УДК 378
Sergeyeva, V. V. MODEL OF FORMATION OF PATRIOTIC CULTURE OF FUTURE TEACHERS AND TECHNOLOGY OF ITS REALIZATION IN PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION. In the article the author's view of the mechanism of an effective solution of the patriotic education problem of youth within educational space of higher education institution is presented, the model of formation of patriotic culture of future teachers and technology of its realization in the conditions of pedagogical higher education institution is opened , principles of formation of patriotic culture are allocated, stages of its formation within model are presented and described.
Key words: patriotic culture, educational process, pedagogical higher education institution, patriotic education, formation model, pedagogical technology.
В.В. Сергеева, канд. пед. наук, доц. Инновационного Евразийского университета,
г. Павлодар, Республика Казахстан, [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В статье представлен авторский взгляд на механизм эффективного решения проблемы патриотического воспитания молодежи в рамках воспитательно-образовательного пространства вуза, раскрыта модель формирования патриотической культуры будущих педагогов и технология ее реализации в условиях педагогического вуза, выделены принципы формирования патриотической культуры, представлены и описаны этапы ее формирования в рамках модели.
Ключевые слова: патриотическая культура, воспитательно-образовательный процесс, педагогический вуз, патриотическое воспитание, модель формирования, педагогическая технология.
Тенденции современного общества актуализировали проблему формирования личности педагога как человека культуры. В связи с этим требуется превращение педагогических вузов в институт ее воспроизводства и развития. Разработанная нами концепция формирования патриотической культуры будущих педагогов дает возможность реализовать данное положение, через модель и технологию ее реализации в условиях педагогического вуза.
Анализ подходов ученых к определению понятия «модели» [1-10] позволил нам определить ее как систему в виде мысленного и схематично представленного процесса, имеющего внешние и внутренние контуры.
При построении модели мы использовали следующие методологические подходы: системный; личностно-ориентирован-ный; культурологический; цивилизационный; этнопедагогический; интегративный и личностно-деятельностный подход.
Вышеописанные подходы послужили основой выделения принципов формирования патриотической культуры будущих педагогов.
1. Принцип интернациональности, который предполагает ориентацию воспитательно-образовательного процесса педагогического вуза на духовное развитие будущего педагога, а также дает возможность сформулировать цель национального образования через призму общечеловеческих ценностей.
2. Принцип культурокреативности заключается в необходимости обращения субъектов воспитательно-образовательного процесса к общечеловеческим ценностям и культурно-историческому опыту своего народа при решении проблем патриотического воспитания.
3. Принцип соборности предусматривает доминирование во взаимоотношениях субъектов воспитательно-образовательного процесса законов нравственности, ответственности по отношению к образовательной и профессиональной деятельности и любви к Отечеству.
4. Принцип диалогичности ориентирован на усвоение будущими педагогами культурно-исторического и социального опыта представителей своего и иных этносов.
5. Принцип технологизма обеспечивает единство теоретической и практической составляющей процесса формирования патриотической культуры будущих педагогов.
С учетом закономерностей, методологических подходов и принципов нами была сконструирована модель формирования патриотической культуры и представлена в определенной последовательности ее этапов, что отражено на рис.1.
Этапы представлены нами следующим образом: 1) диагностический; 2) мотивационно-целевой; 3) содержательно-процессуальный; 4) результативно-оценочный. Каждый этап решал определенные задачи, которые направлены на: 1) исследование исходного состояния проблемы; 2) формирование ценност-но-мотивационной готовности субъектов воспитательно-образо-
вательного процесса на формирование патриотической культуры будущих педагогов; 3) формирование целостной системы патриотических знаний; 4) диагностика уровня сформированно-сти патриотической культуры.
Рассмотрим каждый этап. Первый - диагностический, был направлен на последовательное решение задач выявления исходного состояния проблемы исследования, с использованием определенных для каждой задачи методов и заключающийся в диагностике вовлечения будущих педагогов в коллективную деятельность патриотической направленности (наблюдение во время воспитательно-образовательного процесса, педагогической и летней практики).
