Научная статья на тему 'Тактическое мышление как фактор повышения уровня технической подготовленности в спортивной аэробике'

Тактическое мышление как фактор повышения уровня технической подготовленности в спортивной аэробике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
934
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ АЭРОБИКА / ТАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МЕТОДИКА / SPORTS AEROBICS / TACTICAL THINKING / PHYSICAL AND TECHNICAL READINESS / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Н.А., Панова Е.О., Гурьянова С.А.

Как один из художественных видов спорта, спортивная аэробика является эффективным средством формирования двигательной культуры, укрепления здоровья, гармонизации личности, что является привлекательным для детей, подростков и молодежи. Тренеры и квалифицированные спортсмены выявляют способы повышения уровня технической подготовленности как главного условия роста спортивных достижений. Рост спортивного мастерства определяется рядом факторов, среди которых особое место занимает развитие мышления ведущего интеллектуального качества. Данный вид спортивной деятельности характеризуется согласованностью двигательной и интеллектуальной деятельности, что открывает дополнительные возможности для развития ведущих интеллектуальных качеств. Материалы. В статье рассматривается новый подход к повышению уровня технической подготовленности за счет более полной реализации потенциала занимающихся спортивной аэробикой. Методы исследования: анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, обобщение передового опыта специалистов, тренеров, киносъемка, педагогический эксперимент, разработка критериев оценки тактического мышления, статистическая обработка полученных данных. Результаты. В статье рассматривается разработанная методика совершенствования тактического мышления у занимающихся спортивной аэробикой. Авторы предлагают включить в содержание спортивной подготовки систему специальных заданий, направленных на формирование тактического мышления и обеспечивающих активизацию мыслительной и двигательной деятельности гимнасток 12-14 лет. Выявлены педагогические условия, активизирующие данную разновидность мыслительной деятельности. Разработаны различные варианты исполнения соревновательной программы в зависимости от ее условий. Заключение. Повышение уровня тактического мышления обусловило закрепление устойчивого интереса к избранному виду спортивной деятельности, усилило стремление к реализации ближайших и перспективных целей. Улучшение показателей тактического мышления способствовало формированию навыков более объективной оценки готовности к предстоящим соревнованиям, критическому осмыслению результатов выступлений, трансформации личностно ориентированных мотивов занятий спортивной аэробикой в социально значимые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Н.А., Панова Е.О., Гурьянова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TACTICAL THINKING AS THE FACTOR OF TECHNICAL READINESS LEVEL INCREASE IN SPORTS AEROBICS

As one of artistic kinds of sport sports aerobics is an effective means of motional culture formation, health improvement, personality harmonization, which is attractive for children, teen-agers and youth. Trainers and qualified athletes reveal the ways of technical readiness increase as the main condition for sports achievements improvement. Sportsmanship improvement is conditioned by several factors, among which special role is given to thinking development, which is the leading intellectual quality. This kind of sports activity is characterized by motional and intellectual activity consistency, which reveals additional opportunities for the leading intellectual qualities development. Materials. The article is about a new approach to technical readiness level increase by means of fuller potential realization of those, who go in for sports aerobics. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and systematization, progressive experience of the specialists, trainers summarizing, filming, pedagogical experiment, evaluation criteria of tactical thinking creation, statistical data handling. Results. The article is about the methodology of tactical thinking development among those, who go in for sports aerobics. The authors offer to include the system of special tasks into the content of sports training. These tasks are directed at tactical thinking formation and provide thinking and motional activity intensification of 12-14-year-old female gymnasts. Pedagogical conditions are revealed, which activate this kind of thinking activity. Different variants of competitive program fulfillment depending on its conditions were created. Conclusion. Tactical thinking level increase conditioned steady interest in a chosen kind of sports activity, increased the desire to realize close and prospective aims. Tactical thinking indices improvement provided the skills formation of more objective readiness estimation for the future competitions, critical realization of performances results, personality-oriented motives of sports aerobics lessons transformation into socially important ones.

