Научная статья на тему 'Правовое регулирование воспитательной работы в трудах В. А. Фефелова и современное состояние воспитательной работы с осужденными'

Правовое регулирование воспитательной работы в трудах В. А. Фефелова и современное состояние воспитательной работы с осужденными Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.А. ФЕФЕЛОВ / ПОЛИТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА УИС / V.A. FEFELOV / POLITICAL AND EDUCATIONAL WORK / EDUCATIONAL WORK WITH PRISONERS / PSYCHOLOGICAL SERVICE OF PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худоконенко Валерий Сергеевич

в статье рассматриваются вопросы правового регулирования политико-воспитательной работы в советский период в трудах В.А. Фефелова и современное состояние воспитательной работы с осужденными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худоконенко Валерий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF EDUCATIONAL WORK IN V.A. FEFELOVS WORKS AND CONTEMPORARY STATE OF EDAUCATIONAL WORK WITH PRISONERS

the article deals with the issues of legal regulation of political and educational work in Soviet period in V.A. Fefelov's works and contemporary state of edaucational work with prisoners

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование воспитательной работы в трудах В. А. Фефелова и современное состояние воспитательной работы с осужденными»

УДК 343.8 ББК 67.409.13 Х98

V.S. HUDOKONENKO

LEGAL REGULATION OF EDUCATIONAL WORK IN V.A. FEFELOV'S WORKS AND CONTEMPORARY STATE OF EDAUCATIONAL WORK WITH PRISONERS

Annotation: The article deals with the issues of legal regulation of political and educational work in Soviet period

in V.A. Fefelov's works and contemporary state of edaucational work with prisoners. Key words: V.A. Fefelov, political and educational work, educational work with prisoners, psychological service of

penal system.

ВАЛЕРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ХУДОКОНЕНКО, курсант 332-й учебной группы психологического факультета (Академия ФСИН России)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТРУДАХ В.А. ФЕФЕЛОВА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы правового регулирования политико-воспитательной работы в советский период в трудах В.А. Фефелова и современное состояние воспитательной работы

с осужденными.

Ключевые слова: В.А. Фефелов, политико-воспитательная работа, воспитательная работа с осужденными,

психологическая служба УИС.

За время функционирования исправительно-трудовой (уголовно-исполнительной) системы в структуре МВД СССР и России накоплен значительный положительный опыт организации воспитательной работы с осужденными.

Особый интерес представляют работы Владимира Александровича Фефелова, связанные с политико-воспитательной работой с осужденными. Ученый основывался на мар-ксистко-ленинской концепции воспитания, от которой в современном обществе уже отказались, но основные его идеи не утратили актуальности и по сей день, так как затрагивают самую суть работы по воспитанию и перевоспитанию. В.А. Фефелов писал, что в борьбе с негативными явлениями, преступностью важная роль принадлежит правоохранительным органам, в частности исправительно-трудовым учреждениям, от эффективности деятельности которых во многом зависит сокращение рецидивной преступности в стране. Политико-воспитательная работа призвана решать задачи исправления и перевоспитания лиц, совершивших наиболее опас-

ные для общества правонарушения и отбывающих наказание в местах лишения свободы. Политико-воспитательная работа в ИТУ проводится дифференцированно, с учетом различных групп правонарушителей, личности осужденных, характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, а также их поведения и отношения к труду в период отбывания наказания. Она не является элементом кары, не входит в содержание наказания. Формы и методы, применяемые в процессе политико-воспитательной работы, носят педагогический, ис-правительно-воспитательный характер и основаны на общих принципах воспитания, положениях психологии и педагогики. Однако политико-воспитательная работа, организуемая в ИТУ, имеет свои особенности, поскольку проводится в специфических условиях -местах лишения свободы - и с определенной категорией граждан - лицами, совершившими преступления.

Согласно В.А. Фефелову политико-воспитательная работа - это одно из основных средств идейно-политического, трудового,

нравственного, правового, культурного и физического воспитания осужденных к лишению свободы, направленного на искоренение в сознании правонарушителей асоциальных взглядов, убеждений, интересов и привычек, на воспитание их в духе точного исполнения законов, честного отношения к труду, уважения к нормам морали и нравственности, повышение их сознательности и культурного уровня, развитие полезной инициативы.

Формы политико-воспитательной работы: трудовое соревнование, разъяснение советского законодательства диспуты на этические и правовые темы, агитационная, пропагандистская, физкультурно-спортивная и индивидуальная работа.

