УДК 343:347.157.1:316.614.6
В. Б. Малинин, М. В. Малинина
Понятие ресоциализации осужденных и применение ее к несовершеннолетним
В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Дано понятие ресоциализации осужденных, данных разными учеными. Описаны задачи, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности несовершеннолетних. Предложены рекомендации по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, в частности в реабилитационных центрах.
The article attempts to analyze the problem of resocialization of juvenile convicts. The notion of resocialization of convicts given by different scientists is given. Describes the tasks, methods and techniques for organizing the resocialization of minors. Recommendations for the re-socialization of juvenile convicts, in particular, rehabilitational centers, are suggested.
Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, ресоциализация, социальная адаптация, реабилитационный центр.
Key words: juvenile convicts, resocialization, social adaptation, reabilitation center.
По проблеме ресоциализации российскими правоведами публикуется все больше работ, соответственно, накапливается и больше мнений. Российские ученые нередко при этом ставят знак равенства между ресоциализацией и исправлением осужденного. Некоторые исследователи напрямую не говорят об исправлении, но смысл утверждений не меняется. Иначе говоря, ресоциа-лизация раскрывается либо как система мер воздействия на осужденного, комплекс мероприятий, призванных обеспечить его правопослушное поведение, либо как процесс восстановления утраченных или ослабленных в результате отбывания уголовного наказания (изоляции) социальных связей, функций и статуса личности; либо как усвоение осужденным стандартов поведения и ценностных ориентаций, осознание подчинения правовым и иным моральным нормам поведения и т. д.
© Малинин В. Б., Малинина М. В., 2017
189
Т. Предов, определяя понятие ресоциализации на пенитенциарном этапе «как целенаправленную, управляемую, нравственно-психологическую подготовку осужденных к лишению свободы, относит ее к профилактической деятельности. Пенитенциарное воздействие на осужденных в местах лишения свободы, по его мнению, имеет криминологический характер и осуществляется с целью предупреждения их преступного поведения в будущем» [18].
Нет ясности и в разделении процессов адаптации и ресоциализации осужденных. М.И. Коваль, например, полагает, что «они различаются только по объему» [8].
С.В. Шатилов утверждает, что «социальная адаптация является более широким понятием, чем ресоциализация» [30].
И.В. Шмаров и A.M. Яковлев пишут, что «социальная адаптация предполагает процесс ресоциализации личности, переход ее в новую социальную среду, восприятие нравов, требований, установок, социальных позиций и системы ценностных ориентации этой среды» [31].
М.Т. Дибиров утверждает, что «под социальной адаптацией лиц, освобожденных из исправительного учреждения, понимается сложный процесс, состоящий из стадии нравственной, правовой, психологической и организационной подготовки осужденных в исправительном или воспитательном учреждении к жизни на свободе (исправление) и этапа взаимодействия личности с постоянно меняющейся ближайшей окружающей средой на свободе, включающий восприятие ею нравственных требований, установок, социальных позиций и системы ценностей микросреды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствие с новыми условиями и целями деятельности» [5].
Не умаляя заслуг исследователей, можно отметить два крупных недостатка подобного подхода. Первый - возникновение чрезвычайно сложных конструкций, в которых все смешивается воедино. Где начинается социальная адаптация, где она стыкуется с ресоциализацией, либо где ресоциализация находится или начинается, каковы ее стадии, этапы, трудно понять.
Второй недостаток подобного подхода к проблематике в том, что при его помощи легко скатиться со сложнейшей проблемы в чрезвычайно упрощенную сферу простого оказания социальной помощи данной категории лиц. Создается некая ситуация двойственного понимания одного и того же явления. Не потому ли в указанных исследованиях имеются и иные конструкции понимания процесса социальной адаптации.