Текст научной работы на тему «Тактическое мышление как фактор повышения уровня технической подготовленности в спортивной аэробике»

textbook for University students]. M.: Humanitarian publishing house center VLADOS. 1998: 480.

2. Gaivoronsky A.V. Anatomiya dyhatel'noj sistemy [Anatomy of the respiratory system]. M.: Publisher ALBI. 2006: 40.

3. Gushalevich V. A. Aktual'nye voprosy sportivnoj mediciny [Topical issues of sports medicine]. М.: Publishing house of Soviet sport. 2004: 232.

4. John.D. Mac Dougall, H. E. Walker, John. Green. per. s ang [from English]. Kyiv: Publishing house "Olympic literature". 1998: 341.

5. Ermolaeva Yu. A. Vozrastnaya fiziologiya: uchebnoe posobie [Age physiology: textbook]. M. 1985: 234.

6. Gibadullin I. G., Lazarenko V. G. The complex objective methods for the selection of athletes for different specializations and justification of the operational plans of correction of training process. Materialy III konferencii trenerov po lyzhnym gonkam [Proceedings of the III conference of trainers crosscountry skiing]. Smolensk. 2015: 54-57.

Подано: 03.04.2018

7. Grankin N.A., Kuznetsova Z.M. Indicators of the functional state and reserve capacity of the organism cadets. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. 2017; 12(3): 37-46. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/835.html. DOI 10.14526 / 03 2017 232 [In Russ., In Engl.].

8. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).

9. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).

Гибадуллин Илдус Гиниятуллович - доктор педагогических наук, профессор, директор Института физической культуры и спорта имени А.И. Тихонова ФГБОУ ВО «Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова», 426069, Россия, г. Ижевск, ул. 30 лет Победы, дом 37, спортивный корпус № 4, e-mail: ffkis@ istu.ru Корбит Михаил Иванович - кандидат педагогических наук, профессор кафедры зимних видов спорта Белорусского государственного университета физической культуры, 220020, Республика Беларусь, г. Минск, пр-т Победителей, дом 105

Ворапай Максим Казимирович - доцент, заведующий кафедрой зимних видов спорта Белорусского государственного университета физической культуры220020, Республика Беларусь, г. Минск, пр-т Победителей, дом 105

Смирнова Инна - аспирант, Государственное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», 628417, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, дом 10/2

Смирнова Кристина - аспирант, Государственное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», 628417, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, дом 10/2

Б01 10.14526/02_2018_306 УДК 796 ББК 750

ТАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Касаткина Н.А.1, Панова Е.О.1, Гурьянова С. А.1

1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова» Россия, г. Ульяновск

Аннотация. Как один из художественных видов спорта, спортивная аэробика является эффективным средством формирования двигательной культуры, укрепления здоровья, гармонизации личности, что является привлекательным для детей, подростков и молодежи. Тренеры и квалифицированные спортсмены выявляют способы повышения уровня технической подготовленности как главного условия роста спортивных достижений. Рост спортивного мастерства определяется рядом факторов, среди которых особое место занимает развитие мышления - ведущего интеллектуального качества. Данный вид спортивной деятельности характеризуется согласованностью двигательной и интеллектуальной деятельности, что открывает дополнительные возможности для развития ведущих интеллектуальных качеств. Материалы. В статье рассматривается новый подход к повышению уровня технической подготовленности за счет более полной реализации потенциала занимающихся спортивной аэробикой. Методы исследования: анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, обобщение передового опыта специалистов, тренеров, киносъемка, педагогический эксперимент, разработка критериев оценки тактического мышления, статистическая обработка полученных данных. Результаты. В статье рассматривается разработанная методика совершенствования тактического мышления у занимающихся спортивной аэробикой. Авторы предлагают включить в содержание спортивной подготовки систему специальных заданий, направленных на формирование тактического мышления и обеспечивающих активизацию мыслительной и двигательной деятельности гимнасток 1214 лет. Выявлены педагогические условия, активизирующие данную разновидность мыслительной деятельности. Разработаны различные варианты исполнения соревновательной программы в зависимости от ее условий. Заключение. Повышение уровня тактического мышления обусловило закрепление устойчивого интереса к избранному виду спортивной деятельности, усилило стремление к реализации ближайших и перспективных целей. Улучшение показателей тактического мышления способствовало формированию навыков более объективной оценки готовности к предстоящим соревнованиям, критическому осмыслению результатов выступлений, трансформации личностно ориентированных мотивов занятий спортивной аэробикой в социально значимые. Ключевые слова: спортивная аэробика, тактическое мышление, физическая и техническая подготовленность, методика.

