DOI 10.14526/01_1111_125 УДК 378
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Л.Н. Белоногова - кандидат педагогических наук, доцент М.М. Шубович - доктор педагогических наук Л.И. Еремина - кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Белухина - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им.
И.Н. Ульянова»,
Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: lariv 73@mail.ru
Аннотация. Значительная роль в воспитании патриотизма принадлежит образовательным учреждениям, в которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни. Основной задачей деятельности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта должно быть обеспечение уровня значимости государственного патриотизма у подрастающего поколения. Эта деятельность связана с умением преподавателей физического воспитания и тренеров использовать различные формы и методы воспитательной работы и с тем, насколько у самих будущих специалистов сформировано патриотическое сознание. Сущность патриотического воспитания заключается в осуществлении многоплановой, систематической и целенаправленной педагогической деятельности по формированию у граждан патриотических чувств, высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности Отечеству и малой Родине, готовности к деятельности на благо страны и родного края, осуществляемой на основе этно-культурно-исторических и социально-политических особенностей региона и краеведческого ракурса. Материал. Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры и спорта педагогического университета к патриотическому воспитанию молодёжи в условиях многонационального региона. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, моделирование, эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Представлена модель формирования готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Авторами раскрыты основные содержательные блоки модели и проверена её эффективность. Выделены три уровня сформированности готовности: критический, допустимый, оптимальный, а также представлена критериальная база их оценки. Заключение. Создание и использование модели формирования готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию подрастающего поколения позволяет обеспечить уровень планируемого результата, который соответствует современным требованиям образования. Ключевые слова, патриотическое воспитание, модель, диагностика.
THE PROCESS MODELING OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT FACULTY STUDENTS' READINESS FORMATION TO FULFILL PATRIOTIC UPBRINGING OF
ONCOMING GENERATION
Ludmila N. Belonogova - candidate of pedagogics, associate professor Marina M. Shubovich - doctor of pedagogics Larisa I. Eremina - candidate of pedagogics, associate professor Natalia N. Belukhina - candidate of pedagogics, associate professor "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N.Ulyanov", Ulyanovsk, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: lariv 73@mail.ru
Annotation. A great role in patriotism upbringing belongs to educational establishments, where there is a spiritual-moral formation of children and their training for independent life. The main aim of the future specialists' activity in the sphere ofphysical culture and sport should be the level of state patriotism importance provision among the oncoming generation. This activity is connected with the ability of physical culture teachers and trainers to use different forms and methods of upbringing work and with the level of patriotic awareness among the future specialists. The essence ofpatriotic upbringing is in many-sided, systematic and purposeful pedagogical activity realization among citizenry in forming patriotic feelings, a high level of patriotic awareness, a high level of faith to Motherland and place of birth, readiness to act to the benefit of the country and Motherland, which is realized on the basis of ethnic-cultural-historical and social-political peculiarities of a region and a regional perspective. Material. The article is about the problem of students' professional training at physical culture and sport faculty of a Pedagogical University to patriotic upbringing of young people in terms of a multinational region. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, modeling, experiment, methods of mathematical statistics. Results. The model ofphysical culture and sport faculty students' readiness formation to fulfill patriotic upbringing of oncoming generation is presented. The authors reveal the main content blocks of the model and its effectiveness is checked. Three levels of readiness formation are determined: critical, admissible and optimal. The criteria base of their estimation is presented. Conclusion. The model creation and use of physical culture and sport faculty students' readiness formation to fulfill patriotic upbringing of oncoming generation helps to provide the level of the planned result, which corresponds to modern demands of education. Keywords: patriotic upbringing, model, diagnostics.
Основной задачей всей
деятельности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта должно быть обеспечение уровня значимости государственного патриотизма у подрастающего поколения,
формирование в его сознании понимания зависимости судьбы страны, народа от того, в какой мере оно будет руководствоваться в своих действиях ценностями патриотизма. Эта
деятельность связана с умением преподавателей физического воспитания и тренеров использовать различные формы и методы воспитательной работы и с тем, насколько у самих будущих специалистов сформировано патриотическое сознание.
Значительная роль в воспитании патриотизма принадлежит
образовательным учреждениям, в которых происходит духовно-нравственное
становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни. Не будучи патриотом, педагог не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине.
Сущность патриотического
воспитания заключается в осуществлении многоплановой, систематической и целенаправленной педагогической
деятельности по формированию у граждан патриотических чувств, высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности Отечеству и малой Родине, готовности к деятельности на благо страны и родного края,
осуществляемой на основе этно-культурно-исторических и социально-политических особенностей региона и краеведческого ракурса [4].
