DOI 10.14526/01_1111_107 УДК 316.752
ДЕТЕРМИНАНТЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Н.В. Бибикова — кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Гринева — кандидат педагогических наук, профессор О.М. Железнякова — доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Соломенко — кандидат педагогических наук Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: nv95@rambler.ru
Аннотация. В современных научных исследованиях особое внимание уделяется изучению ценностей в контексте смысложизненных ориентаций личности. Авторы, применяятеоретический анализ, наблюдение, тестирование, опрос, методы графической обработки данных, доказательно обосновывают актуальность исследования, выделяя одним из ключевых компонентов сложной структуры личности ценностные ориентации, которые придают смысловое направление деятельности человека, выступают центральным звеном ценностно-смыслового аспекта профессионального самоопределения.Материалы. В качестве исходных материалов была уточнена сущность базовых понятий: «ценность», «ценностные ориентации», «смысложизненные ориентации» и проведен анализ основных дефиниций.Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, наблюдение, опрос, методы графической обработки данных. Для изучения структуры смысложизненных ценностей использовалась авторская векторная методика «Профиль смысложизненных ценностей».В качестве составляющих профиля были выбраны следующие смысложизненные ориентации: здоровый образ жизни, стремление к духовному совершенствованию, профессиональный рост, взаимоотношения с окружающими, любовь и семейные ценности, отдых и развлечения, направленность на материальное благополучие.Для оценки авторы использовали «метод полярных баллов», каждая составляющая оценивалась по пятибалльной шкале.Результаты.Проведенное исследование показало, что выбор смысложизненных ценностей студентов факультета физкультуры и спорта напрямую детерминирован их профессиональной направленностью, спецификой профильной подготовки, увлеченностью и интересами в области спортивной деятельности, образом жизни, личностными качествами и нравственными ориентирами. Суммарный балл по шкале оценивания свидетельствует о высоком уровне проявления таких смысложизненных ориентаций, как здоровый образ жизни, любовь и семейные ценности, отдых и развлечения. Наименьшей степенью значимости характеризуется такая смысложизненная ориентация, как стремление к духовному совершенствованию. Система ценностей современной молодежи представляет собой наличие традиционных ценностей: семья, здоровье, коммуникация, профессиональный рост, а также ценностей, связанных с достижением материального благополучия. Изучение смысложизненных ориентаций будущих специалистов в области физической культуры и спорта в перспективе может служить основой для дальнейшего всестороннего исследования.Заключение. Изучение смысложизненных ориентаций будущих специалистов в области физической культуры и спорта в перспективе может послужить для дальнейшего всестороннего исследования. Ключевые слова: смысложизненные ориентации, детерминанты, ценность, профессиональная направленность личности.
DETERMINANTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT FACULTY STUDENTS' CONCEPTUAL-LIFE ORIENTATIONS
Nadezda V. Bibikova Elizaveta A. Grineva Olga M. Zheleznyakova Lyudmila D. Solomenko
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: nv95@rambler.ru
Annotation. In modern scientific research works special attention is paid to the values study in the context of conceptual-life orientations of a personality.The authors, using theoretical analysis, observation, testing, survey, the methods of graphic data processing prove the urgency of the research, defining one of the key components of a difficult structure of a personality value orientations, which give meaningful direction to a person's activity, form a central part of value-conceptual aspect of a professional self-identification. Materials. As the initial material the essence of the base notions was specified: "value", "value orientations", "conceptual-life orientations" and the main definitions analysis was held. Research methods: scientific and methodical literature analysis and summarizing, observation, survey, the methods of graphic data processing. In order to study the structure of conceptual-life values the author's vector methodology "The profile of conceptual -life values" was used. As the components of the profile the following conceptual -life orientations were chosen: a healthy life style, yearning for spiritual development, professional growth, relations with people around, love andfamily values, rest and entertainment, orientation to material wellbeing. For estimation the authors used "the method ofpolar points", each component was estimated according to 5 points scale. Results. The held research showed that the choice of conceptual -life values among the students of physical culture and sport faculty is directly determined by their professional orientation, specificity of profile training, interests in the sphere of sports activity, life style, personal qualities and moral guiding lines. Composite score according to the scale of estimation proves a high level of such kind of conceptual -life orientations formation, as a healthy life style, love and family values, rest and entertainment. The lowest level of importance has the following conceptual -life orientation: yearning for spiritual development. The system of values of contemporary youth is presented as traditional values: family, health, communication, professional growth and the values connected with material wellbeing achievement. Conceptual -life orientations study of the future specialists in the sphere of physical culture and sport in the future can be the base for further many-sided research.