Для цитирования: Касаткина Н.А., Панова Е.О., Гурьянова С. А. Тактическое мышление как фактор повышения уровня технической подготовленности в спортивной аэробике. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(2):37-46. DOI 10.14526/02_2018_305

TACTICAL THINKING AS THE FACTOR OF TECHNICAL READINESS LEVEL

INCREASE IN SPORTS AEROBICS

Kasatkina N.A.1, Panova E.O.1, Guryanova S. A.1

1Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Ulyanovsk State Pedagogical University NamedAfter I.N. Ulyanov " Russia, Ulyanovsk

Annotation. As one of artistic kinds of sport sports aerobics is an effective means of motional culture formation, health improvement, personality harmonization, which is attractive for children, teen-agers and youth. Trainers and qualified athletes reveal the ways of technical readiness increase as the main condition for sports achievements improvement. Sportsmanship improvement is conditioned by several factors, among which special role is given to thinking development, which is the leading intellectual quality. This kind of sports activity is characterized by motional and intellectual activity consistency, which reveals additional opportunities for the leading intellectual qualities development. Materials. The article is about a new approach to technical readiness level increase by means of fuller potential realization of those, who go in for sports aerobics. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and systematization, progressive experience of the specialists, trainers summarizing, filming, pedagogical experiment, evaluation criteria of tactical thinking creation, statistical data handling. Results. The article is about the methodology of tactical thinking development among those, who go in for sports aerobics. The authors offer to include the system of special tasks into the content of sports training. These tasks are directed at tactical thinking formation and provide thinking and motional activity intensification of 12-14-year-old female gymnasts. Pedagogical conditions are revealed, which activate this kind of thinking activity. Different variants of competitive program fulfillment depending on its conditions were created. Conclusion. Tactical thinking level increase conditioned steady interest in a chosen kind of sports activity, increased the desire to realize close and prospective aims. Tactical thinking indices improvement provided the skills formation of more objective readiness estimation for the future competitions, critical realization of performances results, personality-oriented motives of sports aerobics lessons transformation into socially important ones.

Keywords: sports aerobics, tactical thinking, physical and technical readiness, methodology. For citations: Kasatkina N.A., Panova E.O., Guryanova S. A. Tactical thinking as the factor of technical readiness level increase in sports aerobics. The Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Phycological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports). 2018; 13(2): 37-46. DOI 10.14526/02_2018_305

ВВЕДЕНИЕ

Для спортивной аэробики характерны разнообразные внешние проявления красоты - идеальная динамическая и статическая осанка, изящество поз и линий, эстетические жесты и мимика, высокая двигательная культура, музыкальность. Кроме того, гимнасты выполняют динамичные и оригинальные композиции с включением рискованных технически сложных прыжков и пируэтов, а также танцевальных, аэробно-стилизованных дорожек. Как полагают Л.Д. Назаренко, 2001, 2004;2007 Л.И. Костюнина, 2006; Н.А. Касаткина, 2012, такое разнообразное содержание программного выступления требует широкого понимания внутреннего и внешнего содержания каждого моторного акта, особенностей

взаимосвязей между ними,

обусловленности четкого проявления эстетического компонента, точности воспроизведения формы и содержания движений. Глубокое осмысление особенностей спортивной аэробики, причин ее привлекательности для детей, подростков, учащейся молодежи; необходимость поиска способов самовыражения путем формирования индивидуального стиля обусловливают творческое участие спортсмена в определении содержания спортивной подготовки, направленной на реализацию кинезиологического потенциала индивида. Осмысление каждого двигательного действия, понимание его роли и места среди других элементов создают предпосылки для формирования интеллектуальных качеств: восприятия, внимания, памяти, аналитических способностей, а также мышления -

ведущего интеллектуального качества, развитие которого создает условия для самосовершенствования личности.

