Научная статья на тему 'Проблемы социальной адаптации осужденных при подготовке их к освобождению из исправительных учреждений'

Проблемы социальной адаптации осужденных при подготовке их к освобождению из исправительных учреждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3427
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ / ПРОГРЕССИВНАЯ СИСТЕМА / УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Южанин В. Е.

В статье рассматриваются проблемы социальной адаптации осужденных при подготовке их к освобождению из исправительных учреждений. Отмечается необходимость организационного объединения подготовки осужденных к освобождению и управления их социальной адаптацией в единый профилактический процесс, который должен находиться в ведении специализированной службы в рамках деятельности уголовно-исполнительной системы. Высказываются предложения по закреплению в УИК РФ принципа прогрессивной системы отбывания наказания с последующим его полным отражением в институтах и нормах этого закона, детальной регламентации процесса подготовки осужденных к освобождению и других положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы социальной адаптации осужденных при подготовке их к освобождению из исправительных учреждений»

удоловновистолнитЕльжоЕтрдво

УДК 343.8

Проблемы социальной адаптации осужденных при подготовке их к освобождению из исправительных учреждений

■ В.Е. ЮЖАНИН - профессор кафедры уголовного права и процесса Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы социальной адаптации осужденных при подготовке их к освобождению из исправительных учреждений. Отмечается необходимость организационного объединения подготовки осужденных к освобождению и управления их социальной адаптацией в единый профилактический процесс, который должен находиться в ведении специализированной службы в рамках деятельности уголовно-исполнительной системы. Высказываются предложения по закреплению в УИК РФ принципа прогрессивной системы отбывания наказания с последующим его полным отражением в институтах и нормах этого закона, детальной регламентации процесса подготовки осужденных к освобождению и других положений.

Ключевые слова: социальная адаптация; освобождение от наказания; прогрессивная система; условия отбывания.

Problems of social adaptation of convicts at preparing them for release from correctional institutions

V.E. YUZHANIN - Professor of Criminal Law and Procedure of the Ryazan State S.A. Yesenin University, Dsc. in Law, Professor, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation

The article deals with the problems of social adaptation of convicts in preparation for their release from correctional institutions. The article notes the necessity of organizational unification of preparing convicts for release and management of their social adaptation in a single prophylactic process, administered by the specialized service in the framework of the penal system. Suggestions have been made to consolidate the Penal Codex of Russia principle of progressive system of punishment, followed by its total reflection in the institutions and norms of the law, detailed regulation of the process of preparing for the release of convicts and other provisions.

Key words: social adaptation; exemption from punishment; progressive system; serving conditions.

Важным условием, способствующим предупреждению рецидива преступлений, является подготовка осужденных к освобождению. От ее проведения зависит эффективность всего процесса ресоциа-лизации преступника в исправительном учреждении, а также успешность социальной адаптации после освобождения.

Подготовке осужденных к освобождению посвящены диссертационные исследования, монографии, учебные пособия, статьи. Довольно часто она становится предметом внимания практиков, публикующих материалы о своей работе с осужденными в ведомственных журналах. Можно сказать, что эта проблема достаточно исследована в науке.

Однако, как правило, она рассматривается однобоко: подготовка осужденных к освобождению отделяется от последнего этапа ресоциализации - управления социальной адаптацией после отбытия наказания. В лучшем случае в научных работах утверждается, что подготовка осужденных к освобождению не реализует меры, собственно обеспечивающие социальную адаптацию освобожденных, но все же способствует ее осуществлению. Идея об объединении этих двух процессов не рассматривалась.

В 70-80-х гг. прошлого века серьезно не обсуждался вопрос о решении проблемы управления социальной адаптацией освобождаемых из мест лишения свободы. Тогда не возникало и мысли о том, что их можно выпустить до окончания срока наказания за пределы исправительных учреждений. Считалось, что осужденный после освобождения обязан адаптироваться к условиям свободы самостоятельно, а государственные и общественные органы должны оказывать ему помощь в этом, контролировать поведение, закреплять результаты исправления при содействии работников исправительного учреждения. При этом успешно развивались различные формы сотрудничества ГО(РО)ВД и исправительных учреждений по данному поводу: подготовка совместных планов по работе с освобожденными, графиков выезда представителей администрации учреждений в города и районы области, совместный контроль за трудовым и бытовым устройством освобожденных и оказание им различного рода помощи, взаимное информирование при осуществлении постпенитенциарной работы и пр.

