Научная статья на тему 'О проблемах ресоциализации несовершеннолетних женщин, отбывающих лишение свободы'

О проблемах ресоциализации несовершеннолетних женщин, отбывающих лишение свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЖЕНСКОГО ПОЛА / УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ПО ОТБЫТИИ НАКАЗАНИЯ / DEPRIVATION OF LIBERTY / RESOCIALIZATION / PECULIARITIES OF SOCIAL STATUS OF FEMALE JUVENILES / CONDITIONS OF POST-RELEASE ADAPTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прысь Ирина Евгеньевна

в статье рассматриваются основные проблемы ресоциализации несовершеннолетних лиц женского пола, отбывающих лишение свободы, особенности этого контингента осужденных, даются рекомендации по отдельным направлениям и формам социально-реабилитационной работы с ними

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF JUVENILE FEMALE PRISONERS' RESOCIALIZATION

the article is devoted to the main problems of female juvenile prisoners' resocialization, peculiarities of this contingent of prisoners. Different recommendations on separate trends and forms of social and rehabilitation work with them are given there

Текст научной работы на тему «О проблемах ресоциализации несовершеннолетних женщин, отбывающих лишение свободы»

УДК 343.848 ББК 67.409.18

П85 I.E. PRYS

ISSUES OF JUVENILE FEMALE PRISONERS’ RESOCIALIZATION

Annotation: the article is devoted to the main problems of female juvenile prisoners’ resocialization, peculiarities of this contingent of prisoners. Different recommendations on separate trends and forms of social and rehabilitation work with them are given there.

Key words: deprivation of liberty, resocialization, peculiarities of social status of female juveniles, conditions

of post-release adaptation.

ИРИНА ЕВГЕНЬЕВНА ПРЫСЬ, адъюнкт кафедры криминологии и организации профилактики преступлений (Академия ФСИН России).

E-mail: crimescience@mail .ru

О ПРОБЛЕМАХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЖЕНЩИН, ОТБЫВАЮЩИХ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ

Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы ресоциализации несовершеннолетних лиц женского пола, отбывающих лишение свободы, особенности этого контингента осужденных, даются рекомендации по отдельным направлениям и формам социально-реабилитационной работы с ними.

Ключевые слова: лишение свободы, ресоциализация, особенности социального статуса несовершеннолетних женского пола, условия адаптации по отбытии наказания.

Ресоциализация осужденных несовершеннолетних лиц женского пола является эффективным, но в то же время достаточно сложным элементом специальной профилактики преступности. Можно выделить следующие этапы ресоциализации: в процессе отбывания наказания и после освобождения. Ресоциализация осужденных, отбывающих наказание, в общем виде представляет собой систему последовательных этапов, которые отражают не только позитивный результат исправительного воздействия на лицо, отбывающее наказание, но и явные социально-положительные, субъективно-личностные изменения осужденного. Каждый этап ресоциализации должен приближать осужденного к жизни в свободном гражданском обществе, повышая уровень его социализации.

Если рассматривать ресоциализацию как внутриличностный процесс, то в первую очередь он ориентирован на восстановление социально-положительных качеств. Что касается несовершеннолетних лиц женского

пола, то часто речь идет не о восстановлении таких черт, а о приобретении их.

Факт совершения преступления подростком (особенно женского пола) уже свидетельствует о серьезной десоциализации личности. Однако в общем контексте проблемы нельзя не учитывать специфику статуса лица несовершеннолетнего возраста и тех преимущественно внешних факторов, которые определяют его поведение в обществе (влияние семьи, друзей, ближайшего окружения). В отличие от взрослых преступников зависимость несовершеннолетних от объективного окружения является тем обстоятельством, которое должно исследоваться при выборе методов и форм ресоци-ализции в отношении их.

Содержание мер по ресоциализации несовершеннолетних женщин, отбывающих лишение свободы, должно включать в себя комплекс мероприятий, направленных не только на нейтрализацию у них криминальных наклонностей, но и на развитие правосознания, выработку социально полезных интересов и целей. Европейские тюремные правила уста-

навливают, что «режим в тюрьме должен предоставить заключенным возможность развивать навыки и умения, которые будут способствовать их успешному социальному вос-становлению...»1 . В Международном пакте о гражданских и политических правах четко определено: «Пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание» (ст. 10/3).