Материалы исследований Н.А. Касаткиной, 2012; Л.А. Разумовой, 2011, 2012, 2013, Л.И. Костюниной, 2006 и др.) свидетельствуют о том, что в спортивной аэробике проявляются различные виды мышления: логическое, творческое, оперативное, а также тактическое, благодаря которому спортсмены имеют возможность реализовать один из аспектов своего программного выступления в зависимости от времени и места проведения соревнований, состава его участников, жеребьевки; задач,

поставленных перед спортсменом.

Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование влияния тактического мышления на результативность

соревновательной деятельности.

Задачи: 1. Выявить особенности тактического мышления, проявляемого в спортивной аэробике.

2. Разработать методику

формирования тактического мышления и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В спортивной аэробике широко представлены разнообразные формы двигательных действий, сочетание которых позволяет координировать двигательно-музыкальные образы,

обеспечивающие виртуозность,

выразительность и грациозность выступления. Красота спортивной аэробики заключается в легкости и свободе исполнения технически сложных акробатических, прыжковых и

вращательных двигательных действий с оптимальной способностью. Усвоение рациональной техники упражнений, составляющих основную трудность композиции, обусловлена способностью к ориентировке в пространстве и времени, пониманием закономерностей повышения спортивного мастерства, необходимости реализации принципов обучения и

тренировки, что связано с мыслительной деятельностью, обеспечивающей

понимание своих возможностей и способностей, специфики данного вида спорта, а также требованиями, предусмотренными правилами

соревнований [8. 9. 12].

Оптимальный уровень

сформированности мышления (для конкретного возраста занимающихся) обеспечивает понимание условий повышения физической и технической подготовленности, способствует поиску эффективных способов решения поставленной двигательной задачи, выявления и исправления ошибок. Недостаточные показатели развития тактического мышления обусловливают воспроизведение внешних форм двигательных действий без понимания особенностей их структурного

содержания; копирование моторных актов, предложенных тренером, что приводит к снижению интереса к систематическим занятиям спортивной аэробикой.

Сформированность мышления позволяет спортсмену осознать, что уровень технической подготовленности юных гимнастов определялся

показателями развития мышечной силы, быстроты, выносливости, прыгучести, ритмичности, пластичности и других двигательно-координационных качеств, при определенной последовательности их формирования и с учетом взаимовлияния различных качественных сторон двигательной деятельности [1, 4, 5]. Следовательно, чем больше

интеллектуальных задач, требующих своей реализации, ставится перед спортсменом, тем напряженнее и плодотворнее работает его творческая мысль, направленная на поиск способов эффективного

использования своих способностей и потенциальных возможностей.

Данные исследований В.К. Бальсевича, 2000; Л.Д. Назаренко, 2001, 2004, 2007: 2015: Л.И. Костюниной, 2006: Е.А Анисимовой, 2010; Н.А. Касаткиной, 2012, 2015; Л.В. Разумовой, 2013, и др.

позволили установить тесную взаимосвязь между интеллектуальной и двигательной деятельностью, их взаимовлиянием и взаимообусловленностью, что

свидетельствует о необходимости включения в содержание тренировочных занятий специальных заданий,

направленных на развитие и совершенствование познавательных

способностей. Такой подход к организации тренировочной деятельности основан на реализации ведущих концептуальных положений: единства сознания и деятельности; целостного подхода к организации и проведению

тренировочного процесса; выявления и учета причинно-следственных связей, определяющих эффективность

двигательной деятельности.

