Научная статья на тему 'Педагогические условия подготовки курсантов образовательных организаций к образовательной деятельности'

Педагогические условия подготовки курсантов образовательных организаций к образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИКА / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / РАСКРЫТИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЛЕДСТВЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / CRIMINOLOGY / FORENSIC TRAINING / DETECTION AND INVESTIGATION OF CRIMES / PRACTICAL ACTIVITIES / INVESTIGATIVE MEASURES / INVESTIGATOR / TECHNOLOGIZATION / PRACTICE-ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуснетдинов Г.Р.

Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме практической подготовки будущих сотрудников внутренних дел. В статье проведен анализ форм и методов педагогических условий, направленных на овладение курсантами образовательных организаций внутренних дел практических навыков и знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хуснетдинов Г.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EDUCATIONAL ORGANIZATIONS' CADETS PREPARATION FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article is devoted to the actual problem of practical training of future employees of internal Affairs. The article analyzes the forms and methods of pedagogical conditions aimed at mastering practical skills and knowledge by cadets of educational organizations of internal Affairs.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия подготовки курсантов образовательных организаций к образовательной деятельности»

лей II Международного научно-практического конкурса. - Пенза: Наука и Просвещение. - 2016. - С. 167-171.

5. Панова О.С. Условия и критерии эффективности инновационной деятельности в системе подготовки спортивного резерва российских легкоатлетов / О.С. Панова // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - № 1 (1). - С. 145-148.

6. Петрова А.С. Патриотическое воспитание курсантов ВУЗов МВД России / А.С. Петрова // Академический вестник. - Тюмень: Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, 2011. - №3. - С. 123-126.

7. Приказ МВД РФ от 24.12.2008 N 1138 "Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" // СПС «Консультант Плюс».

8. Приказ МВД РФ от 24.12.2008 N 1145 "Об утверждении Положения об организации деятельности музеев и комнат истории органов внутренних дел Российской Федерации" // СПС «Консультант Плюс».

9. Прокопенко В.В. Патриотическое воспитание курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе физической подготовки / В.В. Прокопенко, В.А. Кононов // Наука, образование, общество. - N 2 (2). -2014. - С. 58-65.

10. Пряхин А.С. Применение компетентностного подхода при организации занятий по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России/ А.С. Пряхин, Е.П. Прилепин // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Том 8. № 1. Часть 2. - С. 213-216.

References

1. Bordovskaya N.V. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov / N.V. Bordovskaya, A.A. Rean. - SPb: Piter, 2012. -

304 s.

2. Ovchinnikov O.A. Patrioticheskoe vospitanie kursantov i ego vidy / O.A. Ovchinni-kov//Molodoj uchenyj. -2014. - № 15(74).- S.293.

3. Olejnikov V.S. Problemy vospitaniya professional'noj nravstvennoj kul'tury kur-santov sistemy OVD RF / V.S. Olejnikov. - SPb: Piter, 2017. - 228 s.

4. Panova O.S. Voenno-patrioticheskaya akciya kak forma patrioticheskogo vospitaniya kur-santov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii / O.S. Panova, E.P. Prilepin // Sbornik statej pobeditelej II Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa. - Penza: Nauka i Prosveshchenie. - 2016. - S. 167-171.

5. Panova O.S. Usloviya i kriterii ehffektivnosti innovacionnoj deyatel'nosti v sisteme podgotovki sportivnogo rezerva rossijskih legkoatletov / O.S. Panova // Innovacionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii. - 2015. - № 1 (1). -S. 145-148.

6. Petrova A.S. Patrioticheskoe vospitanie kursantov VUZov MVD Rossii / A.S. Petrova // Akademicheskij vestnik. - Tyumen': Tyumenskaya gosudarstvennaya akademiya mirovoj ehkonomiki, upravle-niya i prava, 2011. - №3. - S. 123-126.

7. Prikaz MVD RF ot 24.12.2008 N 1138 "Ob utverzhdenii Kodeksa professional'noj ehtiki sotrudnika or-ganov vnutrennih del Rossijskoj Federacii" // SPS «Konsul'tant Plyus».