Хотя такая деятельность администрации исправительного учреждения выходила за рамки предписанных ей функций, но в целом способствовала предупреждению рецидивной преступности.

Ранее мы в своих работах вносили предложение об организационном объединении подготовки осужденных к освобождению и управления их социальной адаптацией в единый профилактический процесс с обозначением его начала (за шесть месяцев до освобождения) и конца (по истечении года пребывания на свободе). В настоящее время этот процесс можно начать и завершить на стадии подготовки осужденных к освобождению. Реализации этой идеи способствуют нормы уголовно-исполнительного законодательства, устанавливающие возможность социальной адаптации осужденных на последней стадии исполнения

наказания: освобождение из-под стражи в колониях общего режима за шесть месяцев до истечения срока наказания, проживание несовершеннолетних осужденных, находящихся в льготных условиях, за пределами воспитательной колонии, проживание осужденных женщин совместно с семьей за пределами исправительного учреждения, краткосрочные выезды и др. Глава 22 УИК РФ посвящена оказанию помощи освобождаемым от отбывания наказания.

В перечисленных мероприятиях, согласно законодательству, участвуют представители администрации исправительного учреждения и осужденные без привлечения органов власти и полиции. Кроме того, данные мероприятия распространяются не на всех осужденных, а лишь на отдельные группы, при этом не реализуется полный комплекс мер, обеспечивающий социальную адаптацию освобождаемых. В общем, социальная адаптация в подобных условиях не является организационно обеспеченной и управляемой. В такой ситуации осужденные в большей мере не адаптируются, а отбывают наказание.

На наш взгляд, социальная адаптация не должна сводиться к разрозненной деятельности отдельных учреждений и ведомств, решающих узкие проблемы «своего контингента» - освобождаемых и освобожденных, а должна строиться комплексно, как система, на стадии подготовки осужденных к освобождению, когда ими еще можно управлять. Вся работа с освобождаемыми должна управляться из одного центра и представлять собой единый процесс, конечной задачей которого является завершение ре-социализации осужденного, начатой после совершения им преступления.

Функции управления рассматриваемой деятельностью целесообразно сосредоточить в руках специализированной службы в составе уголовно-исполнительной системы. На нее также необходимо возложить ответственность за ресоциализацию осужденных, которая не заканчивается их исправлением. По завершении этого процесса должны быть созданы все условия для приобщения осужденного к социальному общежитию и снята юридическая и моральная ответственность с государства в лице уголовно-исполнительной системы за его повторное преступление. При освобождении осужденного следует передать под наблюдение ответственной государственной службе.

В зарубежной практике вполне успешно в этих целях используется служба пробации.

Ее работа начинается с досудебного этапа, когда после сбора информации об обвиняемом дается оценка степени его опасности, перспектив исправления, прогнозируется возможность совершения нового преступления, а затем представитель службы про-бации выступает с докладом об этом в суде. Впоследствии в ее обязанности входят оказание помощи заключенным в тюрьмах, подготовка их к освобождению, осуществление постпенитенциарного контроля и социальная помощь освобождающимся. Кроме того, служба пробации работает с потерпевшими и семьями осужденных. Такие службы есть в Швеции, Великобритании, Германии, Эстонии, Латвии и других странах1.

Подобие службы пробации есть и в России - это уголовно-исполнительные инспекции, на которые возложена задача исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Однако указанные функции зарубежной службы пробации на уголовно-исполнительные инспекции не возложены. Выполняются они различными структурами: функции подготовки осужденных к освобождению - службой социальной защиты исправительного учреждения; трудовое и бытовое устройство - службой занятости населения и местными органами самоуправления (ч. 1 ст. 180 УИК РФ); контроль за условно-досрочно освобожденными - уполномоченным специализированного государственного органа (ч. 6 ст. 79 УК РФ); контроль за поднадзорными - полицией.

