Научная статья на тему 'Закономерности и принципы патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел'

Закономерности и принципы патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
863
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / ПРИНЦИП / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / CONFORMITY TO LAW / PRINCIPLES / PATRIOTISM UPBRINGING OF POLICE SERVICEMEN / PEDAGOGIC AND SPECIFIC PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазур М. А.

В данной статье рассматриваются закономерности патриотического воспитания, характеризуются общепедагогические и специфические принципы патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFORMITY TO LAW AND PRINCIPLES OF UPBRINGING PATRIOTISM AMONG POLICE SERVICEMEN

The article treats natural tendencies in patriotism of professional police activities and the ways of its bringing up. It characterizes general pedagogic and specific peculiarities of this process.

Текст научной работы на тему «Закономерности и принципы патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел»

тронный банк данных, дидактических материалов, тестовых ресурсов и др.

Использование на занятиях интерактивной доски Smart Board приводит к модернизации всего процесса обучения, так как ее можно использовать как при работе в большой аудитории, так и в маленьких группах. С помощью интерактивной доски можно разнообразить процесс обучения. Так, будущий учитель может читать лекцию, используя одновременно разные средства обучения (текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM, Интернет-ресурсы и др.). На интерактивной доске Smart Board можно писать и делать пометки поверх всех материалов: документов, диаграмм и WEB-страниц. Кроме того, любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте или поместить на сайт. Заранее подготовленные тексты,

таблицы, диаграммы, картинки, музыку, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам помогут обучающимся хорошо усвоить и закрепить учебный материал.

Указанные выше возможности использования интерактивной доски привлекают к активному участию всех членов учебного коллектива. Все, что студент делает на доске, можно сохранить и использовать для других целей: при повторении материала, при изучении нового материала, при закреплении и др.

Рассматривая специфику подходов традиционного обучения (А) и обучения с с использованием интерактивной доски Smart Board (В), нами проведен сравнительный анализ отдельных характеристик обучения (табл. 1).

Таблица 1

Сопоставительный анализ традиционного и интерактивного обучения

Параметры Уровень А Уровень В

Информационная компетентность Низкий Высокий

Активность обучающихся Средний Высокий

Уровень наглядности Средний Высокий

Интерактивность материала Низкий Высокий

Экономичность во времени Средний Высокий

Сохранение и корректировка информации Низкий Высокий

Возможности рабочего поля доски Средний Высокий

Интенсификация учебного процесса Средний Высокий

Формирование интереса к предмету Средний Высокий

Трудоемкость подготовки учителя Средний Высокий

Программная обеспеченность Низкий Высокий

Оперативность контроля Средний Высокий

Усвоение материала Высокий Высокий

Исследование вопроса влияния интерактивных технологий на формирование информационной компетентности будущего учителя показало, что многие проблемы трудоемкости учительской профессии устраняются с помощью вкрапления в образовательный процесс фрагментов урока с использованием интерактивной доски. Кроме того, интерактивные доски существенно расширяют и возможности преподавателя вуза при демонстрации иллюстрационных и обучающих материалов. Они могут быть использованы также для проведения различных форм учебных мероприятий (при проведении конферен-

ций, семинаров, презентаций и т.п.). Важное значение в современном образовательном пространстве вуза имеют не только прочные фундаментальные знания будущего специалиста, но и его способность оперативно реагировать на запросы динамично меняющейся информационной образовательной среды, желание непрерывно заниматься самообразованием, максимально используя источники информации и интерактивные технологии для решения профессионально значимых задач.

Bibliography

1. Adolph, V.A. Innovative activity of the teacher in the process of professional development / V.A. Adolph, N.F. Ilyina. - Krasnoyarsk: Polycom,

2007.

2. Slastenin, V.A. Pedagogy: Textbook. allowance for students. Higher. Ped. Textbook. institutions / V.A. Slastenin [and others], ed. V.A. Slastenin. - M.: Academia, 2002.

3. Hutorskoy, A.V. Educational Innovation: A Textbook. allowance for students. Higher. Textbook. institutions. - Moscow: Publishing House Academia, 2008.

Article Submitted 17.12.10

УДК 351.74

М.А. Мазур, асп. ШГПИ, г. Шадринск, E-mail: ruzam86@rambler.ru

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В данной статье рассматриваются закономерности патриотического воспитания, характеризуются общепедагогические и специфические принципы патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: закономерность, принцип, патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел.