Keywords: conceptual-life orientations, determinants, value, professional orientation of a personality.
Актуальность. Восхождение
личности студента к ценностям общества является сложным, многоступенчатым процессом. Одним из компонентов сложной структуры отношений личности к условиям ее существования и деятельности являются ценностные ориентации, которые придают смысловое направление деятельности человека,
связывают воедино общественное, групповое и индивидуальное в сознании и поведении личности, определяя ее ведущие позиции, выступают
центральным звеном ценностно-смыслового аспекта профессионального самоопределения.
Каждому человеку присуща специфическая иерархия ценностей,
которые служат связующим звеном духовной культуры общества и духовного мира личности. Ценностные ориентации личности включают в себя стороны взаимоотношений человека с окружающей действительностью. Осознание ценности предполагает наличие у индивида определенного способа ориентировки в каком-либо классе, группе ценностей, являющегося внутренним
психологическим механизмом,
формирующим те или иные предпочтения личности. Деятельность человека в системе общественных отношений диктуется социальными нормами и социальными стереотипами [3].
Проблема смысла жизни не является исключительно прерогативой теории, размышлений и споров философов. Она возникает и в обыденном сознании, органически входит во всю жизнедеятельность человека (в том числе и социальную). Человек связан с миром множеством различных связей и отношений, из которых одни им воспринимаются как необходимые, важные, иные - как несущественные, и он к ним безразличен, третьи даже могут им не осознаваться. Жизненные ситуации многообразны. Некоторые из них можно было бы определить как "ситуации жизненных задач" (взросление в семье, обучение в школе, вузе; трудовая деятельность во всей ее неоднозначности, вступление в брак), другие можно охарактеризовать как "социально-травмирующие ситуации" (тяжелые утраты, заболевания и их последствия, финансовые и материальные трудности). Сами жизненные ситуации делают жизнь и человеческую деятельность наполненными определенным смыслом.
Несмотря на различные подходы к пониманию природы смысложизненных ориентаций, все исследователи признают, что их особенности строения и содержание обусловливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям
действительности, регулируют социальное поведение человека.
Система ценностных ориентаций молодежи, отражающая динамику ценностей всего общества, привлекает особенное внимание, потому что ценности молодых людей находятся на стадии формирования, зависящей от внешних факторов, требует времени для обретения устойчивости. Социальная группа "молодежь" характеризуется своей принадлежностью к высшей школе и вовлеченностью в процесс формирования слоя интеллигенции, которая будет определять направление развития общества.
Выбор будущей профессии связан с поисковой деятельностью, в которую входит когнитивный, эмоциональный и практический компоненты. В результате формируется ценностное отношение к окружающим, к будущей профессии, к себе самому. Ценностные представления выступают фактором мотивации поведения личности студентов, лежат в основе их социальных поступков, влияют на процесс их личностного и профессионального становления. Важным представляется то, что процесс профессионального самоопределения лишь тогда можно считать завершенным, когда у молодого человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.
Характер профессионального
развития человека в значительной степени детерминирован его ценностными ориентациями. Процесс профессиональной подготовки в вузе имеет свои специфические особенности, влияющие на формирование приоритетных жизненных ценностей.
Целью данной работы является теоретическое обоснование
детерминированности смысложизненных ориентаций студентов факультета физической культуры и спорта.
Задачи:
1. Провести анализ базовых понятий исследования.
2. Разработать и апробировать методику «Профиль смысложизненных ценностей».
3. Определить основные детерминанты смысложизненных ориентаций будущих специалистов по физической культуре и спорту.
Методы исследования:
теоретический анализ, наблюдение, тестирование по модифицированной методике «Профиль смысложизненных ориентаций», опрос, методы графической обработки данных.
Материалы. В качестве
исходныхматериалов была уточнена сущность базовых понятий: «ценность», «ценностные ориентации»,
«смысложизненные ориентации».
Проведем анализ основных дефиниций.
Проблема ценностей, и первую очередь духовных, как феномена, способного оказать влияние на специфику происходящих в стране социальных процессов, стала предметом серьезного теоретического осмысления в современной отечественной науке [7]. Сравнительный анализ научно-теоретических подходов к изучению проблемы духовности, духовных ценностей и ценностных ориентаций позволил нам определить духовно-ценностную ориентацию как процесс и результат целенаправленного планомерного управления формированием и развитием системы социальных установок личности, обусловливающих ее гуманистическое мировоззрение и социально активную позицию.
