УДК 343.8 ББК 67.409.13 С79
V.I. STEPANENKO*
PECULIARITIES OF CORRECTION MEASURES OF REPEATED PRISONERS
Аннотация: в статье рассмотрены особенности исправительно-воспитательного процесса в отношении осужденных ранее отбывавших лишение свободы, предложено проведение дифференцированного воспитательного воздействия на осужденных.
Ключевые слова: осужденные лишение свободы, исправительные колонии, исправительный процесс, воспитательная работа, индивидуальныйподход
Annotation: the article deals with peculiarities of correction of repeated prisoners and differentiated educational influence on inmates.
Key words: prisoners, imprisonment, prisons, correction, educational work, individual method.
ВЛАДИМИР
ИВАНОВИЧ
СТЕПАНЕНКО*
ОСОБЕННОСТИ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ, РАНЕЕ ОТБЫВАВШИХ ДАННОЕ НАКАЗАНИЕ
Исправление преступников - процесс сложный, положительный результат в котором достигается далеко не всегда. При многократном лишении свободы у осужденных накапливается специфический опыт, который позволяет говорить о наличии у них своей ценностно-нормативной сферы. Представители этой социальной группы труднее поддаются исправительному воздействию в связи с тем, что в основе их поведения лежит так называемый конфликт норм.
Повышение эффективности исправительного воздействия на осужденных неразрывно связано с организацией целенаправленной воспитательной работы с ними. «Воспитательный процесс при исполнении наказания, - писал Н.А. Стручков, - предполагает не просто воспитание человека, а исправление отдельных его взглядов и даже переделку всей его психологии, воспитание нового сознания в процессе изжития порочных антиобщественных взглядов и представлений»1.
В ст. 104 УИК Республики Беларусь установлено, что участие осужденных в проведении воспитательных мероприятий учитывается при определении степени их исправления и применении к ним мер поощрения.
Подзаконными нормативными актами, в частности Инструкцией об организации воспитательной работы с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы (далее - Инструкция), утвержденной Постановлением МВД Республики Беларусь от 14 сентября 2005 г. № 2052, регулируются также формы воспитательной работы с осужденными, порядок проведения воспитательных мероприятий. Основными формами воспитательной работы с лицами, лишенными свободы, как известно, являются: лекция, беседа с коллективом, тематическая дискуссия (диспут), собрание, собеседование с осужденным в коллективе, викторина, аттестование осужденных, индивидуальная беседа с осужденным воспитателя, культурно-массовые и физ-
культурно-спортивные мероприятия, индивидуальное сорев-
* Адъюнкт Академии МВД РеспубликиБеларусь. E-mail: [email protected].
Проблемы уголовно9исполнительного права
Проблемы уголовно-исполнительного права
нование, а также соревнования между отрядами осужденных (бригадами и звеньями), видео-, радиопередачи по внутренней видео-, радиосети, стенная печать, просмотр тематических телепередач (п. 38 Инструкции).
Одной из основных форм воспитательной работы, изложенных в Инструкции, важнейшей и наиболее действенной для рассматриваемой нами категории осужденных является, на наш взгляд, индивидуальная воспитательная работа. Она проводится на основе изучения личности каждого осужденного с учетом совершенного им преступления, возраста, образования, профессии и других особенностей. Эта работа должна представлять собой систематическое и целеустремленное воспитательное воздействие на конкретных осужденных, осуществляемое на основе изучения и с учетом индивидуальных социально-психологических и педагогических особенностей их личности, и проводиться дифференцированно, с учетом вида исправительного учреждения и установленных в нем условий режима.
«Индивидуальный подход к конкретной личности осужденного предполагает подразделение процесса организации индивидуальной работы по его исправлению на три периода: 1) изучения и адаптации осужденного к условиям лишения свободы в исправительном учреждении; 2) исправительный; 3) подготовки к освобождению, адаптации к условиям жизни на свободе и закрепления результатов воспитания »3.