Следующий этап формирования патриотической культуры нами определен как мотивационно-целевой, который реализуется через ценностно-мотивационную готовность субъектов воспитательно-образовательного процесса к формированию патриотической культуры будущих педагогов в ходе итериоризации, когда субъекты принимают объективную цель, понимают ее и, она переход во внутреннюю, субъективную, личностно-значи-мую цель [11]. В результате этого процесса у будущих педагогов формируется потребность в формировании патриотической культуры, реализации своей патриотической активности и осуществлении деятельности патриотической направленности.
К содержательно-процессуальному этапу формирования патриотической культуры в условиях педагогического вуза мы отнеслись с позиции Ю.А. Конаржевского, который рассматривает его как подсистему, характеризующуюся содержательностью, определенным устройством и взаиморасположением составляющих ее частей, в некоторой независимости и функциональном единстве [2]. Данный этап предполагал формирование у будущих педагогов целостной системы патриотических знаний, развитие познавательной активности, как в теории, так и на практике, которые срабатывают во взаимосвязи, подразумевая ориентированность будущих педагогов на накопление теоретического материала и развитие познавательно-патриотической деятельности, а так же формирование профессионально-ориентированных патриотических умений и опыта.
Заключительным этапом нами определен результативно-оценочный этап. Его целью была проверка эффективности выделенного комплекса педагогических условий и выявление уровня сформированности патриотической культуры будущих педагогов на заключительной стадии эксперимента. Изменение уровня патриотической культуры будущих педагогов сопровождалось повышением патриотической активности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса вуза, совершенствованием методик профессионально-патриотической деятельности будущих педагогов, активизацией процесса самовоспитания патриотических качеств у будущих педагогов, совершенствованием их патриотических опыта. Результативно-оценочный этап предполагал как итоговую диагностику и констатацию измене-
Цель:
Формирование патриотической культуры будущих педагогов
1
Задачи
Проведение Утверждение Создание Формирование
научно-обосно- в сознании условий для социально-
ванной деятель- будущих формирования патриотической
ности по созда- педагогов практических активности
нию условий патриотических умений будущих
для обеспечения ценностей, и навыков педагогов
будущих педа- взглядов передачи опыта
гогов знаниями и убеждений патриотическо-
о патриотичес- го воспитания
ком воспитании учащихся
Принципы:
1) интернациональность,
2) культуро-креативность,
3) соборность,
4) диалогичность
Комплекс условий:
1) содержательно-методические,
2) организационные
I
Субъекты
Специалисты Будущие Преподаватели
педагоги
i
Этапы
1 этап 2 этап 3 этап
диагностический мотиваци-онно-целевой содержатель-но-процессу-альный результативно-оценочный
I
Механизмы
1 этап 2 этап 3 этап
методы методы методы методы
средства средства средства средства
формы формы формы -> формы
Мониторинг
т
Результат:
будущий педагог с высоким уровнем патриотической культуры
Подходы:
1) системный,
2) личностно-ориентированный,
3) культурологический,
4) цивилиза-ционный,
5)этнопеда-гогический
Функции:
1) образовательная,
2) аксиологическая,
3) трансляционная
Прогноз:
реализация теоретических предложений и практических рекомендаций для ФПК БП по реформированию патриотического воспитания молодежи
Рис. 1. Модель формирования патриотической культуры будущих педагогов
ния уровней сформированности искомого типа культуры, так и анализ достигнутых результатов. Нами использовались методы анализа ситуаций, сопоставительный анализ, диагностика уровня патриотической культуры (экспертная оценка и самооценка) через коллективную и индивидуальную формы работы.
В нашем исследовании на протяжении всех этапов субъекты воспитательно-образовательного вели совместную деятельность, взаимодействуя манипулятивно, имея одну общую цель; планировали, координировали, регулировали и стимулировали совместные действия. Субъект-субъектные отношения представляли для нас особый интерес, поскольку именно они, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на формирование личности будущего педагога в целом и их патриотической культуры в частности. Выделяя эти отношения, мы придерживались мнения Я.И. Лернера, который в качестве основного отношения называет отношение «педагог - учащийся - объект», которое, согласно принципу подобия социальных систем, является частным случаем социального отношения и проявляется как взаимодействие субъектов, опосредованное объектом [4, с. 14-18]. В нашем случае это интерпретируется следующим образом: в воспитательно-образовательном процессе в качестве предмета выступает взаимодействие субъекта с объектом, в процессе которого объект получает свою предметную определенность и конкретную значимость. В этом случае, отмечает С.Н. Филип-ченко, обучение предстает не как субъект-объектное, а как субъект-субъектное отношение [12, с.132], что мы представили на рис. 2.