8. Prikaz MVD RF ot 24.12.2008 N 1145 "Ob utverzhdenii Polozheniya ob organizacii deya-tel'nosti muzeev i komnat istorii organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii" // SPS «Konsul'-tant Plyus».

9. Prokopenko V.V. Patrioticheskoe vospitanie kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii v processe fizicheskoj podgotovki / V.V. Prokopenko, V.A. Kononov // Nauka, obrazovanie, obshche-stvo. - N 2 (2). - 2014. - S. 58-65.

10. Pryahin A.S. Primenenie kompetentnostnogo podhoda pri organizacii zanyatij po fizi-cheskoj podgotovke kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii/ A.S. Pryahin, E.P. Prilepin // Istoricheskaya i so-cial'no-obrazovatel'naya mysl'. - 2016. - Tom 8. № 1. CHast' 2. - S. 213-216.

УДК 37.037

Г.Р.Хуснетдинов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме практической подготовки будущих сотрудников внутренних дел. В статье проведен анализ форм и методов педагогических условий, направленных на овладение курсантами образовательных организаций внутренних дел практических навыков и знаний.

Ключевые слова: криминалистика, криминалистическая подготовка, раскрытие и расследование преступлений, практическая деятельность, следственные мероприятия, следователь, технологизация, практико-ориентированное обучение.

Gazinur R.Khusnutdinov PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EDUCATIONAL ORGANIZATIONS' CADETS PREPARATION FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES. The article is devoted to the actual problem of practical training of future employees of internal Affairs. The article analyzes the forms and methods of pedagogical conditions aimed at mastering practical skills and knowledge by cadets of educational organizations of internal Affairs.

Key words: criminology, forensic training, detection and investigation of crimes, practical activities, investigative measures, investigator, technologization, practice-oriented training.

В настоящее время для педагогов и учащихся высших образовательных учреждений актуальными являются вопросы не только получения необходимого уровня знаний, но и овладение практическими навыками будущей профессиональной деятельности.

Т.В. Серебряк отмечает, что обучение практико-ориентированного характера - это освоение образовательной программы не в рамках аудитории, а в реальном пространстве, формирование у курсантов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время [9, c.230].

Современная система подготовки различных специалистов правоохранительных органов также находится в постоянном поиске инновационных технологий и методов углубления практической направленности обучения [4, c.108]. При этом такая прикладная направленность обучения учащихся высших образовательных учреждений МВД РФ влияет на успешность не только будущей профессиональной деятельности, но и на предопределяющей ее учебный процесс.

Л.Н. Акулова считает, что большую роль в приобретении практического опыта играют искусственно созданные в образовательном пространстве условия, которые моделируют типовые ситуации профессиональной деятельности сотрудников МВД [2, c.10].

Применение таких ситуаций на деле способствует реализации практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке сотрудников МВД РФ и формированию профессиональных компетенций практической реализации полученных знаний, умений и навыков.

Рассмотрим педагогические условия подготовки курсантов МВД РФ к практической деятельности на примере будущих следователей, экспертов-криминалистов и участковых уполномоченных полиции.

Деятельность следователя считается сложнейшей из всех юридических профессий и с физической, и с эмоциональной точки зрения. Разработка практических задач должна осуществляться по тематическим блокам согласно профессиональным задачам и учебным планам, программам и расписанию занятий с обеспечением слушателей необходимыми НПА [3, c.30].

В самом начале обучения в применении эффективны традиционные методы, в частности лекции, на которых аудитория курсантов в кратчайшие сроки воспринимает большой объем учебного материала. По прошествии некоторого времени, наряду с лекциями необходимо введение практических занятий и семинаров, которые более приближены к реальной профессиональной деятельности курсантов, дают возможность наглядно представить, к каким результатам могут привести те или иные процессуальные решения или действия следователя.

