Научная статья на тему 'Педагогические условия организации физкультурно-спортивной деятельности осужденных в системе пенитенциарных заведений'

Педагогические условия организации физкультурно-спортивной деятельности осужденных в системе пенитенциарных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1005
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / PHYSICAL UPBRINGING / A PENAL INSTITUTION / PHYSICAL-SPORTS ACTIVITY / RESOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюнина Л.И., Постнов Ю.М.

Существующая на сегодняшний день организация воспитательного процесса осужденных свидетельствует о том, что до настоящего времени в практике деятельности пенитенциарных учреждений остается неиспользованным в полной мере воспитательный потенциал физической культуры и спорта. Различные виды физкультурно-спортивной деятельности можно эффективно использовать для решения многочисленных социально-педагогических проблем, возникающих как в период пребывания осужденного в исправительном учреждении, так и на свободе. Многие аспекты решения задач исправления и перевоспитания осужденных в соответствии с требованиями современных международных стандартов, методик обращения с осужденными заключаются в теоретико-методологическом обосновании организационно-методических основ, педагогических условий физического воспитания осужденных, разработке и реализации инновационных технологий физкультурной, спортивно-массовой, оздоровительной работы. Материалы. В статье рассматриваются педагогические условия организации физического воспитания осужденных. Реализация физкультурно-спортивной деятельности с учетом выявленных условий обеспечит физическое самосовершенствование осужденных, их личностное развитие, воспитание и регуляцию взаимодействия в коллективе, способствуя ресоциализации. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, математическая обработка данных. Результаты. Специалистами исправительных учреждений физическая культура рассматривается как одно из средств исправления и перевоспитания осужденных, форма организации их культурно-досуговой деятельности. При этом исследователи отмечают, что физическая культура обладает целым комплексом преимуществ перед другими видами воспитательной работы, но на сегодняшний день воспитательный потенциал физической культуры в работе с осужденными не используется в полной мере, что обусловлено слабой разработанностью организационно-методических основ организации физического воспитания, недостаточной материально-технической базой, отсутствием специалистов и др. Результаты исследования показали, что сложность ресоциализации осужденных связана с углубляющимися социально-экономическими проблемами современного общества, факторами, существующими внутри исправительных учреждений и связанными с изменением личностных характеристик осужденных. Выявлены педагогические условия организации физического воспитания осужденных, обеспечивающие усвоение и интериоризацию ценностного потенциала физической культуры осужденными в целях личностного преобразования, отхода от криминальной субкультуры, успешной ресоциализации, снижения рецидива преступности. Заключение. Выявленные педагогические условия физического воспитания осужденных позволяют эффективно реализовывать современные технологии физкультурно-спортивной деятельности с учетом сформированных приоритетов, на основе системно построенной совместной физкультурно-спортивной деятельности осужденных, их приобщения к участию в федеральных спортивно-оздоровительных проектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюнина Л.И., Постнов Ю.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PHYSICAL-SPORTS ACTIVITY ORGANIZATION AMONG CONVICTS IN THE SYSTEM OF PENITENTIARY INSTITUTIONS

Existing organization of the upbringing process among convicts proves the fact, that the upbringing potential of physical culture and sport stays unused in the practice of penitentiary institutions activity. Different kinds of physical-sports activity can be effectively used for social-pedagogical problems solution, which appear while the person is in a penal institution and when he is free. Many aspects of convicts transformation and reeducation problems solution, in accordance with the demands of modern international standards, methodologies of treatment convicts are based on theoretical-methodological substantiation of organizational-methodical basis, pedagogical conditions of physical upbringing among convicts, innovative technologies of physical, sports-mass, health-improving work realization. Materials. The article is about pedagogical conditions of physical upbringing organization among convicts. Physical-sports activity realization, taking into consideration the revealed conditions, will provide physical self-development of convicts, their personal development, upbringing and interaction regulation in a collective, providing resocialization. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, questionnaire survey, mathematical data handling. Results. The specialists of penal institutions consider physical culture as one of the means of convicts transformation and re-education, the form of their cultural-leisure activity organization. At the same time, scientists mention that physical culture has a complex of advantages over other kinds of upbringing activity, but nowadays the upbringing potential of physical culture in a work with convicts is not fully used, which is conditioned by insufficient study of organizational-methodical basis of physical upbringing organization, insufficient material-technical base, absence of specialists and by other things. The research results showed, that the difficulty of resocialization among convicts is connected with deep social-economic problems of modern society, factors, existing inside penal institutions and connected with convicts’ personal characteristics change. Pedagogical conditions of physical upbringing organization among convicts are revealed, which provide axiological potential of physical culture mastering and interiorization by convicts for personal transformation, leaving criminal subculture, successful resocialization, the relapse of criminality decrease. Conclusion. The revealed pedagogical conditions of physical upbringing among convicts help to realize effectively modern technologies of physical-sports activity, taking into consideration formed priorities, on the basis of system based mutual physical-sports activity of convicts, their involvement into federal sports-health-improving projects.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации физкультурно-спортивной деятельности осужденных в системе пенитенциарных заведений»

