Научная статья на тему 'Значение физического воспитания в эффективности работы центра адаптации и реабилитации несовершеннолетних осужденных'

Значение физического воспитания в эффективности работы центра адаптации и реабилитации несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЦЕНТР АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилязов И. Ф.

В статье рассматривается работа центра адаптации и реабилитации несовершеннолетних осужденных Пермской воспитательной колонии УФСИН России, определяется значение физического воспитания как эффективного педагогического средства, что помимо воспитательного эффекта создает реальные условия для исправления и перевоспитания отбывающих наказание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гилязов И. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение физического воспитания в эффективности работы центра адаптации и реабилитации несовершеннолетних осужденных»

УДК: 796.011.1/.3

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРА АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

И.Ф. Гилязов - аспирант

Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Набережные Челны

The value of physical education in the performance of the center of adaptation

and rehabilitation of juveniles convicted

I.F. Gilyazov Graduate

Naberezhnochelninsky branch «Povolzhskaya state academy of physical culture,

sport and tourism», Naberezhnye Chelny

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: физическое воспитание, несовершеннолетние осужденные, исправительные учреждения, центр адаптации и реабилитации.

Аннотация. В статье рассматривается работа центра адаптации и реабилитации несовершеннолетних осужденных Пермской воспитательной колонии УФСИН России, определяется значение физического воспитания как эффективного педагогического средства, что помимо воспитательного эффекта создает реальные условия для исправления и перевоспитания отбывающих наказание.

Key words: physical education, juvenile offenders, correctional facilities, the structure of adaptation and rehabilitation center.

Summury. The article examines the work of the center of adaptation and rehabilitation of juvenile offenders in the correctional of juvenile offenders of Perm Juvenile Correctional Penitentiary Service of Russia, determine the value of physical education as an effective pedagogical tools in addition to the educational effect, creating real conditions for correction and re-education serving sentence.

Введение. Утвержденная Правительством Российской Федерации концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года предполагает реформирование всей системы исполнения наказаний. В этом документе предполагается привести условия содержания подследственных и осужденных в соответствие с нормами Европейских пенитенциарных правил. В концепции особое внимание уделяется развитию учреждений, исполняющих уголовные наказания в отношении несовершеннолетних. Для реализации основных положений концепции необходимо перепрофилирование воспитательных колоний в центры адаптации и социальной реабилитации, где идеология применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы будет опираться на психолого-педагогическую и со-

циальную работу с личностью, формирование ее к полноценной жизни в обществе вне стен исправительных учреждений.

Физическое воспитание является одним из эффективных психолого-педагогических средств сопровождения исправления, которое способно позитивно воздействовать на физическое и психическое состояние несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в учрежениях уголовно-исправительной системы.

В этой связи целью нашего исследования является определение значения физического воспитания для эффективности работы центра адаптации и реабилитации несовершеннолетних осужденных в контексте системно выстроенного воспитательного процесса.

Задачей исследования является определение основных направлений реализации физического воспитания несовершеннолетних осужденных, проходящих адаптацию и реабилитацию в центре.

В исследовании были использованы следующие методы: анализ и обобщение материалов научно-методической литературы, критический анализ проблемы и разработка концепции исследования, изучение и обобщение практического опыта.

Исследование проводилось в период с 2011 по 2012 гг. на базе Центра адаптации и реабилитации несовершеннолетних осужденных Пермской воспитательной колонии ГУФ-СИН России.

Центр адаптации и реабилитации несовершеннолетних осужденных - это государственное исправительное учреждение, предназначенное для исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении лиц разного пола, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.

Целью работы центра по адаптации и реабилитации несовершеннолетних осужденных является обеспечение социального и психолого-педагогического сопровождения исправления осужденного в период отбывания наказания в воспитательной колонии.

Основная задача работы центра - формирование системы воспитательно-исправительной работы через объединение усилий всех служб для повышения эффективности управления педагогическим процессом, направленным на исправление несовершеннолетнего осужденного.

