УДК 343.815 ББК 67.409.021
Б64 E.Yu. BIRJUKOVA
SOCIAL ADAPTATION OF JUVENILES IN A PENAL INSTITUTION FOR YOUNG OFFENDERS
Annotation: the article deals with theoretical issues and approaches of scientists to the concept of social adaptation; correlation of social adaptation with socialization, re-socialization, correction and rehabilitation. The author concentrates on the concept of social adaptation of juvenile offenders in imprisonment.
Key words: social adaptation, juvenile offenders, a penal institution for young offenders, imprisonment.
ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА БИРЮКОВА, адъюнкт кафедры уголовно-исполнительного права (Академия ФСИН России).
Е -mail: [email protected].
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
Аннотация: в статье дается анализ теоретических вопросов и различных подходов ученых к понятию социальной адаптации и ее соотношения с такими категориями, как социализация, ресоциализация, исправление, реабилитация, а также авторский подход к понятию социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в льготных условиях отбывания наказания.
Ключевые слова: социальная адаптация, несовершеннолетние осужденные, воспитательная колония, льготные
условия отбывания наказания.
Наиболее значимой социальной проблемой, которая на протяжении длительного периода не перестает быть предметом внимания исследователей, является социальная адаптация освобождаемых от отбывания уголовного наказания. В юридической литературе в последние десятилетия все чаще стали рассматриваться вопросы социальной адаптации несовершеннолетних осужденных, освобождаемых из воспитательных колоний. Решение этой проблемы органически связано с целью уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации - предупреждением совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Одной из главных причин, способствующих рецидиву преступлений несовершеннолетних правонарушителей, на наш взгляд, выступает отсутствие действенного государственного механизма по оказанию им помощи в социальной адаптации как на этапе их подготовки к освобождению, так и после освобождения. В данном контексте огромное значение приобретает отбывание уголовного наказания несовершеннолетними осужденными в льготных условиях, так как согласно ч. 1 ст. 132 УИК РФ их созда-
ние предусмотрено только в воспитательных колониях, и они практически завершают процесс отбывания наказания.
В настоящее время важность социальной адаптации лиц, освобождаемых от отбывания уголовного наказания, особенно несовершеннолетних, обусловлена необходимостью предупреждения рецидивной преступности. Совершенствованию этой деятельности в последние годы уделяется самое пристальное внимание как на государственном уровне1, так и в научных кругах. Общие положения, составляющие теоретическое ядро проблемы, содержатся в работах многих ученых2.
Анализируя процесс социальной адаптации осужденных, в том числе несовершеннолетних, можно прийти к выводу о том, что отечественными и зарубежными юристами, педагогами подготовлено значительное количество работ, а следовательно, накопилось множество разных мнений по исследуемой проблеме.
Итак, первоначально термин «адаптация» (от лат. daptatio - приспособляю) использовался в биологии для обозначения процесса «приспособления строения и функций организмов к услови-
ям существования либо к изменению окружающих условий»3. В частности, в теории уголовноисполнительного права этот термин примени ет-ся для характеристики пенитенциарного и пост-пенитенциарного периодов приспособления.
Кроме термина «социальная адаптация», в юридической литературе часто встречаются и такие, как «социализация», «десоциализация», «ресоциализация», «реабилитация», «исправление», «закрепление результатовисправительного воздействия», «трудовое и бытовое устройство». Как же соотносятся данные категории друг с другом? Одни авторы утверждают, что эти понятия - синонимы и обозначают один и тот же процесс4, другие указывают, что они различаются по объему5, третьи говорят, что понятие «социальная адаптация» является более широким, чем термин «ресоциализация»6. Тогда какое же понятие, с точки зрения иерархии, из числа перечисленных является главенствующим и наиболее точным?
