Научная статья на тему 'Отдельные аспекты практической направленности подготовки следователей в высшем учебном заведении МВД России'

Отдельные аспекты практической направленности подготовки следователей в высшем учебном заведении МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / CADET / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / TEACHER / ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / PRACTICAL ORIENTATION OF TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова Г.Г.

В настоящее время перед преподавателями стоит задача обучения с гарантированным качеством подготовки специалистов, позволяющая обучаемым в практической деятельности оптимально использовать знания, навыки, умения в процессе расследования уголовных дел в будущей профессиональной деятельности в органах внутренних дел. Решение данной за дачи может быть обеспечено только на базе применения в учебном процессе инновационных технологий обучения. Статья раскрывает отдельные направления практического обучения курсантов высших учебных заведений МВД России при подготовке их для работы в должности следователя органов внутренних дел. В результате обучения курсант должен уметь делать анализ юридических фактов и возникающих в связи с ними правовых отношений; анализ, толкования и правильного применения правовых норм, принимать законные и обоснованные решения и совершать юридические действия в точном соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова Г.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN ASPECTS OF THE PRACTICAL ORIENTATION OF TRAINING OF INVESTIGATORS IN HIGHER EDUCATION OF THE MIA OF RUSSIA

At present teachers face the challenge of training with a guaranteed quality of education that allows the trainees in practical activities to optimise the use of knowledge, skills and abilities in the process of investigation of criminal cases in their future professional activity in the organs of internal affairs. The solution of this problem can be provided only on the basis of application in educational process of innovative technologies of training. The article reveals some areas of practical training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the preparation of their work as an investigator of the internal affairs bodies. As a result of the training, the student must be able to make an analysis of legal facts and legal relations arising in connection with them; analysis, interpretation and correct application of legal norms, make legal and informed decisions and perform legal actions in strict accordance with the criminal and criminal procedure law.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты практической направленности подготовки следователей в высшем учебном заведении МВД России»

References

1. Ivanova E.Yu. Istoki stilya modern v russkom iskusstve. Kul'tura, iskusstvo, obrazovanie v informacionnom prostranstve tret'ego tysyacheletiya: problemy i perspektivy. sbornik nauchnyh trudov fakul'teta iskusstv i sociokul'turnoj deyatel'nosti RGSU. Otvetstvennye redaktory I.A. Korsakova, N.I. Anufrieva. Moskva, 2016. 178 - 181.

2. Ivanova E.Yu. Ornamental'noe iskusstvo i dizajn XX-XXI vv. Sovremennye gumanitarnye issledovaniya. 2015; № 2 (63). 129 - 131.

3. Ivanova E.Yu. Ornament v hudozhestvennom proektirovanii Aktual'nye problemy social'no-kul'turnogo i hudozhestvennogo proektirovaniya. Trudy kafedry kul'tury i dizajna Rossijskogo Gosudarstvennogo Social'nogo universiteta. Teoretiko-metodologicheskie problemy kul'turologicheskogo i iskusstvovedcheskogo znaniya. Moskva, 2013. 51 - 53.

4. Ivanova E.Yu., Lavrent'eva O.S. Stanovlenie shkoly akademicheskogo risunka v rossii i specifika prepodavaniya risunka po napravleniyu podgotovki "dizajn" Hudozhestvennoe prostranstvo kul'tury tret'ego tysyacheletiya: problemy naukii obrazovaniya. Moskva, 2017. 429 - 433.

5. Ivanova E.Yu., Hohlov A.N. 'Etnokul'turnaya sostavlyayuschaya v sovremennom graficheskom dizajne na primere knizhnoj illyustracii nartskogo 'eposa osetin. Kul'tura, iskusstvo, obrazovanie v informacionnom prostranstve tret'ego tysyacheletiya: problemy i perspektivy. Moskva, 2015. 183 - 190.

6. Anufrieva N.I., Carev D.V., Cilinko A.P., Yuschenko N.S. Znachenie sovremennyh tendencij muzykal'noj kommunikacii. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2017; T. 16; № 1 (140). 131 - 139.

7. Zimin D.A., Ivanova E.Yu., Lavrent'eva O.S., Illarionova N.N. Vliyanie fol'klornoj kul'tury na processy inkul'turacii i socializacii podrastayuschego pokoleniya. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2017; T. 16; № 1 (140). 140 - 148.