В центре адаптации и реабилитации несовершеннолетних осужденных основная деятельность носит педагогический, психологический и социальный характер и опирается на следующие принципы:

- системность педагогической, психологической и социальной работы с заключенными с момента взятия их под стражу и до момента освобождения;

- приоритетность психолого-педагогических и социальных методов и форм воздействия в работе с осужденными;

- учетность индивидуальных и возрастных характеристик осужденных;

- достаточность количественного состава специалистов социальной, психологической и социально-педагогической сферы деятельности с осужденными;

- комплексность деятельности и взаимодействия между всеми структурами центра.

Структура работы с осужденными в центре адаптации и реабилитации включает 3

этапа:

1 этап - первичная адаптация осужденного (карантинное отделение). Основной задачей данного этапа является сбор ответственными сотрудниками информации об осужденном; получение осужденным информации об условиях отбывания наказания, возможностях получения образования, профессии и т.д.

2 этап - промежуточная адаптация (первые две недели нахождения в центре). Основной задачей данного этапа является формирование субъективной готовности осужденного к воспитательному воздействию и психологической коррекции, оказание помощи в адаптации к новым условиям жизни, создание перспектив дальнейшей жизни в центре и на свободе.

3 этап - окончательная адаптация (основная работа с осужденным в центре адаптации и реабилитации). Задачами данного этапа являются: 1. Формировать установки на законопослушное поведение, адекватное реагирование в ситуациях, возникающих в процессе адаптации (во всех видах связи: осужденные, персонал и администрация центра, семья, общество). 2. Формировать привычки законопослушного поведения, умения адекватно реагировать в сложившейся ситуации (проработка трудностей и проблем, позитивное их разрешение). 3. Формировать потребность в саморазвитии (самоконтроль, самовоспитание, самообразование), в духовных ценностях (обеспечивающих мотивацию деятельности и поступков), в готовности к законопослушному поведению и соблюдению общественных норм на свободе. 4. Развитие социальных компетенций (коммуникативность, открытость, уважение к другому мнению, чувство собственной идентификации и др.). 5. Адаптация и реабилитация после освобождения.

В центре осужденные получают общее среднее образование и начальное профессиональное образование.

Физическое воспитание осужденных осуществляется в течение всего периода отбывания наказания как в общеобразовательной школе так и в профессионально-техническом училище. При этом основной целью физического воспитания является формирование культурного и физического потенциалов личности несовершеннолетнего осужденного через его включение в занятия физической культуры в местах лишения свободы. Задачи ,решаемые в процессе физического воспитания, предъявляют определенные требования к оптимизации его организации и качеству содержания.

Общее среднее образование осужденные получают в общеобразовательной школе, где преподаются предметы, предусмотренные типовой школьной программой. Акцент в школьном образовании делается на овладении элементарными знаниями и умениями, а также физическом и трудовом воспитании.

В профессионально-техническом училище осужденные получают начальное профессиональное образование. Главная задача профессионально-технического училища заключается в обеспечении осужденных начальны профессиональным образованием, получении профессии и необходимой квалификации, что предполагает наличие трудовых навыков для эффективного выполнения соответствующих работ. Главной целью организации трудовой адаптации осужденных в центре является создание условий для приобретения ими профессионально-трудовых умений и навыков, а также получения востребованной на рынке труда профессии, выработки у отбывающих наказание готовности и потребности трудиться, воспитания уважительного отношения к человеку и окружающему обществу, принятия норм, правил и традиций совместного общежития и формирования законопослушного гражданина.

Как в школе, так и в профессионально-техническом училище физическое воспитание осужденных реализуется через учебный предмет «Физическая культура», который включен в расписание занятий и проводится по разработанной программе.

Содержание программы по физической культуре разрабатывается с учетом специфики контингента занимающихся, уровня их физической подготовленности и психического состояния, наличия материально-технической базы.