По мнению А.В. Чернышевой, социализация -это не просто сумма внешних влияний, регулирующих проявление имманентных индивиду биопсихологических импульсов и влечений, а процесс формирования целостной личности7. Конечно, социализация имеет глубокие природные предпосылки и ее главное отличие от социальной адаптации заключается в содержании8. В нашем понимании процесс социализации охватывает весь период жизненного становления человека как личности, начиная от факта его рождения и заканчивая либо моментом окончания его жизни, путем накопления опыта, расширения знаний, приобретения новых навыков, то есть постепенным формированием личности с присущими толькоей индивидуальными взглядами, установками9, либо заболеванием теми болезнями, при протекании которых он не способен адекватно оценивать свое поведение. Механизм же адаптации иной. В условиях лишения свободы он, как правило, представляет собой процесс усвоения новых, позитивных качеств, когда происходят ломка и устранение из сознания несовершеннолетнегоосужденного антиобщественных взглядов, привычек и установок. На основе этого можно сделать общий вывод о том, что социализация включает в себя и социальную адаптацию, выступающую в виде ее вспомогательного инструмента.
По мнению И.В. Шмарова, социальная адаптация - это не только приспособление осужденного к жизни в условиях свободы, к новым от-
ношениям, возникающим после освобождения от отбывания наказания, но и процесс исправления осужденных во время отбывания наказания, поскольку он является в конечном итоге стадией их нравственной, психологической и организационной подготовки к жизни на свободе10, что при отбывании наказания к осужденным применяются установленные законом пра-воограничения и меры воздействия, с тем чтобы он исправился, перестал представлять опасность для общества, приобрел установки и навыки, одобряемые обществом, то есть ресоци-ализировался. Таким образом, И.В. Шмаров приравнивает такие понятия, как «социальная адаптация» и «ресоциализация», что, на наш взгляд, не совсем правильно, так как ресоциализация - это прежде всего повторное «вживание» бывшего преступника в систему представлений о ценностях, существующих в обществе, а социальная адаптация - это взаимодействие личности и социальной среды, которая включает в себя не толькоусвоение человекомсоциальных ролей, но и, как правильно отмечает В.М. Трубников, приобретение новых потребностей и инте-ресов11. Из определения, данного И.В. Шмаро-вым, усматривается, что исправление осужденного - это часть социальной адаптации.
С иных позиций на эту проблему смотрит В.Е. Южанин, полагая, что ресоциализация есть все тот же процесс исправления, но с точки зрения криминологии. По его мнению, ресоциализация в отличие от процесса исправления предполагает воздействие не только на личность правонарушителя, но и на социальную среду, причины, условия и обстоятельства способствовавшие совершению преступления12. Нам более близка позиция В.Е. Южанина, которая заключается в том, что указанные понятия идентичны. Однако из его рассуждений можно сделать вывод о том, что «ресоциализация» - это более широкое понятие, чем понятие «исправление», что, на наш взгляд, не совсем правильно, потому что указанные процессы предполагают воздействие как на осужденного, так и на социальную среду в которой он находится. По нашему мнению, невозможно исправить осужденного (особенно несовершеннолетнего! отдельно от социальной среды, в которой он находится, а именно в условиях отбывания наказания в воспитательной колонии. В связи с этим считаем целесообразным в ходе анализа процесса социальной адаптации учитывать изменения не только человека, но и окружающей
среды, возникающие под воздействием личности, добиваться их полного взаимодействия, ибо только оно свидетельствует об успешном, положительном ее протекании.
М. С. Рыбак говорит об имеющей место в теории уголовно-исполнительного права подмене термина «ресоциализация осужденных» понятием «исправление осужденных». Автор вначале утверждает, что ресоциализация осужденного - это корректировка свойств его личности в направлении придания ей черт, необходимых и достаточных для жизни, а затем указывает, что ресоциализация есть обеспечение процесса преобразования преступника в законопослушного гражданина, осознавшего всю пагубность совершенного им преступления и способного адаптироваться к жизни в условиях свободы и заняться полезной деятельностью, восстановить при этом утраченные им социальные контакты с обществом13. Следовательно, средства «перерождения» предлагаются в рамках исправления. Наверное, такой подход автора к указанным категориям не совсем правильный: объединяя такие понятия, как «ресоциализация» и «исправление», он приравнивает к ним и социальную адаптацию.
