Фишер Хорст Сушина Татьяна Евгеньевна
Особенности современной немецкой модели исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы (на примере земли Бранденбург)
В статье рассматриваются основные этапы развития института ресоциализации осужденных к наказанию в виде лишения свободы, назначенного совершеннолетним лицам, впервые совершившим преступления общеуголовной направленности, в уголовно-исполнительном праве Федеративной Республики Германия. Предлагается использовать данный опыт в российской пенитенциарной системе, что позволит повысить качество индивидуально-воспитательной работы с заключенными и адаптировать мероприятия по их ресоциализации к условиям новой цифровой реальности.
Ключевые слова: личностные компетенции, профессиональное обучение, психодиагностика, психотерапевтическая поддержка, ресоциализация, цифровые технологии.
Features of the modern German model of execution of criminal penalty by way of deprivation of liberty (by the example of Brandenburg province)
In article the main stages of development of the institute of resocialization of the persons condemned to custodial sanction, appointed to the full age persons who for the first time committed crimes of general criminal orientation in the criminal and executive right of the Federal Republic of Germany are considered. It is offered to make use of this experience in the Russian penal system that will allow to raise a role of individual and educational work with prisoners and to adapt actions for their resocialization to conditions of new digital reality.
Key words: personal competence, professional training, psychodiagnosis, psychotherapeutic support, resocialization, digital technology.
На протяжении длительного времени среди ученых и практиков активно обсуждается современное состояние и перспективы развития российской пенитенциарной системы. Особое внимание уделяется изучению положительного опыта зарубежных стран, в которых соблюдаются международные стандарты обращения с заключенными и создаются все необходимые условия для их успешной социализации после отбывания срока [1, с. 37-40]. В данном аспекте модель исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, сформированная в Федеративной Республике Германия (далее -ФРГ), представляется наиболее интересной.
Правовая система ФРГ состоит из публичного, частного и уголовного права. Публичное право регламентирует отношения между государством как носителем власти и гражданами. Частное регулирует отношения, возникающие между равными субъектами права - физическими и юридическими лицами. Уголовное пра-
во, помимо вопросов о преступлении и наказании, содержит ряд норм, посредством которых приговор, постановленный в порядке уголовного судопроизводства о назначении наказания за совершение противоправного деяния, приводится в исполнение.
Вступление в законную силу решения суда является основанием для начала деятельности государственных органов по принудительному исполнению уголовного наказания, назначенного приговором. Поскольку наказание в виде лишения свободы отбывается в государственных пенитенциарных учреждениях, уголовно-исполнительное право ФРГ считается частью не только уголовного права, но и административного. Однако следует отметить, что в немецкой правовой доктрине уголовно-исполнительное право рассматривается в качестве самостоятельной отрасли публичного права. Его источниками являются: Конституция ФРГ, нормы уголовного и административного права, федеральное законодательство, законода-
19
тельство земель об исполнении наказания в виде лишения свободы.
Так, статья 2 Конституции ФРГ закрепляет право каждого гражданина на жизнь и личную неприкосновенность, ст. 104 запрещает лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, ни морально, ни физически подвергать жестокому обращению. Вопрос о допустимости и продолжительности лишения человека свободы решается только судьей. Нарушение этих прав допускается исключительно на основании закона [2, с. 25].
Проанализировав положения ст. 2 и 104 Конституции ФРГ, отметим, что они отражают общий подход к ограничению прав лиц, содержащихся под стражей. Правовой статус данной категории граждан, порядок и условия отбывания ими наказания в исправительных учреждениях определены в Федеральном законе ФРГ от 16 марта 1976 г. «Об исполнении лишения свободы и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы» [3]. До принятия данного закона (1949-1976 гг.) уголовно-исполнительное законодательство в ФРГ отсутствовало.
В ходе административной реформы 2006 г. полномочия по регулированию порядка и условий исполнения уголовных наказаний были переданы парламентам федеральных земель. Поэтому в каждой из 16 земель ФРГ существуют свои нормативные правовые акты об исполнении наказаний в виде лишения свободы. Однако в основе каждого из них лежат единые критерии, выработанные на федеральном уровне. Особо следует отметить федеральную землю Бранденбург, где в настоящее время действуют три закона, регулирующие вопросы исполнения наказания в виде лишения свободы, исполнения наказания в виде лишения свободы, назначенного несовершеннолетним преступникам, предварительного заключения, ареста несовершеннолетних, а также содержания в заключении после отбытия наказания (превентивное заключение). Последнее касается преступников, которых признали не способными к исправлению.