Органы местного самоуправления, на которые некоторые ученые предлагают возложить организацию центров ресоциализации освобожденных от наказания2, не могут заниматься данными вопросами - они не наделены подобными специфическими функциями и не могут иметь в своей структуре группу должностных лиц, которые бы этим занимались. Согласно ч. 1 ст. 180 УИК РФ эти органы уведомляются о предстоящем освобождении осужденного, администрация исправительного учреждения взаимодействует с ними в вопросах трудового и бытового устройства. Осужденный обязан явиться в орган местного самоуправления и службу занятости для своевременного устройства на работу или учебу (п. 2 ст. 28 Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительном учреждении).

Функции по работе с освобожденными не будут достаточно эффективно выполнять и

областные социально-адаптационные департаменты, которые предлагают ввести некоторые ученые3. Это обусловлено тем, что данная работа связана с деятельностью пенитенциарных учреждений, является частью процесса ресоциализации осужденных, следовательно, должна выполняться специальными службами в рамках одного ведомства.

Не могут выполнять данные функции и ГО(РО)ВД, так как они находятся в другом ведомстве и мало заинтересованы в успехе социальной адаптации бывших осужденных.

В Самарской области распоряжением губернатора за счет средств бюджета был образован отдел организации социальной адаптации освобожденных из мест заключения при департаменте социальной защиты. Перед ним были поставлены следующие задачи: осуществление мероприятий по адаптации на свободе; координация деятельности учреждений и ведомств, общественных объединений и благотворительных организаций, участвующих в реализации мероприятий по социальной адаптации.

Данная практика допустима только в отношении освобожденных. А к работе с освобождаемыми департамент социальной защиты доступа не имеет.

По нашему мнению, рассматриваемые проблемы в большей степени должны решаться на стадии подготовки осужденных к освобождению. Тем самым осуществляется ранняя профилактика рецидива преступлений. Реализация данной деятельности на обозначенной стадии способствует ее управляемости, так как происходит в рамках исполнения наказания. Сегодня, как уже отмечалось, законодательно предусмотрены возможность освобождения из-под стражи осужденных за шесть месяцев до истечения срока наказания и выезды к месту жительства для решения вопросов трудового и бытового устройства. Это позволяет осужденным приобщиться к условиям жизни на свободе.

Совмещенный этап подготовки к освобождению и управления социальной адаптацией должны пройти все осужденные. Однако освобождение из-под стражи и выход за пределы исправительного учреждения могут быть разрешены только отбывающим наказание в колониях общего режима (ч. 3 ст. 121 УИК РФ). Для женщин, которым определено данное наказание, допустимо проживание за пределами исправительного

учреждения с семьей или детьми на арендованной или собственной жилой площади (ч. 3 ст. 121 УИК РФ). Для осужденных мужчин, содержащихся в колониях других видов режима, подобное не предусмотрено.

Большинство осужденных, находящихся в колониях общего режима, освобождаются условно-досрочно, поэтому только часть из них нуждается в постепенной социальной адаптации - главным образом это отбывшие полностью значительные сроки лишения свободы. При этом наиболее опасные преступники, имеющие длительные сроки за особо тяжкие деяния, а также при опасном и особо опасном рецидиве, лишаются возможности под контролем администрации исправительного учреждения адаптироваться к условиям свободы и испытывают шок по выходе из мест заключения.

Следует также заметить, что ч. 3 ст. 121 не соотносится с ч. 1 ст. 97 УИК РФ, предусматривающей выезды за пределы исправительного учреждения для решения вопросов трудового и бытового устройства осужденным, отбывающим наказание в колониях всех видов режима (за исключением особого). Выходит, что выезжать из колонии строгого режима можно, а освобождать из-под стражи под надзор администрации содержащихся в ней лиц нельзя.

Исходя из изложенного мы предлагаем предусмотреть возможность освобождения из-под стражи под надзор администрации за шесть месяцев до истечения срока наказания всем осужденным, в том числе особо опасным рецидивистам и пожизненно лишенным свободы. При этом отметим, что управление социальной адаптацией в большей мере необходимо в отношении лиц, содержавшихся длительное время в строгой изоляции (в тюрьмах, колониях строгого и особого режимов), утративших социально полезные связи, адаптированных к тюремной среде и субкультуре.

