DOI 10.14526/03_2017_249 УДК 574+37.01 ББК 20.1+74.200.51
НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.В. Назаренко - доктор педагогических наук
И.В. Астраханцева - старший преподаватель А.И. Колесник - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: avnokn@mail.ru
Аннотация. Продолжающийся масштабный экологический кризис свидетельствует о недостаточной эффективности современной системы экологического образования и необходимости его совершенствования за счет реализации нравственного компонента. Экологическая этика призвана воздействовать на личностные свойства людей, формировать ответственность каждого члена общества за состояние природы. Материал. В данной статье представлено теоретические и методологическое обоснование нравственных основ экологического образования как основного направления его совершенствования. Раскрывается значимость науки, призванной прогнозировать результаты отдаленных последствий непродуманного вмешательства человека в природу, что позволит контролировать действия людей по отношению к окружающей среде. Методы: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов-экологов, педагогический эксперимент, тестирование, беседы, интервью, деловые игры, методы математической статистики. Результаты. Теоретически и экспериментально обоснованы роль и место нравственных аспектов повышения эффективности экологического образования. Реализация нравственного компонента экологического образования обеспечит ему опережающий характер развития, что позволит осуществлять подготовку к экологической деятельности с учетом опыта предшествующих поколений, ставящих своей целью покорение природы для удовлетворения своих сверхпотребностей. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что специально организованный образовательный процесс, направленный на расширение профессионально-педагогической деятельности путем формирования нравственных основ в сфере природопользования, охраны окружающей среды, способствует осознанию ответственности будущих педагогов за сложившийся экологический кризис. Опора на экологическую этику позволяет студентам экспериментальной группы лучше ориентироваться в вопросах сохранения окружающей природы, формировать собственное отношение к экологическим проблемам и предлагать пути их эффективного решения. Ключевые слова: экологическое образование, нравственность, педагогический эксперимент, методика.
MORAL ASPECTS OF ECOLOGICAL EDUCATION
Alexsandr V. Nazarenko - doctor of pedagogics Irina V. Astrakhantseva - senior professor Anna I. Kolesnik - graduate student Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: avnokn@mail.ru
Annotation. Continuing scaled ecological crisis proves insufficient effectiveness of modern ecological education system and underlines the necessity to improve it by means of moral component realization. Ecological ethics should influence personal qualities of people, form responsibility of each society member for nature state. Materials. The article presents theoretical and methodological substantiation of the moral ecological education basis as the main direction of its development. The importance of the science is revealed, the aim of which is to predict late effect results of a thoughtless interference of a person into nature and it will help to control interference into environment. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, progressive pedagogical experience of specialists-ecologists summarizing, pedagogical experiment, testing, talks, interview, business games, methods of mathematical statistics. Results. The role and place of moral ecological education aspects effectiveness increase are substantiated theoretically and experimentally. Moral component of ecological education realization will provide its anticipatory character of development, which will help to realize training for ecological activity, taking into account the experience of previous generations, whose aim was nature subjugaton for own super-demands satisfaction. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed, that specially organized educational process, directed at professional-pedagogical activity spreading, by means of moral basis formation in the sphere of nature use, environment protection, provides the future teachers' responsibility realization for the existing ecological crisis. Ecological ethics support helps students from the experimental group to orient themselves better in the questions of environment preservation, form own attitude to ecological problems and offer the ways of their effective solution.
Keywords: ecological education, morality, pedagogical experiment, methodology.
Введение. Экологический кризис достиг такого масштаба, что его преодоление связано с изменением характера взаимодействия с природой. С резким уменьшением запасов питьевой воды, плодородных земель, мощным загрязнением мирового океана, воздуха, продуктов питания пришло понимание, что техногенная цивилизация с ее быстрыми темпами развития,
преобразованием человеком среды обитания, ее подчинением своим интересам, отношением к природе как источнику ресурсов исчерпала возможности своего развития. Используя природные ресурсы, нарушая структуру Земли, человек воздействует на ее состояние, становится главным фактором возникновения таких негативных процессов, как истощение ресурсов, исчезновение различных видов животного и растительного мира, опустошение земель. Поиск других жизненных ориентиров, способных вывести общество из состояния кризиса, необходимость
вхождения в новый этап развития современной цивилизации приобретают особую актуальность [1, 3, 5 ].