Данные законы не регламентируют производство о применении принудительных мер медицинского характера и помещении подозреваемых в психиатрический стационар для проведения судебно-психиатрической экспертизы. Вместе с тем они отражают главную цель исполнения наказания в виде лишения свободы -создание для осужденного условий, которые позволят ему после освобождения из-под стра-
жи адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам. Следовательно, мероприятия, проводимые в исправительных учреждениях Германии, в первую очередь направлены на реинтеграцию осужденных в общество.
Отметим, что идея ресоциализации преступников не сразу стала ведущей в деятельности пенитенциарных учреждений ФРГ, а прошла долгий и непростой путь развития.
В правовых системах Древней Греции и Древнего Египта преступник рассматривался как враг общества. В качестве наказания за нарушение закона применялись пытки, порка плетьми, смертная казнь, рабский труд. Тюремное заключение как мера наказания в тот период не практиковалось.
Впервые о ресоциализации упоминается в Средневековье, когда к преступнику относились как к грешнику, способному исправиться только через покаяние. Однако уже в Позднее Средневековье основной целью наказания вновь становится месть преступнику. Осужденных содержат в городских тюрьмах, башнях, подземельях, их пытают, ссылают на каторжные работы и морят голодом. В то же время следует отметить, что каторжные работы были направлены на перевоспитание преступников, основой которого являлся тяжелый физический труд. Но здесь вряд ли стоит рассуждать о ресоциализации, т. к. каторга унижала человеческое достоинство. Несмотря на то что каторжные работы противоречили принципам католической веры, такой вид наказания, как помещение в работный дом, был включен в Уголовное уложение Германии 1871 г.
Реальное воплощение идеи ресоциализа-ции преступников получили в законодательстве Веймарской республики (1918-1933 гг.), которое включало в себя систему льгот для осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Эти льготы имели строгую вертикальную классификацию и были связаны с изменением режима по мере исправления осужденного. Такой подход стимулировал преступников к хорошему поведению и способствовал их адаптации к новым условиям жизни после освобождения. В Основных положениях об отбывании наказания в виде лишения свободы 1923 г. ресоциализация определялась как процесс формирования у осужденных ответственности, самостоятельности, приобри-тения ими социально полезных навыков [4, с. 81].
20
С приходом к власти национал-социалистов ресоциализация была исключена из целей наказания. Теперь оно было направлено на устрашение, уничтожение и воздаяние [5, с. 186-196].
После принятия Конституции ФРГ 1949 г. основу уголовной политики в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы вновь составили гуманистические принципы Веймарской республики.
В Германской Демократической Республике (далее - ГДР) существовала иная практика исполнения наказания - воспитание в духе социализма посредством общественно полезного труда. Поэтому все мероприятия, проводимые в пенитенциарных учреждениях системы внутренних дел ГДР, были связаны с организацией трудовой деятельности заключенных [6].
После объединения Германии на всей территории страны стали действовать общие принципы уголовно-исполнительного права ФРГ, среди которых ресоциализация занимает ведущее место.
В настоящее время под ресоциализацией понимается процесс усвоения человеком норм, ценностей, ориентиров и эталонов поведения группы, позволяющий ему успешно адаптироваться к новым условиям жизни. Основная ее цель заключается в познании причин противоправного поведения, их преодолении и исправлении осужденного. Таким образом, ресоциа-лизация преступников представляет собой их вторичную социализацию, осуществляемую посредством изменения их жизненных установок, ценностей и поведения [9, с. 86].
Однако достаточно часто в полной мере ресоциализация заключенных не наступает, что обусловлено недостатками их воспитания и обучения. Поэтому в период отбывания наказания у таких преступников следует развивать уверенность в себе, умение избегать конфликтов, интеллектуальные способности и мотивацию к труду. В результате воздействия на личностные ресурсы осужденного у него формируется способность самостоятельно организовывать свою жизнь, принимать решения и высказывать собственную точку зрения.