По мнению А.Д. Аветисян, формами практического обучения будущих следователей являются [1, c.240]:

- использование педагогами сведений о результатах работы следователей, а также примеров из их практической деятельности в ходе аудиторных занятий;

- проведение семинарских и практических занятий, прием зачетов и экзаменов с участием работников следствия, их участие в работе научных кружков;

- анализ в различных формах архивных уголовных дел при проведении занятий и в процессе самостоятельной работы курсантов;

- проведение деловых игр, план проведения которых составлен на основе практических примеров из следственной практики органов внутренних дел;

- анализ конкретных следственных ситуаций, возникающих в практической деятельности органов следствия, и принятия решений в должности следователя;

- составление проектов процессуальных документов, которые взаимосвязаны с работой следователя;

- включение практических задач в экзаменационные билеты;

- руководство производственной практикой курсантов во взаимодействии с сотрудниками следственных подразделений.

В г. Казани есть успешный опыт реализации практических умений будущих следователей. В 1996 году на базе кабинета криминалистики была создана учебная криминалистическая лаборатория.

Работа в лаборатории происходит посредством широкого применения средств научно-технического характера. Практические занятия проводятся в фотолаборатории, кабинете криминалистической техники. Криминалистическая лаборатория оснащена ПК, работать на которых будущие следователи могут по программным системам «Убийство», «Расследование изнасилований», «Следователь», «Рэкет», «Маньяк». Программные системы разработаны в игровом формате, где обучающимся предлагаются фабулы и различные следственные имитационные модели. После того, как обучающийся завершает работу на ПК, система подводит контрольные итоги.

Также на базе криминалистической лаборатории, обучающиеся имеют возможность виртуального осмотра места происшествия.

Для эффективного усвоения теоретического материалы, студенты на практике учатся применять и такие средства, как следственные чемоданы, в комплектование которых входят приборы для эффективного проведения действий следственного характера.

Таким образом, на базе криминалистической лаборатории КФУ, будущие следователи получают практический опыт для успешной реализации будущей профессиональной деятельности.

Рассмотрим особенности подготовки будущих экспертов-криминалистов к осуществлению практической деятельности.

Практическая деятельность, являясь неотъемлемой частью учебно-методического обеспечения криминалистической деятельности, играет большую роль в подготовке будущих экспертов-криминалистов [6, с134].

Согласно исследованиям С.Ю. Журавлева, среди обучающихся недостаточными считают свои знания 76% опрошенных и (что не менее важно) 86% респондентов уверены в формальном подходе к сдаче экзаменов и зачетов в образовательных организациях [7, с200].

Несмотря на низкую оценку респондентами эффективности обучения, в настоящее время в некоторых ВУЗах страны практическим аспектам обучения отводится не последняя роль.

Например, в Волгоградской академии МВД РФ широко распространена деятельность будущих криминалистов в лабораториях учебно-научных комплексов экспертно-криминалистической деятельности и узкоспециализированных лабораторий кафедр экспертного профиля. Курсанты на базе комплекса выполняют НИР и решают научные проблемы, а также внедряют результаты своих исследований в экспертную практику [8, с321].

В Белгородском юридическом институте МВД РФ имени И.Д. Путилина много лет действует криминалистический полигонный комплекс. Будущие криминалисты практикуются на таких ситуационных объектах, как «участок местности», «участок магистрального трубопровода», «осмотр мест происшествий по фактам краж из банков», «осмотр мест происшествий на объектах ж/д транспорта», «осмотр мест дорожно-транспортных происшествий» и другие [5, с138].

В последнее время в преступной среде широко развита киберпреступность, поэтому, по нашему мнению, педагогам необходимо широко включать в практико-ориентированную деятельность с курсантами навыки работы с новейшими техническими устройствами. Необходимо организовывать практические занятия и семинары курсантов с негосударственными компаниями, специализирующимися в сфере кибербезопасности и информационных технологий. То есть, в настоящее время будущие криминалисты должны уделять больше внимания исследованию и иных следов (электронных, видео, компьютерных, звуковых и т.д.).

Таким образом, отметим, что сейчас в процессе практических занятий следует акцентировать внимание не только на особенностях обнаружения, фиксации и изъятия традиционных материальных следов на месте преступления, но и обучать навыкам работы с компьютерными, электронными, видео- и другими следами.

