DOI 10/14526/01_2018_283 УДК 37.01(075)
ПОИСК НОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.В. Астраханцева — кандидат педагогических наук, доцент Колесник А.И.- аспирант Т.А. Хайрутдинов — заместитель директора департамента профессионального образования и науки Министерства образования и науки Ульяновской области ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: irina.astrahantsewa@yandex.ru
Аннотация. Сложившаяся система экологического образования, направленная на усвоение студентами педагогических вузов знаний по экологии, показала свою неэффективность, так как не обеспечивает смены потребительского отношения к среде обитания на природосберегающее. Материал. Теоретическое обоснование значимости новых форм экологического образования, способствующих более эффективному управлению мотивационной сферой в сфере экологической деятельности. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, передового педагогического опыта ведущих экологов, педагогический эксперимент, тестирование, беседа, моделирование, методы математической статистики. Результаты. В статье раскрывается методика вовлечения студентов педагогического вуза в процесс разработки понятийного аппарата, формулировок и содержания основных понятий и терминов; активизация познавательной сферы, управления мотивационной сферой в области экологии. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали перспективность предложенного подхода к решению сложной проблемы совершенствования экологического образования, обеспечению ее направленности на смену потребительского отношения к среде обитания на природосберегающее.
Ключевые слова: экологическое образование, педагогический эксперимент, методика, понятийный аппарат.
SEARCHING FOR NEW FORMS OF TEACHING AS THE CONDITION OF ECOLOGICAL EDUCATION IMPROVEMENT
Irina V. Astrakhantseva - Candidate of Pedagogics, Acting Associate Professor
Anna I. Kolesnik — Postgraduate Talgat A. Khayrutdinov — Associate Director of Professional Education and Science Department of the Ministry of Education and Science of the Ulyanovsk Region Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: irina.astrahantsewa@yandex.ru
Annotation. The existing system of ecological education, directed at mastering knowledge in ecology by the students of pedagogical higher educational establishments, showed its inefficiency, as it doesn't provide a consumer's attitude to environment change for nature protecting one.
53
Material. Theoretical importance substantiation of new forms of ecological education, which provide more effective control of motivational sphere in the sphere of ecological activity. Research methods: scientific-methodical literature, progressive pedagogical experience of the leading ecologists' analysis and summarizing, pedagogical experiment, test, conversation, modeling, mathematical statistics methods. Results. The article is about the methodology of a pedagogical higher educational establishment students involving into the process of conceptual construct, statements and content of the main notions and terms creation; cognitive sphere activation, motivational sphere in ecology control. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed the prospectivity of the offered approach to a difficult problem of ecological education development solution, its orientation provision to a consumer's attitude to environment change for nature protecting one.
Keywords: ecological education, pedagogical experiment, methodology, conceptual construct.
Актуальность. Масштабный
экологический кризис, обусловивший резкое ухудшение параметров среды обитания человека и показателей его здоровья, вызван непродуманным, недальновидным вмешательством людей в окружающую природу, нерациональным использованием ее ресурсов. Мировое сообщество пришло к выводу, что без смены потребительского отношения к природе на сберегающее преодоление сложившейся ситуации невозможно. Это требует коренного изменения
сложившейся системы экологического образования.
По мнению Гирусова В.Е., 1994; Глазачева С.Н., 1996; Ю.В. Олейникова, 2001; Назаренко А.В., 2012, 2016 и др., совершенствование системы
экологического образования должно осуществляться по следующим
направлениям:
1 - формирование системы взаимоотношений с окружающей средой на основе практического взаимодействия с природой;
2 - воспитание природосберегающего отношения к среде обитания как результата нового экологического мышления;
3 - усвоение духовных и материальных ценностей внешнего мира как средства и метода осознания себя как его составной части.
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости новых форм экологического образования, способствующих более эффективному
управлению мотивационной сферой в сфере экологической деятельности.
Задачи: 1. Выявить новые формы управления познавательной сферой в области экологии.