На сегодняшний день, динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнилась, поэтому проблема патриотического воспитания встает на первое место.

Тема патриотизма является непреходяще актуальной в любом обществе и во все времена - от античности и до наших дней. Особенно значимым в общесоциальном плане является факт наличия или отсутствия патриотизма у сотрудников органов внутренних дел, идеалы и ценности которой, как известно, имеют и будут иметь огромное влияние на дальнейшее развитие общества в целом. В динамично изменяющемся российском обществе с его успехами, трудностями и конфликтами тема патриотизма резко актуализируется на уровне государственной политики. Это подтверждается, например, принятием постановления Правительства РФ №422 от 11 июля 2005 г. о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», которая констатирует необходимость обращения к ресурсу патриотизма как наиболее востребованному на современном этапе развития России. Приказом МВД России от 1 февраля №120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел», затем утверждена Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России. Этот комплекс мероприятий охватывает всю систему организации воспитательной работы в органах внутренних дел, в частности работы по патриотическому воспитанию личного состава органов внутренних дел [1].

Под патриотическим воспитанием сотрудников органов внутренних дел мы понимаем целенаправленную, многоплановую, систематическую, организованную и скоординированную деятельность субъектов взаимодействия (командиров, начальников, воспитателей, сотрудников) по формированию у сотрудников патриотизма как интегративного личностного качества, имеющего профессиональную значимость.

В качестве цели процесса патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел выступает развитие патриотизма как интегративного профессионально- и личностнозначимого качества.

Патриотическому воспитанию сотрудников ОВД как сложному, противоречивому и динамическому процессу присущи устойчивые, повторяющиеся существенные связи между элементами. Эти связи проявляют себя как закономерности патриотического воспитания и включают:

- соответствие целей и задач патриотического воспитания требованиям общества и милицейской службы, духовнонравственным идеалам личности;

- возрастание роли патриотического воспитания в воспитательной работе органов внутренних дел;

- соответствие содержания, методов и форм патриотического воспитания решаемым задачам, конкретной обстановке;

- соответствие результатов системы патриотического воспитания поставленным целям и задачам, зависимость эффективности воспитательного воздействия от уровня теоретикометодической подготовки воспитателей, их культурнонравственного развития.

Выделенные закономерности находят отражение в принципах изучаемого процесса, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания сотрудников ОВД, рассмотренных в работах А.А. Жиляева, М.А. Терентия, Н.В. Ипполитовой и другие.

Так, М.А. Терентий относит к их числу: обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; координацию взаимодействия субъектов в системе патриотического воспитания; обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов

историческими традициями русского народа; зависимость содержания и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников [2].

Н.В. Ипполитова, рассматривая проблему подготовки студентов педвуза к патриотическому воспитанию учащихся, на основе закономерностей патриотического воспитания выделяет общие и специфические принципы процесса патриотического воспитания студентов в вузе. При этом, к общим принципам автор относит: научность, системность и целостность, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, взаимодействие общего, особенного и индивидуального в содержании и методах подготовки, единство образовательных, воспитательных и развивающих результатов воспитания, создание положительного эмоционального фона и соответствующей характеру деятельности мотивации. Специфические принципы патриотического воспитания студентов, по мнению автора, включают народность, единство дискретности и непрерывности [3].

Анализ исследований по проблемам патриотического воспитания в целом [4;5;6] и сотрудников ОВД в частности [7;8] позволяет выделить общепедагогические и специфические принципы патриотического воспитания сотрудников ОВД, составляющие основу реализации данного процесса в подразделениях органов внутренних дел.

С учетом того, что данный процесс основывается на педагогическом взаимодействии, т.е. является по своей сути педагогическим процессом, мы считаем правомерным выделить его общепедагогические принципы: субъектности, интегра-тивности, оптимальности, воспитания в процессе деятельности, воспитания в коллективе и через коллектив, опоры на положительное в личности и коллективе, индивидуального подхода и др.

Принцип субъектности отражает активную позицию воспитуемого в педагогическом процессе. В основе данного принципа лежит понимание патриотической воспитанности сотрудника как исторически обусловленного соответствия степени развитости каждого конкретного сотрудника моральным ценностям и образцам поведения, целям воспитания конкретного общества. При этом данные ценности принимаются сотрудником как личностно значимые, интериоризируются им, что побуждает его к самосовершенствованию [9].

