Научная статья на тему 'Повышение эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов через формирование патриотической культуры'

Повышение эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов через формирование патриотической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
744
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / СТРУКТУРА ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PATRIOTIC EDUCATION / PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL / PATRIOTIC CULTURE OF FUTURE TEACHERS / THE STRUCTURE OF PATRIOTIC CULTURE / THE CONTENT OF PATRIOTIC CULTURE / PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Валерия Викторовна

Формирование патриотической культуры будущих педагогов представлено как специально организованный, планомерный, целенаправленный и поэтапный процесс научно-педагогического воздействия на них в процессе обучения в вузе, который способствует выработке форм высоконравственной профессионально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Валерия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the Efficiency of Vocational and Educational Training of Future Teachers Through Development of Patriotic Culture

Development of patriotic culture of future teachers is represented by the author as a specially organized, planned, targeted and gradual process of scientific and pedagogical influence on the future teachers in the learning process at the university, which promotes the development of his/her highly moral forms of professional and pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов через формирование патриотической культуры»

УДК 355.233.231.1

ББК Ч400.512.2 ГСНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.08

Сергеева Валерия Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Инновационный Евразийский университет; 140003, Республика Казахстан, г. Павлодар, Ломова, 45; e-mail: [email protected].

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотическое воспитание; педагогический вуз; патриотическая культура будущих педагогов; структура патриотической культуры; содержание патриотической культуры; профессионально-педагогическая деятельность.

АННОТАЦИЯ. Формирование патриотической культуры будущих педагогов представлено как специально организованный, планомерный, целенаправленный и поэтапный процесс научнопедагогического воздействия на них в процессе обучения в вузе, который способствует выработке форм высоконравственной профессионально-педагогической деятельности.

Sergeyeva Valeriya Viktorovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology, Innovative University of Eurasia (Republic of Kazakhstan, Pavlodar).

IMPROVING THE EFFICIENCY OF VOCATIONAL AND EDUCATIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS THROUGH DEVELOPMENT OF PATRIOTIC CULTURE

KEY WORDS: patriotic education; pedagogical higher school; patriotic culture of future teachers; the structure of patriotic culture; the content of patriotic culture; professional and educational activities.

ABSTRACT. Development of patriotic culture of future teachers is represented by the author as a specially organized, planned, targeted and gradual process of scientific and pedagogical influence on the future teachers in the learning process at the university, which promotes the development of his/her highly moral forms of professional and pedagogical activities.

Одним из определяющих факторов становления современного гражданского общества является процесс принятия общечеловеческих и возрождения национальных ценностей страны. Ученые высказывают мысль о необходимости понимания и раскрытия взаимосвязанных проблем воспитания и образования молодого поколения, «ибо конечная цель учения — самосовершенствование человека» [2. С. 38]. Однако практика показывает, что большинство молодых людей безразлично к таким явлениям, как гражданский долг, патриотизм, ответственность, общественная деятельность. Знания ими не рассматриваются как жизненная ценность.

Следует отметить, что в современном обществе также наблюдается значительное снижение внимания граждан к ценностям культуры. При этом М. Х. Балтабаев,

В. П. Бездухов, Г. П. Белоконев, А. В. Федо-сеенко и другие указывают на низкий уровень культуры у наиболее образованной части населения [3; 4; 6; 8 и др.]. Для воспитательной работы учреждений образования характерны формализм, неопределенность в совершенствовании воспитания личности, построение воспитательной работы на агитации, количественный учет проводимых мероприятий (собраний, кружков, классных часов, смотров, соревнований и др.), гонка за внешней формой воспита-

тельной работы, невнимание к возрастным, индивидуальным особенностям личности в применении методов воспитания, административно-командный стиль в отношениях. Воспитательная работа приобретает второстепенный характер, и причину этого мы видим в распространенном сегодня подходе к воспитанию и обучению как к двум разным процессам. Воспитание рассматривается как сопутствующий образованию процесс, в то время как «образование является средством воспитания» [20. С. 112].