В качестве основного метода для изучения готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию
подрастающего поколения был выбран метод моделирования, который
предполагает конструирование модели, направленной в совокупности своих теоретических положений на изменение исследуемого процесса в сторону улучшения его функционирования. На основе анализа и обобщения степени изученности данной проблемы в педагогической теории и практике была составлена модель процесса готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Метод моделирования был избран в качестве основного для изучения готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию
подрастающего поколения. Выбор моделирования объясняется тем, что именно модель обеспечивает более полное понимание диалектической зависимости между элементами и подсистемами исследуемой системы. Применение метода моделирования в педагогических исследованиях объясняется многообразием его гносеологических функций, что обусловливает изучение педагогических явлений и процессов на специальном объекте - модели, являющейся промежуточным звеном между субъектом и предметом исследования.
Моделирование как метод исследования получил в настоящее время широкое распространение в различных научных областях и направлениях. Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Создание моделей -действенное средство проверки
истинности и полноты теоретических представлений в различных отраслях знаний. Термин «моделирование» пришел в педагогику из области технического знания. Благодаря моделированию педагогический процесс становится технологичным. В процессе и посредством моделирования создается педагогическая технология, обеспечивающая развитие участников педагогического процесса [5]. Обобщив опыт технического
моделирования и преломив его через педагогическую науку, B.C. Безрукова [2] выделяет общие принципы и порядок действий по моделированию
педагогических объектов.
Моделирование процесса
формирования готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию
подрастающего поколения предполагает конструирование модели, направленной в совокупности своих теоретических положений на изменение исследуемого процесса в сторону улучшения его функционирования. На основе анализа и обобщения степени изученности данной проблемы в педагогической теории и практике была составлена модель процесса формирования готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию
подрастающего поколения. Теоретико-методологическими основаниями
предложенной модели являются аксиологический, системный, личностно-деятельностный, гуманистический и этнокультурологический подходы [3].
Аксиологический подход создает условия для нравственного
совершенствования студентов,
самореализации и развития их ценностных ориентаций в направлении
гуманистической аксиологии,
необходимой для современного патриотизма.
Задача образовательных
учреждений - развивать интеллект, умения, обогащать внутренний
субъективный мир, пробуждать
нравственное чувство, формировать патриотическое сознание. Невозможно добиться огромных результатов в патриотическом воспитании, воздействуя только на разум человека. Сфера чувств позволяет придать рассудочной информации экзистенциальный,
трепетный, человеческий смысл.
Системный подход к изучению процесса формирования готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию подрастающего поколения позволяет обеспечить системный характер анализа педагогических фактов и явлений, выделить главные из них, определить показатели и критерии эффективности подготовки студентов. Системный подход позволяет охарактеризовать особенности процесса формирования готовности, выделить его структурные элементы, систему его организации и на основании этого определить основные направления работы по формированию готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Личностно-деятельностный подход, применяемый при подготовке студентов и связанный с новыми технологиями, предусматривает одновременно с изменением содержания образования и совершенствованием организации
процесса обучения и воспитания, формирование нового стиля мышления будущего специалиста, гуманизации межличностных отношений, развития способности к рефлексии, самооценке, саморегуляции. Данный подход способствует развитию компетенций и творческой инициативы в патриотической деятельности, помогает использовать инновации, создаваемые на основе творческого мышления в условиях гуманизации образовательной системы.
Гуманистический подход означает прежде всего человечность, любовь к людям, чуткость в человеческих отношениях, уважение к человеку, его достоинству. Гуманизм реализуется в
системе ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.
Этнокультурологический подход заключается в укреплении народных традиций, возврате к тем устоям, которые позволяют обратить человека к духовно-нравственным национальным корням. Он выдвигает необходимость формирования культурного самосознания студента и развитие у него толерантного отношения к другим культурам, актуализирует формирование у будущих учителей педагогической культуры, которая предполагает единство нравственного и профессионального развития, создает условия для самоопределения личности студента и интеграции в системы национальной и мировой культуры. Этнокультурологический подход
нацеливает на определение соотношения меры регионального, общенационального и цивилизационного компонентов, как в содержании образования, так и в структуре подготовки учителей.
Выделенные методологические подходы лежат в основе структурно-функциональной модели формирования готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию
подрастающего поколения.