Подбор методов и средств в программе осуществляется исходя из следующих приоритетов воспитательного процесса: компенсации недостатков существующего физического развития осужденных; обеспечения необходимого двигательного режима; формирования и совершенствование важных для жизни качеств и способностей; активное влияние на адаптационные процессы, социализации личности, формирования ее целостного единства; формирования у осужденных уверенности в своих силах и убежденности в том, что высокая разносторонняя физическая подготовленность является основой качественного духовного и телесного развития личности и ее коррекции; воспитания морально-волевых качеств; межличностных контактов, взаимопомощи и партнерства, укрепления взаимоотношений, положи-

тельных эмоции и микросоциальной среды, самоорганизации и саморегуляции групповых процессов, коллективнго мышления, управления психологическим климатом в коллективе, норм поведения в соответствии с требованиями; осознания необходимости исправления и перевоспитания.

Весь материал, предусмотренный программой в виде план-графика с пояснениями и описанием основных моментов, вносится в общий перспективный план исправительного учреждения, групповой и индивидуальные перспективные планы работы с осужденными.

Занятия по программе проводятся в организованной форме, 2-3 раза в неделю, в течение года на протяжении всего периода пребывания осужденного в исправительном учреждении. Все занятия носят групповой характер, однако нагрузка на них подбирается в соответствии с физическими возможностями занимающихся.

Программа состоит из трех блоков: теоретического, практического и контрольного.

Теоретический блок направлен на овладение различными аспектами теоретических и практических знаний в области физкультурно-спортивной деятельности, они проводятся в форме лекций или собеседований.

Практический блок направлен на обеспечение овладения методами и способами физкультурной деятельности, освоения общеразвивающих упражнений, различных видов физических упражнений, приобретения опыта практической деятельности для формирования способности к самостоятельной деятельности в физическом воспитании для самосовершенствования и саморазвития, повышения уровня психофизических, двигательных, функциональных и социальных способностей личности.

Контрольный блок предусматривает объективный контроль и учет процесса и результатов физкультурной деятельности занимающихся. Для анализа и отслеживания динамики показателей физической подготовленности осужденных и изменения их психофизического состояния каждые шесть месяцев проводятся тестирования с целью оперативной коррекции, при необходимости, текущего содержания физического воспитания.

Другим направлением реализации физического воспитания несовершеннолетних осужденных, находящихся в центре адаптации и реабилитации, является проведение физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований, которые планируются и проводятся в течение всего календарного года. Календарь проведения физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований составляется с учетом специфики контингента, а также перспективного плана работы исправительного заведения, и включает в себя: 1. Физкультурно-массовые состязания. 2. Физкультурно-спортивные праздники. 3. Дни здоровья. 4. Соревнования по видам спорта, предусмотренные программой по физической культуре. 5. Товарищеские встречи по видам спорта со служащими колонии или другими категориями населения.

Руководство всего исправительного педагогического процесса в центре осуществляют ответственный воспитатель, психолог, социальный работник, преподаватели-предметники и мастера производства. Процесс физического воспитания проходит под непосредственным руководством преподавателя физической культуры и ответственного воспитателя, при тесном взаимодействии с психологом и социальным работником.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что физическое воспитание несовершеннолетних осужденных, находящихся в центре адаптации и реабилитации, имеет большое воспитательное значение, являясь одним из эффективных средств педагогического воздествия. Физическое воспитание в центре адаптации и реабилитации для несовершеннолетних осужденных реализуется по двум основным направлениям: во-первых, через реализацию учебного предмета «Физическая культура», который предусмотрен программой школы и профессионально-технического училища; во-вторых, через проведение физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований. Оба направления в интегрированном виде в полной мере решают задачи физического воспитания: обра-

зовательную, воспитательную, развивающую, оздоровительную, а также создают реальные условия для исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных.

Литература

1. Концепция развития уголовно исполнительной системы до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772 р.

2. Ледовских, В. С. Спортивно-массовая работа как средство физического воспитания осужденных в пенитенциарных учреждениях : автореф. дис.... д-ра пед. наук./В.С Ледовских. - СПб., 2003. - 45 с.

Literature

1. The concept of development of the penal correction system up to 2020, approved by decree the government of Russia on october 14 2010 yr № 1772 p.

2. Ledovskikh, V. S. Sports activities as a means of physical education of convicts in prisons : author. dis .... doctor ped. science. - St., 2003. - 45 с.

Статья поступила в редакцию: 16.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.