Соотношение воспитания и образования в сегодняшних условиях оказывается в поле зрения педагогов в связи с актуальной для общества проблемой достижения каждым человеком гармоничного синтеза мировоззрения и понимания смысла жизни, веры в свое уникальное предназначение и знания путей наиболее полной жизненной самореализации. Успешно решить эту проблему можно через актуализацию усилий и выбор новых средств в сфере образования, направленных на духовное единение и взаимопонимание людей, преодоление конфронтации, формирование мировоззрения, патриотического сознания, — того, что является силой, определяющей движение истории [1; 11 и др.]. В свете этого Г. Г. Ер-денова, И. М. Ильичева и другие видят основной задачей высшей школы фокусировку внимания на формировании человека

© Сергеева В. В., 2013

культуры, специалиста с определенными жизненными ценностями и идеалами, с верно расставленными приоритетами и нравственными устоями [13; 14 и др.]. Исходя из этого, мы считаем, что к главным компонентам профессиональной подготовки будущих педагогов — выпускников современного педагогического вуза, наряду с ключевыми компетенциями, относится высокий уровень патриотической культуры.

Так как решение глобальных проблем государства зависит от типа человека, уровня его патриотического сознания и степени включенности в социальную жизнь своего народа, важнейшей социальной функцией высшей педагогической школы является формирование личности будущего педагога «как человека культуры, специалиста патриотического типа, подлинно интеллигентного, способного творчески подходить к решению задач» [16].

Для осуществления данных функций, как считает Л. Л. Супрунова, необходим новый подход к разработке системы подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности, основанный на сочетании новейших достижений мирового и отечественного опыта [26]. В вузах требуется проводить целенаправленную работу по удовлетворению и развитию национально-культурных потребностей, нацеленную на возрождение национальных и духовных ориентиров, нравственных и культурных ценностей, которые должны учитываться в профессиональной подготовке будущих педагогов.

Воспитательно-образовательный процесс в вузе рассматривается многими авторами как процесс введения личности студента в контекст общечеловеческой культуры, обретения способности жить в условиях гармоничного единства с окружающей действительностью на основе высших ценностей [9; 18; 23; 28 и др.].

Учеными отмечается увеличение значимости функции культурного наследия, культурологической направленности развития человека, сохранение целостной культурно-духовной ментальности [24; 29 и др.]. Однако практически никто не рассматривает формирование профессионально значимых качеств будущих педагогов в ракурсе патриотической культуры.

Мы поднимаем эту проблему в связи с тем, что на современном этапе будущее общества и государства зависит не столько от материальных благ, сколько от процесса созидания людей, от потребности человека реализовать те или иные качества в позитивных целях.

В данном контексте на первый план выдвигается культурно-творческая миссия вуза, предполагающая создание условий

для свободного и культурного развития каждого студента. Культурный уровень значительной части студентов недостаточно сформирован, что требует «пропитывания студентов культурой, вовлечение их в культурный процесс, и, прежде всего, пробуждение в них потребности реализации сформированных качеств и культурных ценностей в профессиональной деятельности» [12. С. 330]. В нашем случае потребности реализации патриотических качеств достигаются при условии существования определенной «культурной обстановки в высшей педагогической школе» [10. С. 37]. Мы имеем в виду создание таких условий в вузе, при которых содержание, структура и методы воспитания и обучения в совокупности отражали бы процессы, происходящие на уровне культуры. Эти условия предполагают использование исторического опыта, богатых духовных, общекультурных и национальных традиций, достижений мировой и отечественной науки. Мы принимаем определение культурной среды вуза, данное Г. П. Белоконевым и А. В. Федосеенко, как совокупности воспитательно-образовательных, духовно-нравственных, информационных, кадровых, материальных условий организации обучения, досуга и отдыха студентов [6].

Что касается формирования патриотической культуры будущих педагогов, следует отметить недостаточную сформирован-ность в настоящее время патриотической среды вуза. Это демонстрируют ответы будущих педагогов на поставленные нами в ходе анкетирования вопросы. В анкетировании принимало участие 215 студентов 1— 4 курсов.