Процесс формирования готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию подрастающего поколения представляет собой неотъемлемый, но относительно самостоятельный элемент подсистемы психолого-педагогической подготовки в общей системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, связанный с подготовкой к различным направлениям воспитательной работы и к осуществлению учебно-воспитательной работы в целом.
В исследовании при разработке модели процесса формирования готовности студентов факультета физической культуры и спорта к
патриотическому воспитанию
подрастающего поколения за основу было взято представление о структурных компонентах педагогической деятельности как системы, представленной в работе Н.Н. Никитиной, О.М. Железняковой, М.А. Петухова [6, с. 79]. Ее суть заключается в том, что сущность любой педагогической системы определяется наличием в ней, независимо от ее уровня, одних и тех же взаимосвязанных, взаимозависимых и необходимых компонентов, без которых она функционировать не может.
Важнейшими блоками такой системы следует рассматривать:
- личностный - совокупный субъект педагогического процесса (личность студента, личность преподавателя);
- целевой - цели обучения и воспитания, которые задаются требованиями к личности и деятельности профессионала, содержащимися в модели специалиста, квалификационной характеристике, Государственном стандарте;
- содержательный -содержание обучения и воспитания;
- операционно-технологический - формы, методы, приемы, технологии обучения и воспитания;
- педагогические условия -организационные, материальные, психологические;
- результативно-рефлексивный - результаты деятельности, критерии оценки эффективности педагогической системы. Завершенность и результативность процесса обучения связана с реализацией целей обучения и воспитания, а также с достижением соответствующих им результатов [3].
В центре любой педагогической системы, по мнению ученых, находятся личности обучающегося и педагога, выступающие как совокупный субъект данной системы, определяющий ее цели, содержание воспитания и обучения и т.д.
Всестороннее и углубленное уяснение сущности структурных компонентов педагогической деятельности как системы, сущностных характеристик педагогического процесса в единстве, взаимосвязи и соподчиненности всех его компонентов (субъекты, цель, задачи, содержание, средства, формы, методы и приемы, технологии) позволили нам разработать модель процесса
формирования готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию
подрастающего поколения Целевой блок модели включает цель: формирование готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию
подрастающего поколения.
Указанная цель конкретизируется рядом задач: формирование у студентов компонентов исследуемой готовности; углубление знаний студентов о родном крае; совершенствование умений осуществлять планирование, организацию, контроль деятельности по включению регионального материала в содержание образования, отношение к родному краю и своей профессиональной деятельности.
Содержательный блок включает в себя общекультурную, психолого-педагогическую и методическую подготовку студентов.
Общекультурная подготовка
студентов способствует формированию у них патриотического сознания и воспитанию патриотов малой Родины.
Данный вид подготовки
осуществляется на базе следующих учебных предметов: Отечественной истории, основ философии,
культурологии, краеведения, мировой художественной культуры, а также в ходе внеучебной деятельности.
Разработка целостной системы регионального патриотического воспитания Требования ФГОС ВО к выпускнику по направлению подготовки «Физическая культура»
о о
£5
Субъект-субъектная основа :
личность студента
А-\Г
личность преподавателя
Цель: формирование готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию подрастающего поколения Задачи: формирование у студентов компонентов исследуемой готовности; углубление знаний студентов о
родном крае; совершенствование умений осуществлять планирование, организацию, контроль деятельности по включению регионального материала в содержание образования младших школьников, отношение к родному краю и своей профессиональной деятельности.
lÜ Ü I- О
Д
О
О
ас >
3
о
О л
X
включение в содержание процесса формирования готовности студентов информации о региональных особенностях (богатое историческое и культурное наследие, географическое положение, многонациональность, поликультурность);
использование в педагогическом процессе воспитательных технологий, обеспечивающих общекультурную, профессиональную и методическую подготовку студентов к патриотическому воспитанию;
разработка этапов формирования готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию подрастающего поколения: мотивационно-ценностный, теоретико-методический, деятельностно-практический.
