I.E. PRYS* PERSPECTIVES OF RE-SOCIALIZATION DEVELOPMENT
OF FEMALE JUVENILES SENTENCED TO IMPRISONMENT
УДК 343.848 ББК 60.997 П85
Аннотация: в статье содержатся предложенияпо совершенствованиюпроцесса ресоциализации несо-вершеннолетнихженскогопола осужденныхк лишению свободы В частности, обоснованы новеллы, включающие в себя изменения в Закон РФ « Об образовании», УИК РФ, предложена концепция национальной программы «О защите прав и интересов не-совершеннолетнихв РоссийскойФедерации».
Ключевые слова: несовершеннолетниеосужден-ные женского пола, национальная программа, образование, ресоциализация, семья, центры.
ИРИНА
ЕВГЕНЬЕВНА
ПРЫСЬ*
ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЖЕНСКОГО ПОЛА, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Annotation: the author suggests re-socialization development of female juveniles sentenced to imprisonment. In particular the author proves amendments to the Education Act (the Russian Federation), Correctional Code of the Russian Federation and suggests the Concept of the national program on defending the rights and interests of juveniles in the Russian Federation».
Key words: female juveniles, national program, education, re-socialization, family, centers.
Во главе угла при решении любой проблемы государственной важности стоит вопрос идеологии. Если идеологическая(политическая) база отсутствует либо несовершенна, то многие просчеты и недостатки деятельности в определенной сфере изначально обусловлены именно этим обстоятельством Изучение законодательства в сфере обеспечения прав и интересов детей в Российской Федерации показало, что существующие законы и нормативно-правовые акты разрозненны, часто противоречат друг другу и в весьма малой степени содержат регламентацию реализации прописанных в них положений.
В этом направлении, по нашему мнению, необходимы разработка и принятие национальной программы «О защите прав и интересов несовершеннолетних в Российской Федерации», которая содержала бы концептуальные основы государственной политики в отношении данной категории населения. В частности, в разделах «Охрана жизни и здоровья несовершеннолетних», «Образовательное и культурное развитие несовершеннолетних», «Духовно-нравственное воспитание», «Профилактика преступности и социальных отклонений среди несовершеннолетних» следует изложить основные права несовершеннолетних с указанием механизма их регламентации. Данная программа позволит в одном универсальном документе установить правовые основы защиты прав и интересов несовершеннолетних.
Первоочередные вопросы законодательного и практического выполнения задач и достижения целей исправления и ресоциализации осуж-
* Адъюнкт кафедры криминологии и организации профилактики преступлений (Академия ФСИН России)
E-mail: [email protected]. ru.
Криминология и профилактика преступлений
Криминология и профилактика преступлений
денных в тесной взаимосвязи с частным предупреждением должны решаться экстренно. И в этом плане следует отметить, что на современном этапе вполне сформировались реальные предпосылки для установления в российском уголовном законодательстве цели ресоциализации осужденных.
Основанием такого нововведения являются:
- насущная потребность социальной реабилитации - гаранта достижения всего комплекса целей уголовного наказания. Даже при самой успешной исправительной работе с осужденным в условиях пенитенциарного учреждения мы не получим гарантии несовершения им преступлений в ближайшем будущем если, освободившись после отбывания наказания, он окажется не обеспеченным работой, жильем, в изоляции от нормального социального окружения;
- необходимость создания законодательной базы ресоциализации, включающей в себя регламентацию обязанностей правоохранительных органов, социальных служб, органов местного самоуправления по оказанию помощи в решении социальных проблем лицам, освободившимся от отбывания наказания. Взаимодействие и взаимосвязь между органами исполнения наказания и управленческими структурами являются необходимымирычагами реализации данных задач: должна осуществляться своеобразная «передача» бывшего осужденного как бы «из рук в руки». Иными словами, исправительное воздействие по месту отбывания наказания, сопровождавшегося социальной реабилитацией осужденного, должно по его освобождении продолжаться в новом качестве, трансформировавшись в социальную поддержку в обеспечении элементарными условиями жизни и помощь в обретении места работы (учебы) и жилья. Следовательно, для эффективного развития правовой базы (наделение субъектовресоциализации обязанностями соответствующего рода) введение цели ресоциализации в базовый закон (УК РФ) необходимо.
