Научная статья на тему 'Правовое регулирование воспитательной работы с осужденными в исправительно-трудовых учреждениях (по материалам учебного пособия В. А. Фефелова)'

Правовое регулирование воспитательной работы с осужденными в исправительно-трудовых учреждениях (по материалам учебного пособия В. А. Фефелова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.А. ФЕФЕЛОВ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ИТУ / V.A. FEFELOV / EDUCATIONAL WORK IN CORRECTIONAL LABOR INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиверстова Виктория Владимировна

в статье рассматривается правовое регулирование воспитательной работы с осужденными в советских исправительно-трудовых учреждениях (по материалам учебного пособия В.А. Фефелова)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиверстова Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CONTROL OF PRISONERS EDUCATION IN CORRECTIONAL LABOR INSTITUTIONS (BY THE MATERIALS OF V.

the article deals with the legal regulation of educational work with prisoners in Soviet correctional labor institutions (by V.A. Fefelov)

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование воспитательной работы с осужденными в исправительно-трудовых учреждениях (по материалам учебного пособия В. А. Фефелова)»

УДК 343.8 ББК 67.409.13

С29 V.V. SELIVERSTOVA

LEGAL CONTROL OF PRISONERS’ EDUCATION IN CORRECTIONAL LABOR INSTITUTIONS (BY THE MATERIALS OF FEFELOV)

Annotation: the article deals with the legal regulation of educational work with prisoners in Soviet correctional

labor institutions (by V.A. Fefelov).

Key words: V.A. Fefelov, educational work in correctional labor institutions.

ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА СЕЛИВЕРСТОВА, курсант 331-й учебной группы психологического факультета (Академия ФСИН России)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (ПО МАТЕРИАЛАМ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В.А. ФЕФЕЛОВА)

Аннотация: в статье рассматривается правовое регулирование воспитательной работы с осужденными в советских исправительно-трудовых учреждениях (по материалам учебного пособия В.А. Фефелова).

Ключевые слова: В.А. Фефелов,

В советский период развития нашего государства марксистско-ленинская концепция о возможности исправления и перевоспитания преступников базировалась на необходимости сочетания в этой работе социальноэкономических и идейно-воспитательных средств, методов убеждения и принуждения. В.И. Ленин указывал: «Прежде всего мы должны убедить, а потом принудить. Мы должны во что бы то ни стало сначала убедить, а потом принудить».

Исправление и перевоспитание осужденных достигалась не одним каким-либо средством, а всем комплексом агитационно-массовых, пропагандистских и воспитательных мер. Ведущая идейно-воспитательная, психолого-педа-гогическая нагрузка в системе основных средств исправления и перевоспитания осужденных принадлежала воспитательной работе, значение которой состояло в том, чтобы искоренять пережитки прошлого в сознании и поведении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, формировать у них сознательное отношение к труду как к первой жизненной потребности, воспитывать идейную

воспитательная работа в ИТУ

убежденность, привычку неукоснительно соблюдать нормы закона, морали и нравственности, правила общежития, повышать общее профессиональное образование и культурный уровень, развивать полезную инициативу.

Юридической базой правового регулирования воспитательной работы с осужденными стали положения Конституции СССР, правовая регламентация распространялась на самые различные стороны воспитательной работы, включая организацию и проведение отдельных воспитательных мероприятий. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что законодатель не преследовал цель урегулировать все аспекты воспитательной работы с осужденными, предоставляя администрации исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) возможность творчески применять наиболее целесообразные средства, методы и приемы педагогического воздействия, если они не противоречат закону и закрепленным в правовых нормах требованиям режима отбывания наказания.

Исходя из изложенного понимания правовой природы и содержания воспитательной

работы, В.А. Фефелов давал следующее ее определение: воспитательная работа - это одно из основных средств идейно-политического, трудового, нравственного, правового, культурного и физического воспитания осужденных к лишению свободы, направленного на искоренение в сознании правонарушителей асоциальных взглядов, убеждений, интересов и привычек, воспитание их в духе точного исполнения законов, честного отношения к труду, уважения к нормам морали и нравственности, повышение их сознательности и культурного уровня, развитие полезной инициативы.

Воспитательная работа с осужденными в исправительно-трудовых учреждениях базировалась на общих принципах воспитания: идеологических, правовых и педагогических.

Принципы воспитательной работы в ИТУ -это исходные идеи, положения, в которых определены основные требования к содержанию, организации, проведению всех форм воспитательных мероприятий по исправлению и перевоспитанию осужденных.

В идеологических принципах выражались важнейшие положения политики Коммунистической партии и Советского государства по формированию мировоззрения и идейной убежденности.

