Научная статья на тему 'Ресоциализация осужденных на основе взаимодействия исправительного учреждения и педагогического вуза'

Ресоциализация осужденных на основе взаимодействия исправительного учреждения и педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
995
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
осужденные / пенитенциарные заведения / педагогический вуз / физкультурно-спортивная деятельность / ресоциализация / социально-педагогический проект / convicts / penitentiary institution / pedagogical higher educational establishment / physical-sports activity / resocialization / social-pedagogical project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Постнов Юрий Михайлович, Костюнина Любовь Ивановна, Колбенева Елена Анатольевна

Новые стандарты содержания осужденных требуют системности процесса ресоциализации, комплексного взаимодействия исправительного учреждения, представителей служб социально-педагогической помощи, образовательных организаций. Необходимо усилить социально-педагогическую составляющую воспитательных воздействий, пересмотреть идеологию применения основных средств перевоспитания осужденных на основе современных научно обоснованных подходов к данной проблеме, поиска форм организации сетевого взаимодействия педагогического вуза и исправительного учреждения, более широкого использования ценностного потенциала физической культуры. Материалы. В данной статье рассматривается инновационное направление повышения эффективности воспитательной работы с осужденными на основе системно организованной совместной физкультурно-спортивной деятельности, реализации социально-ориентированных проектов с участием студентов, волонтеров, преподавателей, ведущих ученых вуза. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, психолого-педагогическое тестирование, математико-статистическая обработка данных. Результаты. В настоящее время внутри исправительных учреждений формируются различные варианты взаимодействия специалистов психологической, социальной служб и начальствующего состава с социальными институтами, общественно-государственными объединениями, однако далеко не всегда осуществляемые совместные мероприятия приводят к качественным изменениям и позитивным результатам в исправлении и ресоциализации осужденных. По мнению авторов, важным условием повышения эффективности процесса ресоциализации осужденных является организация социально-педагогической, физкультурно-спортивной деятельности в ходе реализации различных совместных проектов, что обусловит возможность создания благоприятной социокультурной, воспитательной среды исправительного учреждения, обеспечивающей условия для позитивного общения осужденных со студентами-волонтерами, студентами-спортсменами, достигшими значительных спортивных успехов, имеющими сформированное ценностное отношение к жизненным артефактам, осознающими меру ответственности перед обществом за свое личностное и профессиональное развитие. В ходе совместных бесед, общения осужденные усваивают навыки критического мышления, учатся анализировать жизненные ситуации, у них возникает потребность в самоопределении, выработке личностной системы ценностей, что обусловит возможность взвешенного и осознанного подхода к выбору жизненной траектории после освобождения, успешной социализации в обществе. Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о положительной тенденции в ключевых показателях, характеризующих степень вовлеченности осужденных в социально ориентированную физкультурно-спортивную деятельность (снижение нарушений режима содержания, изменение направленности ценностно-смысловой сферы осужденных, принимающих участие в социально-педагогических проектах и др.), что подтверждает необходимость поиска и расширения форм взаимодействия исправительного учреждения и образовательных организаций в социально значимой воспитательной работе по перевоспитанию осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Постнов Юрий Михайлович, Костюнина Любовь Ивановна, Колбенева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOCIALIZATION OF CONVICTS ON THE BASIS OF INTERACTION BETWEEN CORRECTIONAL INSTITUTION AND A PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

New standards of convicts custody demand a system character of the resocialization process, complex interaction between a correctional institution and the representatives of social-pedagogical help service, educational establishments. It is necessary to improve social-pedagogical component of the upbringing influences, reconsider the ideology of the main means of convicts re-education use on the basis of modern scientifically substantiated approaches to this problem, the search for the forms of net interaction organization between a pedagogical higher educational establishment and a correctional institution, more varied use of axiological potential of physical culture. Materials. The article is about an innovative direction of the upbringing work effectiveness increase among convicts on the basis of a system organized mutual physical-sports activity, socially-oriented projects realization together with students, volunteers, teachers, the leading scientists of a higher educational establishment. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, psychological-pedagogical testing, mathematical-statistical data handling. Results. Nowadays different variants of interaction between the specialists of psychological, social services, the head staff and social institutions, social-state unions are formed inside correctional institutions. However, not always realized mutual events lead to qualitative changes and positive results in changing convicts and their resocialization. According to the authors, an important condition for the effectiveness increase of the resocialization process among convicts is social-pedagogical, physical-sports activity organization during different mutual projects, which will condition the opportunity to create a favorable social-cultural, upbringing environment of the correctional institution, which provides conditions for a positive communication of convicts with students-volunteers, students-sportsmen, who had achieved considerable sports results and who have formed axiological attitude to life artifacts, realize own responsibility for personal and professional development. During the conversations convicts master the skills of critical thinking, learn to analyze life situations, there appears the need for self-determination, personal system of values creation, which will condition the opportunity of a rational realized approach to life trajectory choice after discharge, successful socialization in society. Conclusion. The results of the pedagogical experiment prove positive tendency in key indices, which characterize the degree of convicts involvement into socially-oriented physical-sports activity (the case of custody regimen violation decrease, orientation change of axiological-notional sphere among convicts, who take part in social-pedagogical projects and others). It underlines the necessity to search and broaden the form of interaction between a correctional institution and educational establishments in socially important upbringing work of convicts re-education.

