Научная статья на тему 'Модель профессионального воспитательного опыта специалиста воспитательной сферы исправительного учреждения в работах В. А. Фефелова и современная модель психолога УИС'

Модель профессионального воспитательного опыта специалиста воспитательной сферы исправительного учреждения в работах В. А. Фефелова и современная модель психолога УИС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.А. ФЕФЕЛОВ / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ОПЫТА / СПЕЦИАЛИСТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ИУ / ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГУ УИС / V.A. FEFELOV / MODEL OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL EXPERIENCE / SPECIALIST IN EDUCATIONAL SPHERE OF THE PENAL INSTITUTION / REQUIREMENTS TO PENAL SYSTEM PSYCHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чекмарева Мария Викторовна

в статье рассмотрены модель профессионального воспитательного опыта специалиста воспитательной сферы ИУ, предложенная В.А Фефеловым, и требования к психологу УИС, обусловленные современными государственными образовательными стандартами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чекмарева Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL EXPERIENCE IN EDUCATIONAL SPHERE OF PENAL INSTITUTION IN V.A. FEFELOVS WORKS AND CONTEMPORARY MODEL OF PSYCHOLOGISTS IN PENAL SYSTEM

the article deals with the model of professional educational experience of a specialist in educational sphere in correctional institutions, given in the papers of V.A. Fefelov, and requirements for psychologists of penal system, conditional to contemporary state educational standards

Текст научной работы на тему «Модель профессионального воспитательного опыта специалиста воспитательной сферы исправительного учреждения в работах В. А. Фефелова и современная модель психолога УИС»

УДК 343.8 ББК 67.409.13

Ч-37 M.V. CHEKMAREVA

MODEL OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL EXPERIENCE IN EDUCATIONAL SPHERE OF PENAL INSTITUTION IN V.A. FEFELOV’S WORKS AND CONTEMPORARY MODEL OF PSYCHOLOGISTS IN PENAL SYSTEM

Annotation: the article deals with the model of professional educational experience of a specialist in educational sphere in correctional institutions, given in the papers of V.A. Fefelov, and requirements for psychologists of penal system, conditional to contemporary state educational standards.

Key words: V.A. Fefelov, model of professional educational experience, specialist in educational sphere of the penal institution, requirements to penal system psychologists.

МАРИЯ ВИКТОРОВНА ЧЕКМАРЕВА, курсант 332-й учебной группы психологического факультета (Академия ФСИН России)

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ОПЫТА СПЕЦИАЛИСТА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАБОТАХ В .А. ФЕФЕЛОВА И СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГА УИС

Аннотация: в статье рассмотрены модель профессионального воспитательного опыта специалиста воспитательной сферы ИУ, предложенная В.А Фефеловым, и требования к психологу УИС, обусловленные современными государственными образовательными стандартами.

Ключевые слова: В.А. Фефелов, модель профессионального воспитательного опыта, специалист воспитательной

сферы ИУ, требования

Модель профессионального воспитательного опыта специалиста воспитательной сферы исправительного учреждения (ИУ), предложенная в работах В.А Фефелова, предполагает наличие у него следующих умений, навыков и знаний.

Умения специалиста воспитательной сферы ИУ: 1) применять психолого-педагоги-ческие приёмы, методы, формы и средства в воспитательной работе; 2) изучать индивидуальные качества, психологию и направленность личности осужденных; 3) использовать данные о личности осужденного в оперативной работе; 4) выявлять отношение осужденного к совершенному преступлению; 5) формировать советы коллективов, их секции и контролировать их работу;

6) обобщать работу самодеятельных организаций осужденных; 7) анализировать эффективность дисциплинарной практики;

8) быстро устанавливать контакт с людьми и оказывать на них влияние; 9) организовы-

к психологу УИС.

вать лекции, беседы, собрания осужденных; 10) выступать перед сотрудниками и осужденными; 11) взаимодействовать с шефскими организациями.

Навыки специалиста воспитательной сферы ИУ: 1) планирование и проведение индивидуальной работы с осужденными; 2) вовлечение осужденных в самодеятельные организации; 3) организация правового воспитания среди осужденных; 4) работа с литературой по педагогике и психологии; 5) проведение собраний осужденных, тематических вечеров и публичных выступлений; 6) проведение инструктажа сотрудников оперативно-режимных служб, личного состава и контролеров конвойного подразделения, нарядов секций внутреннего порядка, наряда и других лиц из числа осужденных; 7) ведение личных бесед с осужденными.

