1. Moki, V. S. Methodology of transdisciplinarity-4 [Text] / V. S. Mokios. 3rd ed., ISPR. and extra. - Nalchik: ANOIT, 2017. - 112 p.
2. Zhabakov, V. E. Pedagogical quality management of specialists training in physical culture: monograph [Text] / V. E. Tabakov. - Chelyabinsk: publishing house of Chelyabinsk. South.-Ural. state human.- PED. UN-TA, 2016. - 237s.
3. Ivlieva, I. A. Conceptual bases of construction of system of quality of professional education: monograph. [Text] / A. I. Ivliev, V. P. Panasyuk, E. K. Chernysheva. - SPb. Institute of vocational education RAO, 2001. - 152 p.
4. Rean, A. A. Practical psychodiagnostics of personality [Text] / A. A. Rean. - SPb.: Izd-vo S.-peterb. UN-TA, 2001. - 56 p.
5. Baydenko, V. I. Identification of set of competences of graduates as a necessary stage in the design of STATE VPO new generation [Text]:
Подано: 13.08.2018
methodical manual / baidenko. - M.: Research center for the quality of training, 2006. - 72 p.
6. Lebedeva, E. A. management of quality of educational process and activity of the teacher on the basis of satisfaction of consumers of educational services[Text] / E. A. Lebedeva, G. B. Skok // University management: practice and analysis. - 2005. - No. 1. - 104-108 P.
7. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
8. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Жабаков Владислав Ермекбаевич - кандидат педагогических наук, доцент, Высшая школа физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет», 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, дом 69, e-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0003-0897-1840
Жабакова Татьяна Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, дом 69, e-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0001-9947-5505
Коняхина Галина Петровна - доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Высшая школа физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет», 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, дом 69, e-mail:. konyahinasp ci cspu.ru. ORCID: 0000-0003-0132-3568
Б01 10.14526/2070-4798-2018-13-3-149-157 УДК 574 ББК 20.1
МОДЕЛЬ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ
Колесник А.И.1
1 ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова», Россия, г. Ульяновск, ап\>ако1емик93атаИ. ги
Аннотация. К концу XX века локальные экономические кризисы стали сменяться глобальным мировым кризисом, поставившим человеческое сообщество на грань выживания. Современная цивилизация стоит перед угрозой исчезновения. Однако далеко не все люди готовы к осознанию данного факта, что свидетельствует о низком уровне
149
сформированности экологического сознания, экологического мышления, экологической культуры. Одним из ведущих условий осознания разрушающего воздействия людей на среду обитания является уровень развития экологического самовоспитания, обусловливающего постоянную потребность индивида в расширении и углублении знаний в сфере экологии, получении новой информации о параметрах среды обитания и их влиянии на показатели здоровья, продолжительность и качество жизни людей. Материалы. Теоретическое и методологическое обоснование значимости экологического самовоспитания для установления гармоничных взаимоотношений с природой и разработка модели взаимодействия со средой обитания. Методы исследования: анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, статистическая обработка данных. Результаты экологического самовоспитания определяются эффективностью организации экологического воспитания, призванного сообщить импульс развитию потребности в продолжении деятельности, направленной на решение задач собственного саморазвития и самосовершенствования в профессиональной экологической деятельности. В данной статье раскрывается значимость экологического самовоспитания наряду с экологическим сознанием, экологическим мышлением и экологической культурой, выступающими базисом для экологического самовоспитания. В процессе проведения педагогического эксперимента были получены данные, свидетельствующие о том, что именно экологическое самовоспитание является необходимой предпосылкой для возникновения новых идей, концепций, предложений по выходку из глобального экологического кризиса. Благодаря организованному процессу экологическому воспитания был придан новый импульс для творческой деятельности будущих специалистов по экологии, результатом которой явились новые подходы к разработке более эффективной модели взаимодействия и взаимоотношения человека с окружающей природой. Заключение. Данная модель является прогрессивной и представляет дальнейшее развитие современной технологии в соответствии с тенденциями совершенствования и модернизации промышленного и сельскохозяйственного производства. Общество по своей сути, техническому и творческому потенциалу теоретически готово к реализации новой модели взаимодействия с внешним миром. Ключевые слова: экологическое самовоспитание, модель, педагогический эксперимент. Для цитирования: Колесник А.И. Модель рационального взаимодействия человека с природой. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(3): 149-157. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-3-149-157.