2. Разработать методику внедрения в учебный процесс по экологии новых активных форм обучения и проверить ее эффективность в процессе
педагогического эксперимента.
Материал. Методологическим базисом совершенствования системы экологического образования является разработка модели взаимоотношений с природой с использованием активных форм обучения и экологического воспитания. Значимость данной модели состоит в том, что она должна обеспечить наполнение новым содержанием всех элементов образовательного процесса: цели, форм, методов и средств. Во второй половине XIX века активная деградация природы, разрушение высокоэстетических ландшафтов; резкое сокращение природных запасов пресной воды, загрязнение воздуха, земли, продуктов питания, исчезновение невозобновляемых ресурсов. ряда видов флоры и фауны; возвращение массовых инфекционных заболеваний поставили население Земли перед необходимостью осознания угрозы исчезновения современной цивилизации. Это послужило причиной осознания необходимости смены
антропоцентрической парадигмы на биоцентрическую, в соответствии с которой должно измениться отношение к природопользованию. К концу XX века в
общественном сознании произошли существенные перемены в характере взаимодействия со средой обитания:
- организован мониторинг за состоянием окружающей природы;
- предусмотрены ограничения на деятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий, связанных с загрязнением среды;
- установлены нормативы природопользования;
- осуществляется контроль за соблюдением норм и правил экологически целесообразной экономической деятельности;
Экологическое мировоззрение
Смена потребительского отношения на природосберегающее
Экологическое сознание
Переориентация человека с потребительского отношения к природе на экологически ответственное является проблемой глобального масштаба, так как негативные последствия непродуманного вмешательства в природу отражаются на состоянии всей планеты. Международная конференция ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (1992) утвердила концепцию устойчивого развития, предусматривающего создание
политических и экономических
механизмов рационального использования природных ресурсов и сохранения среды обитания, улучшения качества жизни современных и будущих поколений.
Сложившаяся система
экологического образования не изменила потребительское отношение к природе, о чем свидетельствуют систематические
- разработано государственное и международное законодательство в сфере природо- и ресурсопользования.
Однако целостного понимания масштабности экологического кризиса и причин его возникновения до настоящего времени у общества не сложилось. Это обусловило необходимость разработки новой модели экологического образования, направленного на усвоение информации о состоянии Земли, что требует формирования экологического
мировоззрения, экологического сознания в соответствии со следующим алгоритмом:
Экологический
образ жизни
Экологическое мышление
Экологическое воспитание
Экологическая культура
пожары в лесных массивах, выбросы в атмосферу и гидросферу
производственных отходов
предприятиями, не оснащенными современными очистными сооружениями; постоянно возникающие стихийные свалки бытовых отходов и т.д. Это указывает на необходимость изменения целей и задач экологического образования и
экологического воспитания, их
структурного содержания на базе целостного восприятия окружающей действительности, выявления роли и места человека по отношению к среде обитания.
В процессе формирования экологического мировоззрения,
экологического сознания и экологического мышления необходимо учитывать, что способ жизнедеятельности индивида генетически запрограммирован, а условия
жизни способствуют закреплению норм, правил и принципов поведения, которые соответствуют состоянию среды обитания, при этом большое значение имеют специфические проявления интеллекта, морфофункциональных особенностей, физической работоспособности,
социальной активности и т.д.
Анализ научной и научно-методической литературы показал, что эффективной может быть система экологического образования,
обеспечивающая выход из
общепланетарного кризиса. Это возможно при условии, если данная система будет способна прогнозировать основные направления развития современной цивилизации [6, 13]. По мнению А.Д. Урсула, 2001, перспективным будет экологическое образование, основанное на идеях устойчивого социально-
экономического развития с преобладанием экогуманистических и ноосферных ценностей и направленное на реализацию экологических проблем. Экологическое образование и экологическое воспитание должны предусматривать постепенный переход от традиционной системы обучения к инновационной,
способствующей:
- развитию экологического мышления;
- усвоению экологических знаний о закономерностях природных процессов и явлений; нравственных основах, определяющих характер взаимоотношений человека со средой обитания, а также приобретению навыков природосберегающей деятельности;
- формированию потребности в экологическом образе жизни как результате целесообразно организованного экологического образовательного процесса на основе глубоко продуманной воспитательной деятельности экологической направленности.