И. И. Евтушенко рассматривает процесс ресоциализации при анализе института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Вначале она подвергает сомнению точку зрения М.С. Рыбака и констатирует, что исправление наряду с ресоциализацией имеет самостоятельное значение, однако впоследствии указывает на то, что исправление является одной из стадий ресоциализации14. Рассуждая далее, И.И. Евтушенко дает определение ресоциализации, под которым понимает совокупность правовых, организационных, педагогических, психологических, воспитательных и иных мер воздействия на осужденных, применяемых с целью изменения их негативных ценностных ориентаций, устранения отрицательных последствий изоляции осужденных, закрепления результатов исправления, включения их в позитивные социальные связи и оказания им пост-пенитенциарной помощи. Наше мнение по поводу этого определения заключается в том, что оно очень громоздко и включает в себя элементы не только исправления и социальной адаптации, но и оказания постпенитенциарной помощи.
Социальные психологи отождествляютсоци-альную адаптацию и ресоциализацию. По их утверждению, процесс ресоциализации личнос-
ти - это «вхождение» ее в новую социальную среду, восприятие нравственных требований, установок, социальных позиций и системы ценностных ориентаций этой среды15. Однако это не совсем верно. Как справедливо отмечает Б.П. Козаченко процесс социальной адаптации личности лишь на первом этапе выполняет восстановительную задачу и представляет собой ресоциализацию16. Следовательно, ресоциализация - это только элемент социальной адаптации. Наличие у него приставки «ре» наделяет его значением восстановления прежнего состояния, возвращения в известный круг людей и т. д.
Несколько иную позицию занимает Е.В. Ку-лебякин, полагая, что процесс ресоциализации является более сложным процессом и может включать в себя несколько видов адаптации: к макросреде, к микросреде, к самому себе17. Аналогичной точки зрения придерживается Н.А. Крайнова, которая утверждает, что социальная адаптация должна рассматриваться как элемент ресоциализации. По ее мнению, в процессе ресоциализации осужденные испытывают адаптации различного уровня: к бытовым условиям в исправительном учреждении, к труду, режиму, социально приемлемому образу жизни при подготовке к освобождению, к условиям свободы и т. д. Отмечая продолжительные временные рамки процесса ресоциализации, она полагает, что одним из этапов ресоциализации может также выступать исправление18. М. Т. Ди-биров утверждает, что под социальной адаптацией лиц, освобождаемых из исправительных учреждений, понимается сложный процесс, состоящий из стадий нравственной, правовой, психологической и организационной подготовки осужденных к жизни на свободе (исправление) и этапа взаимодействия личности с постоянно меняющейся ближайшей окружающей средой на свободе, включающего в себя восприятие ею нравственных требований, установок, социальных позиций и системы ценностей микросреды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности19. Ресоциализация, по его мнению, рассматривается как процесс исправления осужденных в местах лишения свободы.
На основании изложенного мы считаем, что такие категории, как исправление, ресоциализация, десоциализация, реабилитация и социальная адаптация, - это элементы одного важного процесса под названием «социализация
личности». Можно сделать краткий вывод о том, что понятие «ресоциализация» значительно уже понятия «социальная адаптация», а последнее является одним из аспектов социализации личности20. На наш взгляд, «исправление» и «ресоциализация» - это идентичные понятия, так как формируют у несовершеннолетних осужденных положительное представление о ценностях, существующих в обществе, а именно: уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулирование правопослушного поведения. В связи с этим заслуживает внимания точка зрения В.И. Гусько-ва, выделяющего из процесса социальной адаптации «еще более частный процесс - социальную адаптацию лиц, освобождаемых от наказания»21 .
Подытоживая полемику по данным категориям, нельзя не согласиться с мнением Ю.В. Баранова о том, что в научной литературе нередко происходит подмена процесса социальной адаптации и реабилитации. Реабилитация понимается как восстановление гражданина в правах, возвращение ему доброго имени и репутации, а социальная адаптация - это процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде22, поэтому данные понятия не могут быть объединены.
Рассмотрев разные точки зрения, можно отметить недостатки в подходах к определению столь сложных категорий. Вследствие этого когда мы рассматриваем социальную адаптацию несовершеннолетних осужденных в льготных условиях отбывания наказания, то прежде всего понимаем, что на этом этапе решаются задачи не только достижения цели их исправления, но и закрепления его результатов, подключения освобождаемого к социально полезным ролям и функциям жизни на свободе.