Так, В.М. Трубников говорит о том, что «в общем процессе ресоциали-зация выступает в качестве способа адаптации» [25]. Он «под ресоциализацией понимает социальный процесс в постпенитенциарный период, когда происходят качественные изменения личности, перестройка взглядов, представлений, мотивационной сферы поведения и т. д., находящие свое выражение в право-послушном поведении». По мнению указанного автора, ресоциализация есть процесс повторного вживания бывшего преступника в систему представлений о ценностях, существующих в обществе» [25].
Описываемый подход не вызывает удивления, так как в криминологической литературе процесс ресоциализации часто называют социальной адаптацией. При этом, например, В.В. Громов и А.С. Крылов утверждают, что «понятие ресоциализация рассматривают как комплекс мероприятий, направленных на восстановление, приобретение социальных связей, утраченных как вследствие прошлой преступной деятельности, так и в период вынужденной изоляции от общества [4, с. 37]. Следующим целесообразным с криминологической точки зрения шагом представляется рассмотрение проблем ресоциали-зации в аспекте отказа от преступного поведения» (О. В. Павленко, 2003).
Но продолжим рассмотрения позиций исследователей.
Е.В. Кулебякин считает, что «процесс ресоциализации является более объемным процессом и может включать в себя несколько видов адаптации: адаптацию к макросреде, адаптацию к микросреде, адаптацию к самому себе (внутриличностная адаптация, достижение необходимого единства внутреннего духовного мира и внешнего поведения личности)» [13, с. 28].
М.С. Рыбак «говорит об имеющей место в теории уголовно-исполнительного права подмене понятия «ресоциализации осужденных» понятием «исправление осужденных». При раскрытии содержания, сущности ресоциа-лизации, автор вначале утверждает, что ресоциализация осужденного - это корректировка свойств его личности в направлении придания ей черт, необходимых и достаточных для жизни в определенной положительной или нейтральной с точки зрения общественной безопасности социальной группе, определенной микросреде. А затем приводится утверждение, что ресоциали-зация есть обеспечение процесса перерождения преступника в законопослушного гражданина, осознавшего всю пагубность совершенного им преступления и способного адаптироваться к жизни в условиях свободы и заняться полезной деятельностью, восстановить при этом утраченные им социальные контакты с обществом» [20].
Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией, а следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых - называется ресоциали-зацией. Но при этом он вынужден более подробно рассматривать процессы де-социализации. Он пишет, что иногда человек попадает в столь экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, которая уже не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей.
Е.Г. Бугреева рассматривает социокультурные основы ресоциализации несовершеннолетних преступников как одно из условий исправления преступников, говорит о ней как сложном поэтапном процессе субкультурной десоци-ализации (отказе от ценностей субкультуры преступного мира) и возвращении в открытый социум. При этом в качестве положения новизны лишь провозглашена «необходимость создания теории и практики систем социокультурной ресоциализации преступников, то есть теоретической и практической концепций такой ресоциализации» [3].
«Отсутствие концептуального теоретического обоснования сущности и содержания ресоциализации несовершеннолетних осужденных, - пишет М.Н. Садовникова, - не способствует совершенствованию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, затормаживает процесс реформирования, делает менее эффективной практику реализации мер индивидуальной профилактической работы, снижает роль уголовно-исполнительной политики и ее эффективность в отношении несовершеннолетних, не способствует приближению России к соблюдению международных стандартов. Современные условия, в том числе реформирование УИС, требуют проведения прикладных исследований в области профилактики повторной преступности посредством ресоциализации несовершеннолетних осужденных с целью поиска адекватных механизмов и методов повышения эффективности исполнения уголовных наказаний» [21].
Теоретические упущения самым пагубным образом сказываются на построении процесса ресоциализации в самих пенитенциарных учреждениях. В частности, в настоящее время в колониях Украины созданы участки ресоциа-лизации и социальной реабилитации. Согласно положениям ст. 99 УИК Украины возможен перевод осужденных перед освобождением с участка ресоциализации в участок социальной реабилитации, в котором изначально содержатся осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, за преступления небольшой и средней тяжести [7]. Возникает проблема подмены
процесса ресоциализации процессом реабилитации. Отметим, что реабилитация понимается как восстановление в правах, восстановление доброго имени и репутации, а социальная адаптация - как процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде [2].
