DOI 10.14526/01_1111_110 УДК 371
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Л.И. Еремина - кандидат педагогических наук, доцент М.МШубович - доктор педагогических наук, доцент Л.Н. Белоногова - кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Белухина - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени
И.Н. Ульянова»
Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: lariv 73@mail. ru
Аннотация.В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации современный национальный воспитательный идеал -это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Материал. В статье раскрывается понятие «нравственное развитие» как последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, контент-анализ письменных работ студентов (рефератов, эссе, статей в журналы), опросник «Личностный рост» (методика Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова, П.В. Степанова [8]), методы математической статистики. Результаты. Дана сущностная характеристика педагогической составляющей нравственного развития студентов факультета физической культуры и спорта, включающей в себя содержательный и технологический компонент педагогического процесса. Представлен опыт эмпирического исследования изучения изменений в личности студента за счёт модернизации содержательного и технологического компонентов педагогического процесса, характеризующихся углублением и интеграцией учебных курсов, которые ориентированы на базовые позитивные общественные ценности в соответствии с разнообразными потребностям и интересами студентов. Показана динамика изменения характера отношений студентов к базовым общественным ценностям. Заключение. Нравственное развитие студента предполагает последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Система высшего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие личности студента для становления его гражданственности, принятия национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной, профессиональной и общественной жизни. Ключевые слова: нравственное развитие, образовательные программы, образовательные технологии личностного роста.
PEDAGOGICAL COMPONENT OF STUDENTS' MORAL DEVELOPMENT AT PHYSICAL CULTURE AND SPORT FACULTY
Larisa I. Eremina Marina M. Shubovich Ludmila N. Belonogova Natalia N. Belukhina
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: lariv 73@mail.ru
Annotation.In the Conception of spiritual-moral development and upbringing of a citizen's personality in the Russian Federation a modern national upbringing ideal is a citizen of high moral standards, creative, competent citizen of Russia, who accepts the destiny of his Motherland as his own, realizes responsibility for the present and the future of his country, brought up in spiritual and cultural traditions of multinational population of Russia. Material. The article explains the notion "moral development" as a successive broadening and strengthening of a personality's axiological-notional sphere, a person's ability formation to estimate and wittingly create attitude to himself, other people, society, state, Motherland, world in general, on the basis of traditional moral norms and moral ideals. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical observation, content-analysis of students' written works (reports, essay, articles for the journals), inquirer "Personal growth" (methodology of D.V. Grigorev, I.V. Kuleshov, P.V. Stepanov [8]), methods of mathematical statistics. Results. The essential characteristic of pedagogical component of physical culture and sport faculty students' moral development is given, including the content and technological component of pedagogical process. The experience of the empiric changes study in a student's personality by means of content and technological components of pedagogical process modernization is presented. These components are characterized by educational courses integration and deepening, which are oriented at the base positive social values in accordance with different demands and interests of students. The dynamics of the character change of students' attitude to the base social values is shown. Conclusion. A student's moral development provides a successive broadening and strengthening of a personality's axiological-notional sphere, a person's ability formation to estimate and wittingly create attitude to himself, other people, society, state, Motherland, world in general, on the basis of traditional moral norms and moral ideals. The system of higher education is to provide spiritual-moral development of a student's personality for his citizenship, national and common to all mankind values formation in order to follow them in personal, professional and social life.
Keywords: moral development, educational programs, educational technology, personal growth.
Введение
Современное общество осознает необходимость решения проблем воспитания и развития молодёжи, особенно связанных с формированием личностной, семейной и социальной культуры, гражданственности,
патриотизма и нравственности. В Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности
гражданина Российской Федерации современный национальный
воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных
традициях многонационального народа России [3].
Результатом процесса духовно-нравственного воспитания и развития является такое личностное образование, как ценность (мера значимости для человека явлений, предметов, которые выступают средством удовлетворения его интересов и потребностей).
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко нравственное развитие личности происходит в сфере образования. Именно в высшем учебном заведении происходит профессионально-личностное становление будущего специалиста, поскольку в нем сосредоточена не только
интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь студента. Организации, осуществляющие
образовательную деятельность, должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом возникает необходимость постоянного взаимодействия и
сотрудничество вуза с различными субъектами социализации [1, 2].
В рамках общемировой
цивилизации приоритетными признаются гуманистические ценности. По мнению Сократа, Платона, Ж.Ж. Руссо, Р. Штейнера, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского, А.Г. Маслоу, К.Р. Роджерса, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского и др., основополагающая ценность гуманизма - ценность Человека. Личностный рост целесообразно определять как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе. Педагог рассматривается как посредник в передаче общечеловеческих ценностей
воспитаннику, который признается
равноценным уважаемым партнёром преподавателя.