Текст научной работы на тему «Ресоциализация осужденных на основе взаимодействия исправительного учреждения и педагогического вуза»

students. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2014, Vol. 9, no 2, pp. 141-148. Available at: http://journal-science.org/ru/article/88.html. DOI: 10.14526/00_1111_19.

4. Opletin A. A. Pedagogical system of self-development competence formation of students of the University. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2014, Vol. 9, no 2, pp. 154-162 Available at: http://journal-science.org/ru/article/92. html.

DOI: 10.14526/00_1111_21.

5. Serdyukov E.N., Kostyrko M.F., Gutkin T.E. Olympic education in the system of physical education of preschool children, pupils, students and adults. Problemy fizicheskoj kul'tury naseleniya, prozhivayuchego v usloviyah neblagopriyatnyh faktorov okruzhayuchej sredy: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 6-7 oktyabrya 2011 [Problems of physical culture of the population living in conditions of adverse factors of the environment: materials of the IX Intern. scientific.-pract. Conf. 6-7 Oct. 2011]. Gomel, GSU them. F. Skorina, 2011, pp. 241 - 244

Подано: 30.10.2017 Принято: 03.11.2017

6. Kuznetsova Z.M., SimakovYu.P. Historical offer of the formation of physical education. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2007, Vol. 2, no 4, pp. 8-14 Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/48.html.

7. Kuznetsova Z. M., Simakov, Yu. P. About foreign history of physical education. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2008, Vol. 3, no1, pp. 1-14. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/article/429. html.

8. Tighe Joe, McKay Kathy. Alive and Kicking Goals!: Preliminary Findings from a Kimberley Suicide Prevention Program. Dostizheniya v oblasti psihicheskogo zdorov'ya [Advances in mental health]. 2012, Vol. 10, No. 3. (Scopus)

9. Alice M. Buchanan, Benjamin Miedema, Georgia C. Frey. Parents' Perspectives of Physical Activity in Their Adult Children With Autism Spectrum Disorder: A Social-Ecological Approach. Adaptirovannayafizicheskaya aktivnost' ezhekvartal'no [Adapted physical activity quarterly]. 2017, Vol. 34, No. 4, pp. 401-420. https://doi.org/10.1123/apaq.2016-0099 (Scopus)

Оплетин Анатолий Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Комсомольский пр., 29, Пермь, Россия, 614990, E-mail: opletin. a@yandex. ru

Паначев Валерий Дмитриевич- доктор педагогических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), 614990, Пермский край, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 29, E-mail: [email protected]

Для цитирования: Оплетин А.А., Паначев В.Д. Потенциальные возможности олимпийского образования в саморазвитии студентов вузов // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №4. - С. 85-90. DOI 10/14526/04_2017_278.

Б01 10/14526/04_2017_269 УДК 37.013.42 ББК 75.1

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Ю.М. Постнов - аспирант Л.И. Костюнина - доктор педагогических наук, профессор

Е. А. Колбенева - руководитель научно-исследовательского центра по профилактике

социально-опасных явлений общества ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.

Ульянова»,

Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700

E-mail: [email protected]

Аннотация. Новые стандарты содержания осужденных требуют системности процесса ресоциализации, комплексного взаимодействия исправительного учреждения, представителей служб социально-педагогической помощи, образовательных организаций. Необходимо усилить социально-педагогическую составляющую воспитательных воздействий, пересмотреть идеологию применения основных средств перевоспитания осужденных на основе современных научно обоснованных подходов к данной проблеме, поиска форм организации сетевого взаимодействия педагогического вуза и исправительного учреждения, более широкого использования ценностного потенциала физической культуры. Материалы. В данной статье рассматривается инновационное направление повышения эффективности воспитательной работы с осужденными на основе системно организованной совместной физкультурно-спортивной деятельности, реализации социально-ориентированных проектов с участием студентов, волонтеров, преподавателей, ведущих ученых вуза. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, психолого-педагогическое тестирование, математико-статистическая обработка данных. Результаты. В настоящее время внутри исправительных учреждений формируются различные варианты взаимодействия специалистов психологической, социальной служб и начальствующего состава с социальными институтами, общественно-государственными объединениями, однако далеко не всегда осуществляемые совместные мероприятия приводят к качественным изменениям и позитивным результатам в исправлении и ресоциализации осужденных. По мнению авторов, важным условием повышения эффективности процесса ресоциализации осужденных является организация социально-педагогической, физкультурно-спортивной деятельности в ходе реализации различных совместных проектов, что обусловит возможность создания благоприятной социокультурной, воспитательной среды исправительного учреждения, обеспечивающей условия для позитивного общения осужденных со студентами-волонтерами, студентами-спортсменами, достигшими значительных спортивных успехов, имеющими сформированное ценностное отношение к жизненным артефактам, осознающими меру ответственности перед обществом за свое личностное и профессиональное развитие. В ходе совместных бесед, общения осужденные усваивают навыки критического мышления, учатся анализировать жизненные ситуации, у них возникает потребность в самоопределении, выработке личностной системы ценностей, что обусловит возможность взвешенного и осознанного подхода к выбору жизненной траектории после освобождения, успешной социализации в обществе. Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о положительной тенденции в ключевых показателях, характеризующих степень вовлеченности осужденных в социально ориентированную физкультурно-спортивную деятельность (снижение нарушений режима содержания, изменение направленности ценностно-смысловой сферы осужденных, принимающих участие в социально-педагогических проектах и др.), что подтверждает необходимость поиска и расширения форм взаимодействия исправительного учреждения и образовательных организаций в социально значимой воспитательной работе по перевоспитанию осужденных.

