quality in non-active elderly women. IJPESH. no 3(3), pp. 430-433.
28. Bakhshalipour V., Khodaparast Sareshkeh S., Zivdar Z., Touba N. (2016). The comparison of mental health between male athlete and non-athlete students in Islamic Azad University
Submitted: 24.05.2018
Branches of Guilan Province. Sport Scientific and Practical Aspects. no 13(2), p. 25.
29. Bakhshalipour V., Sanatkaran A., Rezaei Soufi M. (2015). The effects of 4-week of aerobic exercise training on non-athlete male students sleep and life quality. IJBPAS. 4(12), Special Issue, pp. 103118.
Author's information
Siavash Khodaparast Sareshkeh - Department of Physical Education, Piranshahr Branch, Islamic Azad University, Piranshahr, Iran, e-mail: s.khodaparast.yahoo.com
Vahid Bakhshalipour- Sama Technical and Vocational Training College, Islamic Azad University, Lahijan Branch, Siyahkal, Iran, e-mail: [email protected]
Б01 10.14526/02_2018_318 УДК 372.8:796 ББК 74.200,55
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО, НРАВСТВЕННОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Едышев Д.С.1, Назаренко О.С.1, Валкина О.Н.1
1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова» Россия, г. Ульяновск, [email protected]
Аннотация. Дальнейшее развитие и укрепление государства детерминировано способностью подрастающих поколений взять на себя ответственность за реализацию важнейших задач, обеспечивающих высокие темпы подъема и развития всех областей народного хозяйства. Это требует соответствующего уровня физического и духовно-нравственного здоровья; использования механизмов, поддерживающих нормальное функционирование организма. Материалы. Теоретическое и методологическое обоснование необходимости вовлечения детей и подростков с девиантным поведением в физкультурно-спортивную деятельность как перспективного направления коррекции их физического, нравственного и психического здоровья. Методы исследования: анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результаты. Разработана методика приобщения учащихся к систематическому использованию направленной физической нагрузки. Спецификой занятий была их направленность на достижение конкретной цели на определенный период времени с учетом мотивации, уровня физической подготовленности, индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и потребностей. Экспериментальная проверка показала
136
целесообразность разработанной методики. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что физическая культура и спорт являются мощным средством сохранения регуляторных систем организма при условии их рационального использования. Вовлечение детей и подростков в физкультурно-спортивную деятельность является перспективным направлением коррекции их физического, духовно-нравственного здоровья; создает условия для их творческого развития. Следует учитывать большую значимость физических упражнений для формирования морально-волевых, нравственных и интеллектуальных качеств. Необходимо тщательно планировать учебно-воспитательную деятельность на основе поэтапной реализации выдвинутых задач и достижения краткосрочных и долговременных целей.
Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, дети и подростки, методика, педагогический эксперимент.
Для цитирования: Едышев Д.С., Назаренко О.С., Валкина О.Н. Теоретическое обоснование эффективности занятий физической культурой и спортом для коррекции физического, нравственного и психического здоровья детей и подростков. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(2): 136-143. DOI 10.14526/02_2018_318
THEORETICAL EFFECTIVENESS SUBSTANTIATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT LESSONS FOR PHYSICAL, MORAL AND PSYCHIC HEALTH CORRECTION
OF CHILDREN AND TEEN-AGERS
Edyshev D.S.1, Nazarenko O.S.1, Valkina O.N.1
1Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Ulyanovsk State Pedagogical University Named After I.N. Ulyanov" Russia, Ulyanovsk, [email protected]
Annotation. Further state development and strengthening is determined by the ability of the oncoming generations to take responsibility for the important objectives realization, which provide high tempo of all spheres of national economy development. It demands the corresponding level of physical and spiritual- moral health; the mechanisms use, which support normal functioning of an organism. Materials. Theoretical and methodological necessity substantiation of children and teenagers with deviant behavior involvement into physical-sports activity, as a prospective direction of their physical, moral and psychic health correction. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and systematization, progressive pedagogical experience summarizing, pedagogical experiment, testing, methods of mathematical statistics. Results. The methodology is created of involvement students into a systematic use of the directed physical load. The specificity of lessons was their orientation to the definite aim achievement for the definite time period, taking into account motivation, the level of physical readiness, individual peculiarities, interests, abilities and needs. Experimental check showed the expediency of the created methodology. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed that physical culture and sport are powerful means of regulatory systems of the organism preservation in case of their rational use. Children and teen-agers involvement into physical-sports activity is a prospective direction of their physical, spiritual-moral health correction; creates the conditions for their creative development. The importance of physical exercises for moral-volitional, moral and intellectual qualities formation should be taken into account. Educational-upbringing activity should be thoroughly planned on the basis of step-by-step realization of the set objectives and short-term and long-term aims achievement.