8. Ivanova E.Yu., Hohlov A.N. Proektnaya deyatel'nost' studentov-dizajnerov v vysshih uchebnyh zavedeniyah. Hudozhestvennoe prostranstvo kul'tury tret'ego tysyacheletiya: problemy nauki i obrazovaniya. Moskva, 2017. 369 - 373.

9. Scherbakova A.I., Anufrieva N.I., Meleshkina E.A., Korsakova I.A., Kamenec A.V., Ivanova E.Yu. Kul'turologiya v sisteme gumanitarnogo znaniya: monografiya. Moskva, 2016.

10. Kamenec A.V., Meleshkina E.A., Smirnov A.V., Kazakova I.S. Otechestvennaya istoriya, kak ob'ekt kul'turologicheskih issledovanij. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2017; T. 16; № 1 (140). 158 - 166.

11. Anufriev E.A., Ganicheva Yu.V., Lavrent'eva O.S., Slavina E.V. Nravstvennoe i 'esteticheskoe razvitie detej v processe priobscheniya k dostizheniyam russkogo fol'klora. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2017; T. 16; № 1 (140). 149 - 157.

12. Selezneva E.N., Kamenec A.V. Izuchenie rossijskoj nacional'noj identichnosti v kul'turologii russkogo mira. Hudozhestvennoe prostranstvo kul'tury tret'ego tysyacheletiya: problemy nauki i obrazovaniya. sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2017. 127 - 136.

13. Lavrent'eva O.S., Ivanova E.Yu. Osnovnye strukturnye komponenty professional'noj deyatel'nosti dizajnerov. Kul'tura, iskusstvo, obrazovanie v informacionnom prostranstve tret'ego tysyacheletiya: problemy iperspektivy. sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2015. 219 - 222.

14. Lavrent'eva O.S., Ivanova E.Yu., Larshina A.A. Sostavlyayuschie 'elementy firmennogo stilya. iz praktiki proektirovaniya tematicheskogo kafe. Hudozhestvennoe prostranstvo kul'tury tret'ego tysyacheletiya: problemy nauki i obrazovaniya. sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2017. 90 - 99.

15. Anufriev E.A., Meleshkina E.A., Ivanova E.U., Zimin D.A., Goltseva O.S. Inclusive Distance Education of Children with Disabilities of Different Types. E.A. Anufriev et al. J. Pharm. Sci. & Res. Vol. 10(4), 2018. 863-867. Available at. http.//www.pharmainfo.in/jpsr/Documents/Volumes/ vol10Issue04/jpsr10041839.pdf

16. Grigorieva Elena I., Kamenets Alexander V., Ivanova Ekaterina U., Korsakova Irina A. and Shevalie Konstantin N. The role of the myth in the symbolic space of culture. European Journal of Science and Theology, October 2017; Vol. 13; No. 5. 83 - 98. Available at. http.//www.ejst. tuiasi.ro/Files/66/Contents%2013_5_2017.pdf

17. Homyakova I.V. Vzaimodejstvie 'ekokul'turnyh praktik regional'nogo dizajna i narodnogo iskusstva: na materiale Respubliki Mordoviya. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Saransk, 2012.

18. Lavrent'ev A.N. Istoriya dizajna. Moskva. Gvardariki, 2008.

19. Spirina M.V., Sadomova N.I., Lavrenteva O.S., Ivanova E.Yu., Karlychuk T.V. Ethno-cultural component in modern design. Global Media Journal. 2016; № S3. 13. Available at. http.//www.globalmediajournal.com/open-access/ethnocultural-component-in-modern-design. php?aid=77763

Статья поступила в редакцию 31.05.18

УДК 378.147

Avetisyan A.D., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminal Proceeding, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: aleksandr.avetisjan@rambler.ru Ryasov A.A., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminology Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: identifiks@mail.ru Zhigalova G.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior teacher, Department of Criminology, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: gigalovagalina@yandex.ru

CERTAIN ASPECTS OF THE PRACTICAL ORIENTATION OF TRAINING OF INVESTIGATORS IN HIGHER EDUCATION

OF THE MIA OF RUSSIA. At present teachers face the challenge of training with a guaranteed quality of education that allows the trainees in practical activities to optimise the use of knowledge, skills and abilities in the process of investigation of criminal cases in their future professional activity in the organs of internal affairs. The solution of this problem can be provided only on the basis of application in educational process of innovative technologies of training. The article reveals some areas of practical training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the preparation of their work as an investigator of the internal affairs bodies. As a result of the training, the student must be able to make an analysis of legal facts and legal relations arising in connection with them; analysis, interpretation and correct application of legal norms, make legal and informed decisions and perform legal actions in strict accordance with the criminal and criminal procedure law.