Такой подход к пониманию духовно-ценностной ориентации личности актуализирует ее собственные сущностные силы, поскольку способствует через организацию социального опыта более успешным и адекватным самопознанию, самоопределению, самореализации и самоутверждению в социально
нормативной и позитивной среде (воспитательная организация как открытая для взаимодействия с окружающей средой
воспитательная система в понимании Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика) [6].
Мы учитывали, что система ценностей субъекта испытывает постоянное обратное влияние со стороны профессиональной среды. Поэтому важной предпосылкой индивидуализации
подготовки становится выявление как степени актуализации акмеологических ценностей у обучающихся, так и факторов, способных влиять на неё.
По данным ученых к 16-22 годам у человека уже происходит формирование базовых ценностей, которые будут влиять на его поступки, его решения, отношение к миру. Эти ценности могут остаться неизменными, если только на них не повлияет сильный стресс.
Под ценностными ориентациями понимается важнейший компонент сознания личности, который воплощается в специфике самосознания, в действиях, поступках, оценках окружающей среды, в характерных внешних поведенческих образцах, то есть они отражают внутреннюю готовность человека к действиям по удовлетворению
потребностей и целей, дают направление его поведению во всех сферах деятельности.
Таким образом, ценностные ориентации - устойчивые, инвариантные "единицы" сознания личности,
отражающие содержание направленности личности и являющиеся
системообразующим компонентом ее внутренней структуры. Проявляясь в оценках, мотивах и потребностях личности, ценностные ориентации во многом определяют поведение и деятельность человека. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям для достижения идеалов, активная жизненная позиция, упорство в достижении цели. Система ценностных ориентаций может выступать "свернутой"
программой жизнедеятельности и служить основанием для реализации определенной исторической модели личности, в которой суммируются представления о целях жизнедеятельности и средствах их достижения.
Характер проявления ценностей считают во многом связанным с образом жизни. Человек не просто приспосабливается к наличной ситуации -он занимает по отношению к ней определенную внутреннию позицию. В процессе развития личности ценностные ориентации выступают результатом внутреннего и внешнего взаимодействия, субъективным отражением объективного мира в сознании каждого конкретного человека. Будучи осознанными, ценности играют огромную роль в ориентации человека в социальной среде.
Термин "смысл" имеет много значений: "внутреннее содержание чего-либо", "значение", "разумное основание", "цель", "назначение", "идеальное содержание", "идея", "конечная цель", "ценность чего-либо".Смысл имеет предметную направленность, объективное и субъективное содержание. Эта предметная направленностьсмысла
проявляется в его деятельности: ее результатах, целях, средствах, а также в самой жизни как высшей ценности. Деятельность человека есть всегда целеполагающая: она обусловлена удовлетворением его потребностей, реализацией интересов и целей, решением поставленных задач. Деятельность выступает для него как важная социальная данность и поэтому, как правило, выступает в качестве смыслообразующей основы [5].
Человеческая деятельность является объективным основанием этих
смысложизненных ориентаций. Интересы индивида в его сознании предстают как ценностные ориентации или ценностные установки. Если содержание интересов выражает мотивы побуждений к социальному действию, то содержание ценностей обусловлено культурными
достижениями общества. Мир ценностей -это прежде всего мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей, то есть тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. Именно поэтому ценности нельзя рассматривать как простое продолжение или отражение интересов. Им свойственна относительная самостоятельность.
Смысложизненные ценности являются важнейшими ценностными ориентациями человека. Они настолько важны, что человек находится в постоянном их поиске, взаимодействии с ними и в зависимости от них. На первый план постоянно выступает не только то, что выгодно с точки зрения материальных условий, а то, что должно соответствовать представлению о назначении человека: достоинство, самоутверждение, свобода личности. Смысл жизни выражает ценностные стимулы, затрагивающие не просто самосознание личности, но личностные потребности.
Организация исследования.
Исследование проводилось на базе Ульяновского государственного
педагогического университета им. И.Н. Ульянова в 2016 году. В исследовании приняли участие 30 студентов второго курса факультета физической культуры и спорта. Возраст испытуемых 18-19 лет.