По данным опроса студентов педагогических специальностей вузов Республики Казахстан и Российской Федерации, в иерархии профессиональных качеств образованность, духовное богатство человека, патриотизм большинство студентов первого курса ставят на 10 место из 15, тогда как студенты четвертого курса — уже на 12. По их мнению, духовно-нравственная атмосфера вузовской жизни, ее культурная составляющая не располагают к развитию духовно-нравственного потенциала в человеке. Студенты отмечают, что патриотический потенциал атмосферы вуза используется не в полном объеме. На вопросы о том, что такое патриотизм, что относится к государственной символике, каких героев страны они знают, где проявляют чувство патриотизма, студенты давали противоречивые ответы.

На вопрос «Что, по-вашему, представляет собой „патриотизм11, и как вы его реализуете?» 50 % студентов 1—4 курсов ответили, что это «любовь, уважение к Родине,

к людям, народу, стремление к лучшему для своей Родины». На втором месте по популярности оказалось следующее определение: чувство «верности и преданности, готовность защищать свою Родину, сражаться за нее и отдать жизнь». На вопрос о реализации патриотических качеств 80 % респондентов затруднялись с ответом, 7 % сказали, что реализуют их в «ответственном отношении к учебе и своей семье».

Ответы на вопрос о героических событиях страны продемонстрировали, что 70 % будущих педагогов не способны отделить героические события от исторических, 18 % дали ответ «не знаю» и только 12 % назвали героев страны.

Результаты анализа ответов позволили нам сделать следующие выводы:

- чувство патриотизма у будущих педагогов находится в пассивном состоянии;

- администрация и преподаватели вузов не до конца осознают актуальность, важность культурной среды вуза в процессе патриотического воспитания студентов, а если осознают, то не владеют целеполаганием;

- гуманитарные и специальные дисциплины не всегда наполнены проблемами патриотизма или не отражают их;

- в большинстве случаев культурная среда вуза не несет в себе патриотической составляющей.

Для решения выявленных проблем мы предлагаем заняться не внедрением методик, позволяющих сформировать патриотизм как качество, так как оно уже имеется у студентов, а пойти по новому пути формирования патриотической культуры будущих педагогов, который позволит патриотизм из качества перевести в убеждения, сделать его кредо жизнедеятельности будущих педагогов.

Ведущую роль в деле формирования патриотической культуры играют семья, учебные и культурные заведения, государство, профсоюзные организации, различные военно-патриотические коллективы, средства массовой информации и, естественно, армия. Однако нас интересует формирование патриотической культуры личности в условиях педагогического вуза, поскольку мы считаем педагога главным субъектом в сфере развития гражданского общества.

Для установления необходимости данного процесса мы обратились к исследованию исходного уровня патриотической культуры будущих педагогов, анализу их сопричастности развитию страны, беспокойства за судьбу Родины, размышлений по этому поводу. Мы провели беседы среди студентов первого и третьего курсов (153 человека), в рамках которых был задан вопрос с примерно следующей формулировкой:

«Что такое Родина в вашем понимании?» 55 % респондентов ответили, что это «место, где родился и вырос, провел свое детство», «это родной дом, город». Ответ «вся страна» присутствовал у 30 % опрошенных.

Вопрос «Кто повлиял на формирование ваших патриотических представлений?» был раскрыт в ходе беседы, в результате которой мы выяснили, что основное влияние на формирование патриотических представлений будущих педагогов оказали семья, ближайшее социальное окружение (34,4 %); телевидение, СМИ (31,1 %); учебные заведения (24,2 %). Молодежь считает (32,5 %), что в первую очередь для возрождения патриотизма в нашем обществе необходимо повернуться лицом к деятельности школ и детских дошкольных учреждений. 16,6 % респондентов (студенты 3 курса) признаются, что знания, полученные от учителей в школе, составили основу понимания патриотизма. Студенты в ответах указывали на то, что их учитель выступал в роли радетеля Отечества, прививал любовь к Родине, уважение к людям и др. В то же время они замечают, что преподаватели вуза редко обращают внимание на эти факты в процессе проведения занятий, а внеаудиторные мероприятия проводятся только по случаю государственных праздников.