DOI 10.14526/01_1111_129 УДК: 796:343.815

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ В СИСТЕМЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Л.И. Костюнина - доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Постнов - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700

E-mail: likost@mail.ru

Аннотация. Существующая на сегодняшний день организация воспитательного процесса осужденных свидетельствует о том, что до настоящего времени в практике деятельности пенитенциарных учреждений остается неиспользованным в полной мере воспитательный потенциал физической культуры и спорта. Различные виды физкультурно-спортивной деятельности можно эффективно использовать для решения многочисленных социально-педагогических проблем, возникающих как в период пребывания осужденного в исправительном учреждении, так и на свободе. Многие аспекты решения задач исправления и перевоспитания осужденных в соответствии с требованиями современных международных стандартов, методик обращения с осужденными заключаются в теоретико-методологическом обосновании организационно-методических основ, педагогических условий физического воспитания осужденных, разработке и реализации инновационных технологий физкультурной, спортивно-массовой, оздоровительной работы. Материалы. В статье рассматриваются педагогические условия организации физического воспитания осужденных. Реализация физкультурно-спортивной деятельности с учетом выявленных условий обеспечит физическое самосовершенствование осужденных, их личностное развитие, воспитание и регуляцию взаимодействия в коллективе, способствуя ресоциализации. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, математическая обработка данных. Результаты. Специалистами исправительных учреждений физическая культура рассматривается как одно из средств исправления и перевоспитания осужденных, форма организации их культурно-досуговой деятельности. При этом исследователи отмечают, что физическая культура обладает целым комплексом преимуществ перед другими видами воспитательной работы, но на сегодняшний день воспитательный потенциал физической культуры в работе с осужденными не используется в полной мере, что обусловлено слабой разработанностью организационно-методических основ организации физического воспитания, недостаточной материально-технической базой, отсутствием специалистов и др. Результаты исследования показали, что сложность ресоциализации осужденных связана с углубляющимися социально-экономическими проблемами современного общества, факторами, существующими внутри исправительных учреждений и связанными с изменением личностных характеристик осужденных. Выявлены педагогические условия организации физического воспитания осужденных, обеспечивающие усвоение и интериоризацию ценностного потенциала физической культуры осужденными в целях личностного преобразования, отхода от криминальной субкультуры, успешной ресоциализации, снижения рецидива преступности. Заключение. Выявленные педагогические условия физического воспитания осужденных позволяют эффективно

реализовывать современные технологии физкультурно-спортивной деятельности с учетом сформированных приоритетов, на основе системно построенной совместной физкультурно-спортивной деятельности осужденных, их приобщения к участию в федеральных спортивно-оздоровительных проектах.

Ключевые слова: физическое воспитание, исправительное учреждение, физкультурно-спортивная деятельность, ресоциализация.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PHYSICAL-SPORTS ACTIVITY ORGANIZATION AMONG CONVICTS IN THE SYSTEM OF PENITENTIARY INSTITUTIONS

Luybov I. Kostyunina - doctor of pedagogics, professor Jury M. Postnov - post-graduate Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, area of 100 th anniversary of V.I. Lenins birth, house 4, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: likost@mail.ru

Annotation. Existing organization of the upbringing process among convicts proves the fact, that the upbringing potential of physical culture and sport stays unused in the practice of penitentiary institutions activity. Different kinds of physical-sports activity can be effectively used for social-pedagogical problems solution, which appear while the person is in a penal institution and when he is free. Many aspects of convicts transformation and reeducation problems solution, in accordance with the demands of modern international standards, methodologies of treatment convicts are based on theoretical-methodological substantiation of organizational-methodical basis, pedagogical conditions of physical upbringing among convicts, innovative technologies of physical, sports-mass, health-improving work realization. Materials. The article is about pedagogical conditions of physical upbringing organization among convicts. Physical-sports activity realization, taking into consideration the revealed conditions, will provide physical self-development of convicts, their personal development, upbringing and interaction regulation in a collective, providing resocialization. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, questionnaire survey, mathematical data handling.