Как видно на рисунке 2, у каждого из субъектов воспитательно-образовательного процесса, помимо собственной (субъективной) деятельности, выделяется деятельность, реализуемая во взаимодействии с другой стороной. При переходе от собственной деятельности субъектов к деятельности взаимодействия и обратно, их образовательные отношения претерпевают значительные изменения, связанные с динамикой перехода от субъект-объектных к сложноорганизованным субъект - субъектным отношениям. Результатом подобного взаимодействия является формирование патриотической культуры у всех субъектов, что отражает результат реализации в их взаимодействии [1].
Таким образом, модель формирования патриотической культуры будущих педагогов, как совокупность взаимосвязанных компонентов содержит: приоритетную цель, ориентирующую на достижение высокого уровня сформированности патриотической культуры будущих педагогов; специально отобранное содержание, освоение которого требует организации теоретического,
творческого и практического видов деятельности; оптимальные методы, средства и организационные формы; контроль результата, отражающего эффективность достижения поставленной цели и прогноз. Спроектированная модель позволила нам представить процесс формирования патриотической культуры как систему, обосновать и раскрыть ее внутреннюю структуру, отражающую единство компонентов. Конструирование модели дало возможность свести в единый документ информацию, рассредоточенную в учебных планах и программах и, тем самым, систематизировать ее, исключить дублирование, вставить недостающий учебный материал. Все это подтвердило необходимость конструирования модели как информационной базы осуществления процесса формирования патриотической культуры будущих педагогов в условиях современного педагогического вуза.
Задачи практической реализации модели обусловили необходимость разработки педагогической технологии. В рамках нашего исследования педагогическая технология трактуется как комплекс необходимых средств для осуществления поставленной педагогической цели.
Исходя из педагогических основ воспитания патриотизма, мы определяем основные факторы реализации модели формирования патриотической культуры будущих педагогов. К ним относятся:
- создание и поэтапное совершенствование системы нормативного обеспечения патриотического воспитания студентов;
- систематическое использование потенциала учебных занятий, внеучебной работы, деятельности органов студенческого самоуправления и возможностей макросоциума в формировании патриотической культуры будущих педагогов;
- поиск новых форм управления процессом патриотического становления будущего педагога (центр патриотического воспитания, клубы и др.);
- разработка учебных программ, установок и требований, рассчитанных на реальную перспективу формирования патриотической культуры будущих педагогов;
- интеграция деятельности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в интересах формирования патриотической культуры будущих педагогов;
- формирование научно-методических основ формирования патриотической культуры будущих педагогов.
Исходя из задач, стоящих сегодня перед педагогическим вузом в плане подготовки будущих педагогов к воспитательной работе патриотической направленности предполагается осуществление комплекса мер по активизации патриотической деятельности студентов на всех уровнях обучения. Оно включает:
Рис. 2. Основное образовательное отношение
совершенствование методов и средств патриотического воспитания; определение качеств личности педагогов, необходимых для осуществления воспитательной работы патриотической направленности в современной культуротворческой школе; воспитание гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, почитание национальных святынь и символов; повышение уровня функционирования системы патриотического воспитания; совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания в вузах с учетом формирования патриотической культуры личности студентов.
Для реализации данных задач одним из значимых направлений нашей работы явилось вовлечение специалистов воспитательного отдела вуза и преподавателей в активную деятельность патриотической направленности, с целью поиска и апробации путей ее совершенствования. Преподавателями разрабатывались и обсуждались на круглых столах, научно-методических семинарах и научно-практических конференциях проблемы формирования патриотического сознания будущих педагогов путем приобщения студентов к патриотическим ценностям, их духовного освоения; разрабатывались комплексы учебных и специальных программ и методик по организации патриотического воспитания личности в ракурсе патриотической культуры; обобщались результаты внедрения учебно-методических разработок и инноваций в патриотическом воспитании.