Ключевые слова: осужденные, пенитенциарные заведения, педагогический вуз, физкультурно-спортивная деятельность, ресоциализация, социально-педагогический проект.

RESOCIALIZATION OF CONVICTS ON THE BASIS OF INTERACTION BETWEEN CORRECTIONAL INSTITUTION AND A PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONAL

ESTABLISHMENT

Yuri M. Postnov - Postgraduate Lyubov I. Kostyunina - Doctor of Pedagogics, Professor Elena А. Kolbeneva - the Head of the Scientific-Research Center of Socially Dangerous

Phenomena of Society Prevention Ulyanovsk State Pedagogical University Named after I.N. Ulyanov Square of the 100 Anniversary of V.I. Lenin's Birth, House 4, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: [email protected]

Annotation. New standards of convicts custody demand a system character of the resocialization process, complex interaction between a correctional institution and the representatives of social-pedagogical help service, educational establishments. It is necessary to improve social-pedagogical component of the upbringing influences, reconsider the ideology of the main means of convicts reeducation use on the basis of modern scientifically substantiated approaches to this problem, the search for the forms of net interaction organization between a pedagogical higher educational establishment and a correctional institution, more varied use of axiological potential of physical culture. Materials. The article is about an innovative direction of the upbringing work effectiveness increase among convicts on the basis of a system organized mutual physical-sports activity, socially-oriented projects realization together with students, volunteers, teachers, the leading scientists of a higher educational establishment. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, psychological-pedagogical testing, mathematical-statistical data handling. Results. Nowadays different variants of interaction between the specialists of psychological, social services, the head staff and social institutions, social-state unions are formed inside correctional institutions. However, not always realized mutual events lead to qualitative changes and positive results in changing convicts and their resocialization. According to the authors, an important condition for the effectiveness increase of the resocialization process among convicts is social-pedagogical, physical-sports activity organization during different mutual projects, which will condition the opportunity to create a favorable social-cultural, upbringing environment of the correctional institution, which provides conditions for a positive communication of convicts with students-volunteers, students-sportsmen, who had achieved considerable sports results and who have formed axiological attitude to life artifacts, realize own responsibility for personal and professional development. During the conversations convicts master the skills of critical thinking, learn to analyze life situations, there appears the need for self-determination, personal system of values creation, which will condition the opportunity of a rational realized approach to life trajectory choice after discharge, successful socialization in society. Conclusion. The results of the pedagogical experiment prove positive tendency in key indices, which characterize the degree of convicts involvement into socially-orientedphysical-sports activity (the case of custody regimen violation decrease, orientation change of axiological-notional sphere among convicts, who take part in social-pedagogical projects and others). It underlines the necessity to search and broaden the form of interaction between a correctional institution and educational establishments in socially important upbringing work of convicts re-education.

Keywords: convicts, penitentiary institution, pedagogical higher educational establishment, physical-sports activity, resocialization, social-pedagogical project.

Актуальность. Концепцией

развития российской уголовно-исполнительной системы до 2020 года предусмотрена оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными на основе создания условий для взаимодействия сотрудников всех служб пенитенциарных заведений с привлечением представителей органов исполнительной власти и институтов гражданского общества; поиск и внедрение индивидуальных форм работы для оказания социальной, психологической,

педагогической помощи каждому осужденному; использование

сотрудничества со структурами

гражданского общества и общественными объединениями для воспитательного воздействия на осужденных; активизация взаимодействия с традиционными конфессиями, реализация совместных гуманитарных проектов; расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к ней деятелей искусства, культуры и спорта [5].

Целью данной работы является теоретико-методическое обоснование процесса ресоциализации осужденных на основе организации сетевого

взаимодействия педагогического вуза и исправительного учреждения.

Задачи исследования:

1. Представить теоретическое обоснование проблемы ресоциализации осужденных на основе применения комплекса мероприятий социально-педагогического воздействия и физкультурно-спортивной деятельности.

2. Разработать методические основы организации взаимодействия педагогического вуза и исправительного учреждения.

Материалы. В последние годы система пенитенциарных заведений становится все более открытой для участия в процессе перевоспитания осужденных представителей общественности,

религиозных конфессий, культуры и

спорта, образовательных организаций, волонтеров. Ресоциализация осужденных становится проблемой всего гражданского сообщества. От того, насколько будут консолидированы усилия исправительных учреждений, государственных и общественных институтов, различных коммерческих и некоммерческих объединений в данном направлении, будет зависеть то, каких членов общества мы получим после пребывания осужденных в системе пенитенциарных заведений: это будут граждане, вполне осознавшие свою вину, готовые к целеосмысленному поведению, имеющие правильные нравственные ориентиры, модели поведения, необходимые для успешного вхождения в социум после освобождения, или мы получим маргиналов, уклоняющихся от общественно-полезного труда, привыкших к ведению паразитического образа жизни, усвоивших нормы и правила поведения, принятые в преступной среде, имеющих к тягу к рецидивному преступлению.

Ресоциализация осужденных -длительный многоуровневый процесс, включающий социальный, психолого-педагогический, медицинский, правовой аспекты рассмотрения. В современных исследованиях представлены различные подходы к изучению данного феномена в социологии, пенитенциарной педагогике, психологии, юриспруденции и др. [1-3, 10, 11, 13-17, 19, 20 и др.].

