Научная статья на тему 'Актуальные проблемы уголовного права индивидуализация наказания, как одно из направлений процесса антикриминогенной ресоциализации'

Актуальные проблемы уголовного права индивидуализация наказания, как одно из направлений процесса антикриминогенной ресоциализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ НАКАЗАНИЯ / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ОСУЖДЕННЫЙ / ПРОЦЕСС АНТИ-КРИМИНОГЕННОЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ / АДАПТАЦИЯ / КРИТЕРИИ ИСПРАВЛЕНИЯ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ АСПЕКТ / ПОСТПЕНИТЕН-ЦИАРНЫЙ АСПЕКТ / INDIVIDUALIZATION OF PUNISHMENT / PRISON / PROCESS OF ANTICRIMINOGENIC RESOCIALIZATION / ADAPTATION / CRITERIA OF FIXES / PENITENTIARY ASPECT FACTORS / POST-PENITENTIARY ASPECT FACTORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гузь Е. В.

В данной статье представлены предложения по возможной индивидуализации наказания осужденного по его субъективным качествам личности и объективным условиям. Выделение групп осужденных по определенным критериям подразумевает под собой создание различных программ пенитенциарной ресоциализации, касающихся индивидуально каждой категории осужденных. Данный метод приведет к успешному процессу пенитенциарной и постпенитенциарной ресоциализации осужденных отбывающих и отбывших наказание в виде лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гузь Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALIZATION OF PUNISHMENT AS ONE OF THE AREAS FOR ANTICRIMINAL RESOCIALIZATION

In this article offers suggestions for possible individualization convict him on subjective qualities of the individual and objective conditions. Allocation groups condemned on certain criteria including the creation of a variety of programs resocialization prison on each individual category of convicts. This method will lead to the successful process of the penitentiary and post-penitentiary resocialization of convicts serving and who have served a sentence of imprisonment.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы уголовного права индивидуализация наказания, как одно из направлений процесса антикриминогенной ресоциализации»

^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^

Актуальные проблемы уголовного права

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ НАКАЗАНИЯ,

КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОЦЕССА АНТИКРИМИНОГЕННОЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Е.В. Гузь,

адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России, Научная специальность: 12.00.08 -уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье представлены предложения по возможной индивидуализации наказания осужденного по его субъективным качествам личности и объективным условиям. Выделение групп осужденных по определенным критериям подразумевает под собой создание различных программ пенитенциарной ресоциализации, касающихся индивидуально каждой категории осужденных. Данный метод приведет к успешному процессу пенитенциарной и постпенитенциарной ресоциализации осужденных отбывающих и отбывших наказание в виде лишения свободы.

Ключевые слова: индивидуализация наказания, места лишения свободы, осужденный, процесс антикриминогенной ресоциализации, адаптация, критерии исправления, пенитенциарный аспект, постпенитенциарный аспект

INDIVIDUALIZATION OF PUNISHMENT AS ONE OF THE AREAS FOR ANTICRIMINAL RESOCIALIZATION

E.V. Guz,

postgraduate of the department criminology Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In this article offers suggestions for possible individualization convict him on subjective qualities of the individual and objective conditions. Allocation groups condemned on certain criteria including the creation of a variety of programs resocialization prison on each individual category of convicts. This method will lead to the successful process of the penitentiary and post-penitentiary resocialization of convicts serving and who have served a sentence of imprisonment.

Keywords: individualization of punishment, prison, process of anticriminogenic resocialization, adaptation, criteria of fixes, penitentiary aspect factors, post-penitentiary aspect factors

Процесс антикриминогенной ресоциализации необычайно сложен и требует максимального приложения сил и времени, и для его эффективного воплощения в жизнь необходимо, чтобы административный ресурс, который задействован в реализации программ реабилитации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, работал слаженно, безукоризненно и продуктивно. Главное назначение ресоциализации заключается в обеспе-

чении нормальной жизни личности в обществе, что, в итоге является залогом нормального функционирования самого общества. Говоря об этом, мы часто забываем, с чего и в каком месте должен начинаться процесс ресоциализации.