Сегодня в школе значительное внимание уделяется педагогическому корпусу, который имеет достаточно концептуальных основ для работы в области патриотического воспитания. Однако нередко наблюдается неготовность некоторых педагогов воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма. Мы полагаем, что причиной тому — пробел в патриотических знаниях студентов педагогических вузов. Представим результаты анкетирования будущих педагогов (в опросе участвовало 170 студентов). Относительно того, что составляет основу патриотической культуры личности, 25 % ответивших полагают, что это личное участие человека в деятельности, направленной на укрепление общества. Для 75 % это знания патриотической тематики, полученные из СМИ (26,6 %), от друзей и товарищей (18,3 %), от школьных педагогов (11,6 %), из художественной литературы и мемуаров (18,5 %).

В итоге анкетирования, наблюдения и бесед с будущими педагогами мы сделали следующие выводы:

1) в вузе уделяется недостаточно внимания формированию и развитию социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма у будущих педагогов в процессе воспитания и обучения;

2) во многом утрачены традиции вузов по проведению различных конкурсов, олим-

пиад, патриотических фестивалей, смотров, интеллектуальных и военно-спортивных игр, слетов, спартакиад, соревнований, встреч, посещения воинских частей, организации музеев, выставок боевой и трудовой славы и др.;

3) преподаватели вуза не поддерживают систематически патриотическую составляющую содержания учебных дисциплин и внеучебных мероприятий, обращают внимание только на их количество.

Следует подчеркнуть, что в вузах стали дефицитом такие формы учебных занятий и внеаудиторной работы, которые прививают гражданственность, патриотизм, воспитывают любовь к Родине, уважение к закону, формируют трудолюбие и нравственность.

Тем не менее у педагогических вузов, помимо традиционной образовательной миссии, существуют и иные социальные функции в зависимости от особенностей регионов [5]. В настоящее время идет многосторонний интенсивный поиск основополагающих подходов к новой стратегии воспитания. В нем принимают участие не только педагоги, но и психологи, социологи, философы и юристы. В законодательстве обновились многие правовые нормы образования, что выразилось в признании многообразия систем и участников воспитательно-образовательного процесса. Наметилась тенденция к созданию разнообразных концепций воспитания подрастающего поколения, в которых выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, ответственности перед собой и другими. Формируются новые культурные основания — плюрализм и вариативность воспитательной практики, происходит демократизация отношений субъектов воспитательно-образовательного процесса, осознается ответственность государства за воспитание детей и молодежи [7]. Воплощать в жизнь все вышеперечисленное предстоит сегодняшним студентам, завтрашним специалистам — будущим педагогам.

Очевидно, что в этих условиях нужно срочно решать острейшие теоретические и практические проблемы воспитания патриотизма у молодежи, в том числе и студенчества, как основы консолидации общества и укрепления государства. Это отмечали в своих работах многие ученые [19; 22; 25 и др.]. Чтобы помочь молодым людям занять гражданскую позицию в современном мире, как мы полагаем, в первую очередь нужно уделить внимание воспитанию патриотичности педагога с позиции патриотической культуры, что относится к юрисдикции современного педагогического вуза.

Обзор литературы, жизненный опыт, статистические и социальные данные, результаты нашего предварительного исследования подтверждают необходимость укрепления системы патриотического воспитания в педагогических вузах путем формирования патриотической культуры будущего педагога как особого рода культуры, способной воздействовать и корректировать его поведение.

Следует отметить, что молодежь Казахстана и России неоднородна, у нее отсутствуют единые жизненные ориентиры. В связи с этим мы провели исследование, в котором приняло участие 358 человек, в результате которого разделили юношей и девушек в зависимости от типа мышления и самоидентификации на три группы: а) с ярко выраженной индивидуалистической направленностью; б) недостаточно определившиеся; в) с социально активной патриотической позицией. Первую группу (19,8 %) объединяет яркая установка на потребительские ценности. Члены второй группы (55,8 %) собираются участвовать в социально-политической деятельности (в том числе в молодежных организациях), но у них нет чувства сопричастности судьбе страны. Третью группу (24,4 %) будущих педагогов составляют коллективисты, деятельные гуманисты и активные сторонники патриотизма. Мы заметили, что эту группу респондентов отличает активность, четко выраженная любовь к Родине, гуманизм, патриотизм, обостренное чувство ответственности за все, что происходит в семье, вузе и стране. По нашему убеждению, будущие педагоги из третьей группы смогут сформировать чувство патриотизма у своих подопечных в процессе профессиональной деятельности.

