Научная статья на тему 'Исправление осужденных женщин: проблемы и перспективырешения в условиях развития уголовно- исполнительной системы'

Исправление осужденных женщин: проблемы и перспективырешения в условиях развития уголовно- исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
555
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИСПРАВЛЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ЭТОГО ПРОЦЕССА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА / ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / FEMALE PRISONERS / ORGANIZATION OF THE CORRECTIONAL PROCESS AND ITS PARTICULAR FEATURES / INDIVIDUAL WORK / PERSONALITY RESEARCH / CORRECTIONAL PROGRAMME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тюгаева Нина Алексеевна

в статье анализируются основные проблемные вопросы исправления осужденных женщин и обозначаются перспективы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF FEMALE PRISONERS: PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF THE PENAL SYSTEM

in the article the author analyses the main problemsof correction of female prisoners and ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Исправление осужденных женщин: проблемы и перспективырешения в условиях развития уголовно- исполнительной системы»

Психолого-педагогический поиск

УДК37.013.8:343.8

ббк 67.409.13 N.A. TYUGAEVA

Т98

CORRECTION OF FEMALE PRISONERS: PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF THE PENAL SYSTEM

Аннотация: в статье анализируются основные проблемные вопросы исправления осужденныхжен-щин и обозначаются перспективы их решения.

Ключевые слова: осужденныеженщины, организация процесса исправления, особенностиэтого процесса, индивидуальная работа, изучение личности, исправительная программа.

НИНА

АЛЕКСЕЕВНА

ТЮГАЕВА*

ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Annotation: in the article the author analyses the main problems of correction of female prisoners and ways to solve them.

Key words: female prisoners, organization of the correctional process and its particular features, individual work, personality research, correctional programme.

Исследования показывают, что в России в отношении женщин чаще выносятся оправдательные приговоры. При прочих равных обстоятельствах у них шансы на оправдание выше, чем у мужчин, а шансы на осуждение к реальному лишению свободы - меньше, причем статус замужней женщины повышает шансы на оправдание. Однако «эффект замужества» у женщин пропадает в случае «беловоротничковых» преступлений (экономических и должностных). Ученые объясняют эти диспропорции среди осужденных тем, что женщины значительно реже мужчин совершают преступления и соответственно реже попадают под уголовное преследование. Они совершают ненасильственные, менее тяжкие преступления. Кроме того, правосудие гуманно подходит к женщинам-право-нарушительницам, особенно имеющим детей, их реже, чем мужчин, приговаривают к лишению свободы. И действительно, процент осужденных женщин по отношению к общему числу осужденных в России составляет 7,81.

Таким образом, удельный вес женщин в общем числе отбывающих наказание небольшой, однако общественно опасный вред преступлений, совершаемых женщинами, весьма значителен, так как: а) нарушается, а иногда и совсем прекращается правильное функционирование семьи; б) детям наносится невосполнимый ущерб; в) морально-психологический климат в семье, где женщина ведет антиобщественный образ жизни, оказывается для несовершеннолетних намного опаснее, чем там, где преступник отец; г) социальная адаптация у

* Заслуженныйработник высшей школыРоссийскойФедерации, доктор педагогическихнаук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и педагогики (Академия ФСИН России).

E-mail: [email protected].

женщин к различным видам деятельности проходит значительно сложнее, чем у мужчин.

Итак, в связи с большой социальной опасностью женской преступности актуализируется проблема повышения эффективности профилактической работы в обществе и «усиление воспитательной работы в отношении осужденных, способных к ресоциализации.. ,»2. Иными словами, для решения второй части проблемы необходимо интенсифицировать процесс исправления осужденных женщин.

Содержание всех педагогических процессов, в том числе процесса исправления, хотя и может иметь какие-либо особенности, но вместе с тем обязательно включает в себя некоторые общие для всех педагогических процессов элементы, операционно-процессуальные компоненты (алгоритмический цикл): диагностику состояния данного процесса; определение целей и задач функционирования процесса; выбор содержания, форм, методов, средств педагогического воздействия; организацию исследуемого процесса; анализ его результатов и т. д.