Принцип индивидуального подходак конкретной личности осужденного получил развитие в Г осударственной программе совершенствования уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел на 2006-2010 годы (далее - Государственная программа), утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2005 г. № 15644. Она, в частности, предполагает разработать и внедрить программы дифференцированного воздействия на осужденных с учетом их поведения, психического состояния и степени социальной запущенности. В основу работы по исправлению Государственная программа включает дифференциацию видов исправительных колоний, создание централизованной информационной системы, обеспечивающей накопление информации по вопросам исполнения наказаний в отношении каждого осужденного, унифицирующей основные параметры персональной оценки личности осужденных в целях повышения эффективности реализации индивидуальных исправительных программ.
Воспитательная работа с осужденными (в том числе с ранее отбывавшими лишение свободы), по нашему мнению, должна начинаться с формирования правильной, а точнее, объективной оценки совершенного преступления и назначенного наказания. Как отмечает В.А. Елеонс-кий, в каждом отдельном случае применения и исполнения наказания чрезвычайно важно добиваться того, чтобы у осужденных сформировалось правильное к нему отношение. При этом в числе важнейших условий, которые определяют воспитательное воздействие наказания, автор видит его осознанность5. В силу понятных причин сделать это в отношении осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, особенно трудно, однако такую цель ставить нужно, учитывая, что многие люди начинают пересматривать и переоценивать свою жизнь.
Характеризуя отношение осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, к совершенному преступлению, следует указать на тот факт, что доля осужденных, не признающих свою вину или признающих ее частично, составляет 15,3 и 24,5 % соответственно. Тем не менее большинство осужденных (57,9 %) раскаиваются в совершенном преступлении.
Анализ отношения обследованных осужденных к назначенному им наказанию показал несколько иную картину. 49,1 % осужденных не согласны с видом назначенного наказания, 22,4 % - считают наказание несправедливым. Количество осужденных, считающих наказание соответствующим тяжести совершенного преступления, составляет 34,7 %. Это важно учитывать при организации воспитательной работы, так как исследования этих вопросов различными учеными позволяют давать весьма важные рекомендации.
Каждому опытному воспитателю известно, что крайне трудно строить целенаправленную работу с осужденными, если не будут выявлены те внутренние, субъективные причины, которые привели его к преступлению. Эти причины и должны быть объектом индивидуального воздействия на личность осужденного за то или иное преступление.
Личность может исправиться, если внешние воздействия при известном положительном отношении к ним превращаются во внутренние свойства, становятся личностным состоянием человека6.
Особое место, на наш взгляд, в организации воспитательной работы с осужденными, ранее отбывавшими лишение свободы, должны занять методы психологического воздействия. Содер-
жание, а следовательно, и методы этой работы в исправительных учреждениях конкретизируются в зависимости от особенностей психологии, сознания и мировоззрения различных групп осужденных.
Пенитенциарные психологи Г.П. Байдаков, С. А. Капункин, А.И. Мокрецов, А.Н. Пастушеня считают, что исправление преступника может быть успешным в условиях его изоляции от общества лишь в том случае, если оно организовано как целенаправленный процесс коррекции психологии личности лишенного свободы и принимаются во внимание психолого-педагоги-ческие закономерности и рекомендации. Из указанного следует требование к правовому обеспечению процесса исправления осужденных -максимальная психолого-педагогическая обоснованность и оптимальность содержания и организации исправительного воздействия7.
Личность осужденных нельзя рассматривать с позиций сосредоточения только одних нравственных пороков. Как правильно отмечается в философской и криминологической литературе, личность преступника противоречива, она соединяет в себе самые разнообразные качества. С нашей точки зрения, неправильной представляется позиция тех ученых и практических работников, которые личность преступника рассматривают односторонне, указывая лишь на ее отрицательные стороны, игнорируя наличие у нее положительных черт. Подобный упрощенный подход к оценке личности осужденного в конечном счете может оказать нежелательное влияние на формы и методы обращения с этими лицами.
Воспитатель должен помнить, что его работу по исправлению осужденных следует строить не на разрушении уже сформировавшихся личностных свойств (в большинстве случаев это и невозможно), а на детальном изучении этих свойств и, главное, их направленности, на выяснении отношения к социальным нормам и правилам поведения, выявлении мотивов преступной деятельности. Необходимоопределить у каждой конкретной личности негативные стороны, которые нужно корректировать, и то положительное, на чем можно строить процесс исправления. Только в этом случае можно достичь успеха в воспитательной работе8.