Так, в исследованиях К.С. Тумарова (2012) показано, что мезофакторная среда пенитенциарного учреждения является основным детерминантом ресоциализации осужденных. Автор рассматривает пенитенциарное учреждение как особую социокультурную среду ресоциалиации осужденных, для которой характерно сочетание уголовно-исполнительной и тюремной субкультур, имеющих полярную аксиологическую основу, понимание норм и ценностей [13]. Изучению различных аспектов социальной реабилитации осужденных посвящен ряд работ по

социологии и педагогике. А.М. Шевченко (1997) занимается изучением социальных аспектов проблемы реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В исследованиях Д. Х. Шакирова (2004) представлен социально-философский анализ проблем исправления осужденных и совершенствование процесса исправления осужденных в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. Н.С. Фоминым (2005), В.В. Виноградовым (2011) разработаны теоретико-

методические основы социально-педагогической поддержки осужденных в процессе ресоциализации. По мнению исследователей, социально-педагогическая поддержка - это «многоуровневая система педагогически ориентированной

социальной работы с осужденными, направленная на их ресоциапизацию посредством формирования у них перспективных жизненных целей, интересов, установок и мотивации поведения по социально-ролевому самоопределению в таких сферах жизнедеятельности, как семья, общее и профессиональное образование,

межличностное общение, трудовая деятельность, свободное

времяпрепровождение; восстановление социально-трудового статуса и утраченных социальных связей после исполнения наказания». Социально-педагогическая поддержка осужденных должна реализовываться в едином пространстве исправительного учреждения и открытой социальной среды. А.Г. Финаева (2012) осмысливает возможности института семьи как фактор ресоциализации осужденных и предлагает механизмы повышения его ресоциализационного потенциала. А.Ю. Леонова (2016) на основе реализации социального эксперимента предлагает инновационный механизм минимизации десоциализации личности осужденного, связанной с социальными факторами и последствиями влияния пенитенциарной системы. Учитывая негативные условия жизнедеятельности в исправительном учреждении, автор полагает, что

образовательные технологии смогут оказывать позитивное воздействие на личность, нивелируя негативные последствия десоциализации индивидуума. В пенитенциарной педагогике сложились определенные теоретические предпосылки решения вопросов ресоциализации осужденных в процессе

профессионального образования [1, 3 и др.]. По мнению А.Ю. Авраменко (2011), профессиональное образование

осужденных посредством выполнения обучающей, воспитательной,

профориентационной, нормативно-

регулятивной, коммуникационной

функции способствует развитию познавательных потребностей и интересов, перестройке иерархии ценностных ориентаций и, как следствие, снижению рецидивной преступности. Рядом исследователей рассматривается

возможность использования потенциала самодеятельных организаций в процессе социально-педагогической реабилитации осужденных в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды [11, 14, 15 и др.]. В.С. Ледовским (2003) обоснована необходимость более широкого применения в воспитательной работе такого направления, как вовлечение осужденных в культурно-массовые и спортивные мероприятия. По мнению автора, это способствует формированию физической культуры личности как потребности в достижении физического и психического здоровья, условия эффективности процесса ресоциализации. Физкультурно-спортивная деятельность обладает значительным воспитательным потенциалом, но, как показывает анализ специальной научно-методической

литературы, результатов диссертационных исследований, до настоящего времени в практике деятельности пенитенциарных учреждений данный аспект

ресоциализации осужденных недостаточно реализован. По причине низкого уровня профессионально-педагогической компетентности воспитателей,

начальников отрядов в сфере педагогики

физической культуры, ограниченности их знаний о возможности применения средств физического воспитания в воспитательной работе с осужденными до настоящего времени в системе исправительных учреждений для взрослых осужденных физкультурно-спортивные мероприятия сотрудниками УФСИН рассматриваются в большей части как одна из форм организации культурно-досуговой

деятельности. При этом исследователи отмечают, что физическая культура обладает целым комплексом преимуществ перед другими видами воспитательной работы. Физкультурно-спортивную

деятельность можно использовать для решения многочисленных социально-педагогических проблем, возникающих в период пребывания осужденного как в исправительном учреждении, так и на свободе [7, 9, 17].

Как показывает практика, использование средств физического воспитания без учета специфики отбывания наказания осужденными, их потребностей в самореализации двигательного потенциала, укреплении здоровья; недостаточная разработанность научно-обоснованного программно-методического сопровождения процесса физического воспитания взрослых осужденных, слабое материально-техническое обеспечение, отсутствие специалистов физической культуры, которые могут на качественно новом уровне организовывать данный вид деятельности, значительно ограничивают возможности воспитательного воздействия физической культуры на личность осужденных. Анализ и изучение результатов научных исследований указывают на то, что проблема реализации воспитательного потенциала физической культуры в исправительных учреждениях на сегодняшний день недостаточно изучена. Выявлен ряд фрагментарных исследовательских работ, раскрывающих отдельные аспекты применения физкультурно-спортивной работы в деятельности исправительных учреждений [6-9, 13, 17], что обусловливает

необходимость дальнейшего теоретико-методологического обоснования данного направления воспитательной работы.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время внутри исправительных учреждений формируются различные варианты взаимодействия специалистов психологической,

социальной служб и начальствующего состава с различными социальными институтами, общественно-

государственными объединениями. При этом не всегда осуществляемые совместные мероприятия приводят к качественным изменениям и позитивным результатам в исправлении и ресоциализации осужденных. В ходе нашего исследовании мы рассмотрели возможность решения данной проблемы на основе организации сетевого

взаимодействия исправительного

учреждения и педагогического вуза. Использование социо-культурного,

научно-педагогического потенциала вуза, осуществляющего подготовку педагогов, социальных работников, психологов, специалистов физической культуры, системная реализация совместной физкультурно-спортивной деятельности, социально-ориентированных проектов с участием студентов, волонтеров, преподавателей, ведущих ученых вуза должны создать предпосылки для повышения эффективности

воспитательной работы, ресоциализации осужденных.

