библиотечной услугой / Ю.Н. Дрешер, Е.А Квашнина, В.М. Медведев / / Внедрение системы менеджмента качества в деятельность библиотек — главное условие достижения устойчивых конкурентных преимуществ.— Казань, 2016.—С.110—147.
6.Дубровина Л.А. Минимум управления, максимум управляемости. Руководителям библиотек о всеобщем управлении на основе качества / Л.А. Дубровина.—Москва: Фаир-Гранд, 2004.—398 с.
7.Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. Каплан, Д. Нортон; пер. с англ.—2-е изд., испр. и доп.;—Москва: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006.—320 с.
8. Квашнина Е.А. Система менеджмента качества — движущая сила развития библиотек / Е.А. Квашнина // Внедрение менеджмента качества в деятельность библиотек — главное условие достижения устойчивых конкурентных преимуществ: сб. науч. трудов / РМБИЦ МЗ РТ.—Казань, 2016.—С.30—58.
9.Публичные библиотеки в век цифровой информации: Проект рекомендаций Европейской комиссии PULMAN-XT Extending the European research Network for Publik Libraries Museums and Archives (машинопись); пер. с англ.—Москва: Минкультуры России; Архив отдела библиотек, 2004.
10.Суббетто А.И. Политика качества, в том числе политика образования как база решения проблем выхода из кризиса и устойчивого развития России в XXI веке / А.И. Суббетто / / Политика качества образования и проблема квалиметрического мониторинга в сфере образования: науч. докл.—Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.—С.6—24.
11.Фридаг Х.Р. Сбалансированная система показателей / Х.Р. Фридаг, В. Шмидт; пер. с нем. М.В. Лапшино-ва.—Москва: Изд-во «Омега-Л», 2006.—144 с.
References
1. GOST ISO 9000-2015. Quality Management System. Basic principles and vocabulary.
2. Androsenko N.V. Integration of a balanced system of indicators and methodology of universal quality management / N.V. Androsenko / / Economy of quality.-2012.-№ 1 (1) .- URL: http / / www.eq-journal.ru
3. Akhmadova Yu.A. Quality management and the library: study-practical. allowance / Yu.A. Akhmadova, E.G. Ga-limova.-M .: Liberia; Bibinform, 2007.-88 p.
4. Dresher Yu.N. Models of a Balanced Scorecard: Advantages and Disadvantages / Yu.N. Drescher, E.A. Kvashnina / / The introduction of a quality management system in the activities of libraries is the main condition for achieving sustainable competitive advantages.-Kazan, 2016.-P.159-174.
5. Dresher Yu.N. The rationale for measuring the consumer satisfaction index by the library information service / Yu.N. Drescher, E.A Kvashnina, V.M. Medvedev / / The introduction of a quality management system into the activities of libraries is the main condition for achieving sustainable competitive advantages.-Kazan, 2016.-P.110-147.
6. Dubrovina L.A. Minimum control, maximum manageability. Heads of libraries on general management based on quality / L.A. Dubrovina.-Moscow: Fair-Grand, 2004.-398 p.
7. Kaplan R. Balanced Scorecard. From strategy to action / R. Kaplan, D. Norton; trans. with the English-2 nd ed., Rev. and additional .- Moscow: ZAO Olimp-Business, 2006.-320 p.
8. Kvashnina E.A. The quality management system is the driving force behind the development of libraries / E.A. Kvashnina / / Introduction of quality management in the activities of libraries is the main condition for achieving sustainable competitive advantages: Sat. sci. of works / RMBIC MZ RT.-Kazan, 2016.-P.30-58.
9. Public libraries in the age of digital information: Draft European Commission recommendations PULMAN-XT Extension of the European research Network for Publik Libraries Museums and Archives (typescript); trans. from the English-Moscow: the Ministry of Culture of Russia; Archive of the Library Department, 2004.
10. Subbetto A.I. Quality policy, including education policy as a basis for solving the problems of overcoming the crisis and the sustainable development of Russia in the 21st century / A.I. Subbetto // Education Quality Policy and the Problem of Qualimetric Monitoring in Education: Nauk докл.-Москва: Research center of quality problems of specialists training, 1998.-С.6-24.
11. Friedag H.R. Balanced Scorecard / Х.Р. Friedag, V. Schmidt; trans. with him. M.V. Lapshinova.-Moscow: Omega-L Publishing House, 2006.-144 p.