Results. The specialists of penal institutions consider physical culture as one of the means of convicts transformation and re-education, the form of their cultural-leisure activity organization. At the same time, scientists mention that physical culture has a complex of advantages over other kinds of upbringing activity, but nowadays the upbringing potential of physical culture in a work with convicts is not fully used, which is conditioned by insufficient study of organizational-methodical basis of physical upbringing organization, insufficient material-technical base, absence of specialists and by other things. The research results showed, that the difficulty of resocialization among convicts is connected with deep social-economic problems of modern society, factors, existing inside penal institutions and connected with convicts' personal characteristics change. Pedagogical conditions of physical upbringing organization among convicts are revealed, which provide axiological potential of physical culture mastering and interiorization by convicts for personal transformation, leaving criminal subculture, successful resocialization, the relapse of criminality decrease. Conclusion. The revealed pedagogical conditions of physical upbringing among convicts help to realize effectively modern technologies of physical-sports activity, taking into consideration formed priorities, on the basis of system based mutual physical-sports activity of convicts, their involvement into federal sports-health-improving projects. Keywords: physical upbringing, a penal institution, physical-sports activity, resocialization.

Введение. Переход на современные международные стандарты

функционирования исправительных

учреждений, реализация мероприятий, закрепленных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы

Российской Федерации до 2020 по реформированию системы

пенитенциарных учреждений требуют обновления содержательных подходов к организации воспитательной работы с осужденными [3]. Ресоциализация осужденных диктует необходимость дальнейшего совершенствования

организационных форм, изменения идеологии применения основных средств исправления в пенитенциарных

заведениях, поиска новых и в то же время усиления традиционных форм

воспитательной работы.

В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года говорится о необходимости расширения возможности применения физкультурно-спортивной деятельности в профилактике негативных социальных явлений, дальнейшей разработки соответствующего научно-методического сопровождения на основе выявления интересов, потребностей и мотиваций различных групп населения, в том числе и лиц, отбывающих наказание. В данном документе говорится также о принятии «необходимых мер по улучшению условий в исправительных учреждениях для занятия осужденными физической культурой и спортом» [9].

Как показывает изучение и анализ специальной научно-методической

литературы и результатов

диссертационных исследований до настоящего времени в практике деятельности пенитенциарных учреждений остается неиспользованным в полной мере воспитательный потенциал физической культуры и спорта [2, 6, 8, 11 и др.]. В период пребывания несовершеннолетних осужденных в специальных

исправительных учреждениях физическая

культура реализуется как обязательный компонент общего образования, на основе утвержденных Министерством

образования и науки РФ программ, установленных требований к уровню освоения теоретического и практического разделов. В системе исправительных учреждений для взрослых осужденных различные физкультурно-спортивные мероприятия сотрудниками УФСИН рассматриваются в большей части как одна из форм организации культурно-досуговой деятельности. При этом исследователи отмечают, что физическая культура обладает целым комплексом преимуществ перед другими видами воспитательной работы (массовость охвата; отсутствие негативного барьера противостояния; ненавязчивость воспитательного

воздействия; многообразие средств и методов; широта возможностей воздействовать на морфофункциональную, двигательную, психоэмоциональную,

интеллектуальную сферу осужденных и др.). Физкультурно-спортивную

деятельность можно использовать для решения многочисленных социально-педагогических проблем, возникающих как в период пребывания осужденного в исправительном учреждении, так и на свободе (нормализация межличностных и межгрупповых отношений, воспитание толерантности и гражданственности, преодоление духовно-нравственного

вакуума в обществе и др.)[11].

Результаты немногочисленных исследований особенностей организации физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в

исправительных учреждениях

свидетельствуют о слабой

разработанности организационно-

методических основ физического воспитания осужденных. Использование средств физического воспитания без учета специфики отбывания наказания, отсутствие программно-методического обеспечения и специалистов по физической культуре, которые могут на

качественно новом уровне организовывать данный вид деятельности, значительно ограничивают возможности

воспитательного воздействия на личность осужденных. Недостаточная

разработанность теоретико-методических основ организации различных видов физкультурно-спортивной деятельности в исправительных учреждениях; недооценка ценностного потенциала физической культуры как осужденными, так и персоналом исправительных учреждений (ИУ) обусловливают необходимость принятия комплекса мер

(содержательного, методического,

экономического и правого характера), обоснования педагогических условий на базе современных представлений пенитенциарной педагогики, технологий физического воспитания различных групп населения.