Также во многих странах ближнего и дальнего зарубежья проблеме ре-социализации осужденных уделяют большее внимание. Некоторые государства на постсоветском пространстве рассматривают проблему ресоциализации в государственном масштабе, считая его политической задачей.
Так, в Азербайджане принят специальный закон, по сути предусматривающий развитие масштабных ресоциализационных мероприятий [16].
В Грузии совместно с международными организациями запущено десять проектов по реабилитации и ресоциализации осужденных. В мае 2006 г. подписан четырехсторонний договор «О ресоциализации осужденных в Грузии» между Министерством юстиции, Министерством труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии, представителем Миссии юридических консультантов Норвегии в Грузии (W ОКЬАО) и представителем Норвежской службы по трудоустройству [37].
Восточный гуманитарный институт Республики Казахстан совместно с администрацией Восточно-Казахстанской области выдвигают тезис о том, что для вхождения в десятку развитых государств Казахстану придется внедрить систему ресоциализации осужденных [34]. Уголовно-исполнительный кодекс Украины в новой редакции от 11 июля 2003 г. среди задач специально выделяет задачу ресоциализации осужденных [36].
Еще более выражен уклон в сторону ресоциализации осужденных в странах дальнего зарубежья. Особое внимание к данной проблематике отмечается в странах северной Европы. Э. Сохейм пишет, что двадцатый век был не только веком войн, но в той же мере и веком тюрем и тюремных лагерей1.
В Меморандуме о европейской модели пенитенциарной системы Ульрих Сибер говорит о трех важных социологических изменениях, положенных в его основу2, делающих несущественным географическое нахождение преступни-
1 См.: Предварительное заключение в регионе Балтийского моря (Министерство юстиции Норвегии, Комиссар СГБМ). Обзор с дополнительными статьями и рекомендациями. Июнь, 2003. Министерство юстиции Норвегии. Осло Норвегия. С. 90.
2 Имеется в виду рост важности информации, равно, как и технологий обработки и передачи ее; генерация опасности во всех областях жизни (нашу жизнь начинает определять чувство незащищенности); большая подвижность людей, капитала и информации, уменьшение значимости границ. См.: там же. С. 91.
ков и жертв. Далее преступнику и жертве необязательно перемещаться в пространстве или встречаться лично.
Но, как отмечает Моника Платек, «общество по-прежнему желает видеть вне всяких законов логики форму ресоциализации в виде содержания осужденных в камерах». М. Платек пишет: общество хочет, чтобы ресоциали-зация была организована на должном уровне: чтобы преступники были закрыты в камерах, и ключ был выброшен, чтобы заключенные превратились в социальных ангелов и правонарушители были жестоко наказаны. Пусть так, общество - капризное, брюзгливое, раздражительное создание с отсутствием логики.
Доктор Сливиа Касале продолжает, «что надо надеяться, что придет время, когда персонал поймет, что настоящая безопасность больше зависит от отношений между персоналом и заключенными, чем от излишних ограничений. Завершаются данные рассуждения приведением положений европейских тюремных правил, согласно которым должно быть предприняты все меры для привития заключенным навыков, необходимых для примирения с обществом и возвращения в него как добропорядочного гражданина»3.
Зарубежные исследователи говорят и о том, что ресоциализация осужденных есть длительный процесс, в основе которого лежит сложный комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества [19]. Но вывод из всего сказанного довольно однозначен - приоритет должен быть отдан альтернативам лишения свободы, исполняемым в самых различных формах.
