УДК 343.8 ББК 67.409.13
С29 V.V. SELIVERSTOVA
LEGAL CONTROL OF PRISONERS’ EDUCATION IN CORRECTIONAL LABOR INSTITUTIONS (BY THE MATERIALS OF FEFELOV)
Annotation: the article deals with the legal regulation of educational work with prisoners in Soviet correctional
labor institutions (by V.A. Fefelov).
Key words: V.A. Fefelov, educational work in correctional labor institutions.
ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА СЕЛИВЕРСТОВА, курсант 331-й учебной группы психологического факультета (Академия ФСИН России)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (ПО МАТЕРИАЛАМ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В.А. ФЕФЕЛОВА)
Аннотация: в статье рассматривается правовое регулирование воспитательной работы с осужденными в советских исправительно-трудовых учреждениях (по материалам учебного пособия В.А. Фефелова).
Ключевые слова: В.А. Фефелов,
В советский период развития нашего государства марксистско-ленинская концепция о возможности исправления и перевоспитания преступников базировалась на необходимости сочетания в этой работе социальноэкономических и идейно-воспитательных средств, методов убеждения и принуждения. В.И. Ленин указывал: «Прежде всего мы должны убедить, а потом принудить. Мы должны во что бы то ни стало сначала убедить, а потом принудить».
Исправление и перевоспитание осужденных достигалась не одним каким-либо средством, а всем комплексом агитационно-массовых, пропагандистских и воспитательных мер. Ведущая идейно-воспитательная, психолого-педа-гогическая нагрузка в системе основных средств исправления и перевоспитания осужденных принадлежала воспитательной работе, значение которой состояло в том, чтобы искоренять пережитки прошлого в сознании и поведении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, формировать у них сознательное отношение к труду как к первой жизненной потребности, воспитывать идейную
воспитательная работа в ИТУ
убежденность, привычку неукоснительно соблюдать нормы закона, морали и нравственности, правила общежития, повышать общее профессиональное образование и культурный уровень, развивать полезную инициативу.
Юридической базой правового регулирования воспитательной работы с осужденными стали положения Конституции СССР, правовая регламентация распространялась на самые различные стороны воспитательной работы, включая организацию и проведение отдельных воспитательных мероприятий. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что законодатель не преследовал цель урегулировать все аспекты воспитательной работы с осужденными, предоставляя администрации исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) возможность творчески применять наиболее целесообразные средства, методы и приемы педагогического воздействия, если они не противоречат закону и закрепленным в правовых нормах требованиям режима отбывания наказания.
Исходя из изложенного понимания правовой природы и содержания воспитательной
работы, В.А. Фефелов давал следующее ее определение: воспитательная работа - это одно из основных средств идейно-политического, трудового, нравственного, правового, культурного и физического воспитания осужденных к лишению свободы, направленного на искоренение в сознании правонарушителей асоциальных взглядов, убеждений, интересов и привычек, воспитание их в духе точного исполнения законов, честного отношения к труду, уважения к нормам морали и нравственности, повышение их сознательности и культурного уровня, развитие полезной инициативы.
Воспитательная работа с осужденными в исправительно-трудовых учреждениях базировалась на общих принципах воспитания: идеологических, правовых и педагогических.
Принципы воспитательной работы в ИТУ -это исходные идеи, положения, в которых определены основные требования к содержанию, организации, проведению всех форм воспитательных мероприятий по исправлению и перевоспитанию осужденных.
В идеологических принципах выражались важнейшие положения политики Коммунистической партии и Советского государства по формированию мировоззрения и идейной убежденности.
Принцип демократизма в организации воспитательной работы проявлялся прежде всего в широком привлечении общественности к исправлению и перевоспитанию осужденных. Он состоял в том, что осужденные имели право на труд, образование, охрану здоровья, пользование культурными и спортивными учреждениями ИТУ, периодической печатью, политической, художественной, научно-популярной, учебной литературой, могли поддерживать связь с коллективами предприятий, организаций и учреждений, где они работали до осуждения, а также родственниками и знакомыми в порядке, установленном законодательством.
Принцип законности реализовывался в неукоснительном соблюдении предписаний закона как должностными лицами, так и осужденными во всех сферах деятельности ИТУ. Руководствоваться этим принципом обязаны были также другие государственные органы и общественные организации, чья деятельность так или иначе соприкасалась с деятельностью ИТУ.