В процессе исследования были поставлены вопросы:
каковысмысложизненные ориентации современных студентов? Оказывает ли влияние профессиональная
направленность на структуру ценностей? На эти вопросы мы пытались ответить в ходе исследования студентов факультета физической культуры и спорта.
Для изучения структуры
смысложизненных ценностей
использовалась авторская векторная методика «Профиль смысложизненных ценностей» [2].
Диагностическая процедура по данной методике включала следующие этапы:
1. Выбор приоритетных значимых смысложизненных ориентаций (анкетирование и интервьюирование студентов).
2. Определение степени реализованности каждой из выбранных ценностей по 5-балльной шкале.
3. Графическое обозначение реализации значимых ценностей на соответствующем луче круга (посторенние индивидуального круга жизненных ценностей).
4. Анализ полученных результатов (какие ценности реализую? каковы трудности в реализации принятых ценностей?).
5. Определении перспективы в реализации личных смысложизненных ценностей.
Составляющие смысложизненных ориентаций можно рассмотреть по следующим показателям: 1 - здоровый образ жизни, 2 - стремление к духовному совершенствованию, 3 -
профессиональный рост, 4 -взаимоотношения с окружающими, 5 -любовь, 6 - отдых и развлечения, 7 -направленность на материальное благополучие.
Этот список объективных
идентификации проявлений
смысложизненных ориентаций, доступных внешнему наблюдению. Для оценки используется «метод полярных баллов». Каждая составляющая оценивается по пятибалльной шкале:
5 - оцениваемая ценностная ориентация личности развита хорошо, ярко выражена, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;
4 - оцениваемая ценностная ориентация неустойчива в проявлениях, наблюдается ситуативно;
3 - оцениваемая ценностная ориентация слабо выражена (скрыта), ее проявление наблюдается крайне редко;
2 - оцениваемая ценностная ориентация не выражена;
1 - часто проявляется ценностная ориентация личности, противоположная оцениваемой;
0 - сведений для оценки данной составляющей нет (не имею).
Для графического изображения профиля смысложизненных ценностей первоначально каждый студент создавал свой индивидуальный профиль, за основу приняв шаблон профиля
смысложизненных ценностей (рисунок 1). Любой луч имеет 5 делений по числу баллов в шкале оценивания, приведенной выше.
1
5
4
7 3 2
2
6 3
4
Рисунок 1 - Шаблон профиля смысложизненных ценностей
Идеальный профиль смысложизненных ценностей с максимальным числом баллов (5) по каждому показателю соответствует
правильному многоугольнику. Однако реальный профиль отличается от идеального и отражает индивидуальные
особенности развития ценностных ориентаций у конкретного студента. На основе анализа индивидуальных профилей смысложизненных ценностей студентов факультета физической культуры и спорта был составлен обобщенный профиль (рисунок 2).
Здоровый образ жизни.Большинство
ответов студентов соответствует высшему баллу по шкале оценивания данной ценностной ориентации. Студенты считают, что уделяют достаточно внимание своему здоровью, следят за своим физическим состоянием,
значительную часть времени занимаются различными видами спорта. Стремятся соблюдать режим труда и отдыха, правила здорового питания. Приоритет выбора данной ценности обусловлен
профессиональной направленностью, содержанием процесса профильной подготовки.
Механизмом вовлечения студентов в спортивно-оздоровительную
деятельность являются туристические, спортивно ориентированные мероприятия, физически активные виды досуга, неразрывно связанные с воспитательными и образовательными технологиями формирования физической активности и
Результаты исследования. В
процессе анализа результатов
диагностической методики полученные данные в обобщённом виде представлены по каждой составляющей профиля смысложизненных ценностей в
графическом виде (рисунок 3).
потребности в здоровом образе жизни, познании мира, саморазвитии и самопознании возможностей своего организма [4].
Стремление к духовному совершенствованию. Процесс духовно-ценностной ориентации предполагает целенаправленную помощь личности в развитии рефлексии, эмпатии, способности к децентрации, сотрудничеству, ассертивному поведению.
Студенты проявляют недостаточно интереса к духовной и культурной жизни. Редко посещают музеи, выставки, концерты симфонической и органной музыки, театры. В круг чтения зачастую не входят классические литературные произведения. В то же время студенты проявляют эмпатию к лицам с ограниченными возможностями,
принимают активное участие в благотворительных мероприятиях.