Keywords: physical-sports activity, children and teen-agers, methodology, pedagogical experiment.
For citations: Edyshev D.S., Nazarenko O.S., Valkina O.N. Theoretical effectiveness substantiation of physical culture and sport lessons for physical, moral and psychic health correction of children and teen-agers. The Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Phycological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports). 2018; 13(2): 135143. DOI 10.14526/02 2018 318
ВВЕДЕНИЕ
Последние десятилетия, по мнению ЛИ. Лубышевой 2001, 2006; Л.Д. Назаренко, 2001, 2015; В.К. Бальсевича, 2007; З.М Кузнецовой. Ю.П. Симакова, 2009; В.И. Столярова, 2009; С.Д. Неверковича, 2010, и др., характеризуются снижением показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности школьников. Учащиеся имеют недостаточный уровень знаний в сфере физической культуры и спорта, не владеют методикой самостоятельного использования физических упражнений; с подросткового возраста начинается заметное снижение интереса к урокам физкультуры [4, 9, 11]. Все это свидетельствует о системном кризисе школьного физического воспитания, затронувшем все структурные
компоненты: комплекс целей и задач, программное содержание, средства и методы обучения и воспитания, формы организации занятий, приемы
педагогического и медицинского контроля. Наиболее значимым в организации физкультурно-оздоровительной и
спортивно-массовой деятельности
является методическое обеспечение реализации комплекса образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Особенно остро стоит проблема воспитания детей и подростков, актуализированная недостаточно
эффективным использованием потенциала физической культуры и спорта. Сложившаяся за последнее время система преодоления школьной дезадапации, проявляющейся в нарушениях
дисциплины, неадекватности поведения, низкой успеваемости, межличностных конфликтах, не соответствует характеру процессов, происходящих в среде подростков, не может противостоять
различным негативным явлениям. Критерием результативности
физкультурно-оздоровительной и
спортивно-массовой работы являются интерес занимающихся к используемым формам занятий, их положительное психоэмоциональное состояние,
потребность активно использовать средства и формы физической культуры и спорта.
Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование необходимости вовлечения детей и подростков с девиантным поведением в физкультурно-спортивную деятельность как перспективного направления коррекции их физического, нравственного и психического здоровья.
Задачи:
1. Выявление эффективных способов приобщения детей и подростков с девиантным поведением к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также условий их результативности.
2. Разработка методики приобщения учащихся к регулярному использованию направленной мышечной нагрузки и экспериментальная проверка её целесообразности.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Дальнейшее повышение социально-экономической эффективности
общественного производства обусловлено не только его интенсификацией, но и характером воздействия
непроизводственной сферы, влияющего на конечный результат. Степень влияния средств физической культуры и спорта на социальную адаптацию школьников, их работоспособность, общественно-
политическую активность,
взаимоотношения с окружающей средой
обеспечивается государственной системой физического воспитания, авторитет которой в значительной мере определяется уровнем профессионализма специалистов, их способностью к самостоятельному творческому мышлению, ведению перспективных направлений в
использовании физических упражнений.
Осознание значимости средств физической культуры и спорта в решении задач направленного воспитания личности, управлении мотивацией, целеполаганием, механизмами предпочтения средств и способов их использования в целях саморазвития и самореализации является основой достижения эффективности учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию. Понимание обусловленности глубинных
преобразований в формирующейся системе духовных ценностей подростков в процессе организованных занятий спортом обеспечивает более эффективное управление их морально-волевой и нравственной сферой [6, 7, 10, 12].
Одной из важнейших функций физической культуры и спорта является целенаправленное воздействие на сознание и поведение детей и подростков, формирующееся под влиянием
информационных процессов с
использованием телевидения, интернета, радио, рекламы и других каналов. Активная форма сознания, структурные элементы которого обеспечивают восприятие социального нормативного поведения спортсменов, находится в органическом единстве с эмоциональными переживаниями, действиями и
взаимоотношениями людей в
определенном контексте. Мощное социально-направленное психологическое воздействие спорта обусловило особую категорию болельщиков, для которых он занимает одно из ведущих мест в системе других зрелищ: эстрадных, театральных и т.д. К социально-психологическим элементам спорта, формируемым в сознании подростков, по мнению В.К.