Процесс антикриминогенной ресоциализации должен начинаться с момент предъявление обвинения осужденному. С момента осознания им - какое наказание ему придется понести за свой проступок.

66

Вестник Московского университета МВД России

№ 9/2012

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

Наказание имеет непосредственное влияние не на объективные условия, которые способствуют наличию преступности, а на объективные признаки людей, в основном на психику, которая впоследствии стимулирует поведение человека, удерживая его от совершения негативных поступков и совершения повторных преступлений. Наказание должно служить средством для предупреждения преступности, исправления лиц, совершивших преступления. Анализ поведения осужденных, процесс их адаптации к условиям отбывания наказания и восприятия их исправительного воздействия, показывает, что необходимо ввести дифференцированный подход к исполнению наказания в отношении осужденных. И в этом случае нам просто необходимо использовать метод индивидуализации наказания.

Индивидуализация ресоциализационного процесса, на мой взгляд, является особо важной, но, к сожалению, не до конца разработанной ступенью процесса антикриминогенной ресоциализации в целом.

Принцип индивидуализации широко изучался в отношении уголовного наказания преступников. Так, например, индивидуализация в советском уголовном праве — это принцип, заключающийся в учете характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, отягчающих и смягчающих обстоятельств, который позволяет посредством наказания, сочетающего в себе цели кары и воспитания, добиться, в конечном счете, исправления и перевоспитания преступника, а также предупредить совершение новых преступлений, как осужденным, так и другими лицами.1 Принцип индивидуализации наказания рассматривается и в законе и в суде и существует также индивидуализация отбытия наказания. Меня в большей степени интересует последний вид индивидуализации — индивидуализация отбытия наказания, так как он непосредственно связан с ресоциализацией осужденных, с пенитенциарным этапом ресоциализации. И.И. Карпец, на мой взгляд, дал самое приемлемое и полное понятие индивидуализации отбытия наказания — это учет в местах лишения свободы особенностей личности осужденного и характера совершенного им деяния при определении режима содержания и организации работы по исправлению и перевоспитанию осужденного, направленной на осуществление целей и задач наказания.2 Возможно, если будут учитываться все вышеназванные аспекты, то процесс постпенитенциарной ресоци-ализации будет проходить быстрее и эффективнее,

так как он уже начался в местах лишения свободы.

Индивидуализация в процессе ресоциализации означает, что исследуемый процесс должен учитывать как субъективные качества личности (возрастные, психологические, социальные, медицинские особенности, семейное положение и т.д.), так и определенные объективные условия (условия и регион проживания, образование, материальное обеспечение и т.д.). Анализ этих субъективных качеств и условий позволит сделать процесс ресоциализа-ции намного результативнее и, возможно, ускорит адаптацию лица в современный социум. На мой взгляд, необходимо еще так же учитывать тяжесть и классификацию совершенного преступления, причастность к совершению преступления (соучастник, заказчик, исполнитель и т.д.).

Анализируя опыт зарубежных государств, в данном вопросе, можно сразу отметить, что в большинстве из них, процесс ресоциализации осужденных начинается с момента вынесения приговора и сразу же по прибытию в исправительное учреждение. Создается специальная комиссия, в которую входят специалисты разных категорий — юристы, психологи, педагоги, социальные работники. Эта комиссия проводит тщательную индивидуализацию каждого осужденного и по итогам определяет, какие меры ресоциализации в последующем для него наиболее эффективны. Комиссия составляет характеристику осужденного и прилагает примерный план мероприятий работы с этим лицом и оба эти документа направляются вместе с осужденным по месту отбывания наказания. Работа этих комиссий является первым и, несомненно, самым важным этапом ресоциализации. Еще только приступив к работе с этим лицом, сотрудники пенитенциарного учреждения, знают, что можно ожидать от такого заключенного и какие мероприятия для его ресоциализации необходимо проводить. И здесь очень важно, что работа начинается непосредственно с первого дня заключения, ибо в таком случае, возможно, в будущем не понадобится глубокая постпенитенциарная адаптация.