На данном этапе работы, перейдем к педагогическим условиям подготовки будущих участковых уполномоченных полиции к осуществлению практической деятельности.

Для будущих участковых уполномоченных полиции в качестве педагогических условий организаций практической деятельности является создание типовых практических ситуаций оперативно-служебной деятельности, связанных с применением физической силы [10, с74].

Реализация педагогических условий по организации практической деятельности должны осуществляться с учётом использования следующих подходов методического характера:

- обогащения содержания занятий практического характера типовыми ситуационными заданиями, отражающими специфику деятельности участкового уполномоченного полиции (работа с реальными обращениями граждан, работа с трудными подростками и т.д.);

- практического использования макетов огнестрельного и холодного клинкового оружия, которые приближены к реальному по весу и объему, а также средств сковывания, индивидуальной защиты и активной обороны;

- оптимизации техники индивидуального выполнения систем действий после воздействия сбивающих факторов, которые вызывают временную, частичную пространственную дезориентацию на фоне мышечного переутомления.

Практические занятия должны усложняться со временем, также необходима модернизация вспомогательного оборудования и инвентаря.

Таким образом, использование типовых ситуаций профессиональной деятельности участкового уполномоченного полиции в значительной степени даст возможность увеличить эффективность и качество подготовки специалистов для службы.

В результате анализа педагогических условий подготовки курсантов МВД РФ к практической деятельности, нами была составлена таблица 1.

Таблица 1

Направление подготовки Педагогические условия

Следователь - подготовка тематических семинаров; - использование сведений о результатах работы следователей, примеров из их практической деятельности; - анализ архивных уголовных дел; - проведение деловых игр на основе практических примеров из следственной практики ОВД; - составление проектов процессуальных документов; - руководство производственной практикой курсантов во взаимодействии с сотрудниками следственных подразделений; - организация работы в криминалистической лаборатории; - организация работы со следственным чемоданом.

Эксперт-криминалист - организация практической деятельности в экспертно-криминалистических лабораториях и узкоспециализированных лабораторий кафедр экспертного профиля; - организация занятий на криминалистических полигонных комплексах; - организация работы с новейшими техническими устройствами.

Участковые уполномоч. полиции - организация практических занятий по рукопашному бою; - работа на местах с реальными обращениями граждан; - организация практического использования макетов огнестрельного и холодного клинкового оружия, а также средств сковывания, индивидуальной защиты и активной обороны; - оптимизации техники индивидуального выполнения систем действий после воздействия сбивающих факторов.

В заключении данного исследования, необходимо отметить, что эффективность организации практической деятельности курсантов ВУЗов МВД РФ обусловлена тремя обстоятельствами. Во-первых, курсанты активно участвуют в учебном процессе, используя свои знания. Во-вторых, практические занятия дают возможность сохраниться лекционному материалу в памяти и превратить приобретенные навыки в привычку. В-третьих, между преподавателем и слушателями возникает обратная связь, что дает возможность обоим сторонам высказывать

свои предложения и быть услышанными. Таким образом, увеличение и разнообразие форм и видов практических занятий задает новый путь к получению знаний в профессиональной деятельности. А синтез научной, теоретической и практической информации способствует повышению эффективности учебного процесса.

Литература

1. Аветисян А.Д. Отдельные аспекты практической направленности подготовки следователей в высшем учебном заведении МВД России / АД. Аветисян, АА. Рясов, Г.Г. Жигалова / / Мир науки, культуры, образования. -Горно-Алтайск: Редакция международного научного журнала "Мир науки, культуры, образования", 2018. - №3. - С. 240-241.

2. Акулова Л.Н. Особенности применения методики профессионально-адаптационной физической подготовки в практической деятельности по совершенствованию физических качеств курсантов ВУЗов МЧС России / Л.Н. Акулова, А.И. Бугаков, Б.В. Кузнецов // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвьиайных ситуаций. - Воронеж: Воронежский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвыиайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2018. - №1. - С. 10-13.