С 2015 года студентами и преподавателями факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «УЛГПУ им. И.Н. Ульянова» системно реализуются совместные физкультурно-спортивные мероприятия с осужденными лицами молодого и зрелого возраста, отбывающими наказание в исправительных учреждениях Ульяновской области. В мае 2015 года впервые осужденные ИК-2 приняли участие в тестировании в рамках внедрения ВФСК ГТО, матчевых встречах по волейболу, футболу. 13 января 2016 года ректором УлГПУ им. И.Н. Ульянова

Тамарой Девяткиной и начальником УФСИН России по Ульяновской области Алексеем Нецкиным было подписано соглашение о сотрудничестве. В рамках подписанного соглашения с участием студентов, аспирантов и преподавателей факультета физической культуры и спорта реализуется проект «Социально-педагогическая адаптация средствами физической культуры и спорта лиц молодого возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию (осужденных)», направленный на ресоциализацию молодых людей, отбывающих наказание в системе исправительных учреждений. Проект предусматривает мероприятия в семи исправительных учреждениях региона, которые осуществляются ежемесячно (по графику, согласованному с руководством УФСИН по Ульяновской области) и включают: научно-исследовательский блок (социологические, психолого-

педагогические исследования),

теоретический блок (лекции специалистов по основам ЗОЖ, спортивной и оздоровительной тренировки, контроля и самоконтроля и др.), мотивационно-стимулирующий блок (встреча со спортсменами - чемпионами и мастерами спорта, «Мастер-классы»), тренировочно-соревновательный блок (проведение совместных тренировочных занятий, матчевых встреч, соревнований по различным видам спорта). Отдельным блоком представлены мероприятия по внедрению ВФСК ГТО, который предусматривает цикл лекций об истории возрождения комплекса, содержании программно-методического и

информационного сопровождения;

тестирование (в тестовом режиме) осужденных и персонала УФСИН по контрольным упражнениям ВФСК ГТО. В ходе реализации проекта предусмотрены семинары для специалистов УФСИН по организации физкультурно-спортивной работы, разрабатывается методическое сопровождение для реализации физкультурно-спортивной деятельности, кружковой работы по наиболее доступным

в условиях исправительных учреждений видам спорта, организована подготовка инструкторов-общественников по

физической культуре из контингента осужденных. Совместно с руководством УФСИН по Ульяновской области и педагогическим университетом были проведены Круглые столы с участием ведущих ученых вуза, социальных работников, психологов, начальствующего состава исправительных учреждений по темам: «Формирование здорового образа жизни как фактор успешной ресоциалиции осужденных», «Проведение

воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы».

Проект «Социально-педагогическая адаптация средствами физической культуры и спорта лиц молодого возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию (осужденных)» реализуется параллельно с социально-педагогическими проектами научно-исследовательского центра по профилактике социально-опасных явлений общества, созданного на базе Ульяновского государственного педагогического

университета им. И.Н. Ульянова («Педагогический научно-

исследовательский центр по профилактике социально-опасных явлений общества», 2008 г.,). Основные направления работы центра связаны с превентологической деятельностью по асоциальному поведению учащихся

общеобразовательных школ г. Ульяновска. Но в связи с остротой проблемы перевоспитания осужденных, роста рецидива преступности среди лиц, освободившихся после отбывания наказания, уже с 2009 года отдельные социально-ориентированные проекты («История возникновения Христианства», «Семья в семи измерениях», «Формула здоровья», «От печали до радости», «ВИЧ -твой выбор», «Формирование семейных ценностей. День влюблённых, что он значит? Воздержание и верность», «100% защита от ВИЧ-инфекции», «Здоровая самооценка», «Жизненные ценности в современном мире», «Профилактика ВИЧ -

инфекции в рамках «Школы подготовки к освобождению» и др.) были апробированы в воспитательной работе с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях УФСИН по Ульяновской области. Превентологическая деятельность студентов-волонтеров, преподавателей в рамках содержания данных проектов направлена на предупреждение и преодоление саморазрушающего

поведения, профилактику аддиктивного и дезадаптивного поведения осужденных. Основными формами и методами воспитательного воздействия являются обучающие семинары; психотехники формирования здоровой самооценки; тренинговые упражнения, игры, формирующие навыки сопротивления психологическому давлению, навыки конструктивного преодоления жизненных трудностей. В ходе совместных бесед, общения осужденные учатся критически мыслить и анализировать жизненные ситуации, у них возникает потребность в самоопределении, выработке личностной системы ценностей, что обусловит возможность взвешенного и осознанного подхода к выбору жизненной траектории после освобождения, успешной

социализации в обществе.