Осуществление обозначенного алгоритма действий позволяет выявить женщин, нуждающихся в помощи, поддержке, защите; степень их педагогической запущенности; образовательный уровень; наличие специальности; семейное положение; состояние физического и психического здоровья; степень восприятия исправительного воздействия. В этом заключается первый этап изучения личности каждой осужденной. А. С. Макаренко отмечал, что изучение личности проводится не из любопытства или использования полученных сведений в нужный момент, а для немедленного оказания помощи. Второй этап действий - разработка общей программы воспитательной работы с осужденными и «индивидуальный корректив» к ней (А.С. Макаренко) для каждой женщины.

Программа предусматривает стимулирование осужденной на самостоятельное решение своих социально-психологических проблем; укрепление позитивных связей с внешней средой (семьей, родственниками, близкими людьми, общественными и религиозными организациями); формирование микросреды, благоприятствующей исправлению и ресоциализации; постоянная деятельность по подготовке к освобождению; оказание содействия в вопросах бытового и трудового устройства освобождающимся от отбывания наказания.

Анализ изложенного позволяет сделать логический вывод: воспитательная работа с осужденными женщинами в условиях развития уго-

ловно-исполнительной системы становится ведущим звеном исправительного процесса. В связи с этим необходимо объединить усилия практиков, ученых, общественных и религиозных организаций в вопросах ее дальнейшего совершенствования, направленного на обеспечение защищенности осужденных, оказание им помощи в ресоциализации.

Воспитательная работа с осужденными женщинами имеет свою специфику, связанную с особенностями условий, в которых проходит процесс исправления, объекта (осужденные женщины) и субъекта педагогического взаимодействия. Осужденная, попадая в неволю, в неестественные для женщин условия, неизбежно деформируется как личность. Нарастающие отрицательные изменения в личности приводят ее в новое качественное состояние, за время, проведенное в местах лишения свободы, она настолько адаптируется к ним, что они становятся для нее обычной средой обитания. Острота страданий и переживаний притупляется, и осужденная все меньше и меньше испытывает неудобств от тех условий, которые поначалу ее шокировали. Следовательно, необходимо создавать такие условия, чтобы степень деформации личности осужденной была минимальной. Одной из перспектив разрешения возникшей проблемы является гуманизация условий отбывания наказания осужденными женщинами и соблюдение международно-правовых стандартов обращения с ними в пенитенциарной системе. Международные стандарты обеспечения прав осужденных женщин, российское уголовно-исполнительное законодательство о правах женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и особенности применения этих документов подробно рассмотрены С.Н. Смирновым3.

Если говорить о конкретных требованиях международных стандартов, то применительно к женщинам они основаны прежде всего на биологических (анатомо-физиологических) особенностях лиц женского пола. К ним относятся: принцип раздельного содержания; принцип однополости персонала, обслуживающего осужденных; удовлетворение потребностей беременных женщин и женщин, имеющих детей; требования, связанные с адаптацией после освобождения.

В России женщины отбывают наказание вдали от места жительства, так как женские исправительные учреждения (ИУ) имеются на территории не всех субъектов Российской Федерации. Разлука с семьей, сложности в организации свиданий с родственниками и другими близкими людьми отрицательно сказываются на пси-

Психолого-педагогический поиск

Психолого-педагогический поиск

хическом состоянии женщин и затрудняют воспитательную деятельность в местах лишения свободы. В связи с этим осужденные женщины по прибытии к месту отбывания наказания нуждаются в особой исправительной программе.

