УДК 343.85
БО!: 10.18287/2542-047Х-2018-4-2-132-137
О. Н. Ежова*
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Статья посвящена рассмотрению существующих в зарубежных странах подходов к процессу возвращения заключенного в социум после освобождения из мест лишения свободы. В ней анализируются внешние и внутренние причины, мешающие успешной ресоциализации осужденных.
В результате проведенного анализа автор выделяет факторы, способствующие успешности процесса ресоциализации заключенных, среди которых главное место занимает социальная работа.
С учетом опыта зарубежных стран сделан вывод о необходимости долгосрочных целевых программ для эффективной ресоциализации определенных групп осужденных. Осужденные должны получать реальную и адресную помощь, причем не только после освобождения, но и во время отбывания ими наказания в виде лишения свободы.
Выводы, сформулированные в статье, могут быть использованы при создании программ ресоциализации осужденных в отдельных учреждениях уголовно-исполнительной системы или в социальных общественных организациях, а также при разработке нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность всей отечественной пенитенциарной системы.
Ключевые слова: ресоциализация, осужденный, социальная работа, освобождение по временной лицензии, институт менторства, финансовая грамотность.
Термин «ресоциализация» означает повторную попытку человека стать полноправным членом правового общества, так как первая попытка (обозначается термином «социализация») оказалась неудачной по ряду субъективных и объективных причин в том смысле, что преступление - это конфликт с обществом.
В отношении осужденных этот процесс начинается не с момента их освобождения из мест лишения свободы, а гораздо раньше - с момента их попадания в исправительные учреждения, и представляет собой сложный процесс, затрагивающий собой когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы их личности.
Причины, мешающие успешной ресоциализа-ции осужденных, можно разделить на две группы -внешние (объективные) и внутренние (личностные).
К внешним причинам можно отнести:
- отсутствие жилья и прописки;
- проблемы с трудоустройством (недостаточный выбор рабочих мест и нежелание работодателей принимать на работу людей, имеющих судимость);
- отсутствие средств для существования (низкая оплата труда за низкоквалифицированный труд);
- влияние представителей криминального сообщества на осужденного и стремление сохранить это влияние после освобождения;
- отсутствие слаженного взаимодействия (преемственности) в работе исправительных учрежде-
ний, колоний-поселений (в случае замены части срока на другие условия содержания), уголовно-исполнительных инспекций (в случае условно-досрочного освобождения), органов исполнительной власти муниципального образования, в котором будет проживать осужденный после освобождения, центров занятости и негосударственных общественных организаций.
К группе факторов, осложняющих ресоциали-зацию осужденных, можно отнести и то, что административный надзор за осужденными после освобождения осуществляется только при условии условно-досрочного освобождения, а за осужденными, полностью отбывшими назначенный им судом срок, которые, как правило, имеют низкий уровень правового сознания, надзора нет, что создает дополнительный риск рецидива.
К личностным причинам относятся:
- отсутствие специальности и уровня образования, необходимых, в соответствии с требованиями современного общества, для получения высокооплачиваемой работы;
- отсутствие опыта законного трудоустройства или неудачи при попытках устроиться на работу;
- проблемы со здоровьем, включая различные виды зависимостей и психических отклонений (почти треть осужденных нуждается не только в помощи психолога, части из них необходима психиатрическая помощь);
* © Ежова О. Н., 2018
Ежова Олеся Николаевна ([email protected]), кафедра пенитенциарной психологии и педагогики, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Российская Федерация, г. Самара, ул. Рыльская, 24 в.
- разрыв социальных связей осужденного с внешним миром (отсутствие семьи, друзей, родственников или их потеря);
- утрата умений и навыков ориентироваться в изменчивом мире;
- отсутствие знаний о тех процессах, которые происходят в обществе, и качествах, умениях и навыках, которые необходимы человеку для успешной адаптации к социуму, в котором он будет жить;
- изменение мотивационно-ценностной сферы личности осужденного под влиянием криминальной субкультуры;
- негативный опыт, связанный с насилием или социальной изоляцией.
Интересна практика иностранных государств, которая связана с нейтрализацией факторов, препятствующих успешной ресоциализации осужденных (заключенных).
Анализ программ ресоциализации осужденных (заключенных), разработанных в Германии, Норвегии и Нидерландах [1, с. 17-23], позволил сделать вывод о том, что эффективность этого процесса во многом зависит от того, оказывается или нет помощь осужденным в течение первых лет жизни после их освобождения из мест лишения свободы.