С целью систематизации деятельности по реализации модели формирования патриотической культуры будущих педагогов нами была определена педагогическая технология, представленная четырьмя компонентами: диагностическим, целевым, процессуальным и результативно-оценочным.
Выделение компонентов технологии реализации модели формирования патриотической культуры будущих педагогов обосновывалось следующими позициями:
1) выделяя диагностический компонент, мы учитывали тот факт, что отправной точкой педагогической деятельности является диагностика исходного состояния проблемы исследования. В рамках данного компонента нами разрабатывалась методика диагностики уровня патриотической культуры, проводилась диагностика исходного уровня патриотической культуры педагогов школ, специалистов воспитательных отделов вуза и будущих педагогов.
2) целевой компонент обосновывался необходимостью формирования ценностно-мотивационной готовности субъектов воспитательно-образовательного процесса к формированию патриотической культуры. В рамках данного компонента решалась задача формирования у субъектов воспитательно-образовательного процесса патриотических знаний, методических умений и навыков организации патриотически-ориентированной деятельности при решении конкретных педагогических задач как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Происходил процесс формирования у преподавательского состава вуза навыков информационно-методического обеспечения педагогической теории, способствующей формированию патриотической культуры у будущих педагогов.
3) с целью формирования целостной системы патриотических знаний, умений и навыков патриотически-направленной деятельности будущих педагогов был выделен процессуальный компонент. Он включает два направления работы: а) с преподавательским составом вуза; б) с будущими педагогами. Направления объединены интеграцией информационно-методического обеспечения. Компонент предполагает формирование у субъектов воспитательно-образовательного процесса личностного смысла осуществляемой деятельности (как профессиональной, так и патриотической); обеспечение процесса самовоспитания и саморазвития; организацию в процессе теоретических и практических занятий эмоционально-интеллектуального взаимодействия «преподаватель - будущий педагог», направленного на формирование патриотической деятельности будущих педагогов.
4) четвертый - результативно-оценочный компонент выделен с целью определения результата исследования. Он включает оценку проведенной опытно-экспериментальной работы и определение уровня сформированности патриотической культуры будущих педагогов на основе авторской и частных методик диагностики.
Характеристика технологии представлена нами следующими структурными элементами: компоненты - цель - поле деятельности - содержание деятельности.
В диагностическом компоненте технологии был выделен блок диагностико-технологического сопровождения, включающий в себя: диагностику патриотических отношений; уровня национального самосознания личности, коммуникативного, националь-
ного и воспитательного потенциала, сформированности нравственных норм и идеалов, уровня патриотических, нравственных и правовых знаний; диагностику уровня культуры педагогического общения.
Содержание целевого компонента представлено мероприятиями, способствующими выработке у будущих педагогов внутренней мотивации активного участия в деятельности вуза по патриотическому воспитанию. Главным условием проведения мероприятий было создание соответствующей мотивации студентов - будущих педагогов к формированию патриотической культуры. Целью мероприятий было оценка студентом уровня своих знаний в патриотическом направлении. Все вопросы были сформулированы с акцентом на будущую профессионально-патриотическую деятельность. Например, были задания, включающие вопрос-просьбу: «Выскажите Ваше мнение о патриотических качествах личности». Такая форма заданий предполагает актуализацию и применение индивидуального опыта студента. В процессе опытно-экспериментальной работы задания менялись, но не отличались при этом по содержанию и сложности. Данный вид контроля позволил «отследить» прирост знаний студентов и определить уровень эффективности обучения. Исходной предпосылкой формирования патриотической культуры явилась ориентация будущих педагогов на максимальное использование своих возможностей в воспитательно-образовательном процессе вуза и во внеучебой деятельности. С этой целью студентам предлагались тесты на выявление уровня патриотических отношений, свойств и качеств патриота, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Следствием стали выделение будущими педагогами личностных особенностей, которые способствуют или мешают их профессиональному росту.
