Научная статья на тему 'Состояние воспитательной работы с осужденными в Беларуси на рубеже ХХ-ХХI веков'

Состояние воспитательной работы с осужденными в Беларуси на рубеже ХХ-ХХI веков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
436
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ / EDUCATIONAL WORK / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / CORRECTIONAL PROCESS / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / CORRECTIONAL INSTITUTIONS / CONVICTED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стуканов Виталий Григорьевич

в статье рассматривается организация и содержание воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы МВД Республики Беларусь в 80-90-х годах ХХ столетия и по настоящее время. В 80-90-х годах ХХ века воспитательная работа с осужденными в исправительно-трудовых учреждениях МВД БССР осуществлялась на крайне низком уровне, отсутствовала системность и плановость в работе, коллективные мероприятия практически не проводились, индивидуально-разъяснительная работа подменялась принуждением, использованием только карательных мер, условное и условно-досрочное освобождение не применялось. По сути, воспитательная работа с осужденными в ее традиционном понимании была забыта. В исправительно-трудовых колониях появляются «воровские» традиции и группировки. Результатом стали массовые беспорядки, которые продолжались в ИТК Республики до начала 90-х годов. В 90-х годах тюремным главком МВД Республики Беларусь принимается ряд организационнопрактических мер: разрабатывается комплекс нормативно-методических документов по организации воспитательной работы с осужденными; создается новая организационная структура воспитательной работы; к производительному труду приобщается максимальное количество осужденных, улучшаются их материально-бытовые условия; инициируются изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь, которые предусматривают возможность замены лишения свободы условным и условно-досрочным освобождением всем категориям осужденных, разрабатывается первый Уголовно-исполнительный кодекс; создаются условия для искоренения «воровских» норм и традиций; активизируется роль самодеятельных организаций; отлаживается организация учебно-воспитательного процесса, коллективных и культурно-массовых мероприятий с осужденными; организуется православное просвещение в местах лишения свободы; повышается профессиональное мастерство сотрудников воспитательной службы ИУ. В результате принимаемых законодательных и организационно-практических мер состояние исправительного процесса в начале ХХI века кардинально изменилось. Воспитательная работа с осужденными стала носить системный и плановый характер. Наряду с традиционными получили развитие новаторские формы работы. Ликвидирован институт «смотрящих», количество осужденных, официально выразивших стремление к правопослушному образу жизни, стало максимальным (98-99 % от общей численности), число участвующих в работе самодеятельных организаций достигло 95 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стуканов Виталий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OF THE EDUCATIVE WORK WITH PRISONERS IN BELARUS OF THE XX-XXI CENTURIES

the article discusses the organization and content of educational work with convicted persons in correctional institutions of the penal system in the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus of 8090 years of the twentieth century at present. Since 80-90 years of the twentieth century, the organization of educational work with prisoners in penitentiaries MIA BSSR was at a very low level, there was no systematic and planned work, practically no collective actions, individual advocacy was replaced, using only punitive measures and conditional parole was not applied. In fact, the educational work with convicts in the traditional sense has been forgotten. In corrective colonies there were «thieves traditions and groups. The result was a riot that lasted in TIC of the republic until the early 90-ies. In the 90 years prison commander of the Ministry of Internal Affairs of Belarus adopted a number of organizational and practical measures to convicts : a set of regulatory guidance documents on the organization of educational work was created; a new organizational structure of educational work was created; the maximum number of convicts was joined to productive work; the Criminal Code was initiated, which provided the possibility of replacing the suspended prison sentence and parole to all categories of convicts, the first Penal Code was developed; conditions of life were improving; the role of amateur organizations was activated; the organization of educational process was debugged ;collective and cultural events with the prisoners were debugged; Orthodox education in prisons was organized; professional skills of employees of educational services of DUT were increased... the article discusses the organization and content of educational work with convicted persons in correctional institutions of the penal system in the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus of 8090 years of the twentieth century at present. Since 80-90 years of the twentieth century, the organization of educational work with prisoners in penitentiaries MIA BSSR was at a very low level, there was no systematic and planned work, practically no collective actions, individual advocacy was replaced, using only punitive measures and conditional parole was not applied. In fact, the educational work with convicts in the traditional sense has been forgotten. In corrective colonies there were «thieves traditions and groups. The result was a riot that lasted in TIC of the republic until the early 90-ies. In the 90 years prison commander of the Ministry of Internal Affairs of Belarus adopted a number of organizational and practical measures to convicts : a set of regulatory guidance documents on the organization of educational work was created; a new organizational structure of educational work was created; the maximum number of convicts was joined to productive work; the Criminal Code was initiated, which provided the possibility of replacing the suspended prison sentence and parole to all categories of convicts, the first Penal Code was developed; conditions of life were improving; the role of amateur organizations was activated; the organization of educational process was debugged ;collective and cultural events with the prisoners were debugged; Orthodox education in prisons was organized; professional skills of employees of educational services of DUT were increased. As a result of the legislative, organizational and practical measures the state of the correctional process at the beginning of the XXI century has changed dramatically. Educational work with convicts began to wear the system planned nature, innovative ways of work developed along with the traditional. The institution of «looking» was abolished, the number of convicts who have formally expressed the desire for law-abiding lifestyle was the highest (98-99 % of the total) involved in amateur organizations has reached 95 %. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Состояние воспитательной работы с осужденными в Беларуси на рубеже ХХ-ХХI веков»