Целью работы является теоретическое и методологическое обоснование значимости разработки нравственных аспектов экологического образования как фактора изменения потребительского отношения к среде обитания на природосберегающее.
Задачи: 1. Научно обосновать роль и место нравственных аспектов для повышения эффективности
экологического образования.
2. Разработать методику
нравственного воспитания в процессе экологического образования и проверить ее целесообразность в ходе педагогического эксперимента.
Материал. Сложность
формирования природосберегающего отношения к среде обитания объясняется отсутствием ресурсосберегающего и природоохранного механизма влияния на сознание людей, обеспечивающего
восприятие человеком своего места в окружающем мире, как его структурного компонента. Сохранение современной цивилизации связано с формированием экологического мировоззрения и экологического мышления - основными задачами экологического образования. Реализация данных задач обеспечит понимание обществом значимости восстановления природы как главного фактора дальнейшего развития
человечества.
Преобразование потребительского отношения к среде обитания на природосберегающее связано с необходимостью изменения функций науки с изучения и анализа накопленного опыта предыдущих поколений на освоение новейших технологий, позволяющих прогнозировать отдаленные последствия непродуманного вмешательства человека в природу. Главная особенность
современной науки о взаимодействии общества и среды обитания заключается в том, что научные идеи и разработки должны быть направлены на опережение практических действий, связанных с вмешательством в природу [ 2, 4, 6].
Широкое распространение
результатов таких исследований, их демонстрация в документальных фильмах, на стендах, плакатах, специальных тематических выставках будет
способствовать пониманию
недопустимости вмешательства в природу для удовлетворения своих личных потребностей с такими катастрофическими последствиями. Этические последствия научных открытий стали привлекать внимание ученых после трагедии Хиросимы. Разрушение Арала, загрязнение Байкала оказали на биосферу планеты огромное негативное воздействие. Изучая последствия этого влияния, ученые пришли к выводу, что при оценке значимости научных исследований необходимо использовать также этические критерии.
Главная причина экологического планетарного кризиса заключается в кризисе духовно-нравственной сферы,
приоритете материальных ценностей над духовными. Руководствуясь завышенными потребностями, люди, наносят природе невосполнимый ущерб, ухудшают ее параметры настолько, что сами не могут к ним приспособиться. Современные представления о характере взаимодействия природы и общества основаны на идеях В.И. Вернадского, 2011, показавшего, что на глобальные планетарные процессы и состояние природы большое влияние оказывает человек. Это определяет значение морали и нравственности, которое заключается в том, что характер взаимоотношений общества с природой определяет изменение климата,
своевременность смены времен года и т.д. Ведущим условием сохранения природы является разработка этических основ экологического образования на основе гармонизации отношений между человеком и средой обитания. Экологическая этика в своем развитии прошла несколько этапов:
I этап характеризовался представлениями о том, что природа существовала еще до появления человека и в ней не должно происходить никаких изменений;
II этап ознаменовался осознанием единства человека и природы, достижение которого возможно путем расширения индивидуального сознания до планетарного и космического;
III этап начинается с появления трансцендентной (глубинной) экологии, смысл которой состоит в установлении контакта со Вселенной с целью раскрытия внутренней, присущей человеку, не всегда осознанной любви к природе.
Трансцендентная экология
рассчитана на человека, способного к самопознанию, выявлению своих истинных потребностей, удовлетворение которых обеспечивает его развитие, понимание необходимости освобождения от эгоистического сознания, диктующего стремление к комфортной жизни, и готового к максимальному сближению с космосом, вплоть до полного слияния с ним. Эти идеи содержат огромный
воспитательный потенциал, их реализация позволит:
- освободить сознание человека от его ЭГО путем выявления последствий его деятельности, направленной на создание сверхкомфортных условий жизни;
- показать с использованием наглядных материалов результаты строительства элитных поселков с частными коттеджами, предусматривающих бассейн, сауну, тренажерный зал и т.д. Безусловно, это требует вырубки огромной территории леса, что приведет к высыханию подземных вод, исчезновению большого количества разнообразных представителей животного и растительного мира, ухудшению состава воздуха.
