Научная статья на тему 'О некоторых направлениях совершенствования учебно-воспитательного процесса с осужденными в исправительных учреждениях'

О некоторых направлениях совершенствования учебно-воспитательного процесса с осужденными в исправительных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОСУЖДЕННЫЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Писарев О.М., Ефименко А.А.

В настоящее время для многих отечественных предприятий стал актуален вопрос дефицита рабочих кадров. Представляется, что частично решить данную проблему могут трудоспособные граждане, находящиеся в местах лишения свободы. Отмечается, что большое количество осужденных не имеет среднего образования, а также профессии или специальности. В этой связи авторами проанализированы наиболее актуальные направления учебно-воспитательного процесса в исправительных учреждениях с целью выявления условий для профессионального самоопределения осужденных и их базовой подготовки к освоению рабочих профессий. В контексте рассматриваемой проблемы основным механизмом может выступить проводимая персоналом пенитенциарных учреждений воспитательная работа с осужденными, ориентированная на дифференцированный и комплексный подход. Индивидуальная работа позволит сформировать у осужденных нравственные, физические и трудовые качества для достижения материальных благ посредством образования и труда. Представляется важным, что для организации эффективной воспитательной работы с момента пребывания в карантинном отделении необходимо оказать осужденному психологическую поддержку и обрисовать перспективу в получении образования, выбора интересующей рабочей специальности. Акцентируется внимание на выстраивании необходимого взаимодействия со службой занятости с возможностью трудоустроиться после освобождения из мест лишения свободы. Проведен анализ нормативно-правовой литературы, регламентирующей порядок организации учебного процесса осужденных. Сформулирован вывод о том, что учебно-воспитательный процесс в исправительных учреждениях необходимо реализовывать с учетом дальнейшего совершенствования воспитательной и психологической работы посредством эффективного взаимодействия начальников отрядов, психологов, учителей школ, мастеров профессиональных училищ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some directions of improving the educational process with convicts in penal institutions

Currently for many domestic facilities the issue of shortage of workers has become topical. It seems that this problem can be partially solved by able-bodied citizens who are in places of detention. It is noted that a large number of convicts do not have a secondary education as well as a profession or specialty. In this regard the authors analyzed the most relevant areas of the educational process in correctional institutions in order to identify the conditions for the professional self-determination of convicts and their basic preparation for the development of working professions. In the context of the problem under consideration the main mechanism can be educational work carried out by prison staff with convicts, focused on a differentiated and integrated approach. The individual form of work will allow the convicts to form moral, physical and labor qualities to achieve material benefits through their education and work. It is important that for effective educational work from the initial stage of being in the quarantine unit, the convicted person must be given psychological support and outlined his future perspective in getting an education, choosing the working specialty. Attention is focused on building the necessary interaction with the employment service with the ability to find a job after being released from prison. The analysis of the regulatory literature regulating the organization of the educational process of convicts was carried out. The conclusion was made that the educational process in correctional institutions should be implemented taking into account the further improvement of educational and psychological work through effective interaction between the heads of the units, psychologists, school teachers and masters of vocational schools.

Текст научной работы на тему «О некоторых направлениях совершенствования учебно-воспитательного процесса с осужденными в исправительных учреждениях»

УДК 376.58

DOI 10.46741/2076-4162-2019-13-1-116-120

О некоторых направлениях совершенствования учебно-воспитательного процесса с осужденными в исправительных учреждениях

о. м. писарев - начальник кафедры организации кадровой, социальной, психологической и воспитательной работы Томского института повышения квалификации работников ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент;

а. а. ефименко - старший преподаватель кафедры организации кадровой, социальной, психологической и воспитательной работы Томского института повышения квалификации работников ФСИН России, кандидат педагогических наук