Особое внимание уделялось системе отношений «специалист воспитательного отдела - будущий педагог - преподаватель» в сфере организации патриотически-направленной вне-учебной деятельности. Это определялось в процессе разработки воспитательных планов, как структурных подразделений, так и вуза в целом с учетом организации процесса формирования патриотической культуры.
В рамках процессуального компонента - формирование патриотической культуры рассматривалось нами как элемент профессиональной подготовки будущего педагога. Технологическая подготовка на этом этапе складывалась из ряда последовательных ступеней. На первой ступени - пропедевтическая, где активизировалась деятельность, как преподавателя, так и студента. На этой ступени у тех и у других была сформирована теоретическая база знаний о патриотической культуре. На второй ступени, опираясь на личностно-смысловой подход, нами определены следующие задачи: 1) формирование системных знаний о патриотических отношениях и патриотической культуре; 2) развитие умения переноса знаний в измененные ситуации посредством разрешения патриотических задач; 3) рефлексия собственных патриотических действий будущими педагогами; 4) формирование патриотических взглядов у студентов посредством развития их смысловой позиции к патриотической культуре; 5) безусловное принятие патриотической культуры будущими педагогами посредством моделирования патриотических ситуаций; 6) направление деятельности будущего педагога на развитие личностно-ориентированного характера патриотической культуры. Для решения этих задач мы использовали задания, содержащие вопросы по каждой теме семинарских занятий и содержания внеучебных патриотических мероприятий. По завершению данного этапа студенты овладели системой патриотических знаний и смогли распознавать элементы патриотических отношений и патриотической культуры, строить патриотические отношения.
Используя метод анализа патриотических ситуаций, деловые, эвристические, ролевые игры мы наблюдали положительное отношение к формированию патриотической культуры со стороны будущих педагогов.
Процессуальный компонент предполагал работу и с преподавательским составом вуза по подготовке их к реализации модели формирования патриотической культуры. Данный вид работы включал следующее:
- наполнение содержания учебных дисциплин дидактическим материалом патриотической направленности;
- внедрение на учебных занятиях образовательных технологий, содействующих формированию патриотической культуры, таких как: проектная технология, педагогическая технология полного усвоения знаний, технология проблемно-модульного обучения, кейс - педагогическая технология, технология образования в глобальной проективной сети, технология электронных средств и др.;
- использование преподавателями современных воспитательных технологий при проведении внеаудиторных мероприятий: коллективное творческое дело (КТД); тренинг общения; шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН); групповая проблемная работа (диспуты, дискуссии, обсуждение ситуаций, разработка проектов); диалог «педагог - воспитанник»; «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды и др.);
- проведение научно-методического семинара «Теоретические аспекты подготовки учителя к реализации воспитательной стратегии Республики Казахстан»;
- реализация спецкурса «Патриотическая культура личности», блок II «Методологические и теоретические основы патриотического становления личности будущего педагога в учебно-воспитательном процессе».
Третий компонент предполагал включение будущих педагогов в профессионально-педагогическую деятельность средствами педагогической практики, где они обучались проектировать патриотические отношения, развивали умение самостоятельно осознавать и оценивать патриотические отношения и патриотическую культуру учащихся, реализовывать образовательные и воспитательные технологии применительно к условиям среднего образования. Тем самым мы наблюдали развитие у студентов целостной системы патриотических знаний; овладение ими действиями и умениями выбирать наиболее рациональные и адекватные в определенных условиях способы решения патриотических задач, направленных на развитие патриотических качеств учащихся; умение применять изученный теоретический материал на практике; прогнозировать результаты своих действий; способности осознавать и присваивать ценности.
Четвертый компонент (результативно-оценочный) технологии обеспечивает количественный и качественный анализ уровня сформированности патриотической культуры будущих педагогов и позволяет констатировать уровень патриотической культуры будущих педагогов. Наравне с выделенным комплексом педагогических условий формирования патриотической культуры будущих педагогов мы обосновали психолого-педагогические условия эффективной реализации модели к которым отнесли следующие:
а) воздействие широкого нравственно-патриотического информационного поля;
б) сплочение студенческого коллектива через организацию внутригрупповых, общефакультетских, патриотических, этнических отношений;
в) осознание, переживание и самооценка будущих педагогов патриотических ценностей и чувств в процессе взаимодействия специалистов воспитательного отдела, преподавателей, кураторов и будущих педагогов.