Современная система
экологического образования ставит своей целью формирование системы
специальных знаний о природе. Однако международный конгресс ООН по проблемам экологии в Рио-де-Жанейро, состоявшийся в 1992 году, отметил ряд серьезных изменений в мире за период после проведения I Всемирной экологической конференции в Тбилиси, 1977 г.: истощение легкодоступных горючих и минеральных ресурсов, некоторых редких металлов и видов химического сырья; физическое и химическое загрязнение планеты, сокращение разнообразия животного и растительного мира, леса, плодородных земель и пресной воды. Было признано, что традиционное экологическое образование не решает задач по взаимодействию общества со средой обитания. На конференции были определены условия гармонизации взаимодействия человека и природы, формирования экологической культуры населения; подчеркнута необходимость экологического воспитания, разработки этических основ экологического образования. Учеными подчеркивалось, что человек может управлять окружающей природой, определять ее настоящее и будущее, прогнозировать последствия своего вмешательства в среду обитания,
характер которого обусловлен его образованием. Это определило требования к экологическому образованию, которое необходимо рассматривать в качестве новой образовательной парадигмы, базирующейся на признании приоритетов проблем окружающей природы.
Экологическое образование должно быть устремлено в будущее, иметь опережающий характер. Эти требования определили необходимость разработки нравственных аспектов экологического образования, направленных на реализацию таких его функций, как изменение психологии сверхпотребления на разумную организацию
жизнедеятельности, обеспечивающую духовно-нравственное развитие личности, формирование экологического
мировоззрения, экологического мышления, экологической культуры. Преобразование потребительского отношения к среде обитания на природосберегающее связано с необходимостью смены ведущей роли материальных ценностей по отношению к духовным. Это обусловило выдвижение нравственных аспектов экологического образования на ведущую роль при решении задач экологического
образования.
Анализ научной и научно-методической литературы по проблеме совершенствования экологического
образования, материалы наших
собственных исследований показали, что для смены потребительского отношения к среде обитания на природосберегающее необходимо создать определенные предпосылки, основными из которых являются:
- усвоение информации о состоянии среды обитания;
-проведение сопоставительного анализа состояния окружающей природы на разных этапах общественного развития по мере перехода от одной цивилизационной модели к последующей;
- сопровождение информации наглядным материалом и соответствующими комментариями, подтверждающими, что планетарный
экологический кризис обусловлен неправомерными, непродуманными
действиями людей, без их должного научного обоснования.
Разрушение среды обитания обусловлено стремлением человека к созданию комфортных условий жизнедеятельности, следствием которых является значительное ограничение двигательной активности как один из основных факторов разрушительного воздействия на организм человека. Следующей причиной разрушения окружающей природы специалисты называют стремление людей к сверхпотреблению. Человек стремится иметь гораздо больше, чем требуется для его духовно-нравственного и физического развития, рационально организованной жизнедеятельности - главного уровня гармонизации взаимодействия человека со средой обитания.
В генетической памяти людей сохраняется их любовь к природе, определявшая характер их
взаимоотношений со средой обитания на начальных этапах общественного развития. Опора на генетически заложенную любовь к природе является важным фактором при организации экологического образования на основе экологической этики. В процессе экологического образования студентов педагогического вуза использовался метод проектирования, с помощью которого будущие педагоги разрабатывали собственную модель экологического образования, обеспечивающую смену приоритета материальных ценностей природы и выдвижение на первый план духовных. Это должно, по нашему мнению, явиться основной предпосылкой для преобразования потребительского отношения к среде обитания на природосберегающее.
