УДК 343.8 ББК 67.409.13
Ч-37 M.V. CHEKMAREVA
MODEL OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL EXPERIENCE IN EDUCATIONAL SPHERE OF PENAL INSTITUTION IN V.A. FEFELOV’S WORKS AND CONTEMPORARY MODEL OF PSYCHOLOGISTS IN PENAL SYSTEM
Annotation: the article deals with the model of professional educational experience of a specialist in educational sphere in correctional institutions, given in the papers of V.A. Fefelov, and requirements for psychologists of penal system, conditional to contemporary state educational standards.
Key words: V.A. Fefelov, model of professional educational experience, specialist in educational sphere of the penal institution, requirements to penal system psychologists.
МАРИЯ ВИКТОРОВНА ЧЕКМАРЕВА, курсант 332-й учебной группы психологического факультета (Академия ФСИН России)
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ОПЫТА СПЕЦИАЛИСТА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАБОТАХ В .А. ФЕФЕЛОВА И СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГА УИС
Аннотация: в статье рассмотрены модель профессионального воспитательного опыта специалиста воспитательной сферы ИУ, предложенная В.А Фефеловым, и требования к психологу УИС, обусловленные современными государственными образовательными стандартами.
Ключевые слова: В.А. Фефелов, модель профессионального воспитательного опыта, специалист воспитательной
сферы ИУ, требования
Модель профессионального воспитательного опыта специалиста воспитательной сферы исправительного учреждения (ИУ), предложенная в работах В.А Фефелова, предполагает наличие у него следующих умений, навыков и знаний.
Умения специалиста воспитательной сферы ИУ: 1) применять психолого-педагоги-ческие приёмы, методы, формы и средства в воспитательной работе; 2) изучать индивидуальные качества, психологию и направленность личности осужденных; 3) использовать данные о личности осужденного в оперативной работе; 4) выявлять отношение осужденного к совершенному преступлению; 5) формировать советы коллективов, их секции и контролировать их работу;
6) обобщать работу самодеятельных организаций осужденных; 7) анализировать эффективность дисциплинарной практики;
8) быстро устанавливать контакт с людьми и оказывать на них влияние; 9) организовы-
к психологу УИС.
вать лекции, беседы, собрания осужденных; 10) выступать перед сотрудниками и осужденными; 11) взаимодействовать с шефскими организациями.
Навыки специалиста воспитательной сферы ИУ: 1) планирование и проведение индивидуальной работы с осужденными; 2) вовлечение осужденных в самодеятельные организации; 3) организация правового воспитания среди осужденных; 4) работа с литературой по педагогике и психологии; 5) проведение собраний осужденных, тематических вечеров и публичных выступлений; 6) проведение инструктажа сотрудников оперативно-режимных служб, личного состава и контролеров конвойного подразделения, нарядов секций внутреннего порядка, наряда и других лиц из числа осужденных; 7) ведение личных бесед с осужденными.
Знания специалиста воспитательной сферы ИУ: 1) принципов и методик изучения личности осужденного; 2) методик формиро-
вания отрядов, бригад, секций внутреннего порядка и самодеятельных организаций осужденных; 3) методов воспитательного воздействия наказания; 4) направлений, форм, методов и средств политико-воспитательной работы с осужденными; 5) методов психологопедагогических исследований; 6) методик индивидуальной работы с осужденными;
7) психологических особенностей межличностных отношений осужденных и взаимоотношений осужденных и вольнонаемного персонала; 8) психологических особенностей отбывания наказания; 9) психологических особенностей подбора и привлечения лиц к борьбе с преступностью; 10) психологических особенностей проведения допросов и бесед; 11) методики применения мер поощрения и наказания; 12) методики анализа поведения осужденных, принципов группового, совместного действия осужденных; 13) основных направлений участия общественности в исправлении и перевоспитании осужденных.