Так же можно провести анализ классификации заключенных в зарубежных пенитенциарных учреждениях. В США, классификация заключенных проводится в соответствии с вероятностью совершения ими побега и оценкой их опасности. В пенитенциарных учреждениях Германии заключенные делятся на три группы: 1) лица, не нуждающиеся в ресоциализации; 2) лица, нуждающиеся в ресоциализации; 3) преступники, которые по всей вероятно-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

сти, не могут быть ресоциализированы3. Но, на мой взгляд, это довольно большие группы и они классифицируются по небольшому количеству признаков. В Российских же пенитенциарных учреждениях классификацию необходимо проводить по большему количеству факторов.

Целью индивидуализации наказания является специальное предупреждение. Оно направленно на не совершение преступления конкретного лица4. Хотелось бы отметить, что в данном случае я рассматриваю, что индивидуализация должна быть направлена на каждого преступника в отдельности. Но, к сожалению, ни один административный ресурс не может дать нам достаточное количество квалифицированного персонала для осуществления данной деятельности.

Процесс пенитенциарной ресоциализации направлен на исправление осужденных. Данный процесс не может проходить без социально- педагогического воздействия на осужденных, который так же требует индивидуализированного подхода и учета следующих факторов:

- характерологические особенности: специфические, общие для всех осужденных; особенные, присущие отдельным категориям осужденных; индивидуальные, свойственные только личности конкретного осужденного;5

- подход к процессу воздействия на осужденного с оптимистических позиций, позволяющих видеть в нем не только отрицательные, но и положительные черты. Личность, как объект воспитания необходимо рассматривать в динамике;6,7,8

- к оценке личности следует подходить не изолированно, а учитывать все связи и отношения, в которых она реально находится, т.е. рассматривать ее в единстве со средой, коллективом, микрогруппой, с другими значимыми элементами;

- установление взаимопонимания с осужденным для осознания им желания субъектов воспитания оказать ему помощь;

- совокупность таких факторов, как длительность срока наказания, возраст, взаимоотношения с родственниками, состояние здоровья, уровень образования и общего развития, наличие профессии;

- противоречия в поведении осужденного;

- целостность механизма поведения личности осужденного: направленность, содержание материальных и духовных потребностей, мировоззренческие, правовые, экономические, педагогические, эстетические взгляды и убеждения.8

Применение наказания в виде лишения свободы

и процесс пенитенциарной адаптации необходимо индивидуализировать исходя из того, что меры, которые могут воздействовать на одних осужденных, совершенно не действуют на других, особенно на лиц с низким образовательным уровнем и невысоким уровнем воспитания.9

Использование индивидуальных методов работы с осужденными обусловлено наличием в исправительных учреждениях так называемой «субкультуры» осужденных.10 Осужденные, ведущие нравственно отрицательный образ жизни, подверженные острому влиянию субкультуры и живущие по законам криминального мира должны содержаться в более жестких условиях, отдельно от остальных, это вполне уменьшит возможность распространения их негативного влияния на других заключенных. Вполне возможно, что применяя данный индивидуальный подход можно уменьшить влияние субкультуры на осужденных и на дальнейший процесс постпенитенциарной адаптации.

Индивидуализация наказания напрямую направлена на ресоциализацию осужденных, основной целью которой является сокращение уровня преступности. Подготовка к жизни на свободе должна исходить из того, что положение человека в обществе характеризуется, по крайней мере, следующими основными сферами жизнедеятельности: семья, работа, досуг. В этих сферах формируются его основные роли — семьянина, работника, гражданина и другие. Поэтому перспективной целью должна стать подготовка осужденных к участию в основных сферах жизнедеятельности и исполнению указанных социальных ролей после освобождения.11

Нельзя упускать такой момент, как положительное поведение осужденного, искреннее раскаяние и желание вернуться в общество законопослушным гражданином. В процессе индивидуализации отбывания наказания это несомненно должно учитываться. И в зависимости от его поведения, возможно, следует за несколько месяцев до окончания срока переводить осужденных на более мягкие условия наказания, тем самым готовя их к самостоятельной жизни на свободе.

Должна существовать определенная оценка степени исправления осужденного, которая требует конкретизации по каждой выделенной группе осужденных. Для этого необходимо выделить определенные критерии и показатели исправления. Критерии исправления — совокупность признаков, наличие которых позволяет сделать вывод о соответствующей степени исправления осужденного.

