Научная статья на тему 'Нравственно-патриотическое воспитание курсантов образовательных организаций МВД России: опыт, передовые подходы'

Нравственно-патриотическое воспитание курсантов образовательных организаций МВД России: опыт, передовые подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУРСАНТЫ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ МВД РОССИИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ГРАЖДАНСКИЙ ДОЛГ / ВЕРНОСТЬ СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION / ATTENDEES / UNIVERSITIES FUNDED BY THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / PATRIOTIC CONSCIOUSNESS / CIVIC DUTY / ALLEGIANCE TO THE HOMELAND / LOVE FOR THE MOTHERLAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуснетдинов Г. Р.

Статья посвящена вопросам воспитания нравственно патриотических чувств у курсантов образовательных организаций МВД России. Выделены основные формы работы с курсантами по нравственно-патриотическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND PATRIOTIC UPBRINGING OF THE RUSSIAN MINISTRY OF FOREIGN AFFAIRS EDUCATIONAL ORGANIZATIONS’ CADETS: EXPERIENCE, BEST PRACTICES

The article is devoted to the education of moral and Patriotic feelings of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. The basic forms of work with cadets on moral and Patriotic education are allocated.

Текст научной работы на тему «Нравственно-патриотическое воспитание курсантов образовательных организаций МВД России: опыт, передовые подходы»

Социально-культурная деятельность обеспечивает духовное и культурное преобразование социальных ценностей и имеет реальное влияние на общественные отношения в системе социально-активной, зрелищно-развлекательной и рекреационной системах, направленных на межличностное и социально-значимое общение.

Литература

1. Ариарский М.А. Прикладная культурология: - 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство «Эго», 2001. - 288 с.

2. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: учебник. -М.: МГУКИ, 2012 - 456 с.

3 .Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально - культурная деятельность: Учебник.- М.:МГУКИ, 2004. - 539 с.

4. Котельникова О. Ю. Формирование коммуникативной компетенции на межкультурной основе у будущих менеджеров социально-культурной деятельности в вузе: Дисс. канд. пед. наук - Краснодар, 2009- 198 с.

5 .Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. - М. 1998- 345 с.

6. Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. [Электронный ресурс http://kremlin.ru/ events/president/news/5695 7

References

1. Ariarskij M.A. Prikladnaya kul'turologiya: - 2-e izd., ispr. i dop. SPb.: Izdatel'stvo «EHgo», 2001. - 288

s.2.

2. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: uchebnik. - M.: MGUKI, 2012 - 456 s.

3. Kiseleva T.G., Krasil'nikov YU.D. Social'no - kul'turnaya deyatel'nost': Uchebnik.- M.:MGUKI, 2004. - 539

s.

4. Kotel'nikova O. YU. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii na mezhkul'turnoj osnove u budushchih menedzherov social'no-kul'turnoj deyatel'nosti v vuze: Diss. kand. ped. nauk - Krasnodar, 2009- 198 s.

5. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost': Uchebnik / Pod nauchnoj redakciej akademika RAEN A.D. Zharkova i professora V.M. Chizhikova. - M. 1998- 345 s.

6. Poslanie Prezidenta V.V. Putina Federal'nomu Sobraniyu 1 marta 2018 g. (Electronic resource) http://kremlin.ru/events/president/news/56957

УДК 371

Г.Р.Хуснетдинов

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ: ОПЫТ, ПЕРЕДОВЫЕ ПОДХОДЫ

Статья посвящена вопросам воспитания нравственно - патриотических чувств у курсантов образовательных организаций МВД России. Выделены основные формы работы с курсантами по нравственно-патриотическому воспитанию.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, курсанты, высшее учебное заведение МВД России, патриотическое сознание, гражданский долг, верность своему Отечеству, любовь к Родине.

Gazinur R.Khusnutdinov MORAL AND PATRIOTIC UPBRINGING OF THE RUSSIAN MINISTRY OF FOREIGN AFFAIRS EDUCATIONAL ORGANIZATIONS' CADETS: EXPERIENCE, BEST PRACTICES. The article is devoted to the education of moral and Patriotic feelings of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. The basic forms of work with cadets on moral and Patriotic education are allocated.

Key words: moral and patriotic education, attendees, universities funded by the Ministry of Internal Affairs of Russia, patriotic consciousness, civic duty, allegiance to the homeland, love for the Motherland.

Одной из важнейших сторон морально-психологического обеспечения образовательной деятельности курсантов ВУЗов МВД РФ является нравственно - патриотическое воспитание [9, c.58].