Как показывает современная российская практика, процесс ресоциализации, в основу которого положен только надзор за заключенным, контроль за его поведением, а оказание какой-либо действенной помощи не предполагается, обречен на неудачу. Подтверждением данного вывода служит тот факт, что свыше 50 % осужденных в исправительных учреждениях уже были ранее судимы (и этот показатель в России растет). В то же время для большинства зарубежных стран характерен сравнительно постоянный удельный вес осужденных рецидивистов (примерно 30 %) [2, с. 98].
Возможен вывод, что наилучшие результаты были получены с применением долгосрочных программ, в рамках которых осужденные получали реальную и адресную помощь, причем не только после освобождения, но и во время отбывания ими наказания в тюрьме. Программа должна быть ориентирована на существующую проблему заключенного, поэтому должен быть различный подход для ресоциализации определенных групп заключенных (имеющих психические отклонения, наркозависимых, не имеющих образования или специальности, женщин с детьми и т. д.).
Например, эффективность процесса ресоци-ализации в Федеративной Республике Германии объясняется следующими его особенностями [3, с. 22-54]:
1. Акцент делается на социальной работе, направленной на разрешение внешних причин рецидива преступлений. Социальная помощь заключается в оказании целенаправленной помощи лицам, имеющим проблемы с жильем, образованием, работой, зависимостью.
2. Социальная помощь носит комплексный (разветвленная сеть социальных учреждений) и непрерывный характер, в ней участвуют как государственные (финансируемые Министерством юстиции), так и негосударственные (финансируемые путем благотворительных взносов) организации, к которым относятся: социальные службы уголовно-исполнительных учреждений; специальные организации, которые оказывают помощь преступникам, которые осуждены условно; образовательные учреждения, в которых осужденные получают общую и профессиональную подготовку; консультационные пункты, в которых оказывают помощь осужденным, имеющим зависимость от наркотических и других психоактивных веществ; различные общественные организации, образованные религиозными конфессиями (римская католическая церковь (международный союз Каритас - германское отделение), евангелистская церковь (организация Диаконишес Верк в округе Крефельд) и др.), политическими партиями (например, социал-демократы создали благотворительную организацию по труду) и иными общественными организациями (Германский паритетный благотворительный союз и др.).
3. Комплекс мероприятий, целью которых является помощь условно осужденным: юридического характера (консультации); психологической направленности (помощь психолога, групповая работа, тренинги (например, «Жизнь без насилия» для осужденных, склонных к насильственным преступлениям)); социального характера (трудоустройство, обеспечение жильем, переквалификация, помощь и обучение планированию и ведению хозяйства, формирование умений и навыков, позволяющих успешно адаптироваться к социуму); воспитательная работа, стимулирующая преступника на сотрудничество с судом, примирение с потерпевшим, соблюдение закона.
4. Социальная помощь подозреваемым и обвиняемым на этапе судебного разбирательства, цель которой - выяснение обстоятельств совершения преступления и участие в принятии решения о возможности применения альтернативных мер наказания.
5. Социальная работа в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, выполняется штатом социальных работников. Кроме того, сотрудники тюрьмы в процессе своей подготовки в обязательном порядке получают умения и навыки организации социальной работы с осужденными (этому посвящен отдельный спецкурс). Общественные организации также оказывают осужденным социальную помощь. Цель социальной помощи заключается в поддержании связи осужденного с внешним миром, она различается на разных этапах отбывания осужденным своего наказания (при поступлении в тюрьму, в ходе отбывания им наказания и в процессе подготовки к
освобождению). При этом государственные и общественные организации не дублируют, а дополняют друг друга. Контроль за этим осуществляют сотрудники Министерства юстиции.
А. Д.Денисов считает, что успешность ресоциализации во многом зависит от того, насколько у осужденного во время отбывания наказания сохраняется связь с внешним миром [4]. В своей работе он ссылается на следующий опыт зарубежных стран:
- для положительно зарекомендовавших себя осужденных существует возможность при определенных условиях покидать исправительное учреждение. В Англии это делается с целью осуществления определенной деятельности, которую невозможно осуществить в месте отбывания наказания (так называемое «освобождение по временной лицензии»), кроме того, существует еще одна возможность: если заключенный не использовал большое количество свиданий, то он может подать прошение на проведение свидания, продолжительностью равного всему сэкономленному времени, на свободе;
- в Финляндии заключенным также разрешены выезды (отпуска), во время которых они покидают место, где отбывают наказание, а свидания с родственниками разрешены всегда;
- в Таиланде в рамках ежегодного проведения акции, которая носит название «Открытые двери», осужденный на протяжении недели может без ограничения общаться с родственниками.