Тактическое мышление позволяет установить взаимообусловленность

сознания и деятельности и уяснить, что осознание характера и особенностей любого вида деятельности человека позволяет найти наиболее рациональные способы ее осуществления с наименьшими затратами времени и энергии. В свою очередь, в процессе деятельности сознание индивида обогащается новыми деталями, что расширяет возможность управления деятельностью; в результате такого взаимовлияния осуществлялся процесс самосовершенствования личности.

Целостный подход в организации учебно-тренировочного процесса

предусматривает необходимость

воздействия на все системы спортивной подготовки - теоретическую,

интеллектуальную, физическую,

техническую, тактическую, морально-волевую, функциональную. Отсутствие внимания к развитию одной из сторон тренировочного процесса приводит к неэффективности всей системы

спортивной подготовки. Выявление и учет причинно-следственных связей,

определяющих эффективность

двигательной деятельности обусловливает необходимость постоянного анализа результатов выполнения двигательных

задач, сопоставления полученных результатов с планируемыми,

установления причин неэффективности выполнения двигательных заданий; поиска путей профилактики возникновения ошибок и создания условий для повышения согласованности деятельности двигательных и вегетативных систем [ 7, 8].

Тактическое мышление призвано устанавливать зависимость результатов соревновательной деятельности от условий ее проведения; определять способы повышения эффективности выступлений спортсменов, наиболее полной реализации их возможностей и способностей в конкретной обстановке, комфортной для выступающих. Основной задачей тактического мышления является поиск способов наиболее полной реализации имеющегося потенциала и выявления факторов, препятствующих успешному выступлению спортсменов.

Методика. Разработанная нами методика формирования тактического мышления предусматривает специальные двигательные задания, выполнение которых обусловливало повышение уровня данной разновидности познавательной деятельности:

- разработать различные варианты исполнения соревновательной программы в зависимости от результатов жеребьевки (для выступления под первым номером спортсмен использует наиболее сложный вариант, предусматривающий включение всех рискованных, сложных элементов с максимальной выразительностью,

артистичностью, эмоциональностью;

используя все возможности для установления контакта со зрителями и получения их эмоциональной поддержки). Тем самым, спортсмен устанавливает максимальную планку для выступлений на пределе своих возможностей. Если жеребьевка предусматривает выступление спортсмена одним из последних, то он использует другой вариант, основанный на сопоставлении сложности и артистичности своей композиции по сравнению с

выступившими ранее сильнейшими спортсменами.

- дать объективную самооценку спортивной форме к предстоящим соревнованиям; прогнозировать результаты своего выступления; установить степень расхождения прогнозируемых результатов с достигнутыми. После окончания соревнований провести анализ с целью выявления степени расхождения планируемых и достигнутых результатов; установить степень реализации задач на данные соревнования, выявить возможные пути самосовершенствования;

- по результатам наблюдений за выступлениями других спортсменов, установить, на какие части своего выступления (начало, момент выполнения наиболее сложного элемента при исполнении оригинальных необычных творческих находок или финального) сделать наибольший акцент;

- в процессе соревнований самостоятельно определить целесообразность выполнения технически сложных рискованных элементов для сохранения занятой позиции;

- по результатам соревнований провести сопоставительный анализ сложности и оригинальности своей программы с композициями лидеров.

Одним из важных компонентов методики формирования тактического мышления является выявление

педагогических условий, стимулирующих активизацию данной разновидности мыслительной деятельности. Создание условий для наблюдения за выступлениями ведущих спортсменов с целью установления сильных и слабых сторон их подготовки, с одной стороны, свидетельствует о способности спортсмена к объективному анализу выступлений противника, с другой - дает возможность убедиться в необходимости постоянного самосовершенствования, невозможности останавливаться на достигнутом уровне тренированности.

Другим педагогическим условием является изучение правил соревнований, определяющих требования к сложности соревновательной программы и

артистичности ее выполнения. Гимнасту необходимо понимать, что установленные группы сложности, их количество являются объективной необходимостью дальнейшего развития спортивной аэробики как вида спорта. Это психологически настраивает спортсмена на понимание необходимости высокого уровня работоспособности для решения перспективной цели.