С учетом вышесказанного высшая педагогическая школа должна взять за основу процесс всестороннего развития личности, который представлен единством воспитания и образования, и реализовывать три цели:

- вооружать студентов знаниями, навыками в области общетеоретических, специальных и общественных наук;

- воспитывать у студентов интерес к избранной профессии, развивать склонности и способности к успешной трудовой деятельности;

- формировать патриотически-активную деятельностную личность, общественного организатора, патриота своей Родины. Государство уделяет большое внимание

вопросам патриотического воспитания молодежи. Так, государственные органы Республики Казахстан и Российской Федерации приняли ряд документов: законы об образовании, о языках, о молодежи, о культуре, о национальной безопасности; госу-

дарственные программы и концепции развития образования, развития языков, этнокультурного образования, воспитания в учреждениях образования, культурного наследия, патриотического воспитания граждан, — затрагивающих вопросы системы патриотического воспитания. В этих документах обозначены следующие задачи:

- создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания;

- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе понимания исторических ценностей и роли Отечества в мире, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

- воспитание личности гражданина — патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

- формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Названные выше задачи должны быть реализованы в процессе формирования профессионально значимых качеств будущих педагогов, особенно сегодня, в период смены ценностей и духовных ориентиров людей, когда разрушена прежняя система воспитательной работы, а новая, отвечающая целям и ценностям демократического правового государства, не набрала силы. Для воссоздания системы воспитания граждан, укрепления духовного потенциала населения необходима объединительная, консолидирующая общество основа, которую может составить государственнопатриотическая идеология. На наш взгляд, эта задача может быть решена, если в педагогическом вузе к будущему педагогу будут относиться, как к носителю культуры, и создавать условия для формирования патриотической культуры у студентов.

В свете рассматриваемой проблемы следует остановиться на термине «патриотическое воспитание личности». Так, Н. В. Ипполитова трактует патриотическое воспитание как систему, состоящую из собственно патриотического воспитания студентов и подготовки будущих педагогов к патриотическому воспитанию учащихся [15]; М. А. Терентий рассматривает патриотическое воспитание в ракурсе формирования патриота — человека, для которого смысл жизни заключается в стремлении сделать всё для процветания Родины [27]; П. И. Пидкасис-тый понимает под данным выражением воспитание патриотических чувств на основе патриотических знаний, взглядов и убеждений патриотического характера, расширение опыта и формирование положитель-

ного отношения к патриотической деятельности [21].

На наш взгляд, сегодня необходим новый подход к определению указанного термина — с позиции формирования патриотической культуры личности, при которой культура признается одной из важнейших социально-политических ценностей. Это предполагает обоснование и обогащение содержания патриотического воспитания посредством включения в него культурноисторического, нравственного, правового, профессионального и психологического компонентов; приобщение тем самым студентов к патриотическим ценностям, созданным в основных сферах жизни общества. Данный процесс предполагает фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания с учетом формирования культуры, прежде всего патриотической культуры будущего педагога, т. е. по организации подготовки воспитательных кадров, способных активно, на высоком уровне решать задачи патриотического воспитания молодого поколения.