В советское время политико-воспитательную работу курировала специально созданная политико-воспитательная часть ИТУ, она обеспечивала организацию и проведение политико-воспитательной работы среди осужденных, а также выполнение требований законодательства об их обязательном общеобразовательном обучении.

Владимир Александрович предвосхитил создание психологической службы в УИС, перечислив ее основные обязанности. По его мнению, психолого-педагогическая служба должна выполнять следующие основные обязанности: организация приема осужденных в ИТУ; анализ и обобщение данных всех служб и частей колонии о воздействии на осужденных запланированных в комплексной анкете-программе воспитательных мероприятий; разработка мероприятий по проведению индивидуальной воспитательной работы в период подготовки осужденного к освобождению. Эти обязанности, по сути, сохранены у психологической службы по сей день. Создание психологической службы позволило целенаправленно проводить индивидуальную воспитательную работу с осужденными, выбирать наиболее подходящие ее методы, определять режим содержания для каждого осужденного и диагностировать степень его исправления.

Тем не менее опыт воспитательной работы нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании с учетом тенденций развития социально-экономических, политических, государственно-правовых, нравственно-этических основ общества и государства, состояния, структуры и динамики преступности.

В современном понимании воспитательная работа с осужденными - это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.

Воспитательная работа рассматривается как предмет профессиональной деятельности всех сотрудников УИС с участием родственников осужденных, общественности, иных лиц и организаций, а также самодеятельных формирований осужденных.

Воспитательная работа с осужденными организуется и проводится на основе принципов: незыблемости основных прав и свобод человека и гражданина; гуманизма; законности; приоритета цели исправления при исполнении наказания; сочетания централизации и развития самодеятельных начал; системности и преемственности исправительного воздействия; включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; опоры на положительные качества личности; сохранения, упрочения и восстановления социально полезных связей осужденных, широкого участия общественности в делах УИС.

В уголовно-исполнительном законе содержатся два принципиально важных положения, касающихся воспитательной работы.

Во-первых, участие осужденных в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, что стимулирует их положительное поведение, результатом которого может быть применение мер поощрения вплоть до условно-досрочного освобождения.

Во-вторых, воспитательная работа должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей личности, характера и обстоятельств совершенных преступлений.

Привлечение осужденного к воспитательной работе не всегда носит добровольный характер, распорядком исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных.

Воспитательную работу организует администрация исправительных учреждений на основе детальных планов, учебно-педагогических рекомендаций и иных документов,

разрабатываемых в соответствующих структурах уголовно-исполнительной системы, призванных сделать процесс воспитательного воздействия на осужденных комплексным и эффективным. В тех же целях содействие в проведении воспитательных мероприятий могут оказывать общественные объединения (ст. 23 УИК РФ).

В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иные виды воспитания осужденных к лишению свободы.

Воспитательную работу проводят в трех основных формах: 1) индивидуальной; 2) групповой; 3) массовой.

При этом широко применяют психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.

Следует учитывать, что воспитательное воздействие на личность осужденного носит сугубо индивидуальный характер. Это обусловлено различной степенью социальной дезадаптации и целым рядом индивидуальных особенностей каждого из них.

Таким образом, мы можем говорить о том, что уголовно-исполнительное законодательство за последнее десятилетие претерпело серьезные изменения, связанные прежде всего с социально-экономическими переменами в обществе. Но идеи, заложенные в работах В.А. Фефелова, все еще актуальны, они пред-

восхитили развитие уголовно-исполнительной системы и позволили более глубоко понять те задачи, которые стоят перед современной уголовно-исполнительной системой.

Федеральной службой исполнения наказаний разработана Концепция воспитательной работы с осужденными на период до 2010 г., которая учитывает все особенности воспитательного процесса, а также определяет направления воспитательного воздействия, требующие улучшения. Цель Концепции -дальнейшее совершенствование воспитательной работы с осужденными, повышение результативности их исправления и социальной адаптации после освобождения, предупреждение новых преступлений.

В рамках реформы уголовно-исполнительного законодательства и органов, исполняющих наказания, безусловно, были учтены все особенности современного общественного строя, нашедшие отражение в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, ряде ведомственных нормативных актов, в повседневной практике пенитенциарных учреждений. Реформа уголовно-исполнительной системы продолжается, и, безусловно, одним из основных направлений реформирования УИС остается гуманизация условий отбывания наказания осужденными, ее широкая открытость и привлечение общественности к пенитенциарному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.