Научная статья на тему 'Методика формирования здорового образа жизни у курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической культуры'

Методика формирования здорового образа жизни у курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
920
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / КУРСАНТЫ / HEALTH / WAY OF LIFE / HEALTHY WAY OF LIFE / QUALITY OF LIFE / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Клименко Б. А., Кулиничев А. Н.

В данной статье на базе рассмотрения актуальности здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве МВД России авторы ставят задачу теоретической разработки и экспериментального обоснования методики формирования здорового образа жизни у курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической культуры с учетом их службы и быта, так как условия их предстоящей профессиональной деятельности зачастую будут носить экстремальный характер, что предъявляет повышенные требования к физическому развитию и психологической готовности. Представляются результаты оценки сформированности основных компонентов здорового образа жизни, а также проведенного педагогического эксперимента, направленного на формирование у курсантов образовательных организаций МВД России соответствующих навыков. Представлена программа «Оздоровительные технологии и здоровый образ жизни», раскрываются основные компоненты данной методики. Посредством оценки основных физических качеств и функциональных изменений в организме курсантов и слушателей показаны результаты внедрения методики формирования здорового образа жизни у курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической культуры. На основе проведенного педагогического эксперимента подготовлены выводы и представлены практические рекомендации по применению разработанной программы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Клименко Б. А., Кулиничев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the given article on the basis of considering an urgency of development healthy technologies in the educational space of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors put a problem of the theoretical development and experimental justification of a method of forming of a healthy way of life for the cadets of educational organizations of MIA of Russia by the means of physical training taking into account their service and life. They represent the results of an estimation of forming the basic components of the healthy way of life, and also conducted pedagogical experiment directed on forming the healthy way of life for the cadets of the educational organizations of MIA in Russia. The article presents the program “Healthy technologies and healthy way of life”. The authors of the article find out the basic components of a method of forming the healthy way of life for the cadets of the educational organizations of MIA in Russia by the means of physical training taking into account their service and life. They also show the results of inculcating a technique of forming the healthy way of life at the cadets of the educational organizations of MIA in Russia by physical training means on appraisal remedies of the basic physical qualities and functional changes in an organism of the cadets and police students. On the basis of the conducted pedagogical experiment the conclusions are prepared and practical recommendations about application of the developed program are presented.

Текст научной работы на тему «Методика формирования здорового образа жизни у курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической культуры»



V'

71

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

THE METHODOLOGY OF FORMING A HEALTHY WAY OF LIFE FOR THE CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF MIA OF RUSSIA BY THE MEANS OF PHYSICAL CULTURE

УДК 378:796

Б.А. КЛИМЕНКО,

кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

BORIS A. KLIMENKO,

candidate of pedagogical sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)

А.Н. КУЛИНИЧЕВ

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

ANDREW N. KULINICHEV

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)

Аннотация: в данной статье на базе рассмотрения актуальности здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве МВД России авторы ставят задачу теоретической разработки и экспериментального обоснования методики формирования здорового образа жизни у курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической культуры с учетом их службы и быта, так как условия их предстоящей профессиональной деятельности зачастую будут носить экстремальный характер, что предъявляет повышенные требования к физическому развитию и психологической готовности. Представляются результаты оценки сформированности основных компонентов здорового образа жизни, а также проведенного педагогического эксперимента, направленного на формирование у курсантов образовательных организаций МВД России соответствующих навыков. Представлена программа «Оздоровительные технологии и здоровый образ жизни», раскрываются основные компоненты данной методики. Посредством оценки основных физических качеств и функциональных изменений в организме курсантов и слушателей показаны результаты внедрения методики формирования здорового образа жизни у курсантов образовательных организаций мВд России средствами физической культуры. На основе проведенного педагогического эксперимента подготовлены выводы и представлены практические рекомендации по применению разработанной программы.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, качество жизни, курсанты.