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия организации физического воспитания осужденных в системе пенитенциарных заведений.

Задачи исследования:

1. Выявить возможности использования воспитательного потенциала физической культуры в процессе ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

2. Обосновать педагогические условия ресоциализации осужденных на основе организации физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в системе пенитенциарных заведений.

Методы и организация исследования: анализ и обобщение специальной научно-методической

литературы, методы опроса (тестирование, анкетирование), педагогический

эксперимент, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Все более углубляющиеся политические, социально-экономические проблемы в Европе и в России, увеличение

разрыва между благосостоянием граждан и дальнейшее социальное расслоение общества, потеря нравственных ориентиров и ценностей, формирование в сознании различных групп населения комплекса антиобщественных установок обусловливают дальнейший рост преступности. По состоянию на 1 января 2016 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации содержалось 646085 человек. Большая часть людей отбывает наказание за кражу, грабежи, сбыт и оборот наркотических средств. Наибольшее количество осужденных наблюдается в группе от 20 до 45 лет (до 50%). На уровне России это необходимо рассматривать как социальную проблему. Контингент исправительных учреждений пополняется людьми все более молодого и среднего возраста, в основной массе не имеющих соответствующего уровня образования, профессии, навыков трудовой деятельности, не усвоивших правила поведения в современном социуме, нравственных норм, чувства ответственности и сопричастности к тому, что происходит в семье, в обществе. В связи с этим у психологов появляется новое понятие - «криминализации сознания», которое включает разрушение личности, снятие ответственности за свое будущее и будущее своих детей, что не позволяет в полной мере осознать себя и раскрыть свой потенциал в современном правовом обществе. Возможности достижения цели наказания данной возрастной группы осужденных, исправление и перевоспитание весьма ограничены. Это обусловлено проблемами и внутри самых исправительных учреждений, и условиями отбывания наказания, и личностными качествами осужденных, в числе которых:

• ухудшение криминологических, уголовно-

исполнительных и личностных

характеристик осужденных;

• наличие и дальнейшее распространение в исправительных учреждениях криминальной субкультуры;

• высокий уровень осужденных, страдающих социально значимыми заболеваниями и зачастую имеющих отклонения в психике, нарушенные социальные связи;

• непрочность или отсутствие семейных связей, должной мотивации к работе над собой, стимулов к перевоспитанию;

• ограниченные возможности исправительных учреждений для трудоустройства осужденных и низкая заработная плата занятых на производстве;

• недостаточный уровень сформированности педагогической компетентности сотрудников пенитенциарных учреждений;

• разобщенность субъектов исправительно-реабилитационного процесса и др.

В связи с указанными выше проблемами в системе пенитенциарных учреждений требуется поиск новых форм организации воспитательной работы с осужденными на основе пересмотра традиционных и внедрения

инновационных подходов с

использованием воспитательного

потенциала физической культуры.

Система физического воспитания как специализированный педагогический процесс воспроизводства и

интериоризации ценностей физической культуры на интегративной основе решает целый комплекс образовательных, воспитательных, развивающих задач [1, 4, 5, 7, 12 и др.]. Физическая культура является мощным педагогическим средством нравственно-психологического, физического воздействия на личность осужденного, формирования ценностного отношения к своему здоровью, приобретения опыта позитивного коммуникативного взаимодействия в социуме. Эффективность воспитывающих функций физической культуры в исправительных учреждениях обусловлена

их взаимосвязью с другими явлениями общественной жизни, сочетанием физического воспитания с остальными компонентами комплексной системы воспитания и социальной реабилитации осужденных.