Также следует дополнить, что в Англии для оказания помощи заключенным в процессе ресоциали-зации создан институт менторства. Функция этого института - помочь человеку в решении проблем, возникающих после освобождения из мест лишения свободы. К этой работе активно привлекаются как волонтеры, так и социальные работники.
В Монголии начиная с 2003 г. социальной работе с осужденными также стали уделять большое внимание. Цель социальной работы - формирование у осужденных умений и навыков жить в современном обществе самостоятельно [5, с. 38].
В Казахстане с этой целью организованы центры социальной реабилитации и адаптации, куда осужденные после освобождения могут обращаться за помощью.
Во Франции проблемой ресоциализации заключенных после освобождения при государственной поддержке занимаются многочисленные общественные организации.
Основные факторы, от которых зависит успех процесса ресоциализации - это обеспеченность жильем, трудоустройство и мотивация осужденных что-либо менять в своей жизни.
Проблема жилья в зарубежных странах решается по-разному. В некоторых странах муниципальные власти предоставляют заключенному после освобождения из мест лишения свободы временное жилье.
В ФРГ у осужденных, не имеющих собственного жилья, после освобождения из мест лишения свободы имеется возможность жить в переходном доме (срок проживания не превышает 18 месяцев). Для женщин, а также мужчин, которым не хватило места в переходном доме, снимаются квартиры.
В Азербайджанской Республике если у осужденного отсутствует собственное жилье, то после освобождения из мест лишения свободы он обеспечивается временным жильем. Эта возможность закреплена законодательно [6].
В Японии также законом закреплено функционирование общежитий, в которых осужденным предоставляется возможность временного проживания [7, с. 17].
Решение вопроса с трудоустройством также имеет свои особенности.
В Швейцарии, чтобы повысить шансы заключенного на рынке труда после освобождения, в исправительных учреждениях создаются небольшие производственные предприятия, которые налогом частично не облагаются [8, с. 26-27].
Содействие в трудоустройстве заключенным после освобождения оказывается во многих странах. Значение помощи в трудоустройстве трудно переоценить. От нее зависит возможность формирования у осужденного после освобождения законопослушного поведения (законное получение средств для существования; повышение самооценки; снижение уровня тревоги и неопределенности в жизни).
Существует еще ряд вопросов, которым следует уделять пристальное внимание при подготовке осужденного к освобождению из мест лишения свободы. Для успешной ресоциализации у осужденных необходимо сформировать умения и навыки планирования жизни. Для этого необходимо провести следующую работу:
- информирование осужденных о событиях и изменениях, проходящих в социуме, об особенностях функционирования определенных социальных институтов;
- программы по формированию у осужденных финансовой грамотности, от которой во многом зависит эффективность всего процесса ресоци-ализации (успешно реализовываются в Англии, США, Эфиопии), которые предполагают возможность получения бесплатной консультации (специалисты в режиме онлайн, телефонное консультирование, индивидуальное консультирование, информирование), участие в тренингах, обучение на курсах.
Финансовая грамотность должна включать в себя знания о налогах, о порядке получения пособий и компенсаций, умения и навыки производить операции со своими счетами (для заключенных открывались собственные счета в банках).
Целевые программы ресоциализации необходимы людям пожилого возраста, женщинам с
детьми, инвалидам, осужденным, которым требуется медицинская и психиатрическая помощь.
Обобщая опыт успешной ресоциализации заключенных в зарубежных странах, можно сделать следующие выводы, которые могут быть применены в нашей стране:
1. Исправление осужденных возможно путем их вовлечения в такие виды деятельности, как трудовая, учебная, игровая деятельность и общение. Осужденный должен быть максимально занят. В целях вовлечения в трудовую деятельность в исправительных учреждениях можно создавать небольшие производственные предприятия со льготным налогообложением или увеличить государственный заказ, который обеспечит занятость осужденным, позволит им зарабатывать денежные средства, необходимые им после освобождения, и будет способствовать развитию экономики страны.
2. Необходимо привлекать к оказанию социальной помощи осужденным общественные организации. В связи с тем, что эти организации могут иметь помимо социальной помощи еще и криминальные цели, а исправительное учреждение является режимным, то эти организации должны предварительно проходить тщательную проверку, а для усиления контроля за их деятельностью на территории исправительного учреждения следует увеличить количество начальников отрядов. В настоящее время на одного начальника отряда приходится от 60 до 100 осужденных, а в соответствии с Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2005 г. № 259 количество осужденных в отряде в зависимости от вида режима и численности осужденных должно быть в пределах 50-100 человек [9]. Такое наполнение отрядов затрудняет эффективность воспитательной работы начальника отряда с осужденными (оптимальное количество людей в группе, работа с которыми будет эффективной, составляет 25-30 человек).