Abstract: in the given article on the basis of considering an urgency of development healthy technologies in the educational space of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors put a problem of the theoretical

development and experimental justification of a method of forming of a healthy way of life for the cadets of educational organizations of MIA of Russia by the means of physical training taking into account their service and life. They represent the results of an estimation of forming the basic components of the healthy way of life, and also conducted pedagogical experiment directed on forming the healthy way of life for the cadets of the educational organizations of MIA in Russia. The article presents the program "Healthy technologies and healthy way of life". The authors of the article find out the basic components of a method of forming the healthy way of life for the cadets of the educational organizations of MIA in Russia by the means of physical training taking into account their service and life. They also show the results of inculcating a technique of forming the healthy way of life at the cadets of the educational organizations of MIA in Russia by physical training means on appraisal remedies of the basic physical qualities and functional changes in an organism of the cadets and police students. On the basis of the conducted pedagogical experiment the conclusions are prepared and practical recommendations about application of the developed program are presented.

Keywords: health, way of life, healthy way of life, quality of life, cadets.

Актуальность исследования. В настоящее время в Российской Федерации к деятельности сотрудников органов внутренних дел предъявляются повышенные требования, так как от ее эффективности во многом зависит состояние правопорядка и безопасности в нашей стране. Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации связана с повышенными физическими и психологическими нагрузками. Борьба с преступностью требует от полицейских наличия отличной физической подготовленности, которая во многом зависит от уровня здоровья [9].

Значительная часть сотрудников органов внутренних дел проходит обучение в образовательных организациях МВД России. В этой связи при подготовке курсантов и слушателей в вузах МВД России первостепенное значение имеют вопросы, связанные с уровнем физического и психического здоровья.

В настоящее время существующая программа учебной дисциплины «Физическая подготовка» содержит достаточно большой объем учебных занятий. Однако педагогические наблюдения дают основание полагать, что не все обучающиеся придерживаются здорового образа жизни и на должном уровне следят за своим здоровьем. Данные обстоятельства не способствуют качественному физическому воспитанию и профессиональному развитию курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России [12].

Одной из задач физической подготовки сотрудников полиции является поддержание и укрепление здоровья, сохранение уровня общей трудоспособности, повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности и в итоге продление профессионального долголетия [5]. Поэтому мы считаем, что наряду с развитием основных физических качеств и профессионально значимых двигательных навыков большое внимание необходимо уделять формированию здорового образа жизни курсантов и слушателей.

Организация и методы исследования. В целях разработки методики формирования здорового об-

раза жизни у курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической культуры нами был проведен педагогический эксперимент. Для решения поставленных задач были проведены педагогические исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, изучение и анализ программно-нормативных документов, анкетирование, беседы и интервьюирование, тестирование физических качеств и функциональных изменений у курсантов и слушателей.

Системный анализ показателей качества жизни обследованных курсантов свидетельствовал о том, что они правильно понимают, что условия их предстоящей профессиональной деятельности нередко будут носить экстремальный характер, что предъявляет повышенные требования к их физическому развитию.

Курсанты образовательных организаций МВД России высоко оценили значимость физической подготовленности и физической активности для сохранения и укрепления здоровья, поддержания физической выносливости и оптимального психофизиологического состояния, формирования профессионализма.

У курсантов младших курсов по сравнению с курсантами старших курсов образовательных организаций МВД России отмечаются более высокие оценки духовности и необходимости реализации мероприятий здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. Повышение мотивационного аспекта к здоровому образу жизни и здоровьесберегающему поведению явилось предметом наших исследований.

Решение задачи теоретической разработки и экспериментального обоснования методики формирования здорового образа жизни у курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической культуры с учетом их службы и быта предусматривало 3 последовательных этапа:

1 этап включал разработку вопросов, позволяющих оценить сформированность основных компонентов здорового образа жизни;

2 этап - разработку программы «Оздоровительные технологии и здоровый образ жизни»;

3 этап - непосредственное проведение занятий и последующую оценку их эффективности.

Современные условия профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел требуют от курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России не только хорошей специальной физической подготовленности, но и наличия профессиональных теоретических знаний, поэтому выпускники данных вузов должны обладать:

• достаточной профессиональной работоспособностью;

• необходимыми резервами физических и функциональных возможностей организма для быстрой адаптации к меняющимся условиям службы;

• способностями к восстановлению в необходимом лимите времени и присутствием мотивации к достижению поставленных целей [4].

Задачей кафедры физической подготовки является необходимость сформировать такое отношение к занятиям физическими упражнениями, которое мотивировало бы курсантов на самостоятельные занятия в свободное от учебы время [3]. Её решение возможно и путем активного вовлечения курсантов в учебно-тренировочный процесс, а также путем формирования у курсантов мотивационно-ценностных ориентиров на здоровый образ жизни.