В рамках данного компонента мы опирались на положение о единстве теории и практики, их взаимосвязи и взаимодействии. Процесс формирования патриотической культуры в условиях современного вуза реализуется не столько путем усвоения студентами патриотических знаний и формирования патриотических взглядов, сколько путем активного участия их в деятельности вуза и общества, так как мы считаем, что патриотическая культура личности проявляется в осознанности повседневных патриотических дел и поступков. Среди, студенчества единство патриотического сознания и действия прослеживается в их добросовестном и ответственном отношении к учебе, стремлении к самообразованию, инициативности в патриотически-направленной деятельности и активном участии в общественной жизни вуза.
В нашем исследовании мы уделили большое внимание планированию воспитательной работы вуза, так как рассматриваем эту деятельность, как одно из необходимых условий организации процесса формирования патриотической культуры. В перспективном планировании мы выделили основные принципы, которыми являются: дифференцированный подход к воспитанию, всесторонний учет реальных возможностей воспитательно-образовательного процесса вуза, интересов и запросов студентов, единство планирования мероприятий в ходе воспитательно-образовательного процесса и внеучебного времени, преемственность, последовательность и системность в планах структурных подразделений вуза. С учетом этих принципов воспитательная работа должна обеспечивать студентов не только необходимыми знаниями, но и умениями реализации своих патриотических качеств.
Скорректированный нами план воспитательной работы учитывал вышеназванные факты. На каждом курсе цели и задачи патриотическо-воспитательной работы решались средствами, соответствующими возможностям студентов, уровню их знаний, умений и навыков. План для каждого последующего курса со-
ставлялся с учетом результатов воспитательной работы на предыдущих курсах.
В плане четко были определены функции воспитательного отдела, деканата и кафедр. Большие обязанности по выработке у студентов патриотической убежденности возлагалось на кафедры общественных наук. Профессорско-преподавательский состав этих кафедр решали вопросы формирования у будущих педагогов патриотического сознания, мировоззрения, а так же формирование их нравственного потенциала.
В связи с этим нами, были даны рекомендации по повышению эффективности работы по формированию патриотической культуры у будущих педагогов, которые были реализованы в ходе опытно-экспериментальной работы: 1) организация условий подготовки субъектов воспитательно-образовательного процесса через систему обучения, дополнительных курсов и семинаров; 2) проведение научно-методических семинаров на кафедрах по обмену опытом работы и выработке практических рекомендаций по патриотическому воспитанию; 3) введение в образовательный процесс вуза и систему повышения квалификации спецкурса «Патриотическая культура личности»; 4) проведение научно-методического семинара «Теоретические аспекты подготовки учителя к реализации воспитательной стратегии Республики Казахстан» для педагогов вузов в рамках повышения квалификации; 5) создание в к вузах ассоциации патриотов, работающих на общественных началах; 7) постоянное совершенствование комплексного планирования патриотического воспитания студенчества на базе внедрения передового опыта работы вузов, изучения общественного мнения вузовской молодежи, конкретных социологических исследований и нормативных документов.
Данные рекомендации обоснованы результатом анализа воспитательной деятельности педагогических вузов Павлодарской и Аркалыкской областей Казахстана, который показал, что «патриотическое» часто является синонимом «государственные праздники» и носит в основном характер разовых мероприятий, которые не преследуют цели формирования какого либо вида культур. Воспитательная деятельность патриотического характера осуществляется в форме акций, посвященным юбилейным и историческим датам государственного масштаба, кураторских часов и др.
Обращает на себя внимание, во-первых, «мероприятийный» характер работы всех структурных подразделений вуза. Во-вторых, мероприятия не имеют цели формирования конкретных свойств и качеств личности, в-третьих, преобладает расплыв-чивость тематики в воспитательной работе, в общем, и, в патриотическом блоке в частности, в-четвертых, количественность мероприятий преобладает над качеством и содержанием. Воспитательные планы вуза и структурных подразделений (деканатов и кафедр), а затем и кураторов дублируются. Цели данных планов разнятся, методы и средства не соответствуют задачам и выбраны без учета возрастной периодизации.