Исследователи отмечают, что в местах лишения свободы существуетсвоя частная жизнь, обусловленная внутренним расслоением в общности осужденных. Раздельное содержание в исправительных колониях (ИК) женщин и мужчин приводит к неизбежности распространения в них гомосексуальных отношений, которые часто носят насильственный, унизительный ха-рактер4. Вместе с тем в колониях процветает однополая любовь, заставляющая испытывать переживания, свойственные этому чувству, приводящая к конфликтам на почве ревности5. Близкие отношения между осужденными, как правило, тщательно скрываются от администрации, тем не менее в местах лишения свободы есть случаи злоупотребления администрацией учреждения своими служебными полномочиями, унижение чести и достоинства осужденных, их личной неприкосновенности, что усугубляет негативные моменты наказания6.

Женщины тяжело переживают лишение свободы и особенно болезненно переносят сексуальную депривацию. Распространение лесбийской (однополой) любви в женских колониях является актуальнейшей проблемой. Анализ специальной литературы и бесед с сотрудниками женских колоний показывает, что такая любовь - результат нравственного падения женщины, в связи с чем воспитатели обязаны всеми силами и средствами предотвратить гнусное, унижающее женское достоинство явление, которое ведет к деградации личности. Используются различные формы воспитательной работы: индивидуальные беседы, вовлечение в актив, привлечение семьи и родственников (свидания с детьми, мужьями), просмотр кинофильмов, телепередач, чтение книг, статей с последующим обсуждением и пр. Эта работа весьма трудна и иногда без медицинского вмешательства просто бесполезна. В таких случаях положительное влияние может оказать лечебная психиатрия, а также медикоментозноесни-жение сексуального влечения.

Среди ученых и практиков существуют различные мнения по данной проблеме. Одни считают, что занятия лесбесом являются нарушением режима отбывания наказания, поэтому меры убеждениядолжны быть дополнены мерами принуждения. Другие предпочитают опираться только на воспитательную работу и медицинское наблюдение. Бывают случаи, когда лесбесом занима-

ются в присутствии других осужденных женщин, а это уже хулиганский проступок в общественном месте. Занятие лесбесом разрушает имеющиеся семейные узы, особенно у женщин, выполняющих роль партнерши, впоследствии они нередко отказываются выходить на свидания к своим мужьям, детям, не желают их видеть.

В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция) предполагается создание колоний-поселений с обычным и усиленным наблюдением, в которых будут отбывать наказание большинство осужденных женщин. В перспективе новые условия в этих учреждениях создадут предпосылки для решения обозначенной выше проблемы за счет прекращения коллективного содержания, постоянного пребывания осужденных в состоянии стресса, обусловленного необходимостью лавирования между требованиями администрации и основной массы осужденных.

Исходя из требований действующего законодательства и Концепции основные усилия сотрудниковИУ направлены на разработку апробацию и внедрение научно обоснованных методик организации процесса исправления осужденных женщин и проведения с ними воспитательной работы в изменяющихся условиях. При этом возникает немало трудностей отсутствие в ИУ методических рекомендаций, методическогоинструментария для проведения исследовательской работы, методического материала для правовой, экономической учебы, социально-гуманитарной подготовки; изучения личности осужденных; отсутствие конкретных психокоррекционныхтехнологий Эти материалы (по методике работы с вновь прибывшими в карантине, социальной и психолого-педагоги-ческой диагностике, выявлению степени восприятия воспитательных воздействий, организации и проведению групповой и индивидуальной работы с осужденными и др.) можно было бы включить в служебную подготовку для изучения и формирования навыков их применения.

В 70-80-е годы прошлого столетия в местах лишения свободы функционировали школы по изучению основ исправительно-трудовой педагогики и психологии с последующей сдачей зачетов, а в некоторых учреждениях действовали проблемные лаборатории по исправлению и перевоспитанию осужденных. Такая необходимость имеется и сейчас.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в Концепции подчеркивается важность решения вопросов исправления и ресоциализации

осужденных женщин, усиливается социально-педагогическая составляющая деятельности ИУ. Однако далеко не всегда осуществляемые в них преобразования приводят к качественным изменениям и позитивным результатам в исправлении и ресоциализации осужденных женщин. Это происходит потому, что в ходе этой деятельности не используется накопленный и десятками лет апробированный опыт воспитательной работы с осужденными и многочисленные научные и методические рекомендации. Есть немало современных полезных публикаций по вопросам исправления осужденных, которые можно использовать в работе с осужденными женщинами. Серьезным подспорьем при этом являются ведомственные издания: журнал «Преступление и наказание», информационно-аналитический журнал «Ведомости уголовно-исполнительной системы», научные журналы «Человек: преступление и наказание», «Уголовно-исполнительное право» и др.