Методика формирования здорового образа жизни состояла из двух блоков:

1. Оценочного (оценку сформированности компонентов здорового образа жизни).

2. Деятельностного (программа «Оздоровительные технологии и здоровый образ жизни»).

Программа «Оздоровительные технологии и здоровый образ жизни» предусматривает решение следующих задач:

- изучение курсантами социальных аспектов и естественнонаучных основ физической культуры и спорта;

- изучение с курсантами предмета, принципов и основных понятий здорового образа жизни;

- развитие у курсантов представлений о здоровье и факторах, которые влияют на сохранение и укрепление здоровья;

- ответственность курсантов за сохранение и укрепление здоровья;

- индивидуализация здоровьесохраняющих технологий;

- изучение основных научно обоснованных систем оздоровления;

- развитие научных основ и практических навыков здорового образа жизни.

Экспериментальная программа «Оздоровительные технологии и здоровый образ жизни» состояла из трех блоков, направленных на решение следующих задач:

• Первый блок - ознакомление курсантов и слушателей с основными понятиями учебной дисциплины «Физическая подготовка».

• Второй блок носил методико-практическую направленность. Курсантам и слушателям предлагалось не только изучить различные методы оценки физического и психического состояния, но и самостоятельно опробовать наиболее доступные из них, что позволило осуществлять контроль за состоянием организма и реакцией его на различные нагрузки.

• Третий блок был связан с самостоятельной работой курсантов и слушателей по изучению рекомендованной литературы. Им давались домашние задания, контрольные вопросы разбирались в группе на следующем занятии. Обязательным условием было ведение дневника самоконтроля за состоянием организма и реакцией его на определенные нагрузки.

На рисунке 1 в виде схемы представлена программа «Оздоровительные технологии и здоровый образ жизни».

ПРОГРАММА «Оздоровительные технологии и здоровый образ жизни»

«Физическая культура и спорт -составная часть общей культуры человека»

О

Ознакомление курсантов с основными понятиями дисциплины «Физическая культура»

ли

«Естественнонаучные основы физической культуры и спорта»

О

Формирование знаний и умений по использованию методов оценки физического и психического состояния

«Образ жизни и состояние здоровья курсантов»

Оценка сформированности полученных знаний и умений по здоровому образу жизни

Рисунок 1

Оказалось, что в экспериментальной группе итоговые результаты в оценке мотивационного и когнитивного аспектов были более статистически значимы по сравнению с исходными показателями. Следует указать, что у курсантов в контрольной группе достоверных изменений данных не обнаружено.

В таблице 1 представлены показатели физической подготовленности и функционального состояния курсантов 1 курса.

Как видно из представленных данных, физическая подготовленность и функциональное состояние организма у курсантов контрольной группы изначально и через три месяца занятий практически не различались.

У курсантов экспериментальной группы показатели физической подготовленности и функционального состояния после проведенного формирующего педагогического эксперимента имели тенденции к улучшению.

На пятом курсе слушатели проходят преддипломную практику, где плановые занятия по физической подготовке с ними не проводятся. У слушателей было проведено три обследования: первое до эксперимента; второе после проведения занятий по разработанной программе «Оздоровительные технологии и здоровый образ жизни»; третье после прибытия с практики.

У слушателей контрольной группы результаты опросника до и после эксперимента носили случайный характер. У слушателей экспериментальной группы выявлены значимые различия при сравнении показателей опросника до эксперимента и после у мотивационного и когнитивного аспекта и у общей оценки здорового образа жизни. Эти результаты указывают, что у слушателей экспериментальной группы проведение цикла занятий способствовало формированию мотивационного и когнитивного аспектов и, само собой разумеется, у