3. Багмет А.М. Организация учебной деятельности в Институте повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации / А.М. Багмет / / Юридическое образование и наука. - М.: Юрист, 2014, № 2. - С. 2932.

4. Белинская Д.Б. Опыт участия курсантов факультета подготовки психологов Московского университета МВД России в практической экспериментальной деятельности / Д.Б. Белинская, О.А. Мусатова // Вестник Московского университета МВД России. - Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2012. - №3. - С. 108-111.

5. Бодяков В.Н. Роль криминалистической подготовки сотрудников оперативных подразделений в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений коррупционной направленности в уголовно-исполнительной системе / В.Н. Бодряков, К.А. Борисенко / / Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. - 2017. - № 4. - С. 135-143.

6. Волынский А.Ф. Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений / А.Ф. Волынский. - М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2016. - 196 с.

7. Журавлев С.Ю. Криминалистические и междисциплинарные инновационные технологии совершенствования учебного процесса / С.Ю. Журавлев // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 1 (29). - С. 198-203.

8. Курин АА Особенности преподавания дисциплины «Криминалистика» при подготовке специалистов для экспертно-криминалистических подразделений МВД России / АА. Курин, О.Б. Дронова / / Общество и право. -2014. - № 1 (47). - С. 319-324.

9.Серебряк В.В. Моделирование ситуаций служебной деятельности сотрудников ОВД в процессе обучения курсантов ВУЗов МВД РФ / В.В. Серебряк, О.А Енна / / Вестник Луганской академии внутренних дел им. ЭА. Дидо-ренко. - Луганск: Государственное учреждение Луганской народной республики «Луганская академия внутренних дел имени Э.А. Дидоренко», 2018. - №4. - С. 222-232.

10. Тюкин В.Г. Повышение практической направленности обучения курсантов посредством применения типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции в процессе профессионально-прикладной физической подготовки / В.Г. Тюкин, А.С. Гричанов // Мир науки, культуры, образования. - Алтайск: Редакция международного научного журнала "Мир науки, культуры, образования" (Горно-Алтайск), 2017. - №6. - С. 74-77.

References

1. Avetisyan A.D. Otdel'nye aspekty prakticheskoj napravlennosti podgotovki sledovatelej v vysshem uchebnom zavedenii MVD Rossii / A.D. Avetisyan, A.A. Ryasov, G.G. ZHigalova // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - Gorno-Altajsk: Redakciya mezhdunarodnogo nauchnogo zhurnala "Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya", 2018. - №3. - S. 240-241.

2. Akulova L.N. Osobennosti primeneniya metodiki professional'no-adaptacionnoj fizicheskoj podgo-tovki v prakticheskoj deyatel'nosti po sovershenstvovaniyu fizicheskih kachestv kursantov VUZov MCHS Rossii / L.N. Akulova, A.I. Bugakov, B.V. Kuznecov // Sovremennye tekhnologii obespecheniya grazhdanskoj oborony i likvi-dacii posledstvij chrezvychajnyh situacij. - Voronezh: Voronezhskij institut Gosudarstvennoj protivopozhar-noj sluzhby Ministerstva Rossijskoj Federacii po delam grazhdanskoj oborony, chrezvychajnym situaciyam i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij, 2018. - №1. - S. 10-13.

3. Bagmet A.M. Organizaciya uchebnoj deyatel'nosti v Institute povysheniya kvalifikacii Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii / A.M. Bagmet // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. - M.: YUrist, 2014, № 2. - S. 29-32.

4. Belinskaya D.B. Opyt uchastiya kursantov fakul'teta podgotovki psihologov Moskovskogo universiteta MVD Rossii v prakticheskoj ehksperimental'noj deyatel'nosti / D.B. Belinskaya, O.A. Musatova // Vestnik Moskov-skogo universiteta MVD Rossii. - Moskva: Moskovskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii im. V.YA. Kikotya, 2012. - №3. - S. 108-111.