Принцип интегративности позволяет согласовывать усилия всех субъектов воспитания, определить единую педагогическую позицию по отношению к тому или иному сотруднику, служебному коллективу, объективно оценивать поведение сотрудника, состояние дел в подразделении. Реализация данного принципа предполагает соблюдение следующих требований к воспитательной деятельности: обеспечение единства педагогических позиций, согласованных действий, оценочных подходов всех субъектов воспитания; непрерывности, оперативности, преемственности воспитания, охвата педагогическим воздействием всех подчиненных во всех сферах их жизнедеятельности; опора на предыдущий опыт воспитания сотрудников, усвоение и применение в воспитательной работе всего нового, прогрессивного; эффективное применение всего арсенала средств педагогического воздействия, четкое планирование и качественное проведение мероприятий воспитательного характера.

Принцип оптимальности основан на признании ведущей роли наилучшего для конкретной ситуации выбора способов организации и осуществления воспитательной деятельности. Оптимальность гарантирует устойчивость системы воспитательной работы и ее адекватность социокультурным условиям. Осуществляет выбор педагог - основная фигура в системе управления воспитанием. Его аналитический склад ума, прогностические способности, волевые и интеллектуальные качества, коммуникативность способны умножать эффективность системы при прочих равных условиях.

Принцип воспитания в процессе деятельности учитывает тот факт, что решающая роль в формировании личности принадлежит общественно полезной, практической деятельности. В процессе служебной деятельности у сотрудников закрепляются и совершенствуются морально-профессиональные качества: дисциплинированность, инициативность, смелость, решительность, настойчивость, психологическая готовность к выполнению задач.

Реализация данного принципа в деятельности воспитателя предусматривает: оптимальную организацию всех видов деятельности сотрудников; создание условий для сочетания трудовой деятельности с активным отдыхом; целенаправленную подготовку сотрудников к выполнению функциональных обязанностей с постепенным увеличением нагрузки; стимулирование стремления к повышению профессионального уровня, к качественному выполнению поставленных задач и другие [10].

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив

(А.С. Макаренко, Л.И. Новикова и другие) отражает положение о том, что чувство коллективизма как один из важнейших источников высокого морального духа и решительности сотрудников формируется в процессе совместной деятельности. В целях усиления воспитательной роли коллектива воспитатель (командир) должен выполнять следующие требования: проводить постоянную работу по сплочению коллектива; развивать у сотрудников интерес к жизни коллектива, чувство равноправного ее члена, личной ответственности за положение дел в подразделении; опираться в воспитательных воздействиях на коллектив, учитывая традиции, коллективные мнения, настроения; ставить перед коллективом общие задачи, выделяя при этом важность коллективных усилий в достижении успеха; проводить культурно-досуговые и спортивномассовые мероприятия, способствующие сплочению коллектива; конструктивно разрешать конфликты; изучать и учитывать в воспитательной работе влияние микрогрупп, лидерства на взаимоотношения в коллективе; объективно подводить итоги выполнения задач с выделением роли совместных действий, взаимопомощи, взаимозаменяемости, взаимовыручки в достижении общего успеха [10].

Принцип опоры на положительное в личности и коллективе направлен на формирование и совершенствование положительного в личности и коллективе, на развитие личности. Реализация данного принципа позволяет усиливать веру в себя, мобилизовывать конкретного человека на ликвидацию своих недостатков. В практической воспитательной деятельности данный принцип требует: подходить к сотруднику с оптимистических позиций, опираясь на его лучшие качества; формировать у офицеров потребность и умение находить положительные качества даже у «трудных» сотрудников; нацеливать сотрудников на самовоспитание; систематически пропагандировать опыт лучших; показывать перспективу роста сотруднику, стимулировать положительные стремления в его деятельности; проводить культурно-досуговые и спортивномассовые мероприятия, позволяющие проявлять сотрудникам их способности и наклонности, реализовывать свои интересы; вселять уверенность сотрудников в свои силы и способности [10;11].

Принцип индивидуального подхода - принцип воспитания, в котором отражается закономерная зависимость процесса воспитания от индивидуальных особенностей личности, выбор методов, форм, средств и приемов педагогического воздействия с учетом индивидуально-психологических особенностей сотрудников [10].