Key words: cadet, teacher, practical orientation of training, educational institutions of higher education of Ministry of Internal Affairs of Russia, use of innovative technologies.

А.Д. Аветисян, канд. юр. наук, доц., проф. каф. уголовного процесса, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, E-mail: aleksandr.avetisjan@rambler.ru

А.А. Рясов канд. юр. наук, доц., проф. каф. криминалистики, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, E-mail: identifiks@mail.ru

Г.Г. Жигалова, канд. мед. наук, ст. преп. каф. криминалистики, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, E-mail: gigalovagalina@yandex.ru

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ МВД РОССИИ

В настоящее время перед преподавателями стоит задача обучения с гарантированным качеством подготовки специалистов, позволяющая обучаемым в практической деятельности оптимально использовать знания, навыки, умения в процессе расследования уголовных дел в будущей профессиональной деятельности в органах внутренних дел. Решение данной за-

дачи может быть обеспечено только на базе применения в учебном процессе инновационных технологий обучения. Статья раскрывает отдельные направления практического обучения курсантов высших учебных заведений МВД России при подготовке их для работы в должности следователя органов внутренних дел. В результате обучения курсант должен уметь делать анализ юридических фактов и возникающих в связи с ними правовых отношений; анализ, толкования и правильного применения правовых норм, принимать законные и обоснованные решения и совершать юридические действия в точном соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законом.

Ключевые слова: курсант, преподаватель, практическая направленность обучения, образовательные организации высшего образования МВД России, использование инновационных технологий.

На современном этапе деятельности следственных подразделений органов внутренних дел в высших учебных заведениях МВД России имеется потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов для выполнения обязанностей следователя. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях и в практических органах изучали следующие ученые: А.Ф. Волынский, В.А. Прорвич [1], С.Ю. Волков, И.А. Зайцев [2], В.И. Курилов, Т.М. Самусенко, В.В. Сонин, Н.Г. Присекина, А.Г. Фалалеев [3], А.В. Новиков, А.В. Вилкова [4] и другие ученые. Однако необходимо отметить, имеются определённые возможности для принятия мер по совершенствованию подготовки курсантов очной формы обучения в высших учебных заведениях для их последующей работы в должности следователя органов внутренних дел.

При организации учебного процесса в системе образовательных организаций высшего образования МВД России профессорско-преподавательскому составу необходимо основываться на теории дидактики во взаимосвязи с компетентностно-ориен-тированной технологией обучения в соответствии с ФГОС ВО для специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» специализации «Уголовно-правовая» по узкой специализации «Предварительное следствие органов внутренних дел». Для обеспечения формирования базовых теоретических знаний, навыков и умений у курсанта, который впоследствии будет работать в следственных подразделениях преподавателям необходимо подготовить соответствующие методические материалы, которые должны иметь практическую направленность в части формирования всех компетенций у выпускника высшего учебного заведения юридического профиля со специализацией следователя органов внутренних дел. В данных методических материалах должен прослеживаться комплексный подход взаимосвязей изучаемых дисциплин с этапами формирования общекультурных и профессиональных компетенций у обучаемого.

Профессиональное обучение по разработанным профессорско-преподавательским составом методическим материалам с учетом неразрывной связи теории и практической деятельности следователей органов внутренних дел должно быть направлено на освоение курсантами:

- уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации;

- норм и общепризнанных принципов международного права;

- правоприменительной практики следственных подразделений и судебной практики;

- уголовно-правовой и криминалистической характеристики отдельных видов преступлений;

- технико-криминалистических средств и методов обнаружения преступлений, тактических приемов производства следственных действий;

- методики расследования отдельных видов преступлений;

- порядка составления служебных документов;

- международно-правовых стандартов в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

- системы гарантий прав и свобод человека и гражданина.