В странах Запада существует переходный период между несвободой и свободой в рамках прогрессивной системы отбывания наказания. Так, в Великобритании между исправительным периодом и условно-досрочным освобождением предусматривается заключение в тюрьме с полусвободным режимом (выход на работу без конвоя, свободное общение с внешним миром). Большое внимание также уделяется трудоустройству: еще до выхода на свободу учреждения предоставляют осужденным отпуска домой и возможность посещения местных центров занятости (подготовительные курсы), непо-

средственно работодателей, обществ поиска работы4.

На наш взгляд, прогрессивная система отбывания наказания должна стать своеобразной пенитенциарной идеологией, то есть принципом, который бы реализовывал-ся через институты изменения условий отбывания наказания, подготовки осужденных к освобождению, досрочного освобождения и т.п. Как известно, ст. 8 УИК РФ подобного принципа не предусматривает.

Заметим, что в ст. 107 Европейских пенитенциарных правил закреплены правила постепенной подготовки осужденных к жизни на свободе, которые отражают принцип прогрессивной системы отбывания наказания:

1. Заблаговременно до освобождения осужденным должно оказываться содействие в виде процедур и специальных программ, обеспечивающих переход от жизни в пенитенциарном учреждении к законопослушной жизни в обществе.

2. Для заключенных, осужденных на длительные сроки, необходимо предпринимать шаги по постепенному возвращению к жизни на свободе.

3. Эта цель может быть достигнута посредством программы мероприятий, предшествующих освобождению, или частичного либо условного освобождения под надзор в сочетании с действенной социальной поддержкой.

4. Пенитенциарные органы должны работать в тесном сотрудничестве со службами и ведомствами, осуществляющими надзор за освобожденными заключенными, и оказывать им содействие, чтобы все осужденные могли вернуться к жизни в обществе, особенно к семейной жизни и работе.

5. У представителей таких социальных служб или ведомств должен быть доступ в пенитенциарное учреждение и к заключенному, чтобы они могли оказать содействие в подготовке к освобождению и планировать программы работы с освобождаемыми.

Представляется, что данная норма Европейских пенитенциарных правил касается заключительного этапа системы отбывания наказания, на котором совместно работают службы подготовки осужденных к освобождению пенитенциарного учреждения и службы и ведомства, оказывающие помощь на свободе. Подчеркнем, что работа последних осуществляется на завершающей стадии отбывания наказания и проводится по специально составленной программе. Из смысла нормы правил вытекает, что процедуры и специальные программы, обеспечи-

вающие переход к законопослушной жизни в обществе, разрабатываются службой, находящейся за пределами пенитенциарного учреждения.

В России нет единой системы подготовки осужденных к освобождению, управляемой из определенного центра, расположенного за пределами исправительного учреждения. Поэтому данная работа разрозненна, кроме того, она не встроена в прогрессивную систему отбывания наказания, хотя должна завершать последнюю.

Мы считаем, что в ст. 8 УИК РФ необходимо закрепить принцип прогрессивной системы отбывания наказания с последующим полным его отражением в институтах и нормах этого закона. Завершающий этап системы - подготовка осужденных к освобождению - должен быть дифференцированным с учетом положительно и отрицательно характеризующихся осужденных.

В уголовно-исполнительном законодательстве необходимо определить институт проживания осужденных за пределами исправительного учреждения как заключительный этап отбывания наказания, имеющий основным назначением социальную адаптацию к условиям свободы. Данный институт должен рассматриваться в рамках открытых условий отбывания наказания наряду с обычными, строгими и облегченными. Открытые условия предлагается создать для всех видов режима с различием по степени физической изоляции, допускаемого общения, объему правоограничений и интенсивности надзора. Также следует законодательно определить критерии для перемещения осужденных в открытые условия: за шесть месяцев до условно-досрочного освобождения или полного отбытия срока наказания, находиться в облегченных условиях, не состоять на профилактическом учете, иметь не менее двух поощрений и т.п.