Таким образом, новая редакция ч. 2 ст. 43 УК РФ выглядела бы так: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления и ресоциализации осужденного, а также предупреждения совершения новых преступлений».
Для реализации такой цели потребуются существенные финансовые средства, однако следует учесть наличие в современной экономике большого невостребованного потенциала потребностей в развитии сельскохозяйственного
производства, обеспечении кадрами трудоемких и малоразвивающихся отраслей народного хозяйства, в которых вполне возможно использовать труд осужденных.
Остается нерешенной проблема отбывания наказания несовершеннолетними девушками, осужденными к лишению свободы, по месту жительства. В отношении этой категории максимально нарушается принцип отбывания наказания осужденных по месту жительства. Из 83 субъектов Российской Федерации только в трех регионах функционируют воспитательные колонии для несовершеннолетних женского пола.
Попадая в места изоляции от общества, девушка-подросток уже несет наказание за содеянное преступление, а если ее еще оградить от общения с родными и близкими, то, естественно, процесс ресоциализации не может быть эффективным. В связи с этим было бы целесообразно рассмотреть вопрос о создании соответствующих подразделений (ВК) на базе взрослых женских колоний.
В ресоциализации несовершеннолетних девушек, отбывающих лишение свободы, немаловажную роль играет правовое воспитание. Как показывает выборочное исследование, знанием элементарных основ уголовного законодательства в самом общем виде обладают только 10 % воспитанниц, в то время как остальных отличает правовая безграмотность. Правовой всеобуч для лишенных свободы подростков предполагает изучение осужденными основ права, характеристик наиболее распространенных преступлений, уголовной наказуемости деяний. Незнание закона не освобождает от ответственности -это правило усиливает требования к повышению уровня правосознания несовершеннолетних со стороны администрации воспитательной колонии. Кроме правового обучения, речь идет о морально-нравственном воспитании, а также умении ориентироваться в правовом пространстве.
Значительное место занимает правовое регулирование тех вопросов, которые девушкам, возможно, предстоит решать по освобождении из мест лишения свободы: постановка на учет в центре занятости, обеспечение жильем, восстановление в образовательном заведении для продолжения обучения, особенности административного контроля, получение медицинской помощи и т. п. Освободившаяся после отбывания наказания девушка должна твердо знать, куда и к кому она может обратиться за юриди-
ческой и фактической помощью в решении неотложных социально значимых вопросов, уметь оформлять необходимые документы.
Особое внимание при подготовке к освобождению следует уделить тем девушкам, которые отличались антисоциальным поведением -пьянствовали, принимали наркотики, занимались проституцией, бродяжничали и т. п. В контексте решения этой проблемы чрезвычайно важным является нравственно-духовное воспитание. В условиях лишения свободы необходимо ориентировать осужденных на формирование у них высоких моральных стандартов, самоуважения, ответственности за свои поступки, у девушек - женственности, скромности. Высоки роль и значение в этом процессе сотрудников воспитательной колонии, общение с которыми должно вызывать у девушек желание совершенствоваться, измениться в лучшую сторону, вызывать симпатию и уважение у окружающих.
Немаловажное значение имеют программы культурно-нравственной направленности, реализация которых в ВК предполагает усвоение воспитанницами элементарных норм и правил поведения в обществе, построения правильного общения с мужчинами, привитие общечеловеческих нравственных ценностей, формирование эстетического мировоззрения.
