogics. Krasnodar, 2015.

7. Physical training: working training program of the social and humanitarian cycle of State educational standard of higher professional education, elective courses of State educational standard of higher professional education 030505.65 Law enforcement activity / comp. E.E. Vityutnev, A.I. Kuznetsov. Krasnodar, 2010.

8. Theory and methodology of physical education: textbook for institutes of physical culture / ed. by L.P. Matveev, A.D. Novikov. Moscow, 1976. Vol. 1.

9. Filipovitch V.N. Theory and methodology of gymnastics. Moscow, 1975.

10. Matveev L.P. Theory and methodology of physical culture (general basics of the theory and methodology of physical education; theoretical and methodological aspects of sports and professional-applied physical culture): textbook for institutes of physical culture. Moscow, 1991.

11. Gelfand I.M., Gurfinkel US., Tsetlin M.L. About tactics of management of complex systems in relation with physiology // Biological aspect of cybernetics. Moscow, 1962. P. 66-73.

216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.