В процессе разработки собственной модели экологического образования будущим студентам предлагались видеоролики и документальные съемки, характеризующие состояние окружающей природы в различных регионах страны;
проводилось совместное обсуждение научных статей по проблемам экологии с репортажами о мощных разрушительных воздействиях ряда промышленных и сельскохозяйственных предприятий;
раскрывались причины возникновения пустынь, эрозий почвы, исчезновения рек, морей; приводились данные,
подтверждающие, что площадь лесов сократилась на 60%, причем на оставшемся лесном пространстве ежегодно по вине человека возникают многочисленные очаги возгорания. Студентам предлагалось самостоятельно вычислить время появления острого дефицита питьевой воды, чистого воздуха и разработать меры предупреждения гибели современной цивилизации. Предложенные студентами
педагогического вуза проекты содержали следующие основные предложения по реализации нравственных аспектов экологического образования:
- широкая пропаганда экологических знаний, информации о состоянии среды обитания с использованием видеоматериалов;
- организация ежедневных теле- и радиопередач о состоянии среды обитания с динамикой ее показателей, выявлением промышленных и сельскохозяйственных предприятий, не оснащенных эффективными очистными сооружениями;
- ежедневная информация о состоянии городских пляжей, мест массового отдыха людей;
- выявление антисанитарного состояния жилых комплексов, дворов, новостроек, детских площадок, несанкционированных мусорных свалок; установление лиц, ответственных за санитарное состояние города, сельских районов;
- регулярный показ документальных фильмов о разрушительном воздействии человека на природу, подтверждающих, что возникновение планетарного экологического кризиса обусловлено действиями людей, их стремлением к сверхпотреблению, неоправданным с точки зрения морали и нравственности.
В качестве мер по природосбережению предлагались:
- организация систематических рейдов по контролю состояния лесных насаждений, лесов, скверов, парков, травяных покрытий;
- создание «зеленных бригад» из числа волонтеров (старшеклассников, студентов высших и средних специальных заведений), наделенных специальными полномочиями;
- регулярное обсуждение региональных экологических проблем на заседаниях Правительства, Законодательного Собрания с участием представителей средств массовой информации.
Нравственные аспекты
экологического образования
предусматривают активное участие науки в решении экологических проблем, основными направлениями развития которой должны являться:
- организация промышленного и сельскохозяйственного производства без ущерба для среды обитания;
- переход к экологически безопасному транспорту нового типа;
- замена традиционных источников электроэнергии природными;
- внедрение новых технологий по безотходному производству.
Осознание нравственных основ экологического воспитания позволит создать преимущество научным разработкам, выполненным в соответствии с требованиями экологической этики, не позволяющей ставить интересы
производства выше принципов сохранения окружающей природы.
Результаты и их обсуждение. С целью проверки эффективности экологического образования,
организованного на принципах морали и нравственности, был проведен
педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты 1-2-го курсов естественно-географического факультета в количестве 96 человек. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 48 человек в каждой. В КГ
учебные занятия проводились в соответствии с учебным планом. В ЭГ во время каникул, в выходные и праздничные дни были организованы регулярные выезды в наиболее проблемные районы, где проводились лекции, семинарские и практические занятия, специальные задания для студентов, выполнение которых предусматривало формирование навыков проведения мониторинга, диагностику параметров среды обитания в динамике, выявление основных очагов загрязнения и разрушения природы; разработку индивидуальных проектов восстановления и сохранения природы.
Студентами ЭГ раскрывалась значимость нравственных основ экологического образования как базиса для формирования экологического
мировоззрения, экологического мышления, экологической культуры. Студенты осознавали, что без четкого представления последствий разрушительного воздействия человека на среду обитания, невозможна смена потребительского отношения к среде обитания на природосберегающие. Критериями оценки сформированности нравственных основ экологического образования явились: понимание экологической этики как предпосылки эффективного экологического
образования; степень сформиорванности личной ответственности за состояние природы, осознание долга по восстановлению среды обитания до комфортных условий жизнедеятельности.
Критерии оценки:
5 баллов - понимание, что без нравственной основы невозможно эффективное экологическое образование, осознание значимости экологической этики для воздействия на личностную сферу, без которой человек не в состоянии объективно воспринимать окружающую действительность;
4 балла - представления о необходимости экологического
воспитания как ведущего компонента экологического образования, следования принципам экологической этики;
3 балла - общее представление о нравственной основе экологического образования как условии его эффективности;
2 балла - неуверенность в усвоении экологической этики как условии смены потребительского отношения к среде обитания на приросберегающее;
1 балл - слабое представление о нравственных основах экологического образования.
Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень профессиональной подготовки студентов в сфере нравственных основ экологического образования с
использованием данных критериев. Анализ полученных данных не выявил существенных отличий по уровню теоретической и практической подготовки будущих педагогов по данному направлению.