Эффективность индивидуального подхода зависит от реализации воспитателем следующих требований: систематического изучения морально-психологических и профессиональных качеств сотрудников, особенностей их психики, социально-психологических явлений в коллективе; качественной организации и проведения индивидуально-воспитательной рабо-

ты, обучения подчиненных, командиров методике данной работы; учета индивидуальных особенностей сотрудников при назначении на должность, комплектовании подразделений и расчетов, постановке задач, выборе мер педагогического воздействия; систематического анализа состояния индивидуально-воспитательной работы, внесения необходимых корректив.

В рамках нашего исследования необходимо также рассмотреть специфические принципы патриотического воспитания сотрудников ОВД в процессе служебной деятельности, отражающие особенности данного процесса в конкретных социально-политических и экономических условиях, контингента воспитуемых и их профессиональной деятельности. При выделении данных принципов мы опирались на исследования А.А. Жиляева, С.А. Стародубцева, Ш.Ш. Хайрулина и другие.

К специфическим принципам патриотического воспитания сотрудников ОВД в процессе служебной деятельности мы относим: принцип конкретно-исторического подхода, принцип преемственности, принцип государственно-патриотической и гуманистически-профессиональной направленности воспитания, народности, принцип требовательности к подчиненным в сочетании с заботой о них.

Рассмотрим данные принципы подробнее.

Принцип конкретно-исторического подхода позволяет использовать при осуществлении патриотического воспитания сотрудников традиции, сложившиеся в ОВД, учитывать связь героического прошлого с современными задачами деятельности органов внутренних дел. В патриотическом воспитании сотрудников на примерах конкретно-исторических событий формируются основные направления патриотической работы. Тем самым принцип конкретно-исторического подхода помогает субъектам воспитания в подразделении видеть в событиях прошлого и настоящего прямые и опосредованные связи.

Принцип преемственности основывается на положении о том, что объект воспитания - человек меняется в меньшей степени, нежели социокультурные условия в данное время. Его ментальная структура, как доказывают исследования, малоподвижна, привычки устойчивы, предпочтения постоянны. С учетом этого требование преемственности становится закономерным, т.к. современное воспитание - это логическое продолжение процесса воспитания, осуществлявшегося в прошлом. Анализ прошлого опыта позволяет не только избежать, не только отягощенного грузом проблем и ошибок, но и примечательного драгоценным опытом. Принцип преемственности реализуется в процессе социального проектирования систем воспитания и их конструирования.

Принцип государственно-патриотической и гуманистически - профессиональной направленности воспитания предполагает проведение воспитательной работы на основе идей государственного патриотизма, верности служебному долгу, готовности защищать интересы России. Весь процесс воспитания личного состава осуществляется в духе любви к Родине, неукоснительного соблюдения законов, обязательного исполнения приказов начальников, верности присяге и служебному долгу.

Также этот принцип предполагает усиление гуманистической направленности в воспитании, т.е., насыщение содержания воспитательного процесса общечеловеческими нравственными ценностями, переход от политико-идеологического противоборства к сотрудничеству, взаимопониманию, взаимодействию. В организационном плане данный принцип означает возведение личности, отдельного человека в высшую цель, центр всей воспитательной деятельности, что, в свою очередь, требует соответствующего изменения форм, средств, приемов педагогического воздействия.

Этот принцип требует от начальника проведения воспитательных мероприятий на основе правовых норм, общечеловеческих нравственных ценностей, исторически сложившихся норм морали в обществе; изъятия из арсенала воспитательных

воздействий приемов, ведущих к противоборству, поиску идеологических врагов; внедрения средств, способствующих взаимопониманию; постоянной заботы о людях; проведения всех педагогических воздействий с учетом социальнопсихологических особенностей конкретного сотрудника и др.

В качестве одного из специфических принципов подготовки молодых сотрудников к патриотическому воспитанию мы выделяем народность. Идея народности в воспитании подрастающего поколения развивалась в трудах многих русских педагогов прошлого - А.Ф. Афтонасьева, А.П. Куницына, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, И.М. Ястребцова и других. Наиболее полно народность в воспитании представлена в трудах К.Д. Ушинского. Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. В статье «О народности в общественном воспитании» К.Д. Ушинский писал: «Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника» [5]. Доказывая нецелесообразность механического использования опыта воспитания молодого поколения других стран в России, ученый подчеркивал, что воспитание у детей патриотизма, любви к Родине является одной из характерных черт русского воспитания. Важным при этом К.Д. Ушинский считал, что основанное на народности воспитание должно приучать детей проявлять патриотизм не только в периоды, когда Родине угрожает опасность, но и повседневно, при исполнении гражданских обязанностей.