В настоящее время экологическое образование оторвано от практики и не обеспечивает решения главной
экологической проблемы: гармонизации взаимодействия человека и природы.
Учебники по экологии для учащихся общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений не предусматривают воспитание
экологического мировоззрения,
экологического сознания, экологической культуры и т.д., что является методологической базой гармонизации отношения человека с окружающей природой. Главным условием перехода стран к устойчивому развитию является формирование экологического
мировоззрения, обеспечивающего смену потребительского отношения к среде обитания на природосберегающее, что требует усвоения следующих
концептуальных положений:
- человек как органическая часть природы должен подчиняться в своем развитии законам биологической эволюции, и вся его жизнедеятельность должна иметь экологическую направленность и гармоничное взаимодействие со средой обитания;
- сохранить дальнейшее развитие современной цивилизации возможно при условии установления коэволюционных отношений между обществом и внешним миром;
- органическая взаимосвязь человека со средой обитания возможна при условии усвоения им духовных и материальных ценностей природы, что позволит лучше понять закономерности развития и функционирования окружающей среды.
Анализ этапов исторического развития общества, места человека среди представителей животного мира и его связи с природой показал, что сохранение среды обитания и ее способности к самовосстановлению за счет
саморегуляторных возможностей, как и сохранение цивилизации, возможно лишь при гармоничном взаимодействии человека с окружающей природой. По мнению Н.Н. Моисеева, 1995; А.В. Назаренко, 2012, 2016 и др., это положение должно составлять основу экологического мировоззрения. Формирование
экологического сознания студентов
педагогического университета, будущих учителей, позволит им, по мнению авторов, передать учащимся свое экологическое представление и
экологическое убеждение. В структуре экологического сознания авторы выделяют ряд компонентов: мировоззренческий (осознание себя частью человечества); информационный (знание экологических проблем); нравственный (понимание личной ответственности за состояние среды обитания и готовность к практической экологической
деятельности); эстетический (умение понимать и ценить красоту окружающей природы).
Формирование экологического сознания будущих педагогов способствует целенаправленному усвоению системы экологических знаний, становлению экологических представлений и экологических убеждений в значимости экологического образования и
экологического воспитания новых поколений; проявлению гражданской позиции в организации деятельности по экологическому просвещению. Ведущим фактором повышения уровня
экологического сознания и экологического мировоззрения является практическая экологическая подготовка, позволяющая объективно оценивать экологическую ситуацию, самостоятельно принимать решения, предпринимать конкретные действия. Исходя из тезиса, что мышление определяет поведение человека, можно прийти к заключению, что экологическое мышление обусловливает целесообразное взаимодействие с окружающей природой, обеспечивающее условия не только для ее сохранения, но и для дальнейшего развития.
Сущность экологического
мышления обусловлена необходимостью понимания сознательной деятельности людей, определяющей характер происходящих в природе изменений. Сегодня перед лицом угрозы исчезновения современной цивилизации судьба человечества зависит от всесторонней продуманности и научной обоснованности
действий, нацеленных на восстановление параметров обитания с прогнозированием возможных последствий в ближайший и отдаленный период времени.
С позиций системного подхода формирование экологической культуры является более широкой, интегративной и целостной задачей, решение которой требует междисциплинарности и интеграции, поиска новых форм обучения и воспитания; расширения понятийного аппарата [4, 6, 10, 11].
Процесс формирования
экологической культуры связан с решением комплекса задач:
- усвоения навыков управления мотивационной сферой на основе осознания духовных ценностей природы;
- осознанного стремления к овладению навыками практической экологической деятельности в соответствии с экологическим мировоззрением;
- усвоения навыков эстетического восприятия и оценки окружающей природы, ее влияния на психоэмоциональное состояние, умственную и физическую работоспособность;
- глубокого знания норм и правил взаимодействия со средой обитания, выработанных человеческим сообществом.