Принцип гуманизма выражался в целях, задачах воспитательной работы, направленной на исправление и перевоспитание осужденных, реализацию их личностных качеств, нравственных установок, отвечающих нормам морали.
Анализируя принципы права, на которых строилась воспитательная работа с осужденными, нельзя не остановиться на характеристике принципа индивидуализации исполнения наказания и исправительно-трудового воздействия. Этот принцип вытекал из требований закона об индивидуализации назначения наказания и определении осужденным вида режима исправительно-трудового учреждения для отбывания срока лишения свободы в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и обстоятельств дела, смягчающих и отягчающих ответственность. В силу этого принцип индивидуализации обусловливал необходимость проведения воспитательной работы дифференцированно, с учетом вида исправительно-трудового учреждения и установленного в нем режима: исправительно-трудовые колонии общего, усиленного, строгого, особого режимов; колонии-поселения, в которых отбывали наказание осужденные, переведенные после отбытия установленного законом срока лишения свободы из колонии общего, усиленного и строгого режимов; колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности; колонии-поселения для лиц, совершивших умышленные преступления, где отбывали наказание впервые осужденные к лишению свободы за умышленные преступления, не являющиеся тяжкими, на срок не свыше пяти лет; воспитательно-трудовые колонии общего и усиленного режимов; тюрьмы. Воспитательная работа проводилась дифференцированно и с различными категориями осужденных: лицами, впервые отбывающими наказание, и неоднократно судимыми, женщинами и мужчинами, взрослыми и несовершеннолетними.
Поскольку объектом воспитательного воздействия выступала конкретная личность, как правило, педагогически запущенная, воспитательную работу в ИТУ проводили с учетом принципов педагогики и исправительно-трудовой педагогики. В частности, к педагогическим относились принципы исправления и
перевоспитания осужденных в труде, активной общественно полезной деятельности, в коллективе и через коллектив; дифференцированного и индивидуального подхода; опоры в исправлении и перевоспитании осужденных на положительное; сочетания требовательности к осужденным с гуманным отношением к ним; целостности педагогического процесса и комплексного педагогического воздействия.
Следует отметить, что некоторые формы воспитательной работы представляли собой лишь элементы видов воспитания. Например, трудовое соревнование - важнейший элемент трудового воспитания, разъяснение законодательства - составная часть правового воспитания , агитационная и пропагандистская работа - сердцевина идейно-политического воспитания, культурно-массовая работа - основа нравственного воспитания, физкультурноспортивная работа - элемент физического воспитания. Идейно-политическое, трудовое, правовое, нравственное, физическое воспита-ние должно было осуществляться дифферен-ци-рованно, с учетом различных групп осужденных, совершивших однородные преступления, количества их судимостей, вида ИТУ и установленного в нем режима. Индивидуальную работу необходимо проводить на основе изучения социально-демографических, уголовно-правовых, психолого-педагогических характеристик личности осужденного.
Одним из основных методов воспитания осужденных стало трудовое соревнование, основу организации которого составили важнейшие формы, условия и принципы социалистического соревнования.
Трудовое соревнование было направлено прежде всего на воспитание у осужденных добросовестного, честного отношения к труду, пробуждение инициативы и активности в трудовом процессе, бережного отношения к собственности. Оно оказывало существенное влияние на повышение производительности труда, улучшение качества выпускаемой продукции, укрепление дисциплины, взаимной требовательности и взаимопомощи в коллективе, позволяло осужденным приобрести навыки коллективизма, товарищеского и делового соперничества, а также развивало их творческие способности и умения, усиливало чувство гордости за свой вклад в производственные дела коллектива. Все это со-
здало предпосылки для их активного участия в трудовом соревновании по месту будущей работы после отбытия наказания и освобождения.
Большое значение придавалось разъяснению законодательства, являвшемуся составной частью правового воспитания, которое имело своей задачей формирование правовой культуры и стойкой законопослушной поведенческой установки личности.
Идейно-политическое воспитание было направлено на формирование у осужденных научного мировоззрения, основанного на идеях марксизма-ленинизма. Важнейшие его формы -агитационная и пропагандистская работа.