Как показывают результаты психолого-педагогического тестирования, проведенного с участием психологов исправительных учреждений,

преподавателей педагогического

университета (социологический опрос, степень социализированности, методика выявления удовлетворенности занятиями физической культурой и др.), наблюдается положительная тенденция в ключевых показателях, характеризующих степень вовлеченности осужденных в социально-ориентированную физкультурно-

спортивную деятельность. С сентября 2016 по июнь 2017 гг. количество осужденных, принимающих участие в физкультурно-спортивных мероприятиях, социальных проектах, организованных с участием студентов факультета физической культуры, возросло до 287 человек. В

начале учебного года и по его завершении среди осужденных был проведен социологический опрос по выявлению возможности применения физкультурно-спортивной деятельности как средства ресоциализации. По результатам итогового опроса 75,5% осужденных рассматривают занятия физической культурой и спортом как одно из условий для успешной адаптации на свободе, возможность реализовать положительные личностные качества, найти свое место в современном свободном обществе (на начало педагогического эксперимента,

соответственно, 63,7%).; 70,0% осужденных считают, что занятия физической культурой способствуют формированию положительного

психоэмоционального состояния

осужденных, созданию положительного микроклимата в отряде, снижают уровень агрессии (на начало педагогического эксперимента, соответственно, 53,5%). Ценностно-смысловая сфера осужденных, принимающих участие в социально-педагогических проектах характеризуется нормоправной направленностью

показателей в отличие от осужденных, не включенных в проектную деятельность. В числе ведущих ценностей осужденные первой группы выделяют достижение социального одобрения, осознание необходимости сдерживать асоциальные мотивы и побуждения, самостоятельность в определении целей и жизненного пути. Количество правонарушений режима исправительного учреждения среди участников разработанных нами мероприятий снизилось на 28% (по статистике ФСИН РФ она достигает 4050%). При этом осужденные отмечают, что воспитательный эффект различных форм физкультурно-спортивной деятельности ограничен в силу отсутствия квалифицированных специалистов,

тренеров, которые могли бы осуществлять грамотное психолого-педагогическое, методическое сопровождение

физкультурно-спортивных занятий; слабой материально-технической базой;

отсутствием достаточных стимулов и мер поддержки со стороны администрации, что могло бы мотивировать осужденных к более активным занятиям различными видами физкультурно-спортивной

деятельности; негативным отношением отдельных микрогрупп осужденных к занимающимся.

Заключение. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что процесс общения с социально адаптированными студентами, имеющими значительные спортивные достижения, видящими перспективы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

профессионального роста и личностного совершенствования, сформированную систему жизненных ценностей; совместная системно-организованная физкультурно-спортивная, социально-проектная

деятельность, мероприятия обучающего, тестирующего и досугового характера обусловливают формирование опыта позитивного общения, мотивацию осужденных к формированию личностно значимых целевых ориентиров, снижение числа нарушений режима содержания и рецидива преступлений; создают предпосылки для нравственного поведения в обществе после освобождения, предупреждения нарушения

общепринятых норм жизнедеятельности и правил социума. Взаимодействие исправительного учреждения и

педагогического вуза с целью расширения возможностей воспитательного

воздействия на осужденных, создания условий для более успешной ресоциализации на основе применения как традиционных форм воспитательной работы, так и физкультурно-спортивной, социально-педагогической проектной деятельности необходимо рассматривать как инновационное направление ресоциализации осужденных.

Литература

1. Авраменко, В.Ю.

Профессиональное образование осужденного к лишению свободы в исправительном учреждении как средство его ресоциализации / В.Ю. Авраменко. - дис. ...канд. пед. наук. - Волгоград, 2011. - 151 с.

2. Виноградов, В.В. Педагогическая концепция социального сопровождения осуждённых в исправительном учреждении : автореф. дис. ... док. пед. наук : 13.00.02 / В.В. Виноградов. - Москва, 2011. - 50 с.

3. .Гаманенко, Л.И. Профессиональное образование в местах лишения свободы как средство ресоциализации осужденных и их социальной адаптации после освобождения / Л.И. Гаманенко, В.И. Кузнецов /// Вестник Пермского университета. Юридические науки. -2015. Вып. 2(28). - C. 125-132

4. Гилязов, И.Ф. Совершенствование форм организации физического воспитания несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях [Электронный ресурс] / И.Ф. Гилязов /// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - Т. 8. - № 1. - С. 25-30. - Режим доступа : http://journal-science.org/ru/magazine/19.html.

5. Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утв. Распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р: в ред. Распоряжения Правительства Рос. Федерации от 23.09.2015 № 1877-р : [Электронный ресурс] / Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 43. Ст. 5544. Режим доступа : http://crimestat.ru (Дата обращения: 15.03.2016).

6. Костюнина, Л.И., Постнов Ю.М. Педагогические условия организации физкультурно-спортивной деятельности для лиц, отбывающих наказание в системе пенитенциарных заведений [Электронный ресурс] / Л.И. Костюнина, Ю.М. Постнов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - Т. 11. - №3. DOI 10.14526/01_1111_129. Режим доступа: http ://j ournal-science.org/ru/magazine/52. html.

7. Костюнина, Л.И. Физкультурно-спортивная деятельность как средство социальной адаптации осужденных / / Л.И. Костюнина, Ю.М. Постнов, А.В. Чейран // Сб материалов Всероссийской научно-практической конференции: «Человеческий потенциал в XXI веке : образование и культура, патриотизм и традиции казачества, здоровый социум и инновационная экономика (30 марта 2016, Димитровград). - C.113 -118.