Технологические этапы подготовки
Мотиваци онно-ценностный
Теорети ко- м етодич еский
Деятельностно-практический
Технологии: проектные технологии, case-study, игровые технологии, технология составления и презентации портфолио, технологии решения _ценностных дилемм,_
Организационные формы: мини-лекции, практические занятия, лабораторные работы, творческая самостоятельная работа, научно-исследовательская работа студентов, педагогическая практика, индивидуальные, групповые, коллективные консультации, виртуальные туры, экскурсии, занятие-конкурс, занятие-конференция, групповая дискуссия, тренинги
Методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, творческие, составление кластера, синквейн, «Шесть шляп мышления»
Результат: повышение уровня готовности студента факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию подрастающего поколения
Аспекты и компоненты готовности
Личностная готовность
- мотивационно-ценностный компонент;
- когнитивный компонент;
- поведенческий компонент
Профессиональная готовность
- мотивационно-ценностный компонент;
- когнитивный компонент;
- поведенческий компонент
Уровни сформированности готовности:
- критический;
- допустимый;
- оптимальный
Рисунок 1 - Модель формирования готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию подрастающего поколения
Психолого-педагогическая подготовка позволяет студентам овладеть знаниями о принципах функционирования образовательного процесса в школе и системе дополнительного образования [7],
сущности патриотического воспитания и его месте в целостной структуре образовательного процесса. Этому способствуют следующие учебные курсы:
«Педагогика», «Психология», «Основы педагогического мастерства».
Методическая подготовка
предполагает формирование у студентов системы знаний, умений и навыков, необходимых будущему учителю для включения регионального материала в содержание образования. Эта подготовка реализуется посредством проведения учебных занятий по дисциплинам: «Педагогика», «Теория и методика физической культуры и спорта», «Методика преподавания физической культуры», «Туризм и спортивное ориентирование», «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте», «Национальная безопасность, оборона государства и органы управления в кризисных ситуациях».
Психолого-педагогические и
методические умения формируются также в ходе педагогической практики, во время самостоятельной работы, а также в учебно-исследовательской работе [1].
Операционно-технологический блок включает в себя технологию подготовки студентов к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, состоящую из трех этапов: мотивационно-ценностного, теоретико-
методологического, деятельностно-
практического.
Цель мотивационно-ценностного этапа - формирование мотивационно-ценностных компонентов личностного и профессионального аспектов готовности, достигаемых путём использования технологий ценностного самоопределения, дискуссий, публичных состязаний, посвященных памяти героев, погибших при защите интересов Отечества, индивидуальных и коллективных бесед в ходе тренировочного процесса и в специально организованных условиях деловых игр, анализа педагогических ситуаций, моделирующих будущую профессиональную деятельность.
Теоретико-методический этап имел целью сформировать у студентов
когнитивный компонент личностного и профессионального аспектов готовности и включал учебные курсы
профессионального цикла базовой и вариативной части; учебную и производственные практики; подготовку курсовых, выпускных квалификационных работ.
Целью деятельностно-
практического этапа являлось развитие поведенческого компонента личностного и профессионального аспектов готовности. В практической деятельности студентов была поставлена задача реального участия в патриотической деятельности на благо страны и малой Родины. Важно было обеспечить участие студентов в патриотических делах, позволяющих проявить активность, инициативу, творчество и, соответственно, личные качества патриота и гражданина.
Важнейшее значение при формировании готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию
подрастающего поколения имеет использование различных форм и методов работы традиционного и инновационного характера: мини-лекции, практические занятия, лабораторные работы, творческая самостоятельная работа, научно-исследовательская работа студентов, педагогическая практика, занятие-конкурс, занятие-конференция, экскурсия,
виртуальные туры, групповая дискуссия, ролевая игра, индивидуальные, групповые, коллективные консультации;
использование мультимедийных средств; объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские и творческие методы обучения, технология создания и презентации «портфолио», применение метода проектов и тренингов.
Мы выделяем следующие педагогические условия, при реализации которых процесс формирования готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию
подрастающего поколения будет эффективным: включение в содержание процесса формирования готовности студентов информации о региональных особенностях (богатое историческое и культурное наследие, географическое положение, многонациональность,
поликультурность); использование в педагогическом процессе воспитательных технологий, обеспечивающих
общекультурную, профессиональную и методическую подготовку студентов к патриотическому воспитанию;
разработаны этапы формирования готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию
подрастающего поколения: мотивационно-ценностный, теоретико-методический, деятельностно-практический.
Результативно-рефлексивный блок модели формирования готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию подрастающего поколения представляет собой синтез критериев, позволяющих определить уровни сформированности готовности студентов. Завершенность и результативность процесса обучения и воспитания связана с реализацией целей обучения и воспитания, также с достижением соответствующих им результатов.
Особенностью формирования
готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию
подрастающего поколения является то, что она представляет собой систему, состоящую из двух взаимосвязанных аспектов, личностного и
профессионального [8].
Для того чтобы наметить пути формирования готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию
подрастающего поколения, необходимо выявить ее качественные состояния, то есть уровни.