Знания специалиста воспитательной сферы ИУ: 1) принципов и методик изучения личности осужденного; 2) методик формиро-

вания отрядов, бригад, секций внутреннего порядка и самодеятельных организаций осужденных; 3) методов воспитательного воздействия наказания; 4) направлений, форм, методов и средств политико-воспитательной работы с осужденными; 5) методов психологопедагогических исследований; 6) методик индивидуальной работы с осужденными;

7) психологических особенностей межличностных отношений осужденных и взаимоотношений осужденных и вольнонаемного персонала; 8) психологических особенностей отбывания наказания; 9) психологических особенностей подбора и привлечения лиц к борьбе с преступностью; 10) психологических особенностей проведения допросов и бесед; 11) методики применения мер поощрения и наказания; 12) методики анализа поведения осужденных, принципов группового, совместного действия осужденных; 13) основных направлений участия общественности в исправлении и перевоспитании осужденных.

Таким образом, в модели личностных качеств специалиста ИУ, которую разработал В.А. Фефелов совместно с другими учеными, должны проявлять себя в единстве и взаимосвязи три группы качеств работника ИУ: социально-нравственные; профессиональные как специалиста с высшим образованием; специфические как сотрудника органов внутренних дел (в настоящее время - уголовно-исполнительной системы. - М.Ч.).

Требования к современному психологу, в том числе к психологу УИС, определяются государственными образовательными стандартами, в частности действующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по квалификации «психолог Преподаватель психологии».

Психолог должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации: 1) на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи; 2) участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования; 3) владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

В проекте государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки 030300 - Психология, специальности 030301 - Психолог (бакалавр) определяются следующие требования к общей и специальной компетенции выпускника, в том числе будущего пенитенциарного психолога.

Общенаучная компетенция:

- сформированное мировоззрение и понимание современных концепций картины мира на основе овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии;

- владение системой категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.

Психолог УИС должен обладать способностями:

- к гражданской активности, заинтересованности и сопричастности к происходящим в обществе и государстве социально-экономическим, политическим и культурно-нравственным процессам;

- проявлению расовой, национальной и религиозной толерантности;

- оценке научных данных и других результатов деятельности психолога с позиций общего и профессионального мировоззрения;

- социальному и профессиональному взаимодействию на основе ценностно-нравственных и этических норм;

- восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей;

- принятию ценностей здорового образа жизни, необходимого для профессионального и личностного благополучия;

- использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности;

- использованию дидактических приемов при реализации коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека;

- применению основных математических и статистических методов, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач;

- первичной группировке и интерпретации результатов математико-статистической обработки данных;

- сотрудничеству со специалистами по математической статистике;

- использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и профессиональной коммуникации;

- проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр.;

- самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни;

- пропаганде психологических знаний среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.

Общепрофессиональная компетенция, способность и готовность:

- к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;

- использованию знаний о психологических механизмах и закономерностях, структуре и динамике познавательных процессов, мотивационно-волевой и эмоциональной сферы, самосознания, личностных черт характера, темперамента и пр.;

- сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии, исторических предпосылок ее развития;

- использованию основных методологических и концептуально значимых понятий психологической науки на различных этапах ее становления;

- анализу гипотез возникновения и основных этапов развития психики в процессе эволюции;

- анализу и описанию особенностей психических функций и личности на основе знаний психологических, биологических и социальных детерминант поведения и деятельности;

- анализу и описанию психических процессов и личностных характеристик с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке взглядов на развитие психики;

- выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска;

- выявлению собственно психологических составляющих при решении проблем человека в различных сферах его жизнедеятельности;

- применению основных математических методов при решении профессиональных задач;

- оценке предшествующих и наличных характеристик уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях;

- прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях;

- реализации программ и технологий, направленных на предупреждение возможных расстройств психики вследствие отклонений от нормы;

- профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;

- осуществлению психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности.

Профессионально-профилированная (практическая) компетенция, способность и готовность:

- к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности;

- участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии;

- выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;

- планированию и проведению стандартного прикладного исследования в определенной области применения психологии;

- реализации базовых процедур анализа жизненных проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях;

- осуществлению базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий;

- профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе;

- выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска;

- выявлению специфики психического функционирования человека с учетом его принадлежности к гендерной, этической, профессиональной и другим социальным группам;

- анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия биопсихосоциальных составляющих функционирования;

- диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе типовых методов;

- реализации программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также

профессиональных рисков в различных видах деятельности;

- отбору и применению психодиагностических и коррекционных методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией;

- описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной профессии (психологического портрета профессионала);

- владению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния;

- профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и сети Интернет;

- применению методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии;

- преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины в средней школе и в средних специальных учебных заведениях;

- участию в учебно-методической работе в сфере среднего, среднего специального и высшего образования;

- подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении;

- пропаганде психологических знаний среди работников различных сфер жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.