MODEL OF A RATIONAL INTERACTION BETWEEN A HUMAN BEING AND
NATURE
Kolesnik A.I.1
1 Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Ulyanovsk State Pedagogical University Named After I.N. Ulyanov", Russia, Ulyanovsk,
Annotation. To the end of the XXth century local economic crises transformed into a global world crisis, which brought people to the brink of collapse. Modern civilization is at the vanishing point. However, not all people are ready to admit this fact and it proves a low level of ecological awareness, ecological thinking, ecological culture formation. One of the leading conditions, which help to realize a ruinous impact of people on environment, is the level of ecological self-upbringing development. It conditions an individual's constant need for knowledge broadening and improvement in the sphere of ecology, for getting new information about the parameters of environment and their influence on health indices, life duration and life quality of people.
Materials. Theoretical and methodological substantiation of ecological self-upbringing importance for harmonious interactions with nature and the model of interaction with environment creation. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and systematization, pedagogical experiment, testing, questionnaire survey, statistical data handling. Results. The results of ecological self-upbringing are conditioned by the effectiveness of ecological upbringing organization, which is to stimulate the needfor activity realization. It is directed at the objectives of own self-development and self-improvement solution in professional ecological activity. The article is about the importance of ecological self-upbringing together with ecological awareness, ecological thinking and ecological culture, which form the base of ecological self-upbringing. During the pedagogical experiment the results were received. They prove that ecological self-upbringing is a necessary precondition for new ideas, conceptions, offers formation. They can help to get out of global ecological crisis. Owing to the organized process of ecological upbringing a new impulse for creative activity was given among the future specialists in ecology. As the result were new approaches to more effective model creation of interaction between a human being and environment. Conclusion. This model is progressive and presents further development of modern technology in accordance with the tendencies of industrial and agricultural production development. Society, at its core, technical and creative potential is theoretically ready for new model of interaction with environment realization. Keywords: ecological self-upbringing, model, pedagogical experiment.
For citations: Kolesnik A.I. Model of a rational interaction between a human being and nature. The
Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Phycological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports). 2018; 13(3): 149-157. DOI 10.14526/20704798-2018-13-3-149-157.
ВВЕДЕНИЕ
Мощное загрязнение окружающей среды: воды, воздуха, продуктов питания и т.д., неконтролируемое потребление природных ресурсов, в том числе невозобновляемых; формирование
планетарного антропогеоценоза привели к смене локальных экологических кризисов, характерных для начала XXI века глобальными, мировыми кризисами. Это актуализировало проблему критического состояния природной и социальной среды, которая в настоящее время приобрела системный характер. В Россию экологическая система, по мнению специалистов в сфере экологии С.Н. Глазачева, 1996; Н.М. Мамедова, 1996; С.Г. Гильмияровой, 2002; А.В. Назаренко, 2002, 2013, 2015; Б.С. Гершунского, 2003 и др., находится в зоне глубокого социального риска. Переход к рыночной экономике существенно изменил систему управления и контроля экологической деятельности промышленных и
сельскохозяйственных предприятий. Это обусловило деградацию основных систем
жизнеобеспечения, вызванных
экономической либерализацией. До настоящего времени не произошло принципиального осмысления
экологической проблемы на
государственном уровне. Эффективность экономики рассматривается с точки зрения макроэкономичных интересов, что углубляет экологический кризис.
Анализ научно-методической
литературы по экологии, материалы собственных исследований показали, что основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие системной работы по формированию у населения экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры. Низкий уровень сформированности экологической культуры не позволяет специалистам различных отраслей промышленности и сельскохозяйственного производства осознать меру личной ответственности за состояние внешней среды, что тормозит процесс решения данной проблемы. Необходимость повышения уровня экологической
культуры как системы знаний о состоянии природы, тенденций ее развития приобретает особый смысл, так как именно экологическая культура определяет поведение человека, обеспечивая гармонию взаимоотношений и
взаимодействия с внешним миром.