Но это же еще означает и необходимость формирования индивидуального подхода к осужденным. Так, Б. Юханссон, подробно описывая механизм формирования подобного подхода в Швеции, отмечает, что «с начала 90-х годов персонал исправительных учреждений получил новые задачи. Они стали для осужденных индивидуальными контактными а, в обязанности которых входит владение информацией обо всех проблемах своих подопечных и помощь в решении этих проблем» [32].
Большое внимание уделяется проблеме ресоциализации и в других странах. Так, М. Ансель, считающий себя представителем концепции новой социальной защиты, утверждает, что «функция ресоциализации должна признаваться
3 Соответственно, можно утверждать, что здесь ресоциализация понимается именно как процесс привития данных навыков. См.: Там же. С. 93.
194
главной и должна отличаться от простого побочного воспитательного действия неоклассического возмездного наказания. Акцент на такой цели наказания, как ресоциализация преступника, делает и французский законодатель. В ст. 729 УПК Франции 1958 г. говорится, что условное освобождение может быть предоставлено только в случае, когда появились "весомые сведения о социальной реадаптации". О ресоциализации также говорится в ст. 720-4, 721-1 этого УПК»4. Подобные центры созданы и в Японии [27].
Примечательны французские инициативы по ресоциализации, которые впервые появились в материалах Бюллетеня спортивной информации Совета Европы «Клиринг Хаус». Идея заключалась в том, что физическая активность и занятия спортом в состоянии помочь так называемым антиобщественным слоям населения (молодежи бедных пригородов крупных городов, безработным и осужденным) вернуться к социально приемлемому образу жизни. И в сентябре 1990 г. инициатива начала испытываться в деятельности Центра молодежи в отношении лиц, содержащихся под стражей в Иеигу Ме^8. Руководители центра предоставляют им возможность заниматься экстремальными видами спорта (альпинизм, спуск в пещеры и др.) за пределами центра. Работой охвачено более 160 подростков центра. Указывается, что многие в прошлом были наркоманами. Власти удовлетворены результатами этой работы и считают, что достигли своей цели - подготовить подростков к «возвращению к нормальной жизни в обществе» [35]. Однако необходимо отметить, что объемы данной работы явно не соответствуют требуемым, что и показали последующие события в пригородах Парижа, других городах Франции в 2005-2007 гг.
Активные действия предпринимаются для ресоциализации осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ. Процессы, происходящие в ФРГ, затрагивают и интересы пенитенциарной системы России. Так, в 1999 г. начала ре-ализовываться программа Совета Европы «Партнерство на уровне пенитенциарных систем», в соответствие с которой две тюрьмы федеральной земли Северная Рейн-Вестфалия (ФРГ) стали сотрудничать с двумя исправительными учреждениями из России [19].
С.А. Беличева, анализируя особенности личности и психолого-педагогической поддержки дезадаптированных детей и подростков, рассматривает ре-социализацию как организованный социально-педагогический процесс. Но при этом она отмечает, что отечественная коррекционно-реабилитационная работа имеет больше социально-педагогическую ориентацию, направленную
4 Инициативы по ресоциализации во Франции. См.: http://lib.sportedu.ru/Press/ БЕА/1997/ №2/ р30/Мш./
на создание педагогически организованной среды, коллектива, выступающего институтом ресоциализации. Данная практика, по ее мнению, идет со времен
A.С. Макаренко, который называл данный процесс «параллельным воздействием». Она отмечает, что «нужны знания и технология, без которых коллектив способен превращаться в орудие беспощадного подавления индивидуальности, что нередко происходит в пенитенциарной практике» [1].