Следовательно, под социальной адаптацией несовершеннолетних осужденных в льготных условиях отбывания наказания мы понимаем самостоятельный, частный вид общей социальной адаптации личности с присущими только ей характерными особенностями, представляющий собой привыкание подростков к условиям полусвободы. Главными элементами осуществления социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в льготных условиях являются не только основные средства исправления, но и сохранение либо восстановление социаль-
но полезных связей, а также приобретение навыков, способствующих в перспективе их законопослушному поведению в обществе.
1 См.: Заседание Президиума Государственногосовета Российской Федерации: «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2009. № 3. С. 2-11; Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года.
2 См., напр.: Шмаров И.В. Предупреждение преступности среди освобожденных от наказания. М., 1974; Гуськов В.И. Социально-правовые вопросы профилактики рецидивной преступности. Рязань, 1975. С. 32-37; Трубников В.М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. Харьков, 1990; Горобцов В.И. Теоретические проблемы реализации мер постпенитенциарного воздействия. Орел, 1995.
3 Универсальный словарь по русскому языку. СПб., 2009. С. 711; Словарь иностранных слов. М., 1989. С. 17.
4 См.: Алферов Ю.А., Петков В.П., Соловьев В.П. Социальная адаптация освобождаемых из мест лишения свободы: учеб. пособие. Домодедово, 1992. С. 35-37; ПищелкоА.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация. М., 2003. С. 116-118.
5 См.: КовальМ.И. Социально-правовая адаптация лиц, отбывших длительные сроки лишения свободы: дис. ... канд. юрид. наук Рязань, 1995. С. 23.
6 См.: Шатилов С. В. Освобождение несовершеннолетних из воспитательных колоний и их социальная адаптация: дис. ... канд. юрид. наук М., 1997. С. 74.
7 См.: Чернышева А.В. Ресоциализация осужденных женщин, освобожденных из исправительно-трудовых колоний: правовые и организационные вопросы: дис. ... канд. юрид. наук М., 1990. С. 15.
8 См.: Самогов А.Т. Правовое регулирование трудового и бытового устройства освобождаемых из исправительных учреждений и оказания им других видов социальной помощи: дис. ... канд. юрид. наук Рязань, 2006. С. 91.
9 См.: ТрубниковВ.М. Указ, соч. С. 96-100.
10 См.: Шмаров И.В. Указ. соч. С. 20.
11 См.: Трубников В.М. Указ, соч. С. 97.
12 См.: Южанин В.Е. Реализация наказания в виде лишения свободы: монография. Рязань, 1995. С. 71, 102-104.
13 См.: РыбакМ.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. Саратов, 2004. С. 33-39.
14 См.: Евтушенко И.И. Условно-досрочное освобождение в аспекте ресоциализации осужденных к лишению свободы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук Саратов, 2003. С. 13.
15 См.: Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1967. С. 124; Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. С. 130.
16 См.: Козаченко Б.П. Правовое регулирование и организация закрепления результатов исправительно-трудового воздействия после освобождения осужденного из мест лишения свободы: дис. ... канд. юрид. наук М., 1991. С. 19.
17 См.: КулебякинЕ.В. К проблеме соотношения объективного и субъективного в процессе социальной адаптации в современных условиях (макросоциологические аспекты) // Проблемы социальной адаптации различных групп населения в современных условиях: материалы науч. конф. Владивосток, 2000. С. 28.
18 См.: Крайнова Н.А. Проблемы ресоциализации неоднократно судимых лиц: автореф. дис. ... канд. юрид. наук Владивосток, 2002. С. 5, 10.
19 См.: Дибиров М.Т. Проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений (но материалам Республики Дагестан): дис. ... канд. юрид. наук Рязань, 2006. С. 39.
20 См.: Исправительно-трудовое право. Особенная часть. Рязань, 1987. С. 48.
21 Гуськов В.И. Социально-правовые проблемы профилактики рецидивной преступности среди освобожденных от наказания: дис. ... д-ра юрид. наук М., 1976. С. 61.
22 См.: Баранов Ю.В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии. СПб., 2006. С. 37.