В ИТК Республики среди осужденных к лишению свободы возникла мода на массовые неповиновения в виде отказов от работы, приема пищи, членовредительства и других проявлений неподчинения законным требованиям администрации. Итогом такого плачевного состояния дел явились организованные осужденными - «воровскими авторитетами» массовые беспорядки. Так, в первой половине 90-х годов ХХ века в исправительно-трудовых учреждениях прошла целая череда массовых беспорядков осужденных: в ИТК-2 г. Бобруйска, ИТК-9 г. Горки, ИТК-12 г. Орши, ИТК-15 г. Могилева, ИТК-17 г. Шклова, ИТК-19 г. Могилева и др.

В этих сложных условиях службу организации исправительного процесса управления по исправительным делам МВД Республики Беларусь в 1993-1996 гг. возглавляет кандидат психологических наук А. Н. Пастушеня (а затем в 2002-2006 гг.), который принимает ряд организационно-практических мер, инициирует законодательные изменения, направленные на создание благоприятных условий для развития исправительного процесса, приведения воспитательной работы с осужденными в должное состояние. Одной из первоочередных мер стало создание организационной структуры воспитательной работы, позволявшей четко управлять деятельностью воспитательной службы. Для этого впервые в исправительных учреждениях и ЛТП были введены должности начальников отделений воспитательной работы в отрядном звене. Численность осужденных в отрядах постепенно была снижена до 100 человек. Для стимулирования правомерного поведения осужденных были инициированы внесения поправок в Уголовный кодекс Республики Беларусь, которые предусматривали возможность замены лишения свободы условным и условно-досрочным освобождением всем категориям осужденных. Это явилось мощным стимулом в соблюдении осужденными установленного порядка отбывания наказания.

Под руководством А. Н. Пастушени в соавторстве с В. Б. Шабановым был разработан комплекс нормативно-методических документов по организации воспитательной работы с осужденными, которые утверждаются приказом МВД Республики Беларусь от 25 июня 1994 г. № 125. Знаменитый «125 приказ» сохранил в себе наиболее передовые формы работы с осужденными, оставив отряд центром воспитательной работы. Приказ явился мощным фундаментом, не позволившим окончательно разрушить систему воспитательной работы с осужденными, явившимся базисом для последующего подъема и развития этого важнейшего направления работы. Со временем данный приказ с неболь-

шими изменениями и дополнениями трансформировался в постановление МВД № 285 2005 г., а затем -в методические рекомендации, которые действуют в настоящее время [1, 2].

Существенное совершенствование коснулось деятельности воспитательно-трудовых колоний. Было принято изменение в законодательство, устанавливающее приоритет отбытия всего срока наказания в воспитательной колонии, а также ликвидировавшее разделение воспитательно-трудовых колоний на колонии для лиц, совершивших тяжкие и менее тяжкие преступления, которое существенно продуцировало криминогенное взаимозаражение осужденных. Реализация принципа гетерогенности состава воспитанников положительно повлияла на морально-психологическую обстановку, что проявилось в существенном снижении преступных насильственных действий, в том числе убийств и групповых неповиновений. Отлаживалась организация учебно-воспитательного процесса, проведение различных форм воспитательных массовых и культурно-массовых мероприятий с участием родителей воспитанников.

В условиях отсутствия «политико-воспитательной идеологии» исправления осужденных была также предпринята попытка организации православного просвещения в местах лишения свободы. В 1993 г. МВД Республики Беларусь утверждается Инструкция о порядке реализации прав на свободу совести и вероисповедания лиц, лишенных свободы, и о взаимодействии ИТУ и СИЗО со священнослужителями.