Исследование показало, что необходимо вернуть воспитательно-образовательному процессу вуза главенствующую роль в становлении патриотической личности специалиста, сделать процесс воспитания молодежи важнейшим фактором становления специалиста. На наш взгляд, этот процесс необходимо начать с педагогических вузов путем реализации модели формирования патриотической культуры. С этой целью необходимо выстроить систему воспитательной работы педагогического вуза на пересечении четырех направляющих, которые выделены И.М. Сиземской: «критическое осмысление современной действительности; сохранение - восстановление традиций отечественной общественной мысли; учет положительного социокультурного опыта накопленного в предшествующие годы; освоение мировой общественной мысли применительно к культурным традициям народа и потребностью современного развития общества» [7, с. 16].
В нашем исследовании работа структурных подразделений вуза строилась с учетом этого положения и была ориентирована на духовное развитие будущего педагога, так как главное средство в воспитании учащегося - это внутренняя духовная сила педагога и готовность ее передать ребенку.
Работу кафедр мы ориентировали на положение, что каждый педагог должен чувствовать необходимость формирование культуры учащегося [13]. Особое место в данной деятельности отводится куратору студенческой группы, который в индивидуальной работе в форме кураторских часов на патриотические темы, встреч, экскурсий и др. формирует мотивацию студентов к формированию патриотической культуры. Обязанность куратора заключается не в подмене действий студентов, а в обеспечении мотивации их в направлении активных действий, в созда-
нии условий для проявления будущими педагогами творчества, самостоятельности и инициативы в решении воспитательных задач патриотической направленности. Внеаудиторная работа, проводимая куратором, обеспечивает расширение рамок в области патриотического самовыражения студентов, раскрывает и активизирует их патриотические качества, обогащает представление о национальных ценностях, месте и возможностях человека в этом мире, повышая тем самым уровень общей патриотической культуры.
Воспитательным отделам вузов, было предложено подчинить большинство воспитательных мероприятий цели формирования патриотической культуры будущих педагогов, вооружившись высказыванием В.А. Сухомлинского: «Школа становится подлинным очагом культуры, когда в ней царят четыре культа: куль родины, культ человека, культ книги, культ родного слова» [10, с. 13].
Следующим путем формирования патриотической культуры мы определили общественную работу самих студентов, которая при правильной организации также мотивирует их на процессе активного участия в жизни института, инициировании и проведении различных воспитательных мероприятий патриотического характера. Являясь неотъемлемой составной частью современной системы подготовки будущего педагога в педагогическом вузе, общественная работа включала в себя многообразные виды патриотической деятельности, позволяющие студенту проявить себя как патриот на самых различных уровнях.
Библиографический список
Из всего вышесказанного следует, что педагогическая технология реализации модели формирования патриотической культуры будущих педагогов предполагает решение проблемы через создание единой культурно образовательной среды и лич-ностно-ориентированного пространства воспитательно-образовательного пространства педагогического вуза.
Итак, процесс формирования патриотической культуры как элемент подготовки будущих педагогов к выполнению воспитательной работы патриотического направления представляет часть общепедагогической подготовки и осуществляется в неразрывном единстве с ней, что предполагает наличие определенного уровня знаний различного характера и практических умений, необходимых для организации и осуществления патриотического воспитания учащихся в современных условиях. Целостность процесса формирования патриотической культуры обеспечивается его приоритетами, смещающими целевые установки подготовки специалиста функционера на саморазвивающуюся и самореализующуюся личность студента-патриота.
Таким образом, модель формирования патриотической культуры будущих педагогов и педагогическая технология ее реализации, позволили нам систематизировать патриотическую компоненту воспитательно-образовательного процесса педагогического вуза и направить их на формирование личности будущего педагога, как человека патриотической культуры, способного взять на себя роль связующего звена между поколениями и стать проводником патриотических идей в школе.
1. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.
2. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. - М., 1986.
3. Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева - М., 2000.
4. Лернер, И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе // Новые исследования в педагогических науках. - 1986. - № 2.
5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М., 1964.