Следует также закрепить в уголовно-исполнительном законодательстве правовой статус осужденных, находящихся в открытых условиях (разрешить им проживать с семьей или самостоятельно на собственной или арендуемой жилой площади; найти работу; носить одежду, принятую в гражданском обиходе; иметь при себе деньги и пользоваться ими без ограничения; пользоваться правом свободного передвижения по территории, определяемой начальником; отправлять письма, получать посылки, бандероли, передачи и иметь свидания без ограничения; посещать магазины, общественные места, расположенные в пределах

административно-территориального образования, и пр.).

После освобождения из мест лишения свободы для осужденных, которые находились в открытых условиях отбывания наказания, необходимо предусмотреть мероприятия по сопровождению: помощь в бытовом и трудовом устройстве, получении специальности; помощь в восстановлении семейных отношений; предоставление материальной помощи.

Мы не ставим задачу дифференцировать указанные меры с учетом положительной и отрицательной характеристики осужденных, но, несомненно, набор их для этих групп должен быть разным.

Необходимо также включение отдельной главы в УИК РФ, детально регламентирующей процесс подготовки осужденных к освобождению. В настоящее время подготовка сводится законодателем к трудовому и бытовому устройству освобождаемых, проведению с ними воспитательной работы, разъяснению им прав и обязанностей (ч. 2 ст. 180 УИК РФ). К тому же статья «Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказание, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных» имеет узкое назначение и не направляет администрацию на комплексное решение рассматриваемых вопросов.

Можно подумать и о расширении предмета уголовно-исполнительного права за счет включения в кодекс статьи, предусматривающей основные положения по регулированию порядка управления социальной адаптацией лиц, уже освободившихся из мест лишения свободы (закон, который регулировал бы эти вопросы, не принят и вряд ли будет принят). Нечто подобное имеется в УИК Республики Беларусь. В нем определены две главы, регламентирующие завершающий этап ресоциализации бывших осужденных: гл. 26 «Помощь освобожденным от отбывания наказания» и гл. 27 «Наблюдение и надзор за освобожденными от отбывания наказания».

При отсутствии в России службы проба-ции основную организационную работу на адаптационном этапе можно возложить на уголовно-исполнительные инспекции. В них следует создать группу социальных работников, которые будут заниматься освобождаемыми и освобожденными. Эти же работники при условно-досрочном освобождении своих подопечных будут ставить их на учет и контролировать выполнение возложенных на них судом обязанностей. В таком случае

процесс работы с освобождаемыми, начатый на стадии подготовки к освобождению, продолжится в новых условиях. Данную работу можно проводить и в случае замены лишения свободы более мягким наказанием, так как исполнение последнего возложено на уголовно-исполнительные инспекции.

Функции инспекций следует расширить, включив в них те, которые предусмотрены в европейских рекомендациях в отношении пробации и постпенитенциарного контроля: осуществление надзора и контроля; оказание помощи осужденным на всех этапах уголовного судопроизводства, а также во время отбывания наказания и после освобождения от него; работа с жертвами преступлений и семьями осужденных; постпенитенциарный контроль и исполнение альтернативных наказаний и мер уголовно-правового характера; организация взаимодействия с судейским корпусом, социальными службами, организациями поддержки жертв преступлений, полицией, органами здравоохранения, пенитенциарными учреждениями, общественностью, со средствами массовой информации, широкими слоями общества; организация работы с особыми категориями осужденных (склонными к правонарушениям, престарелыми и т.д.)5.

В России принят Федеральный закон от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания», который предусматривает формы содействия общественных объединений осужденным в местах принудительного содержания (ст. 22). Однако лишь некоторые из них имеют отношение к освобожденным, причем косвенное: укрепление социально полезных связей, контактов с семьями, с лицами и организациями, находящимися за пределами мест изоляции; оказание помощи в получении профессионального образования. По сути дела, данный закон распространяется только на лиц, находящихся в местах лишения свободы, но не за их пределами. Освобожденный исключается из сферы деятельности общественных наблюдательных

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Хуторская Н. Быть или не быть... пробации в России // Преступление и наказание. 2008. № 4. С. 48-49; Голодов П.В. Зарубежный опыт и перспективы создания службы пробации в России: организационно-правовые аспекты // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 14. С. 81-88.