После окончания педагогического эксперимента была проведена повторная оценка уровня профессиональной подготовки. Сравнительный анализ показал, что результаты улучшились в обеих группах, при явном преимуществе студентов ЭГ. Так, если в начале педагогического эксперимента студенты обеих групп показали примерно одинаковый уровень профессиональной подготовки, то после окончания педагогического эксперимента в КГ оценку 5 баллов получили 2 студента; 4 балла - 11 студентов и 3 балла - 19 человек; 16 человек - получили по 2 балла. В ЭГ - 5 баллов получили 12 студентов; 4 балла - 33 человека, 3 балла - 3 человека.
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что экологическое образование должно быть основано на экологической этике. Нравственные основы экологии позволяют оказывать целенаправленное воздействие на личностные качества людей, способствовать проявлению генетически обусловленной любви к среде обитания как главному условию выживания человека. Усвоение системы экологических знаний не обеспечивает
необходимого уровня профессиональной подготовки будущих педагогов в сфере экологии, так как без экологического воспитания, важного структурного компонента экологического образования, невозможно совершенствование
профессиональной подготовки будущего педагога в сфере экологии.
Литература
1. Астраханцева, И. В. Концептуально-методологическое обоснование значимости экологического воспитания в системе профессиональной подготовки будущего учителя / И. В. Астраханцева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Том 11. - 2016. - № 2. - С. 8294. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/578.html. DOI: 10.14526/01_1111_119.
2. Астраханцева, И. В. The initial stage of the environmental education as a basis of rational human interaction with nature/ И. В. Астраханцева, А. В. Назаренко, З. М. Кузнецова // Cambridge Journal of Education and Science , 2016, № 1 (15).(January-June). (Scopus ), С. 482-490.
3. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление. М. : «Наука», 1991. - 211 с.
4. Гильмиярова, С. Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей в России и США : автореф. дис. ... д-ра пед.наук / С. Г. Гильмиярова. - Уфа, 2002. - 44 с.
5. Коробкин, В. И. Экология : учебник для вузов / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. -Изд.17-е доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 600 с.
6. Кузнецова, З.М. Исследование периода усталости в тренировочном процессе у женщин боксерок /З.М. Кузнецова, Ю.Д.Овчинников, Л.В. Хорькова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. -Том 12. - №1. - С. 14-21. Режим доступа: http ://www. j ournal-science.org/ru/article/720.html. DOI 10.14526/01 2017 177.
7. Кузнецова, З.М. Наследие летних Олимпийских игр 1980 года / З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - Том 8. - №4. - С. 73-81. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/magazine/23.html.
8. Назаренко, А. В. Методологическое обоснование совершенствования профессиональной подготовки педагогов к формированию навыков природосбережения / А. В. Назаренко // Российский электронный журнал №2 (23) /Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - № 2 (23.). - С. 90-96.
9. Назаренко, А. В. Методологические основы формирования экологического образа жизни как условие природозащитного отношения к среде обитания / А. В. Назаренко, И. В. Астраханцева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Том 11. - 2016. - № 4. - С. 94106. Режим доступа: http://journal-
science.org/ru/article/680.html._DOI
10.14526/01 1111 156.
10. Lamont, Tara; Waring, Justin. Safety lessons: shifting paradigms and new directions for patient safety research. Zhurnal issledovanij v oblasti zdravoohraneniya I politiki [Journal of Health Services Research & Policy] 2015, Vol. 20 (Scopus)
11. Charmaine Gauci, Natasha Azzopardi-Muscat. Towards comprehensive and effective strategies to address sexual health. Izrail'skij Zhurnal issledovanij v oblasti zdravoohraneniya I politiki [Israel Journal of Health Policy Research]. 2017, DOI https://doi.org/10.1186/s13584-017-0171-2 (Scopus)
References
1. Astrakhantseva I. V. Conceptual-methodological importance substantiation of ecological upbringing in the system of professional training of the future teacher. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2016, Vol. 11, No. 2, pp. 82-94. Available at: http://journal-science.org/ru/article/578.html. DOI: 10.14526/01_1111_119.
2. Astrakhantseva I. V., Nazarenko A.V., Kuznetsova Z.M. The initial stage of the environmental education as the basis of rational human interaction with nature. Zhurnal Kembridga obrazovaniya I nauki [Cambridge Journal of Education and Science]. 2016, No. 1 (15), pp. 482-490, (Scopus ).