Действующее российское

законодательство содержит прямое требование доступа осужденных к занятиям физкультурой и спортом как условие профилактики заболеваний и охраны здоровья. Это подтверждает и п. 11 ПВР ИУ, в соответствие с которым осужденные вправе участвовать в культурно-массовых и спортивных мероприятиях в определенное

распорядком дня время [10]. Для достижения указанных целей

исправительные учреждения должны иметь спортивные городки, доступные для всех осужденных в отведенное распорядком дня время». На сегодняшний день в системе исправительных учреждений РФ накоплен определенный опыт проведения физкультурно-спортивной работы. Физическое воспитание реализуется посредством различных форм физического воспитания, физкультурно-оздоровительной и

спортивно-массовой работы, в число которых входит:

- утренняя зарядка;

- обязательные занятия физической культурой в рамках образовательного процесса (для несовершеннолетних);

- производственная гимнастика или «физкультпауза»;

- занятия в спортивных секциях;

- проведение товарищеских встреч по игровым видам спорта между отрядами;

- спортивные конкурсы;

- спортивные викторины;

- встречи со знаменитыми спортсменами;

- спортивные турниры по различным видам спорта;

- спартакиады, олимпиады;

- спортивные праздники, посвященные знаменательным датам, праздникам т. п.

В зависимости от специфики исправительного учреждения

(воспитательная колония для

несовершеннолетних, ИУ общего, специального режима и др.) в физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работе осужденных используются как индивидуальные (личные первенства по шахматам, шашкам, по силовым и атлетическим видам гимнастики, настольному теннису и др.), так и командные (волейбол, футбол и др.) виды спорта. Особый интерес у специалистов вызывают реализация различных федеральных программ приобщения населения к здоровому образу жизни, формирования спортивной культуры.

Как показывает знакомство с деятельностью исправительных

учреждений различного типа Ульяновской области, в планах воспитательной работы с осужденными предусмотрены различные физкультурно-массовые мероприятия, соревнования по командным и индивидуальным видам спорта.

Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений не введены какие-либо ограничения на занятия физической культурой и спортом. При этом эффективность воспитательного воздействия применяемых различных форм физкультурно-спортивной

деятельности на личность осужденных низкая, что обусловлено организационно-методическими, кадровыми проблемами, слабой материально-технической базой, отсутствием понимания у сотрудников УФСИН необходимости создания педагогических условий для организации эффективной физкультурно-

воспитательной среды. Сотрудники УФСИН, непосредственно занимающиеся воспитательной работой с осужденными, в большей части не имеют психолого-педагогического образования (кроме штатных психологов и социологов), не знают специфики используемых педагогических принципов и принципов физического воспитания и спортивной

тренировки. В процессе физкультурных занятий воспитателями не учитываются социально-педагогические характеристики осужденных (характер адаптации к условиям отбывания наказания, мотивы к ресоциализации и др.), половозрастные и индивидуальные различия, интересы и предпочтения к видам спорта, что существенно ограничивает содержание применяемых форм, средств и методов.

Изучение специальной научно-методической литературы, ознакомление с организацией физкультурно-

оздоровительной, спортивно-массовой работы в семи исправительных учреждения Ульяновской области, результаты проведенного опроса сотрудников, психологов, различных групп осужденных по выявлению интересов, индивидуального опыта организации физкультурно-спортивной деятельности, оценки воспитательного потенциала физической культуры и др., проведение интегрированных

физкультурно-спортивных мероприятий с осужденными (лекции, мастер-классы, встречи со знаменитыми спортсменами, матчевые встречи, тестирование ВФСК ГТО) послужили содержательной основой для обоснования педагогических условий эффективной организации физического воспитания в системе пенитенциарных заведений.

Педагогическими условиями

усвоения и интериоризации ценностного потенциала физической культуры осужденными в целях личностного преобразования и отхода от криминала являются:

- четко осознаваемые и принимаемые осужденными приоритеты, создаваемые в процессе регулярных занятий различными видами

физкультурно-спортивной деятельности, в числе которых могут быть: компенсация недостатков существующего физического развития, обеспечение необходимого двигательного режима, развитие и совершенствование важных для жизнедеятельности физических и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

интеллектуальных качеств, активное влияние на адаптационные процессы, социализация личности и обеспечение условий для усвоения нравственных норм и правил поведения, формирование у осужденных уверенности в своих силах и убежденности в том, что высокая разносторонняя физическая

подготовленность, мотивация к

регулярным занятиям физической культурой являются базисом личностного развития и успешной ресоциализации;

- системно организованная работа педагога по физической культуре с наличием специальных знаний из области педагогики и психологии физической культуры, теории и методики физической культуры и спорта, а также психолога и социолога, сотрудников УФСИН. Только совместная работа психолога, социолога, сотрудников УФСИН, владеющих основами пенитенциарной педагогики и успешно применяющих в работе с осужденными современные