Формирование социальной
культуры (способность к сознательному личностному, профессиональному,
гражданскому самоопределению;
осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности и пр.), семейной культуры (безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, забота о продолжении рода, бережное отношение к жизни человека и пр.), личностной культуры (готовность и способность к нравственному
самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; способность к
самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности и пр.) остаются основными приоритетными
направлениями в духовно-нравственном воспитании и развитии личности студента в высшем учебном заведении.
Развитие в рамках нашего исследования рассматривается как процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к определенному уровню духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр. [3].
Нравственное развитие
предполагает целенаправленный процесс развития студента как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества, формирование социальной культуры.
организация
Методы и исследования.
Целью исследования было изучение изменений в личности студента за счёт модернизации содержательного и технологического компонентов
педагогического процесса, а также погружение студентов факультета физической культуры и спорта в социокультурную творческую среду вуза.
Проведенная в рамках исследования опытно-экспериментальная работа
осуществлялась в период с 2010 г по 2015 г. Всего в исследовании приняло участие 120 студентов факультета физической культуры и спорта Ульяновского государственного педагогического
университета имени И.Н. Ульянова (УлГПУ).
Качественная сторона личностного роста студента определялась с помощью наблюдения и контент-анализа
письменных работ студентов (рефератов, эссе, статей в журналы). Изучить характер отношений студента к ценностям можно, наблюдая за его поведением и эмоциональным состоянием в
повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных, социально-
моделирующих играх; в групповых дискуссиях по актуальным проблемам, в совместных творческих делах и пр.
Базовые национальные ценности характеризуют основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических,
религиозных традициях
многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях
[3].
В качестве основного
диагностического инструментария нами использовался опросник «Личностный рост» (методика Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова, П.В. Степанова [8]),
позволяющий произвести не только качественный, но и количественный анализ изменения характера отношений студента к базовым национальным ценностям. Его особенностью является то, что он предполагает не сравнение студентов с неким универсальным стандартом уровня развития, а отслеживание динамики личностных изменений студентов (какими они были -какими стали). Личностный рост, по мнению авторов, - есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность.
Студентам предлагалось анонимно ответить на утверждения, которые в явной или скрытой форме представляли собой выражение позитивного или негативного отношения человека к основным ценностям европейской цивилизации: к семье, Отечеству, природе, миру (как ненасилию), знаниям, труду, культуре, другим людям, собственному
человеческому Я, при этом, оценив степень своего согласия или несогласия в баллах от «+4» до «-4». Формулировка вопросов итогового среза была модифицирована в соответствии с возрастными особенностями студентов.
В ходе исследования были выявлены уровни развития отношения студентов к той или иной ценности: устойчиво-позитивное отношение,
ситуативно-позитивное отношение,
ситуативно-негативное отношение,
устойчиво-негативное отношение.
Отметим, что характеристика уровней даёт приблизительную, типизированную
картину того, что стоит за ответами студентов на соответствующую группу вопросов. Это не точный диагноз, это тенденция, повод для педагогического размышления.
Результаты и их обсуждение
Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что в начале исследования наблюдалось
значительное количество респондентов, находящихся на уровнях устойчиво-негативном (33,2%) и ситуативно-негативном (40%) отношении по таким ценностям, как отношение студента к семье, к своему духовному и внутреннему Я, к своему здоровью, а также отношение к человеку как таковому, другому, иному, по сравнению с констатирующим этапом эмпирического исследования -
ситуативно-позитивное отношение
(33,2%), устойчиво-позитивное отношение (37,7%). Высокая положительная динамика была зафиксирована именно по данным ценностям, что способствовало в целом личностному росту студента. Очевидно, полученные результаты связаны как с характеристиками психического развития студента, с его возрастными и индивидуальными особенностями, так и с жизненным самоопределением,
профессионально-личностным становлением и особенностями
организации педагогического процесса на факультете физической культуры и спорта. По окончании обучения в вузе студент способен на самостоятельный и ответственный выбор, рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни.
Позитивная направленность
развития личности отмечается в первую очередь по такому показателю, как отношение студента к Отечеству. Если в начале исследования на ситуативно-негативном уровне находилось 33,4% студентов, ситуативно-позитивном -43,3%, то в конце исследования устойчиво-позитивное отношение было
зафиксировано у 41,7% и ситуативно-негативное - у 10% респондентов. Полученные результаты свидетельствуют, что студенту присущи вполне развитые чувства патриотизма и гражданственности, он осознает и глубоко чувствует ответственность за судьбу страны.
Для статистического доказательства
эффективности реализации стратегий
*
воспитания использовали критерий ф -угловое преобразование Фишера, что
позволило утвердить: доля студентов, имеющих более высокие показатели характера отношений к базовым ценностям (ситуативно-позитивное
отношение ф*эмп = 5,96 и устойчиво-позитивное отношение ф*эмп = 2,45), в конце исследования значимо выше, чем в начале. Выбор критерия обоснован тем, что он предназначен для оценки сдвига значений исследуемого признака при условии двух замеров на одной и той же выборке респондентов.