68 -Вестник Московского университета МВД России- № 9 / 2012

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

Показатели исправления — это совокупность признаков, определяющих соответствие осужденного тому или иному критерию исправления. Из основных критериев исправления осужденного можно выделить следующие:

- отсутствие нарушения режима исправительного учреждения;

- желание и прилежное отношение к труду;

- стремление в образовательном процессе исправительного учреждения;

- искренние раскаяние в совершенном преступном деянии;

- желание после выхода из мест лишения свободы встать на путь антикриминогенной ресо-циализации, отказаться от вредных привычек, воспользовавшись помощью родных, близких и реабилитационных центров.

Необходимо контролировать адаптацию осужденного в местах лишения свободы с психологической стороны. Не допускать развитие психологических кризисов и развитие психических отклонений на почве изолированности и отсутствия возможности самостоятельно принимать решения. Для решения этой проблемы, которая в местах лишения свободы стоит очень остро необходимо включать в программы пенитенциарной реабилитации психологические тренинги, а в данном случае для каждой из категорий и групп осужденных отдельно. Это приведет к недопущению изменения внутреннего содержания личности, которое зачастую ведет к желанию избавиться от правоограничений, предполагаемых применением наказания в виде лишения свободы.

Индивидуализация наказания должна выражаться не только в теоретических аспектах анализа объективных, субъективных качеств преступника, условиях совершения им преступления, тяжести и классификации совершенного им деяния, но и находить свое отражение на практике. В Российских пенитенциарных учреждениях этого можно добиться раздельным содержанием осужденных по квалификации преступлений и по отношению самих преступников к совершенному им деянию, но при этом необходимо учитывать все вышеперечисленные признаки. В конечном варианте необходимо, учитывая каждую особенность преступника, перечисленную в данной статье, разбить по группам всех лиц совершивших преступное деяние и создать ряд программ именно пенитенциарной ресоциали-зации, которые отвечали бы особенностям каждой из этих групп.

Предложения, выдвинутые в данной статье позволят более эффективно решать вопросы индивидуализации наказания на стадии его исполнения, а так же повысят эффективность процесса ресоциа-лизации как в его пенитенциарном, так и в постпенитенциарном аспектах. Что в дальнейшем позволит снизить уровень рецидивной преступности во всех ее показателях.

1 И.И. Карпец Индивидуализация наказания, - М., 1961, с. 10

2 И.И. Карпец Индивидуализация наказания, - М., 1961, с. 13

3 Кунц Е.В. Преступность среди женщин и ее предупреждение в современной России: Дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2006. С. 295.

4 И.И. Карпец Индивидуализация наказания, - М., 1961, с. 37

5 Агаларзаде А.З., Волков В.Н., Шишков С.Н.. Неотложная психиатрия в деятельности пенитенциарных учреждений по ресо-циализации осужденных. // Биологическое и социальное в личности преступника и проблемы ее ресоциализации. Уфа, 1994. — С. — 140.

6 Данилин Е.М. Педагогические проблемы подготовки осужденных к освобождению из ВТК в условиях реформы уголовно-исполнительной системы и ее правовое обеспечение. м.: НИИ МВД РФ, 1993. — С. — 46.

7 Данилин Е.С., Поздняков В.И., Саблина Л.С. Организационные и психолого-педагогические проблемы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних осужденных: Учеб. пособие. М. ВНИИ МВД РФ, 1994. — С. — 80.

8 Деева Н.А. Формирование социально значимых перспектив у несовершеннолетних осужденных женского пола как средство их перевоспитания: Учеб. пособие. Рязань, 1981. С. — 97.

9 Личность преступника и применение наказания. Казань. Издательство Казанского университета, 1980. 215 с.

10 Самовичев Е.Г. Психологические основы исправления и перевоспитания осужденных. М., 1985., С. — 8.

11 Тищенко Е.Я. Система социально-педагогической реабилитации осужденных: теория и практика. Дисс. . док. пед. наук. Оренбург, 2001. С.- 31.

12 Стругова Е.В. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин: Дисс. ... канд. юрид. наук. Рязань, 1995. С. - 141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.