Для достижения данных целей заключенные, содержащиеся под стражей в пенитенциарных учреждениях земли Бранденбург, по аналогии с жизнью на свободе, помимо прав, имеют ряд обязанностей, которые рассматриваются как часть их социальной ответственно-
сти. Осужденные, в свою очередь, считают, что наличие у них обязанностей есть признание их человеческого достоинства.
Для того чтобы ресоциализация преступников прошла успешно, в учреждениях уголовно-исполнительной системы земли Бранден-бург изучают их индивидуальные особенности посредством психологической диагностики, результаты которой обсуждаются с осужденными, после чего составляется план их реинтеграции в общество.
Кроме того, во время отбывания наказания в исправительных учреждениях каждый заключенный получает психотерапевтическую поддержку. Важное значение имеет работа, связанная с анализом и оценкой совершенного преступления, проводимая сотрудниками социальной службы. Осознание недопустимости повторного совершения преступлений усиливает мотивацию заключенного изменить свое поведение, порождает у него желание извиниться перед потерпевшим и возместить причиненный вред. При этом у него формируется умение принимать собственные решения, касающееся не только организации свободного времени (осужденные, например, должны сами выбирать виды спорта, которыми они хотят заниматься), но и обязанности трудиться. Понятно, что если работа является единственным источником дохода для осужденного, то он, скорее всего, будет трудиться, даже при отсутствии желания. Заметим, что финансовая поддержка заключенным оказывается не только в случаях, если они работают. Так, за обучение новым профессиям, участие в мероприятиях, связанных с отказом от алкогольной или наркотической зависимости, также выплачивается денежная компенсация. Несмотря на это, многие осужденные предпочитают работать, т. к. в процессе трудовой деятельности они могут свободно общаться с другими лицами, учиться правильно планировать свой рабочий день и т. д.
Особое внимание уделяется условиям проживания осужденных. Они могут проживать одни либо в так называемых товариществах (группах) по интересам (например, группа, свободная от наркотиков, спортивная группа, группа «присоединения», в которую преимущественно входят лица, чей срок заключения подходит к концу). В результате такого совместного проживания у заключенных развиваются социальные компетенции.
Кроме того, ресоциализации осужденных способствует проведение экскурсий, возмож-
21
ность пребывать вне исправительного учреждения в течение дня либо покидать его для того, чтобы посетить магазин, парикмахерскую, библиотеку, почту и др.
На протяжении всего периода отбывания наказания осужденного сопровождают сотрудники социальных служб юстиции и медицинские работники (при наличии показаний к лечению). Если он не окончил курс лечения в период содержания под стражей, то медицинские назначения продолжают выполняться в поликлиниках и больницах по месту его жительства.
В исправительных учреждениях заключенные приобретают профессии столяра, слесаря, маляра-штукатура, строителя, электротехника, энергетика, сварщика, садовода-озеленителя, менеджера. Наряду с этим они могут проходить курсы повышения компьютерной грамотности, программирования, онлайн-дизайна, изучения английского языка, а, кроме того, дистанционное обучение, принимать интернет-участие в работе форумов и мастер-классах. В ближайшей перспективе планируется обучение
1. Шапарь М.А. Опыт зарубежных стран в вопросе ресоциализации осужденных в пенитенциарный период // Вестн. Краснодар. унта МВД России. 2017. № 1(35).
2. Dürckheim C. von, Herrmann A. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland in: Sartorius 1. Verfassungs- und Verwaltungsgesetze der Bundesrepublik. München, 2017.
3. Gesetz über den Vollzug der Freiheitsstrafe und der freiheitsentziehenden Maßregeln der Besserung und Sicherung: gesetz vom 16.03.1976. URL: https://www. gesetze-im-internet.de/stvollzg/BJNR005810976.html
4. Bertram C. Kommentar zum Strafvollzugsgesetz. Neuwied, 1990.
5. Барышева К. А. Исторический анализ уголовной политики Гзрмании (1871-1945 гг.) // Право. Журнал высшей школы экономики. 2015. № 4.