Принцип демократизма в организации воспитательной работы проявлялся прежде всего в широком привлечении общественности к исправлению и перевоспитанию осужденных. Он состоял в том, что осужденные имели право на труд, образование, охрану здоровья, пользование культурными и спортивными учреждениями ИТУ, периодической печатью, политической, художественной, научно-популярной, учебной литературой, могли поддерживать связь с коллективами предприятий, организаций и учреждений, где они работали до осуждения, а также родственниками и знакомыми в порядке, установленном законодательством.

Принцип законности реализовывался в неукоснительном соблюдении предписаний закона как должностными лицами, так и осужденными во всех сферах деятельности ИТУ. Руководствоваться этим принципом обязаны были также другие государственные органы и общественные организации, чья деятельность так или иначе соприкасалась с деятельностью ИТУ.

Принцип гуманизма выражался в целях, задачах воспитательной работы, направленной на исправление и перевоспитание осужденных, реализацию их личностных качеств, нравственных установок, отвечающих нормам морали.

Анализируя принципы права, на которых строилась воспитательная работа с осужденными, нельзя не остановиться на характеристике принципа индивидуализации исполнения наказания и исправительно-трудового воздействия. Этот принцип вытекал из требований закона об индивидуализации назначения наказания и определении осужденным вида режима исправительно-трудового учреждения для отбывания срока лишения свободы в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и обстоятельств дела, смягчающих и отягчающих ответственность. В силу этого принцип индивидуализации обусловливал необходимость проведения воспитательной работы дифференцированно, с учетом вида исправительно-трудового учреждения и установленного в нем режима: исправительно-трудовые колонии общего, усиленного, строгого, особого режимов; колонии-поселения, в которых отбывали наказание осужденные, переведенные после отбытия установленного законом срока лишения свободы из колонии общего, усиленного и строгого режимов; колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности; колонии-поселения для лиц, совершивших умышленные преступления, где отбывали наказание впервые осужденные к лишению свободы за умышленные преступления, не являющиеся тяжкими, на срок не свыше пяти лет; воспитательно-трудовые колонии общего и усиленного режимов; тюрьмы. Воспитательная работа проводилась дифференцированно и с различными категориями осужденных: лицами, впервые отбывающими наказание, и неоднократно судимыми, женщинами и мужчинами, взрослыми и несовершеннолетними.

Поскольку объектом воспитательного воздействия выступала конкретная личность, как правило, педагогически запущенная, воспитательную работу в ИТУ проводили с учетом принципов педагогики и исправительно-трудовой педагогики. В частности, к педагогическим относились принципы исправления и

перевоспитания осужденных в труде, активной общественно полезной деятельности, в коллективе и через коллектив; дифференцированного и индивидуального подхода; опоры в исправлении и перевоспитании осужденных на положительное; сочетания требовательности к осужденным с гуманным отношением к ним; целостности педагогического процесса и комплексного педагогического воздействия.

Следует отметить, что некоторые формы воспитательной работы представляли собой лишь элементы видов воспитания. Например, трудовое соревнование - важнейший элемент трудового воспитания, разъяснение законодательства - составная часть правового воспитания , агитационная и пропагандистская работа - сердцевина идейно-политического воспитания, культурно-массовая работа - основа нравственного воспитания, физкультурноспортивная работа - элемент физического воспитания. Идейно-политическое, трудовое, правовое, нравственное, физическое воспита-ние должно было осуществляться дифферен-ци-рованно, с учетом различных групп осужденных, совершивших однородные преступления, количества их судимостей, вида ИТУ и установленного в нем режима. Индивидуальную работу необходимо проводить на основе изучения социально-демографических, уголовно-правовых, психолого-педагогических характеристик личности осужденного.

Одним из основных методов воспитания осужденных стало трудовое соревнование, основу организации которого составили важнейшие формы, условия и принципы социалистического соревнования.

Трудовое соревнование было направлено прежде всего на воспитание у осужденных добросовестного, честного отношения к труду, пробуждение инициативы и активности в трудовом процессе, бережного отношения к собственности. Оно оказывало существенное влияние на повышение производительности труда, улучшение качества выпускаемой продукции, укрепление дисциплины, взаимной требовательности и взаимопомощи в коллективе, позволяло осужденным приобрести навыки коллективизма, товарищеского и делового соперничества, а также развивало их творческие способности и умения, усиливало чувство гордости за свой вклад в производственные дела коллектива. Все это со-

здало предпосылки для их активного участия в трудовом соревновании по месту будущей работы после отбытия наказания и освобождения.