В настоящей статье под целью патриотического воспитания будущих педагогов понимается формирование их патриотической культуры как социально-нравственного императива. Цель реализуется на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов организации воспитательно-образовательного процесса с сохранением общих закономерностей и принципов при акценте на специфике патриотического воспитания как его составной части. Данная цель конкретизируется в задачах: а) формирование нравственно-психологической готовности (формирование и развитие у будущих педагогов интереса к патриотическому воспитанию, положительных мотивов учебной деятельности в процессе подготовки); б) формирование праксиологической готовности будущих педагогов к патриотическому воспитанию учащихся; в) формирование теоретической подготовленности (обеспечение студентов знаниями методологического, теоретического, методического и технологического характера); г) формирование практической подготовленности (формирование у будущих педагогов практических умений и навыков для осуществления патриотического воспитания учащихся).

На основании вышесказанного мы определили, что патриотическая культура является результатом целенаправленного процесса патриотического воспитания в условиях специально организованной системы на основе формирования патриотического сознания, духовно-нравственных

ценностей, гражданственности, что обеспечивает социально активную деятельность будущего педагога.

Итак, определяя дескрипторы будущего педагога (руководствоваться правами и обязанностями гражданина; проявлять гражданскую позицию в отношении государства; руководствоваться общепринятыми в обществе нормами и культурными традициями народа; понимать культурно-исторические ценности народа и нормативные ценности менталитета), мы считаем, что каждый выпускник педагогического вуза должен обладать высоким уровнем патриотической культуры наряду со сформированными ключевыми компетенциями. Следовательно, в силу ярко выраженной гуманистической направленности своей профессии, будущий педагог является носителем и выразителем общечеловеческой и патриотической культуры.

Материал нашего исследования позволил выделить и обосновать социальные и педагогические предпосылки формирования патриотической культуры будущих педагогов при соответствующей организации воспитательно-образовательного процесса вуза с учетом национальной модели образования, определенных условий и структуры культурной среды вуза, на основании общечеловеческих и национальных ценностей, уважения к историческому и культурному наследию предков и мировому наследию.

К социальным предпосылкам мы отнесли следующие: особенности исторического момента развития государства; социальноэкономические и культурные преобразования общества; подход к человеческому капиталу как к определяющему уровень общественного развития; принятие государственных программ по вопросам патриотического воспитания граждан; политику государства в сфере межэтнических отношений; возрастание роли и значения культурноисторического типа мышления будущего специалиста; воссоздание системы патриотического воспитания молодежи; укрепление духовного потенциала населения, увеличение значимости функции культурного наследия, культурологической направленности развития человека. Педагогические предпосылки представлены культуротворческой концепцией среднего образования, новым подходом к воспитательно-образовательному процессу в высшей школе, стратегическим ориентиром которого является формирование поликультурной личности, полилингвистической по своей сути, с развитым патриотическим сознанием, владеющей навыками усвоения общечеловеческих ценностей, быстро адаптирующейся к

изменяющимся условиям окружающей действительности; привлечением высшей педагогической школы к воспитанию будущих педагогов в духе патриотизма и потребностью в реализации патриотического потенциала личности в профессиональной деятельности; внедрением третьего поколения государственных общеобязательных стандартов высшего профессионального образования с учетом компетентностного подхода.

Стоит заметить, что каждый рассматриваемый подход к культуре имеет определенную методологическую ценность в зависимости от исследовательских задач. В рамках исследования личности будущего педагога, которая проявляется в его профессиональной педагогической деятельности, мы понимаем культуру как механизм самоде-терминации личности, как основание поступков, действий человека как личности, направленных одновременно наружу, на других, и внутрь, что, на наш взгляд, характеризует любого педагога.

Учитывая существование различных подходов к понятиям «культура» и «патриотизм» и стремление исследователей разных отраслей знаний отразить в содержании данных понятий специфику своей области знания, мы уточняем понятие патриотическая культура будущих педагогов с точки зрения системной категории, ориентированной на профессионально-деятельностную самодетерминацию личности с присущей ей патриотичностью.

В результате интеграции указанных понятий мы определили патриотическую культуру будущего педагога как системную категорию, ориентированную на процесс овладения компетенциями в области формирования патриотизма, развития патриотического самосознания личности, обеспечивающую формирование профессионально активной, патриотически-дея-тельностной позиции у будущего педагога.