Одним из важных педагогических условий, направленных на достижение высокой артистичности, является анализ средств выразительности, используемых различными спортсменами, а также особенностей их сочетаний, установления последовательности выполнения,

распределения по частям композиции, выявления основных и дополнительных, акцентированных и проходящих, что, в совокупности, создает общее

представление о способах повышения исполнительского мастерства.

Спортсменкам предлагались

двигательные задания, формирующие умения и навыки определения структурного содержания каждого танцевального шага и характера его выполнения в соответствии с музыкальным сопровождением. На тренировочных занятиях прослушивались различные музыкальные произведения; гимнастки учились подбирать мелодию в соответствии с уровнем физической и технической подготовленности,

спецификой выполнения танцевальных движений, а также двигательной культуры. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С целью проверки эффективности данной модели был проведен педагогический эксперимент с участием 27 девочек-подростков 12-14 лет (II и I разряда). Были организованы две группы: контрольная (КГ) - 13 спортсменок, и экспериментальная (ЭГ) - 14 человек.

Перед началом педагогического эксперимента было проведено

тестирование с целью выявления исходного уровня общефизической, технической подготовленности, а также показателей развития тактического мышления. Для оценки физической подготовленности использовались

следующие контрольные упражнения: челночный бег 3х11 м (с); бег на 100 м (с); бег на 1000 м (с); прыжок в длину с места, толчком двух (см); поднимание туловища из положения лежа на животе, руки за голову (кол-во раз за одну минуту); поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за голову (кол-во раз за одну минуту); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); поднимание прямых ног из положения лежа на спине до касания пола за головой (кол-во раз). Полученные результаты не обнаружили существенных различий по уровню общефизической подготовленности

спортсменок КГ и ЭГ, (р>0,05).

Уровень технической

подготовленности определялся по следующим показателям:

- применение элементов повышенной сложности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изменение программы в связи с усилением состава команды противника;

- использование различных направлений движений;

- разнообразие беговых и танцевальных дорожек;

- соответствие композиции характеру музыкального произведения;

- проявление индивидуального

стиля.

Анализ результатов тестирования не выявил существенных различий по уровню технической подготовленности спортсменок КГ и ЭГ, (р>0,05).

Степень сформированности

тактического мышления оценивалась с помощью критериев, свидетельствующих о сформированности навыков управления психоэмоциональным состоянием,

независимо от сложности предстоящей соревновательной деятельности.

Показатели тактического мышления оценивались экспертной группой (5 высококвалифицированных специалистов по спортивной аэробике) в баллах.

Критерии оценки:

5 баллов - способность к концентрации нервно-психических и мышечных усилий для успешного выступления независимо от состава участников и времени проведения соревнования; соответствие результатов выступлений прогнозируемым

показателям;

4 балла - способность к реализации поставленных задач, независимо от жеребьевки и состава участников, критический анализ своего выступления;

3 балла - снижение оптимального уровня психоэмоционального состояния в связи с жеребьевкой, неполная реализация планируемого результата;

2 балла - неготовность к управлению психологическим состоянием при неудобном времени

соревновательного выступления;

1 балл - затруднения с прогнозированием возможных результатов участия в предстоящих соревнованиях.

Обработка материалов

исследования не выявила существенных различий по уровню развития тактического мышления у спортсменок КГ и ЭГ, (р>0,05). Тренировочные занятия в КГ проводились по общепринятой методике в соответствии с программой, рекомендованной федерацией гимнастики. В ЭГ использовалась разработанная нами методика формирования тактического мышления. После проведения

педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование показателей физической, технической подготовленности, а также тактического мышления.