В связи с этим особую значимость приобретает экологическое
самовоспитание, которое мы
рассматриваем как процесс, направленный на преобразование личности на основе определенного уровня сформированности экологической культуры, способной в соответствии с законами природы устанавливать гармоничные отношения со средой обитания. Следовательно, формирование экологического
самовоспитания имеет, наряду с развитием экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры, основополагающее значение.
Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование значимости экологического самовоспитания для установления гармоничных взаимоотношений с природой и разработка модели взаимодействия со средой обитания.
Задачи: 1. Выявить и раскрыть особенности моделей взаимодействия человека с природой.
2. Разработать новую модель установления взаимоотношений с окружающей средой, обеспечивающих ее сохранение и дальнейшее развитие.
3. Проверить эффективность модели в ходе педагогического эксперимента.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Характер взаимоотношений
общества со средой обитания рассматривается наряду с другими проблемами современности. Это обусловлено продолжающимся мощным антропогенным воздействием на окружающую природу, что стало реальной угрозой не только для нормальной биосферы, но и для существования современной цивилизации. Глобальные
изменения системы экологических взаимодействий, субъект-субъектных
экологических отношений, отсутствие ответственности перед новыми
поколениями за состояние среды обитания привели к глобальному мировому кризису. Это свидетельствует о необходимости организации системы экологического воспроизведения, результатом которого должно явиться экологическое
самовоспитание не только специалистов по экологии, но и каждого члена общества, имеющего собственный взгляд и личную позицию по решению проблемы сохранения окружающей природы как главного условия нормальной
жизнедеятельности людей [7, 9, 14].
Целенаправленная деятельность по экологическому образованию всех категорий населения требует большого количества специалистов с высоким уровнем экологической профессионально-педагогической компетентности,
достижение которого связано с экологическим самовоспитанием. Это позволяет рассматривать его как глубоко осознанную деятельность по
экологическому самообразованию.
Базисом для экологического самовоспитания являются следующие концептуальные положения:
- оценка природы вне зависимости от человека, который является лишь одним из ее представителей;
- присущий человеку разум призван помочь ему осознать свою ответственность за состояние природы при организации хозяйственной деятельности;
- одностороннее воздействие людей на природу ведет к ее разрушению; рациональное взаимодействие способствует ее сохранению и развитию;
- установленные в процессе эволюции нормы и правила поведения людей определяют не только характер взаимоотношений в обществе, но и детерминируют взаимодействие с природой;
- природоохранная и природозащитная деятельность
обусловлена необходимостью обеспечения комфортной среды обитания человека и сохранения современной цивилизации;
- природа развивается по законам красоты, нарушение которых обусловливает ее разрушение;
- разрушение гармоничных отношений человека с природой началось с использования орудий труда, с помощью которых окружающая среда видоизменялась. Н.А. Бердяев, писал, что человек, «пересотворяя» природу, утверждает тем самым себя как субъекта культуры, как ее создателя.
Человечеству известны примеры гармоничных отношений с природой индейских племен, австралийских аборигенов, народов крайнего Севера и др., не нарушавших своим жизненным устройством природного равновесия. Однако и уровень культуры этих народов мало изменился. Это свидетельствует о том, что модель полного подчинения человека природе не обеспечивает развитие творческого потенциала, переход на более высокий уровень культуры. Изобретение орудий труда, их применение для преобразования среды обитания: увеличение пахотных земель, посев различных культур, расчистка леса для увеличения посевных площадей; одомашнивание диких животных и их использование для обработки земли; создание более совершенных технологий машинного производства - обусловили более глубокое вмешательство в природу, которая ранее сохраняла способность к самовосстановлению и
самовоспроизводству.
Со временем люди задались целью подчинения природы для более комфортной жизнедеятельности и увеличения материальных благ; сооружались судоходные каналы; менялись течение и русла рек; строились высотные здания с их инфраструктурой, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, отходы которых
направлялись в пресные водоемы, атмосферу. Постепенно накапливались
промышленные и бытовые отходы, которые загрязняли воздух, воду, лес, землю, траву. Творческая активность человека, его познавательные способности, стремление к исследованию внешнего мира закономерно привели к самолето- и ракетостроению, изобретению
космических аппаратов, глубинных и сверхглубинных подводных аппаратов, атомного, ракетного, водородного оружия и др. Человек достиг высокого уровня культуры, границы его познаний вышли далеко за пределы контролируемых параметров. Бесконтрольность в действиях и планах, неспособность к прогнозированию последствий своих поступков привели к деградации окружающей природы, уменьшению разновидностей животного и
растительного мира, ухудшению качества воздуха, почвы, воды, продуктов питания; обмелению рек, сокращению запасов пресной воды. Общество поставило себя на грань выживания. Данная модель взаимоотношений человека с природой также показала свою несостоятельность.