2 См.: Баранов Ю.В. Ресоциализация осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания: теоретико-методологические и правовые основы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 26; Самогов А.Т. Правовое регулирование трудового и бытового устройства освобождаемых

комиссий: он не может к ним обратиться за каким-либо содействием, с жалобой на действия должностных лиц и т.п. Кроме того, в данном законе не упоминается об освобождаемых от отбывания наказания.

Как известно, в сферу действия прежних наблюдательных комиссий попадали как условно-досрочно освобожденные, так и освобожденные по отбытии срока наказания. В частности, предполагалось участие этих комиссий в предварительном решении вопросов трудового и бытового устройства освобожденных из исправительного учреждения; осуществление наблюдения за условно-досрочно освобожденными от наказания; участие в установлении административного надзора за освобожденными; привлечение сотрудников исправительного учреждения к проведению воспитательной работы с ними и т.п. Так, например, члены наблюдательной комиссии были вправе посещать предприятия и проверять обоснованность отказа в приеме на работу освобожденных, могли возбуждать ходатайства перед органами внутренних дел о прописке таких лиц, осуществляли учет и общественное наблюдение за поведением в быту и на производстве лиц, неоднократно судимых, контролировали проведение с ними воспитательной работы на предприятиях и т.д.

Таким образом, в настоящее время освобожденные остаются вне сферы внимания общественности. Поэтому, на наш взгляд, в федеральном законе «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания» следует в отдельной статье определить формы участия общественных наблюдательных комиссий в ресоциализации освобождаемых и освобожденных из мест принудительного содержания. В законе предусмотрено участие общественности для защиты прав осужденных, тогда как во многих странах общественность оказывает содействие и осужденным, и освобожденным от наказания. Подчеркнем, что в наибольшей мере в помощи нуждаются освобождаемые и освобожденные из мест лишения свободы.

1 Sm.: Hutorskaja N. ВуГ Ш пе Ьу!:'... ргоЬасИ V Rossii // Prestuplenie i nakazanie. 2008. № 4. S. 48-49; Golodov Р^. Zarubezhnyj ору: i регереИму sozdanija sluzhby ргоЬасИ V Rossii: organizacionno-pravovye aspekty // Vestnik prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2011. № 14. S. 81-88.

2 Sm.: Baranov Ju.V. Resocializacija osuzhdennyh к ^епци svobody i osvobozhdennyh о: jetogo nakazanija: :еогейко-те^^о1одюЬ^йе i pravovye osnovy: АЛоге^ dis. ... d-ra jurid. паик. М., 2008. S. 26; Samogov А.Т. Pravovoe гедиИгсмате trudovogo i Ьуодадо ustrojstva osvobozhdaemyh iz ispravitel'no-trudovyh uchrezhdenij i okazanie im drugih vidov social'noj

из исправительно-трудовых учреждений и оказание им других видов социальной помощи: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. С. 20.

3 См.: Павленко О.В. Постпенитециарное поведение лиц, отбывших наказание за корыстные преступления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2003. С. 17-18.

4 См.: Уголовно-исполнительное право: Учеб.: В 2 т. / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. М., 2006. Т. 2. Особенная часть. С. 557-560.

5 См.: Хуторская Н. Быть или не быть. пробации в России. С. 49.

pomoshhi: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Rjazan', 2006. S. 20.

3 Sm.: Pavlenko O.V. Postpeniteciarnoe povedenie lic, otbyvshih nakazanie za korystnye prestuplenija: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Omsk, 2003. S. 17-18.

4 Sm.: Ugolovno-ispolnitel'noe pravo: Ucheb.: V 2 t. / Pod obshh. red. Ju.I. Kalinina. M., 2006. T. 2. Osobennaja chast'. S. 557-560.

5 Sm.: Hutorskaja N. Byt' ili ne byt'... probacii v Rossii. S. 49. _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.