Радикальные изменения в социально-экономической и политической жизни общества обусловливают возрастающее значение задач обеспечения законности и решительной борьбы с преступностью, в том числе в исправительных учреждениях. Несовершеннолетним женского пола, совершающим преступления, труднее, чем осужденным мужского пола, вернуться к нормальному образу жизни, влиться в достойный коллектив, обрести необходимый социальный статус. Им сложно завести семью, а это может оказать существенное влияние на всю их жизнь. Известно, что нормальная семья - едва ли не самый главный антикриминогенный фактор.
Возникает необходимость комплексного и незамедлительного усовершенствования процесса ресоциализации лиц, освобождаемых от отбывания уголовного наказания. Первое - создание специализированных общежитий для кратковременного проживания лиц, отбывших наказание и не имеющих жилья. Такая форма помощи направлена на то, чтобы решить проблемы жилья для освобожденных на относительно непродолжительный период, в течение которого они могут подыскать иное постоянное или временное место проживания. Безус-
ловно, что это не снимает проблемы по существу, но заметно ослабляет остроту неустроенности значительной части освобожденных. Второе направление помощи - создание специфических организаций, оказывающих освобожденным более разностороннюю помощь. Имеются в виду центры социальной адаптации, создание которых в последнее время признается все более перспективным. Речь идет как о предоставлении освобожденным временного места жительства, так и об оказании им содействия в трудоустройстве; материальной, правовой, медицинской и иной помощи. Такие центры призваны влиять на решение проблемы ресоциализации несовершеннолетних женского пола.
После освобождения некоторым девочкам действительно некудаидти, независимо от того, была ли у них семья до осуждения или нет. Следует отметить, что 85 % воспитанниц не имели полноценной семьи (воспитывались у бабушек, иных родственников, только матерью, редко - отцом) либо являются сиротами. В рамках решения данной проблемы можно было бы усилить роль и значение общественных структур в системе мер ресоциализации, расширить возможности института патроната, добровольного опекунства граждан над осужденными девушками-подростками.
В рамках помощи социально дезадаптированным подросткам является необходимым и целесообразным создание системы детских социально-медицинских анонимных центров, в которые мог бы обратиться любой подросток, чтобы на бесплатной основе получить экстренную правовую, медицинскую, психологическую, социальную помощь. Создание подобных центров позволит сделать данный вид помощи более доступным, а анонимность обеспечит раннее выявление и лечение различных заболеваний (алкоголизм, наркомания, психические расстройства и др.) и профилактику маргинального поведения (бродяжничество, беспризорность и др.).
Немаловажной проблемой остается вопрос об осуществлении социального контроля за освобожденными несовершеннолетними женского пола из ВК. Социальный контроль как составная часть процесса ресоциализации призван корректировать поведение несовершеннолетних таким образом, чтобы предотвратить случаи их антиобщественного поведения. Социальные функции такого контроля раскрыты В.М. Трубниковым: «...Социальный контроль направлен на предотвращение не только преступлений, но и любого отклоняющегося (аморальных поступ-
Криминология и профилактика преступлений
Криминология и профилактика преступлений
ков, пьянства, тунеядства, самоубийства) и иных видов антиобщественного поведения, являющихся, по существу, предпреступным пове-дением»1. Иными словами, социальный контроль за несовершеннолетними, освобожденными из ВК, должен представлять собой многоотраслевое, комплексное воздействие.
Вместе с тем кризис в социально-экономической сфере, отсутствие ряда законодательных актов, регулирующих процесс ресоциализации несовершеннолетних, создают далеко не благоприятные предпосылки для осуществления процесса ресоциализации осужденных несовершеннолетних женского пола после их освобождения.