Для раскрытия сущности патриотической культуры будущих педагогов мы разработали ее структуру (рис. 1). Она заключается в единстве патриотической, культурно-исторической, профессионально-этической, правовой и патриотически-деятель-ностной направленностей личности.

Содержание патриотической культуры будущего педагога представлено в таблице.

Мы подчеркиваем, что компоненты патриотической культуры взаимосвязаны и взаимообусловлены и обеспечивают возможности для повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов в области патриотического воспитания учащихся.

Рис. 1. Структура патриотической культуры будущего педагога

Таблица.

Содержание патриотической культуры будущих педагогов

Компоненты Содержание

Государственно- патриотический - упорядоченность системы патриотических знаний; - сформированность гражданско-нравственной позиции; - почитание традиций и государственных символов, уважение к языку; - реализация патриотических качеств личности как необходимое условие жизнедеятельности; - сформированность патриотического сознания

Исторический - полнота усвоения культурноисторических, поликультурных понятий и их содержания; - сформированность национального самосознания; - знание места и роли страны в мировом пространстве; - национальный характер деятельности; - ориентация деятельности на сохранение национальных и общечеловеческих ценностей

Нравственный - сформированность нравственного потенциала личности; - сформированность коммуникативного потенциала личности; - сформированность творческого потенциала личности; - сформированность нравственных ценностей; - сформированность мировоззрения

Правовой - глубина правовых знаний; - знание прав и обязанностей граждан; - уважение и соблюдение законов;

Окончание таблицы

Компоненты Содержание

Правовой - сформированность гражданской позиции; - ответственность за деятельность и принятые решения

Профессионально- деятельностный - профессионально-педагогические умения, направленные на реализацию воспитательных задач в ракурсе патриотической культуры; - сформированность патриотических взглядов; - национальная идентификация личности; - социально-патриотическая активность; - способность личности к саморазвитию

Итак, после рассмотрения компонентов патриотической культуры в их единстве мы вправе говорить о том, что ее структура и содержание предоставляют широкие возможности для повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов в части патриотического воспитания учащихся. В педагогическом отношении при достаточном уровне сформированности у педагога патриотической культуры изменяется содержание его воспитательной деятельности при сохранении ее основ. Следовательно, у педагога существует выбор между разнообразными формами и содержательными аспектами педагогической деятельности по патриотическому воспитанию учащихся в разных образовательных учреждениях.

На основе системного и деятельностного подходов мы рассматриваем патриотическую культуру будущих педагогов в трех плоскостях: предметной, функциональной и исторической. Предметная плоскость дает представление о состоянии компонентов и характере связей между ними; функциональная раскрывает систему и ее компоненты со стороны функционального содержания; историческая обеспечивает единство исторического и логического, генетического и феноменологического в раскрытии этапов прошлого, настоящего и будущего. Мы представляем патриотическую культуру будущих педагогов как элемент двух взаимосвязанных процессов — воспитательно-образовательного и культурного, — что позволяет нам спроецировать общий механизм движения культуры на одну из ее разновидностей — патриотическую. Описание такого механизма мы находим в работах М. С. Кагана [17].

Данный механизм мы схематически изобразили на рис. 2; опредмечивание означает создание и усвоение ценностей, а распредмечивание — освоение и передачу ценностей учащимся.

как часть его общественного сознания, в которой отражается отношение к Отечеству и которая меняется в зависимости от уровня развития общества, от экономического и социального положения в стране. Патриотическая культура будущего педагога отражает его патриотические чувства и идеи.

Через механизм перехода общей культуры в патриотическую возможен перевод знаний будущих педагогов в патриотические убеждения, что дает возможность сформировать способность передачи патриотического опыта. Уровень патриотической культуры личности определяется не только самими идеями, идеалами или уровнем их оригинальности, и даже не степенью их распространения, а мерой включения ценностных установок и норм в любую деятельность педагога и степенью конкретного проявления патриотического в профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. АМОНАШВИЛИ Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск : Университетское, 1990.

2. АНДРЕЕВ Г. А. Обучение и воспитание в вузе неразделимы / / Высшее образование в России. 2000. № 3.