3. За полгода до освобождения нужно осуществлять обучение осужденных, делая акцент на формировании у них социальных навыков и финансовой грамотности.
4. На законодательном уровне следует закрепить функционирование общежитий, в которых осужденным после освобождения из мест лишения свободы будет предоставляться возможность временного проживания в течение 6 месяцев при условии, что осужденный осуществляет попытки трудоустроиться.
5. Рекомендуется создать социальный институт, в рамках которого по принципу института менторства будет оказываться осужденным после освобождения помощь в решении их проблем, с активным участием в этой деятельности волонтеров. Эту функцию могут также выполнять и общественные организации при условии государственной поддержки.
6. Коммерческим организациям, которые готовы трудоустроить освободившихся из мест лише-
ния свободы, необходимо предоставлять определенные льготы.
Однако следует учитывать тот факт, что нельзя человека насильно сделать счастливым, а также нельзя заставить человека стать полноправным членом социума, соблюдать законы, честно трудиться, если он этого не захочет. В связи с этим не стоит переоценивать возможности мер, направленных на ресоциализацию осужденного, так как ответственность за свою жизнь может принять только сам осужденный. Без его участия все усилия государства и общества будут тщетны.
Человек стремится адаптироваться именно к той микросреде, социальные позиции которой совпадают с его собственными. Поэтому для успешной ре-социализации важно, чтобы осужденный увидел для себя преимущества законопослушного поведения.
Библиографический список
1. Пенитенциарные системы и пенитенциарные реформы в зарубежных странах: аналитический обзор / сост. А. Овсянникова, Э. Россман. М.: Центр стратегических разработок, 2017. 42 с.
2. Ежова О. Н. Рецидивная преступность как угроза безопасности общества // Пенитенциарное право и пенитенциарная безопасность: теория и практика: материалы III Международной научно-практич. конф / под общ. ред. Р. А. Ромашова. 2013. С.97-102.
3. Андреев Н. А., Морозов В. М., Ковалев О. Г., Дебольский М. Г., Морозов А. М. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект): учеб. пособие. М.: Права человека, 2001. 182 с.
4. Денисов А. Д. Опыт некоторых зарубежных стран в ресоциализации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы // Вестник Университета. 2014. № 12. С. 253-256.
5. Наваан Гантулга. Социальная работа в учреждениях по отбыванию наказания в виде лишения свободы в Монголии: ее особенности и актуальные проблемы // Ресоциализация осужденных в условиях развития гражданского общества: сб. материалов Международной научно-практич. конф. (11-12 декабря 2014 г.). Киров: ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2014. С. 38-47.
6. О социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания в пенитенциарных учреждениях: закон Азербайджанской Республики от 31 мая 2007 года № 353-ШГ (с изм. от 15.11.2011) // Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=17629 (дата обращения: 17.02.2018).
7. Гришко А. Я. Постпенитенциарная адаптация: опыт зарубежных стран // Ресоциализация осужденных в условиях развития гражданского общества: сб. материалов Международной научно-практич. конф. (11-12 декабря 2014 г.). Киров:
ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2014. С. 16-17.
8. Латышева Л. А. Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный и криминологический аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2015. 29 с.
9. Об утверждении положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 259 (с изм. от 15.08.2016). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.02.2018).
References
1. Penitentsiarnye sistemy i penitentsiarnye reformy v zarubezhnykh stranakh: analiticheskii obzor. Sost. A. Ovsiannikova, E. Rossman [Penitentiary systems and penitentiary reforms in foreign countries: an analytical review. Compliers A. Ovsyannikova, E. Rossman]. M.: Tsentr strategicheskikh razrabotok, 2017, 42 p. [in Russian].
2. Ezhova O. N. Retsidivnaia prestupnost' kak ugroza bezopasnosti obshchestva [Recurrent criminality as a threat to the security of society]. In the collected book: Penitentsiarnoe pravo i penitentsiarnaia bezopasnost: teoriia i praktika: materialy III mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Pod obshchei redaktsiei R. A. Romashova [Penitentiary Law and Penitentiary Security: Theory and Practice: materials of the III International Research and Practical Conference. R. A. Romashov (Ed.)], 2013, pp. 97-102 [in Russian].
3. Andreev N. A., Morozov V. M., Kovalev O. G., Debol'sky M. G., Morozov A. M. Resotsializatsiya osuzhdennykh v penitentsiarnykh uchrezhdeniyakh FRG (sotsial'no-psikhologicheskiy aspekt): ucheb. posobie [Resocialization of convicts in the penitentiary institutions of Germany (socio-psychological aspect): textbook]. M.: «Pravacheloveka», 2001, 182 p. [in Russian].