УДК 378
Ф.К. Зиннуров
РОЛЬ ВЕТЕРАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА
В статье представлены возможности использования потенциала ветеранского движения как элемента социокультурной деятельности в Казанском юридическом институте МВД России и выявлено его влияние на патриотическое воспитание курсантов ведомственного вуза.
Ключевые слова: социо-культурная деятельность, ветеранское движение, совет ветеранов, патриотическое воспитание, ветеран
F.K. Zinnurov, THE ROLE OF VETERANS' ORGANIZATIONS IN VALUE ORIENTATIONS FORMATION AMONG CADETS OF DEPARTMENTAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
The article presents the possibilities of the use of potential of the Veterans movement as an element of social and cultural activity in the Kazan Law Institute of Russian Ministry of Internal Affairs and reveals its influence on patriotic education of cadets in departmental higher education institutions.
Keywords: socio-cultural activity, veteran movement, veterans' council, patriotic education, veteran
Формирование современной отечественной педагогической парадигмы как никогда нуждается в повышенном внимании к уровню патриотической воспитанности молодого поколения, базирующейся не столько на уважении ее военной мощи, сколько в потребности восприятия отечественного духовного наследия. Подготовка достойного поколения будущих специалистов, высоко-нравственных, образованных, культурных, толерантных, знающих и уважающих свою культуру -актуальная задача любой образовательной организации. В связи с этим особенно острой является проблема формирования духовно-нравственных качеств личности выпускников, воспитания у них этических норм поведения, а также развития патриотического мироощущения и сопричастности.
Осуществляемый профессорско-преподавательским и командным составом Казанского юридического института МВД России образовательный и воспитательный процесс строится с учетом особенностей социокультурной деятельности, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к творческому самовыражению в мире культурных ценностей [2].
Именно социокультурная деятельность дает воз-можность в свободной и непринужденной форме создавать условия для развития гармонич-ной личности, формирования патриотических чувств и приобщения к историко-культурному наследию, а также преобразует социальный опыт, творческую активность, эмоционально-ценностные взаимоотношения в развитую личность [3].
Будучи убежденными в том, что патриотическое воспитание невозможно без наглядного примера, мы организуем образовательную и воспитательную среду в институте с опорой на бесценный опыт наших предшественников - людей, оставивших после себя не только доброе имя в летописи органов внутренних дел, не только наработанный опыт, который очень важно передать молодому поколению сотрудников полиции, но и пример достойно прожитой жизни, посвященной служению народу, закону, Отчизне.
Ветеранская организация в Казанском юридическом институте МВД России, в которую на тот момент входили 25 человек) была создана в июне 1999 года, с момента образования самостоятельного вуза. Сегодня деятельность ветеранской организации института носит системный характер и строится на плановой основе с учетом требований российского законодательства, решений конференций ветеранов МВД и ВВ, а также в соответствии с задачами, стоящими перед органами внутренних дел на этапе реформировании МВД России.
С большой гордостью отмечаем, что в числе наших ветеранов три участника Великой Отечественной войны, труженик тыла, ветераны, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане. Молодое поколение стражей правопорядка свято чтит и уважает ветеранов института, соблюдает традиции защитников Отечества и органов внутренних дел. Для полноценной работы коллектива учебного заведения очень актуально, чтобы жизненный и служебный опыт заслуженных ветеранов эффективно использовался в организации учебно-воспитательного процесса.
Работа ветеранской организации строится с учетом более результативного использования профессионального и жизненного опыта ветеранов в учебно- воспитательном процессе. Помимо традиционных форм участия ветеранов войны и органов внутренних дел в воспитательном процессе в институте - в Уроках мужества, тематических встречах с курсантами и слушателями, приуроченных к профессиональным праздникам системы МВД, и темам, изучаемым по учебным программам, есть и совершенно новые.
Так, например, в целях повышения практической составляющей в обучении в нашем вузе регулярно проводятся встречи ветеранов ведущих служб МВД по Республике Татарстан с курсантами и слушателями, где опытные товарищи знакомят с направлениями работы этих служб, повседневными задачами и проблемами.