Но более необходимым для наших исследований представляется теоретическое обоснование данных изменений, проводимое крупнейшими пенитен-циаристами криминологами современности. К их числу заслуженно можно отнести исследования Н. Кристи, которые стоило бы использовать в процессах реформирования уголовно-исполнительной системы России. В своих произведениях он охватывает бесконечное количество проблем, начиная от проблемы причинения боли и условий, при наличии которых данный процесс имеет ограниченный характер [12], проблем изменения общественного устройства с целью построения хорошего общества [11] до проблем одиночества и полного отчуждения [10]. Он намечает рамки хорошего общества, в котором ресоциа-лизационные процессы должны разворачиваться в рамках понимания всеми необходимости избегания получения «клейма» преступника [11]. Он предупреждает, что нельзя чрезвычайно увлекаться строительством все большего количества новых исправительных учреждений, ибо они, становясь постоянными и надежными источниками дохода в экономически депрессивных регионах, приводят к еще большей степени отчуждения членов общества [10]. Можно утверждать, что Н. Кристи пишет обо всем. Но в итоге в его трудах мы не видим реального механизма ресоциализации: он разбросан по всем направлениям и не имеет определенной структуры.
Попыткой приблизиться к пониманию ресоциализации осужденных и освобожденных от этого наказания является, по нашему мнению, рассмотрение этапов - стадий ресоциализации.
А.Ф. Степанюк и В.М. Трубников приходят к выводу, что «в ресоциали-зации выделяются два этапа - пенитенциарный (во время отбывания наказания) и постпенитенциарный (после освобождения от наказания). При этом пенитенциарный этап ресоциализации они рассматривают лишь как подготовительную стадию к последующему постпенитенциарному этапу» [23].
Примерно того же мнения придерживается П.П. Сербун, рассматривающий лишь ресоциализацию освобожденных из мест лишения свободы [22].
B.Е. Южанин, Ю.В. Жулева выделяют допенитенциарный, пенитенциарный и постпенитенциарный этапы.
М.С. Рыбак выделяет пять стадий ресоциализации осужденного как процесса реструктуризации и корректировки свойств его личности. Среди них им выделяется: «1) установление принадлежности осужденного к положительной или отрицательной группе, к которой он может относиться с учетом его интеллектуальных и волевых качеств; 2) создание условий для разрыва негативных связей с асоциальной средой; 3) исправление осужденного как средство его ресоциализации; 4) воспитательная работа с осужденным как средство ресоци-ализации; 5) социальная адаптация лишенного свободы. Но критерий подразделения на стадии является весьма спорным, как вследствие наличия оценочных понятий типа «положительных» и «отрицательных» групп, так и вследствие оставления процесса исправления осужденного в качестве средства ресоциализации последнего» [20].
Стадии ресоциализации осужденных к лишению свободы самостоятельны. Существуют определенные системные характеристики на каждой из стадий, но имеется один и тот же объект воздействия - лицо с отклоняющимся поведением, утратившее частично или полностью в силу объективных и/или субъективных причин положительные качества. Мы, по сути, закономерно приходим к выводу о необходимости воздействия на лицо с целью его возвращения в общество, изменения асоциальных установок, системы ценностных ориентации, восстановления общественно полезных связей и отношений со стороны. Но воздействие со стороны на любой объект природы приводит к возрастанию в нем хаотической составляющей.
В целях ресоциализации мы можем лишь пробудить у осужденного желание менять свои установки, ориентиры, строить новые отношения или корректировать старые. Мы придерживаемся той же точки зрения, что и Ю.В. Жулева, Н.А. Крайнова: «ресоциализация осужденных схожа с социализацией, имеет при этом лишь некоторые отличия несущественного характера. Как и названные выше авторы, придется признать, что понятие "ресоциализация" объективно связано с понятием "социализация", что усматривается из непосредственного анализа указанных явлений, и, прежде всего, грамматического толкования».
Процесс ресоциализации не должен резко отделяться от процесса социализации, поскольку это может привести не только к извращению понятия, но и его прямому противопоставлению процессам социализации. Уже само использование приставки «ре» подразумевает ущербность человека. Навешивается ярлык лица с отклоняющимся поведением, что сразу дает импульс для
построения стены отчуждения между объектом воздействия и правоприменителем. Но на данном этапе применять термин «ресоциализация» представляется целесообразным.