педагогические приемы и техники, усиливающие воспитательное воздействие средств физической культуры, успешность социальной адаптации, оказывающие изменение на личностном уровне осужденных; специалиста-педагога по физической культуре, должность которого, к сожалению, не предусмотрена штатным расписанием исправительных учреждений, могут создать оптимальные условия для перевоспитания осужденных в

приемлемых и приближенных к условиям проживания в современном социуме;

- использование средств, методов и форм организации физического воспитания с учетом специфики контингента и типа исправительного учреждения. Эффективность воздействия средств физической культуры

обусловлена необходимостью учета половозрастных, индивидуальных

различий, сроков судимости и степени тяжести совершенных преступлений, характера адаптации к условиям отбывания наказания и мотивов к ресоциализации и др. Различные виды

рационально организованной

двигательной активности создают условия для ресоциализации осужденных, снижения рецидива преступлений как в основной период нахождения осужденных в пенитенциарном учреждении, так и при подготовке их к жизни в обществе перед выходом на свободу;

- создание творческо-развивающей среды, способствующей созданию гуманно ориентированной атмосферы, способствующей раскрытию личности осужденного, формированию рефлексивных навыков. Создание творческо-развивающей среды обусловливает необходимость применения разнообразных способов стимулирования творческой активности личности, выявления и преодоления комплексов, пробуждения инициативы. В процессе занятий физической культурой необходимо способствовать налаживанию межличностных отношений осужденных, адаптации и укреплению положительных отношений в отряде;

- формирование физкультурно-педагогической компетентности сотрудников исправительного учреждения (ИУ). Сотрудники ИУ должны иметь высокий уровень психолого-педагогической подготовленности, сформированности физической культуры личности как составляющих физкультурно-педагогической компетентности. Физкультурно-педагогическая компетентность обеспечивается формированием специальных знаний из области теории и методики физического воспитания, знакомством с новыми технологиями физкультурно-спортивной деятельности осужденных, разработкой программ, комплексных воспитательных мероприятий с использованием средств физической культуры, обеспечивающих положительное воздействие на личность осужденных и мотивацию их к дальнейшим занятиям. Физкультурно-педагогическая компетентность сотрудника ИУ выражена также в

индивидуальных показателях физического здоровья, двигательной подготовленности, сформированности потребности в здоровом образе жизни;

- организация сетевого

взаимодействия осужденных, персонала ИУ с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку

специалистов в сфере физической культуры. Практическая реализация предложенного подхода обусловит возможность подключения научно-педагогического потенциала вуза к разработке организационно-методических основ физического воспитания с учетом специфики исправительного учреждения, контингента осужденных (программ, методических рекомендаций по

организации физкультурно-массовой, спортивной работы, комплексного педагогического мониторинга).

Рационально построенная совместная физкультурно-спортивная деятельность осужденных будет способствовать воспитанию социальной активности, способности к межличностной

коммуникации, формированию

спортивных, моральных и нравственных принципов поведения в социуме; обеспечит возможность участия осужденных в федеральных спортивно-оздоровительных проектах, в частности, во внедрении ВФСК ГТО.

Таким образом, выявленные в ходе исследования педагогические условия должны обеспечить возможность последовательного решения задач физического воспитания осужденных на основе системно реализуемой

физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, создать предпосылки для более успешной адаптации осужденных к условиям ограничения свобод в начальном периоде отбывания наказания; способствовать изменениям в системе личностных установок, ценностных ориентаций, убеждений, связанных с переоценкой совершенных уголовно наказуемых преступлений в период нахождения в

исправительном формированию осужденного, поддержание и

учреждении; линии поведения обеспечивающей сохранение условий

жизнедеятельности, морально-

нравственных норм поведения,

характерных для условий пребывания на свободе.

Дальнейшее проведение

исследований в данном направлении является предпосылкой к созданию инновационных технологий

ресоциализации осужденных средствами физической культуры.

Литература

1. Бальсевич, В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1990. -№ 1. - С. 22-26.

2. Гилязов, И. Ф. Совершенствование форм организации физического воспитания несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях [Электронный ресурс] / И. Ф. Гилязов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 1(26). - С. 25-30. - Режим доступа : http://kamgiik.ru/magazin/journal.htm.