После проведения педагогического эксперимента было выполнено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей общефизической, технической подготовленности, а также тактического мышления. Анализ

результатов педагогического эксперимента показал, что улучшение результатов произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, однако, в ЭГ показатели были существенно выше. Так, в челночном беге 3х11 м (с) в КГ, при исходных данных 9,35±0,54 с, к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли на 1,51%, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 9,37±0,49 с, прирост составил 3,87%, (р>0,05). В КГ, при исходных данных выполнения прыжка в длину с места 125,2±5,32 см, к концу педагогического эксперимента улучшение результатов произошло на 4,64%, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 128,36±4,75 см к завершению педагогического эксперимента прирост результатов составил 11,85%, (р <0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения результатов в ЭГ была выявлена и по другим контрольным упражнениям, регистрирующим уровень физической подготовленности.

Уровень технической

подготовленности также улучшился в обеих группах, КГ и ЭГ, при разных показателях прироста. Так, в КГ при исходной оценке использования разнообразия беговых и танцевальных дорожек 2,70±0,24 балла к завершению педагогического эксперимента показатели возросли на 8,89%, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 2,75±0,29 балла, прирост показателей составил 27,9%, (р <0,05). Значительное увеличение показателей в ЭГ связано, по-видимому, с направленностью

тренировочного процесса на

формирование тактического мышления, что позволило установить рациональную последовательность движений, их оптимальное сочетание, обусловивших повышение технической подготовленности гимнасток ЭГ.

Сформированность индивидуального стиля является одним из важных показателей технического мастерства. В КГ при исходных данных данного параметра 2,44±0,25 балла к

окончанию педагогического эксперимента улучшение результатов произошло на 11,6%, (р <0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 2,48±0,28 балла прирост показателей составил 25,9%, (р <0,05). Более значимое улучшение данного показателя технической подготовленности спортсменок ЭГ связано с использованием методики развития тактического мышления, благодаря которой юные спортсменки ЭГ лучше воспринимают особенности выполнения техники танцевальных, акробатических и прыжковых упражнений. Анализ характера изменений показателей тактического мышления также позволил выявить неравномерность его увеличения в исследуемых группах. Так, в КГ при определении сложности композиции с учетом времени проведения

соревновательных выступлений 3,04±0,26 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли на 5,3%; в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 2,94±0,21 балла к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились на 26,3%.

Проявлением тактического мышления является также способность к изменению программного выступления в связи с составом участников В КГ при исходных данных рассматриваемого показателя 2,99±0,22 балла к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились на 8,0%, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,97±0,19 балла прирост показателей составил 26,0%, (р<0,05). Повышение уровня физической и технической подготовленности в определенной мере обусловлено также самостоятельным выполнением специальных упражнений в дополнительное время, что требует более осознанного отношения к системе спортивной подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что формирование тактического мышления является важным компонентом спортивной подготовки юных гимнастов 12-14 лет, позволяющим спортсменам экспериментальной группы лучше

ориентироваться в тактике построения спортивной борьбы (в зависимости от условий соревновательной деятельности). Гимнастки данной группы приобретают навыки управления психоэмоциональным состоянием во время стрессовой соревновательной обстановки, у них повышается уверенность в своих силах, что положительно сказывается на уровне физической и технической

подготовленности. Разработанная

методика формирования тактического мышления показала свою эффективность и может использоваться в практике спортивной подготовки гимнастов разного возраста и квалификации. Также она имеет большое значение для становления социально активной личности, ее успешной подготовки к выбору предстоящей профессиональной

деятельности, объективной оценки своих потенциальных возможностей.

Список литературы

1. Анисимова Е.А., Костюнина Л.И., Колесник И.С. Формирование мышления средствами спортивной подготовки. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2010; 8(66): 3-7.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры. 2000: 275.

3. Касаткина Н.А., Разумова Л.В., Назаренко Л.Д. Формирование надежности соревновательной деятельности как фактор повышения ее результативности. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2012; 1: 47-55. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/354.html.

4. Костюнина Л.И. Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. И. Костюнина. Москва. 2006: 22.

5. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. М.: Изд. «Теория и практика физической культуры». 2001: 332.

6. Назаренко Л.Д. Эстетика физических упражнений. М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры». 2004: 249.