Рассматривая экологическое
самовоспитание как основу формирования активной гражданской позиции в решении проблемы установления гармоничных взаимоотношений общества со средой обитания, специалисты С.Н Глазачев, 1996; Л.О..Бобылева; О.А. Линенко, 2009; И.В. Астраханцева, 2016 считают, что именно уровень экологического самовоспитания определяет способность индивида к выдвижению новых идей и способов их реализации. Достигнутый уровень экологического самовоспитания определяет способность человека к поиску модели взаимодействия общества с окружающей природой, обеспечивающей поступательное развитие человечества в рамках достигнутого прогресса при сохранении природы до состояния, обеспечивающего ее самовосстановление [2, 3, 8, 10, 12]. В рамках данного исследования была разработана новая модель взаимодействия людей с внешним миром, позволяющая использовать
новейшие технологии, наращивать объемы промышленного и сельскохозяйственного производства при полной обеспеченности сохранности среды обитания.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ
С целью проверки
целесообразности разработки данной модели был проведен педагогической эксперимент, в котором приняли участие студенты 1-3-го курсов разных факультетов педагогического вуза в количестве 92 человека. Были организованы КГ и ЭГ, по 46 студентов в каждой. С целью проверки готовности будущих специалистов к активной практической экологической деятельности перед началом педагогического эксперимента было проведено
тестирование. Студентам была предложена система специальных заданий:
1. Разработать требования к деятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающие полную сохранность окружающей природы.
2. Выявить условия, нейтрализующие отрицательное действие автотранспорта на среду обитания.
3. Разработать нормы и правила взаимодействия человека с природой, исключающие вредное воздействие людей на среду обитания.
Анализ выполненных заданий не выявил существенных различий между содержанием полученных ответов студентов КГ и ЭГ, (р>0,05). Учебные занятия в КГ проводились по традиционной методике в соответствии с учебным планом. В ЭГ студенты получали задания по самостоятельному поиску специальной литературы по проблемам экологии, ее изучению с целью выявления мнений, взглядов, предложений ученых и практических экологов по решению проблемы кардинального изменения характера взаимодействий человека с окружающей природой. Студенты экспериментальной группы выявляли
основные причины деградации природы, ухудшения условий жизнедеятельности человека; будущие специалисты изучали параметры воды, воздуха, земли, леса и др., определяя степень их воздействия на состояние здоровья людей. По результатам выполнения данных заданий были обобщены мысли, предложения, заключения и выводы студентов экспериментальной группы. В рамках научной студенческой конференции по результатам коллективного обсуждения данной проблемы была разработана новая модель взаимодействия человека с окружающей природой, направленная на дальнейший прогресс общественного развития при установлении и сохранении гармоничных отношений со средой обитания.
Данная модель предусматривала реализацию положений, основными из которых являются следующие:
- наращивание промышленных мощностей предприятий всех профилей при условии использования эффективных очистительных сооружений, исключающих выброс промышленных отходов в атмосферу, воду или землю;
- разработка норм и правил экологического поведения людей на природе, обусловливающих ответственность каждого индивида за ее сохранность в соответствии со специально разработанными нормативами, предусматривающими гражданскую и уголовную ответственность за каждый негативный поступок, иди действие, нанесенное окружающей природе;
- коренная модернизация автомобильной промышленности, направленная на выпуск новых типов и видов автомобилей, работающих на новом виде энергии, исключающей загрязнение внешней среды;
- своевременный сбор и утилизация, вторичная переработка производственных и бытовых отходов с целью очищения городских и сельских территорий от скопления различного рода невостребованных материалов.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с использованием тех же заданий. Результаты анализа полученных материалов показали, что студенты контрольной группы в достаточной степени ориентировались в содержании и сущности поставленных проблемных вопросов. Студенты экспериментальной группы вносили конкретные предложения, формулировали собственные взгляды, идеи; делали заключения и обобщения, послужившие основанием для
положительной оценки уровня их теоретической и практической готовности к предстоящей экологической
деятельности, что явилось основным результатом экологического
самовоспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическое самовоспитание, наряду с экологическим мировоззрением, экологическим сознанием, экологическим мышлением и экологической культурой, является необходимым компонентом для смены потребительского отношения к природе на природоохранное,
гармоничное, обеспечивающее ее дальнейшее развитие. Это свидетельствует о важности организации целенаправленной деятельности по самовоспитанию, раскрывающей роль окружающей природы для духовно-нравственного и физического развития человека, укрепления его здоровья. Экологическое самовоспитание является одним из основных условий повышения качества профессиональной подготовки специалистов по экологии, формирования личной ответственности за параметры среды обитания.