ФГОС ВПО закрепляет требования, предъявляемые к выпускникам ВУЗов МВД России, где огромная роль отводится воспитанию патриотизма у курсантов.

Как считает О.А. Овчинников, патриотическое воспитание курсантов - это систематизи-

рованная работа органов гос. власти, различных институтов, организаций и объединений по формированию у курсантов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов отечества [2, с.293].

В той или иной мере, проблему нравственно-патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД РФ затрагивает целый ряд ученых. Так, В.С. Олейниковым выделены структурные элементы нравственного воспитания курсантов вузов МВД РФ, к которым он отнес: воспитание граждан правового государства; воспитание курсантов вузов МВД РФ как составного элемента профессиональной подготовки для ведения различной деятельности; воспитание будущих сотрудников МВД РФ и коллективное сплочение [3, с.74]. Н.В. Бордов-ская и А.А. Реан считают, что профессиональное воспитание курсанта в вузе МВД РФ позволяет формировать критерии его поведения и деятельность, определяющие уровень эффективности учебной, служебной и профессиональной деятельности посредством повышения нравственности и жизненных перспектив [1, с.132].

Суммируя изложенное, мы можем прийти к выводу, что нравственно-патриотическое воспитание личности курсанта образовательной организации МВД РФ является систематическим и целенаправленным процессом по формированию у него высокоморальных качеств, осознанной готовности выполнять свой служебный долг по защите прав и законных интересов граждан.

По мнению А.С. Петровой, целью нравственно-патриотического воспитания курсантов ВУЗов МВД РФ является развитие у них гражданской ответственности, социальной значимости, духовности, гражданского становления, чувства уважения к государству, эффективного решения задач оперативно-служебного характера [6, с.124]. Данная цель должна осуществляться посредством решения следующих задач:

1. Формирование и развитие у курсантов ВУЗов МВД РФ ценностей и убеждений патриотического характера, уважения к российской культуре и истории.

2. Проведение воспитательной работы в русле уважения к российской Конституции, законам, нормам социума.

3. Развитие у курсантов чувства гордости за свою страну и регион, уважения к российской и республиканской символике, формирование стремления к изучению истории страны.

4. Разоблачать негативную антипатриотическую идеологию путем информативного доведения до курсантов в процессе учебной и внеучебной деятельности.

5. Формирование дружеских взаимоотношений между курсантами разных национальностей и конфессий, развитие толерантности.

В Кодексе профессиональной этики сотрудника ОВД РФ [7] содержится свод этических норм и принципов нравственного характера, которые определяют моральный облик российского сотрудника полиции и регламентируют его деятельность с точки зрения профессиональной этики и поведенческих норм.

Требования профессиональной этики сводятся к формированию и воспитанию сотрудника полиции нового плана, интеллигентного сотрудника полиции в котором соединены порядочность, интеллект, высокая поведенческая культура. Основой совести курсанта образовательной организации МВД РФ должны являться его идеалы и убеждения, моральная самооценка.

Существуют различные формы нравственно-патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД РФ, как в учебное, так и в внеучебное время, среди них можно выделить следующие: музейная педагогика, физическая культура, поисковая работа, военно-патриотические акции.

В Приказе МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1145 [8] делается акцент на том, что необходимо «активизировать музейную деятельность в системе МВД РФ».

Рассмотрим особенности музейной педагогики на примере Музея истории МВД РТ.

Музей истории МВД создан в 1976 году по приказу министра внутренних дел ТАССР Са-лиха Япеева. Экспонаты собирались по всей республике — из Казани разослали письма по районным отделам милиции с призывом прислать интересные предметы. Позже люди сами начали приносить вещи. В музее много форменной одежды, начиная от оригинальной формы сотрудника НКВД до современного бронежилета, есть советская уличная телефонная будка.

Музей расположен на 400 квадратных метров площади. Музей — не просто комната со

стеллажами. Сюда часто приходят школьники и курсанты, поэтому для них есть интерактивный зал, где они примеряют форму, проверяют свои знания ПДД, составляют фоторобот, смотрят учебные фильмы. Это, несомненно, формирует их правосознание.

В целях воспитания у курсантов образовательных организаций МВД РТ высоких нравственных и духовных качеств музей проводит обзорные, тематические, учебные экскурсии по экспозициям музея.

Обзорная экскурсия проводится для того, чтобы дать общее представление о музее, познакомить курсантов с музеем в целом.

Тематическая экскурсия охватывает определенные исторические периоды и определенные вехи, с целью наиболее глубокого и целенаправленного освещения определенной темы, проблемы или аспекта того или иного события.