Подчеркивая положительные
моменты исследования, следует отметить, что результативному формированию личностной, семейной и социальной культуры способствовал учёт
педагогической составляющей
нравственного развития студентов факультета физической культуры и спорта, включающей в себя содержательный и технологический компоненты
педагогического процесса в вузе.
В рамках содержательной составляющей формального
систематического образования
реализовывались следующие учебные курсы: «Социальная педагогика», «Социальное воспитание в классе», «Социально-воспитательные технологии», «Креативные технологии в социальном воспитании личности» [6]. Семейное воспитание было представлено
следующими дисциплинами: «Семейная педагогика», «Молодая семья: проблемы и перспективы развития», «Дидактика семейного воспитания (дидактические аспекты воспитания в семьях разного типа)», «Общественная практика взаимодействия института семьи, общества и государства» [7]. Одним из стратегических направлений развития образования в России является регионализация образования. Россия -огромная страна, разнородная по природным условиям, историческому прошлому, составу населения, традициям, обычаям и культуре. И естественно, это должно отражаться в содержании образования. В рамках патриотического
воспитания реализовывались такие учебные курсы, как «Гражданское и патриотическое воспитание молодежи», «Патриотическое воспитание
школьников», «Нравственное воспитание школьников» [9].
В педагогическом процессе использовались следующие технологии креативного развития личности: технология развития групповой
креативности; технология активного обучения (групповая дискуссия, мозговой штурм и его виды, методы синектики, морфологического анализа и пр.); технология исследовательской
деятельности (исследовательские задания гуманистической направленности);
технология творческого проектирования (социально-образовательный проект); технология решения творческих заданий; технология совместной творческой деятельности; интерактивные технологии (тренинги и пр.); игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные, организационно-деятельностные, социально-моделирующие игры) и пр. [5].
Личностному росту способствовало активное участие студентов в социально-ориентированных акциях и общественно-полезных делах, таких как митинги, шествия, распространение наглядной агитации семейной, патриотической, правозащитной, миротворческой и иной гуманитарной направленности; поисковая деятельность, связанная с установлением личности погибших воинов, розыском их родственников; восстановление
памятников истории и культуры; фольклорные, этнографические,
краеведческие экспедиции и пр.
Особо выделяем социальное творчество студентов как самоценную форму активности. Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность) - это процесс преобразования окружающей среды и активного отношения к окружающей действительности.
Социальное творчество рассматривается как социально-значимая деятельность, как
совместная творческая деятельность, как социальное взаимодействие с целью улучшения окружающей
действительности, преобразования
ситуации в интересах социума, формирования общественных отношений, опыта социального взаимодействия [5].
Совместная творческая
деятельность преподавателей и студентов, при которой все члены малой социальной группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта, способствует креативному развитию личности, развивает стремление личности к самовыражению, самоутверждению,
самореализации. Приведем примеры совместных творческих дел,
реализованных на факультете физической культуры и спорта УлГПУ им. И.Н. Ульянова: праздники («Масленица», «День смеха», «Последний звонок», «Творческий день» и др.); конкурсы (первокурсников, педагогического мастерства, КВН, Студенческая весна, Студенческая осень и др.); викторины («Счастливый случай», «Турнир знатоков» и др.); аукционы (творческих идей, творческих заданий, оригинальных предметов и др.); презентации («Калейдоскоп уроков», «Творческий взгляд», «Интересные моменты моей практики» и др.); защита творческих проектов («Мое коллективное творческое дело», «Маски», «Творческая игра», «Урок творчества» и др.) и пр. [5].
Оказание шефской помощи детям; помощь ветеранам, пожилым людям, инвалидам, детским домам и т.п.; наведение чистоты и благоустройство улиц, скверов, парков, лесов, водоемов и прочих социальных и природных объектов являются неотъемлемой частью социально-преобразующей добровольческой деятельности студентов
[4].
Поскольку современное общество -это общество нарастания разнообразия мнений, ценностей, убеждений, образов жизни, акцент в педагогическом процессе делается на использование активных форм
воспитания. Беседы, дискуссии, дебаты, круглые столы с представителями общества, наполненные самым разным содержанием (философская, социальная, семейная, нравственная, патриотическая и гражданская тематика) помогают вхождению студентов в современное общество, формируют отношение к социальной реальности и самостоятельный социальный опыт собственного
общественного действия, развивают активность и инициативность студентов.
Эффективным результатом
нравственного развития студентов является положительная динамика отношения студентов к той или иной ценности от низкого уровня (устойчиво-негативное отношение) к высокому (устойчиво-позитивное отношение).