Показатель Опытная группа Контрольная группа

до эксперимента через 3 месяца изначально через 3 месяца

Физическая подготовленность

Бег (с) 100 м 13,7 ± 0,2 13,6 ± 0,1 13,5 ± 0,1 13,9 ± 0,1

1000 м 205 ± 0,04 211 ± 0,03 207 ± 0,03 214 ± 0,02

3000 м 756 ± 0,10 758 ± 0,07 764 ± 0,09 768 ± 0,10

Поднос ног к перекладине (раз) 12,7 ± 0,6 13,8 ± 0,5 12,8 ± 0,7 13,1 ± 0,5

Отжим на брусьях (раз) 16,0 ± 0,9 17,3 ± 0,5 16,1 ± 0,7 16,3 ± 0,8

Подтягивание (раз) 12,9 ± 0,7 14,2 ± 0,6 13,7 ± 0,4 14,2 ± 0,6

Функциональное состояние

Коэф. выносливости (Квааса) 13,1 ± 0,5 13,7 ± 0,5 13,4 ± 0,5 13,2 ± 0,5

Коэф. экономичности кровообращения 3611 ±138 3801 ±100 3700±125 3688±110

Индекс функциональных изменений 5,28 ± 0,05* 5,44 ± 0,04* 5,42 ± 0,05 5,38 ± 0,07

Таблица 1

При освоении разработанной программы курсант должен:

- знать основные закономерности развития организма человека;

- применять на практике стратегии здорового образа жизни;

- владеть методами укрепления физического и психического здоровья;

- уметь оценить современные системы оздоровления;

- уметь разработать собственную программу оздоровления.

В первом педагогическом эксперименте мы определили, как образовательный модуль разработанной программы будет способствовать формированию основных структурных компонентов здорового образа жизни у курсантов 1-го курса.

На рисунке 2 отражена динамика результатов, полученных в процессе данного эксперимента.

40

35 30 25 20 15 10 5 О

Мотивац. аспект

Когнитив. аспект

Индивид, особенности

□ 1 к. ЭГ до

■ 1 к. ЭГ после

□ 1 к. КГ до

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ 1 к. КГ после

Рисунок 2

Показатель Опытная группа Контрольная группа

Обследование

1-е 2-е 3-е 1-е 2-е 3-е

Физическая подготовленность

Бег (с) 100 м 13,5 ± 0,07 13,4 ± 0,08 13,8 ± 0,09 13,7 ± 0,1 13,6 ±0,08 13,9 ± 0,1

1000 м 192 ± 0,04 190 ± 0,09 200 ± 0,07 194 ± 0,02 193 ± 0,06 208 ± 0,05*

3000 м 722 ± 0,05 728 ± 0,09 732 ± 0,09 725 ± 0,07 730 ± 0,08 755 ± 0,09*

Поднос ног к перекладине (раз) 22,4 ± 1,0 22,3 ± 0,7 20,0 ± 0,9 20,9 ± 1,0 21,1 ± 0,8 18,8 ± 0,9

Отжим на брусьях (раз) 16,8 ± 0,4 17,0 ± 0,7 15,7 ± 0,8 16,6 ± 0,5 16,0 ± 0,6 15,3 ± 0,9

Подтягивание на перекладине (раз) 17,0 ± 0,7 17,4 ± 0,7 16,1 ± 0,9 16,8 ± 0,6 16,8 ± 0,8 14,3 ± 0,9*

Функциональное состояние

Коэф. выносливости (Квааса) 14,0 ± 0,2 14,3 ± 0,4 14,2 ± 0,7 14,3 ± 0,3 14,1 ± 0,5 13,5 ± 0,7*

Коэф. экономичности кровообращения 3670±117 3700 ±120 3690 ±125 3681 ± 117 3650 ±120 3520±125

Индекс функциональных изменении 5,48 ± 0,05 5,40 ± 0,07 5,37 ± 0,09 5,42 ± 0,05 5,40 ±0,07 5,21 ± 0,05*

Таблица 2

них была выше общая оценка сформированности здорового образа жизни.

В таблице 2 отражены результаты педагогического эксперимента по формированию здорового образа жизни у слушателей образовательных организаций МВД России средствами физической культуры.

Данные, представленные в таблице 2, показывают, что в 1-м обследовании статистически значимых различий в физической подготовленности у слушателей экспериментальной и контрольной групп не было. Во 2-м обследовании у слушателей экспериментальной группы отмечаются более высокие результаты в беге и подтягивании на перекладине, но эти данные не достигают статистически значимых величин.