Большое значение придавалось разъяснению законодательства, являвшемуся составной частью правового воспитания, которое имело своей задачей формирование правовой культуры и стойкой законопослушной поведенческой установки личности.

Идейно-политическое воспитание было направлено на формирование у осужденных научного мировоззрения, основанного на идеях марксизма-ленинизма. Важнейшие его формы -агитационная и пропагандистская работа.

Основной формой идеологического воспитания осужденных стали политические занятия. Их проводили по группам в свободное от работы и учебы время. Планы политзанятий с осужденными утверждали политические отделы ИТУ МВД СССР. К их проведению привлекались наиболее подготовленные работники ИТУ, а также опытные пропагандисты и агитаторы из числа представителей общественности. Помимо политзанятий, во всех исправительно-трудовых колониях ежедневно проводили политчасы, на которых информировали осужденных о текущих событиях внутри страны и за рубежом.

Идеологическое воспитание осужденных осуществлялось и в других формах: через стенные и радиогазеты, наглядную агитацию, путем организации вечеров вопросов и ответов, диспутов, конференций, клубов интересных встреч, встреч с представителями общественности, знаменитыми людьми, передовиками труда, ветеранами войны.

Идеологическая работа в местах лишения свободы должна была проводиться с учетом нравственно-психологических особенностей осужденных, носить боевой, наступательный, бескомпромиссный характер.

Культурно-массовая работа была важным инструментом идейно-политического, трудового, нравственного и эстетического воспитания осужденных. Основными ее формами были клубная и библиотечная работа: организация художественной самодеятельности осужденных, пропаганда книги, проведение читательских конференций, диспутов, тематических вечеров по произведениям художественной, научной, политической литературы, демонстрация кинофильмов и их обсуждение.

Художественную самодеятельность осужденных организовывали при клубах ИТУ, где создавали хоровые, инструментальные, танце -вальные, вокальные и другие кружки, в зависимости от наличия руководителей, способных организовать работу того или иного кружка. Выступления участников художественной самодеятельности, концерты художественной самодеятельности шефствующих и других организаций организовывали в пределах ИТУ. Проведение платных выступлений в ИТУ, за исключением колоний-поселений, не допускалось.

Осужденным разрешали пользоваться художественной, политической, научно-технической, учебной и справочной литературой, находящейся в библиотеках ИТУ. Фонды библиотек ежегодно обновлялись. Брошюры и учебники приобретали по мере необходимости, выписывали центральные, республиканские, краевые или областные газеты и журналы. Кроме того, осужденным разрешали сверх сумм, установленных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, приобретать без ограничения через книготорговую сеть литературу, письменные принадлежности.

Важное место в культурно-массовой работе осужденных занимало кино. Демонстрацию художественных кинофильмов в ИТУ (за исключением колоний-поселений) организовывали бесплатно.

Физкультурно-спортивная работа оставалась одним из основных средств физического воспитания осужденных и осуществлялась в целях укрепления их здоровья, формирования у них навыков личной гигиены, развития физической силы и морально-волевых качеств. В ИТУ были созданы условия для проведения физкультурно-спортивной работы, оборудованы

площадки с комплексами спортивных сооружений. Спортивным инвентарем осужденные обеспечивались за счет ИТУ.

Кроме того, работали физкультурноспортивные секции, проводились соревнования по различным видам спорта (гимнастике, легкой атлетике, волейболу и др.), а также между отрядами на лучшее исполнение комплекса упражнений утренней физической зарядки, в летний период - общеколо-нийские спартакиады. К проведению физкультурных вечеров, показательных выступлений мастеров спорта, спортсменов-разрядников, подготовки общественных инструкторов и фи-зорганизаторов из числа осужденных могли быть привлечены представители добровольных спортивных обществ и коллективов шефствующих организаций.

Индивидуальная работа - одна из основных форм воспитательной работы с осужденными - проводилась на основе изучения личности каждого осужденного, с учетом совершенного им преступления, возраста, образования, профессии и других особенностей его личности. Иными словами, законодатель предполагал прежде всего индивидуальный подход при осуществлении целей (задач) исполнения наказания. Выполнению задачи исправления и перевоспитания осужденных были подчинены все формы и методы индивидуальной воспитательной работы.

Индивидуальный подход к конкретной личности осужденного предполагал разделение процесса организации индивидуальной работы по его исправлению и перевоспитанию на три периода: 1) изучения и адаптации осужденного к условиям лишения свободы в ИТУ; 2) исправительно-трудовой; 3) подготовки к освобождению, адаптации к условиям жизни на свободе и закрепления результатов перевоспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.