Сформированность экологического
самовоспитания повышает экологическую компетентность будущих педагогов, что является главным условием саморазвития и самосовершенствования личности в сфере экологической деятельности. Основой экологического самовоспитания является экологическое воспитание, однако если процесс экологического воспитания имеет определенные
временные параметры и заканчивается к моменту завершения учебного процесса в вузе, то характерной особенностью процесса экологического самовоспитания является его продолжение в течение индивидуальной жизни. Результатом экологического самовоспитания является постоянное появление мыслей, взглядов, идей, способствующих возникновению новых, более современных технологий и способов определения принципов, теоретических положений, концепций, необходимых для разработки новой модели взаимодействия и
взаимоотношений человека с внешним миром.
Список литературы
1. Астраханцева И.В. Концептуально-методологическое обоснование значимости экологического воспитания в системе профессиональной подготовки будущего учителя. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 11(2): 82-94. URL: http://wwwjournal-science.org/ru/article/578.html. DOI 10.14526/01_1111_119.
2. Астраханцева И.В., Назаренко А.В., Кузнецова З.М. The initial stage of the environmental education as a basis of rational human interaction with nature. Cambridge Journal of Education and Science. 2016; 1(15) (January-June): 482-490.
3. Бобылева Л.О. О воспитании экологической культуры. Высшее образование в России. 2003; 5: 31-34.
4. Гильмиярова С.Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей в России и США : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Уфа. 2002: 52.
5. Глазачев С.Н. Постулаты экологического образования. Экологическое образование: Концепции и технологии. Волгоград: Изд. «Перемена». 1996: 3-6.
6. Колесник А.И. Теоретическое обоснование методики экологического самовоспитания. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014; 3(32): 53-58. URL: http ://www.j ournal-science.org/ru/article/103 .html. DOI 10.14526/08_2014_08.
7. Колесник А.И., Назаренко А.В. Принципы организации экологического самовоспитания. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 11(1): 150-158. URL: http ://www. j ournal-science.org/ru/article/3 3 2.html. DOI 10.14526/01_1111_90.
8. Колесник А.И. Условия эффективности экологического самовоспитания. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 11(2): 135142. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/590.html. DOI 10.14526/01_1111_112.
9. Назаренко А.В., Колесник А.И., Астраханцева И.В. Нравственные аспекты экологического образования. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(3): 182190. URL: http://journal-science.org/ru/article/868.html. DOI 10.14526/03_2017_249.
10. Линенко О.А. Формирование экологического сознания студентов технического вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Астрахань. 2009: 54.
11. Мамедов Н.М., Глазачев С.Н. Экологическое образование как предпосылка устойчивости развития общества. Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград: «Перемена». 1996: 16-26.
12. Назаренко А.В. Региональные проблемы рационализации ресурсопользования: монография. Ульяновск. 2002: 158.
13. Назаренко А.В. Формирование экологического сознания у детей, подростков и учащейся молодежи: учебно-методическое пособие. Ульяновск. 2013: 116.
14. Назаренко А.В. Методологическое обоснование совершенствования профессиональной подготовки педагогов к формированию навыков природосбережения. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2013; 3(28): 146-152. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/351.html.
15. Nazarenko A., Kolesnik A. Some approaches to improving the system of environmental education. Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume III. "UFRJ Press". 2015: 436-443.
16. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
17. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
References
1. Astrakhantseva I.V. Conceptual-methodological importance substantiation of ecological upbringing in the system of professional training of a future teacher. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2016; 11(2): 82-94. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/578.html. DOI 10.14526/01_1111_119 [In Russ., In Engl.].