3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утв. Распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р: в ред. Распоряжения Правительства Рос. Федерации от 23.09.2015 № 1877-р : [Электронный ресурс] / Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 43. Ст. 5544. Режим доступа : http://crimestat.ru (Дата обращения: 15.03.2016).

4. Костюнина, Л. И. Физическая культура и спорт - средство физического, духовно-нравственного развития школьников и учащейся молодежи / Под ред. Л.Д. Назаренко. - Ульяновск, 2012. - 91 с.: Глава II. Теоретическое обоснование механизма воздействия средств физической культуры и спорта на физическое и функциональное состояние организма. С. 22-82.

5. Костюнина, Л. И. Физиологическое обоснование единства интеллектуальной и двигательной деятельности [Электронный ресурс] / Л. И. Костюнина. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012 . - № 2(23). - С. 53-59. -Режим доступа : http ://kamgifk.ru/magazin/j ournal. htm

6. Ледовских, В. С. Спортивно-массовая работа как средство физического воспитания

осужденных в пенитенциарных учреждениях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2003. - 45 с.

7. Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6 - С. 10-15.

8. Пирожков, В. Ф. Особенности педагогического процесса в исправительно-трудовых учреждениях / В. Ф. Пирожков, М. П. Стурова. - 1976. - 58 с.

9. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р : [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://www.zakonprost.ru/content/base/part/631436

10. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) : [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 2940/

11. Ушатиков, А. И. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных :учебное пособие / А. И. Ушатиков, Б. Б. Казак. - Рязань,2000. - 217 с.

12. Тимошина, И. Н. Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство средствами физкультурно-спортивной деятельности [Электронный ресурс] / И. Н. Тимошина, Л. А. Парфенова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 3 (32). С. 11. -Режим доступа : http://www/kamgifk.chelny.net/journal.

D0I:10.14526/08_2014_ 18.

References

1. Balsevich, V. K. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 1990, No. 1, pp. 22-26.

2. Gilyazov I. F. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy

fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No. 1(26), pp. 253 0. http ://j ournal-science.org/ru/magazine/19.html.

3. http://crimestat.ru (Last accessed date: 15.03.2016).

4. Kostyunina L. I. Fizicheskaya kul'tura i sport - sredstvo fizicheskogo, dukhovno-nravstvennogo razvitiya shkol'nikov i uchashcheisya molodezhi [Physical culture and sport as the means of physical, spiritual-moral development of schoolchildren and students], Ulyanovsk, 2012, 91 p.

5. Kostyunina L. I. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2012, No. 2(23), pp. 53-59. http ://kamgifk.ru/magazin/j ournal.htm.

6. Ledovskikh V. S. Sportivno-massovaya rabota kak sredstvo fizicheskogo vospitaniya osuzhdennykh v penitentsiarnykh uchrezhdeniyakh [Sports-mass work as the means of physical upbringing of convicts in penitentiary institutions: abstract of the dissertation of the doctor of pedagogics], Saint-Petersburg, 2003, 45 p.

7. Lubysheva L. I. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 1997, No. 6, pp. 10-15.

8. Pirozhkov V. F., Sturova M.P. Osobennosti pedagogicheskogo protsessa v ispravitel'no-trudovykh uchrezhdeniyakh [The peculiarities of pedagogical process in correctional labor institutions], 1976. - 58 p.

9.

http://www.zakonprost.ru/content/base/part/631436.

10. http://www.consultant.ru/document/c ons_doc_LAW_12940/.

11. Ushatikov A. I., Kazak B.B. Psikhologiya osnovnykh sredstv ispravleniya i resotsializatsii osuzhdennykh [Psychology of the main means of correction and resocialization of convicts], Ryazan, 2000, 217 p.

12. Timoshina I. N., Parfenova L.A. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2014, No. 3 (32), pp. 11, http://www/kamgifk.chelny.net/journal. D0I:10.14526/08 2014 18.

Подано: 16.08.2016 г. Принято: 19.08.2016г.

Любовь Ивановна Костюнина — доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «УГПУ им. И.Н. Ульянова». Почтовый адрес: площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, каб. 122, Ульяновск, Россия, 432700, Телефон, электронная почта: 8-937-27449-01, р. т.8 (8422) 44-15-80, e-mail: likost@mail.ru

Юрий Михайлович Постное — аспирант кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «УГПУ им. И.Н. Ульянова».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.