В будущем для курсантов первокурсников можно проводить занятия в рамках изучения дисциплины «Введение в специальность». Повышение интереса курсантов к истории своей Родины, своего института, привитие на героических примерах чувства ответственности за примерное несение службы, развитие славных традиций предшествующих поколений - должно стать главной целью деятельности музея.

В целях патриотического воспитания курсантов и слушателей в музее можно организовывать встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Их богатейший жизненный и служебный опыт будет положительным моментом в деле усиления воспитательной работы. Ветераны могут не только выступать перед учебными коллективами, участвовать во всех торжественных мероприятиях, но и вести активную воспитательную работу с курсантами. В свою очередь, эффективным средством было бы наделение курсантов шефством над ветеранами, нуждающимися в постоянном уходе и заботе.

Также важным фактором повышения эффективности нравственно-патриотического воспитания курсантов является сопричастность к происходящим событиям. В этой их необходимо активно привлекать к проведению историко-архивных изысканий.

По мнению О.С. Пановой, военно-патриотическая акция является важнейшей формой нравственно-патриотического воспитания курсантов [4, с.168].

Цель таких акций состоит в возможности курсантов формирования позитивного отношения и положительной мотивации к профессиональной деятельности, к положительному образу сотрудника МВД РФ [5, с.146].

При проведении военно-патриотической акции, по мнению А.С. Пряхина, является применение массовых, групповых и индивидуальных форм работы [10].

Также важной формой нравственно-патриотического воспитания курсантов ВУЗов МВД РФ является и физическая подготовка.

Нравственно-патриотическое воспитание курсантов в процессе физической подготовки возможно только при преднамеренной постановке определенных воспитательных задач в процессе обучения. Идеология правильного формирования нравственно-патриотических чувств посредством физической культуры должна основываться на задачах, представленных на рисунке 2.

_1_

Эффективная организация всех форм физической подготовки: учебных занятий, утренней зарядки, работы спортивно-массового характера, физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности; самостоятельной физической подготовки

Рис. 2. Задачи нравственно-патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД РФ посредством физической подготовки

Курсантам на ярких и убедительных примерах необходимо показывать, разъяснять и при необходимости доказывать:

- руководящую роль лидеров российского государства, ВС РФ, МВД РФ и ГКВВ РФ в развитии отечественного физкультурного движения;

- принципиальные преимущества российской системы физического воспитания населения перед западными системами;

- принципиальные преимущества российской системы физической подготовки курсантов;

- интенсивное развитие физкультуры и спорта во внутренних войсках МВД РФ;

- разоблачать негативную западную идеологию во взглядах на физическую культуру и спорт.

Использование исторических, боевых, спортивных и физкультурных традиций государства, МВД РФ играют неоценимую роль в воспитании нравственно-патриотических качеств у курсантов.

Наиболее эффективными будут спортивные и физкультурные традиции, которые используются при организации спортивно-массовых и культурных мероприятий в курсантском подразделении, военном институте.

В конце XX века зародились свои спортивные традиции во многих военных институтах МВД РФ.

Например, в военном институте ВВ МВД РФ г. Санкт-Петербург каждый год проводятся соревнования по гимнастике среди курсантов на Кубок Героя Советского Союза полковника М.И. Исакова, массовый легкоатлетический пробег по рубежам обороны Ленинграда в Красносельском районе Санкт-Петербург.

В военном институте ВВ МВД РФ г. Новосибирск ежегодно проводятся всероссийские состязания «Открытый Кубок по рукопашному бою памяти Героя России И. Шелохвостова».

Во многих регионах нашей страны стало хорошей традицией участие курсантов образовательных организаций МВД РФ в ежегодных всероссийских спортивных массовых состязаниях, таких как: «Лыжня России», «Кросс наций», городских легкоатлетических пробегах, посвященных Дню Победы в ВОВ и других спортивно-массовых мероприятий. Вышеперечисленные мероприятия должны быть организованы и проведены в торжественной обстановке, при участии всего личного состава образовательной организации, с привлечением выдающихся спортсменов и известных ветеранов армейского спорта, членов семей курсантов и военнослужащих и гражданской молодежи.

Таким образом, можно прийти к выводу, что для нравственно - патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД РФ существует множество форм и подходов. Каждая из форм нацелена и призвана привить курсантам определенные черты характера, моральные нормы, развить в них чувство гордости за свое отечество. Особо это актуально в случаях, когда такому воспитанию подвержены курсанты, связанные с военной службой.

Литература

1. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2012. -

304 с.

2. Овчинников О.А. Патриотическое воспитание курсантов и его виды / О.А. Овчинников//Молодой ученый. - 2014. - № 15(74).- С.293.