Можно рассматривать понятие социализации личности и как «воспитание активной социальной ответственности, понимания необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений с его стороны»2.

Эффективность мер ресоциализации зависит от следующих критериев: степени и характера социальной деформации личности отбывающего наказание; качества воспитательной работы сотрудников исправительного учреждения; реальных объективных условий, на фоне которых будет протекать адаптация лиц по освобождению из ИУ.

Если дифференцировать процессы исправления и ресоциализации в их неразделимом взаимодействии на составляющие элементы, то первый - представляет собой индивидуальную личностную работу осужденного над собой как на сознательном, так и на подсознательном уровне, второй - применение комплекса воспитательных и реабилитационных мер сотрудниками исправительного учреждения, исполняющего наказание, а также других учреждений и органов (общественных, религиозных организаций, органов социальной опеки и др.); третий - подготовку необходимых объективных условий для нормальной адаптации осужденных по освобождении от наказания.

По нашему мнению, ресоциализация несовершеннолетних осужденных женского пола начинается по прибытии их в воспитательную колонию (ВК) и заканчивается не ранее чем через 2-3 года после освобождения, после чего можно констатировать успех проведенных социально-реабилитирую-щих мероприятий.

Первоочередные вопросы законодательного и практического достижения целей исправ-

ления и ресоциализации в тесной взаимосвязи с частным предупреждением должны решаться экстренно. Полагаем, на современном этапе вполне сформировались реальные предпосылки для установления в российском уголовном законодательстве цели ресоциализации осужденных.

Во-первых, основанием такого нововведения является потребность в социальной реабилитации, являющейся гарантом достижения всего комплекса целей уголовного наказания. Даже при самой успешной исправительной работе с осужденным в условиях пенитенциарного учреждения мы не получим гарантии несовершения им преступлений в ближайшем будущем, если, освободившись после отбывания наказания, он окажется не обеспеченным работой, жильем, в изоляции от нормального социального окружения.

Во-вторых, предпосылкой является хотя и не урегулированная жестко в законодательном порядке, но все же существующая обязанность соответствующих социальных служб и органов местного самоуправления оказывать помощь в решении социальных проблем лицам, освободившимся от отбывания наказания. Взаимодействие органов исполнения наказания и управленческих структур - необходимый рычаг реализации данных задач: должна осуществляться своеобразная «передача» бывшего осужденного как бы «из рук в руки». Исправительное воздействие по месту отбывания наказания, сопровождавшееся социальной помощью в будущей реабилитации, после освобождения осужденного должно продолжаться в новом качестве, трансформировавшись в социальную поддержку - обеспечение элементарными условиями жизни и помощь в обретении работы и жилья. В ином случае будут активно расти показатели рецидивной преступности: без решения основных социально-экономических проблем, имеющих первоочередное значение в деле предупреждения преступности, невозможно реализовать и специальные профилактические программы.

Исходя из указанного необходимо наряду с целью исправления осужденного ввести в действующее уголовное законодательство цель его ресоциализации. В связи с этим редакция ч. 2 ст. 43 УК РФ будет выглядеть следующим образом: «Наказание применяется в целях восстановления соци-

альной справедливости, исправления и ресоциализации осужденного, а также предупреждения совершения новых преступлений».

Закрепление цели ресоциализации в Уголовном кодексе РФ потребует и разработки реального механизма ее осуществления. Следовательно, соответствующие управленческие структуры будут наделены правами и обязанностями в сфере социального обустройства осужденных, и неясность, неопределенность их компетенции в этом отношении будет устранена. Для реализации такой цели необходимы существенные финансовые средства, однако следует учесть большой потенциал потребностей местных органов власти и самоуправления в развитии сельскохозяйственного производства, обеспечении кадрами трудоемких и малоразвитых отраслей народного хозяйства. На уровне субъектов Федерации можно решить проблемы обеспечения контингента бывших осужденных трудом, найти свободные помещения (например, в сельской местности заброшенные, но пригодные для жилья здания).