В настоящее время для многих отечественных предприятий стал актуален вопрос дефицита рабочих кадров. Представляется, что частично решить данную проблему могут трудоспособные граждане, находящиеся в местах лишения свободы. Отмечается, что большое количество осужденных не имеет среднего образования, а также профессии или специальности. В этой связи авторами проанализированы наиболее актуальные направления учебно-воспитательного процесса в исправительных учреждениях с целью выявления условий для профессионального самоопределения осужденных и их базовой подготовки к освоению рабочих профессий. В контексте рассматриваемой проблемы основным механизмом может выступить проводимая персоналом пенитенциарных учреждений воспитательная работа с осужденными, ориентированная на дифференцированный и комплексный подход. Индивидуальная работа позволит сформировать у осужденных нравственные, физические и трудовые качества для достижения материальных благ посредством образования и труда. Представляется важным, что для организации эффективной воспитательной работы с момента пребывания в карантинном отделении необходимо оказать осужденному психологическую поддержку и обрисовать перспективу в получении образования, выбора интересующей рабочей специальности. Акцентируется внимание на выстраивании необходимого взаимодействия со службой занятости с возможностью трудоустроиться после освобождения из мест лишения свободы. Проведен анализ нормативно-правовой литературы, регламентирующей порядок организации учебного процесса осужденных. Сформулирован вывод о том, что учебно-воспитательный процесс в исправительных учреждениях необходимо реализовывать с учетом дальнейшего совершенствования воспитательной и психологической работы посредством эффективного взаимодействия начальников отрядов, психологов, учителей школ, мастеров профессиональных училищ.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс; осужденный; профессиональное образование; трудовое воспитание; ресоциализация; пенитенциарное учреждение.

12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

On some directions of improving the educational process with convicts in penal institutions

o. m. pisarev - Head of the Department for the Organization of Personnel, Social, Psychological and Educational Work of the Tomsk Advanced Training Institute of the Federal Penal Service of Russia, PhD.in Psychology;

a. a. EFIMENKO - Senior Lecturer of the Department for the Organization of Personnel, Social, Psychological and Educational Work of the Tomsk Advanced Training Institute of the Federal Penal Service of Russia, PhD.in Pedagogics

Реферат

Abstract

Currently for many domestic facilities the issue of shortage of workers has become topical. It seems that this problem can be partially solved by able-bodied citizens who are in places of detention. It is noted that a large number of convicts do not have a secondary education as well as a profession or specialty. In this regard the authors analyzed the most relevant areas of the educational process in correctional institutions in order to identify the conditions for the professional self-determination of convicts and their basic preparation for the development of working professions. In the context of the problem under consideration the main mechanism can be educational work carried out by prison staff with convicts, focused on a differentiated and integrated approach. The individual form of work will allow the convicts to form moral, physical and labor qualities to achieve material benefits through their education and work. It is important that for effective educational work from the initial stage of being in the quarantine unit, the convicted person must be given psychological support and outlined his future perspective in getting an education, choosing the working specialty. Attention is focused on building the necessary interaction with the employment service with the ability to find a job after being released from prison. The analysis of the regulatory literature regulating the organization of the educational process of convicts was carried out. The conclusion was made that the educational process in correctional institutions should be implemented taking into account the further improvement of educational and psychological work through effective interaction between the heads of the units, psychologists, school teachers and masters of vocational schools.

Key words: educational process; convict; professional education; labor education; resocialization; penal institution.

12.00.08 - Criminal law and criminology; penal law

Кадровая проблема является одной из важнейших для всех сфер российской промышленности. В настоящее время каждое второе отечественное предприятие сигнализирует о наличии кадрового дефицита, каждое десятое называет такой дефицит острым [11]. Сварщики, сантехники, стропальщики, электрики, каменщики, крановщики, плотники, водители и токари относятся к разряду тех рабочих профессий, которые наиболее востребованы на рынке труда. Отчасти решить сложившуюся проблему могут трудоспособные граждане, находящиеся в местах лишения свободы.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы, по данным на 1 марта 2019 г., содержится 58 771 чел., из них в исправительных колониях - 455 514 чел. Только 6 % осужденных имеют высшее профессиональное образование, 16 % - не имеют среднего (полного) общего образования, 40 % - без определенного рода занятий [4].

Получение образования и профессии осужденными становится одной из приоритетных задач воспитательных отделов пенитенциарных учреждений, так как количество осужденных, не имеющих среднего образования и специальности, постоянно увеличивается. Проведенное нами анкетирование в карантинных отделениях исправительных учреждений УФСИН России по Томской области показало, что порядка 60 % осужденных не имеют профессиональных и трудовых навыков либо утратили их. Все чаще в колониях встречаются лица с «образовательной

запущенностью» и ярко выраженной деформацией правового самосознания [8].

В соответствии с ч. 1 ст. 112 УИК РФ в исправительных учреждениях в целях исправления осужденных и дальнейшей подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, повышение образовательного и культурного уровня.

Большинство лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, отрицательно относятся к окружающей действительности и важным общечеловеческим и жизненным ценностям [9]. Отсюда возникает необходимость в проведении с ними последовательной и дифференцированной воспитательной работы, в том числе на начальном этапе отбывания наказания.