Бальсевича, 2007, Л.Д.Назаренко,2015, относятся:
- спорт как способ самоутверждения;
- спорт как средство оздоровления, воспитания и самовоспитания; школа мужества, подготовки к предстоящей профессиональной деятельности;
- спорт как активный образ жизни и деятельности.
Олимпийская хартия отражает общечеловеческие нормы поведения спортсменов, требует соблюдения единых морально-нравственных устоев
спортивного соперничества как
специфической модели взаимодействия людей. В социальной психологии отмечается, что роль спорта значительно возрастает в свободное от учебы время, обусловливающее существование
пространства для развития личности. Являясь эффективной формой активного отдыха, спортивная деятельность обеспечивает восстановление физических и психических сил; формирует потребность в расширении и углублении знаний в сфере физической культуры и спорта.
Систематические занятия
физическими упражнениями способствуют повышению уровня физической подготовленности, формированию
морально-волевых и нравственных качеств, обеспечению оптимального объёма двигательной активности, что создает условия для улучшения показателей здоровья, социальной зрелости. Все это позволяет эффективно управлять процессом социального развития личности. Поиск результативных способов приобщения подростков к регулярным занятиям спортом с целью профилактики правонарушений обусловил использование следующих форм агитации и пропаганды средств физической культуры и спорта:
- проведение открытых учебно-тренировочных поединков по различным видам единоборств, спортивным играм и др.;
- показательные выступления сильнейших борцов, боксеров, гимнастов на школьных спортивных вечерах и праздниках;
- проведение совместных выступлений школьников, занимающихся спортом, и квалифицированных спортсменов.
Для систематических занятий боксом, различными видами борьбы приглашались все желающие подростки 12-14 лет при условии совмещения тренировок с посещениями школьных уроков и успеваемости по всем предметам. Для неуспевающих устанавливались конкретные сроки исправления двоек и коррекции поведения. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Нами была разработана методика организации и проведения занятий по спортивным единоборствам для подростков 12-14 лет 3 раза в неделю по 2 часа. Особенностью этих занятий была их направленность на достижение конкретной цели на определенный период времени с ориентацией на мотивацию, уровень физической подготовленности,
индивидуальные интересы, возможности и потребности. Акцент делался на формирование убеждения в том, что при определенном желании, настойчивости, трудолюбии, упорстве каждый
занимающийся может добиться
реализации поставленной цели.
Для проверки эффективности предложенной нами методики был проведен педагогический эксперимент с участием 64 подростков. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 32 человека. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование для выявления уровня физической подготовленности. С этой целью использовались следующие тесты: бег на 30 м (с), прыжок в длину с места (см), подтягивание в висе на перекладине (количество раз), бросок набивного мяча (1кг) правой и левой рукой
(см), поднимание прямых ног из положения лежа на спине до касания пола за головой (количество раз). Обработка полученных результатов не выявила существенных различий по уровню физической подготовленности
занимающихся КГ и ЭГ (р>0,05). Кроме того, оценивались следующие параметры учебной деятельности: успеваемость (учитывался средний балл), поведение в школе (отсутствие пропусков уроков без уважительной причины и нарушений дисциплины), отношение к общественным поручениям (выставлялся средний балл). Анализ материалов исследования также не выявил различий по данным показателям у занимающихся КГ и ЭГ (р>0,05).
В КГ учебно-тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с примерной программой, рекомендованной
Федеральным агентством по физической культуре и спорту. В ЭГ уделялось внимание выявлению и учету индивидуальных интересов, потребностей, запросов; анатомо-физиологических и других особенностей. Значительное время отводилось для воспитания морально-волевых и нравственных качеств; духовному развитию. Так, в ЭГ на первой же тренировке совместными усилиями тренера и занимающихся был выработан «кодекс боксера», в содержании которого нашли отражение правила поведения подростка, посещающего спортивный клуб, в школе, в спортзале, на улице, дома и в общественном транспорте. Был сформирован свой девиз; разработаны эмблема, ритуальное посвящение в спортсмены (во время однодневного похода в лесу у костра). Тренировочные занятия проводились поочередно в спортивном зале и на открытой площадке с преобладанием игрового метода. При усвоении техники основных защитных действий в боксе юные спортсмены отрабатывали их, работая в парах с квалифицированными боксерами, что обеспечивало высокую моторную плотность, индивидуальный подход,
обратную связь, качественный показ, вариативность обучения.