6. Саенко, А.В. Роль моделирования в познавательной и практической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001.
7. Сиземская, И.Н. Проблемы современного воспитания в философском аспекте / И.Н. Сиземская, Л.И. Новикова // Педагогика. - 1998.
- № 7.
8. Симонов, В.П. Моделирование и модели в гуманитарных науках // Сб. науч. трудов под ред. проф. В.П. Симонова. - М., 2007. - Вып. 5.
9. Скибицкий, Э.Г. Дидактическое обеспечение дистанционного образования // Социально-экономические проблемы совершенствования управленческой деятельности. Теория и опыт: тезисы докл. Международной науч.-практич. конф. - Новосибирск, 2008.
10. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлиский. - М., 1982.
11. Филипченко, С.Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе: дис. ... док-ра. пед. наук.
- М., 2007.
12. Филипченко, С.Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе: дис. ... д-ра. пед. наук. -М., 2007.
13. Юркевич, П.Д. Философские произведения. - М., 1990. Bibliography
1. Gessen, S.I. Osnovih pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu. - M., 1995.
2. Konarzhevskiyj, Yu.A. Pedagogicheskiyj analiz uchebno-vospitateljnogo processa i upravleniya shkoloyj. - M., 1986.
3. Kratkiyj filosofskiyj slovarj / pod red. A.P. Alekseeva - M., 2000.
4. Lerner, I.Ya. Vzaimosvyazj obucheniya i vospitaniya v celostnom uchebno-vospitateljnom processe // Novihe issledovaniya v pedagogicheskikh naukakh. - 1986. - № 2.
5. Ozhegov, S.I. Slovarj russkogo yazihka. - M., 1964.
6. Saenko, A.V. Rolj modelirovaniya v poznavateljnoyj i prakticheskoyj deyateljnosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2001.
7. Sizemskaya, I.N. Problemih sovremennogo vospitaniya v filosofskom aspekte / I.N. Sizemskaya, L.I. Novikova // Pedagogika. - 1998. - № 7.
8. Simonov, V.P. Modelirovanie i modeli v gumanitarnihkh naukakh // Sb. nauch. trudov pod red. prof. V.P. Simonova. - M., 2007. - Vihp. 5.
9. Skibickiyj, Eh.G. Didakticheskoe obespechenie distancionnogo obrazovaniya // Socialjno-ehkonomicheskie problemih sovershenstvovaniya upravlencheskoyj deyateljnosti. Teoriya i opiht: tezisih dokl. Mezhdunarodnoyj nauch.-praktich. konf. - Novosibirsk, 2008.
10. Sukhomlinskiyj, V.A. Razgovor s molodihm direktorom shkolih / V.A. Sukhomliskiyj. - M., 1982.
11. Filipchenko, S.N. Formirovanie patrioticheskoyj kuljturih kursantov v processe obucheniya v voennom vuze: dis. ... dok-ra. ped. nauk. -M., 2007.
12. Filipchenko, S.N. Formirovanie patrioticheskoyj kuljturih kursantov v processe obucheniya v voennom vuze: dis. ... d-ra. ped. nauk. -M., 2007.
13. Yurkevich, P.D. Filosofskie proizvedeniya. - M., 1990.
Статья поступила в редакцию 08.11.12
УДК 159.97(075.8) + 316.6(075.8)
Sutyrina M.P., Malykhina S.E., Volkova K.A. RELATIONSHIP OF VERBAL INTELLIGENCE AND ORAL SKILLS VISUAL PERCEPTION OF SPEECH IN HEARING IMPAIRED. An association between indicators of verbal intelligence and skills of visual perception of speech in people with impaired hearing.
Key words: deaf, hard of hearing, verbal intelligence, visual perception of speech.
М.П. Сутырина, Институт социальной реабилитации ФГБОУ ВПО НГТУ, каф. специальной психологии ИФМИП ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск; С.Е. Малыхина, Институт социальной реабилитации ФГБОУ ВПО НГТУ, каф. специальной психологии ИФМИП ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск; К.А. Волкова, Институт социальной реабилитации ФГБОУ ВПО НГТУ, каф. специальной психологии ИФМИП ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]