Перед сотрудниками воспитательных отделов пенитенциарных учреждений стоит серьезная задача по обеспечению учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование у осужденных добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, повышение образовательного уровня [6].

Воспитательная работа с осужденными должна носить комплексный характер и формировать у осужденных нравственные качества и стремление достигать материальные блага своим образованием и трудом.

Можно выделить следующие направления работы с осужденными в карантинном отделении исправительного учреждения:

- оказание психологической поддержки в период адаптации;

- ознакомление с правилами внутреннего распорядка учреждения, взаимоотношений с администрацией и осужденными, изучение своих прав и обязанностей;

- формирование дальнейшей перспективы, получение образования, выбор необходимой рабочей специальности; взаимодействие со службой занятости для определения возможностей осужденного трудоустроиться после освобождения из мест лишения свободы.

Важная роль отводится психологу, который в рамках психодиагностической работы получает необходимую информацию о темпераменте, установках, ценностных ориен-тациях, возможных отклонениях в развитии и текущем психоэмоциональном состоянии осужденного. Совместно с учителями определяется уровень образовательной подготовки, оформляются запросы в учреждения и органы, где ранее обучался осужденный. Сотруднику психологической лаборатории важно донести до каждого подопечного, что время пребывания в исправительном учреждении можно провести с пользой для дальнейшей жизни после освобождения.

При распределении осужденного в тот или иной отряд администрация пенитенциарного учреждения должна учитывать его психофизиологическую совместимость с другими осужденными, отношение к обучению и труду, возможную криминогенную зараженность. При проведении ознакомительной беседы начальнику отряда целесообразно использовать педагогический прием активного слушания, дать понять осужденному, что судьба последнего ему небезразлична [1].

Во время пребывания в отряде у осужденного происходит либо психологический, нравственный перелом в мировоззрении, способствующий формированию просоци-альной направленности, либо продолжает развиваться в неблагоприятной среде мест лишения свободы отрицательный и криминальный опыт поведения.

Несомненно, основное содержание воспитательной работы сводится к нравственному, правовому и физическому воспитанию; включению осужденных в различные виды деятельности (трудовую, учебную, профессиональную); обеспечению получения осужденными необходимых знаний о культуре и искусстве.

Особое значение приобретает нравственное воспитание, которое включает:

- разъяснение основных понятий и требований морали;

- формирование нравственных привычек, веры в духовные идеалы;

- приобщение к духовным и культурным ценностям;

- воспитание культуры поведения и общения;

- приучение к самоконтролю и самодисциплине;

- закрепление имеющихся положительных качеств;

- формирование умения подавлять в себе проявления негативных черт и свойств характера, преодолевать аморальные влечения и привычки;

- формирование цельной личности в единстве ее сознания, моральных качеств, совести, общественно ценного поведения.

При решении рассматриваемых задач большую помощь могут оказать родители и близкие родственники осужденных, с которыми, как правило, налажено тесное взаимодействие. Естественно, такое взаимодействие возникает не сразу, а после ряда мероприятий, организованных в исправительных учреждениях («День колонии», «День матери» и пр.). В дальнейшем данная работа может использоваться для положительного влияния на осужденных.

Решая задачи нравственного воспитания, нельзя забывать и о роли религиозных организаций. Храмы, мечети и молельные комнаты функционируют практически в каждом исправительном учреждении. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что деятельность религиозных организаций в исправительных учреждениях дополняет систему воспитания. Представители религии способствуют созданию благоприятных условий для утверждения в сознании осужденных идеалов добра и оздоровления морального климата. Религия оказывает огромное влияние на сознание и поведение осужденных и помогает минимизировать проявления девиантного поведения лиц, находящихся в пенитенциарном социуме [2].

Важной составляющей является организация правового воспитания, которое включает разъяснение уголовно-исполнительного законодательства, доведение правовой информации до осужденных, размещенной на стендах наглядной агитации и др.

Для осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, основной акцент в правовом воспитании следует делать на преодолении дефектов правосо-

знания, выработке негативного отношения к традициям преступного мира. Для этого необходимо приглашать квалифицированных лекторов, использовать телепередачи, материалы периодической печати и юридической литературы, учебно-тематические видеоматериалы. Представляется перспективным и такое направление, как проведение недели прав человека, тематических вечеров, юридических консультаций с представителями общественных наблюдательных комиссий и юристов исправительных учреждений разных типов.