Основной формой идеологического воспитания осужденных стали политические занятия. Их проводили по группам в свободное от работы и учебы время. Планы политзанятий с осужденными утверждали политические отделы ИТУ МВД СССР. К их проведению привлекались наиболее подготовленные работники ИТУ, а также опытные пропагандисты и агитаторы из числа представителей общественности. Помимо политзанятий, во всех исправительно-трудовых колониях ежедневно проводили политчасы, на которых информировали осужденных о текущих событиях внутри страны и за рубежом.
Идеологическое воспитание осужденных осуществлялось и в других формах: через стенные и радиогазеты, наглядную агитацию, путем организации вечеров вопросов и ответов, диспутов, конференций, клубов интересных встреч, встреч с представителями общественности, знаменитыми людьми, передовиками труда, ветеранами войны.
Идеологическая работа в местах лишения свободы должна была проводиться с учетом нравственно-психологических особенностей осужденных, носить боевой, наступательный, бескомпромиссный характер.
Культурно-массовая работа была важным инструментом идейно-политического, трудового, нравственного и эстетического воспитания осужденных. Основными ее формами были клубная и библиотечная работа: организация художественной самодеятельности осужденных, пропаганда книги, проведение читательских конференций, диспутов, тематических вечеров по произведениям художественной, научной, политической литературы, демонстрация кинофильмов и их обсуждение.
Художественную самодеятельность осужденных организовывали при клубах ИТУ, где создавали хоровые, инструментальные, танце -вальные, вокальные и другие кружки, в зависимости от наличия руководителей, способных организовать работу того или иного кружка. Выступления участников художественной самодеятельности, концерты художественной самодеятельности шефствующих и других организаций организовывали в пределах ИТУ. Проведение платных выступлений в ИТУ, за исключением колоний-поселений, не допускалось.
Осужденным разрешали пользоваться художественной, политической, научно-технической, учебной и справочной литературой, находящейся в библиотеках ИТУ. Фонды библиотек ежегодно обновлялись. Брошюры и учебники приобретали по мере необходимости, выписывали центральные, республиканские, краевые или областные газеты и журналы. Кроме того, осужденным разрешали сверх сумм, установленных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, приобретать без ограничения через книготорговую сеть литературу, письменные принадлежности.
Важное место в культурно-массовой работе осужденных занимало кино. Демонстрацию художественных кинофильмов в ИТУ (за исключением колоний-поселений) организовывали бесплатно.
Физкультурно-спортивная работа оставалась одним из основных средств физического воспитания осужденных и осуществлялась в целях укрепления их здоровья, формирования у них навыков личной гигиены, развития физической силы и морально-волевых качеств. В ИТУ были созданы условия для проведения физкультурно-спортивной работы, оборудованы
площадки с комплексами спортивных сооружений. Спортивным инвентарем осужденные обеспечивались за счет ИТУ.
Кроме того, работали физкультурноспортивные секции, проводились соревнования по различным видам спорта (гимнастике, легкой атлетике, волейболу и др.), а также между отрядами на лучшее исполнение комплекса упражнений утренней физической зарядки, в летний период - общеколо-нийские спартакиады. К проведению физкультурных вечеров, показательных выступлений мастеров спорта, спортсменов-разрядников, подготовки общественных инструкторов и фи-зорганизаторов из числа осужденных могли быть привлечены представители добровольных спортивных обществ и коллективов шефствующих организаций.
Индивидуальная работа - одна из основных форм воспитательной работы с осужденными - проводилась на основе изучения личности каждого осужденного, с учетом совершенного им преступления, возраста, образования, профессии и других особенностей его личности. Иными словами, законодатель предполагал прежде всего индивидуальный подход при осуществлении целей (задач) исполнения наказания. Выполнению задачи исправления и перевоспитания осужденных были подчинены все формы и методы индивидуальной воспитательной работы.
Индивидуальный подход к конкретной личности осужденного предполагал разделение процесса организации индивидуальной работы по его исправлению и перевоспитанию на три периода: 1) изучения и адаптации осужденного к условиям лишения свободы в ИТУ; 2) исправительно-трудовой; 3) подготовки к освобождению, адаптации к условиям жизни на свободе и закрепления результатов перевоспитания.