Криминологическое обеспечение процесса ресоциализации осужденных (в первую очередь несовершеннолетних) включает в себя изучение личности, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Это предполагает анализ социально-демографических, правовых, нравственно-психологических и некоторых иных характеристик осужденных. А.Я. Яковлев указал, что криминологически значимые черты личности человека - это «все те его свойства и качества, которые определяют его положение в той или иной социальной группе, влекут за собой возникновение и изменение общественных связей лица; определяют, наконец, характер, содержание отношений, существующих между данным лицом и окружающими его, связанными с ним лицами, в той части, которая определяет их связь с совершением преступления»3 .

Возраст несовершеннолетнего является одним из самых значимых факторов, обусловливающих особенности ресоциализации данной категории осужденных по освобождении из ВК. С одной стороны, несовершеннолетняя девушка как личность несет в себе черты ребенка-подростка, в огромной степени зависимого от влияния окружающей среды и особенно семьи. Это во многом объясняет случаи совершения преступлений в со-

участии, когда несовершеннолетнюю используют взрослые преступники в качестве пособника или исполнителя групповых преступлений. Внушаемость, доверчивость, легкомыслие, наивность таких юных преступниц часто сопровождают личностно-мотивационный комплекс механизма подобного преступного поведения. С другой стороны, контингент девушек, отбывающих лишение свободы, отличает ранняя «взрослость», которая во многом сформировалась в связи с неблагоприятными семейными условиями, материальной нуждой, заставляющей думать об источнике средств к существованию с самого раннего детства, унижениями и издевательствами со стороны взрослых. Большая часть таких осужденных, объясняя совершение ими преступления, обнаруживает весьма обдуманное и спланированное криминальное поведение, иногда не характерное для соответствующей возрастной группы женщин. И те и другие черты отличают возрастной статус несовершеннолетней преступницы в спектре изучения социально-демографических особенностей ее личности. В плане ресоциализации требуется учет тех деформаций, которые сложились либо из-за чрезмерной «детскости», инфантильности личности несовершеннолетней воспитанницы ВК, либо чрезмерной ее «взрослости», которая часто ведет к устойчивому антисоциальному поведению, одним из ведущих мотивов которого является стремление самоутвердиться как состоявшейся, взрослой личности, которая в действительности еще не сформировалась.

Около 2/3 девушек, отбывающих лишение свободы в ВК, не учились и не работали, около 50 % - были осуждены ранее. Это, безусловно, отражает те пробелы в семейном воспитании и социальном контроле, которые надлежит восполнить в процессе отбывания ими наказания и подготовки к освобождению. Ориентация на недопустимость социального паразитизма должна стать лейтмотивом в системе воспитательной работы с несовершеннолетними преступницами, что предполагает обязательную систематическую занятость воспитанниц при отбывании лишения свободы [труд, обучение, занятия спортом, привитие полезных бытовых навыков и интересов (вязание, шитье, приготовление пищи и т. д.), обеспечение интересного и развивающего личность досуга (учас-

тие в художественной самодеятельности, творческие занятия»)].

Следует отметить, что криминальная активность девушек выше в группе 14-15 лет, чем 16-17, в то время как у юношей наоборот, подростки в возрасте 16-17 лет представляют в количественном отношении большую группу, чем 14-15-летние. Данное обстоятельство обусловливает дифференцированный подход к формированию возрастных групп при организации исправительного процесса и разработке мер по ресоциализации (проведение бесед с социальным работником, психологом, представителями общественности, особенно в целях обсуждения планов на будущее, выявления личных потребностей и интересов осужденных).

Уровень образования осужденных несовершеннолетних лиц женского пола является одним из важных социально-демографических показателей, учитываемых в процессе социальной адаптации лиц, отбывающих наказание. Только 2 % из всех несовершеннолетних женщин, отбывающих лишение свободы, имеют оконченное общее среднее образование. Остальные не посещали школу (ПУ) либо посещали эпизодически. Растет количество тех, кто имеет лишь начальное образование или не имеет его вообще. Взаимосвязь низкого уровня образования и совершения преступления налицо: незанятость обусловливает девиантное поведение, антисоциальный образ жизни препятствует систематическому обучению, регулярному выполнению определенных социально значимых обязанностей (в семье, школе, трудовом коллективе и т. п.). Одним из требований успешной ресоциализации несовершеннолетних является получение образования. При наличии столь различного образовательного уровня процесс организации обучения осужденных должен строиться на принципах дифференцированного и индивидуализированного подходов, что весьма непросто в современных условиях.