Лишение свободы, бесспорно, нарушает естественный процесс социализации личности несовершеннолетнего, поскольку в этих условиях существенно ограничиваются возможности усвоения социального опыта, активного воспроизводства системы социальных связей. Работа с данной категорией осужденных осложняется тем, что для многих из них требуется специальная организация обучения, труда и всего учебно-воспитательного процесса. Имеется в виду общеобразовательное обучение по программам вспомогательных школ, трудоиспользование с учетом их ограниченных интеллектуальных способностей, проведение с ними особой индивидуальной работы. Остается нерешенным и вопрос образования несовершеннолетних в местах лишения свободы. Мы считаем целесообразным предоставить возможность несовершеннолетним осужденным продолжать обучение в том же учебном заведении, в котором они обучались до лишения свободы. Теоретически можно использовать две формы обучения заочную и дистанци -онную. Таким образом, стоит внести поправку в ст. 5 «Государственная гарантия прав граждан РФ в области образования» Закона РФ «Об образовании».
Следует максимально сохранить контакты несовершеннолетних осужденных с родителями, родственниками и иными близкими людьми. Для этого необходимо предусмотреть на всех видах режима ВК возможность еженедельных краткосрочных свиданий для несовершеннолетних осужденных, расширить систему длительных свиданий и ввести право на бесплатные телефонные разговоры не реже чем один раз в месяц.
Важно отметить, что во время отбывания наказания воспитательная работа, проводимая с воспитанницами, влияет как на их дальнейшее отбывание наказания, так и на жизнедея-
тельность после освобождения. На первоначальном этапе осужденной разъясняются ее права и обязанности, проводятся тренинги для изменения ее эмоционального фона в связи с переходом из следственного изолятора в воспитательную колонию, а также беседы, направленные на изучение личности девочки, выявление ее индивидуальных особенностей. У осужденных определяют образовательный и интеллектуальный уровень, они проходят медицинский осмотр. На втором этапе (направление воспитанницы в отряд из карантинного отделения) с несовершеннолетними девочками ведется более серьезная работа: всесторонне и детально изучают личность осужденных, разрабатывают программу нравственного и правового воспитания, прививают навыки здорового образа жизни, приобщают к различным видам деятельности, таким как труд, учеба, досуг. Они принимают участие в самодеятельных организациях, собраниях осужденных и т. д. На этом этапе у осужденных формируют критическую оценку личной нравственной позиции и поведения, готовность к восприятию педагогического воздействия и самовоспитанию; уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития; мотивируют повышение образовательного и культурногоуровня осужденных, предоставляют им возможность получения общего образования, приобретения профессии; ориентируют на осознанное отношение к необходимости выполнения после освобождения из ВК конкретных социальных обязанностей (трудовых, человеческих, члена семьи, материнских и др.).
На заключительном этапе осуществляются: подготовка к освобождению, в которой главными вопросами являются бытовое и трудовое устройство освобождаемых, взаимодействие ВК с правоохранительными и социальными органами по месту жительства освобождаемых. В решении указанных задач особая роль принадлежит социальному работнику, воспитателям ВК, родителям и представителям общественности, центрам занятости населения, центрам ресоциализации для лиц, отбывших лишение свободы, уголовноисполнительным инспекциям. Но если осужденную переводят из воспитательной в исправительную колонию, то ей необходимоизу-чить правовые нормы, регулирующие деятельность ИК, ознакомиться с требованиями режима и условиями отбывания наказания в ИК, быть готовой психологически к услови-
ям и отношениям на новом месте, а это уже комплекс иных задач в плане продолжения процесса ее ресоциализации.
Таким образом, в рамках существования проблем преступности несовершеннолетних женского пола наиболее актуальным остается вопрос их ресоциализации. Реформированию исправительных учреждений для несовершен-
нолетних немалое внимание уделено в Концепции развития УИС России до 2020 года, начат эксперимент по апробации в нескольких регионах модели воспитательных центров. Ближайшее будущее; вероятно, ознаменуется существенными изменениями уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, касающегося несовершеннолетних.
1 Трубников В.М. Социальная адаптация освобожденных от наказания: дис. ... д-ра юрид. наук Харьков, 1990. С. 114.
Криминология и профилактика преступлений