3. Vernadskiy V. I. Nauchnaya ideya kak planetarnoe yavlenie [Scientific idea as a planetary phenomenon]. Moscow,"Nauka", 1991, 211 p. (in Russian).
4. Gilmiyarova S. G. Constant ecological education of the future teachers in Russia and the USA. Doctor's thesis. Ufa, 2002, 44 p. (in Russian).
5. Korobkin V. I., Peredelskiy L.V.
Ekologiya: uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij [Ecology : textbook for higher educational
Подано: 27.08.2017 Принято: 30.08.2017
establishments]. Rostov-on-Don, Phoenix, 2011, 600 p(in Russian).
6. Kuznetsova Z.M., Ovchinnikov Yu.D., Hor'kova L.V. The study period of fatigue in the training process of women boxerjock. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport], 2017, Vol.12, no 1, pp. 14-21. Available at: http ://www. j ournal-science.org/ru/article/720.html. DOI 10.14526/01_2017_177.
7. Kuznetsova, Z. M. the Legacy of summer Olympic games of 1980. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2013, Vol. 29 No. 4(29), pp. 73-81. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/23 .html.
8. Nazarenko A. V. Methodological substantiation of teachers' professional training development fornature-protecting skills formation. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2012, No. 2 (23), pp. 9096.
9. Nazarenko A. V., Astrakhantseva I.V. Methodological basis of ecological life style formation as the condition for nature-protecting attitude to environment. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2016, Vol. 11, No. 4, pp. 94-106. Available at: http://journal-
science.org/ru/article/680.html._DOI
10.14526/01 1111 156.
10. Lamont, Tara; Waring, Justin. Safety lessons: shifting paradigms and new directions for patient safety research. Zhurnal issledovanij v oblasti zdravoohraneniya I politiki [Journal of Health Services Research & Policy]. 2015, Vol. 20 (Scopus)
11. Charmaine Gauci, Natasha Azzopardi-Muscat. Towards comprehensive and effective strategies to address sexual health. Izrail'skij Zhurnal issledovanij v oblasti zdravoohraneniya I politiki [Israel Journal of Health Policy Research]. 2017, DOI https://doi.org/10.1186/s13584-017-0171-2 (Scopus)
Назаренко Александр Владимирович - доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: avnokn@mail.ru
Астраханцева Ирина Владимировна - аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700
Колесник Анна Игоревна - аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700
Для цитирования: Назаренко А.В., Астраханцева И.В., Колесник А.И. Нравственный аспекты экологического образования // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 182-190. DOI 10.14526/03 2017 249
DOI 10.14526/03_2017_250 УДК 378 ББК 74.58
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ
О.С. Назаренко - кандидат педагогических наук Д.В. Едышев - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: avnokn@mail.ru, edyshev@bk.ru
Аннотация. Современный период общественного развития характеризуется неустойчивостью политических и социально-экономических систем, изменением характера взаимоотношений между странами, возникновением природных катаклизмов, что выдвигает необходимость подготовки высокообразованного человека с самостоятельным мышлением, способного к успешной ориентации в сложной политической, экономической и экологической ситуации. Возникла объективная необходимость совершенствования государственной системы подготовки учителей, разработки инновационных моделей образования, теоретико-методологических концепций, реализация которых связана с применением средств и методов формирования высококомпетентной и инициативной социально-активной личности. Как известно, далеко не все выпускники педагогических вузов приходят работать в общеобразовательную школу для решения задач подготовки подрастающих поколений к высокопроизводительному труду и формирования личности, что свидетельствует о низкой эффективности работы педагогических вузов. В связи с этим возникла необходимость выявления мотивов выбора педагогической профессии выпускниками школ и разработки методики совершенствования системы приема абитуриентов в педагогические вузы. Материал. Теоретическое и методологическое обоснование необходимости совершенствования государственной системы профессиональной подготовки учителей общеобразовательной школы. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, методы математической статистики. Результаты. Автором предложена методика совершенствования работы по отбору выпускников школы, способных к педагогической деятельности. Ее основными идеями являются: организация педагогических классов для учащихся старшего возраста с целью изучения особенностей педагогической деятельности; диагностика и развитие педагогических способностей; тестирование уровня развития личностных свойств, необходимых для профессиональной педагогической деятельности;