Принцип народности в работе с сотрудниками ОВД по патриотическому воспитанию предполагает использование в воспитательном процессе огромного опыта патриотического воспитания старшего поколения, накопленного российской педагогикой; знакомство с традициями, ритуалами, обычаями в воспитании сотрудников; историей и т.д.

Реализация данного принципа в работе с сотрудниками по патриотическому воспитанию является необходимым условием эффективности формирования патриотического сознания сотрудников. Правомерность выделения данного принципа обусловлена сущностью понятия «патриотизм», отражающего любовь народа к своей Родине; особенностями патриотического воспитания в современных условиях, характеризующихся ростом национального самосознания русского народа,

усилением внимания к российской истории, культуре и т.д. [3].

Принцип требовательности к подчиненным в сочетании с заботой о них выражает социальную справедливость по отношению к сотруднику. Поэтому начальник должен всегда сочетать высокую требовательность с деятельностью по совершенствованию социально-бытовых условий жизни подчиненных, упорядочению служебного времени, улучшению социального общения сотрудников, усилению их социальноправовой защищенности.

Этот принцип требует: ставить перед подчиненными реальные по сложности задачи и добиваться их неуклонного выполнения; проявлять постоянную и единую для всех требовательность во всех сферах жизни и деятельности сотрудников; проявлять требовательность в уставной форме, соблюдая педагогический такт, уважение к подчиненным, не допуская грубости, чванства, высокомерия, унижения личного достоинства сотрудников; создавать условия для выполнения предъявляемых требований; заботиться о материально-техническом обеспечении, жизнедеятельности подчиненных; проявлять высокую требовательность к себе; оперативно разрешать социально-бытовые проблемы сотрудников, утверждать социальную справедливость и законность; создавать благоприятные бытовые условия для подчиненных, заботиться о полном и своевременном удовлетворении их всеми нормами и видами довольствия; воспитывать подчиненных в духе уважения командиров, сознательного выполнения приказов.

Реализация этих принципов в процессе патриотического воспитания способствует развитию у сотрудников чувства гордости и ответственности за Родину, формированию такого профессионально важного качества как готовность к защите Отечества. Кроме того, основываясь на этих принципах, руководители развивают в молодых сотрудниках интерес к служебной деятельности, чувство собственного достоинства и непримиримости к преступности, формируют готовность выполнять служебные задачи.

Система принципов воспитания находится в постоянном развитии и совершенствовании как в направлении более детального и глубокого раскрытия требований каждого существующего, так и в направлении поиска новых принципов, обусловленных потребностями правоохранительных органов, передовым опытом воспитательной работы в органах внутренних дел.

Bibliography

1. Lebedev, G.P. Patriotic education of police officers: Lecture. - Domodedovo: VIPK Ministry of Internal Affairs of Russia, 2008.

2. Terentiy, M.A. Theory and practice of patriotic and international education of the younger generation. - Chisinau: Stipnitsa, 1978.

3. Ippolitova, N.V. Patriotic education in modern conditions: characteristics, attitudes, preparation of future teachers: Monograph. - Chelyabinsk: Publishing CSPU "Torch", 1997.

4. Ryzhkin, J.E. Military-patriotic education. Method. allowance. - St.: Univ RSPU. AI Herzen, 1999.

5. Ushinskii, K.D. On the nation in public education / / Coll. cit.: 11 tons - Moscow, Leningrad, 1948. - Vol.2., 2003.

6. Khairulin, Sh.Sh. Patriotic education of students of military high school in optimizing the educational process: Abstract. Dis. ... Candidate. Ped. Science. - Chelyabinsk, 1996.

7. Zhilayev, A.A. Patriotism in the military Russian Interior Ministry troops in the performance of service and combat missions in armed conflict: Author. Dis. ... Candidate. Ped. Science. - M., 1998.

8. Kukushina, V.M. Organization of educational work with the personnel of the Interior: Textbook / VM Kukushina, GP Lebedev. - Domodedovo: VIPK Ministry of Internal Affairs of Russia, 2003.

9. Education / ed. PI Pidkasistogo. - M., 1995.

10. Starodubtsev, S.A. System of education of adults in the military service: Author. Dis. ... Candidate. Ped. Science. - M., 2000.

11. Pedagogy: Textbook. book for students of Ped. in-Tov, ed. J.K. Babansky. - M.: Education, 1983.

Article Submitted 30.11.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.