Конечно, ветераны института - всегда желанные гости всех наших торжественных мероприятий: посвященных Дню защитника Отечества, Дню ветеранов органов внутренних дел, Дню создания учебного заведения, Дню Победы в Великой Отечественной войне, вручению стипендии им. генерала С.З.Япеева, выпуску слушателей очной формы обучения, дню знаний, приведению к присяге курсантов первого курса, Дню сотрудника органов внутренних дел, Дню Конституции РФ, Дню Героев России и других.
В целях ранней профессиональной ориентации молодежи допризывного возраста ветераны вместе с постоянным и переменным составами принимают участие в проведении Дней открытых дверей, а также встречах со старшеклассниками школ, лицеев и гимназий.
В рамках «Школы оперативного мастерства» (действует при кафедре оперативно-разыскной деятельности) ветеранами проводятся занятия по методике раскрытия резонансных преступлений в Республике Татарстан прошлых лет.
Решением Совета ветеранов за молодыми сотрудниками института из числа ветеранов закреплены кураторы-наставники; четыре ветерана- бывшие руководители- назначены кураторами сотрудников вуза, стоящих в резерве на выдвижение.
В свою очередь Совет ветеранов при поддержке руководства института уделяет постоянное внимание заботам и нуждам ветеранов: практически все ходатайства находят понимание со сторон руководства института: выделен сертификат на приобретение жилой площади, проведен ремонт квартир, выделен транспорт для решения семейных проблем. Организуются поздравления ветеранов в связи с праздниками, днями рождений. Юбиляры приглашаются в институт для проведения торжественной церемонии с участием личного состава.
Особе внимание уделяется нашим ветеранам - участникам Великой Отечественной войны. Каждый год в канун дня рождения института, дня сотрудника ОВД представители института отправляются в город Балаково Саратовской области, где после выхода в отставку уже много лет проживает первый начальник нашего института полковник внутренней службы в отставке Григорий Федорович Елманов, ветеран Великой Отечественной войны.
В нашем институте курсантам дают не только прочные знания, но и воспитывают офицеров полиции в духе преданности Родине, своему народу. Военной тематике уделяется в воспитательном процессе достойное место [4].
На протяжении последних четырех лет КЮИ МВД России вносит свой вклад в акцию «Бессмер-ный полк», изготавливая фотопортреты родных - воинов Великой Отечественной войны и тружеников тыла и участвуя в марше.
А какие интересные встречи организуют наши ветераны с детьми сотрудников - будущими первоклассниками, а также отдыхающими в ведомственном оздоровительном лагере «Дзержинец», где проводят уроки мужества. В 2017 году ветеранами института пополнена экспозиция музея ведомственного лагеря интересными профессиональными артефактами: фотографическим криминалистическим оборудованием, техникой 50-х годов, печатными материалами.
Наш институт активно сотрудничает с музеем-мемориалом Великой Отечественной войны в Кремле, где организуются совместные встречи для курсантов и слушателей с ветеранами института и директором музея - инициатором создания республиканской Книги Памяти Михаилом Черепановым.
Тот, кто не чтит свое прошлое, вряд ли достоин хорошего будущего. Об этом незыблемом правиле помнят в нашем институте. К 100-летию образования советской милиции в институте прошли яркие мероприятия: встречи с руководителями музейно-общественного центра МВД Татарстана -ветеранами уголовного розыска
С особой теплотой проходит в институте Декада пожилых людей: ветераны кафедр приглашаются в институт, где знакомятся с молодым пополнением преподавательского состава и где для них организуют чаепития, посещают художественные выставки и театральные постановки, принимают участие в экскурсиях, организуемых для членов профсоюза института. По нашему глубокому убеждению, отношение к пожилым людям показывает уровень нравственности и чуткости коллектива в целом. И нам очень важно, чтобы наши ветераны чувствовали нашу душевность и искреннюю теплоту.
В рамках празднования 300-летия Российской полиции было организовано изучение позитивного вклада должностных лиц полиции в борьбу с преступностью и охраны общественного порядка в регионе в периоды создания и развития полиции России: Алкина Шаги-Ахмета Мухаметовича (1833 г.), полицмейстера Казани Х.Н. Мосолова (1876-1906 гг.), полицмейстера города А.И. Васильева (1909-1916 гг.) [1].