8. Косьяненко, Е. В Физическое воспитание как форма воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы // Е.В. Косьяненко, О.О. Митрохова // /Отечественная юриспруденция. - 2016. - №. 4. - С. 27-29.

9. Ледовских, В.С. Спортивно-массовая работа как средство физического воспитания осужденных в пенитенциарных учреждениях / В.С. Ледовских .: автореф. дис.... д-ра пед. наук. - СПб., 2003. - 45 с.

10. Леонова, Е.Ю. Образовательные технологии в системе ресоциализации осужденных / Е.Ю. Леонова /// Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 2-1. - С. 100-104; URL: https://www.top-

technologies.ru/ru/article/view?id=35581 (дата

обращения: 29.08.2017).

11. Пирожков, В. Ф. Особенности педагогического процесса в исправительно -трудовых учреждениях / В. Ф. Пирожков, М. П. Стурова. - 1976. - 58 с.

12. Тимошина, И.Н. Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство средствами физкультурно - спортивной деятельности [Электронный ресурс] / И.Н. Тимошина, Л.А. Парфенова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.- 2014. - Т. 9. - № 4. - С. 11. DOI 10.14526/08_2014_18. Режим доступа: http ://www. j ournal-science.org/ru/magazine/9.html.

13. Тумаров, К.С. Ресоциализация осужденных к условиям пенитенциарного учреждения: социокультурный аспект / К.С. Тумаров // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 7. - С. 209-214.

14. Уфимцева, Н.В. Самодеятельные организации пенитенциарных учреждений как форма социально-педагогической реабилитации осужденных / Н.В. Уфимцева. - автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Екатиренбург, 2010. - 30 с.

15. Ушатиков, А. И. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных. / А. И. Ушатиков, Б. Б. Казак. / Учебное пособие - Рязань. - 2000. - 217 с.

16. Финаева, А. Г. Ресоциализационный потенциал семьи осужденного : дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04 / А. Г. Финаева. -Саратов, 2012. - 150 с..

17. Фомин, Н.С. Теория и методика социально-педагогической поддержки осужденных в процессе их ресоциализации / Н.С. Фомин : автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02. М., 2005. 51 с.

18. Чейран, А.В. Аспекты социально-педагогической адаптации лиц молодого возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации / А.В. Чейран, Л.И. Костюнина // Современные проблемы физического воспитания и безопасности жизнедеятельности в системе образования : сб. научно-метод. тр. / под ред. И.Н. Тимошиной, С.В. Богатовой. Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2015. С.193 - 198

19. Шакиров, Д.Х. Социально-философские аспекты процесса исправления осужденных в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы / Д.Х. Шакиров :. автореф. дис. .канд. филос. наук: 09.00.11. Уфа, 2004. - 21 с.

20. Шевченко, А.М. Социальная реабилитация бывших заключенных / А.М. Шевченко : дис. ... канд. соц. наук: 09.00.11. Ростов-на-Дону, 1997. - 143 с.

21. Аюпова В.К., Кузнецова З.М. Брендинг образовательных услуг вуза физической культуры и спорта: современные подходы [Электронный ресурс] / В.К. Аюпова, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Т. 30. - №1. - С. 20-24, DOI 10.14526/13_2014_13. Режим доступа: http ://j ournal-science.org/ru/magazine/9. html.

22. Чабан А.В., Кузнецова З.М., Рябчук А.В. Стрелковая подготовка курсантов военных вузов на основе развития психических процессов [Электронный ресурс] / А.В. Чабан, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №2. - С. 146-153. DOI 10.14526/01_2017_216. Режим доступа: http ://j ournal-science.org/ru/magazine/5 8. html.

23. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)

24. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus)

References

1. Avramenko V.Yu. Professional education of a person sentenced to deprivation of liberty in a correctional institution as a means of its re-socialization. Candidate's thesis. Volgograd, 2011, 151 p. (in Russian).

2. Vinogradov V.V. Pedagogical concept of social support for convicts in a correctional facility. Doctor's thesis. Moscow, 2011, 50 p. (in Russian).

3. G.Gamanenko L.I., Kuznetsov V.I. Vocational education in places of deprivation of liberty as a means of resocialization of convicts and their social adaptation after liberation. Vestnik Permskogo universiteta. Uyridicheskie nauki [Bulletin of Perm University. Juridical sciences]. 2015, No. 2 (28), pp. 125-132(in Russian).

4. Gilyazov I.F. Perfection of the forms of organization of physical education of juvenile offenders serving sentences in correctional institutions. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2013, Vol. 8, no 1, pp. 2530. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/19.html.

5. Concepts of the development of the criminal-executive system of the Russian Federation until 2020, approved. By the order of the Government of the Russian Federation. Federation of 14.10.2010 № 1772-p: in the red. Orders of the Government of the Russian Federation. Federation of September 23, 2015 № 1877-r: Sobranie zakonodatel'stva Rossiajskoj Feredacii [Collection of legislation Ros. Federation]. 2010, No. 43. Art. 5544. (in Russian).

6. Kostyunina L.I., Postnov Yu. M. Pedagogical conditions for the organization of physical culture and sports activities for persons serving sentences in the penitentiary system. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2016, Vol. 11, no 3. DOI 10.14526/01_1111_129. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/52.html.