Немаловажную роль в воспитательной работе с осужденными приобретает физическое воспитание, а именно:

- приучение к ежедневной оздоровительной физической зарядке;

- развитие интереса к спорту;

- формирование санитарно-гигиенических навыков.

Физическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни приобретают особую важность, так как в исправительных учреждениях содержится большой процент осужденных, больных наркоманией, алкоголизмом, имеющих различного рода психические отклонения. В этой связи физическое воспитание должно осуществляться дифференцированно с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья осужденных. Возможно привлечение спортсменов и тренеров для проведения показательных выступлений по различным видам спорта.

Важную роль в учебно-воспитательном процессе осужденных приобретает трудовое воспитание, регламентированное ст. 103, 106 УИК РФ, направленное:

- на формирование психологической готовности к трудовой деятельности;

- совершенствование трудовых навыков для получения рабочей профессии и повышения квалификации;

- воспитание материальной ответственности и бережного отношения к результатам труда;

- укрепление самодисциплины и оказание взаимопомощи в процессе трудовой деятельности.

В настоящее время в пенитенциарных учреждениях имеются объективные сложности в организации полноценного трудового воспитания осужденных. Многие предприятия и производства в колониях прекратили свое существование. Однако выход из этой ситуации возможен. Это привлечение региональных органов власти, коммерческих структур, общественных организаций, с помощью которых возможно развивать раз-

личные виды производства по выполнению заказов (пошив одежды, изготовление тары и хозяйственного инвентаря, расфасовка различного рода товара).

В процессе трудового воспитания необходимо учитывать комплекс объективных и субъективных факторов: профессиональные интересы осужденных, их личностные характеристики, наличие возможностей в исправительном учреждении приобрести ту или иную рабочую профессию. Следует принимать во внимание ст. 108 УИК РФ, в которой говорится о том, что в исправительных учреждениях организуется и обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам квалифицированных рабочих, служащих, осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него [3].

Порядок получения образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, определен в совместном приказе Минюста России № 274, Минобрнауки России № 1525 от 06.12.2016 [5]. Согласно данному нормативному акту право осужденных на получение образования гарантируется путем создания общеобразовательных организаций (школ, учебно-консультационных пунктов) на территории исправительных учреждений. Организация обучения осуществляется на основе договора между общеобразовательной организацией и учреждением уголовно-исполнительной системы. Под категорию обучаемых попадают осужденные, не достигшие 30 лет, для которых получение образования является обязательной мерой.

Рассматривая организацию учебного процесса в исправительных учреждениях, нельзя не остановиться на специфических моментах, которые в той или иной мере влияют на обучение.

Как правило, обучающиеся характеризуются низким уровнем обучаемости. Контингент отбывающих наказание весьма разнороден по возрасту, подготовленности, социальной зрелости, профессиональной направленности, обладает низким уровнем образования, незначительными коммуникативными навыками, у них стойкое отрицание учебного труда как такового. Учителям приходится учитывать психологию осужденных, находить подходы к каждому.

Психологические трудности связаны с беспокойством взрослых о своем авторитете, боязнью выглядеть некомпетентными в

глазах окружающих, несоответствием собственного образа с традиционно понимаемой ролью ученика [2]. Обучающиеся усваивают новые знания с разной скоростью и качеством, так как имеют различный уровень подготовки и жизненный опыт.

При организации учебного процесса с данной категорией обучающихся учителям необходимо опираться на их практический опыт, усиливать наглядность в преподавании, организовывать обучение на основе манипулирования реальными или виртуальными объектами, использовать групповую деятельность при решении учебных задач для организации коммуникации.

На этой основе возможно выявление условий их профессионального самоопределения и базовой подготовки к освоению рабочих профессий в профессиональном училище исправительного учреждения.

Таким образом, учебно-воспитательный процесс в исправительных учреждениях необходимо реализовывать с учетом дальнейшего совершенствования комплексной воспитательной и психологической работы с осужденными. В этой связи важным условием является эффективное взаимодействие сотрудников воспитательного отдела, психологов, учителей школ, мастеров профессиональных училищ.

| список литературы

1. Биченова А. Р., Куминов Я. В. Проблема труда осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы // Вестн. Самар. юрид. ин-та. 2017. № 1 (23). С. 12-15.

2. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб., 2010. 512 с.

3. Ефименко А. А., Румбешта Е. А. Профессиональная ориентация на рабочие профессии учащихся вечерней общеобразовательной школы // Вестн. Томского гос. педагог. ун-та. 2011. № 10 (112). С. 149-152.

4. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL: фсин.рф (дата обращения: 30.11.2018).

5. Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях, тюрьмах, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России № 274, Минобрнауки России № 1525 от 06.12.2016. Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».

6. Приоритетные направления работы начальников отрядов осужденных и трудности, возникающие в осуществлении их функциональных обязанностей (на основе опроса) / М. В. Киселев и др. // Вестн. Кузбас. ин-та. 2015. № 1 (22). С. 173-183.

7. Сибиль Ю. П. Основы организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях // Ведомости уголов.-исполнит. системы. 2014. № 9. С. 33-38.

8. Сучкова Е. Л. Психология правосознания осужденных : моногр. Вологда, 2017. 183 с.

9. Чириков А. Г., Ивашко Н. Н. Эффективность педагогической деятельности начальников отрядов исправительных учреждений // Вестн. Кузбас. ин-та. 2016. № 2 (27). С. 184-189.

щ references

1. Bichenova A. R., Kuminov YA. V. Problema truda osuzhdennyh, otbyvayushchih nakazanie v mestah lisheniya svobody [The problem of labor of convicts serving sentences in prisons]. Vestn. Samar. yurid. in-ta - Bulletin of the Samara Law Institute. 2017. Iss. 1 (23). P. 12-15. (In Russ.).

2. Eliseev O. P. Praktikum po psihologii lichnosti [Practical work on the psychology of personality]. St. Petersburg, 2010. 512 p. (In Russ.).

3. Efimenko A. A., Rumbeshta E. A. Professional'naya orientaciya na rabochie professii uchashchihsya vechernej obshcheobrazovatel'noj shkoly [Vocational orientation to the working professions of pupils of the evening comprehensive school]. Vestn. Tomskogo gos. pedagog. un-ta - Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2011. Iss. 10 (112). P. 149-152. (In Russ.).

4. Kratkaya harakteristika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Brief characteristics of the penal system]. Availabte at: фсин.рф (accessed 30.11.2018). (In Russ.).

5. Ob utverzhdenii Poryadka organizacii polucheniya nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego i srednego obshchego obrazovaniya licami, otbyvayushchimi nakazanie v vide lisheniya svobody v ispravitel'nyh koloniyah, tyur'mah, lechebno-profilakticheskih uchrezhdeniyah, lechebnyh ispravitel'nyh uchrezhdeniyah i sledstvennyh izolyatorah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy : prikaz Minyusta Rossii № 274, Minobrnauki Rossii № 1525 ot 06.12.2016 [On approval of the procedure for organizing the receipt of primary general, basic general and secondary general education by persons serving a sentence of imprisonment in correctional colonies, prisons, medical institutions, medical correctional institutions and remand prisons of the penal system : Order of the Ministry of Justice of Russia No. 274, The Ministry of Education and Science of Russia No. 1525 from 06.12.2016. Access from the reference legal system «Garant». (In Russ.).

6. Prioritetnye napravleniya raboty nachal'nikov otryadov osuzhdennyh i trudnosti, voznikayushchie v osushchestvlenii ih funkcional'nyh obyazannostej (na osnove oprosa) / M. V. Kiselev i dr. [Priority areas of work of the heads of detachments of convicts and the difficulties encountered in the implementation of their functional duties (based on the survey) / M. V. Kiselev et al.]. Vestn. Kuzbas. in-ta - Bulletin of the Kuzbass Institute. 2015. Iss. 1 (22). P. 173-183. (In Russ.).

7. Sibil' YU. P. Osnovy organizacii uchebno-vospitatel'nogo processa v vospitatel'nyh koloniyah [Fundamentals of the organization of the educational process in educational colonies]. Vedomosti ugolov.-ispolnit. sistemy - Journal of the penal system. 2014. Iss. 9. P. 33-38. (In Russ.).

8. Suchkova E. L. Psihologiya pravosoznaniya osuzhdennyh : monogr. [Psychology of legal consciousness of convicts : monogr.]. Vologda, 2017. 183 p. (In Russ.).

9. CHirikov A. G., Ivashko N. N. EHffektivnost' pedagogicheskoj deyatel'nosti nachal'nikov otryadov ispravitel'nyh uchrezhdenij [The effectiveness of the pedagogical activity of the heads of the correctional unit]. Vestn. Kuzbas. in-ta -Bulletin of the Kuzbass Institute. 2016. Iss. 2 (27). P. 184-189. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.