2. Astrakhantseva I.V., Nazarenko A.V., Kuznetsova Z.M. The initial stage of the environmental education as the basis of a rational human interaction with nature. Cambridge Journal of Education and Science. 2016; 1(15) (January-June): 482-490 [In Engl.].
3. Bobyleva L.O. About ecological culture upbringing. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2003; 5: 3134 [In Russ.].
4. Gilmiyarova S.G. Constant ecological education of the future teachers in Russian and the USA. Doctor's thesis. Ufa. 2002: 52.
5. Glazachev S.N. Postulates of ecological education. Ekologicheskoe obrazovanie: Koncepcii I tehnologii. Volgograd: "Peremena" publishing house. 1996: 3-6 [In Russ.].
6. Kolesnik A.I. Theoretical substantiation of ecological self-upbringing methodology. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2014. 3(32): 53-58. URL: http ://www.j ournal-science.org/ru/article/103 .html. DOI 10.14526/08_2014_08 [In Russ., In Engl.].
7. Kolesnik A.I., Nazarenko A.V. The principles of ecological self-upbringing organization. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2016; 11(1): 150-158. URL: http ://www. j ournal-science.org/ru/article/3 3 2.html. DOI 10.14526/01_1111_90 [In Russ., In Engl.].
8. Kolesnik A.I. The conditions of ecological self-upbringing effectiveness. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2016; 11(2): 135-142. URL: http ://www. j ournal-science.org/ru/article/590.html. DOI 10.14526/01_1111_112 [In Russ., In Engl.].
9. Nazarenko A.V., Kolesnik A.I., Astrakhantseva I.V. Moral aspects of ecological education. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2017; 12(3): 182-190. URL: http://journal-science.org/ru/article/868.html. DOI 10.14526/03_2017_249 [In Russ., In Engl.].
10. Linenko O.A. Students' ecological awareness formation at a technical higher educational establishment. Doctor's thesis. Astrakhan. 2009: 54.
11. Mamedov N.M., Glazachev S.N. Ecological education as the precondition for society development steadiness. Ekologicheskoe obrazovanie: Koncepcii I tehnologii. Volgograd: "Peremena". 1996: 16-26 [In Russ.].
12. Nazarenko A.V. Regional'nye problemy racionalizacii resursopol'zovaniya: monografiya [Regional problems of resources use rationalization: monograph]. Ulyanovsk. 2002: 158.
13. Nazarenko A.V. Formirovanie ekologicheskogo soznaniya u detej, podrostkov I uchaschejsya molodezhi: uchebno-metodicheskoe posobie [Ecological awareness formation among children, teen-agers and students: educational-methodical manual]. Ulyanovsk. 2013:116.
14. Nazarenko A.V. Methodological substantiation of teachers' professional training development for the skills of nature protection formation. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta =
Подано: 28.05.2018
Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2013; 2(23): 90-96. URL: http://www.journal-
science.org/ru/article/351.html [In Russ., In Engl.].
15. Nazarenko A., Kolesnik A. Some approaches to the system of environmental education improvement. Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in America, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume III. "UFRJ Press". 2015: 436-443 [In Engl.].
16. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
17. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Колесник Анна Игоревна — аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Россия, 432700 г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: anyakolesnik93@mail. ru
Б01 10.14526/2070-4798-2018-13-3-157-166 УДК: 378
МОДЕЛЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ
СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА
Кузнецов С.А.1
!НЧФ УВО «Университетуправления ТИСБИ» Россия, г. Набережные Челны [email protected]
Аннотация. Образовательный процесс подготовки специалистов необходимо согласовывать с потребностями рынка труда. Формируя образовательный процесс, нужно таким образом подобрать отдельные ступени (модули) образовательной системы, чтобы студент получил определенный объем специализированных знаний и знаний для общего развития. От того, насколько стратегически гибко подобраны эти ступени - модули, зависит и востребованность выпускаемого специалиста в условиях динамичного рынка труда. Методы исследования: анализ и обобщение научной и специальной литературы, проектирование, мониторинг, педагогическое моделирование. Материалы. В статье описаны теоретические подходы к проектированию модели нормативно-правовой