7. Назаренко Л.Д., Красникова Н.В. Формирование эстетических представлений и эстетического воспитания у занимающихся оздоровительной аэробикой. Физическая культура:

воспитание, образование, тренировка. 2007; 2: 2022.

8. Назаренко Л.Д., И.С. Колесник. Физиология физических упражнений. 2-е изд. Ульяновск. 2007: 259.

9. Nazarenko L., Kasatkina N., Funina E. The methodological aspect of the training process pedagogical monitoring effectiveness organization in sports aerobics. Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume III. "UFRJ Press". 2015: 522-530.

10. Назаренко Л.Д., Анисимова Е.А. Воспитание в спорте. М.: Теория и практика физической культуры и спорта. 2015: 80.

11. Разумова Л.В. Основные направления совершенствования спортивного мастерства в спортивной аэробике. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2013; 3(28): 173-177. URL: http ://www. j ournal-science.org/ru/article/3 51. html.

12. Трофимова О.В. Совершенствование физического воспитания студенток на основе углубленного изучения фитнес-аэробики : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары. 2010: 23.

13. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).

14. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).

References

1. Anisimova E.A., Kostyunina L.I., Kolesnik I.S. Thinking formation by means of sports training.

Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2010; 8(66): 3-7 [In Russ.].

2. Balsevich V.K. Ontokineziologiya cheloveka [Ontokinesiology of a person]. Moscow: Theory and practice of physical culture. 2000: 275.

3. Kasatkina N.A., Razumova L.V., Nazarenko L.D. Reliability of competitive activity formation as the factor of its effectiveness increase. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. 2012; 1: 47-55. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/354.html.

4. Kostyunina L.I. The process modeling of movements rhythmicity development among students, who go in for health-improving aerobics. Candidate's thesis. Moscow. 2006: 22.

5. Nazarenko L.D. Razvitie dvigatel'no-koordinacionnyh kachestv kak factor ozdorovleniya detej I podrostkov [Motional-coordinating qualities

development as the factor of children's and teen-agers' health improvement]. Moscow: "Theory and practice of physical culture" publishing house. 2001: 332.

6. Nazarenko L.D. Estetika fizicheskih uprazhnenij [Aesthetics of physical exercises]. Moscow: "Theory and practice of physical culture" publishing house. 2004: 249.

7. Nazarenko L.D., Krasnikova N.V. Aesthetic notions and aesthetic upbringing formation among those, who go in for health-improving aerobics. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka = Physical culture: upbringing, education, training. 2007; 2: 20-22 [In Russ., In Engl.].

8. Nazarenko L.D., Kolesnik I.S. Fiziologiya fizicheskih uprazhnenij [Physiology of physical exercises]. Ulyanovsk. 2007: 259.

9. Nazarenko L., Kasatkina N., Funina E. The methodological aspect of pedagogical monitoring of the training process effective organization in sports aerobics. Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume III. "UFRJ Press". 2015: 522-530.

10. Nazarenko L.D., Anisimova E.A. Vospitanie v sporte [Upbringing in sport]. Moscow:

Подана: 24.05.2018

Theory and practice of physical culture and sport. 2015: 80.

11. Razumova L.V. The main directions of sportsmanship improvement in sports aerobics.

Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. 2013; 3(28): 173-177. URL: http ://www. j ournal-

science.org/ru/article/351.html. DOI

12. Trofimova O.V. Physical upbringing development among female students on the basis of fitness-aerobics thorough study. Candidate's thesis. Cheboksary. 2010: 23.

13. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).

14. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).

Касаткина Наталья Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, Россия, г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4 Панова Евгения Олеговна - кандидат педагогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, Россия, г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4 Гурьянова Светлана Анатольевна — ст. преподаватель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, Россия, г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: svetlanka.gyr@mail.ru

Б01 10.14526/02_2018_307 УДК 796.83 ББК 75.713

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ БОКСЕРА НА ОСНОВЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Колесник И.С.1, Гатин Ф.А.1

1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.