В результате обучения курсант должен:

- уметь использовать юридические понятия и категории;

- делать анализ юридических фактов и возникающих в связи с ними правовых отношений;

- анализ, толкования и правильного применения правовых норм, принимать законные и обоснованные решения и совершать юридические действия в точном соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законом, правильно составить и оформить служебные документы;

- осуществлять деятельность по предварительной проверке сообщений о преступлениях, правильно анализировать и оценивать розыскную информацию, а также исходные следственные ситуации.

Кроме этого курсанту крайне необходимо владеть:

- навыками использования юридической терминологией;

- приемами юридической техники;

- навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами;

- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;

- навыками применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств, исследования, оценки и использования доказательств, применения тактики и методики раскрытия и расследования преступлений; навыками применения средств предупреждения и профилактики правонарушений;

- навыками планирования, проведения, учета и оценки результатов прикладных криминологических и статистических исследований;

- навыками, принятия необходимых мер по защите и обеспечению прав человека в процессе служебной деятельности.

Профиль данного обучения курсантов по специальности 40.05.01 - Правовое обеспечение национальной безопасности с узкой специализацией «Предварительное следствие органов внутренних дел» следует ориентировать на подготовку курсантов в области предупреждения преступлений, возбуждения и расследования уголовных дел, принятие законных и обоснованных решений по уголовному делу, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства в досудебном производстве.

Формами практического обучения на кафедре криминалистики и кафедре уголовного процесса филиала являются:

- использование преподавателями сведений Информационного центра о результатах работы сотрудников подразделений органов дознания и следователей, а также отдельных примеров из их практической деятельности в ходе аудиторных занятий;

- чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий, прием зачетов и экзаменов с участием практических работников органов дознания и предварительного следствия, их участие в работе научных кружков;

- использование тематики курсовых работ и практикумов, которая была согласована с практическими органами дознания и следствия;

- анализ в различных формах архивных уголовных дел при проведении занятий и в процессе самостоятельной работы курсантов;

- проведение деловых игр, план проведения которых составлен на основе практических примеров из следственной практики и практики деятельности подразделений дознания органов внутренних дел;

- анализ конкретных следственных ситуаций, возникающих в практической деятельности органов предварительного следствия, и принятия решений в должности следователя;

- составление проектов процессуальных документов, которые взаимосвязаны с работой следователя в досудебном производстве;

- включение практических задач и заданий в билеты для приема зачетов и экзаменов;

- руководство учебной и производственной практикой курсантов в тесном взаимодействии с сотрудниками следственных подразделений - непосредственными руководителями от следственных подразделений органов внутренних дел.

В процессе обучения курсантов в высшем учебном заведении МВД России следует использовать различные формы их подготовки с целью формирования у обучаемых необходимых знаний, умений, навыков для последующей их работы следователями органов внутренних дел.

Библиографический список

1. Волынский А.Ф., Прорвич В.А. О подготовке кадров криминалистов и судебных экспертов для раскрытия и расследования преступлений в сфере экономики. Юридическое образование и наука. 2014; 2.

2. Волков С.Ю., Зайцев И.А. Совершенствование служебной деятельности участковых уполномоченных полиции в условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации. Административное право и процесс. 2013; 12.

3. Курилов В.И. и др. Юридическая школа дальневосточного университета: история, опыт и планы инновационной деятельности. Lex russica. 2013; 8.

4. Новиков А.В. Основные принципы построения компетентностно-ориентированной технологии обучения оперативно-розыскной деятельности в образовательных организациях высшего образования ФСИН России. Российский следователь. 2013; 23.

References

1. Volynskij A.F., Prorvich V.A. O podgotovke kadrov kriminalistov i sudebnyh 'ekspertov dlya raskrytiya i rassledovaniya prestuplenij v sfere 'ekonomiki. Yuridicheskoe obrazovanie inauka. 2014; 2.

2. Volkov S.Yu., Zajcev I.A. Sovershenstvovanie sluzhebnoj deyatel'nosti uchastkovyh upolnomochennyh policii v usloviyah reformirovaniya organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Administrativnoe pravo i process. 2013; 12.

3. Kurilov V.I. i dr. Yuridicheskaya shkola dal'nevostochnogo universiteta: istoriya, opyt i plany innovacionnoj deyatel'nosti. Lex russica. 2013; 8.