Одним из перспективных направлений совершенствования
экологического образования в
соответствии с требованиями
сегодняшнего дня является обеспечение профессионально-педагогической экологической подготовки будущих учителей к реализации процесса обучения и воспитания учащихся
общеобразовательной школы. Педагог по сути своей профессиональной
деятельности занимают место ведущего специалиста при формировании экологического сознания и экологического мировоззрения подрастающих поколений.
Эффективное выполнение этой важной социально значимой функции обусловлено уровнем соответствующей экологической подготовки [1, 2, 9, 12,13].
Исследование уровня профессионально-педагогической экологической
подготовленности студентов
педагогического вуза [7, 8] показало, что будущие учителя после усвоения учебного курса экологии не владеют понятийным аппаратом, испытывают значительные затруднения при выявлении отличий в понятиях: экологическое мировоззрение, экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая культура и др.; имеют слабое представление о методике их формирования у школьников.
Результаты исследования и их обсуждение. На начальном этапе экологическое образование
осуществлялось на основе эволюционного подхода, предусматривающего усвоение учащимися экологических знаний как условие экологизации сознания. Однако практика показала, что усвоение только системы экологических знаний не обеспечивает формирования
экологического мировоззрения и экологического сознания как
методологического базиса формирования природосберегающего отношения к среде обитания. Это обусловило понимание необходимости разработки нового содержания экологического образования, направленного на разработку и усвоение понятийного аппарата, формирование рационального взаимодействия с внешним миром.
Нами была разработана методика вовлечения студентов 3-4-го курсов разных факультетов педагогического вуза в творческий процесс по разработке понятийного аппарата как составной части нового содержания экологического образования. Из студентов, изъявивших желание принять участие в этой деятельности, была организована экспериментальная группа (ЭГ) в количестве 24 человек. Студенты, не проявившие интереса к нашему предложению, вошли в контрольную группу (КГ) - 23 человека.
Перед началом педагогического эксперимента с целью выявления исходного уровня представлений о новом
содержании экологического образования, обеспечивающего формирование
природосберегающего отношения к среде обитания, будущим педагогам КГ и ЭГ было предложено дать определение содержания экологического образования и назвать понятия, которые необходимо усвоить в процессе экологического образования. Содержание ответов оценивалось экспертной группой преподавателей экологии педагогического университета в количестве пяти человек. Оценивались (в баллах) степень понимания цели и задач экологического образования, его сущности,
направленности, содержания, критериев оценки; количество терминов и определений, призванных составить понятийный аппарат; их название, обоснованность, значимость для повышения эффективности
экологического образования и
экологического воспитания.
Критерии оценки:
5 баллов - полный, убедительный ответ, знание значительной части терминов;
4 балла - исчерпывающий ответ с незначительными погрешностями; знание половины терминов и понятий;
3 балла - в основном правильный ответ, названо около одной трети понятий и терминов;
2 балла - принципиальные ошибки в понимании сущности, цели и задач, содержания экологического образования; названо два понятия;
1 балл - слабое представление о содержании экологического образования, направленного на формирование природосберегающего отношения к среде обитания; неготовность к перечислению терминов, составляющих понятийный аппарат.
Анализ полученных данных не выявил существенных различий в уровне представлений студентов КГ и ЭГ о новом содержании экологического образования, (р>0,05). В КГ учебный процесс по экологии проводился в соответствии с программой, рекомендованной
Министерством образования РФ. Студенты ЭГ во время занятий, проводимых концентрированным
способом (все количество лекционных, семинарских и практических занятий, рассчитанных на семестр, было проведено в течение одного месяца). Это позволило организовать выезды на природу, посещать различные ландшафты, природные объекты (разрушенные в разной степени и сохранившиеся), разъяснять последствия непродуманного вмешательства человека в окружающую природу.