6. Документы советской оккупационной зоны и Германской Демократической Республики (ГДР) 1945-1990 гг. URL: http: //www. documentarchiv.de/ddr.html.
7. Kaiser G., Kerner H.J., Schöch H. Strafvollzug: Eine Einführung in die Grundlagen, IVAuflage. München, 1972.
8. Gamal J. Geschichte des Strafvollzuges vom Altertum bis 1871 unter Einschluss der Entwicklung in England, Irland und den USA. München, 2005.
их профессиям, востребованным в цифровой экономике, например, менеджер по кибер-спорту или менеджер по контекстной рекламе, размещающий в поисковых системах объявления, содержание которых зависит от запросов пользователей. Документы, подтверждающие обучение, будут признаваться на всей территории Европейского Союза [8, с. 77-99].
Таким образом, германская модель исправления осужденных, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях, учитывает стремительное развитие цифровых технологий, влияющих на рынок труда.
В заключение следует отметить, что положительный опыт ресоциализации осужденных в Германии может быть использован при реформировании отечественной уголовно-исполнительной системы. Профессиональное обучение и индивидуально-воспитательная работа, проводимая на постоянной основе с каждым осужденным, должны стать приоритетными направлениями в сфере уголовно-исполнительного права России.
1. Shapar M.A. The experience of foreign countries in the matter of resozialisation of convicts in penal period // Bull. of the Krasnodar University of Russian MIA. 2017. № 1(35).
2. Dürckheim Constantin von; Herrmann, Alexander (ed.). Basic Law for the Federal Republic of Germany in: Sartorius 1. Constitutional and Administrative Laws of the Federal Republic, 10th edition. Munich, 2017.
3. On the execution of imprisonment and the deprivation of liberty measures of recovery and security (StVollzG): law d.d. March 16, 1976. URL: https://www. gesetze-im-internet. de/stvollzg/ BJNR005810976.html
4. Bertram Claus (ed.), Commentary on the Penal Law, 3rd revised edition. Neuwied,1990.
5. Barysheva K.A. The Historical Analysis of Anti-Criminal Policies in Germany (1871-1945) // Law. Journal High School of Economy. 2015. № 4.
6. Documents of the Soviet occupation zone and the German Democratic Republic (GDR) 1945-1990 URL: http: //www.documentarchiv.de/ ddr.html.
7. Emperor G., Kerner H.J., Schöch H. Prison: An Introduction to the Foundations, IV Edition. Munich, 1972.
8. Gamal J. History of the penitentiary from antiquity to 1871, including development in England, Ireland and the USA. Munich, 2005.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Фишер Хорст, руководитель отдела исполнения наказаний и социальных служб юстиции Министерства юстиции и защиты прав потребителей федеральной земли Бранденбург (Федеративная Республика Германия); e-mail: [email protected];
Сушина Татьяна Евгеньевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
H. Fischer, Head of the Department of corrections and social services of justice of the Ministry of justice and consumer protection of the Federal province of Brandenburg (Germany); e-mail: [email protected];
T.E. Sushina, Candidate of Law, Associate Professor of the Chair of Criminal Procedures and Law in Kutafin Moscow State Law University, e-mail: [email protected]
ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Преступность в Краснодарском крае : состояние и прогноз / К. В. Вишневецкий, Н. Ш. Козаев, А. А. Аведян и др. ; под ред. А. В. Симоненко. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2019. - 242 с.
В монографии проанализированы факторы, влияющие на преступность в Краснодарском крае, дана оценка криминологических показателей отдельных видов преступлений (против личности, в сфере экономики, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, против безопасности движения и эксплуатации транспорта, преступности несовершеннолетних, рецидивной, террористической и экстремистской преступности, преступности в сфере информационных технологий). Обобщены показатели раскрываемости преступлений и результаты судебной практики. Подготовлен научно обоснованный прогноз изменений преступности в Краснодарском крае.
Для сотрудников правоохранительных органов, профессорско-преподавательского состава, адъюнктов, аспирантов, курсантов, слушателей и студентов образовательных организаций юридического профиля.
Крзсниднрскнй у ниве рснтст МВД России
ПРЕСТУПНОСТЬ
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ:
СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ
Ч' &
А ^
•Sid* ■ \ Л
Щщиидар 2А1Ч
23