Совершенствование деятельности исправительных учреждений в последующем продолжил руководитель службы исправительного процесса главного управления исполнения наказания, а затем комитета по исполнению наказаний МВД Беларуси кандидат юридических наук В. Б. Шабанов. С его непосредственным участием был подготовлен целый комплекс нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность не только воспитательных служб, но и в целом ИТУ. Так, были подготовлены проект первого уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, который принят Палатой представителей Республики Беларусь 14 декабря 1999 г.; Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены постановлением МВД Республики Беларусь от 20 октября 2000 г. № 174); Инструкция, определяющая порядок представления осужденных к досрочному освобождению, и многое другое. Значительные усилия были направлены на совершенствование воспитательной работы с осужденными, повышение роли психологической службы исправительных учреждений (ИУ). В каждом ИУ, СИЗО и ЛТП вводятся должности психологов. В августе 1999 г.

между КИН МВД Республики Беларусь и Белорусским экзархатом заключается Соглашение о сотрудничестве. В начале 2002 г. по инициативе КИН МВД был подписан приказ министра внутренних дел Республики Беларусь № 232 «О порядке взаимодействия ИУ, СИЗО, ЛТП с религиозными организациями и служителями культов». Эти правовые акты позволили во всех областях Республики наладить контакты между областными управлениями по исполнению наказаний и местными епархиями.

В 2000-х годах в ИУ впервые вводятся должности начальников отделов исправительного процесса - руководителей, непосредственно организующих воспитательную работу с осужденными в масштабе учреждения. В крупных ИУ создаются отделы (отделения) психологического обеспечения со штатом в 3-4 сотрудника. В целях повышения эффективности нравственного воспитания осужденных и развития сотрудничества с Белорусским экзархатом РПЦ в каждом исправительном учреждении вводятся должности руководителя кружка духовно-нравственного воспитания осужденных, на которые назначаются православные священнослужители. Таким образом, в Беларуси в исправительных учреждениях впервые формируется прообраз капелланской службы.

Принимается ряд практических мер, направленных на совершенствование воспитательной работы с осужденными, искоренение «воровских» норм и традиций, оптимизацию применения института досрочного освобождения от наказания. В большинстве исправительных учреждений формируется система воспитательной работы с осужденными: на плановой основе проводятся коллективные мероприятия с осужденными (не менее 6 раз в месяц в соответствии с решением Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь), активизирована роль самодеятельных организаций осужденных, советов воспитателей. Разрабатывается комплекс нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок аттестования осужденных; паспортизации осужденных, утерявших данный документ; представления к досрочному освобождению; предварительному решению вопросов бытового и трудового характера при подготовке осужденных к освобождению. Инициировано принятие закона [3], в рамках которого меняются виды исправительных учреждений Республики, что позволило в последующем избежать совместного отбывания наказания осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, с впервые отбывающими наказание, и соответственно уменьшить их взаимное криминальное заражение.

В результате принимаемых мер существенно активизируется применение института досрочного

освобождения. Если в 2001 г. около 30-40 % осужденных освобождались досрочно, в 2006 - около 60 %, в 2009 г. - 75-80 %. Законодательно совершенствуется наказание в виде ограничения свободы, вводится новая форма - без направления в исправительное учреждение открытого типа.

В условиях, когда была поставлена задача охватить производительным трудом всех осужденных, улучшения их материально-бытовых условий, условий проживания, а также в результате принимаемых мер обстановка в исправительных учреждениях стабилизировалась, воспитательная работа с осужденными стала носить системный характер, заработали клубы учреждений, повышена роль самодеятельных организаций осужденных.

В настоящее время исправительный процесс продолжает совершенствоваться. Во всех ИУ Республики внедряется квалифицированный интенсивный информационный поток на сознание осужденных посредством специальных видео- и радиопередач, транслируемых по внутреннему теле- и радиовещанию. Активно используется ведомственная газета «Трудовой путь», в каждом номере которой размещаются специальные материалы духовно-нравственного и правового характера. В каждом ИУ формируются информационно-просветительские группы из числа осужденных, которые под руководством сотрудников ИУ готовят, а затем проводят специальные занятия с осужденными отряда (колонии). Реализуется проект «Исправление через творчество», суть которого заключается в максимально широком вовлечении осужденных в общественно полезную активность в рамках художественной самодеятельности, литературного, стихотворного, музыкального творчества и т. д. В большинстве ИУ организуются музыкальные творческие коллективы, создаются театральные труппы и готовятся театральные постановки (проект «Театр в тюрьме»). Активно проводятся конкурсы среди осужденных: на лучшее сочинение-размышление на тему «Размышления о моей жизни. Прошлое, настоящее, будущее» (изданы в сборниках «Излом судьбы-1» и «Излом судьбы-2» [4, 5]); рисунков среди воспитанников колоний для несовершеннолетних; на лучшую маму среди осужденных женщин; патриотического плаката; авторской песни (издан компакт-диск с записями 15 песен) и др.