В 3-м обследовании у слушателей в контрольной и экспериментальной группах отмечаются снижение показателей физической подготовленности по сравнению со 2-м обследованием. Но у слушателей контрольной группы снижение в 3-м обследовании было более выражено и эти данные статистически отличались от показателей 1-го обследования по показателям в беге на 1000 м и 3000 м и данными в подтягивании. У этих слушателей в 3-м обследовании по сравнению с 1-м обследованием статистически значимо уменьшились также коэффициент выносливости и индекс функциональных изменений. У слушателей экспериментальной группы показатели функционального состояния в 1-м и 3-м обследовании статистически значимо не различались. Данные

анкетирования курсантов опытной группы показали, что они активно поддерживали уровень физической подготовленности в период преддипломной практики, регулярно занимались утренней физической зарядкой и самостоятельно посещали спортивные залы организаций, где находились на практике, и поэтому некоторые показатели их физической подготовленности и функционального состояния организма были лучше.

Выводы и практические рекомендации. В ходе проведенного педагогического эксперимента была решена задача теоретической разработки и экспериментального обоснования методики формирования здорового образа жизни у курсантов вузов силовых структур средствами физической культуры с учетом их службы и быта.

Внедрение программы «Оздоровительные технологии и здоровый образ жизни» целесообразно начинать с 1-го курса обучения курсантов, так как у курсантов младших курсов отмечаются более высокие оценки необходимости реализации мероприятий здорового образа жизни и здоро-вьесберегающих технологий.

С целью качественного решения задач по формированию здорового образа жизни у курсантов вузов силовых структур России необходимо включить «Образовательный модуль программы формирования здорового образа жизни» в тематический план факультативных занятий, проводимых на старших курсах обучения.

Литература

1. Алдошин А.В. Педагогическая технология специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению слу-жебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 9. С. 3-6.

2. Алдошин А.В. Значение занятий спортом в формировании общественной активности у курсантов организаций системы МВД России / Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных

организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVII Международной научно-практической конференции. - Иркутск: ВСИ МВД России. 2015. С. 22-25.

3. Алдошин А.В., Моськин СЛ. Физическая подготовка как неотъемлемая составная часть профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов: сборник статей / редкол.: С.Н. Баркалов [и др.]. - Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2016. С. 11-14.

4. Баркалов С.Н., Герасимов И.В. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: состояние, проблемы и пути совершенствования // Общество и право. 2014. № 4 (50). С. 299-304.

5. Баркалов С.Н. Профессиографический подход к физической подготовке сотрудников органов внутренних дел // Научный портал МВД России. 2015. № 4 (32). С. 121-129.

6. Дружинин A.B. Особенности специальной физической подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России / Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XXXI Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. 202 с.

7. Ендальцев Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях: монография. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 198 с.

8. Кузнецов C.B. Информационно-пропагандистская работа на кафедрах физического воспитания образовательных организаций / Символ науки: сборник научных трудов. - Уфа: Омега-сайнс, 2015. С. 80-82.

9. Ленева Ю.Б., Мусатова O.A., Николаева Ю.В. Формирование психологической готовности курсантов образовательных организаций МВД России к профессионально-служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1 (60). С. 24-26.

10. Ленева Ю.Б. Педагогические условия формирования ценностного отношения к физической культуре у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей xXiV Всероссийского круглого стола. - Орел, 2016. С. 120-123.

11. Минуллин A.3. Исследование физиологических детерминантов надежности сотрудников физической защиты МВД России // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19. № 9. С. 167-170.

12. Никоноров E.A. Совершенствование физической подготовки ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 4. С. 28-30.

13. Халфина Р.Р., Минуллин A.3. Психологическая устойчивость к экстремальным условиям у сотрудников физзащиты // Деятельность органов внутренних дел по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите в современных условиях: вопросы теории и практики. 2016. № 3. С. 45-48.

14. Щербин Д.В., Подскребышева Н.П. Анализ эффективности использования средств оздоровительной физической культуры в системе самостоятельных занятий студентов высших учебных заведений // Культура физическая и здоровье. 2011. № 6. С. 62-66.

15. ЩербинД.В., Щегловская В.В. Особенности занятий физической культурой и спортом в режиме учебного труда, быта и отдыха студентов / Наука и кооперация: взгляд молодых исследователей: материалы международной студенческой научной конференции. В 3 частях. - Белгород, 2012. С. 342-347.

= References =

1. Aldoshin A.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya spetsial'noi fizicheskoi podgotovki kursantov vuzov MVD k vypolneniyu sluzhebno-boevykh zadach v usloviyakh lokal'nykh konfliktov // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2008. № 9. S. 3-6.