4. Novikov A.V. Osnovnye principy postroeniya kompetentnostno-orientirovannoj tehnologii obucheniya operativno-rozysknoj deyatel'nosti v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya FSIN Rossii. Rossijskij sledovatel'. 2013; 23.

Статья поступила в редакцию 17.05.18

УДК 378.14

Bazhina P.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Far Eastern Federal University, School of Education (Ussuriysk, Russia),

E-mail: bazhina.ps@dvfu.ru

Zhigalova O.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Far Eastern Federal University, School of Education

(Ussuriysk, Russia), E-mail: zhigalova.op@dvfu.ru

CONCEPTUAL SIMULATOR MODEL "MANAGE THE CLASS" FOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL. The

article reveals a problem of developing systems of virtual reality, oriented to the construction of professional experience. Application of environment-oriented approach to the design of learning environments is a basis for the development of modern virtual simulators. The presented conceptual model allows to develop a scenario solution for the working out simulators aimed at the formation of basic skills of behavior in a professional pedagogical environment. The article presents some experience of using the environmentally oriented approach to designing a virtual simulator for the teacher "Manage the class". This virtual simulator is intended at forming of basic skills on management of the educational process and educational activities for students of a pedagogical university. The main components of the learning environment, the contents of the scenario solution are determined, the main stages of the scenario development are described. Methods for developing a scenario solution for the virtual simulator are based on the professional strategy and experience of students.

Key words: virtual reality, environment-oriented approach, project of learning environments, management of educational process, simulator, scenario solution.

П.С. Бажина, канд. пед. наук, ФГАУО ВО «Дальневосточный федеральный университет», Школа педагогики,

г. Уссурийск, Е-mail: bazhina.ps@dvfu.ru

О.П. Жигалова, канд. пед. наук, доц., ФГАУО ВО «Дальневосточный федеральный университет», Школа педагогики,

г. Уссурийск, Е-mail: zhigalova.op@dvfu.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИМУЛЯТОРА «УПРАВЛЯЙ КЛАССОМ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье раскрывается проблема разработки систем виртуальной реальности, ориентированных на конструирование профессионального опыта. Применение средоориентированного подхода к проектированию обучающих сред выступает основой для разработки современных виртуальных симуляторов. Представленная концептуальная модель позволяет разработать сценарное решение для проектирования симуляторов, направленных на формирование базовых навыков поведения в профессиональной педагогической среде. В статье представлен опыт применения средоориентированного подхода к проектированию виртуального симулятора для учителя «Управляй классом». Виртуальный симулятор «Управляй классом» предназначен для формирования базовых навыков у студентов педагогического Вуза по управлению образовательным процессом и образовательной деятельностью. Определены основные компоненты обучающей среды, содержание сценарного решения, описаны основные этапы разработки сценария, исходя из поставленной цели проектирования. Предложены приемы разработки сценарного решения для виртуального симулятора с опорой на профессиональную стратегию и опыт студента.

Ключевые слова: виртуальная реальность, средоориентированный подход, проектирование обучающих сред, управление образовательным процессом, симулятор, сценарное решение.

Проникновение систем виртуальной реальности осуществляется в различные сферы жизнедеятельности человека: в сферу развлечений, научные приложения, военные приложения, бизнес - приложения, а также в сферу образовательной практики. [1]. Распространение систем виртуальной реальности в современном обществе обусловлено рядом факторов:

1. Возможностью моделирования реальной пространственной картины. Современные технологии позволяют создавать высокое качество изображения, обзор картины, имитировать тактильные ощущения и контакт. Появляется возможность моделировать ситуации, реализовать которые экспериментально затруднительно либо невозможно [2].

2. Значительное снижение ценового порога. Это способствует созданию лабораторного оборудования высокого качества с наименьшими затратами, что в свою очередь, способствует сохранению ценного уникального оборудования, повышения безопасности обучения, экономии средств и созданию условий для организации ускоренного процесса обучения.

Использование современных симуляционных технологий и систем виртуальной реальности в процессе обучения позволяет повысить эффективность и сократить продолжительность освоения практических навыков в разнообразных областях человеческой деятельности [3; 4]. Развитие систем виртуальной реальности позволяет предложить проектное решение для фор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.