Мы считаем, что наиболее актуальна на данном этапе разработка понятия ресоциализации для применения в общественно-популярных целях, скажем, «социально приемлемое определение». Оно не должно содержать сложных объяснений и может звучать следующим образом: «под ресоциали-зацией понимается дополнительная социализация личности в целях оптимальной адаптации к условиям общества».
В уголовно-правовой сфере оно может звучать следующим образом: «ре-социализация осужденных есть возобновление процесса их социализации в целях включения в социально приемлемые формы жизнедеятельности»; либо что-то аналогичное. Для уголовно-исполнительного права и рассмотрения процессов ресоциализации осужденных к лишению свободы может быть приведено дополнительное определение: «ресоциализация осужденных к лишению свободы есть процесс выработки социально приемлемых форм поведения и жизнедеятельности для последующей их адаптации к условиям и нормам жизнедеятельности общества, реализуемое при помощи средств ресоциализации».
В концепциях социальной интеграции последнее означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. При этом подразумевается наличие упорядоченного бесконфликтного отношения между индивидами, организациями и т. д.
Можно говорить и об отделении от процессов ресоциализации системы образования. Что же делать в данной ситуации авторизации общества и наступления постмодернизма и after-postшodernisшa? Как сохранить тот уровень оптимальной интеграции, необходимой для выживания системы, в том числе и путем решения проблемы ресоциализации?
Для этого придется обратить внимание на жизнедеятельность отдельного несовершеннолетнего. Без обращения к теориям органицизма скажем, что каждый отдельный член общества решает те же функциональные проблемы, что и все общество. При этом проблемы адаптации и целедостижения также располагаются во внешней сфере, а интеграции и поддержания латентных образцов действия - во внутренней сфере жизни. Если процессы адаптации и це-ледостижения изучены и освещены в разных отраслях науки довольно подробно, то внутренние процессы несовершеннолетнего, приводящие его к необходимости интеграции, воспроизводства структур общества, исследованы слабо, не говоря уже о функции снятия напряжения.
На данный момент имеются отдельные предложения, входящие в предлагаемую концепцию. Так, в целях ресоциализации предлагается применение стратегии временного отлучения от социума, а также предоставления возможности экстремальных форм самопроявления [6] и т. д. Но аспект исследований должен быть изменен.
Возможно рассмотрение ресоциализации несовершеннолетнего осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания в рамках нового понимания, данного нами выше.
Таким образом, условиями объективного исследования ресоциализации несовершеннолетнего осужденных и освобожденных от этого наказания становятся: 1) учет антропологического компонента их функционирования в условиях мест лишения свободы; 2) анализ функционирования доправовых, правовых и иных регуляторов в условиях исправительного учреждения; 3) увязывание исследований ресоциализационных процессов с параллельным анализом социализационных процессов в постмодернистской и информационной сферах; 4) постановка проблем ресоциализации и механизма его функционирования в сферу глобальных процессов диалога культур (взаимодействия пограничных культур) современности.
В данном аспекте понимается и наиболее широкая трактовка дефиниции «ресоциализация». Как процесс она есть, была и будет процессом приобщения к наличной культуре, окультуривания лица, нуждающегося в этом, а как цель - получение того уровня и качества культурного состояния, которое необходимо для полноценного и бесконфликтного функционирования в рамках наличного общества. А из данного понимания ресоциализации осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания следует главное требование к процессу ресоциализации - в большей своей части он должен протекать в рамках общества, а не отдельного учреждения.
«Процесс ресоциализации несовершеннолетних осужденных, - пишут Э.В. Леус и А.Г. Соловьева, - предполагает переориентацию их асоциальной направленности, формирование новой системы установок, норм и ценностей, соответствующих им навыков социального поведения, формирование нового социального статуса - бывшего правонарушителя, а также способности саморегуляции поведения с социально одобряемых позиций. Для осуществления процесса ресоциализации несовершеннолетних в ИУ эффективным является применение программ сопровождения, созданных с использованием адаптационных технологий, на всех этапах отбывания наказания» [15].