Студенты факультета физической
1- здоровый образ жизни 5
7 - направленность на материальное благополучие 3
6 - отдых и развлечения
5 -любовь, семейны ценности
2 -стремление к духовному совершенствованию
3 - профессиональная рост
взаимоотношения с окружающими
Рисунок 2 - Обобщенный профиль смысложизненных ценностей
культуры и спорта работают волонтерами в Гуманитарном центре спорта и социальной реабилитации инвалидов-колясочников при УлГПУ им. И.Н, Ульянова, принимают активное участие в различных социальных проектах.
Суммарный балл по шкале оценивания свидетельствует о среднем уровне проявления данной ценности у студентов. Это детерминировано отсутствием времени, профессиональной направленностью личности. Спортивная ориентация занятий существенно сказывается на особенностях интересов будущих специалистов в области физической культуры и спорта, для которых отличительным качеством является индивидуальное пассивное участие в духовной жизни общества.
Профессиональный рост
выступает как одна из ведущих смысложизненных ценностей.
Большинство студентов осознанно выбрали свою будущую профессию, связанную со спортивной деятельностью. Студенты занимались в различных спортивных секциях, кружках, принимали участие в соревнованиях, имеют различные достижения в области спорта и физической культуры.
Очевиден тот факт, что большинство студентов факультета физической культуры и спорта осознают перспективу своего будущего
профессионального развития. Студенты понимают сущность выбранной профессии, стараются накопить и усвоить определенные знания в данной профессиональной сфере, воспитать в себе качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности:
способность преодолевать трудности, целеустремленность, выносливость,
инициативность, решительность,
настойчивость, самообладание [1].
Взаимоотношения с
окружающими характеризуются
наличием командного духа, чувством товарищества, проявлением
взаимовыручки. Студенты отмечают, что
иногда им трудно справляться со своими эмоциями и контролировать свое поведение.
В целом высокая оценка данной ценности свидетельствует о
коммуникабельности во
взаимоотношениях.
Любовь, семейные ценности. Это смысложизненная ценностная ориентация у многих студентов была превалирующей над другими ценностями. В анализе данной составляющей профиля смысложизненных ориентаций
учитывались гендерные особенности. В выборке девушек ключевыми выступают такие категории, как любовь и счастливая семейная жизнь. Созревание девушек складывается по общепринятому принципу феминности. Любовь
воспринимается как высший идеал, к которому необходимо стремиться, чтобы реализовать жизненные цели.
Для студентов любовь (любовь к ближнему, к Родине, к Богу, к профессии) и ориентация на семейные ценности являются важнейшими жизненными ориентациями.
Многие студенты ориентированы на официально зарегистрированный брак, нуклеарную, малодетную семью, в основе которой лежат поддержка, забота и эмоционально-психологический комфорт.
Отдых и развлечения. Выбор данной ценностной ориентацииочевиден в силу возвратных особенностей и направленности на досуговую жизнь. Досуг - это совокупность личностных занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил индивида, включающая занятия, связанные с потреблением культурных ценностей индивидуального, коллективно-зрелищного характера, а также занятия, связанные с отдыхом и развлечением. Сюда можно отнести физически активный и пассивный отдых, общение. Одними из популярных видов досуга является слушание музыки и Интернет. Будущие специалисты в области физкультуры и спорта предпочитают данную
смысложизненную ценность, считая ее отвлекающим и расслабляющим фактором.
Направленность на
материальное благополучие
также была оценена студентами
достаточно высоко. Этот выбор студенты обосновывали необходимостью приобретения материальных средств для их профессиональной подготовки: покупка спортивного инвентаря, спортивной одежды. Многие студенты посещают дополнительные платные спортивные секции.
Выводы. Таким образом, выбор смысложизненных ценностей студентов факультета физкультуры и спорта напрямую детерминирован их
профессиональной направленностью, спецификой профильной подготовки, увлеченностью и интересами в области спортивной деятельности, образом жизни, личностными качествами и
нравственными ориентирами. В целом, система ценностей современной молодежи предполагает наличие традиционных ценностей: семья, здоровье,
коммуникация, профессиональный рост, и ценностей, связанных с достижением материального благополучия. Конечно, с возрастом ценности могут меняться местами по значимости или могут добавиться другие. Все это зависит от того, как будет меняться жизнь, какое влияние на неё будет оказывать ближайшее окружение и
профессиональная деятельность.
Заключение. Профессиональная деятельность, связанная с физической культурой и спортом, является человековедческой областью, направлена на развитие целостной личности, гармонизацию ее духовных и физических сил, формированию готовности к полноценной реализации своих сил в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности.