5. Bodyakov V.N. Rol' kriminalisticheskoj podgotovki sotrudnikov operativnyh podrazdelenij v deya-tel'nosti po vyyavleniyu i raskrytiyu prestuplenij korrupcionnoj napravlennosti v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme / V.N. Bodryakov, K.A. Borisenko // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. - 2017. - №

4. - S. 13S-143.

6. Volynskij A.F. Kriminalisticheskoe obespechenie raskrytiya i rassledovaniya prestuplenij / A.F. Vo-lynskij. - M.: Moskovskij universitet MVD Rossii imeni V.YA. Kikotya, 2016. - 196 s.

7. Zhuravlev S.YU. Kriminalisticheskie i mezhdisciplinarnye innovacionnye tekhnologii sovershenstvo-vaniya uchebnogo processa / S.YU. ZHuravlev // Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2015. № 1 (29). -

5. 198-203.

8. Kurin A.A. Osobennosti prepodavaniya discipliny «Kriminalistika» pri podgotovke specialistov dlya ehkspertno-kriminalisticheskih podrazdelenij MVD Rossii / A.A. Kurin, O.B. Dronova // Obshchestvo i pravo. -2014. - № 1 (47). - S. 319-324.

9. Serebryak V.V. Modelirovanie situacij sluzhebnoj deyatel'nosti sotrudnikov OVD v processe obucheniya kursantov VUZov MVD RF / V.V. Serebryak, O.A. Enna / / Vestnik Luganskoj akademii vnutrennih del im. EH.A. Dido-renko. - Lugansk: Gosudarstvennoe uchrezhdenie Luganskoj narodnoj respubliki «Luganskaya akademiya vnutrennih del imeni EH.A. Didorenko», 2018. - №4. - S. 222-232.

10. Tyukin V.G. Povyshenie prakticheskoj napravlennosti obucheniya kursantov posredstvom primeneniya tipovyh situacij operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti uchastkovyh upolnomochennyh policii v processe pro-fessional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki / V.G. Tyukin, A.S. Grichanov / / Mir nauki, kul'tury, obrazova-niya. - Altajsk: Redakciya mezhdunarodnogo nauchnogo zhurnala "Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya" (Gorno-Altajsk), 2017. - №6. - S. 74-77.

УДК 379.8

Д.В.Шамсутдинова

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрыт актуальный принцип организации современной социально-культурной деятельности; изучается целенаправленность, как культурно-историческая форма цивилизационного развития. Автор применяет историко-культурный подход к системе социально-культурного развития личности на основе выявления базовых характеристик целенаправленности как актуального принципа организации современной социально-культурной деятельности и использует обзорный анализ теоретико-методологических основ социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, принцип, целенаправленность, социально-культурный процесс, социально-культурная инновация, методология.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dilbar V.Shamsutdinova PURPOSEFULNESS AS AN ACTUAL PRINCIPLE OF THE ORGANIZATION OF MODERN SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES. The article reveals the actual principle of the organization of modern socio-cultural activities; purposefulness as a cultural-historical form of civilizational development is studied; the article reveals various socio-cultural forms of socio-cultural innovations related to civilizational and historical laws; the article studies the problems of social processes based on positive and negative socio-cultural processes; the mechanisms of personality self-development based on new methodological knowledge are revealed; the article addresses the problem of social control over the individual; the article contains the author's view on the problems of positioning creativity in the system of socio-cultural innovations. The author applies the historical and cultural approach to the system of socio-cultural development of an individual based on identifying the basic characteristics of focus as an actual principle of organizing modern socio-cultural activities and uses an overview analysis of the theoretical and methodological foundations of socio-cultural activities.

Key words: socio-cultural activities, principle, purposefulness, socio-cultural process, socio-cultural innovation, methodology.

Методология социально-культурной деятельности базируется на современных принципах, связанных с организацией развития личности в современном социокультурном пространстве, которое направлено на реализацию различных форм самоактуализации человека. Это, в свою очередь, определяет основные требования к формированию новых позиций человека в аспекте решения различных задач. С этих оснований, принципы социально-культурной деятельности выступают как руководствующие положения, выявляющие требования общества к формированию нового типа личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.