Проводились регулярные выезды за город по субботам и воскресеньям, где совмещались занятия по общей физической подготовке с объяснением роли естественных сил природы в спортивной подготовке боксеров, для эффективного восстановления после мышечной нагрузки, закаливания, повышения иммунитета, укрепления духовного здоровья, установления правильных взаимоотношений с окружающей средой. Еженедельно проводились военизированные игры с элементами бокса: разученными атакующими действиями, отработка которых в незнакомой местности и с разными противниками предусматривала использование нескольких вариантов каждого освоенного приема. Новые сюжеты игр, содержание которых существенно меняется за счет использования разнообразных деталей, требующих определенного уровня развития ведущих двигательных координаций: ловкости, точности, равновесия и др. - являлись своеобразными способами выявления динамики уровня физической
подготовленности.
Жизнедеятельность человека, как известно, подчиняется биологическому ритму, определяющему чередование повышенной и пониженной
работоспособности, активизации и замедления умственной и двигательной активности. Знание этой закономерности определяет выбор оптимального времени для организации игровой деятельности с учетом психоэмоционального состояния подростков и их готовности к решению двигательных и интеллектуальных задач. Единство биологического и социального, психического и физического определяет подходы к выбору характера мышечной нагрузки, позволяющей совершенствовать структуру человеческого тела; воспитание общей культуры и культуры движений; формирование способности устанавливать
рациональные взаимоотношения с окружающими людьми, выявлять способы коррекции своего характера; формировать социальное поведение, привычки.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления характера изменений показателей физической подготовленности занимающихся КГ и ЭГ. Полученные результаты показали, что улучшение произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, однако в ЭГ прирост оказался более существенным. Так, в КГ выполнение прыжка в длину с места улучшилось на 7,8%, в ЭГ, соответственно,
- на 16,1%, (р <0,05); результаты в броске набивного мяча правой рукой в КГ возросли на 8,3%; левой - на 6,9%; в ЭГ, соответственно, правой - на 19,2%; левой
- на 16,7%. Подобная тенденция более существенного улучшения показателей в экспериментальной группе была выявлена и по другим контрольным упражнениям.
Изменение параметров учебной деятельности в КГ и ЭГ произошло следующим образом. Средний балл по успеваемости в КГ увеличился с 3,1±0,14 до 3,3±0,18 балла; в ЭГ, соответственно, с 3,0±0,18 до 3,7±0,26 балла; оценка за поведение в школе улучшилась в КГ с 3,4±0,21 до 3,5±0,18 балла; в ЭГ - с 3,2±0,16 до 3,8±0,20 балла. Оценка за выполнение общественных поручений в КГ увеличилась с 3,0±0,13 до 3,2±0,19 балла; в ЭГ - с 3,1±0,14 до 3,7±0,17 балла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, результаты педагогического эксперимента
свидетельствуют о том, что творческое, направленное использование средств физической культуры и спорта с учетом интересов, потребностей, возможностей подростков позволяет увеличить эффективность воспитательного
воздействия в соответствии с поставленными задачами. Образовательно-формирующее пространство,
обеспечивающее результативность
процесса творческого взаимодействия спортивного педагога с подростками на
основе использования новых эффективных форм занятий физическими упражнениями в их разнообразном сочетании с естественными силами природы оказывает положительное влияние на формирование мировоззрения школьников, их поведения, характера взаимодействия с
окружающими. Ценности физической культуры и спорта содержат большую притягательную силу, и их применение позволяет реализовать развивающую и преобразовательную функцию. Это способствует успешной профилактике правонарушений, препятствует
возникновению ситуаций и обстоятельств, проявления агрессивности и нетерпимости к другим людям. Организация и создание психолого-педагогического пространства для воспитательного воздействия на подростков должны быть делом государственной и общественной значимости.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Здоровьесберегающая функция образования. Образовательная политика. 2007; 6: 4-9.
2. Кузнецова З.М., Симаков Ю.П. Возрождение олимпийской традиции. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2009; 1. URL: http ://www.j ournal-science.org/ru/article/388. html
3. Лубышева Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта. М.: Теория и практика физической культуры. 2000: 151.
4. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе. М.: Теория и практика физической культуры и спорта. 2006: 174.
5. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. М.: изд. «Теория и практика физической культуры». 2001: 332.
6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2002: 240.
7. Назаренко Л.Д., Анисимова Е.А. Воспитание в спорте. Москва: «Теория и практика физической культуры и спорта». 2015: 80.
8. Назаренко О.С, Едышев Д.В. Основные направления совершенствования профессиональной подготовки. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 3: 190-199. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/870.html. DOI 10.14526/03 2017 250.
9. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студентов высших учебных заведений обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт». М: Академия. 2010: 329.
10. Стародубцева И.В. Интеллектуализация физического воспитания: состояние, проблемы, перспективы. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010; 1: 5-7.
11. Столяров В.И., Бальсевич В. К., Моченов В.П., Лубышева Л.И. Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе. М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры». 2009: 320.
12. Шакурова Л.Ф. Реализация здоровьеформирующей функции физического воспитания в условиях загородного летнего оздоровительного лагеря. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 3: 152-160. URL: http ://www. j ournal-
science.org/ru/article/862.html._DOI
10/4526/03 2017 46.
13. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
14. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
References
1. Balsevich V.K. Health saving function of education. Obrazovatel'naya politika. 2007; 6: 4-9 [In Russ.].
2. Kuznetsova Z.M., Simakov Yu.P. The Olympic tradition renewal. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2009; 1. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/388.html [In Russ., In Engl.].
3. Lubysheva L.I. Desyat' lekcij po sociologii fizicheskoj kul'tury I sporta [Ten lectures on physical culture and sport sociology]. Moscow: Theory and practice of physical culture. 2000: 151.
4. Lubysheva L.I. Sportivnaya kul'tura v shkole [Sports culture at school]. Moscow: Theory and practice of physical culture and sport. 2006: 174.
5. Nazarenko L.D. Razvitie dvigatel'no-koordinacionnyh kachestv kak factor ozdorovleniya detej I podrostkov [Motor-coordinating qualities development as the factor of health improvement among children and teen-agers]. Moscow: "Theory and practice of physical culture" publishing house. 2001: 332.
6. Nazarenko L.D. Ozdorovitel'nye osnovy fizicheskih uprazhnenij [Health improving basis of physical exercises]. Moscow: VLADOS-PRESS. 2002: 240.
7. Nazarenko L.D., Anisimova E.A. Vospitanie v sporte [Upbringing in sport]. Moscow: "Theory and practice of physical culture and sport". 2015: 80.
8. Nazarenko O.S., Edyshev D.V. The main directions of professional training improvement.
Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2017; 3: 190-199. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/870.html. DOI 10.14526/03_2017_250 [In Russ., In Engl.].
9. Neverkovich S.D. Pedagogika fizicheskoj kul'tury I sporta: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuchihsya po special'nosti "Fizicheskaya kul'tura I sport" [Physical culture and sport pedagogics: textbook for students of higher educational establishments, who study according to "Physical culture and sport" specialty]. Moscow: Academy. 2010: 329.
10. Starodubtseva I.V. Physical upbringing intellectualization: state, problems, prospects. Fizicheskaya kul'tra: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2010; 1: 5-7 [In Russ.].
Подано: 24.05.2018
11. Stolyarov V.I., Balsevich V.K., Mochenov V.P., Lubysheva L.I. Modernizaciya fizicheskogo vospitaniya v obcheobrazovatel'noj shkole [Physical upbringing modernization at a comprehensive school]. Moscow: Scientific Research Center "Theory and practice of physical culture". 2009: 320.
12. Shakurova L.F. Health forming function of physical upbringing realization in terms of country summer health camp. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2017; 3: 152160. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/862.html. DOI 10/4526/03_2017_46 [In Russ., In Engl.].
13. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
14. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Едышев Денис Викторович - старший преподаватель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4 [email protected]
Назаренко Ольга Сергеевна - кандидат педагогических наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: [email protected] Валкина Оксана Николаевна - кандидат биологических наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4
DOI 10.14526/02_2018_319 УДК 796.093.41 (571.56)(091)
РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ ПРЕДКОВ ВО СЛАВУ ЯКУТСКОГО СПОРТА
1 2 Ким-Кимэн А.Н. , Кузнецова З.М.
1 Ассоциация «Сахаада-спорт»
Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
2
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.