Будущим учителям предлагалась дополнительная литература, после ознакомления с которой проводилось совместное обсуждение этапов
становления и развития экологического образования, недостатков сложившейся системы экологического образования, путей его совершенствования. Студенты ЭГ совместно с преподавателями после анализа формулировок и определений экологического образования,
представленных в различных источниках, предприняли попытку собственного определения; определили
методологический базис для
экологического образования, в основе которого должны быть экологическое мировоззрение и экологическое сознание.
Для данного вывода студенты ЭГ рассматривали общее понятие
«мировоззрение», представленное в философии, затем в процессе коллективного обсуждения с помощью преподавателя и приглашенных специалистов по экологии дали определение понятия «экологическое мировоззрение». Рассматривая природный ландшафт во время выездных занятий, будущие педагоги высказывали
собственное отношение к его состоянию; пытались установить причины его разрушения, выявить возможные способы восстановления. Характер их
мыслительной деятельности послужил поводом к рассмотрению понятий: «сознание» и «экологическое сознание», понять степень их различия, предпринять
попытки формулирования понятия «экологическое сознание», найти различия между экологическим мировоззрением и экологическим сознанием, увидеть, что это разные понятия, дополняющие друг друга. С помощью наводящих вопросов преподаватель подвел студентов к обсуждению понятий «мышление» и «экологическое мышление», поставил задачу установления взаимосвязи между экологическим мышлением,
экологическим мировоззрением и экологическим сознанием, выявить зависимость экологического мышления от первых двух понятий, его значимость в формировании природосберегающего отношения к среде обитания.
Путем воздействия на
эмоциональную сферу, используя разнообразные примеры, киноролики о состоянии окружающей природы, наиболее яркие природные объекты, сохранившиеся в целостном виде, а также разрушенные ландшафты, преподаватель организовал коллективное обсуждение определений, различных понятий, предложенных учеными в сфере экологии: «экологическая культура», «экологическое просвещение», «экологическое
представление», «экологическое
воспитание». Будущие педагоги находили неточности в определениях, предлагали свои варианты. В результате был разработан перечень терминов и понятий, предложены коллективные формулировки:
- экологическое мировоззрение -система взглядов и убеждений в необходимости природосберегающей деятельности как условие сохранения цивилизации;
- экологическое сознание -способность к пониманию необходимости сохранения природы для продолжения жизни людей;
- экологическое мышление -специфическая умственная деятельность, способствующая формированию природосберегающего отношения к среде обитания;
- экологическая культура - степень усвоения системы специальных знаний,
духовных и материальных ценностей природы, навыков практической экологической деятельности в
соответствии с законами развития окружающего мира;
- экологическое просвещение -усвоение форм и методов пропаганды экологических знаний с целью формирования природосберегающего отношения к среде обитания;
- экологические убеждения -сформированность собственной гражданской позиции по проблемам экологии;
- экологические действия -предпринимаемые практические меры по восстановлению и сохранению окружающей природы;
- экологическое образование -процесс, направленный на усвоение системы специальных знаний, формирование умений и навыков объективного восприятия и оценки экологических ситуаций, принятия решений по их устранению; способов смены потребительского отношения к среде обитания на природосберегающее;
- экологическое воспитание -процесс, направленный на повышение уровня духовно-нравственного развития личности, формирование личной ответственности за состояние окружающей природы;
- экологический образ жизни -способ жизнедеятельности человека, направленный на природосберегающую и природоохранную деятельность.
После окончания педагогического эксперимента студентам КГ и ЭГ было предложено назвать известные им понятия и термины, используемые в образовании, сформулировать их содержание. Студенты КГ смогли назвать пять понятий из 12 с неточными, расплывчатыми
определениями. В ЭГ были уверенно названы все 12 понятий и терминов, даны их формулировки, что обеспечило существенное преимущество студентов перед студентами КГ (р<0,05).