Представляется, что ресоциализацию осужденного следует рассматривать как основную цель государства в отношении лица, совершившего уголовно наказуемое деяние. Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении от 1 февраля 2011 г. подчеркивает, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно обеспечивать их ресоциализацию.
В соответствии с Концепцией развития УИС до 2020 г., ФСИН России была подготовлена модель воспитательного центра для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, согласно которой воспитательный центр (ВЦ) - это исправительное учреждение, предназначенное для исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении лиц женского и мужского пола, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также при наличии условий, содержания под стражей несовершеннолетних, подозреваемых и обвиняемых. Целями ВЦ являются: исправление осужденных; предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами; обеспечение эффективной ресоциализации осужденных к условиям жизни в современном обществе на основе применения индивидуальных форм воздействия [9].
Как пишет М.Н. Садовникова, «создаваемые воспитательные центры ориентированы на ресоциализацию содержащихся осужденных и создание условий для их постпенитенциарной адаптации во взаимодействии с региональными и муниципальными органами власти, общественными объединениями в результате сокращения количества ВК» [21].
Список литературы
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - URL: http://www.sessia.ru/?mode=infosid = 1255.http://www.sessia.ru/?mode=infosid =1255.
2. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17000 сл. / гл. ред. Н. Ярошенко. - М.: Изд. АСТ: Астрель: Рус. словари, 2003.
3. Бугреева Е.Г. Социокультурные основы ресоциализации преступников: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2001.
4. Громов В.В., Крылов А.С. Социальные связи в процессе ресоциализации осужденных // Применение наказаний, не связанных с лишением свободы. - М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1989.
5. Дибиров М.Т. Проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений: дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 2006.
6. Инициативы по ресоциализации во Франции // Клиринг Хаус: бюлл. спорт. информ. Совета Европы. - URL:http://lib.sportedu.ru/Press/SFA/1997/№ 2/p30/htm.
7. Интерфакс-Украина. - URL: http: fmd.com.ua/in-dex.php?page=/news.php?al=28u [correspondent. net/ main/170109].
8. Коваль М.И. Социально-правовая адаптация лиц, отбывших длительные сроки лишения свободы: дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 1995.
9. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. № 1772-р, 14 октября 2010 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ufsin29.ru/ (Дата обращения: 12.04.2012).
10. Кристи Н. Борьба с преступностью как индустрия. Вперед, к Гулагу западного образца. - М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2001.
11. Кристи Н. Плотность общества. - М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2001.
12. Кристи Н. Пределы наказания. - М.: Изд-во Прогресс, 1985.
13. Кулебякин Е.В. К проблеме соотношения объективного и субъективного в процессе социальной адаптации в современных условиях (макросоциологические аспекты) // Проблемы социальной адаптации различных групп населения в современных условиях: материалы науч. конф. - Владивосток, 2000.
14. Лепеков В. А., Бочаров В.Г., Мусеибов А.Г. Проблемы ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, осужденных за преступления, связанные с наркотиками / Территориальные различия преступности: сб. науч. тр. - М., 1995.
15. Леус Э.В., Соловьева А.Г. Адаптационные технологии ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Психология и право. - 2012. - № 3.
16. О социальной адаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания из пенитенциарного учреждения: закон Азербайджанской Республики от 31 мая 2007 г. Правила участия общественности в исправлении осужденных и осуществлении общественного контроля за деятельностью учреждений, исполняющих наказания (утв. приказом министра юстиции Азербайджанской Республики за № 4-Т от 25 апреля 2006 г.). - Баку, 2007.
17. Павленко О.В. Постпенитенциарное поведение лиц, отбывших наказание за корыстные посягательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2003.
18. Предов Т. Ресоциализация преступников-рецидивистов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1978.
19. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект) / отв. ред. Ю.К. Александро. - М.: Изд-во Права человека, 2001.
20. Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. - Саратов: Изд-во Саратов. гос. акад. права, 2004.
21. Садовникова М.Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Владивосток, 2011.
22. Сербун П.П. Ресоциализация лиц, освобожденных из мест лишения свободы. - Мн.: Изд-во Акад. МВД Республики Беларусь, 2004.
23. Степанюк А.Ф., Трубников В.М. Исполнение наказания в виде лишения свободы и особенности постпенитенциарной адаптации освобожденных. - Киев: Изд-во УМК ВО, 1992.
24. Стурова М.П. Педагогика социальной реабилитации осужденных: поиски и находки // Наказание: законность, справедливость, гуманизм: материалы науч.-практ. конф. - Рязань, 1994.
25. Трубников В.М. Социальная адаптация освобожденных от наказания: дис. ... д-ра юрид. наук. - Харьков, 1991.
26. Уголовно-исполнительная система России: стратегия развития / гл. ред. О. Г. Ковалев: материалы науч.-практ. конф. (26-27 мая 2005 г.): в 2 ч. - Ч. 2. - М., 2005.
27. Уголовный кодекс Японии. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002.
28. Файзутдинов P.M. Лишение свободы: его социальное назначение и функции: дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2000.
29. Хуторская Е.Ю. Научные взгляды профессора Нильса Кристи и их практическое использование в процессе реформирования уголовно-исполнительной системы в России // Уголовно-исполнительная система России: стратегия развития: материалы науч.-практ. конф.: в 2 ч. - Ч. 2. - М., 2005.
30. Шатилов С.В. Освобождение несовершеннолетних из воспитательных колоний и их социальная адаптация: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1997.
31. Шмаров И.В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания (проблема социальной адаптации). - М.: Юрид. лит., 1974.
32. Юханссон Б. Индивидуальный подход к заключенным в Швеции // Уголовно-исполнительная система России: стратегия развития: материалы науч.-практ. конф. Ч.1. - М.: Изд-во НИИ ФСИН России, 2005.
33. Яковлев A.M. Преступность и социальная психология. - М.: Юрид. лит.,
1971.
34. URL:http
35. URL:http
36. URL:http
37. URL:http
// akimovko.gov.kz/news.htm?id. // lib.sportedu.ru/Press/SFA/1997/№2/p30/htm. // news.uaportal.com. // www.apsny.ge.
38. URL:http// www. penalreform. orq / Russian /sampmanual.htm.
КРИМИНАЛИСТИКА
УДК 343.9:336.71
Г. В. Аверкова
Классификации банковских документов и их значение для расследования преступлений в сфере банковской деятельности
В статье рассматриваются особенности криминалистических классификаций банковских документов при совершении преступлений в сфере банковской деятельности. Приводятся классификации банковских документов. Определено значение и подчеркивается важность использования следователем приведенных классификаций при расследовании названной категории преступлений.
In the article is devoted to the peculiarities of criminalistics classifications of banking documents in the commission of crimes in the banking sector. There are classification of banking documents are given. The value is defined and importance emphasized of using by investigator of the above classifications in the investigation of this crimes category.
Ключевые слова: документы, классификация, банковские документы, банковская деятельность, расследование преступлений.
Key words: documents, classification, banking documents, banking sector, investigation of crimes.
На первоначальном этапе расследования преступлений в сфере банковской деятельности значительную трудность для следователя представляет поиск криминалистически значимой информации о совершенном преступлении. Сложность поиска обусловлена необходимостью исследования большого объема информации, представленной в форме различного рода документов, используемых в банковской деятельности.
А.Ф. Волынский и В.А. Прорвич обратили внимание на то, что «следователю сложно определить, какие именно документы необходимо получить в результате производства следственных действий для надлежащего формирования
© Аверкова Г. В., 2017