3. Олейников В.С. Проблемы воспитания профессиональной нравственной культуры курсантов системы ОВД РФ / В.С. Олейников. - СПб: Питер, 2017. - 228 с.

4. Панова О.С. Военно-патриотическая акция как форма патриотического воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / О.С. Панова, Е.П. Прилепин // Сборник статей победите-

лей II Международного научно-практического конкурса. - Пенза: Наука и Просвещение. - 2016. - С. 167-171.

5. Панова О.С. Условия и критерии эффективности инновационной деятельности в системе подготовки спортивного резерва российских легкоатлетов / О.С. Панова // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - № 1 (1). - С. 145-148.

6. Петрова А.С. Патриотическое воспитание курсантов ВУЗов МВД России / А.С. Петрова // Академический вестник. - Тюмень: Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, 2011. - №3. - С. 123-126.

7. Приказ МВД РФ от 24.12.2008 N 1138 "Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" // СПС «Консультант Плюс».

8. Приказ МВД РФ от 24.12.2008 N 1145 "Об утверждении Положения об организации деятельности музеев и комнат истории органов внутренних дел Российской Федерации" // СПС «Консультант Плюс».

9. Прокопенко В.В. Патриотическое воспитание курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе физической подготовки / В.В. Прокопенко, В.А. Кононов // Наука, образование, общество. - N 2 (2). -2014. - С. 58-65.

10. Пряхин А.С. Применение компетентностного подхода при организации занятий по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России/ А.С. Пряхин, Е.П. Прилепин // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Том 8. № 1. Часть 2. - С. 213-216.

References

1. Bordovskaya N.V. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov / N.V. Bordovskaya, A.A. Rean. - SPb: Piter, 2012. -

304 s.

2. Ovchinnikov O.A. Patrioticheskoe vospitanie kursantov i ego vidy / O.A. Ovchinni-kov//Molodoj uchenyj. -2014. - № 15(74).- S.293.

3. Olejnikov V.S. Problemy vospitaniya professional'noj nravstvennoj kul'tury kur-santov sistemy OVD RF / V.S. Olejnikov. - SPb: Piter, 2017. - 228 s.

4. Panova O.S. Voenno-patrioticheskaya akciya kak forma patrioticheskogo vospitaniya kur-santov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii / O.S. Panova, E.P. Prilepin // Sbornik statej pobeditelej II Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa. - Penza: Nauka i Prosveshchenie. - 2016. - S. 167-171.

5. Panova O.S. Usloviya i kriterii ehffektivnosti innovacionnoj deyatel'nosti v sisteme podgotovki sportivnogo rezerva rossijskih legkoatletov / O.S. Panova // Innovacionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii. - 2015. - № 1 (1). -S. 145-148.

6. Petrova A.S. Patrioticheskoe vospitanie kursantov VUZov MVD Rossii / A.S. Petrova // Akademicheskij vestnik. - Tyumen': Tyumenskaya gosudarstvennaya akademiya mirovoj ehkonomiki, upravle-niya i prava, 2011. - №3. - S. 123-126.

7. Prikaz MVD RF ot 24.12.2008 N 1138 "Ob utverzhdenii Kodeksa professional'noj ehtiki sotrudnika or-ganov vnutrennih del Rossijskoj Federacii" // SPS «Konsul'tant Plyus».

8. Prikaz MVD RF ot 24.12.2008 N 1145 "Ob utverzhdenii Polozheniya ob organizacii deya-tel'nosti muzeev i komnat istorii organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii" // SPS «Konsul'-tant Plyus».

9. Prokopenko V.V. Patrioticheskoe vospitanie kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii v processe fizicheskoj podgotovki / V.V. Prokopenko, V.A. Kononov // Nauka, obrazovanie, obshche-stvo. - N 2 (2). - 2014. - S. 58-65.

10. Pryahin A.S. Primenenie kompetentnostnogo podhoda pri organizacii zanyatij po fizi-cheskoj podgotovke kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii/ A.S. Pryahin, E.P. Prilepin // Istoricheskaya i so-cial'no-obrazovatel'naya mysl'. - 2016. - Tom 8. № 1. CHast' 2. - S. 213-216.

УДК 37.037

Г.Р.Хуснетдинов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме практической подготовки будущих сотрудников внутренних дел. В статье проведен анализ форм и методов педагогических условий, направленных на овладение курсантами образовательных организаций внутренних дел практических навыков и знаний.

Ключевые слова: криминалистика, криминалистическая подготовка, раскрытие и расследование преступлений, практическая деятельность, следственные мероприятия, следователь, технологизация, практико-ориентированное обучение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.