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента
показали, что совершенствование экологического содержания связано с разработкой понятийного аппарата; внедрением новых активных форм обучения; вовлечением студентов в творческий познавательный процесс с элементами дискуссий, самостоятельного поиска новых подходов к организации учебного процесса по экологии; сравнительного анализа взглядов различных исследователей на решение экологических проблем. Передача готовых знаний, характерная для традиционных подходов к учебному процессу, не способствует активизации познавательной сферы в области экологии, мотивации к экологической деятельности.
Литература
1. Абдрашитова Н. В. Формирование нравственных и эстетических компонентов экологической культуры студентов педагогического вуза : дис. ... канд.пед.наук / И. В. Абдрашитова. - Казань, 2004. - 196 с.
2. Астраханцева И. В. The initial stage of the environmental education as a basis of rational human interaction with nature/ И. В. Астраханцева, А. В. Назаренко, З. М. Кузнецова // Cambridge Journal of Education and Science, 2016, № 1 (15). (January-June). - С. 482-490. (Scopus).
3. Аюпова В. К. Брендинг образовательных услуг вуза физической культуры и спорта: современные подходы [электронный ресурс] / В. К. Аюпова, З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Т. 30. - № 1. - С. 20-24. Режим доступа: http://www.journal-
science.org/ru/article/4.html._DOI
10.14526/13 2014 13.
4. Гирусов В. Е. Система общество -природа / В. Е. Гирусов. - М. : Знание, 1994. - 217 с.
5. Глазачев С. Н. Постулаты экологического образования / С. Н. Глазачев // Экологическое образование: концепции и технологии. - Волгоград. 1996. - С. 3-6.
6. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». - М., 2002. - 26 с.
7. Моисеев Н. Н. Историческое развитие и экологическое образование / Н. Н. Моисеев. - М. : Наука, 1995. - 219 с.
8. Мугаллимова Н. Н. Особенности первичной профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта [электронный ресурс] / Н. Н. Мугаллимова, З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - Т. 7. - № 3. - С. 89-95. Режим
доступа: http://www.iournal-
science .org/ru/article/3 56. html.
9. Назаренко А. В. Методологическое обоснование совершенствования профессиональной подготовки педагогов к формированию навыков природосбережения [электронный ресурс] / А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - Т. 7. - № 2. - С. 90-96. Режим доступа: http://www.iournal-science.org/ru/article/3 5 5. html.
10. Назаренко А. В. Методологические основы формирования экологического образа жизни как условие природозащитного отношения к среде обитания [электронный ресурс] / А. В. Назаренко, И. В. Астраханцева // Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. -Т. 11. - №4. - С. 94-106. Режим доступа: http://www.iournal-science.org/ru/article/680.html. DOI 10.14526/01_1111_156.
11. Национальная стратегия экологического образования РФ. - М. : Зеленый мир. 2000. - 19 с.
12. Олейников, Ю. В. Философия экологического образования / под общ. ред. И. К. Лисеева. - М. : Прогресс - Традиция. 2001. - 416 с.
13. Осокина, В. Н. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа в процессе обучения : дис. ... канд.пед.наук / В. Н. Осокина. - М. 2004. -181с.
14. Реймерс Н. В. Экология (теории, законы, правила, принципы, гипотезы) / Н. Ф. Реймерс. - М. : Просвещение. 1994. - 361 с.
15. Урсул, А. Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологический ракурс / А. Д. Урсул // Философия экологического образования / под общ. ред. И. К. Лисеева. - М. : Прогресс -Традиция. 2001. - С. 49-51.
16. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
17. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
References
1. Abdrashitova N. V. Moral and aesthetic components of students' ecological culture formation at a pedagogical higher educational establishment. Candidate's thesis. Kazan. 2004, 196 p.
2. Astrakhantseva I. V., Nazarenko A.V., Kuznetsova Z.M. The initial stage of the environmental education as a base of a rational interaction between a
human and nature. Zhuranl Kembridja obrazovaniya I nauki [Cambridge Journal of Education and Science]. 2016, no 1 (15) (January-June), pp. 482-490 (Scopus).