Семейный статус несовершеннолетних осужденных женского пола строится на отношениях между ними и родителями. В этом плане следует подчеркнуть, что 85-88 % воспитанниц не имели полноценной семьи (воспитывались у бабушек, иных родственников, только матерью, редко отцом). Проблемами восстановления нормальных семейных связей являются нежелание родственников осужден-

ной их поддерживать, пьянство родителей, сиротство девушек. Только около 15 % воспитанниц получают более или менее полноценную поддержку со стороны семьи во время отбывания наказания. «Вакуум» в общении и контактах, которые дает семья, фактически не восполним никакими иными исправительно-воспитательными средствами. В рамках решения данной проблемы следует усилить роль и значение общественных структур в системе мер ресоциализации, расширить возможности института патронажа, добровольного опекунства граждан над осужденными девушками-подростками.

В ресоциализации несовершеннолетних девушек, отбывающих лишение свободы, немаловажную роль играет правовое воспитание. Как показывает выборочное исследование, знанием элементарных основ уголовного законодательства обладают только 10 % воспитанниц , остальных отличает правовая безграмотность (начиная с незнания названия совершенного преступления и его признаков и заканчивая весьма далекими представлениями о криминальном поведении и его наказуемости в целом). Правовой всеобуч для лишенных свободы подростков, на наш взгляд, предполагает изучение осужденными основ права, характеристик наиболее распространенных преступлений, уголовной наказуемости деяний. Незнание закона не освобождает от ответственности - это правило повышает требования к привитию должного уровня правосознания несовершеннолетних со стороны администрации воспитательной колонии. Кроме правового обучения, речь идет о морально-нравственном воспитании, а также умении ориентироваться в правовом пространстве.

Значительное место занимает правовое регулирование тех вопросов, которые девушкам, возможно, предстоит решать после освобождения из мест лишения свободы: постановка на учет в центре занятости, обеспечение жильем, восстановление в образовательном заведении для продолжения обучения, получение медицинской помощи и т. п. Освободившаяся должна точно знать, куда и к кому она может обратиться за юридической и фактической помощью в решении неотложных социально значимых вопросов, уметь оформлять необходимые документы.

Особое внимание при подготовке к освобождению следует уделить тем девуш-

кам, которые отличались антисоциальным поведением: пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество и т. д. В контексте решения этой проблемы чрезвычайно важно духовно-нравственное воспитание. В свете деморализации современного общества, что отмечается многими криминологами, проблема укрепления нравственности молодежи является одной из основных в системе мер по предупреждению преступности. В условиях лишения свободы необходимо ориентирование осужденных на формирование у них высоких моральных стандартов, самоуважения, ответственности за свои поступки, у девушек - женственности, скромности. Важную роль в этом процессе играют сотрудники воспитательной колонии, общение с которыми должно вызывать у девушек желание совершенствоваться, меняться в лучшую сторону. Немаловажное значение имеют программы культурнонравственной направленности, реализация которых в ВК предполагает усвоение воспитанницами элементарных норм и правил поведения в обществе, привитие общечеловеческих нравственных ценностей, формирование эстетического мировоззрения. Недопус-

тим отрыв от реальности, когда подобного рода воздействие происходит устаревшими методами, а содержание воспитательных бесед не отражает объективную ситуацию, сложившуюся в современной молодежной субкультуре. Так, большую пользу будут приносить беседы девушек с психиатром, сексологом, иными специалистами (дерматологом венерологом, онкологом и т. д.).

Культура современной молодой женщины складывается из многоаспектных составляющих: начиная с соблюдения ею правил общей гигиены и заканчивая серьезными познаниями в области искусства, психологии, медицины и т. д. Воспитательная колония может использовать многие из элементов данного комплекса в процессе исправительного и социализирующего воздействия. В настоящее время является актуальным и необходимым применение творческих, оригинальных подходов к исправлению несовершеннолетних осужденных, индивидуальное отношение к проблемам каждой из них.

1 Тюрьмы и права человека Рязань, 1997. С. 60.

2 Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991. С. 110.

3 Тюрьмы и права человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.