Кроме того, одной из форм совместной патриотической работы сотрудников, курсантов, слушателей и ветеранов института явилось архивно-историческое исследование, в ходе которого было установлено, что в Казани из шести исторических объектов: городское полицейское управление и полицейские части - сохранилось лишь здание полицейской части № 2, расположенное по адресу: ул. Московская, д.36. И с чувством особой гордости хочу сообщить, что вопрос об установлении мемори-
альной доски на фасаде здания по адресу: ул. Московская, д.35!5 согласован с Кабинетом министров Республики Татарстан, в ближайшее время она будет установлена со следующим текстом на татарском и русском языках: «В этом здании с 1838 по 1917 гг. размещалась вторая полицейская часть города Казани».
Обучающиеся в институте под патронажем членов совета ветеранов вуза продолжают вести поиски мест захоронения первых руководителей Школы милиции и Учебно-консультационного пункта МВД - участников войны Салима Шарафутдиновича Буреева и Сергея Павловича Громова. Благодаря усилиям нашего поискового отряда найдено и приведено в порядок место захоронения Героя Советского Союза Яшина Георгия Федоровича, служившего в подразделениях Министерства внутренних дел республики до и после войны.
Героические биографии наших ветеранов уже сами по себе являются примерами мужества и самоотверженности, образцами безупречного выполнения служебного долга.
Ветеранская организация КЮИ проводит большую работу по сохранению лучших традиций службы, патриотическому воспитанию молодых сотрудников ОВД. В наши дни особенно важно сохранить преемственность поколений, передать молодым сотрудникам все лучшее, что наработано десятилетиями. Наши ветераны - по-настоящему «золотой фонд» института. Мы признательны нашим ветеранам за помощь в воспитании у курсантов и слушателей патриотизма, уважения к своей профессии, гордости за неё и чувства ответственности за судьбу страны
Литература
1.Гребенкин М.Ю., Бикташева А.Н. Создание казанской полиции и первые годы ее деятельности II Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2017. - № 4(30). - С.8-13. DOI: 10.24420IKUI. 2017. 4(30).BS3S.
2.Зиннуров Ф.К. Педагогическая система профилактики девиантного поведения подростков в условиях социокультурной деятельности: монография. -Казань, 2011. - С.63.
3.Молчанова Н.В. Патриотическое воспитание молодежи средствами со-циально-культурной деятельности мемориальной направленности II Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2017. - № 4. - С. 115-122. DOI: 10.22412I1999-S644-11-4-14.
4.Набиев Р.Ф., Хрусталева О.Н. Фронтир идеологий: партийно-политическая работа в Сталинградской битве II Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 201В. - № 1 (S1). - С.98-102.
References
1.Grebenkin M.YU., Biktasheva A.N. Sozdanie kazanskoj policii i pervye gody ee deyatel'nosti 11 Vestnik Kazan-skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2017. - № 4(30). - S.8-13. DOI: 10.24420IKUI. 2017. 4(30).BS3S.
2.Zinnurov F.K. Pedagogicheskaya sistema profilaktiki deviantnogo povedeniya podrostkov v usloviyah socio-kul'turnoj deyatel'nosti: monografiya. -Kazan', 2011. - S.63.
3.Molchanova N.V. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti memori-al'noj napravlennostiII Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa. - 2017. - № 4. - S. 11S-122. DOI: 10.22412I1999-S644-11-4-14.
4.Nabiev R.F., Hrustaleva O.N. Frontir ideologij: partijno-politicheskaya rabota v Stalingradskoj bitve II Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 201B. - № 1 (51). - S.9B-102.
УДК 379.B.G9
A.B. Иванова
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНО-СМЫСЛОВЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ И ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЙ СТРУКТУРОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА
В статье анализируются причины формирования новых требований к организации досуга на основе раскрытия сущности системно-смысловых связей между духовно-нравственной и ценностно-ориентационной структурой личности; анализируются системно-смысловые формы развития человека в условиях досуга, используются аналитические схемы развития новых знаний досуговедения; статья раскрывает механизмы реализации системно-смысловых связей на основе досуговых стратегий личности; рассмотрены основные направления формирования системно-смысловых связей между духовно-нравственной и ценностно-ориентационной структурой личности, а также выявлены особенности системы духовно—нравственного развития молодежи в условиях досуга. Выявляются аспекты организации досуговой деятельности в условиях новых требований, предъявляемых обществом к развитию человека; рассматривается система духовно-нравственного развития населения в разных возрастных категориях.
Ключевые слова: досуг, культурно-досуговая деятельность, духовно-нравственная культура, ценност-