4. Denisov A. D. Opyt nekotorykh zarubezhnykh stran v resotsializatsii lits, osvobozhdaemykh iz mest lisheniya svobody [The experience of some foreign countries in the re-socialization of persons released from places of deprivation of liberty]. Vestnik Universiteta [Bulletin of the University], 2014, no. 12, pp. 253-256 [in Russian].
5. Navaan Gantulga. Sotsialnaia rabota v uchrezhdeniiakh po otbyvaniiu nakazaniia v vide lisheniia svobody v Mongolii: ee osobennosti i
aktualnye problemy [Social work in penitentiaries in the form of imprisonment in Mongolia: its features and current problems]. In: Resotsializatsiia osuzhdennykh v usloviiakh razvitiia grazhdanskogo obshchestva: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (11-12 dekabria 2014 g.) [Resocialization of convicts in conditions of development of civil society: collection of materials of the International research and practical conference (December 11-12, 2014)]. Kirov: FKOUDPO Kirovskii IPKR FSIN Rossii, 2014, pp. 3847 [in Russian].
6. O sotsialnoi adaptatsii lits, osvobozhdennykh ot nakazaniia v penitentsiarnykh uchrezhdeniiakh: zakon Azerbaidzhanskoi Respubliki ot 31 maia 2007 goda №353-IIIG (s izm. ot 15.11.2011) [Elektronnyi resurs] [On the social adaptation of persons released from punishment in penitentiary institutions: the law of the Republic of Azerbaijan dated May 31, 2007 No. 3534^ (as amended on November 15, 2011)]. In: Zakonodatelstvo stran SNG [Legislation of CIS countries]. Available at: http://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn=17629 (accessed 17.02.2018) [in Russian].
7. Grishko A. Ya. Postpenitentsiarnaia adaptatsiia: opyt zarubezhnykh stran [Post-penitentiary adaptation: the experience of foreign countries]. In: Resotsializatsiia osuzhdennykh v usloviiakh razvitiia grazhdanskogo obshchestva: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (11-12 dekabria 2014 g.) [Resocialization of convicts in conditions of development of civil society: collection of materials of the International research and practical conference (December 11-12, 2014)]. Kirov: FKOUDPO Kirovskii IPKR FSIN Rossii, 2014, pp. 16-17.
8. Latysheva L. A. Problemy resotsializatsii osuzhdennykh k lisheniiu svobody: ugolovno-ispolnitelnyi i kriminologicheskii aspekty: avtoref. dis ... kand. iurid. nauk [Problems of resocialization of prisoners to the deprivation of liberty: criminal-executive and criminological aspects: author's abstract of Candidate's of Juridical Sciences thesis]. Ekaterinburg, 2015, 29 p. [in Russian].
9. Ob utverzhdenii polozheniia ob otriade osuzhdennykh ispravitelnogo uchrezhdeniia Federalnoi sluzhby ispolneniia nakazanii: prikaz Ministerstva iustitsii Rossiiskoi Federatsii ot 30 dekabria 2005 g. № 259 (s izm. ot 15.08.2016) [On approval of the provision on detachment of convicted penitentiaries of the Federal Penitentiary Service: Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation dated December 30, 2005 № 259 (as amended 15.08.2016)]. Available at legal reference system «ConsultantPlus» (accessed 17.02.2018) [in Russian].
O. N. Ezhova*
FOREIGN EXPERIENCE OF THE ORGANIZATION OF THE PROCESS OF RESOSCALIZATION OF A SENTENCED TO IMPRISONMENT
The article is devoted to the consideration of existing approaches in foreign countries to the process of returning a prisoner to society after being released from places of deprivation of liberty. The article analyzes external and internal reasons that interfere with successful resocialization of convicts.
As a result of the analysis, the author identifies factors that contribute to the success of the process of resocialization of prisoners, among which social work is the main place.
For the effectiveness of re-socialization of certain groups of convicts, targeted programs are needed.
The conclusions formulated in the article can be used both in the development of re-socialization programs for convicts in certain institutions of the penitentiary system or in social public organizations, and in the development of regulatory and legal framework regulating the activities of the entire domestic penitentiary system.
Key words: resocialization, prisoner,social work,exemption under a temporary license, institute of mentoring, financial literacy.
* Ezhova Olesya Nikolaevna ([email protected]), Department of Penitentiary Psychology and Pedagogics, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24 v, Ryl'skaya Street, Samara, 443022, Russian Federation.