Психологические особенности основных групп осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, должны помочь администрации исправительных учреждений в организации исправительного процесса в целом. Однако это создает лишь общие организационно-педаго-
гические условия. Лишь выявление индивидуально-психологических особенностей личности осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, дает возможность иметь более конкретную и полную характеристику их свойств и качеств, а следовательно, и применять к ним наиболее действенные средства и методы воспитания.
В то же время на основе общих знаний о психологических особенностях изучаемой категории осужденных возможно составление объективной и всесторонней индивидуальной характеристики осужденного, которая давала бы более полное представление воспитателям исправительных учреждениях о его поведении, возможных вариантах его поступков в различных жизненных ситуациях.
В характеристике воспитатель должен фиксировать индивидуально-психологические свойства и качества осужденного, которые являются продуктом предшествующего социального опыта, процесса воспитания и самовоспитания личности, усвоенных ранее убеждений, мировоззрения, идеалов, привычек, системы отношений к окружающей его среде, различным видам деятельности. Иными словами, в характеристике отражается тот или иной уровень развития индивида, состояние его поведения, эмоциональное отношение к действительности. Этот документ (характеристика) является основанием для разработки программы исправления, для представления осужденного к условно-досрочному освобождению, к льготным условиям содержания или к наказанию9.
Научные исследования и практический опыт подтверждают, что, прежде чем приступить к индивидуально-воспитательной работе с осужденными, в каждом конкретном случае следует выяснить: к какому типу личности принадлежит данный осужденный и какие субъективные черты ему присущи; что необходимо корректировать у данного человека и на каких психологических качествах лучше всего строить воспитательную работу; что необходимо сформировать у конкретного лица, то есть определить конечную цель, а также направление и стиль индивидуально-воспитательной работы. Очень важно, учитывая основные личностные черты осужденного, выбрать необходимые для его исправления средства, методы и приемы10. В связи с этим полезно знать структуру психолого-педагогической характеристики личности осужденного, в которой следует указывать: анализ условий и причин формирования его отрицательных побуждений через те
Проблемы уголовно-исполнительного права
Проблемы уголовно-исполнительного права
или иные потребности; наличие знаний и умений у осужденного; уровни развития познавательных (внимание, восприятие, мышление и память), эмоциональных и волевых процессов, их особенности; организаторские способности осужденного; характер и его структуру(направ-ленность, эмоциональная сфера); возрастные особенности личности; особенности межличностных взаимоотношений с другими осужденными. Эта характеристика во многом должна стать основой для разработки программы изучения личности осужденных, которая строится на базе структуры психики человека.
Указанные выше особенности личности осужденного, ранее отбывавшего лишение свободы, следует учитывать при организации педагогического процесса в исправительном учреждении. В связи с этим считаем, что первостепенное значение для управления изменением личности осужденного, ранее отбывавшего лишение свободы, как объекта исправления имеет исследование его действительного отношения: 1) к совершенному преступлению; 2) определенной судом мере наказания; 3) применяемым мерам исправления.
1 Стручков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью! Саратов, 1978. С. 115-116.
2 См.: Национальныйреестр правовых актов РеспубликиБеларусь 2005. № 8/13174.
3 Советское исправительно-трудовое право. Особенная часть / Под ред. Н.А. Стручкова В. А. Фефелова. Рязань, 1987. С. 254.
4 См.: Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. 2006. № 5/17051.
5 См.: Елеонский В.А. Отношение осужденныхк наказанию и вопросы повышения эффективности их исправления и перевоспитания в местах лишения свободы. Рязань, 1976. С. 29, 60.
6 См.: Шамсунов С.Х. Трудосужденныхк лишению свободы в России. Рязань, 2003. С. 15.
7 См.: ПастушеняА.Н. Психолого-педагогические аспекты правового регулированияисправления осужденных в условиях лишения свободы Материалы науч-практ. конф. Рязань, 1989. С. 257.
8 См.: АнтонянЮ.М. Психологические особенности личности расхитителей социалистического имущества и индивидуальнаяработа с ними. М., 1982. С. 53.
9 См.: Деев В.Г., Прокопов М.П. Методика составления психолого-педагогическойхарактеристики осужденного к лишению свободы. М., 1978. С. 6.
10 См.: Антонян Ю.М. Указ; соч