В процессе поиска новых подходов к исправлению осужденных женщин, форм и методов воспитательных воздействий на них педагогически целесообразно: формирование коллектива сотрудников ИК, повышение его профессионального мастерства, с тем чтобы методически грамотно участвовать в воспита -тельном процессе; создание в каждом подразделении методических советов с целью рассмотрения различных вопросов, коллективной выработки методических рекомендаций, что способствует формированию единого подхода к их рассмотрению. Руководством к активному действию должен стать приказ ФСИН России от 28 декабря 2010 г. № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы». В нем четко определена цель такой работы: повышение эффективности ее организации и проведения. В связи с изложенным не менее важной, чем другие, является проблема самообразования и самовоспитания каждого сотрудника. Когда у человека возникает внутренняя потребность к самосовершенствованию, тогда воспитательные воздействия дают ощутимый положительный результат, весьма труднее сформировать

в себе эту внутреннюю готовность к самореализации.

Форм и методов воспитательных воздействий не счесть. Задумаешься, прежде чем применить какие-то из них к той или иной осужденной. Как бы ни были хороши средства воспитательного воздействия, они никогда не заменят в борьбе за судьбы подчиненных душевного участия воспитателя, его умения разглядеть в каждой женщине самое сокровенное и доброе, его надежной руки, протянутой в трудный час. Говорят, чужая душа - потемки, но не надо жалеть усилий, времени, чтобы разобраться, чем живет каждая женщина, понять, почему и как она дошла до преступления. И, поставив верный диагноз нравственного недуга, начать его последовательное врачевание, заставить ее уяснить подлинную ценность жизни, поверить в свои силы. Добиться положительных результатов возможно, если в этом будетучаство-вать сама осужденная, а между ней и воспитателем установится искреннее взаимопонимание, полное доверие. Особую значимость такой индивидуальный подход приобретает в работе с многократно судимыми женщинами, растерявшими надежды на что-то светлое в жизни, веру в себя, опустившимися и нравственно, и физически.

Нередко воспитательная работа, проводимая в исправительном учреждении, но не подкрепленная преемственностью в обществе, неэффективна. Для решения проблемы преемственности и сокращения рецидива преступлений жизненно необходимы центры социальной адаптации (центры социальной реабилитации) освободившихся из мест лишения свободы в каждом регионе Российской Федерации. В мировой и отечественной практике есть примеры эффективных систем реабилитации осужденных женщин с высоким процентом возвращения «падших» к нормальной жизни.

В заключение необходимо отметить следующее: если в настоящее время государство думает о ресоциализации осужденных женщин, их возвращении в общество и социальной адаптации , то оно обязано дать им возможность закрепления полученных в исправительном учреждении положительных результатов!

Список использованнойлитературы

1 См.: Женщины в пенитенциарныхучреждениях стран - членов Совета Европы (по сост. на 1 сент. 2011 г.) // Ведомостиуголовно-исполнительнойсистемы. 2013. № 6. С. 65.

2 Концепцияразвития уголовно-исполнительнойсистемы РоссийскойФедерации до 2020 года. М., 2010. С. 19.

3 См.: Смирнов С.Н. Права женщин и несовершеннолетнихв пенитенциарной системе: учеб. пособие. Рязань, 2008.

4 См.: АнтонянЮ.М. Преступность в местах лишения свободы и ее причины // Уголовноеправо. 2002. № 4.

5 См.: Минязева Т.Ф. Правовой статус личности осужденныхв РоссийскойФедерации М., 2001. С. 56.

6 См.: Там же. С. 57.

Психолого-педагогический поиск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.