3. БАЛТАБАЕВ М. Х. Педагогическая культурология : учеб. пособие. Алматы : РНК, 2000.

4. БЕЗДУХОВ В. П., МИШИНА Е. Е., ПРАВДИНА О. В. Теоретические проблемы становления педаго-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гической компетентности учителя. Самара : СГПУ, 2001.

5. БЕКТУРГАНОВ А. К вопросу реформирования системы образования / / Казахстанская правда. 2008. 28 февр.

6. БЕЛОКОНЕВ Г. П., ФЕДОСЕЕНКО А. В. Педагогическая культура в высшей школе : учеб. пособие. Ростов н/Д : Рост. гос. строит. ун-т, 2005.

7. БЕРДЯЕВ Н. А. О человеке, его свободе и духовности : избр. тр. М. : Московский психологосоциальный ин-т Флинта, 1999.

8. БИБЛЕР В. С. Нравственность. Культура. Современность: философские размышления о жизненных проблемах. М. : Знание, 1990.

9. БОЛЕЕВ К. Б. Подготовка будущих учителей к национальному воспитанию. Алматы, 1998.

10. ВЕРБИЦКИЙ А. А., ВИНОГРАДОВ В., СИНЮК А. Вуз как воспитательное пространство // Высшее

образование в России. 2000. № 2.

11. ГАЛИЕВ Т. Т. Системный подход к интенсификации учебного процесса. Алматы : Гылым, 1998.

12. ГЕРШУНСКИЙ Б. С. Философия образования. М. : Московский психолого-социальный ин-т Флинта, 1998.

13. ЕРДЕНОВА Г. Б. Современные требования к профессиональной подготовке педагогических кадров // Білім. Образование. 2008. № 1 (38). С. 70—74.

14. ИЛЬИЧЕВА И. М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

15. ИППОЛИТОВА Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. Челябинск, 2000.

16. К ЭКОНОМИКЕ знаний через инновации и образование : лекция Президента РК Н. А. Назарбаева в Евразийском Национальном Университете имени Л. Н. Гумилева / / Казахстанская правда. 2006. № 131—132. 27 мая.

17. КАГАН М. С. Человеческая деятельность. М., 1974.

18. КАРАКОВСКИЙ В. А. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М. : Нова школа, 1993.

19. КУЗЕМБАЕВА А. Т. Образование в РК : сборник законодательных актов. Астана, 2008. Т. 1.

20. ЛЯУДИС В. Я. Формирование учебной деятельности студента. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1989.

21. ПИДКАСИСТЫЙ П. И. Педагогика. - М. : Педагогическое о-во России, 1998.

22. ПФЕЙФЕР Н. Э., СЕРГЕЕВА В. В. Подготовка студентов педагогических специальностей к реализации воспитательной стратегии Республики Казахстан / / Вестник ЕаГИ. Астана, 2004. № 3. С. 164— 170.

23. РАВКИН З. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (Аксиологический аспект) // Педагогика. 1995. № 5. С. 87—90.

24. СЕЙТЕШЕВ А. Новая парадигма самоорганизации общества, образования и личности // Мысль. 2001. № 9. С. 37—41.

Рис. 2. Механизм перевода общей культуры в патриотическую культуру

В связи с вышесказанным патриотическая культура будущих педагогов понимается нами как феномен, раскрывающий патриотизм как одну из составляющих частей профессиональной деятельности педагога,

25. СТРЕЛЬНИКОВ В. Патриотизм — источник морального духа российского воина / / Ориентир. 2002. № 7. С. 55—58.

26. СУПРУНОВА Л. Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии // М^1э1ег. 2000. № 3. С. 77—81.

27. ТЕРЕНТИЙ М. А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Кишинев : Стипница, 1978.

28. ЭТНОПСИХОЛОГИЯ / под ред. К. Б. Жарикбаева. Алматы, 1998.

29. ЯБЛОКОВА Л. В. Концептуальное осмысление содержания профессионально-педагогической подготовки учителя: необходимость обновления / / Педагогика. 2000. № 4. С. 19—22.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Б. Д. Каирбеков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.