2. Aldoshin A.V. Znachenie zanyatii sportom v formirovanii obshchestvennoi aktivnosti u kursantov organizatsii sistemy MVD Rossii / Sovershenstvovanie professional'noi i fizicheskoi podgotovki kursantov, slushatelei obrazovatel'nykh organizatsii i sotrudnikov silovykh vedomstv: materialy XVII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Irkutsk: VSI mVd Rossii. 2015. S. 22-25.

3. Aldoshin A.V., Mos'kin S.A. Fizicheskaya podgotovka kak neot»emlemaya sostavnaya chast' professional'noi podgotovki kursantov i slushatelei obrazovatel'nykh organizatsii MVD Rossii / Aktual'nye problemy fizicheskoi kul'tury i sporta kursantov, slushatelei i studentov: sbornik statei / redkol.: S.N. Barkalov [i dr.]. - Orel: OrYuI MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2016. S. 11-14.

4. Barkalov S.N., Gerasimov I.V. Fizicheskaya podgotovka kursantov obrazovatel'nykh organizatsii MVD Rossii: sostoyanie, problemy i puti sovershenstvovaniya // Obshchestvo i pravo. 2014. № 4 (50). S. 299-304.

5. Barkalov S.N. Professiograficheskii podkhod k fizicheskoi podgotovke sotrudnikov organov vnutrennikh del // Nauchnyi portal MVD Rossii. 2015. № 4 (32). S. 121-129.

6. Druzhinin A.V. Osobennosti spetsial'noi fizicheskoi podgotovki kursantov obrazovatel'nykh organizatsii sistemy MVD Rossii / Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii: sbornik materialov XXXI Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / pod obshch. red. S.S. Chernova. - Novosibirsk: Izdatel'stvo TsRNS, 2014. 202 s.

7. Endal'tsev B.V. Fizicheskaya kul'tura, zdorov'e i rabotosposobnost' cheloveka v ekstremal'nykh ekologicheskikh usloviyakh: monografiya. - Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2008. 198 s.

8. Kuznetsov S.V. Informatsionno-propagandistskaya rabota na kafedrakh fizicheskogo vospitaniya obrazovatel'nykh organizatsii / Simvol nauki: sbornik nauchnykh trudov. - Ufa: Omega-sains, 2015. S. 80-82.

9. Leneva Yu.B., Musatova O.A., Nikolaeva Yu.V. Formirovanie psikhologicheskoi gotovnosti kursantov obrazovatel'nykh organizatsii MVD Rossii k professional'no-sluzhebnoi deyatel'nosti // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2015. № 1 (60). S. 24-26.

10. Leneva Yu.B. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya tsennostnogo otnosheniya k fizicheskoi kul'ture u kursantov i slushatelei obrazovatel'nykh organizatsii MVD Rossii / Sovershenstvovanie fizicheskoi podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov: sbornik statei XXIV Vserossiiskogo kruglogo stola. Orel, 2016. S. 120-123.

11. Minullin A.Z. Issledovanie fiziologicheskikh determinantov nadezhnosti sotrudnikov fizicheskoi zashchity MVD Rossii // Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke. 2017. T. 19. № 9. S. 167-170.

12. NikonorovE.A. Sovershenstvovanie fizicheskoi podgotovki OVD // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2011. № 4. S. 28-30.

13. Khalfina R.R., Minullin A.Z. Psikhologicheskaya ustoichivost' k ekstremal'nym usloviyam u sotrudnikov fizzashchity // Deyatel'nost' organov vnutrennikh del po obespecheniyu bezopasnosti lits, podlezhashchikh gosudarstvennoi zashchite v sovremennykh usloviyakh: voprosy teorii i praktiki. 2016. № 3. S. 45-48.

14. Shcherbin D.V., Podskrebysheva N.P. Analiz effektivnosti ispol'zovaniya sredstv ozdorovitel'noi fizicheskoi kul'tury v sisteme samostoyatel'nykh zanyatii studentov vysshikh uchebnykh zavedenii // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2011. № 6. S. 62-66.

15. Shcherbin D.V., Shcheglovskaya V.V. Osobennosti zanyatii fizicheskoi kul'turoi i sportom v rezhime uchebnogo truda, byta i otdykha studentov / Nauka i kooperatsiya: vzglyad molodykh issledovatelei: materialy mezhdunarodnoi studencheskoi nauchnoi konferentsii. V 3 chastyakh. - Belgorod, 2012. S. 342-347.

(статья сдана в редакцию 16.10.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.