Приоритетной задачей становится повышение профессионального мастерства сотрудников воспитательной службы ИУ. Ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди начальников отрядов, психологов, руководителей службы исправительного процесса ИУ в форме проведения открытых коллективных воспитательных мероприятий - диспутов, викторин, формирующих бесед и т. д.

В результате принимаемых законодательных и организационно-практических мер состояние исправительного процесса кардинально изменилось. Воспитательная работа с осужденными стала носить системный плановый характер. Наряду с традиционными получили развитие новаторские фор-

мы работы. Ликвидирован институт «смотрящих», количество осужденных, официально выразивших стремление к правопослушному образу жизни, стало максимальным (98-99 % от общей численности), участвующих в работе самодеятельных организаций достигло 95 %.

Список литературы

1. Об организации воспитательной работы с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы : постановление МВД Республики Беларусь от 14 сент. 2005 г. № 285.

2. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы : приказ Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь от 21 июля 2011 г. № 86.

3. О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования порядка исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности : Закон Республики Беларусь от 9 июня 2006 г. № 122-З.

4. Излом судьбы-1. Размышления осужденных о прошлом, настоящем и будущем. Минск, 2003. 268 с.

5. Излом судьбы-2. Размышления осужденных о прошлом, настоящем и будущем. Минск, 2007. 174 с.

VITALIGRIGORYEVICH STUKANOV,

phd in psychology, associate professor, doctoral candidate (Academy of the Ministry of internal affairs of the Republic of Belarus)

Е-mail: stukanoff@tut.by.

STATE OF THE EDUCATIVE WORK WITH PRISONERS IN BELARUS OF THE XX-XXI CENTURIES

Annotation: the article discusses the organization and content of educational work with convicted persons in correctional institutions of the penal system in the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus of 8090 years of the twentieth century at present .

Since 80-90 years of the twentieth century, the organization of educational work with prisoners in penitentiaries MIA BSSR was at a very low level, there was no systematic and planned work, practically no collective actions, individual advocacy was replaced, using only punitive measures and conditional parole was not applied. In fact, the educational work with convicts in the traditional sense has been forgotten. In corrective colonies there were «thieves' traditions and groups. The result was a riot that lasted in TIC of the republic until the early 90-ies.

In the 90 years prison commander of the Ministry of Internal Affairs of Belarus adopted a number of organizational and practical measures to convicts : a set of regulatory guidance documents on the organization of educational work was created; a new organizational structure of educational work was created; the maximum number of convicts was joined to productive work; the Criminal Code was initiated, which provided the possibility of replacing the suspended prison sentence and parole to all categories of convicts, the first Penal Code was developed; conditions of life were improving; the role of amateur organizations was activated; the organization of educational process was debugged ;collective and cultural events with the prisoners were debugged; Orthodox education in prisons was organized; professional skills of employees of educational services of DUT were increased.

As a result of the legislative, organizational and practical measures the state of the correctional process at the beginning of the XXI century has changed dramatically. Educational work with convicts began to wear the system planned nature, innovative ways of work developed along with the traditional. The institution of «looking» was abolished, the number of convicts who have formally expressed the desire for law-abiding lifestyle was the highest (98-99 % of the total) involved in amateur organizations has reached 95 %.

Key words: convicted, educational work, correctional process, correctional institutions.

References

1. Postanovlenie MVD Respubliki Belarus ot 14 sentjabrja 2005 g. No. 285 «Ob organizacii vospitatel'noj raboty s licami, otbyvajushhimi nakazanie v vide lishenija svobody» [The Resolution of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus from September, 14th, 2005, no. 85 «On organizing educational activities for persons serving a sentence of imprisonment»]. Unpublished.

2. Prikaz Departamenta ispolnenija nakazanij MVD Respubliki Belarus ot 21 ijulja 2011 g. № 86 «Metodi-cheskie rekomendacii po organizacii vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi k lisheniju svobody» [Order of the Department of Corrections Ministry of Internal Affairs of Belarus of July, 21st, 2011, no. 86 «Guidelines for the organization of educational work with convicts to prison»].