Были выделены три уровня сформированности готовности:
критический, допустимый, оптимальный, а также представлена критериальная база их оценки.
Каждый блок модели решает свою задачу в процессе формирования готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию
подрастающего поколения, но только в тесной взаимосвязи всех компонентов результат будет значимым и эффективным.
Данная модель формирования готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию
подрастающего поколения была реализована в экспериментальных группах. Ее эффективность может быть описана в терминах обобщающих числовых характеристик выборки. Так, среднее значение полученных
диагностических данных в ЭГ в процессе эксперимента значительно увеличилось (с 0,39 до 0,73 от максимально возможной оценки), в отличие от КГ, где оно выросло лишь с 0,41до 0,45.
Таким образом, создание и использование модели формирования готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию
подрастающего поколения позволяет обеспечить уровень планируемого результата, который соответствует современным требованиям образования.
Литература
1. Астраханцева, И. В. Теоретико-методологическое обоснование экологического воспитания будущих педагогов / И. В. Астраханцева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Т. 4. - № 4(37). - С. 815.
2. Безрукова, В. С. Педагогика: Проективная педагогика. / В. С. Безрукова. -Екатеринбург : Изд-во ЕИПУ, 1996. - 344 с
3. Белоногова, Л. Н. Модель подготовки студентов педагогического колледжа к патриотическому воспитанию младших школьников в условиях полиэтнического региона [Электронный ресурс] / Л. Н. Белоногова //
Современные проблемы науки и образования. -2011. - № 6. - URL: www.science-education.ru/100-5182 (дата обращения: 23.04.2012).
4. Белоногова, Л Н. Стратегия подготовки студентов педагогического колледжа к патриотическому воспитанию младших школьников в условиях сохранения региональной идентичности [Текст] / Л Н. Белоногова // Исторические, философские, политические и критические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов : Грамота, 2013. -№ 8 (34): в 2-хч -Ч П. - C. 21-24.
5. Едышев, Д В. Условия повышения эффективности кулыурно-дасуговой деятельности студентов / Д В. Едышев, А В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Т. 3. - № 1-36 (36). - С. 38-45.
6. Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. - М. : Мастерство, 2002. - 288 с.
7. Смирнова, М. С. Формирование готовности курсантов к реализации воспитательных функций в образовательном пространстве военного вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02, 13.00.08 / М. С. Смирнова. - Кострома, 2006. - 183 с.
8. Шубович, М. М. Формирование готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию подрастающего поколения / М. М. Шубович, Н. А. Ильина, Л. Н. Белоногова, Н. Н. Белухина // Теория и практика физической культуры. - 2016. -№ 2. - С. 51-53.
References
1. Astrakhantseva I. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy
Подано: 16.08.2016 г. Принято: 19.08.2016г.
fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, Tom 10, No. 4, pp. 8-15, http://j ournal-science.org/ru/article/242. html, DOI: 10.14526/01_1111_45.
2. Bezrukova V. S. Pedagogika: Proektivnaya pedagogika [Pedagogics: Projective pedagogics], Ekaterinburg : Publishing house EIU, 1996, 344 p.
3. Belonogova L. N. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2011, No. 6, www.science-education.ru/100-5182 (date accessed: 23.04.2012).
4. Belonogova L. N. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i Jurydicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, 2013, No.8 (34),in 2 parts - part II, pp. 21-24.
5. Edyshev D. V.Nazarenko A.V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, Tom 10, No. 3, pp. 38-45, http://journal-science.org/ru/article/206.html, DOI: 10.14526/01_1111_27.
6. Nikitina N. N., Zheleznyakova O.M., Petukhov A.M. Osnovy professional'no-pedagogicheskoi deyatel'nosti [The basis of professional-pedagogical activity], Moscow: Masterstvo, 2002, 288 p.
7. Smirnova M. S. Formirovanie gotovnosti kursantov k realizatsii vospitatel'nykh funktsii v obrazovatel'nom prostranstve voennogo vuza [Cadets' readiness formation to fulfill upbringing functions in educational space of a military higher educational establishment], dissertation of the candidate of pedagogics, Kostroma, 2006, 183 p.
8. Shubovich M. M., Ilina N.A., Belonogova L.N., Belukhina N.N. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2016, No. 2, pp. 51-53.
Людмила Николаевна Белоногова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: lariv73@mail.ru
Марина Михайловна Шубович - доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700
Лариса Ивановна Еремина - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700
Наталья Николаевна Белухина - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700