Эмпирическое исследование,
позволило нам увидеть не только характер отношений студента к миру, к другим людям, к самому себе, но и изменение этих отношений, то есть проследить возможную динамику личностного роста.
Заключение.
Таким образом, нравственное развитие студента предполагает последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Система высшего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие личности студента для становления его гражданственности, принятия национальных и
общечеловеческих ценностей и следования им в личной, профессиональной и общественной жизни.
Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина - основные приоритеты современного
общества.Человек XXI века ориентирован на знания и использование новых современных технологий, здоровый и безопасный образ жизни, эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации и интеграции.
Зафиксированная положительная динамика отношения студентов к базовым общественным ценностям дает основания для оценки позитивной направленности личности студента и эффективности социокультурной модернизации
содержательной и технологической составляющей педагогического процесса в вузе как углубление и интеграция учебных курсов, ориентирующихся на базовые позитивные общественные ценности в соответствии с разнообразными потребностям и интересами студентов.
Литература
1. Астраханцева, И. В. Формирование навыков практической экологической деятельности как ведущий фактор приобщения к экологическому образу жизни / И. В. Астраханцева, А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - Т. 1. - № 1 (38). - С. 121-128. http://elibrary.ru/item.asp?id=25752261
2. Астраханцева, И. В. Теоретико-методологическое обоснование экологического воспитания будущих педагогов / И. В. Астраханцева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Т. 4. - № 4-37 (37). -С. 8-15. http ://elibrary.ru/item. asp?id=25373028
3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 24 с.
4. Едышев, Д. В. Условия повышения эффективности культурно-досуговой деятельности студентов / Д. В. Едышев, А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Т. 3. - № 1-36 (36). - С. 38-45. http://elibrary.ru/item.asp?id=25373009
5. Еремина, Л. И. Влияние групповой креативности на социальное творчество студентов в Поволжском регионе: монография / Л. И. Еремина. - Ульяновск : ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2014. - 144 с.
6. Еремина, Л. И. Специфика формирования креативности как содержательного компонента социального воспитания студентов
вуза / Л. И. Еремина // Социальная политика и социология. - 2010. - № 3 (57). - С. 241-252.
7. Ильина, Н. А. Система профессиональной подготовки студентов к организации социально-педагогической деятельности с семьей и условия ее реализации в вузе / Н. А. Ильина, М. М. Шубович // Казанская наука. - 2012. - № 3. - С. 287-290.
8. Степанов, П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе (Методика диагностики личностного роста) / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова // http://www.s_136.edu54.ru/DswMedia/diagnostikalich nostnogorosta.pdf
9. Шубович, М. М. Формирование готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию подрастающего поколения / М. М. Шубович, Н. А. Ильина, Л. Н. Белоногова, Н. Н. Белухина // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. -С. 51-53.
References
1. Astrakhantseva I. V., Nazarenko A.V.
Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2016, Volume 1, No. 1 (38), pp. 121-128. http ://j ournal-science.org/ru/ DOI: 10.14526/01_1111_87.
2. Astrakhantseva I. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, Volume 4, No. 4-37
(37), pp. 8-15. http://journal-science.org/ru/ DOI: 10.14526/01_1111_45.
3. Danilyuk A. Y., Kondakov A.M., Tishkov
V.A Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [Conception of spiritual-moral development and upbringing of a citizen's personality of Russia], Moscow : Prosveshchenie, 2009, 24 p.
4. Edyshev D. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, Volume. 3, No. 1-36 (36), pp. 38-45. http://journal-science.org/ru/ DOI: 10.14526/01_1111_27.
5. Eremina L. I. Vliyanie gruppovoi kreativnosti na sotsial'noe tvorchestvo studentov v Povolzhskom regione [Group creativity influence on social creativity of students in Povolzhskiy region], Ulyanovsk : Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov", 2014, 144 p.
6. Eremin, L. I. Sotsial'naya politika i sotsiologiya, 2010, No. 3 (57), pp. 241-252.
7. Ilina N. A., Shubovich M.M. Kazanskaya nauka, 2012, No. 3, pp. 287-290.
8. http://www.s_136. edu54.ru/DswMedia/dia gnostikalichnostnogorosta.pdf
9. Shubovich M. M., Ilina N.A., Belonogova L.N., Belukhina N.N. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2016, No. 2, pp. 51-53.
Подано: 13.04.2016 г. Принято: 15.04.2016г.
Еремина Лариса Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, e-mail: lariv73@mail.ru
Шубович Марина Михайловна - доктор педагогических наук, доцент, зав кафедрой педагогики и социальной работы, профессор кафедры педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, email: shubmm@mail.ru
Белоногова Людмила Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, e-mail: belminik@yandex. ru
Белухина Наталья Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, e-mail:bgk73@mail.ru