3. Zakon Respubliki Belarus ot 9 ijunja 2006 g. No. 122-Z «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Ugolovnyj, Ugolovno-processual'nyj i Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeksy Respubliki Belarus' po voprosam sovershenstvo-vanija porjadka ispolnenija nakazanij i inyh mer ugolovnoj otvetstvennosti» [The Republican Belarus Law from June, 9th, 2006, no. 122-Z «On making amendments and additions to the Criminal Code, Criminal Procedure and the Criminal Code of the Republic of Belarus on improving the order of execution of punishments and other measures of criminal responsibility»].

4. Izlom sud'by. Razmyshlenija osuzhdennyh o proshlom, nastojashhem i budushhem [Fracture of fate. Reflections convicted of the past, present and future]. Minsk, 2003, 268 p.

5. Izlom sud'by 2. Razmyshlenija osuzhdennyh o proshlom, nastojashhem i budushhem [Fracture of Fate 2. Reflections convicted of the past, present and future]. Minsk, 2007, 174 p.

УДК 343.847 ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ВОРОБЬЕВ,

ББК 67.409(4Гем) кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

В75 (Академия ФСИН России)

Е-шаП: jurij.worobjow@yandex.ru.

ИНСТИТУТ ПРЕВЕНТИВНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ В ГЕРМАНИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Реферат: процесс реинтеграции осужденных в общество после отбытия наказания достаточно редко проходит без каких-либо осложнений. В случае с опасными преступниками-рецидивистами, склонными к совершению новых существенных преступных деяний, этот путь часто превращается в лабиринт поиска решений, где с одной стороны - необходимость ресоциализации отбывшего наказание, с другой -обязанность обеспечения защиты общества от новых преступлений.

В мировой практике существуют различные способы решения данного вопроса. Достаточно интересным представляется опыт Германии, которая уже более восьмидесяти лет в качестве одного из средств профилактики тяжких рецидивных преступлений использует институт превентивного заключения.

Не являясь наказанием, а лишь выполняя функцию защиты общества от возможных будущих преступлений, превентивное заключение имеет в ФРГ особую правовую базу, в основу которой заложено предписание Федерального конституционного суда Германии о разграничении заключения и стандартного исполнения наказания в виде лишения свободы. Данное предписание имеет специальное правовое отражение в соответствующих федеральных законах, в которых регламентированы условия назначения превентивного заключения, его виды и продолжительность. Федеральными землями приняты особые законы об исполнении превентивного заключения. Выполнение конституционного предписания предусматривает действия властей, направленные не только на достижение зримых отличий превентивного заключения от наказания, но и в значительной степени на особый вид ресоциализации заключенных. Компонентами такой ресоциализационной работы в соответствии с предписанием являются: работа по уменьшению опасности преступника во время предшествующего отбытия наказания; проведение полного психодиагностического обследования с целью формирования плана исполнения превентивного наказания с включением в него мероприятий по подготовке к освобождению; предоставление заключенному всей необходимой терапевтической помощи; мотивация заключенного с целью исключения негативных факторов, обусловленных неопределенностью продолжительности нахождения в заключении; правовая защита и поддержка заключенного; ежегодный контроль обоснованности нахождения лица в превентивном заключении.

Столь детальная и дифференцированная проработка всех аспектов, регламентирующих исполнение превентивного заключения, делает реальным его отграничение от исполнения наказания в виде лишения свободы, позволяет в значительной степени элиминировать критические замечания, традиционно ставящие под сомнение конституционность и соответствие данной меры безопасности и исправления положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Ключевые слова: превентивное заключение, закон об исполнении превентивного заключения, предписание о разграничении наказания и превентивного заключения, меры безопасности и исправления, ресоциализация заключенных, профилактика рецидивных преступлений, реформа превентивного заключения, заключенный.

Превентивное (или продленное) заключение, материальные предпосылки которого установлены в § 66-66с УК ФРГ, является частью немецкой системы мер безопасности и исправления. Особенностью превентивного заключения является то, что оно назначается судом в отношении преступников, если на основании проведенной комплексной экспертизы определяется их высокая потенциальная опасность для общества и после отбытия наказания в виде лишения свободы. В связи с этим превентивное заключение

рассматривается немецкими властями не как наказание, а как мера, направленная на защиту общества от преступников, которые в силу своего психического заболевания не подлежат уголовной ответственности либо не могут быть устрашены никаким наказанием и поэтому являются особенно опасными.