Таким образом, в модели личностных качеств специалиста ИУ, которую разработал В.А. Фефелов совместно с другими учеными, должны проявлять себя в единстве и взаимосвязи три группы качеств работника ИУ: социально-нравственные; профессиональные как специалиста с высшим образованием; специфические как сотрудника органов внутренних дел (в настоящее время - уголовно-исполнительной системы. - М.Ч.).
Требования к современному психологу, в том числе к психологу УИС, определяются государственными образовательными стандартами, в частности действующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по квалификации «психолог Преподаватель психологии».
Психолог должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации: 1) на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи; 2) участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования; 3) владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.
В проекте государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки 030300 - Психология, специальности 030301 - Психолог (бакалавр) определяются следующие требования к общей и специальной компетенции выпускника, в том числе будущего пенитенциарного психолога.
Общенаучная компетенция:
- сформированное мировоззрение и понимание современных концепций картины мира на основе овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии;
- владение системой категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.
Психолог УИС должен обладать способностями:
- к гражданской активности, заинтересованности и сопричастности к происходящим в обществе и государстве социально-экономическим, политическим и культурно-нравственным процессам;
- проявлению расовой, национальной и религиозной толерантности;
- оценке научных данных и других результатов деятельности психолога с позиций общего и профессионального мировоззрения;
- социальному и профессиональному взаимодействию на основе ценностно-нравственных и этических норм;
- восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей;
- принятию ценностей здорового образа жизни, необходимого для профессионального и личностного благополучия;
- использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности;
- использованию дидактических приемов при реализации коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека;
- применению основных математических и статистических методов, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач;
- первичной группировке и интерпретации результатов математико-статистической обработки данных;
- сотрудничеству со специалистами по математической статистике;
- использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и профессиональной коммуникации;
- проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр.;
- самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни;
- пропаганде психологических знаний среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
Общепрофессиональная компетенция, способность и готовность:
- к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;
- использованию знаний о психологических механизмах и закономерностях, структуре и динамике познавательных процессов, мотивационно-волевой и эмоциональной сферы, самосознания, личностных черт характера, темперамента и пр.;
- сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии, исторических предпосылок ее развития;
- использованию основных методологических и концептуально значимых понятий психологической науки на различных этапах ее становления;
- анализу гипотез возникновения и основных этапов развития психики в процессе эволюции;
- анализу и описанию особенностей психических функций и личности на основе знаний психологических, биологических и социальных детерминант поведения и деятельности;
- анализу и описанию психических процессов и личностных характеристик с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке взглядов на развитие психики;
- выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска;
- выявлению собственно психологических составляющих при решении проблем человека в различных сферах его жизнедеятельности;
- применению основных математических методов при решении профессиональных задач;
- оценке предшествующих и наличных характеристик уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях;
- прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях;
- реализации программ и технологий, направленных на предупреждение возможных расстройств психики вследствие отклонений от нормы;
- профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;
- осуществлению психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности.
Профессионально-профилированная (практическая) компетенция, способность и готовность:
- к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности;
- участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии;
- выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;
- планированию и проведению стандартного прикладного исследования в определенной области применения психологии;
- реализации базовых процедур анализа жизненных проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях;
- осуществлению базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий;
- профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе;
- выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска;
- выявлению специфики психического функционирования человека с учетом его принадлежности к гендерной, этической, профессиональной и другим социальным группам;
- анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия биопсихосоциальных составляющих функционирования;
- диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе типовых методов;
- реализации программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также
профессиональных рисков в различных видах деятельности;
- отбору и применению психодиагностических и коррекционных методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией;
- описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной профессии (психологического портрета профессионала);
- владению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния;
- профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и сети Интернет;
- применению методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии;
- преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины в средней школе и в средних специальных учебных заведениях;
- участию в учебно-методической работе в сфере среднего, среднего специального и высшего образования;
- подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении;
- пропаганде психологических знаний среди работников различных сфер жизни общества.