3. Girusov V. E. Sistema obchestvo - priroda [Society-nature system]. Moscow, Znanie. 1994. 217 p.
4. Glazachev S. N. Postulates of ecological education. Ecologicheskoe obrazovanie: koncepcii I tehnologii [Ecological education: concepts and technologies]. Volgograd. 1996, pp. 3-6.
5. Zakon RF "Ob ohrane okruzhauchej prirodnoj sredy" [Law of the Russian Federation "On environment protection". Moscow. 2002, 26 p.
6. Moiseev N. N. Istoricheskoe razvitie I ekologicheskoe obrazovanie [Historical development and ecological education]. Moscow, Nauka. 1995, 219 p.
7. Nazarenko A. V. Methodological substantiation of teachers' professional training development for the skills of nature protection formation. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2012, no 2 (23), pp. 90-96. Availed as: http://www.journal-science.org/ru/article/355.html.
8. Nazarenko A. V., Astrkhantseva I.V. Methodological basis of ecological life style formation as the condition of nature protecting attitude to environment. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2016, Vol. 11, no 4, pp. 94-106. Availed as: http://www.journal-science.org/ru/article/680. html. DOI 10.14526/01_1111_156.
9. Nacional'naya strategiya ekologicheskogo obrazovaniya RF [National strategy of ecological education of the Russian Federation]. Moscow, Green world. 2000, 19 p.
10. Oleynikov Y. V. Filosofiya ekologicheskogo obrazovaniya [Philosophy of ecological education]. Moscow, Progress - Tradition. 2001, 416 p.
11. Osokina V. N. Pedagogical college students' ecological culture formation during the process of education. Candidate's thesis. Moscow. 2004, 181p.
12. Reymers N. V. Ekologiya (teorii, zakony, pravila, principy, gipotezy) [Ecology (theory, laws, rules, principles, hypotheses)]. Moscow, Prosveshchenie. 1994, 361 p.
13. Ursul A. D. Model of anticipatory education: noospheric- ecological aspect. Filosofiya ekologicheskogo obrazovaniya [Philosophy of ecological education]. Moscow, Progress - Tradition. 2001, pp. 49-51.
14. Mugallimova N. N., Kuznetsova Z.M. The peculiarities of drug addiction primary prevention by means of physical culture and sport. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological
and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2012, no 3 (24), pp. 89-95. Availed as: http://www.journal-science.org/ru/article/356.html.
15. Ayupova V. K., Kuznetsova Z.M. Branding of educational services of physical culture and sport higher educational establishment: modern approaches. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2014, Vol. 30, no 1 (30), pp. 20-24. Availed as: http://www.journal-science .org/ru/article/4. html. DOI
10.14526/13_2014_13
Подано: 26.01.2018 Принято: 29.01.2018
16. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In
Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
17. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Астраханцева Ирина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, Россия, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: irina. astrahantsewa@yandex. ru
Колесник Анна Игоревна - аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, Россия, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4
Хайрутдинов Талгат Асхатович - заместитель директора департамента профессионального образования и науки Министерства образования и науки Ульяновской области, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, Россия, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4
Для цитирования: Астраханцева И.В., Колесник А.И., Хайрутдинов Т.А. Поиск новых форм обучения как условие совершенствования экологического образования // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13. - №1. - С. 53-62. DOI 10/14526/01 2018 283
DOI 10/14526/01_2018_284 УДК 37.013.2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СОЦИАЛЬНОГО РЕСУРСА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ
СУБЪЕКТНОСТИ
Р.Ю. Гафаров — доцент кафедры «Физического воспитания» Т.В. Армянинова — доцент кафедры «Физического воспитания» Р.Р. Гарифуллин — старший преподаватель кафедры «Физического воспитания» Р.А. Буранбаев — старший преподаватель кафедры «Физического воспитания» ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», 450074, Россия, г. Уфа, ул. Заки Валиди, дом 32