7. Kostyunina L.I., Postnov Yu.M., Ceyran A.V. Physical culture and sports as a means of social adaptation of convicts. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: "Chelovecheskij potential v XXI veke: obrazovanie I kul'tura, patriotism I tradicii kazakov, zdorovoe obchestvo I innovacionaya ekonomika [Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference: "Human potential in the 21st century: education and culture, patriotism and traditions of the Cossacks, healthy society and innovative economy]. March 30, 2016, Dimitrovgrad, pp.113 -118. (in Russian).

8. Kosyanenko E. V., Mitrokhova O.O. Physical Education as a Form of Educational Influence on Convicts to Imprisonment. Patrioticheskaya yurisprudenciya [Patriotic jurisprudence]. 2016, No. 4, pp. 27-29. (in Russian).

9. Ledovskikh V.S. Sport-mass work as a means of physical education of prisoners in penitentiary institutions. Doctor's thesis. St. Petersburg, 2003. - 45 p. (in Russian).

10. Leonova E.Yu. Educational technologies in the system of resocialization of convicts. Sovremennye nauchno-intensivnye tehnologii [Modern science-intensive technologies]. 2016, No. 2-1, pp. 100-104. (in Russian).

11. Pirozhkov V.F., Sturova M.P. Osobennosti pedagogicheskogo processa v ispravitel'no-trudovyh uchrezhdeniyah [Peculiarities of the pedagogical process in corrective labor institutions]. 1976, 58 p. (in Russian).

12. Timoshina I.N., Parfenova L.A. Integration of persons with disabilities into sociocultural space by means of physical culture and sports activities. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2014, Vol. 9, no 4, pp. 11. DOI 10. 14526/08_2014_ 18. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/LhtmL

13. Tumarov K.S. Resocialization of prisoners to prison conditions: socio-cultural aspect. Social'noe I gumanitarnoe znanie [Social and humanitarian knowledge]. 2011, No. 7, pp. 209-214. (in Russian).

14. Ufimtseva N.V. Amateur organizations of penitentiary institutions as a form of social and pedagogical rehabilitation of convicts. Candidate's thesis. Ekaterinburg, 2010, 30 p. (in Russian).

15. Ushatikov A.I., Kazak B.B. Psihologiya osnovnyh sredstv ispravleniya I resocializacii osuzhdennyh [Psychology of the basic means of correction and resocialization of convicts]. Study Guide, Ryazan, 2000, 217 p. (in Russian).

16. Finaeva A.G. Resocialization potential of the convict's family. Candidate's thesis. Saratov, 2012, 150 p.

17. Fomin N.S. Theory and methodology of social and pedagogical support of convicts in the course of their re-socialization. Doctor's thesis. M., 2005, 51 p. (in Russian).

18. Cheyran A.V., Kostyunina L.I. Aspects of social and pedagogical adaptation of young people in a difficult life situation. Sovremennye problemy fizicheskogo vospitaniya I bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v sisteme obrazovaniya: Cbornik nauchnyh trudov [Modern problems of physical education and life safety in the education system: Sat. scientific method. tr.]. Ulyanovsk, UlGPU them. I.N. Ulyanova, 2015, pp.193 - 198(in Russian).

19. Shakirov D.H. Socio-philosophical aspects of the process of correcting convicts in the conditions of reforming the penal system. Candidate's thesis. Ufa, 2004, 21 p.

20. Shevchenko A.M. Social rehabilitation of former prisoners. Candidate's thesis. Rostov-on-Don, 1997, 143 p. (in Russian).

21. Ayupova V. K., Kuznetsova Z. M. Branding of educational services of the University of physical culture and sport: contemporary approaches. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2014, Vol. 30, no 1, pp. 2024, DOI 10.14526/13_2014_13. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/9.html.

22. Chaban V. A., Kuznetsova Z. M., Ryabchuk, A.V. Firearms training of cadets of military higher education institutions through the development of mental processes. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2017, Vol. 12, no 2, pp. 146-153. DOI 10.14526/01_2017_216. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/58.html.

23. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport

Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)

12. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z. 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve

Подано: 30.10.2017 Принято: 03.11.2017

Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus)

Постное Юрий Михайлович - аспирант кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «УГПУ им. И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700

Костюнина Любовь Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «УГПУ им. И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, каб. 122. Телефон, электронная почта: 8-937-274-49-01, р. т.8 (8422) 44-15-80, e-mail: likost@ mail.ru

Колбенева Елена Анатольевна - руководитель научно-исследовательского центра по профилактике социально-опасных явлений общества ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700

Для цитирования: Постнов Ю.М., Костюнина Л.И., Колбенева Е.А. Ресоциализация осужденных на основе взаимодействия исправительного учреждения и педагогического вуза // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. -№4. - С. 90-101. DOI 10/14526/04_2017_269.

DOI 10/14526/04_2017_270 УДК 74.58 ББК 378

ЭКОЛОГО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.П. Дормидонтова - кандидат педагогических наук, М.Г. Заббарова - кандидат педагогических наук, А.А. Нестерова - кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия, 432700

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected] E-mail: a [email protected]

Аннотация. Одной из основных задач современного образования является сохранение здоровья подрастающего поколения, которое осуществляется учителем через педагогические действия и установление контакта с воспитанниками. Поэтому профессиональная подготовка будущих педагоговначальной школы к эколого-оздоровительной работе имеет важное значение. Материалы. В данной статье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.