Смысложизненные ценности являются главными ориентирами в развитии гармоничной личности, большая роль в
этом процесс принадлежит активной жизненной позиции индивида. Смысл жизни обозначает стержневую
динамическую систему, определяющую направленность жизни субъекта. Изучение смысложизненных ориентаций будущих специалистов в области физической культуры и спорта в перспективе может послужить для дальнейшего всестороннего исследования.
Литература
1. Антропова, Г. Р. Сравнительный анализ мотивационной сферы студентов технических вузов и вузов физической культуры / Г. Р Антропова, С. М. Шишкина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. -№2(35). - С. 22-27. DOI 10.14526/01_1111_03.
2. Бибикова, Н. В. Моделирование процесса развития креативности личности / Н. В. Бибикова // Гуманитарные науки и образование. -Саранск, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева. -2013. - № 4. - С. 30-32.
3. Гринева, Е. А. Духовно-нравственные основы экологического образования младших школьников : методическое пособие / Е. А. Гринева, Л. Х. Давлетшина. - Ульяновск : УлГПУ им И.Н. Ульянова, 2013. - 77 с.
4. Лебедева, О. В. Формирование психологического здоровья студента в контексте компетентностного подхода / О. В. Лебедева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 2(35). - С. 89-96. DOI 10.14526/01_1111_13.
5. Оплетин, А. А. Педагогическая система саморазвития личности средствами физической культуры / А. А. Оплетин, С. В. Анненкова, М. Т. Фазлеев, А. В. Филатов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 4(37). - С. 136-144. DOI 10.14526/01_1111_62.
6. Соломенко, Л. Д. Теоретические основы гуманизации гимназического образования в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике : монография /Л. Д. Соломенко. - Саарбрюккен, 2015. - 88 с.
7. Ценностные ориентиры и приоритеты в трансформирующемся мире / Под редакцией А. С. Железнякова, З. П. Яхимович. - М. : Институт социологии РАН, 2010. - 215 с.
References
1. Antropova, G. R., Shishkina S.M.
Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No.2(35), pp. 22-27. http://journal-science.org/ru/magazine.html DOI 10.14526/01 1111 03.
2. Bibikova N. V. Gumanitarnye nauki i obrazovanie, 2013, No. 4, pp. 30-32.
3. Grineva E. A., Davletshina L.K. Dukhovno-nravstvennye osnovy ekologicheskogo obrazovaniya mladshikh shkol'nikov [Spiritual-moral basis of ecological education of junior schoolchildren], Ulyanovsk : Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 2013, 77 p.
4. Lebedeva O. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 2(35), pp. 8996. http://journal-science.org/ru/magazine.html DOI 10.14526/01_1111_13.
5. Opletin A. A., Annenkova S. V., Fazleev M. T., Filatov A. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i
Подано: 13.04.2016 г. Принято: 15.04.2016г.
sporta, 2015, No. 4(37), pp. 136-144. http://journal-science.org/ru/magazine.html DOI
10.14526/01_1111_62.
6. Solomenko L. D. Teoreticheskie osnovy gumanizatsii gimnazicheskogo obrazovaniya v otechestvennoi i zarubezhnoi pedagogicheskoi teorii i praktike [Theoretical basis of gymnasium education humanization in native and foreign pedagogical theory and practice], Saarbrucken, 2015, 88 p.
7. Tsennostnye orientiry i prioritety v transformiruyushchemsya mire [Value orientations and priorities in a transforming world], Moscow : Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences, 2010, 215 p.
Бибикова Надежда Вячеславовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы, Ульяновский государственный педагогический 432700, Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения В.И.Ленина, дом 4; e-mail: nv95@rambler.ru
Гринева Елизавета Алексеевна — кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной работы, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова (УлГПУ им. И.Н. Ульянова), 432700, Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения В.И.Ленина, дом 4 e-mail: eliz.grin9@yandex.ru
Железнякова Ольга Михайловна — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной работы, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова (УлГПУ им. И.Н. Ульянова), 432700, Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения В.И.Ленина, дом 4 e-mail: jelezolga@bk. ru
Соломенко Людмила Дмитриевна — кандидат педагогических наук, декан факультета педагогики и психологии, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова (УлГПУ им. И.Н. Ульянова), 432700, Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения В.И.Ленина, дом 4; e-mail: sld2212@yandex.ru