По состоянию на конец марта 2014 г. в учреждениях, исполняющих превентивное заключение в Германии, находилось 498 заключенных, число которых в последние годы только увеличивается [1],

несмотря на проводимую немецкими властями в данной правовой сфере политику гуманизации. Это свидетельствует о том, что Германия, являясь демократическим правовым государством, по-прежнему не планирует в ближайшей перспективе отказываться от превентивного заключения как особого института в рамках своей уголовно -правовой политики.

ФРГ не является единственной страной в Европе, применяющей в отношении опасных преступников, прежде всего половых преступников и убийц, эту, как ее часто называют, «высшую меру исправления». Однако именно немецкий институт превентивного заключения стал в последние годы объектом постоянной критики, со стороны как специалистов, так и общественности. Обусловлено это не только особым статусом данной меры, ее прогностическим характером, высокой социальной и политической значимостью ее правовых последствий, но и в значительной степени непоследовательностью и противоречивостью законодательной политики Германии в этой области.

Превентивное заключение было введено в правоприменительную практику Германии Законом об опасных привычных преступниках и мерах безопасности и исправления, принятым 24 ноября 1933 г. [2]. Продолжительность заключения на тот момент законом не оговаривалась, и в определенных случаях заключение могло быть пожизненным (§ 42 и след. в прежней редакции УК ФРГ). После войны в восточной части Германии закон был отменен, тогда как в Западной Германии в 1970 г. он был существенно переработан. Результатом этого стало изменение статуса превентивного заключения: оно стало рассматриваться как самая жесткая санкция немецкого уголовного права, применение которой возможно только в исключительных случаях.

В 1975 г. в нормативную базу, регулирующую применение превентивного заключения, было внесено существенное изменение: срок превентивного заключения был ограничен десятью годами (§ 67d абз. 1 в прежней редакции УК ФРГ). Однако это частичное смягчение превентивного заключения было отменено Законом о борьбе с половыми деликтами и другими опасными преступлениями от 26 января 1998 г. [3], в соответствии с которым превентивное заключение могло быть снова бессрочным (§ 67d абз. 3 п.1 УК ФРГ в старой редакции). Помимо этого, закон имел обратную силу, то есть допускал продление заключения, назначенного ранее и имевшего фиксированный срок.

В 2002 г. немецкими законодателями была предпринята первая попытка отхода от достаточно спорной практики продления превентивного заключения задним числом (то есть без соответст-

вующей оговорки в приговоре) и принят Закон о введении условного превентивного заключения, которое назначалось вместе с основным приговором (§ 66а УК ФРГ в старой редакции). Однако уже через два года на волне всплеска народного негодования, поддержанного СМИ и ведущими политиками [4], в связи с совершением в Германии ряда резонансных преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности бундестагом был принят Закон о последующем превентивном заключении [5]. В соответствии с этим Законом появилась возможность назначения превентивного заключения в ходе отбытия наказания в случае, если установленные новые факты свидетельствуют о значительной опасности осужденного (§ 66Ь УК ФРГ в старой редакции).

Данные дополнения в правовую базу превентивного заключения сделали ее в значительной степени непоследовательной и крайне уязвимой с точки зрения соблюдения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). Острая критика существовавшего положения основывалась также на спорности совместимости правовых последствий, вытекавших из назначения превентивного заключения, с нормами, содержавшимися в ст. 1-3 и 19-20 Основного закона ФРГ.

На небольшой срок жаркие дебаты в обществе относительно содержания превентивного заключения были приглушены решением Федерального конституционного суда от 5 февраля 2004 г., в котором было подчеркнуто, что:

- бессрочное превентивное заключение не является нарушением гарантии достоинства человека и гражданина, предусмотренной ч. 1 ст. 1. Основного закона ФРГ, если оно необходимо с учетом существующей продолжительное время опасности заключенного;

- продление превентивного заключения обратным числом не нарушает принципа, по которому закон обратной силы не имеет, в силу того что превентивное заключение не является наказанием, а представляет собой превентивный инструмент, направленный на профилактику будущих правонарушений [6].

В отличие от Конституционного суда Германии Европейский суд по правам человека 17 декабря 2009 г. объявил последующее назначение превентивного заключения противоречащим конституции и подтвердил нарушение ст. 5 абз. 1 и ст. 7 абз. 1 ЕКПЧ [7]. Определяющим при этом явилось понимание Европейским судом превентивного заключения именно в качестве наказания, «не отличающегося от стандартного наказания в виде лишения свободы» [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.